ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность предмета.
Актуальность предмета «Чтение» заключается в формировании коммуникативной и личностной готовности обучающихся с РАС к школьному обучению, подготовке обучающихся к усвоению элементарных навыков чтения и письма.
Рабочая программа по предмету «Чтение» составлена для учащихся с расстройствами аутистического спектра и легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на основе ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра.
Цель обучения чтению является формирование коммуникативной и личностной готовности обучающихся с РАС к школьному обучению, подготовку обучающихся к усвоению элементарных навыков чтения и письма.
В 1 классе изучение предмета «Чтение», призвано решить следующие задачи:
уточнение и обогащение представлений об окружающей действительности и овладение на этой основе языковыми средствами (слово, предложение, словосочетание);
формирование у учащихся основ знаний из области фонетики и графики (звуки и буквы, гласные и согласные звуки);
формирование навыка плавного послогового чтения;
формирование основ навыка полноценного чтения художественных текстов доступных для понимания по структуре и содержанию;
развитие коммуникативно-речевых навыков;
коррекция недостатков речевой и мыслительной деятельности;
формирование положительных нравственных качеств и свойств личности.
Основания разработки рабочей программы:
Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 03.07.2016);
Приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1598
"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья";
Приказом Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. № 1023 “Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья";
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
Адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра (вариант 8.3) КГБОУ «Барнаульская общеобразовательная школа-интернат № 1»
Учебным планом КГБОУ «Барнаульская общеобразовательная школа-интернат № 1» на 2023-2024 уч. год;
Годовым календарным планом – графиком КГБОУ «Барнаульская общеобразовательная школа-интернат № 1» на 2023-2024 уч. год.
Основные направления коррекционной работы:
-развитие артикуляционной моторики;
-формирование умения работать по словесной инструкции, алгоритму;
-развитие высших психических функций;
-коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;
-развитие речи, владение техникой речи;
-расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря;
-коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.
Основополагающие принципы:
-Динамичность восприятия и продуктивная обработка информации.
-развитие и коррекция высших психических функций.
-Мотивация к учению.
-Принцип научности и доступности обучения.
-Принцип сознательности и активности обучающихся, воспитанников.
-Принцип наглядности.
-Принцип связи обучения со всесторонним развитием личности обучающихся, воспитанников.
-Тематический принцип планирования учебного материала.
Общая характеристика учебного предмета.
Учебный предмет «Чтение» является базовым гуманитарным предметом в начальной школе, с помощью которого можно решать не только узко предметные задачи, но и общие для всех предметов задачи гуманитарного развития младшего школьника с нарушениями аутистического спектра. Это прежде всего воспитание сознания, воспринимающего мир (не только произведения литературы и художественной культуры, но и весь окружающий мир– мир людей и природы).
Обучение чтению детей с расстройствами аутистического спектра (РАС), осложненными легкой умственной отсталостью, представляет большую проблему в следствие специфических особенностей развития:
выраженная недостаточность или полное отсутствие потребности в контактах с окружающими, трудности во взаимодействии со сверстниками, отгороженность от внешнего мира;
особенности эмоционально-волевой сферы: слабость или искаженность эмоционального реагирования, бедность эмоций, их однообразие, неадекватность, проявления негативизма при попытках вовлечь ребенка в произвольную деятельность;
боязнь всего нового, приверженность к сохранению неизменности окружающей обстановки;
ограниченность визуального контакта, фрагментарность зрительного внимания;
специфические особенности речевого развития: понимание обращенной речи на бытовом уровне, собственная речь представлена от вокализаций до автономной речи (разговоры с самим собой с использованием сложных оборотов, штампов с недостаточным осмыслением их). Часто отмечаются непосредственные или отставленные по времени эхолалии; грубое нарушение коммуникативной функции речи, низкая речевая активность;
низкая сформированность высших корковых функций, прежде всего пространственной ориентации.
Специфические особенности нарушения психического развития детей вызывают трудности при организации процесса обучения. Усвоение учебного материала и освоение социальных навыков носит неравномерный и избирательный характер. Приобретаемые знания, умения и навыки с большим трудом переносятся и используются в реальной жизни.
Описание места учебного предмета в учебном плане.
