СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа дисциплины Экологические основы природопользования.

Категория: Экология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа дисциплины Экологические основы природопользования математического и общего естественнонаучного цикла для специальностей экономического профиля.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа дисциплины Экологические основы природопользования.»



УТВЕРЖДАЮ

Руководитель СП № 3

Зудилина Е.А.

_____________________________

«31»августа 2022г.

Министерство образования Московской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Московской области «Щелковский колледж»

(ГБПОУ МО «Щелковский колледж»)





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


Экологические основы природопользования


математический и общий естественнонаучный цикл



















2022 г.






Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии (специальности), приказ Министерства образования и науки от 12.05.2014 № 486) и Профессионального стандарта «21.02.05» , утвержденный приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 27 июня 2014г., регистрационный номер32885.















Организация-разработчик:



Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Московской области «Щелковский колледж» (ГБПОУ МО «Щелковский колледж»).






Разработчик:

Миронова Ирина Александровна, преподаватель.





Рецензент

___________________________________________________________________________

И. О. Ф., должность, категория, ученая степень, звание, место работы.















РАССМОТРЕНА

предметной (цикловой)

комиссией_____________________________

______________________________________

от «31»августа 2022г.

протокол № 1

Председатель ПЦК

_____________ И.О. Фамилия



СОДЕРЖАНИЕ




стр.

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


5

  1. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

8

  1. условия реализации учебной дисциплины

11

  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

12




  1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


Экологические основы природопользования


1.1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины «Экологические основы природопользования» является частью программы подготовки специалистов среднего звена (далее ППССЗ) в соответствии с ФГОС по специальности (специальностям) СПО 21.02.05 «Земельно-имущественные отношения».

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы (ППССЗ): учебная дисциплина ЕН.03. «Экологические основы природопользования» является общепрофессиональной дисциплиною обязательного цикла ЕН.00 Математический и общий естественнонаучный учебный цикл основной профессиональной образовательной ППССЗ.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

- использовать представления о взаимосвязи организмов и среды обитания в профессиональной деятельности;

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

- состояние природных ресурсов России и мониторинг окружающей среды;

- экологические принципы рационального природопользования.

Коды формируемых компетенций:

ОК 1-10, ПК 1.1 - 1.5, 2.1 - 2.5, 3.1 - 3.5, 4.1 - 4.6

Содержание дисциплины ориентировано на подготовку обучающихся к освоению профессиональных модулей ППССЗ по специальности 21.02.05 «Земельно-имущественные отношения» и овладению профессиональными компетенциями (ПК), соответствующими основным видам профессиональной деятельности:

Организации земельно-имущественных отношений.

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование общих компетенций (ОК), включающих в себя способность:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Анализировать социально-экономические и политические проблемы и процессы, использовать методы гуманитарно-социологических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

ОК 3. Организовывать свою собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 4. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

ОК 5. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 8. Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности.

ОК 9. Уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные и культурные традиции.

ОК 10. Соблюдать правила техники безопасности, нести ответственность за организацию мероприятий по обеспечению безопасности труда.

ПК 1.1. Составлять земельный баланс района.

ПК 1.2. Подготавливать документацию, необходимую для принятия управленческих решений по эксплуатации и развитию территорий.

ПК 1.3. Готовить предложения по определению экономической эффективности использования имеющегося недвижимого имущества.

ПК 1.4. Участвовать в проектировании и анализе социально-экономического развития территории.

ПК 1.5. Осуществлять мониторинг земель территории.

ПК 2.1. Выполнять комплекс кадастровых процедур.

ПК 2.2. Определять кадастровую стоимость земель.

ПК 2.3. Выполнять кадастровую съемку.

ПК 2.4. Осуществлять кадастровый и технический учет объектов недвижимости.

ПК 2.5. Формировать кадастровое дело.

ПК 3.1. Выполнять работы по картографо-геодезическому обеспечению территорий, создавать графические материалы.

ПК 3.2. Использовать государственные геодезические сети и иные сети для производства картографо-геодезических работ.

ПК 3.3. Использовать в практической деятельности геоинформационные системы.

ПК 3.4. Определять координаты границ земельных участков и вычислять их площади.

ПК 3.5. Выполнять поверку и юстировку геодезических приборов и инструментов.

ПК 4.1. Осуществлять сбор и обработку необходимой и достаточной информации об объекте оценки и аналогичных объектах.

ПК 4.2. Производить расчеты по оценке объекта оценки на основе применимых подходов и методов оценки.

