СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа "Человек"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Приобщение ребенка к социальному миру начинается с развития представлений о себе, с формирования навыков самообслуживания – это важные направления обучения ребенка с нарушениями развития, так как способность обслуживать себя необходима для независимой жизни любого человека.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "Человек"»

Пояснительная записка


Рабочая программа по предмету человек составлена с учетом общих целей изучения курса, определенных ФГОС ОО у/о и отраженных в АООП в варианте 2 ГБОУ «Специальная школа-интернат г.Усмань».

Приобщение ребенка к социальному миру начинается с развития представлений о себе, с формирования навыков самообслуживания – это важные направления обучения ребенка с нарушениями развития, так как способность обслуживать себя необходима для независимой жизни любого человека. Для освоения навыков самообслуживания ребенком с умственной отсталостью, с ТМНР требуется специально организованное обучение.

Цель обучения: повышение уровня самостоятельности и независимости в процессе самообслуживания, формирование представления о себе самом и ближайшем окружении.

Становление личности ребенка происходит при условии его активности, познания им окружающего мира, смысла человеческих отношений, осознания себя в системе социального мира. Социальную природу «я» ребенок начинает понимать в процессе взаимодействия с другими людьми, и в первую очередь со своими родными и близкими.

Программа по предмету «Человек» представлена следующими разделами: «Представление о себе», «Самообслуживание» («Гигиена тела», «Туалет», «Обращение с одеждой и обувью», «Прием пищи»).

Раздел «Представление о себе» включает следующее содержание: представления о своем теле, его строении, о своих двигательных возможностях, правилах здорового образа жизни (режим дня, питание, сон, прогулка, гигиена, занятия физической культурой и профилактика болезней), поведении, сохраняющем и укрепляющем здоровье, полезных и вредных привычках, возрастных изменениях.

Раздел «Самообслуживание» включает следующее содержание: формирование умений умываться, мыться под душем, чистить зубы, мыть голову, стричь ногти, причесываться и т. д; формирование умений ориентироваться в одежде, соблюдать последовательность действий при одевании и снятии предметов одежды; использование во время еды столовых приборов, питьё из кружки, накладывание пищи в тарелку, пользование салфеткой; формирование навыков обслуживания себя в туалете.

Большинство разделов включают задачи, требующие обучения отдельным операциям, например, при мытье рук ребенок учится удерживать руки под струей воды, намыливать руки и т.д. После того как ребенок их освоит, он учится соблюдать последовательность этих операций. Процесс обучения предусматривает поэтапность в плане усложнения самих навыков. Например, формирование гигиенических навыков начинают с обучения мытью рук, лица и заканчивают обучением мытью всего тела.

Основная воспитательная задача по данному разделу работы - привить детям навыки самостоятельности, изживать тенденцию к иждивенчеству в посильных для детей задачах по самообслуживанию, учить решать постоянно возникающие жизненные задачи, связанные с удовлетворением первоочередных потребностей. Учащиеся первых лет обучения приобретают первичные навыки по самообслуживанию, личной гигиене, детально отрабатываются все трудовые операции по санитарно - гигиеническим требованиям и самообслуживанию, аккуратному принятию пищи.

 В этой работе взрослый выступает образцом для умственно отсталых детей. На примере самообслуживания умственно отсталый ребенок осваивает несложные действия, такие как без помощи взрослого может одеться и раздеться, обуться, пользоваться туалетом и т.д. Здесь же используются специально организованные занятия с дидактическими игрушками, в которых дети учатся одевать, кормить, водить гулять. Кроме того, повышается роль коррекционно-развивающих занятий, на которых у детей корригируют нарушения моторной сферы, совершенствуют координацию движений, а также коррекционно-практических занятий, где дети учатся практическому выполнению культурно-гигиенических навыков.

Основной задачей обучения навыкам является целенаправленная подготовка к жизни, снижению уровня опеки со стороны взрослых, для формирования максимального уровня самостоятельности. Необходимым условием является создание атмосферы доброжелательного общения, совместная с деятельность, соответствующая уровню развития и индивидуальным особенностям. Поддерживается активность ребёнка, пресекается возможная агрессия.

Особенности курса: Курс формирует представления о человеке, о строении его тела, о видах деятельности, формирует осознание общности и различий с другими детьми. Развивает умение поддерживать образ жизни, соответствующий возрасту, потребностям и ограничениям здоровья, учит соблюдать режим дня с необходимыми оздоровительными процедурами. Ребёнок приобщается к нормам поведения в человеческом обществе.