Учебный предмет «Чтение» входит в предметную область «Язык и речевая практика». В соответствии с учебным планом КГБОУ «Барнаульская общеобразовательная школа-интернат № 1» на 2023-2024 уч. г. На изучение предмета «Чтение» в 1 классе отведено 33 часа (1ч в неделю, 33 недели).
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека
любовь к близким, к общеобразовательной организации, своему городу, народу, России;
элементарные представления о своей «малой» Родине, ее людях, о ближайшем окружении и о себе;
положительное отношение к своему национальному языку и культуре;
интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, субъекта Российской Федерации, края (населённого пункта), в котором находится ОО.
Воспитание нравственных чувств и этического сознания
представления о правилах поведения в общеобразовательной организации, дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе;
уважительное отношение к родителям, старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;
установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;
бережное, гуманное отношение ко всему живому;
знание правил этики, культуры речи (о недопустимости грубого,
невежливого обращения, использования грубых и нецензурных слов и выражений).
Воспитание трудолюбия, активного отношения к учению, труду, жизни
первоначальные представления о нравственных основах учёбы, ведущей роли образования, труда в жизни человека и общества;
уважение к труду и творчеству близких, товарищей по классу и школе;
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание)
различение красивого и некрасивого, прекрасного и безобразного;
формирование элементарных представлений о красоте;
формирование умения видеть красоту природы и человека;
представления и отрицательное отношение к некрасивым поступкам и неряшливости.
Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета.
Требования к контролю и оценке знаний определены двумя уровнями – в зависимости от индивидуальных, психофизических возможностей учащихся. Достаточный уровень предполагает овладение программным материалом по указанному перечню требований, минимальный уровень – предусматривает уменьшенный объем обязательных умений. Минимальный и достаточный уровень предметных результатов по учебному курсу «Чтение» определяется в конце учебного года в связи с неоднородностью состава обучающихся класса и сложностью структуры дефекта.
Личностные результаты
формирование представления о себе;
развитие элементарных представлений об окружающем мире;
овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни (представления об устройстве школьной жизни; умение включаться в разнообразные повседневные школьные дела);
владение элементарными навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;
развитие мотивации к обучению;
формирование навыков сотрудничества со взрослыми, сверстниками;
формирование этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, сопереживания чувствам других людей;
владение элементарными навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;
развитие положительных свойств и качеств личности.
Предметные результаты
Минимальный уровень:
различать звуки на слух и в собственном произношении, знать буквы;
дифференцировать гласные и согласные с помощью учителя;
анализировать слова из 3-4 букв по звуковому составу, с помощью учителя, составлять слова из букв и слогов разрезной азбуки;
читать по слогам отдельные слова, предложения из двух слов, соотносить их с картинками;
отвечать на вопросы по содержанию прочитанного, опираясь на иллюстрации к тексту с помощью учителя.
Достаточный уровень:
анализировать слова по звуковому составу, составлять слова из букв и слогов разрезной азбуки;
плавно читать по слогам слова, предложения, короткие тексты с переходом на чтение целым словом простых по семантике и структуре слов;
отвечать на вопросы по содержанию прочитанного и по иллюстрациям к тексту;
слушать небольшую загадку, стихотворение, рассказ.
Базовые учебные действия
Личностные учебные действия:
осознание себя как ученика, готового посещать школу в соответствии со специально организованными режимными моментами;
способность к принятию социального окружения, своего места в нем (класс, школа);
проявление самостоятельности в выполнении простых учебных заданий;
проявление элементов личной ответственности при поведении в новом социальном окружении (классе, школе);
готовность к изучению основ безопасного и бережного поведения в природе и обществе.
готовность к организации элементарного взаимодействия с окружающей действительностью.
Коммуникативные учебные действия:
вступать в контакт и поддерживать его в коллективе (учитель-класс, ученик-ученик, учитель-ученик);
слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;
обращаться за помощью и принимать помощь;
изменять свое поведение в соответствии с объективными требованиями учебной среды;
конструктивно взаимодействовать с людьми из ближайшего окружения.
Регулятивные учебные действия:
принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности.
