Муниципальное общеобразовательное
учреждение «Серебряно-Прудская средняя образовательная школа имени маршала В.И. Чуйкова»
Утверждена
приказом № от 01.09.2019 г.
Рабочая программа
Чтение
для обучающихся с расстройствами аутистического спектра
(вариант 8.3)
3 класс
Составитель:
учитель высшей кв. категории
Бычкова Ирина Алексеевна
«Согласовано»
Заместитель директора по УВР
______________ /Павлихина Т.А./
«___» сентября 2019 г.
2019 - 2020 учебный год
1. Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ОВЗ, адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра (вариант 8.3) МОУ «Серебряно-Прудская СОШ имени маршала В.И. Чуйкова»
Адресность: ученица Тишининова Арина
2. Место курса в учебном плане
На изучение предмета «Чтение» в 3 классе отводится 1,5 часа в неделю, курс рассчитан на 51 час (34 учебные недели), 68 уроков/51ч.
3. Планируемые результаты освоения программы
Освоение обучающимися с РАС, осложненными легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) АООП, которая создана на основе ФГОС, предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных.
Личностные результаты
проявление эмоционального отклика на произведения литературы;
способность давать элементарную нравственную оценку своим и чужим поступкам;
способность поддерживать коммуникацию со взрослыми и сверстниками;
способность обращаться за помощью;
владение разнообразными средствами коммуникации;
элементарные представления о смысле некоторых нравственных понятий (правда, ложь, добро, трудолюбие и др.), отражённых в литературных произведениях;
уважительное и бережное отношение к людям труда и результатам их деятельности
Предметные результаты
Минимальный уровень:
правильно читать текст по слогам с постепенным переходом к плавному чтению целым словом двух- и трёхсложных слов;
отвечать на вопросы по фактическому содержанию прочитанного текста;
определять главных действующих лиц произведения;
соотносить иллюстрацию с определённым отрывком прочитанного и предварительно разобранного текста;
пересказывать текст или его часть с опорой на картинный план или вопросы;
определять особенности интонации, соответствующей характеру и поступкам героев (после предварительного разбора);
выразительно читать наизусть 3 - 5 стихотворений.
Достаточный уровень:
правильно читать вслух целыми словами;
выразительно читать наизусть 5 - 7 стихотворений;
давать элементарную оценку поступков героев и событий;
читать текст по ролям с использованием некоторых средств устной выразительности (после предварительного разбора)
Результаты могут уточняться и конкретизироваться с учетом индивидуальных особенностей обучающихся.
4. Содержание и направления работы
Для 2 – 4 классов содержание курса «Чтение» описывается разделами: содержание чтения (круг чтения), примерная тематика произведений, жанровое разнообразие, навык чтения, работа с текстом, внеклассное чтение. Учебный материал в предложенных разделах, располагается по принципу «от простого к сложному» и, в достаточной степени, формирует основы чтения необходимые, как для успешного продолжения образования на следующих ступенях обучения, так и для подготовки обучающихся данной категории к самостоятельной жизни в современном обществе.
Содержание чтения (круг чтения)
Произведения устного народного творчества (пословица, скороговорка, загадка, потешка, закличка, песня, сказка). Небольшие рассказы и стихотворения русских и зарубежных писателей о природе родного края, о жизни детей и взрослых, о труде, о народных праздниках, о нравственных и этических нормах поведения. Статьи занимательного характера об интересном и необычном в окружающем мире, о культуре поведения.
Примерная тематика произведений
Произведения о Родине, родной природе, об отношении к природе, к животным, труду, друг другу; о жизни детей, их дружбе, товариществе; произведения о добре и зле.
Жанровое разнообразие
Сказки, рассказы, стихотворения, пословицы, поговорки, чистоговорки, загадки, считалки, потешки.
Правильность чтения. Чтение простых слов без искажения их звукового состава и с правильной постановкой ударения. Чтение многосложных слов и слов со стечением согласных без искажения их звукового состава и правильной постановкой ударения после предварительной отработки.