Необходимо учить ребенка ставить долгосрочные и краткосрочные цели и задачи: например, научить проситься на горшок, научить самостоятельно идти в туалет, научить снимать одежду, научить надевать одежду, научить убирать за собой.

Особое внимание следует обратить на: самостоятельность в элементарных хозяйственно - бытовых делах, посильную помощь в уборке, умение ориентироваться в окружающей действительности, умение организовать свой досуг, развитие речи, отражение в словах и фразах своих действий.

Овладение простейшими навыками самообслуживания снижает зависимость «особого» ребёнка от окружающих, «работает» на укрепление его уверенности в своих силах. Поэтому, формирование минимально необходимых жизненно - практических навыков должно быть особо значимым.

У «особых» детей возможно успешное формирование последовательно усложняющихся навыков: гигиена тела, пользование туалетом, приём пищи, правильное обращение с продуктами питания, их элементарной обработки, одевание и раздевание, обувание и снятие обуви, уход за одеждой и обувью, поддержка в помещении порядка, уборка за собой игрушек, уход за домашними животными.

В дальнейшем детей учат уборке игрового уголка, дежурству по столовой, уходу за животными, труду на участке и т.д. Введение элементов трудовой деятельности играет большую роль в усвоении ребенком опыта действий с предметами, способствует пониманию роли каждого отдельного действия и логической последовательности действий.

Для всех «особых» детей значимым является овладение навыками самообслуживания, приспособление к жизни людей, к стилю жизни в обществе, для адаптации в микро социальной среде.

Эффективным приемом является привлечение положительного примера. Большое место занимают такие приемы, как рассматривание иллюстраций, чтение литературных произведений, использование песенок, потешек, пословиц, поговорок. Увлечь ребенка деятельностью по самообслуживанию можно, вызвав у него интерес к предмету. Очень действенными приемами является показ инсценировок с помощью игрушек настольного театра. Сюжет учитель придумывает сам. Навыки самообслуживания у детей формируются в играх с куклами, в процессе выполнения разнообразных действий (раздевание, одевание, причесывание), в дидактических играх. Учителю необходимо побуждать детей к взаимопомощи, используя пример тех, у кого уже воспитаны определенные навыки, учить внимательному, доброму отношению друг к другу. Особенно рекомендуется в условиях интерната организовать шефство старших учеников над младшими в целях воспитания у младших необходимых навыков опрятности и самообслуживания, а у старших учеников - умения ухаживать за младшими. Формированию у данной категории учащихся потребности участвовать в посильном для него труде способствует воспитанию у детей интереса к трудовой деятельности взрослых. Нужно обязательно подчеркнуть конечный результат труда. Так у детей складываются представления о том, что в основе каждого конкретного трудового процесса лежит удовлетворение той или иной потребности людей.

Интеллектуальное развитие детей с ТМНР различно.

Задачи к разделу «Представление о себе»:

- дать представления о собственном теле

- учить распознавать ощущения и обогащать свой сенсорный опыт

-учить соотносить себя со своим именем, своим изображением на фотографии, отражением в зеркале

-учить относить себя к определенному полу

-учить определять «моё» и «не моё», осознавать и выражать свои интересы, желания

- учить сообщать общие сведения о себе: имя, фамилия, возраст, пол, место жительства, свои интересы

-дать представления о возрастных изменениях человека

-учить определять свое самочувствие (как хорошее или плохое), локализировать болезненные ощущения и сообщать о них взрослым

Коррекционные задачи к разделу «Представление о себе»:

- создавать у детей предпосылки к развитию речи

- формировать артикуляционные способности

- формировать умение высказывать свои потребности с помощью жестов и мимики

- учить понимать обращённую речь

- формировать навыки адекватного реагирования на речь взрослого

- побуждать к эмоционально-звуковому выражению чувств

- учить пониманию речи и жестов

- развивать мышление и память в процессе общения со взрослым на основе обогащения представлений об окружающем

Задачи к разделу «Самообслуживание»:

- учить различать и называть: части тела (голова, глаза, волосы, нос, рот, зубы, уши, шея, грудь, живот, спина, плечи, руки, ноги, пальцы, ногти, колени)

- учить различать и называть предметы санитарии и гигиены: мыло, мыльница, мочалка, расческа, зубная щетка, зубная паста, ножницы, таз, ванна, полотенце

