МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ГОРЛОВСКИЙ ТЕХНИКУМ»
ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
СОГЛАСОВАНО | | УТВЕРЖДАЮ |
Зам.директора по учебной работе | | Директор техникума |
_________________ Е.В.Евсеева | | _________________ П.Я.Гродзинский |
подпись | | подпись |
| | |
«____»____________2017 г. | | «____»____________2017 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОДБ.11. ЭКОЛОГИЯ
для специальности: 09.02.03 Программирование в компьютерных системах
базовой подготовки
очная форма обучения
2017
Рабочая программа учебной дисциплины ОДБ.11. Экология разработана на основе Государственного образовательного стандарта по специальности СПО 09.02.03 Программирование в компьютерных системах, входящей в состав укрупненной группы специальностей 09.00.00 Информатика и вычислительная техника.
Разработчик Дариенко О.Л., преподаватель, специалист ІІ категории.
Рассмотрена и одобрена на заседании преподавателей цикловой комиссии дисциплин защиты в чрезвычайных ситуациях
Протокол № 1 от 30.08. 2017г.
Председатель комиссии В.В.Филимонова
Рассмотрена и одобрена на заседании методического совета техникума
Протокол № 1 от 30.08.2017г.
Председатель методического совета Е.В.Евсеева
СОДЕРЖАНИЕ
| | стр. |
| ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОДБ.11. ЭКОЛОГИЯ | 4 |
| РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 5 |
| СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 6 |
| УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИУЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 11 |
| КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 13 |
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОДБ.11. Экология
Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины ОДБ.11. Экология является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ГОС по специальности СПО 09.02.03 Программирование в компьютерных системах, входящей в состав укрупненной группы специальностей 09.00.00 Информатика и вычислительная техника.
Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы
Дисциплина входит в общеобразовательный цикл общеобразовательной подготовки студентов.
Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины
Результатом освоения программы дисциплины ОДБ.09. Экология является овладение обучающимися общими компетенциями.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
использовать экологические знания в процессе дальнейшего обучения и практической деятельности;
анализировать экологическую и техногенную ситуацию, связанную с определенными процессами.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
основной понятийный аппарат и концепции развития окружающей среды;
организационно-правовые механизмы охраны окружающей среды в рамках реализации профессиональной деятельности;
характеристики антропогенного воздействия на окружающую среду;
экологические принципы рационального использования природных ресурсов;
1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:
Максимальной учебной нагрузки обучающегося 46 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 23 часа, самостоятельной работы обучающегося 23 часа.
2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
В результате освоения дисциплины у обучающихся будут формироваться следующие компетенции:
общие компетенции |
ОК 3 | Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. |
ОК 5 | Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий. |
ОК 7 | Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий. |
3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Виды учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 46 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка | 23 |
в том числе: | |
лекции | 23 |
лабораторные работы | - |
практические занятия | - |
семинарские занятия | - |
контрольные работы | - |
курсовые проекты (работы) | - |
Самостоятельная работа обучающихся (всего) | 23 |
в том числе: | |
систематическая проработка теоретического материала в соответствии с дидактическими единицами темы и ответов на вопросы, выданные преподавателем (работа с конспектом, учебной и специальной технической литературой по параграфам, главам учебных пособий, указанным преподавателем) | 20 |
подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление практических работ, подготовка к их защите | |
подготовка к зачету по экзаменационным вопросам, подготовленным преподавателем | 3 |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета |
3.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОДБ.11. Экология
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) | Объем часов объем часов | Уровень освоения |
для дневного обучения | для заочного обучения |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Раздел 1. | Введение в общую экологию | | | |
Тема 1.1. Введение в экологию. Предмет, метод и задание дисциплины | Содержание учебного материала | 2 | | 1 |
1 | Становление экологии как научной дисциплины [1,5,9] |
2 | Предмет, задачи, методы исследования экологи [1,5,9] |
3 | Структура современной экологии [1,5,9] |
4 | Связь экологии с другими науками [1,5,9] |
5 | Становление экологии как научной дисциплины [1,5,9] |
Лабораторные работы | | | |
Практические занятия | | | |
Контрольные работы | | | |
Самостоятельная работа обучающихся: работа с конспектом лекций, решение экологических ситуаций | 2 | | 1,2,3 |
Тема 1.2. Экологические факторы. Экологические системы. Основные законы экологии. | Содержание учебного материала | 2 | | 1 |
