Рабочая программа внеурочной деятельности «Чудеса окружающего мира"
для учащихся 4 «а» класса по ФГОС на 2018 -2019 уч.год
1.Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе требований - Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к результатам освоения ООП НОО, утв. Приказом МОиН РФ от 06 октября 2009 года № 373; -письма Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2014г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;
Духовно-нравственное развитие и воспитание гражданина России является ключевым фактором развития страны, обеспечения духовного единства народа и объединяющих его моральных ценностей, политической и экономической стабильности.
Невозможно создать современную инновационную экономику, минуя человека, состояние и качество его внутренней жизни.
Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности, хранимые в социально - исторических, культурных, семейных традициях многонационального народа России, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях.
Начальная школа – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры. Ребенок в этот период учится правильно относиться к объектам природы, к себе и людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется, постепенно начинает понимать связи и взаимоотношения в природе и замечает, как природа влияет на практическую деятельность людей.
Одной из приоритетных целей духовно-нравственного воспитания младших школьников является - воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде, экологическое воспитание.
В экологическом воспитании детей важно опираться на единство интеллектуального и эмоционального восприятия природной среды в сочетании с практической деятельностью по ее улучшению. Необходимо, чтобы эта работа носила непрерывный характер, основанный на взаимосвязях глобального, национального и краеведческого подхода к экологическим проблемам в системе: человек-природа-общество.
Связь экологии и культуры почти прямолинейна: состояние экологии отражает тот уровень культуры, носителем которого является общество.
Накапливая опыт отношений с окружающим миром, ребенок развивается как личность – духовно, интеллектуально, нравственно.
Программа «Чудеса окружающего мира" основывается на принципах
Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру — ведущий метод нравственного воспитания. Пример — педагога, старшего взрослого это возможная модель выстраивания отношений ребёнка с другими людьми и с самим собой, образец ценностного выбора, совершённого значимым другим. Содержание учебного процесса, внеучебной и внешкольной деятельности должно быть наполнено примерами нравственного поведения.
Принцип идентификации (персонификации). Идентификация — устойчивое отождествление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него. В младшем школьном возрасте преобладает образно-эмоциональное восприятие действительности, развиты механизмы подражания, эмпатии, способность к идентификации. В этом возрасте выражена ориентация на персонифицированные идеалы — яркие, эмоционально привлекательные образы людей (а также природных явлений, живых и неживых существ в образе человека), неразрывно связанные с той ситуацией, в которой они себя проявили. Персонифицированные идеалы являются действенными средствами нравственного воспитания ребёнка.
Принцип диалогического общения. В формировании ценностных отношений большую роль играет диалогическое общение младшего школьника со сверстниками, родителями (законными представителями), учителем и другими значимыми взрослыми. Наличие значимого другого в воспитательном процессе делает возможным его организацию на диалогической основе. Диалог исходит из признания и безусловного уважения права воспитанника свободно выбирать и сознательно присваивать ту ценность, которую он полагает как истинную. Диалог не допускает сведения нравственного воспитания к морализаторству и монологической проповеди, но предусматривает его организацию средствами свободного, равноправного межсубъектного общения. Выработка личностью собственной системы ценностей, поиск смысла жизни невозможны вне диалогического общения человека с другим человеком, ребёнка со значимым взрослым.
Принцип системно-деятельностной организации воспитания. Воспитание, направленное на духовно-нравственное развитие обучающихся и поддерживаемое всем укладом школьной жизни, включает в себя организацию учебной, внеучебной, общественно значимой деятельности младших школьников. Интеграция содержания различных видов деятельности обучающихся в рамках программы их духовно-нравственного развития и воспитания осуществляется на основе воспитательных идеалов и ценностей.
Основная идея программы состоит в том, что внеурочная деятельность нацелена на обеспечение принятие законов существования в природе и социальной среде, осознанное выполнение правил поведения в природе, детском и взрослом обществе; воспитание гуманных отношений ко всему живому, элементарной экологической культуры, чувства сопричастности к жизни, ответственности за местное наследие, которое перешло к нам от предков, умение рационально организовывать свою жизнь и деятельность; позволит подробно изучать ту часть огромной страны, которая называется малой Родиной – наш район, наш город, наш регион.
Новизна программы состоит в том, что содержание рассматривает вопросы, формирующие у обучающихся способности к целевому причинному и вероятному анализу экологической ситуации, альтернативному мышлению в выборе способов решения экологических проблем, к восприятию прекрасного, удовлетворению и негодованию от поведения и поступков людей по отношению к природной и социокультурной среде.