Познавательные учебные действия:
выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов;
наблюдать самостоятельно за предметами и явлениями окружающей действительности.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
При переходе в 1 класс, обучающийся может уметь:
дифференцировать шесть основных цветов, называя их;
выкладывать простейшие изображения предметов из геометрических фигур, полосок по образцу;
дифференцировать звуки окружающего мира, соотносить их с речевыми звуками;
составлять предложения из двух-трех слов по действию или предметной картинке;
определять количество слов в предложении (из 2-3 слов), составлять условно-графическую схему предложения;
делить слова на слоги;
определять первый звук в слове;
различать звуки на слух и в собственном произношении, знать буквы (А, У, О, М, С, Х);
составлять и читать слоги и слова (по слогам) из изученных букв;
четко и выразительно произносить короткие стихотворения, потешки, чистоговорки, заученные с голоса учителя.
Содержание учебного предмета
Добукварный период
Развитие слухового внимания, фонематического слуха, звукового анализа
Различение звуков окружающей действительности, узнавание их: определение источника звука («Кто позвал?», «По звуку отгадай предмет»), направления звука («Укажи, где пищит мышка»), силы звука («Найди спрятанный предмет, ориентируясь на силу хлопков») и т.д.
Имитация голосов животных (кто как голос подает), узнавание животного по его голосу.
Дифференциация неречевых звуков: сходные звуки игрушек, сходные звуки музыкальных детских инструментов и др.
Соотнесение звуков окружающего мира с речевыми звуками: у-у-у — воет волк, ш-ш-ш — шипит гусь, р-р-р — рычит собака, с-с-с — свистит свисток и др.
Слово Практическое знакомство со словом («Назови предметы», «Повтори все слова, которые сказали»). Фиксация слова условно-графическим изображением. «Чтение» зафиксированных слов, соотнесение их с конкретными предметами («Покажи, где слово и где предмет»). Называние окружающих предметов, предметов, изображенных на картинке, «запись» слов условно-графической схемой.
Дифференциация сходных по звучанию слов: Раз-два-три — без ошибок повтори: дом — дым, удочка — уточка, бабушка — бабочка и др.
Выделение слова из ряда предложенных на слух (2—3), фиксация каждого слова картинкой и схемой. «Чтение» слов.
Предложение Практическое знакомство с предложением на основе демонстрации действия: Варя рисует. Юра прыгает. Фиксация предложения условно-графическим изображением. «Чтение» предложения.
Составление предложений (из 2 слов, затем — из 3) по картинке, запись их условно-графической схемой. «Чтение» каждого предложения.
Деление предложений на слова, фиксация их в условно-графической схеме с последующим выделением каждого слова.
Дифференциация сходных по звучанию предложений (На полке мишка. На полу мышка; У Веры шары. У Иры шар; Это гриб. Это грибок) с обязательным выбором соответствующей картинки.
Слог (часть слова) Деление двусложных слов на части (слоги) (И-ра, А-ля, Ва-ся). Фиксация части слова условно-графическим изображением. «Чтение» слов по слогам, соотнесение каждого прочитанного слова с картинкой.
Дифференциация оппозиционных слогов в игре: ма — на, са — за, да — та и т.д.
Звук Артикуляционная гимнастика с игровыми заданиями. Дыхательные упражнения в игре: «Покатай ватный шарик по парте», «Посчитай, сколько Егорок стало на горке» (сначала на выдохе — два Егорки, потом — три). Отработка четкого звукопроизношения на материале коротких стихотворений, чистоговорок и т.д.
Дифференциация оппозиционных звуков: [м] — [н], [б] — [п], [д] — [т], [с] — [з], [с] — [ш] и т.д. (с учетом произносительных навыков учащихся).
Развитие умения слышать часто повторяющийся звук в двустишиях, чистоговорках. Выделение звуков [а], [у], [м], [о], [н], [с] в начале слова при акцентированном произнесении этих звуков учителем. Обозначение звука условным значком. Подбор слов, начинающихся с заданного звука, с опорой на натуральные предметы или картинки.
Развитие зрительных и пространственных восприятий
Различение и называние шести основных цветов (красный, синий, желтый, зеленый, белый, черный). Классификация предметов по цвету. Выкладывание ряда цветных полосок (2—3) по образцу, по памяти, по словесной инструкции. Различение коротких и длинных полосок. Составление из цветных полосок изображений знакомых предметов (лесенка, стол, стул, флажок и др.) вместе с учителем или по заданному образцу. Выкладывание из цветных полосок буквенных знаков: А, У, М, Х, С, Н, И, П, Т, Ш (без называния букв).