- учить выполнять действия, связанные с гигиеной тела: мыть, вытирать, чистить, полоскать, причесываться

- объяснять детям в доступной их пониманию форме, что быть чистым - красиво,

приятно и полезно для здоровья, а грязь способствует заболеваниям

- учить совершать под присмотром и с помощью утренний и вечерний туалет, мыть мылом руки, лицо, насухо вытираться; знать, где следует хранить предметы туалета: мыло, мыльницу, зубную щетку, пасту, расческу, полотенце

- закреплять умение различать и называть предметы одежды и обуви: носки, рубашки, трусы, носовой платок, штаны, платье, пальто, шапка, варежки, шарф, ботинки, галоши, валенки и т.д.

- закреплять навыки одевания и обувания под присмотром. Знать, как складывать и куда класть или вешать свою одежду

- уметь различать и называть предметы, нужные для приема пищи (ложка, тарелка, салфетка, стакан, кружка, солонка, блюдечко, клеенка и т.д.)

- закреплять навыки: мыть руки перед едой, правильно держать ложку, правильно ею пользоваться, не разливая еду. Уметь пережевывать пищу, уметь есть опрятно, не роняя еду на стол и на пол. Знать, что нельзя есть немытые ягоды, овощи и фрукты

- уметь различать и называть основные предметы питания (суп, каша, мясо, котлеты, картофель, рыба, яйцо, масло, сахар, соль, конфеты, белый хлеб, черный хлеб, кисель, компот, чай, пирожок и т.д.)

- учить садиться за стол и выходить из-за стола по разрешению. Выйдя из-за стола, задвигать за собою стул

- учить вовремя попросится в туалет и вымыть руки после туалета

- уметь ходить попарно и знать свое место на прогулке, участвовать в зарядке

- учить не сорить, бросать ненужные бумажки в корзину или ящик для мусора

Коррекционные задачи к разделу «Самообслуживание»:

- прививать детям навыки самостоятельности, изживать тенденцию к иждивенчеству в посильных для детей заданиях по самообслуживанию

- корректировать и развивать сенсорные и познавательные процессы, личностные качества ребенка

- корректировать нарушения эмоционально-личностной сферы

- развивать речь и обогащать словарь, мелкую моторику пальцев рук

-воспитывать трудолюбие, самостоятельность, терпеливость, настойчивость, любознательность

Основные формы и методы обучения - это практические уп­ражнения и опыты, зарисовки в тетрадях, экскурсии, беседы, ди­дактические игры, чтение пословиц и поговорок, народных примет, стихов, рассказов, рассматривание картин.

На всех уроках используются принципы наглядности, доступно­сти, практической направленности, коррекции. Каждый урок по­строен так, чтобы он мог доставить детям радость познания и вы­звать желание повторной встречи с учителем.


Описание места учебного предмета в учебном плане:

Курс «Человек» рассчитан на 17,5 часов (0,5 ч. в неделю).


Требования к результатам освоения образовательных программ представляют собой описание возможных личностных и предметных результатов образования данной категории обучающихся.

Описание возможных результатов обучения учащихся к разделу «Представления о себе»:

1)Формирование представлений о себе, осознание общности и различий с другими.

- представления о собственном теле

- распознавание своих ощущений и обогащение сенсорного опыта

- соотнесение себя со своим именем, своим изображением на фотографии, отражением в зеркале

- отнесение себя к определенному полу

- умение определять «моё» и «не моё», осознавать и выражать свои интересы, желания

- умение сообщать общие сведения о себе: имя, фамилия, возраст, пол, место жительства, свои интересы, хобби и др.

- представления о возрастных изменениях человека, адекватное отношение к своим возрастным изменениям

2) Умение поддерживать образ жизни, соответствующий возрасту, потребностям и ограничениям здоровья, поддерживать режим дня с необходимыми оздоровительными процедурами.

- формирование умений определять свое самочувствие (как хорошее или плохое), локализировать болезненные ощущения и сообщать о них взрослым

- умение соблюдать режимные моменты (чистка зубов утром и вечером, мытье рук после посещения туалета и перед едой)

Описание возможных результатов обучения учащихся к разделу «Самообслуживание»:

1) Умение решать постоянно возникающие жизненные задачи, связанные с удовлетворением первоочередных потребностей.