Цели программы «Чудеса окружающего мира" - формирование осознанного отношения к объектам природы, находящимся рядом (формирование экологической культуры);
- формирование убеждения в необходимости и возможности решения экологических проблем, уверенности в правоте своих взглядов, стремления к личному участию в практических делах по защите окружающего мира.
Задачи программы:
- расширять представления об окружающем мире;
- формировать опыт участия в природоохранной деятельности;
- формировать ответственность за свои поступки;
- развивать интерес к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;
- воспитывать бережное отношение к окружающей среде, необходимость рационально относиться к явлениям живой и неживой природы;
2. Общая характеристика программы
Содержание программы внеурочной деятельности связано с такими учебными предметами, как:
русский язык;
литературное чтение;
окружающий мир;
технология;
изобразительное искусство.
Место проведения занятий – учебные кабинеты, читальный зал библиотеки, промышленные предприятия города, лаборатории кабинетов химии, физики, биологии.
Содержание программы предполагает следующие виды деятельности: познавательная, игровая, трудовая, художественная, краеведческая, ценностно-ориентировочная, через беседы, экологические игры, природоохранные акции, тематические линейки, экскурсии, заочные путешествия и другие.
3. Описание места программы в плане внеурочной деятельности/
Программа курса «Чудеса окружающего мира" для 4 класса рассчитана на 1 час в неделю, всего-34ч.
4 .Описание ценностных ориентиров содержания программы
Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира - частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает, прежде всего, бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.
Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности - любви.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.
Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.
Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма - одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
5. Планируемые результаты освоения учащимися программы внеурочной деятельности «Чудеса окружающего мира"
Личностные
- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;
- экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
- гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;
- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;
- эстетические потребности, ценности и чувства;
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия:
-предвосхищать результат;
- адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;
-концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;
- стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
-ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения;
- предлагать помощь и сотрудничество;
- определять цели, функции участников, способы взаимодействия;
- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности
- формулировать собственное мнение и позицию;
- координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.
Познавательные универсальные учебные действия
- ставить и формулировать проблемы;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;
- узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов.
-запись, фиксация информации об окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ, заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст.
- установление причинно-следственных связей.
6.Содержание программы «Чудеса окружающего мира"
1 раздел. “ Вселенная и наша планета ”. (5 ч)
Что такое Галактика? Планеты, звезды, самые яркие звезды. Созвездия. Солнце и Солнечная система. Луна - спутник Земли. Лунный календарь (лунные фазы). Влияние лунного календаря на здоровье человека
Демонстрация: видеофильм “Наша Вселенная”. Книга “Атлас Земли”, “Только факты”. (Ридерз Дайджест”)
Практическая деятельность: наблюдение за Луной.
2 раздел. “Земля - планета Солнечной системы”. (3 ч)
Размеры Планеты Земля. Что внутри Земли? Строение Земли. Вулканы и землетрясения. Сокровища недр. День и ночь. Экология планеты земля.
Демонстрация: картина “Последний день Помпея”. Раздаточный материал - полезные ископаемые.
Практическая деятельность: викторина “В гостях у хозяйки медной горы”.
3 раздел. “И на север и на юг …”. (4ч)
Стороны света: север, юг, восток, запад. Глобус, карта. Экватор. Полюсы. Определение сторон света по звёздам.
Практическая деятельность: “Если ты заблудился в лесу” (как можно ориентироваться на местности при отсутствии компаса). Составление схему карту своего края или села.
Исследовательская работа: “Исследуем ночное небо”.
4 раздел. “Воздушная подушка нашей планеты”. (2 ч)
Атмосфера Земли. Слои атмосферы. Защитная способность атмосферы. Озоновой слой и влияние его на экологию нашей земли. Атмосферные явления - полярное сияние, радуга. Космическое пространство. Первые шаги в космосе. Человек в космосе. Притяжение земли. Наши космонавты. Если жизнь на Марсе. Фантастика и реальность.
Демонстрация: видеофильм “Человек в космосе”. Альбом про космонавтов.
Практическая деятельность: конкурс рисунков “Самая, самая…радуга”.
5 раздел. “У природы нет плохой погоды”. (4 ч)
Вращение Земли вокруг Солнца. Смена времён года. Изменения в природе. Температура воздуха. Откуда берутся снег и дождь? Вода - наше богатство. Живая и мёртвая вода. Запас питьевой воды. Экология водных ресурсов. Гром и молния. Облака. Ветер и шкала Бофорта. Ураганы и торнадо. Как уберечься от бедствий?