Знакомство с геометрическими фигурами: квадрат, треугольник, круг; их последовательное введение. Составление по образцу комбинаций из разных фигур (2—3) разного цвета. Составление из геометрических фигур изображений знакомых предметов (елочка, тележка, грузовик, дом и т. д.). Практическое усвоение пространственного расположения фигур: вверху — внизу, справа — слева. Разложение предмета, составленного из геометрических фигур, на части: елочка — три треугольника, дом — треугольник и квадрат.
Выработка умения показывать и называть предметы, их изображения последовательно слева направо.
Узнавание предмета по его части, составление предмета из частей в сопровождении речи. Складывание и раскладывание матрешки, выкладывание из кубиков (4—6) картинки по образцу, составление картинки из пазлов (2—4).
Исключение лишнего предмета из ряда предложенных (2—3) по заданной характеристике — цвету, форме или величине.
Развитие моторных умений
Упражнения для развития и координации движений кисти руки: сжимание и разжимание пищащих резиновых игрушек, сжимание пальцев в кулачок, разжимание их, приветствие пальчиков друг с другом, изображение из пальчиков животных и других предметов. Разучивание коротких стихотворных текстов, сопровождение их движениями пальцев. Игра с мозаикой.
Формирование графических умений: развитие умения держать ручку, карандаш. Работа мелом на доске, карандашом и ручкой на листе бумаги, в альбоме. Вычерчивание горизонтальных, вертикальных, наклонных прямых линий; расположение их на листе бумаги. Работа с трафаретом, шаблоном, проведение линий по контору. Умение менять направление карандаша в зависимости от трафарета, шаблона или контура. Соблюдение пределов контура при штриховке фигуры.
Выполнение рисунков, сходных по конфигурации с элементами печатных и письменных букв в пределах строки тетради: вертикальная прямая палочка — заборчик, прямая палочка с закруглением внизу — крючок для вешалки, палочка с закруглением вверху и внизу — уточка, овал — слива, полуовал — месяц и др.
Печатание букв А, У, М, О, Н, С (без обязательного их называния) по трафарету, по образцу.
Букварный период
1-й этап
Изучение звуков и букв: Аа, Уу, Мм, Оо, Хх, Сс, Нн, ы, Лл, Вв, Ии. Умение правильно и отчетливо произносить изучаемые звуки, слышать их в словах, выделять первый звук в начале слова (в сильной позиции), подбирать слова, начинающиеся с изучаемого звука, с опорой на картинки или задание учителя («Назовите имена детей, которые начинаются со звука [а]» и др.). Соотнесение звука и буквы.
Практическое различение гласных и согласных звуков по мере изучения звуков и букв. Наблюдение в зеркале за наличием или отсутствием преграды. Обозначение гласных и согласных букв соответствующим цветом.
Образование и чтение слогов, состоящих из одной гласной, в словах (а-у, у-а), закрытых (ам, ум, ах, ох) и открытых двубуквенных (ма, му, ха, хи) слогов. Сравнение закрытых и открытых слогов. Чтение слоговых таблиц. Запоминание слогов.
Дифференциация сходных звуков изолированно и в слогах: [м] — [н], ма — на.
Чтение по слогам слов из двух усвоенных слогов (ма-ма, му-ха, у-ха и др.) с последующим их повторением целым словом. Соотнесение прочитанного слова с предметом или с картинкой.
Составление и чтение слов, состоящих из трехбуквенного закрытого слога: мох, сом, сын и т.д.
Чтение предложений из 1—2 слов и предметной картинки. Чтение предложений из 3 слов, с последующим их устным воспроизведением.
Разучивание чистоговорок, загадок, коротких стихотворений с голоса учителя.
2-й этап
Повторение пройденных звуков и букв. Изучение новых звуков и букв: Шш, Пп, Тт, Кк, Зз, Рр, й, Жж, Бб, Дд, Гг, ь. Правильное и четкое произнесение звуков.
Умение слышать изучаемый звук в слове, характеризовать его: гласный или согласный (с опорой на зеркало), звонкий или глухой (с опорой на дрожание гортани). Выделение начального звука в слове. Соотнесение звука с буквой, определение цвета буквы.