Беглость чтения. Переход к чтению целым словом. Послоговое чтение слов, трудных по семантике и слоговой структуре, после предварительной отработки. Переход с орфографического на орфоэпическое чтение односложных и двухсложных слов. Чтение текстов молча с выполнением заданий учителя после предварительного анализа текста и прочтения его вслух.
Осознанность чтения. Ответы на вопросы по содержанию прочитанного текста. Выборочное чтение для ответа на вопрос или соотнесения прочитанного текста с иллюстрацией. Нахождение в тексте информации по заданию учителя или по заданию, представленному в учебнике. Объяснение поступков действующих лиц и их элементарная оценка с опорой на вопросы учителя, личный опыт. Выявление основной мысли прочитанного текста в процессе коллективной работы с помощью наводящих вопросов учителя. Толкование смысла пословиц с опорой на прочитанное произведение или личный опыт. Сравнение произведений, одинаковых по теме, поступкам героев, идее произведения с опорой на вопросы учителя.
Выразительность чтения. Чтение с интонацией и паузами, соответствующими знакам препинания в предложении. Чтение с интонацией, соответствующей характеру героя, после предварительной подготовки. Выразительное чтение по ролям небольших отрывков после предварительной подготовки. Выразительное чтение стихотворений наизусть с опорой на образец чтения, показанный учителем.
Работа с текстом. Объяснение значения слова с опорой на наглядный материал после предварительного разбора. Нахождение в тексте незнакомых слов и обращение за разъяснениями к учителю или одноклассникам. Установление последовательности событий или поступков, описанных в произведении. Сравнение поведения в схожих ситуациях персонажей разных произведений. Элементарная оценка поступков героев и их характеров. Обмен впечатлениями, элементарными суждениями по содержанию прочитанного и разобранного текста. Пересказ текста по частям близко к тексту с опорой на картинный план или без него. Нахождение в тексте произведения слов и выражений, характеризующих героев, и использование их в пересказе. Восстановление содержания прочитанного произведения по опорным словам и иллюстрации. Ориентировка в книге по оглавлению.
Внеклассное чтение.
Выбор из классной библиотечки или школьной библиотеки книг, связанных с произведениями, читаемыми на уроке; самостоятельное их прочтение. Называние автора и заглавия самостоятельно прочитанной книги. Ознакомление с новыми книгами по иллюстрации на обложке и названию. Прогнозирование содержания книги по её основным элементам. Запись в школьную библиотеку. Знакомство с расстановкой книг в библиотеке по темам или авторам (систематический и алфавитный каталоги).
Учебно-методический комплект:
Чтение. 3 класс. В 2 частях. Авт.-сост. Ильина С.Ю., Аксёнова А.К., Головкина Т.М. и др.
Чтение. Рабочая тетрадь. 3 класс. В 2 частях Головкина Т. М.
5. Календарно-тематическое планирование
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Дата |
план | факт |
Здравствуй, школа! (4 часа) |