1 | Экологические факторы [2,3,9] |
2 | Экологические системы [2,3,9] |
3 | Основные законы экологии [2,3,9] |
Лабораторные работы | | | |
Практические занятия | | | |
Контрольные работы | | | |
Самостоятельная работа обучающихся: работа с конспектом лекций, решение экологических ситуаций | 2 | | 1,2,3 |
Тема 1.3. Биосфера как глобальная экосистема Земли. | Содержание учебного материала | 2 | | 1 |
1 | Происхождение и эволюция биосферы [2,9,10] |
2 | Понятие и границы биосферы [2,9,10] |
3 | Состав и свойства биосферы. Учение В.И. Вернадского [2,9,10] |
4 | Становление ноосферы [2,9,10] |
Лабораторные работы | | | |
Практические занятия | | | |
Контрольные работы | | | |
Самостоятельная работа обучающихся: работа с конспектом лекций, решение экологических ситуаций | 2 | | 1,2,3 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Раздел 2. | Мониторинг и охрана окружающей среды | | | |
Тема 2.1. Антропогенное воздействие на биосферу | Содержание учебного материала | 2 | | 1 |
1 | Основные виды антропогенного воздействия на биосферу [1-10] |
2 | Понятие и классификация загрязнений окружающей среды [1-10] |
3 | Современное состояние биосферы. Глобальный экологический кризис [1-10] |
Лабораторные работы | | | |
Практическое занятие. | | | |
Контрольные работы | | | |
Самостоятельная работа обучающихся: работа с конспектом лекций, решение экологических ситуаций, подготовка презентаций на тему «Экологические кризисы и катастрофы: взгляд из прошлого». | 2 | | 1,2,3 |
Тема 2.2. Пути загрязнения и методы защиты атмосферы | Содержание учебного материала | 2 | | 1 |
1 | Состав и строение атмосферы Земли [1,9] |
2 | Источники и последствия загрязнения атмосферы [3,9] |
3 | Технологии и методы защиты атмосферного воздуха [1,9] |
Лабораторные работы | | | |
Практические занятия | | | |
Контрольные работы | | | |
Самостоятельная работа обучающихся: работа с конспектом лекций, решение экологических ситуаций | 2 | | 1,2,3 |
Тема 2.3. Загрязнение и пути защиты водных ресурсов | Содержание учебного материала | 2 | | 1 |
1 | Характеристика гидросферы, ее значение [7-9] |
2 | Источники и последствия загрязнения водных объектов [7-9] |
3 | Технологии очистки сточных вод. Контроль качества воды [7-9] |
4 | Пути сокращения загрязнения водных ресурсов [7-9] |
Лабораторные работы | | | |
Практические занятия | | | |
Контрольные работы | | | |
Самостоятельная работа обучающихся: работа с конспектом лекций, решение экологических ситуаций | 2 | | 1,2,3 |
Тема 2.4. Использование земельных ресурсов и методы их защиты | Содержание учебного материала | 2 | | 1 |
1 | Состав и строение литосферы [2,5,9] |
2 | Почвы и их значение. Негативное воздействие на почву различных факторов [2,5,9] |
3 | Нормирование загрязнения почв. Основные направления защиты земельных ресурсов [2,5,9] |
Лабораторные работы | | | |
Практические занятия | | | |
Контрольные работы | | | |
Самостоятельная работа обучающихся: работа с конспектом лекций, решение экологических ситуаций, решение кейсового задания «Карфаген». | 2 | | 1,2,3 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Тема 2.5. Основные положения урбоэкологии | Содержание учебного материала | 2 | | 1 |
1 | Урбанизация и обострение экологического кризиса [6,8,9] |
2 | Экологические проблемы современных городов [6,8,9] |
Лабораторные работы | | | |
Практические занятия | | | |
Контрольные работы | | | |
Самостоятельная работа обучающихся: работа с конспектом лекций, решение экологических ситуаций, подготовка презентации на тему «Экологические проблемы промышленного Донбасса и пути их решения» | 2 | | 1,2,3 |
Тема 2.6. Радиоактивное загрязнение окружающей среды | Содержание учебного материала | 2 | | 1 |
1 | Понятие радиоактивности и единицы ее измерения [2,9] |
2 | Источники радиации и их влияние на биосферу [2,9] |
3 | Влияние радиации на организм человека [2,9] |
Лабораторные работы | | | |
Практические занятия | | | |
Контрольные работы | | | |
Самостоятельная работа обучающихся: работа с конспектом лекций, решение экологических ситуаций | 2 | | 1,2,3 |
Раздел 3. | Основы рационального природопользования | | | |
Тема 3.1. Экономические механизмы рационального использования ресурсов | Содержание учебного материала | 2 | | 1 |
1 | Нормативы оценки состояния окружающей среды [1,3-5,9] |
2 | Экономические механизмы регулирования загрязнения окружающей среды [1,3-5,9] |
Лабораторные работы | | | |
Практические занятия | | | |
Контрольные работы | | | |
Самостоятельная работа обучающихся: работа с конспектом лекций, решение экологических ситуаций | 2 | | 1,2,3 |
Тема 3.1. Международное сотрудничество в рамках концепции устойчивого развития | Содержание учебного материала | 3 | | 1 |
1 | Понятие и сущность концепции устойчивого развития [5,9] |
2 | Международное сотрудничество в сфере охраны природы [5,9] |
Лабораторные работы | | | |
Практические занятия | | | |
Контрольные работы | | | |
Самостоятельная работа обучающихся: работа с конспектом лекций, решение экологического кейса «Устойчивое развитие-миф или реальность?», подготовка к зачету. | 3 | | 1,2,3 |
Всего: | 46 | - | - |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач.)
4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению дисциплины: для реализации программы учебной дисциплины в наличии имеется учебный кабинет «Экологических основ природопользования», библиотека, читальный зал с выходом в сеть Интернет.