ПК 4.3. Обобщать результаты, полученные подходами, и давать обоснованное заключение об итоговой величине стоимости объекта оценки.

ПК 4.4. Рассчитывать сметную стоимость зданий и сооружений в соответствии с действующими нормативами и применяемыми методиками.

ПК 4.5. Классифицировать здания и сооружения в соответствии с принятой типологией.

ПК 4.6. Оформлять оценочную документацию в соответствии с требованиями нормативных актов, регулирующих правоотношения в этой области.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося - 51 час, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 34 часа;

самостоятельной работы обучающегося 17 часов.



2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

51

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

34

в том числе:


лабораторные работы

-

практические занятия

34

контрольные работы

-

курсовая работа (проект) (если предусмотрено)

-

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

17

в том числе:


самостоятельная работа над курсовой работой (проектом) (если предусмотрено)

-

Реферат по заданной тематике

-

Итоговая аттестация в форме (указать) дифференцированного зачета в 3 семестре




2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Экологические основы природопользования»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1. Экология как научная дисциплина


7


Тема 1.1.

Общие понятия, цели и задачи экологии

Содержание учебного материала

2

1

Определение понятия экологии и экологической науки. Объект, предмет, цель, задачи, функции экологии. Экологические факторы и их влияние на организмы. Принципы экологического природопользования. История становления современной экологии.

1

Самостоятельная работа обучающихся

1


1


Тема 1.2.

Классификации экологии. Проблемы экологии

Содержание учебного материала

2

1

Основные классификации экологических наук. Сферы использования экологии. Экологические проблемы: региональные и глобальные. Причины возникновения глобальных экологических проблем.

3

Самостоятельная работа обучающихся

2


1

Подготовка докладов по заданным темам.

Раздел 2. Ресурсы России и рационально природопользование


25

Тема 2.1.

Природные ресурсы и их классификация


Содержание учебного материала

4

1

Понятие природных ресурсов. Признаки классификации природных ресурсов. Исчерпаемые и неисчерпаемые природные ресурсы. Возобновляемые и невозобновляемые природные ресурсы. Состояние природных ресурсов мира, России.

1

Самостоятельная работа обучающихся



1


Тема 2.2.

Основные направления рационального природопользования



Содержание учебного материала

4

1

Формы природопользования: жизнеобеспечивающая, хозяйственно-экономическая, оздоровительная, культурная и их характерные признаки. Виды природопользования: общее и специальное, характерные признаки. Особенности рационального природопользования: восстановление природных ресурсов, комплексное использование, вторичное использование природных ресурсов, проведение природоохранных мероприятий.

2

Самостоятельная работа обучающихся

1


1

Составление конспекта: «Внедрение новейших технологий рационального природопользования».

Тема 2.3.

Проблемы использования и воспроизводства водных ресурсов

Содержание учебного материала

2

1

Вода- неисчерпаемый природный ресурс. Содержание пресных вод. Содержание загрязняющих веществ в промышленных сточных водах. Вторичное использование воды. Новые технологии очистки воды. Организационные мероприятия.

3

Самостоятельная работа обучающихся

2


1

Подготовка докладов по темам: «Рациональное использование пресноводных экосистем», «Вторичное использование воды в промышленности», «Основные методы очистки промышленных сточных вод».

Тема 2.4.

Проблемы использования полезных ископаемых

Содержание учебного материала

2

1

Понятие полезных ископаемых. Классификация полезных ископаемых: металлические, неметаллические, горючие. Использование полезных ископаемых. Ресурсообеспеченность полезных ископаемых. Растения как индикаторы состава почв.

2

Самостоятельная работа обучающихся

1


1

Работа с дополнительной литературой. Составление конспекта: «Проблемы использования полезных ископаемых».

Тема 2.5.

Проблемы использования земельных ресурсов


Содержание учебного материала

4

1

Виды использования земель. Экологическая роль почвы и ее свойства. Факторы определения плодородных почв. Виды эрозии земель и меры борьбы с ними. Процесс опустынивания и меры борьбы с ними. Заболоченные земли: низинные, верховые, переходные болота. Рекультивация земель.

3

Самостоятельная работа обучающихся

5


1

Подготовка рефератов по заданным темам.

Раздел 3. Среда обитания человека и экологическая безопасность


9

Тема 3.1.

Среда обитания человека

Содержание учебного материала

1

1

Окружающая человека среда и ее компоненты. Естественная и искусственная среды обитания человека. Социальная среда. Основные экологические требования к компонентам окружающей человека среды.