1 | 1. М. Садовский «Сентябрь». По В. Воскобойникову «Веселая улица». | 1 | 03.09 | |
2 | 2. В. Берестов «Первое сентября». По В. Драгунскому «Завтра в школу». | 0,5 | 05.09 | |
3 | 3. По Э. Шиму «Пятерки». В. Бирюков «Кто лучшим будет». | 1 | 10.09 | |
4 | 4. По В.Хомченко «Обида». А. Аксенова «Наша учительница». Школьные загадки. | 0,5 | 12.09 | |
Осень наступила (6 часов) |
5 | 1. О. Высотская «Осень». По Ю. Ковалю «Последний лист». А. Толстой «Осень. Обсыпается весь наш бедный сад…». | 1 | 17.09 | |
6 | 2. По Н. Сладкову «Сентябрь на дворе». В. Степанов «Воробей». | 0,5 | 21.09 | |
7 | 3. По А. Баркову «Лето на веревочке». Е. Благинина «Улетают, улетели…». | 1 | 24.09 | |
8 | 4. По Л.Воронковой «За кормом для птиц». Г. Ладонщиков «В октябре». | 0,5 | 28.09 | |
9 | 5. По Н. Сладкову «Страшный невидимка». А. Плещеев «Осень наступила». | 1 | 01.10 | |
10 | 6. По Н. Абрамцевой «Сказка об осеннем ветре». Осенние загадки. | 0,5 | 05.10 | |
Учимся трудиться (7часов) |
11 | 1. Ю. Тувим «Все для всех». По Д. Габе «Работа». | 1 | 08.10 | |
12 | 2. В. Орлов «Мои помощники». По А. Потаповой «Бабушка и внучка». | 0,5 | 12.10 | |
13 | 3. Б. Заходер «Повара». По М. Дружининой «Сюрприз». | 1 | 15.10 | |
14 | 4. О. Высотская «Маргаритка». По В. Хомченко «Пуговица». | 0,5 | 19.10 | |
15 | 5. Г. Ладонщиков «Портниха». В. Осеева «Пуговица». | 1 | 22.10 | |
16 | 6. По В. Голявкину «Как я помогал маме мыть пол». По С. Баруздину «Как Алешке учиться надоело». | 0,5 | 26.10 | |
17 | 7. Дж. Родари «Чем пахнут ремесла». | 1 | 09.11 | |
Ребятам о зверятах (7 часов) |
18 | 1. По Е. Чарушину «Лисята». Е.Тархановская «Заяц». | 0,5 | 12.11 | |
19 | 2. По М. Пришвину «Еж». Смешинка А. Богдановой. По А. Баркову «Материнская забота». | 1 | 16.11 | |
20 | 3. По Г. Снегирёву «Белёк». В. Приходько «Пин и Гвин». | 0,5 | 19.11 | |
21 | 4. По Б. Житкову «Галка». По В. Гаранжину «Куринный воспитанник». | 1 | 23.11 | |
22 | 5. По М. Тарловскому «Добрый волк». По Н. Носову «Живая шляпа». | 0,5 | 26.11 | |
23 | 6. По Н. Павловой «Котята». В. Берестов «Кошкин щенок». | 1 | 30.11 | |
24 | 7. По М. Пляцковскому «Сердитый дог Буль». | 0,5 | 03.12 | |
Чудесный мир сказок (5 часов) |
25 | 1. Русская народная сказка «Лиса и журавль». Русская народная сказка «Храбрый баран» | 1 | 07.12 | |
26 | 2. Русская народная сказка «Лиса и тетерев». Украинская народная сказка «Овечка и волк» | 0,5 | 10.12 | |
27 | 3. Башкирская народная сказка. «Медведь и пчелы». Таджикская народная сказка «Тигр и лиса». | 1 | 14.12 | |
28 | 4. Французская народная сказка. «Лиса и куропатка». Абхазская народная сказка «Куцый хвост». | 0,5 | 17.12 | |
29 | 5. Удмуртская народная сказка «Глупый котенок». | 1 | 21.12 | |
Зимушка-зима (10 часов) |
30 | 1. Русская народная песня «Ой ты, зимушка-зима!». По В. Бианки «Заяц, Косач, Медведь и Дед Мороз» | 0,5 | 24.12 | |
31 | 2. М. Садовский «Декабрь». По Л. Воронковой «Как елку наряжали» | 1 | 28.12 | |
32 | 3. С. Попов «В новогоднюю ночь». По А. Усачеву «Как Дед Мороз сделал себе помощников». | 0,5 | 14.01 | |