Демонстрация: таблица смены времён года, термометр. Дневник наблюдений прогноза погоды. Телевизионный просмотр прогноза погоды.
Экскурсия: прогулка по зимнему парку
Практическая деятельность: творческая работа – сочинение по наблюдениям “Ах ты, Зимушка – зима!”. Проведение акции “Птичья столовая”.
6 раздел. “Мы - земляне”. (2 ч)
Земля - единственная планета во Вселенной, где существует жизнь. Происхождение жизни на Земле. Эволюция человечества. Наши предки. Современный человек. Происхождение рас. Народность и нация. Родной язык. Двуязычие.
Демонстрация: генеологическое древо человека (таблица). Политическая карта мира. Карта России.
Практическая деятельность: работа по картам. Игра-КВН “Ребята, давайте жить дружно!”
Творческая работа: письмо другу “Я вам пишу….”.
7 раздел. “Человек - это звучит гордо!”. (4 ч)
Самое разумное существо на земле. Строение тела человека. Познания мира. Защитный покров организма. Гигиена человеческого тела. Индивидуальное развитие. Человеческие возможности. Человек - часть природы, социальный продукт. Место каждого в обществе. Каждый имеет права, у всех имеется обязанности. Декларация прав человека. Правила дорожного движения. Конституция – Основной закон жизни.
Демонстрация: макет скелета человека. Презентация “Что может человек?”. Папка “Всё о человеке”.
Практическая деятельность: составление режима дня (индивидуальный). Выполнение норм по физической культуре.
8 раздел. “Я - сын своего народа”. (4 ч)
Моя страна - Россия. Гимн. Герб и Флаг России. Мой народ. Культура и быт моих предков.
Практическая деятельность: проведение праздников “Масленица” и “Крещение”.
9 раздел. “Моя фамилия- моя гордость”. (6 ч)
Семья, члены семьи. Информация обо всех родственниках. История происхождения имен и фамилий в вашей семье. Традиции семьи. Генеологическое древо. Лента времени жизни.
Демонстрация: генеологическое древо знаменитых людей
Практическая деятельность: сбор информации обо всех родственниках, составление таблицы.Конкурс “Моя родословная”.
Поисковая работа: “Тайны наших имён”.
7. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
№ п/п | Темы | Количество часов |
1 | Вселенная и наша планета | 5 |
2 | Земля – планета Солнечной системы | 3 |
3 | И на север, и на юг | 4 |
3 | Воздушная подушка нашей планеты | 2 |
4 | У природы нет плохой погоды- | 4 |
5 | Мы - земляне | 2 |
6 | ...Человек – это звучит гордо! | 4 |
7 | Я - сын своего народа | 4 |
8 | Моя фамилия - моя гордость | 6 |
| Итого: | 34 ч |
8. Описание методического и материально – технического обеспечения
Для учителя:
1.Академия педагогических наук СССР. Что такое? Кто такой? Москва. Изд. “Педагогика”. 1975. 2.Карташова Людмила. Места заповедные. Казань”. Идел-Пресс”. 2007. 3.
3.Мухерджее Мохит. Хартия Земли (учебное пособие). Казань. “Заман”. 2007.
4.Министерство экологии и природных ресурсов РТ АН. Красная книга РТК.: “Идел-пресс”, 2 Культура здоровой жизни. Спецвыпуск. 2003 г.
5.Обучение младших школьников правилам безопасного поведения на дороге. Казань.
6.Протащук И.Ю. Тематическое и поурочное планирование (по основам природоведения). Казань. Изд. “Хэтер”. 2009.
7.Ридерз Дайджест. Только факты. (Справочник для всей семьи).
8.Рыжова Н.А. “Не просто сказки” (экологические рассказы, сказки, праздники). М. 2006.
Для учащихся:
Архипова Н.С. “О грибах и не только”. К.:ООО “Фолиантъ”, 2008.
Бианки В.В. “Терентий – тетерев”, “Рассказы и сказки”.
Большой географический Атлас школьника. М.: “АСТ-ПРЕСС”, 2005.
Гавеман. А. В. Лес. Москва. Детгиз. 1959.
Детские развивающие и познавательные журналы.
Ильясова Д.А., Яковенко Т.В. “Удивительный мир бабочек” К.: “Фолиантъ”, 2008.
Толстой.Л.Н. “Рассказы о животных” М.: Детская литература, 1984.
Тукай Г. “Шурале”. Казань. Татгиз дат. 2009.