- умение обслуживать себя: одеваться и раздеваться, принимать пищу и пить, ходить в туалет и выполнять гигиенические процедуры

- умение сообщать о своих потребностях

- умение следить за своим внешним видом

- умение соблюдать режим дня, режимные моменты

- умение содержать в чистоте и определенном порядке свои вещи, рабочее место (парту), школьные принадлежности

2) Умение принимать посильное участие в повседневных делах в детском доме и в школе.

- умение выполнять доступные бытовые поручения (обязанности), связанные с уборкой, уходом за вещами

- умение выполнять работу качественно, в установленный промежуток времени и оценивать полученный результат, радоваться достижениям

- умение взаимодействовать с окружающими людьми в соответствии с общепринятыми нормами поведения, в доступной форме оказывать поддержку и взаимопомощь, сопереживать, сочувствовать и эмоционально реагировать на различные ситуации

Критерии оценивания результатов обучения:

Мониторинг результатов обучения проводится не реже одного раза в полугодие. В ходе обучения специалисты образовательной организации учитывают степень самостоятельности ребенка, т. е. оценивают уровень сформированности действий/операций и представлений, внесенных в СИПР. Например:

«выполняет действие самостоятельно»,

«выполняет действие по инструкции» (вербальной или невербальной),

«выполняет действие по образцу»,

«выполняет действие с частичной физической помощью»,

«выполняет действие со значительной физической помощью»,

«действие не выполняет»,

«узнает объект»,

«не всегда узнает объект»,

«не узнает объект».

Результаты образования за оцениваемый период оформляются описательно в виде характеристики. На основе этой характеристики составляется СИПР на следующий учебный период.

Итоговые достижения обучающихся с умственной отсталостью определяются индивидуальными возможностями ребенка с тяжелыми и множественными нарушениями развития и тем, что его образование направлено на максимальное развитие жизненной компетенции.

Содержание учебного предмета:

Представления о себе.

Идентификация себя со своим именем, своей половой принадлежности (как мальчика или девочки). Представление о частях тела. Представление о лице человека. Представление о строении человека. Представление о состоянии своего здоровья, важности соблюдения режима дня и правил личной гигиены. Называние своего возраста, даты рождения. Представление о возрастных изменениях человека. Называние своего имени и фамилии. Представление о занятиях в свободное время. Рассказ о себе.

Гигиена тела.

Различение вентилей с горячей и холодной водой. Регулирование напора струи воды. Смешивание воды до комфортной температуры. Вытирание рук полотенцем. Соблюдение последовательности действий при мытье и вытирании рук (открывание крана, регулирование напора струи и температуры воды, намачивание рук, намыливание рук, смывание мыла с рук, закрывание крана, вытирание рук). Подстригание ногтей ножницами. Вытирание лица. Соблюдение последовательности действий при мытье и вытирании лица. Очищение носового хода. Чистка зубов. Полоскание полости рта. Соблюдение последовательности действий при чистке зубов и полоскании полости рта. Расчесывание волос. Соблюдение последовательности действий при мытье и вытирании волос. Мытье ушей. Чистка ушей. Вытирание ног. Соблюдение последовательности действий при мытье и вытирании ног. Соблюдение последовательности действий при мытье и вытирании тела. Мытье интимной зоны.

Обращение с одеждой и обувью.

Расстегивание липучки, молнии, пуговицы, ремня, кнопки, развязывание шнурков. Снятие предмета одежды (например, кофты, захват кофты за край правого рукава, стягивание правого рукава кофты, захват кофты за край левого рукава, стягивание левого рукава кофты). Снятие обуви (например, ботинок, захват рукой задней части правого ботинка, стягивание правого ботинка, захват рукой задней части левого ботинка, стягивание левого ботинка). Соблюдение последовательности при раздевании (например, верхней одежды, снятие варежек, снятие шапки, расстегивание куртки, снятие куртки, расстегивание сапог, снятие сапог). Надевание предмета одежды. Обувание обуви. Соблюдение последовательности действий при одевании комплекта одежды (например, колготки, юбка, футболка, кофта). Застегивание (завязывание): липучки, молнии, пуговицы, кнопки, ремня, шнурка. Контроль своего внешнего вида. Различение лицевой и изнаночной, передней и задней стороны одежды, верха и низа одежды. Различение правого и левого ботинка (сапога, тапка). Выворачивание одежды.

Туалет.

Сообщение о желании сходить в туалет. Сидение на унитазе. Пользование туалетной бумагой. Соблюдение последовательности действий в туалете (поднимание крышки, опускание сидения, спускание одежды – брюк, колготок, трусов, сидение на унитазе/горшке, пользование туалетной бумагой, одевание одежды – трусов, колготок, брюк, мытье рук).