33 | 4. По А. Потаповой «Такой вот герой». С. Есенин «Зима» | 1 | 18.01 | |
34 | 5. С. Суворова «Подарок». По В. Голявкину «У Ники новые лыжи» | 0,5 | 21.01 | |
35 | 6. И. Шевчук «С прогулки». По М. Быковой «Неудачная находка» | 1 | 25.01 | |
36 | 7. И. Суриков «Детство». По Е. Чарушину «Что за зверь?» | 0,5 | 28.01 | |
37 | 8. По Э. Шиму «Не стучать – все спят». В Степанов «Зайка» | 1 | 01.02 | |
38 | 9. По Н. Сладкову «Еловая каша». З. Александрова «Снежок» | 0,5 | 04.02 | |
39 | 10. По Е. Баруздину «Коллективная печка». В. Аникин., Н. Майданик.. Зимние загадки. | 1 | 08.02 | |
Так нельзя, а так можно (5 часов) |
40 | 1. По А. Ягафаровой «Снегирь и Синица». По В. Хомченко «Птица-синица» | 0,5 | 11.02 | |
41 | 2. Г. Ладонщиков «Дельный совет». По Л. Толстому «Косточка» | 1 | 15.02 | |
42 | 3. По С. Георгиеву «Праздничный стол». В. Берестов «За игрой». С. Баруздин «Бревно» | 0,5 | 18.02 | |
43 | 4. А. Седугин «Как Артемка котёнка спас». По В. Осеевой «Подвиг». | 1 | 22.02 | |
44 | 5. По В. Бирюкову. Лесные доктора. | 0,5 | 25.02 | |
Весна в окно стучится (9 часов) |
45 | 1. Ф. Тютчев «Зима недаром злится». По В. Бирюкову «Весенняя песня» | 1 | 01.03 | |
46 | 2. Украинская народная песня «Веснянка». По Э. Шиму «Сосулька» | 0,5 | 04.03 | |
47 | 3. Русская народная песня «Выгляни, солнышко». С. Вербова «Мамин портрет» | 1 | 11.03 | |
48 | 4. П. Синявский «Разноцветный подарок». А. Седугин «Тихо-тихо». | 0,5 | 15.03 | |
49 | 5. Р. Сеф. «Лицом к весне». С. Вербова «Ледоход» | 1 | 18.03 | |
50 | 6. По Р. Фархади «Сон медвежонка». Г. Ладонщиков «Медведь проснулся». | 0,5 | 22.03 | |
51 | 7. По В. Бианки «Заяц на дереве». С. Погореловский «Наши гости» | 1 | 05.04 | |
52 | 8. По Г. Скребицкому «Скворушка». И. Белоусов «Весенняя гостья». По К. Ушинскому «Пчелки на разведках» | 0,5 | 08.04 | |
53 | 9. По А. Баркову «Тюльпаны». Е. Савельева. Весенние загадки. | 1 | 12.04 | |
Веселые истории (4 часа) |
54 | 1. Р. Фархади «Перепутаница». По Г. Остеру «Эхо» | 0,5 | 15.04 | |
55 | 2. А.Шибаев «Кто кем становится». А.Усачев «Волшебный барабан» | 1 | 19.04 | |
56 | 3. М. Пляцковский «Шишки». По Ю. Степанову «Портрет». | 0,5 | 22.04 | |
57 | 4. М. Бородицкая «Булочная песенка» | 1 | 26.04 | |
Родина любимая (4 часа) |
58 | 1. Г. Ладонщиков «Скворец на чужбине». По К. Ушинскому «Наше Отечество» | 0,5 | 29.04 | |
59 | 2. По Т. Кудрявцевой «Флаг России». М. Ильин «Главный город страны» | 1 | 03.05 | |
60 | 3. В. Степанов «Песня». А. Усачев «День Победы» | 0,5 | 06.05 | |
61 | 4. По С. Баруздину «Страшный клад». По С. Алексееву «Тульские пряники» | 1 | 10.05 | |
Здравствуй, лето! (7 часов) |
62 | 1. А. Усачев «Что такое лето?». По Л. Воронковой «Что сказала бы мама?» | 0,5 | 13.05 | |
63 | 2. М. Дружинина. «Земляника». По В. Хомченко. «Куда исчез гриб?». | 1 | 17.05 | |
64 | 3. По В. Бианки «Еж-спаситель» | 0,5 | 20.05 | |
65 | 4. Р. Фархади «Жарко» | 1 | 23.05 | |
66 | 5. По Э. Шиму «Верное время» | 0,5 | 24.05 | |
67. | 6. Е. Савельева. Летние загадки. | 1 | 27.05 | |
68. | 7. Обобщающий урок | 0,5 | 28.05 | |
9