2

Самостоятельная работа обучающихся

1


1

Работа с дополнительной литературой. Составление конспекта: «Контроль качества воздуха, воды, продуктов питания».

Тема 3.2.

Городская среда

Содержание учебного материала

4

1

Шум и вибрация в городских условиях. Экологические вопросы строительства в городе. Экологические требования к организации строительства в городе. Дороги и дорожное строительство в городе. Контроль за качеством строительства. Экологические проблемы промышленных и бытовых отходов в городе. Твердые бытовые отходы и способы их утилизации. Современные способы переработки промышленных и бытовых отходов.

2

Самостоятельная работа обучающихся

1


1

Работа с дополнительной литературой. Составление конспекта: «Материалы, используемые в строительстве, их экологическая безопасность».

Тема 3.3.

Сельская среда

Содержание учебного материала

1

1

Особенности среды обитания человека в условиях сельской мест­ности. Сельское хозяйство и его экологические проблемы. Схема агроэкосистемы.

2

Самостоятельная работа обучающихся

1


1

Работа с дополнительной литературой. Составление конспекта: «Пути решения экологических проблем сельского хозяйства»

Раздел 4. Мониторинг окружающей среды



10

Тема 4.1.

Загрязнение окружающей среды

Содержание учебного материала

4

1

Загрязнители атмосферы: механические, химические, физические, биологические. Загрязнители воды: неорганические химические вещества, органические загрязнители. Бактериальные и биологические загрязнители, радиоактивные загрязнители. Загрязнители почвы. Ликвидация последствий аварийного загрязнения жидкими токсичными, радиоактивными веществами.

2

Самостоятельная работа обучающихся

2


1

Самостоятельная работа обучающихся: работа с дополнительной литературой, подготовка к зачету.

Тема 4.2.

Организация мониторинга окружающей среды

Содержание учебного материала

2

1

Экологический мониторинг. Задачи, функции мониторинга. Виды и методы мониторинга. Методы контроля.

1

2

Дифференцированный зачёт

2


ИТОГО

Аудиторные занятия

34

Самостоятельная работа

17

Всего

51

3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Гуманитарных и социально-экономических дисциплин».

Оборудование учебного кабинета:

- комплект учебной мебели,

- классная доска,

- компьютер,

- комплект учебно-методической литературы,

- учебно-наглядных пособий по дисциплине,

- тестовые задания, задачи.

Технические средства обучения:

- персональные компьютеры,

- комплект мебели для ПК,

- комплект учебно-методической документации.


3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:


  1. Гальперин М.В. Экологические основы природопользования : учебник. - 2-е изд.,испр. - М.: ИД "ФОРУМ", 2013. - 256с.

  2. Протасов В.Ф. Экологические основы природопользования : Учебное пособие. - М. : Альфа-М: ИНФРА-М, 2014. - 304с.

  3. Разумов В.А. Экология : учебное пособие. - М. : Инфра-М, 2013. - 296 с.

  4. Современные проблемы экологии и природопользования [Электронный ресурс] / Ставрополь : Ставропольский государственный аграрный университет, 2013. - 124 с. – Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=233097

  5. Христофорова Н.К. Основы экологии : Учебник. - 3-е изд.,доп. - М. : Магистр:ИНФРА-М, 2014. - 640с.

  6. Экология : учебник [Электронный ресурс] / М. : Логос, 2013. - 504 с. – Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=233716


Дополнительные источники:

  1. Пугачева Ю.В. Экологическое право - М: Академия,2012. – Режим доступа: http://www.academia-moscow.ru

  2. Брославский Л.И. Экология и охрана окружающей среды: законы и реалии США и России: монография.- М.: Инфра-М, 2013.

  3. Лосев К.С Данилов-Данильян В.И. Экологическая энциклопедия: энциклопедия.- М.: Энциклопедия, 2013.

  4. Ушаков И.В. Экологический Лабиринт.- М.: Форум ,2013.

  5. Разумов В.А. Экология: учебное пособие.- М.: Инфра-М, 2013.


Интернет-ресурсы:

  1. www.ecologysite.ru

  2. www.ecoculture.ru

  3. www.ecocommunity.ru



4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.


Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Уметь:

- использовать представления о взаимосвязи организмов и среды обитания в профессиональной деятельности;

решение задач, выполнение тестовых заданий, проверка выполнения самостоятельной работы.

Знать:

- состояние природных ресурсов России и мониторинг окружающей среды;

- экологические принципы рационального природопользования.


решение задач;


выполнение тестовых заданий;

фронтальный опрос.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!