Дифференциация сходных звуков изолированно, в слогах, словах ([с] — [з], [х] — [к], [р] — [л], [п] — [б]; са — за, ша — жа, коза — коса и др.); слогов с мягкими и твердыми согласными (мы — ми, лы — ли, ны — ни, мыл — мил и т.д.); а также с и — й, (мои — мой). Образование и чтение открытых и закрытых двубуквенных слогов с твердыми и мягкими согласными, трех-четырехбуквенных слогов типа кот, кит, соль и т.д. Чтение слоговых структур по подобию, целостное запоминание слогов.
Составление и чтение слов из усвоенных слоговых структур. Четкое проговаривание каждого слога в слове. Чтение слов, обозначающих один и много предметов, большой и маленький предмет. Соотнесение слова с иллюстративным материалом. Работа со звуко-буквенной схемой. Обозначение букв красными и синими кружками (квадратиками).
Чтение предложений из 2—4 слов с последующим воспроизведением прочитанного («Какое предложение ты прочитал? Повтори»). Имитация интонации учителя при устном повторении предложения учеником.
Чтение небольших текстов из 2—4 предложений. Ответы на вопросы. Выборочное чтение по заданию учителя («Найди ответ на вопрос или подпись к картинке»). Соотнесение содержания текста с содержанием сюжетной картинки.
Чтение загадок и стихотворений (из 2 строчек). Разучивание их с голоса учителя.
3-й этап
Повторение пройденных звуков и букв, изучение новых: Ее, Яя, Юю, Ёё, Чч, Фф, Цц, Ээ, Щщ, ъ. Четкое и правильное артикулирование звуков.
Практическое различение гласных и согласных звуков, правильное обозначение их в схеме.
Дифференциация оппозиционных звуков: звонких и глухих, твердых и мягких согласных, свистящих и шипящих в слогах и словах: [ф] — [в], [с] — [ц], [ч] — [щ]; ма — мя, му — мю, су — цу, ша — ща; цвет — свет, плач — плащ и др.
Образование и чтение без искажения звукового состава усвоенных ранее слоговых структур. Образование и чтение слогов со стечением 2 согласных в начале и в конце слова. Образование и чтение по слогам слов, состоящих из 1—3 слогов.
Чтение предложений из 2—5 слов, их последующее воспроизведение с имитацией интонации учителя или самостоятельно при выполнении задания: «Как сердятся гуси?» И т.д.
Чтение небольших текстов. Ответы на вопросы. Соотнесение слов, предложений, текста с иллюстративным материалом; выбор нужной иллюстрации к тексту из ряда похожих по ситуации. Выборочное чтение слов, предложений по вопросам, картинке, заданию. Чтение небольших загадок, стихотворений. Разучивание их с голоса учителя.
Календарно - тематическое планирование по предмету «Чтение» на 33 часа.
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата | Характеристика видов деятельности | |
1 | Первый день в школе. Знакомство с классом, школой, с режимом дня. Беседа «Букварь-первая книга ученика». Имитация звуков животного мира. | 1 | | Дорисовывание картины осени (дорисовывание недостающих элементов, выбор нужных цветов) | |
2 | Беседа по «Курочка Ряба». Имитация голосов животных. Условно-графическая запись слова. | 1 | | Узнавание и имитация звуков животных |
3 | Беседа по «Колобок». Условно-графическая запись слова. | 1 | | Рассказывание сказки «Колобок» с опорой на иллюстрации и вопросы учителя Рисование Колобка по трафарету внутри дорожки |
4 | Беседа по «Три медведя», «Репка». Предложение. «Чтение» условно-графической записи слов по порядку и вразбивку. . | 1 | | Работать со схемой предложения. |
5 | Беседа на тему «Овощи и фрукты». Понятие слово или часть слова. Деление слов на слоги. | 1 | | Исключение четвёртого лишнего по признаку формы Дорисовывание недостающей фигуры с использованием шаблона или трафарета |
6 | Понятие звук. Выделение звука «А». Условно-графическое изображение звука. | 1 | | Условно-графическая запись слова и первого звука Обводка контура буквы А в изображениях домика, ракеты |
7 | Выделение звука «У». | 1 | | Обводка контура буквы У в изображении веток дерева. Обводка и дорисовывание бордюра |
