9 класс.
На реализацию рабочей программы по предмету «Черчение» в учебном плане МБОУ СОШ № 67 имени героя России В.В.Замараева отведен 1 час в неделю за счет части, формируемой участниками образовательных отношений, с целью подготовки обучающихся к поступлению в инженерно-технические профессиональные образовательные учреждения; всего 34 часа (1 час в неделю, 34 учебных недели в 9 классе). Рабочая программа по предмету «Черчение» разработана на основе
Ботвинников А.Д. Черчение. 9 класс: учебник для общеобразовательных организаций/ А.Д. Ботвинников, В.Н. Виноградов, И.С. Вышнепольский. – 4-е изд., стереотип. - М.: Дрофа; Астрель, 2019
основные правила построения линий пересечения простейших геометрических образов;
основные правила выполнения, чтения и обозначения видов, сечений и разрезов на комплексных чертежах;
условные обозначения материалов на чертежах;
основные типы разъемных и неразъемных соединений (на уровне знакомства);
условные изображения и обозначения резьбы на чертежах;
особенности выполнения чертежей общего вида и сборочных; условности и способы упрощения на чертежах общего вида и сборочных;
особенности выполнения архитектурно-строительных чертежей;
основные условные обозначения на кинематических и электрических схемах;
место и роль графики в процессе проектирования и создания изделий (на пути «от идеи – до изделия»).
Учащиеся должны уметь:
правильно выбирать главное изображение, оптимальное количество изображений, типы изображений на комплексном чертеже (или эскизе) модели, детали, простейшей сборочной единицы;
выполнять необходимые виды, сечения и разрезы на комплексных чертежах несложных моделей и деталей;
выполнять чертежи простейших стандартных деталей с резьбой и их соединений;
читать и деталировать чертежи несложных сборочных единиц, состоящих из трех – шести деталей;
ориентироваться на схемах движения транспорта, планах населенных пунктов и других объектов;
читать и выполнять простые кинематические и электрические схемы;
читать несложные архитектурно-строительные чертежи;
пользоваться государственными стандартами (ЕСКД), учебником, учебными пособиями, справочной литературой;
выражать средствами графики идеи, намерения, проекты;
применять полученные знания при решении задач с творческим содержанием (в том числе с элементами конструирования).
9 класс.
Правила выполнения наложенных и вынесенных сечений. Обозначение сечений. Правила графического обозначения материалов на сечениях.
Разрезы. Различия между разрезами и сечениями. Простые разрезы (горизонтальные, фронтальные и профильные). Обозначение разрезов. Соединение части вида с частью разреза. Местный разрез. Особые случаи разрезов. Тонкие стенки и спицы на разрезе. Применение разрезов в аксонометрических проекциях.
Выбор необходимого и достаточного количества изображений на чертежах и главного вида. Условности и упрощения на чертежах. Чтение и выполнение чертежей, содержащих изученные условности. Практическая работа на закрепление изученного материала, а также навыков рационального выбора количества изображений с использованием условностей и простановки размеров.
Разъемные соединения деталей (болтовые, шпилечные, шпоночные и штифтовые). Неразъемные соединения (сварные, паяные, клеевые и заклепочные). Резьбовые соединения. Изображение резьбы на стержне и в отверстии. Обозначение метрической резьбы. Упрощенное изображение резьбовых соединений. Чертежи болтовых соединений.
Упрощенное изображение резьбовых соединений. Стандарты и справочный материал. Чертежи штифтовых соединений. Чтение чертежей, содержащих изображения изученных соединений деталей. Чертежи шпоночных и штифтовых соединений. Сборочные чертежи (спецификация, номера позиций и др.). Основные требования к разделам на сборочных чертежах. Условности и упрощения на сборочных чертежах.
Особенности простановки размеров на сборочных чертежах. Практическая работа. Чтение сборочных чертежей. Понятие о деталировании. Выполнение чертежей деталей сборочной единицы. Решение задач с элементами конструирования.
Назначение и особенности архитектуроно-строительных чертежей: фасады, планы, разрезы, масштабы. Размеры на строительных чертежах. Условные изображения дверных и оконных проемов, санитарно-технического оборудования. Чтение несложных строительных чертежей. Работа со справочником.
Графические изображения, применяемые на практике.