Лях В. И. Физкультура - мой друг. Казань. “Идель-Пресс”. 2006.
Мамин-Сибиряк Д.Н. “Серая Шейка” М.: Детская литература, 1982.
Минакова Е.А. “Экология для малышей”. К.: “Фолиантъ”, 2008.
Пришвин М.М. “Разговор деревьев”.
Паустовский К.Г. “Повесть о лесах” М.: Детская литература, 1982.
Рахимов И., Аринина А. “Птицы наших лесов” К.: “Фолиантъ”, 2008
Светлова Инна. Атлас Земли. Москва. “Эксмо”. 2007.
Хасанов Г.Х. “Времена года” (повести и рассказы) К.: Тат. книжное издательство, 1991.
Приложение
Календарно - тематическое планирование программы «Чудеса окружающего мира» 4»а» класс
на 2018-2019 уч.год
№ | Тема занятия | Теория | Практика | Дата по плану | Дата факт. |
| Вселенная – наша планета-5 час | | | | |
1 | Да откроются тайны необъятного мира | 1 | | | |
2 | Что за слово “вселенная”? Где край Земли? | 1 | | | |
3 | Луна - спутник Земли. Солнечный и лунный календари. | 1 | | | |
4 | Осенние и весенние работы в саду в огороде. | 1 | | | |
5 | Практ. занятие “Светит месяц, светит ясный”. Наблюдение за ночным небом (видеофрагмент). Определение лунных фаз, новая и старая Луна | | 1 | | |
| Земля - планета Солнечной системы- 3 час | | | | |
6 | Солнечный круг, небо вокруг (просмотр видеофильма) | | 1 | | |
7 | Изучение полезных ископаемых “Откуда берется нефть?” Экологические проблемы нефтяной промышленности | 1 | | | |
8 | Игра-викторина “В гостях у хозяйки медной горы” | | 1 | | |
| И на север, и на юг 4 час | | | | |
9 | Глобус - макет планеты Земля. Ознакомление с мифами о сотворении мира. | 1 | | | |
10 | “Если ты заблудился в лесу” (ориентация на местности без компаса) | 1 | | | |
11 | Составление карты своей местности | | 1 | | |
12 | Исследовательская работа “Звездочка моя, ясная” (наблюдение над ночным небом)(видеофрагмент) | | 1 | | |
| Воздушная подушка нашей планеты-2 час | | | | |
13 | Сколько этажей у неба? Вредна ли озоновая дыра? | 1 | | | |
14 | Конкурс рисунков “Самая, самая….радуга- дуга”. | | 1 | | |
| У природы нет плохой погоды- 4час | | | | |
15 | У костра месяцев- братцев. (Смена времён года). | 1 | | | |
16 | Прогноз погоды на сегодня (практ. занятие). Влияние погодных условий на развитие народного хозяйства. | | 1 | | |
17 | Проведение акции “Птичья столовая” | | 1 | | |
18 | Творческая работа-сочинение по наблюдениям “Ах ты, Зимушка-зима!” | | 1 | | |
| Мы - земляне – 2час | | | | |
19 | Жизнь - это… Чудо! Происхождение жизни на земле. | 1 | | | |
20 | «Ребята, давайте жить дружно!”. (Игра КВН, викторина ) | | 1 | | |
| Человек – это звучит гордо! – 4 час | | | | |
21 | Самое разумное существо на земле (ознакомление со строением тела человека). Человеческие возможности. | 1 | | | |
22 | Каждый человек имеет право….! (Интеллектуальная игра) | | 1 | | |
23 | Гигиена человеческого тела. Составление режима дня. | | 1 | | |
24 | Мы- участники дорожного движения. Соблюдаем правила дорожного движения. | 1 | | | |
| Я - сын своего народа – 4 час | | | | |
25 | Мой адрес - Россия, Символы России. Презентация Парламентского урока | 1 | | | |
26 | Вот моя деревня, вот мой дом родной! (Творческие работы) | | 1 | | |
27 28 | Исследовательская работа “Без прошлого нет будущего”. | | 2 | | |
| Моя фамилия - моя гордость-6 час | | | | |
29 | Это моя семья. Информация обо всех родственниках. | 1 | | | |
30 | Поисковая работа “Что в имени твоём?” (история вашего имени) | | 1 | | |
31 32 | Практическая деятельность “Моя родословная”. (Составление генеологического древа своей семьи) | | 2 | | |
33 34 | Обобщение. Презентация «Чудесен окружающий мир» | | 2 | | |
| Итого | 14 ч | 20 ч | | |