8 | Выделение звука «О». Выделение звука «М». Различение гласных и согласных звуков. | 1 | | Обводка контура буквы О в изображениях знакомых овощей и фруктов Обводка и дорисовывание бордюра |
9 | Выделение звука «С». Дифференциация сходных по звучанию слов. | 1 | | условно-графическая запись слов и первого звука Обводка контура буквы С в изображениях сушки и сыра Обводка и дорисовывание бордюра |
10 | Составление предложений из трех слов. Закрепление изученного. | 1 | | Обводка и дорисовывание бордюра Письмо элементов рукописных букв |
11 | Звук и буква «Аа». Выделение звука «Аа», знакомство с буквой. | 1 | | Выделение звука А из слов. Работа со схемой слова. |
12 | Звук и буква «Уу». Выделение и чтение буквы «Уу». | 1 | | Выделение звука У из слов. Работа со схемой слова и схемой предложения. |
13 | Чтение слов: АУ,УА. Звуко-буквенный анализ слов. | 1 | | Работа над восклицательной интонацией при чтении. |
14 | Звук и буква «Мм». Выделение звука «Мм», знакомство с буквой. | 1 | | Выделение звука М из слов. Работа со схемой слова, схемой предложения и схемой слога, состоящего из двух гласных |
15 | Прямые слоги и сравнительный звуко-буквенный анализ слогов: АХ-ХА, ОХ-ХО. | 1 | | Чтение слоговых таблиц. Чтение слов из трёх и четырёх букв с открытыми и закрытыми слогами. Работа со схемами слов и предложений. Составление рассказа с опорой на серию сюжетных картинок. Составление и чтение предложений с опорой на иллюстрацию и схему. |
16 | Звук и буква «Сс». Выделение звука «Сс», знакомство с буквой. | 1 | | Дополнение и чтение предложений с опорой на схему и иллюстрацию. Чтение звукоподражательных слов, работа над интонацией. |
17 | Звук и буква «Нн». Выделение звука и буквы «Нн». | 1 | | Выделение звука Н из слов. Чтение слоговых таблиц. Звукобуквенный анализ слова с опорой на схему. |
18 | Звук и буква «ы». Выделение звука «ы» и чтение буквы «ы». | 1 | | Выделение звука Ы из слов. Чтение слоговых таблиц. Звукобуквенный анализ слов с опорой на схему. Составление предложений с опорой на схему и иллюстрацию. Практическая работа над понятиями один и много (сом – сомы) |
19 | Звук и буква «Вв». Чтение слогов и слов со звуком буквой «Вв». | 1 | | Выделение звука В из слов. Чтение слоговых таблиц. Звукобуквенный анализ слогов и слов с опорой на схему. Дополнение и чтение предложения с опорой на схему и иллюстрацию. |
20 | Звук и буква «Кк». Выделение звука и чтение буквы «Кк». | 1 | | Выделение звука К из слов. Чтение слоговых таблиц. Звукобуквенный анализ слогов и слов с опорой на схему. Дополнение и чтение предложений с опорой на схемы и иллюстрации. |
21 | Звук и буква «Зз». Чтение слогов и слов со звуком буквой «Зз». | 1 | | Выделение звука З из слов. Чтение слоговых таблиц. Звукобуквенный анализ слогов и слов с опорой на схему. Чтение предложений с опорой на схемы и иллюстрации. |
22 | Звук и буква «Рр». Выделение звука и чтение буквы «Рр». | 1 | | Выделение звука Р из слов. Чтение слоговых таблиц. Звукобуквенный анализ слогов и слов с опорой на схему. |
23 | Слова с сочетанием ЖИ-ШИ. | 1 | | Чтение текста с опорой на серию сюжетных картинок. Чтение рассказа с опорой на иллюстрацию. |
24 | Звук и буква «Бб». Чтение слогов и слов со звуком буквой «Бб». | 1 | | Выделение звука Б из слов. Чтение слоговых таблиц. Звукобуквенный анализ слогов и слов с опорой на схему. Чтение предложений с опорой на схему иллюстрацию. |
25 | Различение в произношении и чтении звуков и букв Б-П. | 1 | | Чтение слоговых таблиц. Чтение слов с изученными слоговыми структурами. Дифференциация звуков Б и П, дифференциация и чтение слогов (па – ба), слов (бил – пил). Звукобуквенный анализ слогов и слов с опорой на схему. Чтение рассказа с опорой на иллюстрацию. |