№ | Тема урока | Элемент содержания урока | Характеристика основных видов деятельности учеников |
Введение |
| Обобщение сведений о способах проецирования | Проецирование. Центральное и параллельное проецирование. Прямоугольные проекции. Выполнение изображений предметов на одной, двух и трех взаимно перпендикулярных плоскостях проекций. Расположение видов на чертеже и их названия: вид спереди, вид сверху, вид слева. Определение необходимого и достаточного числа видов на чертежах. Понятие о местных видах | Чтение чертежа и построение чертежа в трёх видах по двум заданным. Рис 161. Стр.125-127 |
Сечения и разрезы |
2 | Понятие о сечении. Наложенные сечения | Назначение сечений и правила их выполнения. Виды сечений. | Построение наложенных сечений (с использованием кальки по индивидуальным карточкам-заданиям) Стр. 128-132 |
3 | Вынесенные сечения | Правила выполнения и обозначения вынесенных сечений | Построение вынесенного сечения (по индивидуальным карточкам. Стр. 132-135. |
4, 5 | Графическая работа №1 «Сечения» | Повторение по теме «Сечения» | Графическая работа (построение сечений). .). Стр.136. Упр. Рис. 177 |
6 | Разрезы | Назначение разрезов. Отличие разрезов от сечений. Правила выполнения разрезов | Решение заданий. Стр.137-140. Упр.48 |
7,8 | Простые разрезы. Фронтальный разрез | Классификация разрезов. Правила выполнения фронтального разреза | Построение фронтального разреза (фронтальное задание). Рис. 184. Стр.141-145 |
9 | Профильный разрез | Правила выполнения профильного разреза | Построение профильного разреза. Рис. 185 |
10 | Горизонтальный разрез | Правила выполнения горизонтального разреза | Построение горизонтального разреза. Рис. 188 Стр.141-145 |
11,12 | Графическая работа №2 «Простые разрезы» | Повторение по теме «Простые разрезы» | Выполнение чертежа предмета с применением необходимых разрезов (индивидуально по карточкам-заданиям). Стр146. Рис188 |
13,14 | Соединение части вида и части разреза | Правила соединения части вида и части разреза. Особые случаи разрезов | Упражнения на соединение части вида и части разреза. .). Стр.147-151 |
15,16 | Разрезы в аксонометрических проекциях | Правила выполнения разреза в аксонометрической проекции | Построение аксонометрической проекции детали с вырезом ¼ её части (фронтально). Стр.152-153 |
17,18 | Графическая работа №3,4 «Чертёж детали с применением разреза» | Повторение материала по темам: «Простые разрезы» и «Разрезы в аксонометрических проекциях» | Построение чертежа предмета с применением целесообразных разрезов (индивидуально по карточкам-заданиям). Стр. 154 |
Сборочные чертежи |
19 | Выбор количества изображений и главного изображения. Условности и упрощения на чертежах | Положение детали должно давать полное представление о форме и размерах при рациональном использовании поля чертежа | Определение рациональности выполнения чертежа. Условности и сокращения. Стр. 156-158 |
20 | Графическая работа №5 «Устное чтение чертежа» | Закрепление навыков по теме. | Чтение чертежа. Построение технического рисунка (в тетради). Стр.159 |
21 | Графическая работа №6 «Эскиз с натуры» | Закрепление навыков по теме | Выполнить эскиз детали с натуры и построить целесообразный разрез. Стр.160 |
22, 23 | Сборочные чертежи. Общие сведения о соединениях деталей. | Общие сведения о соединениях деталей. Изображение и обозначение резьбы. Виды соединений деталей. Стандарты. Шпильки, болты. | Изображение резьбы и обозначение различных видов резьб. Стр.161-167 |
24 | Графическая работа №7 «Эскиз резьбового соединения» | Закрепление знаний по теме «Резьбовые соединения» | Выполнение эскиза резьбового соединения. Стр. 167-169. Упр.Рис.217 |
25 | Общие сведения о штифтовых и шпоночных соединениях | Правила выполнения чертежей штифтовых и шпоночных соединений | Выполнение эскиза шпоночного соединения. Стр. 171-178. Рис. 225 |
26 | Графическая работа №8 «Эскиз шпоночного соединения» | Закрепление знаний по теме «Штифтовые и шпоночные соединения» | Выполнение эскиза шпоночного соединения (индивидуально по карточкам – заданиям). Стр.175. Упр.Рис.225 |
27 | Чтение сборочных чертежей | Алгоритм чтения сборочных чертежей. Условности и упрощения на сборочных чертежах | 1.Чтение сборочных чертежей на рис. 244 -248. 2. Чтение чертежей (индивидуально по карточкам – заданиям). Стр.185-189 |
28 | Понятие о деталировании | Процесс создания эскизов деталей по сборочным чертежам | Составление эскизов деталей посредством деталирования. Стр. 200-207. Рис. 240, 244 |
29 | Графическая работа №9 «Деталирование» | Повторение материала по теме: «Деталирование» | Составление эскизов деталей посредством деталирования (индивидуально по карточкам – заданиям). Стр.208 |
30 | Основные особенности строительных чертежей | Основные правила изображений на строительных чертежах. Графические изображения элементов зданий и деталей внутреннего оборудования | Составление конспекта по теме урока. Стр. 211-217 |
Чтение строительных чертежей |
31 | Правила чтения строительных чертежей | Алгоритм чтения чертежей | Чтение чертежей по учебным таблицам (фронтально). Стр.217 |
32 | Практическая работа №10 «Чтение строительного чертежа» | Повторение по теме: «Правила чтения строительных чертежей» | Чтение строительных чертежей (индивидуально по карточкам – заданиям). Стр. 218 |
33, 34 | Контрольная графическая работа №11 | Закрепление ЗУНов, полученных при изучении курса черчения | Чертёж сборочной единицы (индивидуально по карточкам – заданиям) |