Прием пищи.

Сообщение о желании пить. Питье через соломинку. Питье из кружки/стакана (захват кружки/стакана, поднесение кружки/стакана ко рту, наклон кружки/стакана, втягивание / вливание жидкости в рот, опускание кружки/стакана на стол. Наливание жидкости в кружку. Сообщение о желании есть. Еда руками. Еда ложкой (захват ложки, зачерпывание ложкой пищи из тарелки, поднесение ложки с пищей ко рту, снятие с ложки пищи губами, опускание ложки в тарелку). Еда вилкой (захват вилки, накалывание кусочка пищи, поднесение вилки ко рту, снятие губами с вилки кусочка пищи, опускание вилки в тарелку). Использование вилки во время приема пищи (наполнение вилки гарниром). Использование салфетки во время приема пищи. Накладывание пищи в тарелку.

Рабочая программа построена на основе концентрического подхода, особенность которого состоит в учете повторяемости пройденного учебного материала и постепенности ввода нового. Содержание программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне.

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности

Тема

Кол-во часов

Основные виды учебной деятельности

1

Представления о себе.

3,5

Формирование представления и интереса к изучению себя, своего тела и своих возможностей. Дать первичные знания о строении собственного тела, о своих двигательных возможностях. Изучить с ребёнком разделы здорового образа жизни: режим, питание, прогулки, сон, гигиену, занятия физкультурой на уровне доступного понимания.

Формировать поведение, сохраняющее и укрепляющее здоровье; формировать понимание своего нового статуса.

2

Гигиена тела

4

Формирование представлений о собственном теле, о гигиене, о правилах ухода за разными частями тела.

Закрепить представления о гигиене тела. Учить правильно умываться, мыть руки, уши, чистить зубы, причёсываться.

Вырабатывать потребность содержания тела, волос, ногтей в чистоте. Познакомить с пользой чистоты для здоровья. Учить правильно чистить зубы. Учить проявлять инициативу на основе собственного жизненного опыта и представлений, расширять словарный запас обучающегося.

3

Обращение с одеждой и обувью.

4

Формирование умения ориентироваться в одежде, последовательно одеваться, раздеваться, выбирать одежду по сезону. Изучать виды и предметы одежды людей. Формировать представления о назначении одежды и обуви, учить различать верхнюю одежду по сезонам. Знакомить с последовательностью одевания/раздевания. Учить самостоятельно одеваться/раздеваться. Развивать умения слушать и понимать учителя, отвечать на вопросы учителя.

4

Туалет.

2

Формирование навыка посещения туалета в правильной последовательности. Закреплять навык посещения туалета. Изучать последовательность действий для оправления нужд, использования туалетной бумаги, нажимание кнопки слива воды, обязательное мытьё рук с мылом последним действием.

5

Прием пищи.

4

Формирование представлений о правильном использовании столовых приборов, салфетки во время приёма пищи. Расширять область знаний ребёнка о разнообразии блюд питания для завтрака, обеда. Учить пользоваться ложкой, вилкой, салфеткой. Знакомить с правилами безопасного питья.



17,5


Материально-техническое оснащение учебного предмета «Человек» включает:

- предметные и сюжетные картинки, фотографии

- пиктограммы и видеозаписи действий, правил поведения и т.д.

-видеоматериалы, презентации, мультипликационные фильмы, иллюстрирующие взаимоотношения

- рабочие тетради с изображениями контуров взрослых и детей для раскрашивания, вырезания, наклеивания

- обучающие компьютерные программы, способствующие формированию у детей доступных представлений о ближайшем социальном окружении

- технические средства: компьютер, планшет и другое мультимедийное оборудование

- необходимые пособия: тарелки, ложки, чашки, блюдца, тазы, щетки, лопатки

- специально изготовленные полотна для обучения шнурованию, застегиванию пуговиц, кнопок, молний, картины, таблицы

- предметы санитарии и гигиены (мыло, мочалки, расчески, полотенца, зубные щетки, пасты и др.)

- предметные и сюжетные картинки, фотографии, пиктограммы с изображением действий, операций самообслуживания, используемых при этом предметов

- видеофильмы, презентации, игрушки

- стеллажи для наглядных пособий, зеркала настенные и индивидуальные, столы, стулья