26 | Звук и буква «Дд». Чтение слогов и слов со звуком буквой «Дд». | 1 | | Выделение звука Д из слов. Чтение слоговых таблиц. Звукобуквенный анализ слогов и слов с опорой на схему. Чтение и дополнение предложений с опорой на схему и иллюстрацию. |
27 | Звук и буква «Гг». Чтение слогов и слов со звуком буквой «Гг». | 1 | | Выделение звука Г из слов. Чтение слоговых таблиц. Звукобуквенный анализ слогов и слов с опорой на схему. Составление, чтение, дополнение предложений с опорой на схему и иллюстрацию. |
28 | Буква-ь –как показатель мягкости согласных. | 1 | | Чтение слов (конь) и букв (мь) с ь. Чтение слоговых таблиц |
29 | Звук и буква «Ее». Чтение слогов и слов со звуком буквой «Ее». | 1 | | Выделение буквы Е в словах. Работа с буквенной схемой, анализ слогов и слов с опорой на схему |
30 | Звук и буква «Яя». Чтение слогов и слов со звуком буквой «Яя». | 1 | | Выделение буквы Я в словах. Работа с буквенной схемой, анализ слогов и слов с опорой на схему. Составление, чтение, дополнение предложений с опорой на схему и иллюстрацию. |
31 | Дифференциация звуков и букв У–Ю. | 1 | | Чтение предложений и текстов с опорой на схемы и иллюстрации. |
32 | Звук и буква «Ёё». Чтение слогов и слов со звуком буквой «Ёё». | 1 | | Выделение буквы Ё в словах. Работа с буквенной схемой, анализ слогов и слов с опорой на схему. Составление, чтение, дополнение предложений с опорой на схему и иллюстрацию. |
33 | Чтение слов с ЧА-ЧУ. | 1 | | Закрепление чтения слов с изученными слоговыми структурами. Чтение слов с ча и чу. Дифференциация гласных и согласных звуков и букв. Чтение слоговых таблиц. Чтение предложений и текстов с опорой на схемы и иллюстрации. |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
Основная литература
«Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный класс. 1 – 4 классы», под редакцией В.В. Воронковой – М.: Просвещение, 2013.
Аксенова А. К. и др. «Обучение грамоте. Методические рекомендации». М, Просвещение, 2009.
Ефименкова Л.Н. «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов». М, Просвещение, 1991.
Дополнительная литература
Воронкова В.В. Букварь для 1 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида. Москва.: Просвещение, 2008
Аксенова, А.К., Э. В. Якубовская Дидактические игры на уроках русского языка в 1-4 классах вспомогательной школы: Кн. для учителя/ М.: Просвещение, 1991.
Городилова В.И., Кудрявцева М.З. «Сборник упражнений по исправлению недостатков письма и речи». СПб, 2008.
Экранно-звуковые пособия
Слайды соответствующего содержания.
Мультимедийные образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения.
Учебно-практическое оборудование
касса букв и слогов;
раздаточный дидактический материал (муляжи предметов, игрушки, природный материал, геометрические фигуры и тела);
наборы предметных и сюжетных картинок;
карточки для индивидуальной работы;
схемы (схемы слов, предложений, разбор слова по составу);
слоговые таблицы;
дидактические игры;
мозаика, шаблоны, трафареты, конструктор;
наборы ролевых игр, игрушек по отдельным темам; наборы муляжей (фрукты, овощи, ягоды и т.д.);
объемные игрушки, детские музыкальные инструменты (колокольчик, металлофон, бубен, барабан);
предметы и игрушки для развития речевого дыхания (листочки, ватные шарики, дудочки, и др.);
настольные игры.
Компьютерные и информационно-коммуникативные средства
Федеральный портал "Российское образование" http://www.edu.ru
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов http://fcior.edu.ru
Учительский портал http://www.uchportal.ru
Оборудование класса, ТСО
№ | Наименование | Кол-во |
1 | Доска школьная | 1 |
3 | Стол однотумбовый | 1 |
4 | Стул | 4 |
5 | Стол ученический | 10 |
6 | Стул ученический | 9 |
7 | Шкаф для хранения пособий и материалов | 4 |
8 | Монитор | 3 |
9 | Системный блок | 3 |
10 | Клавиатура | 3 |
11 | Мышь оптическая | 3 |
12 | Принтер цветной | 1 |
13 | Интерактивная доска | 1 |
14 | Проектор | 1 |
15 | Диван | 1 |
6 | Набор мебели (стенка) | 1 |