Оборудование учебного кабинета:
посадочные места по количеству обучающихся;
рабочее место преподавателя;
специализированная мебель.
Средства обучения
Дидактические:
образцы экологической отчетности;
карточки-задания;
тесты;
раздаточный материал для выполнения кейсовых заданий;
законодательные акты;
справочные нормативы ПДК, ПДВ и ПДС загрязняющих веществ;
методические рекомендации к выполнению практических работ.
Технические:
Средства телекоммуникации:
локальная сеть;
сеть Интернет;
электронная почта.
4.2 Информационное обеспечение обучения
Основная литература:
Билявский, Г.А. Основы общей экологии: учебник / Г.А. Билявский, М.М. Падун, Р.С. Фурдуй. – 2-е изд., перераб. и доп. К.: Лыбидь, 1995. – 368 с.
Гурова, Т.Ф. Основы экологии и рационального природопользования: учебник и практикум для СПО / Т.Ф. Гурова, Л.В. Назаренко. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Изд-во Юрайт, 2017. – 223 с.
Задачи и вопросы по экологии: учеб. пособие / Н.А. Амирханова и др.; Уфимск. гос. авиац. техн. ун-т. – Уфа: УГАТУ, 2012. – 191 с.
Кузнецов, Л.М. Экология: учебник и практикум для СПО / Л.М. Кузнецов, А.С. Николаев. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Изд-во Юрайт, 2016. – 280 с.
Общая экология: практикум / Костром. гос. ун-т; сост. М.В. Сиротина [и др.]. – Кострома: КГУ, 2017. – 71 с.
Павлова, Е. И. Общая экология: учебник и практикум для СПО / Е.И. Павлова, В.К. Новиков. – М.: Изд-во Юрайт, 2017. – 190 с.
Прохоров, Б.Б. Общая экология человека: учебник / Б.Б. Прохоров, М.В. Черковец. – М.: ИНФРА-М, 2016. – 421 с.
Устойчивое развитие: практические занятия и лекционный курс: учеб. пособие / Е.В. Борздыко, Л.Н. Анищенко; Брян. гос. ун-т им. И. Г. Петровского, Естеств.-геогр. фак. каф. географии, экологии и землеустройства. – Брянск: Изд-во Брян. гос. ун-та, 2017. – 129 с.
Экология города: учеб. пособие / под ред. В.В. Денисова. – Ростов н/Д: Феникс, 2015. – 565 с.
Экология: учебно-методический комплекс: [Электронный ресурс] / сост. Дариенко О.Л. – Электронные данные – Горловка: ГТДонНУ, 2015. – 1 электрон. опт. диск (CD-R); 12 см. – Систем. требования: Pentium; 32 MВ RAM; WINDOWS 98/2000/NT/XP; MS Word 2000. – Название с титул. экрана.
Дополнительная литература:
Протасов, В.Ф. Экологические основы природопользования: учеб. пособие. – М.: Альфа–М; ИНФРА–М, 2012. – 304 с.
Хандогина Е.К. Экологические основы природопользования: учебное пособие / Е.К. Хандогина. – М.: Форум: ИНФРА-М, 2013. – 160с.
Хорошилова, Л.С. Экологическая безопасность: учебное пособие / Л.С. Хорошилова, Л.М. Табакаева, З.А. Курбатова. – Кемерово, 2004. – 311 с.
Экономика и прогнозирование промышленного природопользования: учеб.-методич. комплекс / С.Г. Гулькова [и др.]. – Владивосток: Изд-во ДВГТУ, 2008. – 398 с.
Ясовеев, М.Г. Экология урбанизированных территорий: пособие / М.Г. Ясовеев, Н.Л. Стреха, Д.А. Пацыкайлик; Министерство образования Республики Беларусь, Белорусский государственный педагогический университет им. Максима Танка. – Минск: [БГПУ], 2007. – 254 с.
Интернет-ресурсы:
Словарь по прикладной экологии, рациональному природопользованию и природообустройству (on-line версия). Форма доступа: msuee.ru 2.
Интернет-ресурс. Основы экологии. Форма доступа: gymn415.spb.ru.
Интернет-ресурс. Информационно-аналитический сайт о природе и экологии. Форма доступа: biodat.ru – BioDat.
Сайт по Экологическим основам природопользования. Форма доступа: https://sites.google.com/site/osnoviekologiyi/home
5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения всех видов занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Студенты знают: основной понятийный аппарат и концепции развития окружающей среды; организационно-правовые механизмы охраны окружающей среды в рамках реализации профессиональной деятельности; характеристики антропогенного воздействия на окружающую среду; экологические принципы рационального использования природных ресурсов; | Входной контроль в форме: Текущий контроль в форме: устного и письменного опроса; самостоятельной работы; решения ситуационных задач; тестирования по темам; написания рефератов и творческих работ; создания презентаций по выбранной тематике. Рубежный контроль в форме: Итоговый контроль: в форме дифференцированного зачета Оценка: результативности работы обучающегося при выполнении заданий на учебных занятиях и самостоятельной работы. |
умеют: анализировать экологическую и техногенную ситуацию, связанную с определенными процессами. |
14