СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа дисциплины "Экология"

Категория: Экология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по дисциплине "Экология"

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа дисциплины "Экология"»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ГОРЛОВСКИЙ ТЕХНИКУМ»

ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»





СОГЛАСОВАНО


УТВЕРЖДАЮ

Зам.директора по учебной работе


Директор техникума

_________________ Е.В.Евсеева


_________________ П.Я.Гродзинский

подпись


подпись




«____»____________2017 г.


«____»____________2017 г.





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОДБ.11. ЭКОЛОГИЯ

для специальности: 09.02.03 Программирование в компьютерных системах



базовой подготовки

очная форма обучения



2017

Рабочая программа учебной дисциплины ОДБ.11. Экология разработана на основе Государственного образовательного стандарта по специальности СПО 09.02.03 Программирование в компьютерных системах, входящей в состав укрупненной группы специальностей 09.00.00 Информатика и вычислительная техника.


Разработчик Дариенко О.Л., преподаватель, специалист ІІ категории.





Рассмотрена и одобрена на заседании преподавателей цикловой комиссии дисциплин защиты в чрезвычайных ситуациях

Протокол № 1 от 30.08. 2017г.



Председатель комиссии В.В.Филимонова



Рассмотрена и одобрена на заседании методического совета техникума

Протокол № 1 от 30.08.2017г.

Председатель методического совета Е.В.Евсеева













СОДЕРЖАНИЕ



стр.

ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОДБ.11. ЭКОЛОГИЯ

4

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИУЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

11

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

13















1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОДБ.11. Экология


    1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины ОДБ.11. Экология является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ГОС по специальности СПО 09.02.03 Программирование в компьютерных системах, входящей в состав укрупненной группы специальностей 09.00.00 Информатика и вычислительная техника.


    1. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы

Дисциплина входит в общеобразовательный цикл общеобразовательной подготовки студентов.


    1. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины

Результатом освоения программы дисциплины ОДБ.09. Экология является овладение обучающимися общими компетенциями.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

  • использовать экологические знания в процессе дальнейшего обучения и практической деятельности;

  • анализировать экологическую и техногенную ситуацию, связанную с определенными процессами.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

  • основной понятийный аппарат и концепции развития окружающей среды;

  • организационно-правовые механизмы охраны окружающей среды в рамках реализации профессиональной деятельности;

  • характеристики антропогенного воздействия на окружающую среду;

  • экологические принципы рационального использования природных ресурсов;

  • основные методы снижения техногенного воздействия на Биосферу.


1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:

Максимальной учебной нагрузки обучающегося 46 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 23 часа, самостоятельной работы обучающегося 23 часа.











2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

В результате освоения дисциплины у обучающихся будут формироваться следующие компетенции:


общие компетенции

ОК 3

Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 5

Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий.

ОК 7

Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.




























3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


3.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы


Виды учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

46

Обязательная аудиторная учебная нагрузка

23

в том числе:


лекции

23

лабораторные работы

-

практические занятия

-

семинарские занятия

-

контрольные работы

-

курсовые проекты (работы)

-

Самостоятельная работа обучающихся (всего)

23

в том числе:


систематическая проработка теоретического материала в соответствии с дидактическими единицами темы и ответов на вопросы, выданные преподавателем (работа с конспектом, учебной и специальной технической литературой по параграфам, главам учебных пособий, указанным преподавателем)

20

подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление практических работ, подготовка к их защите


подготовка к зачету по экзаменационным вопросам, подготовленным преподавателем

3

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета













3.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОДБ.11. Экология


Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект)

Объем часов

объем часов

Уровень освоения

для дневного обучения

для заочного обучения

1

2

3

4

5

Раздел 1.

Введение в общую экологию




Тема 1.1.

Введение в экологию. Предмет, метод и задание дисциплины

Содержание учебного материала

2


1

1

Становление экологии как научной дисциплины [1,5,9]

2

Предмет, задачи, методы исследования экологи [1,5,9]

3

Структура современной экологии [1,5,9]

4

Связь экологии с другими науками [1,5,9]

5

Становление экологии как научной дисциплины [1,5,9]

Лабораторные работы




Практические занятия




Контрольные работы




Самостоятельная работа обучающихся: работа с конспектом лекций, решение экологических ситуаций

2


1,2,3

Тема 1.2.

Экологические факторы. Экологические системы. Основные законы экологии.

Содержание учебного материала

2


1

1

Экологические факторы [2,3,9]

2

Экологические системы [2,3,9]

3

Основные законы экологии [2,3,9]

Лабораторные работы




Практические занятия




Контрольные работы




Самостоятельная работа обучающихся: работа с конспектом лекций, решение экологических ситуаций

2


1,2,3

Тема 1.3.

Биосфера как глобальная экосистема Земли.

Содержание учебного материала

2


1

1

Происхождение и эволюция биосферы [2,9,10]

2

Понятие и границы биосферы [2,9,10]

3

Состав и свойства биосферы. Учение В.И. Вернадского [2,9,10]

4

Становление ноосферы [2,9,10]

Лабораторные работы




Практические занятия




Контрольные работы




Самостоятельная работа обучающихся: работа с конспектом лекций, решение экологических ситуаций

2


1,2,3



1

2

3

4

5

Раздел 2.

Мониторинг и охрана окружающей среды




Тема 2.1.

Антропогенное воздействие на биосферу

Содержание учебного материала

2


1

1

Основные виды антропогенного воздействия на биосферу [1-10]

2

Понятие и классификация загрязнений окружающей среды [1-10]

3

Современное состояние биосферы. Глобальный экологический кризис [1-10]

Лабораторные работы




Практическое занятие.




Контрольные работы




Самостоятельная работа обучающихся: работа с конспектом лекций, решение экологических ситуаций, подготовка презентаций на тему «Экологические кризисы и катастрофы: взгляд из прошлого».

2


1,2,3

Тема 2.2.

Пути загрязнения и методы защиты атмосферы

Содержание учебного материала

2


1

1

Состав и строение атмосферы Земли [1,9]

2

Источники и последствия загрязнения атмосферы [3,9]

3

Технологии и методы защиты атмосферного воздуха [1,9]

Лабораторные работы




Практические занятия




Контрольные работы




Самостоятельная работа обучающихся: работа с конспектом лекций, решение экологических ситуаций

2


1,2,3

Тема 2.3.

Загрязнение и пути защиты водных ресурсов

Содержание учебного материала

2


1

1

Характеристика гидросферы, ее значение [7-9]

2

Источники и последствия загрязнения водных объектов [7-9]

3

Технологии очистки сточных вод. Контроль качества воды [7-9]

4

Пути сокращения загрязнения водных ресурсов [7-9]

Лабораторные работы




Практические занятия




Контрольные работы




Самостоятельная работа обучающихся: работа с конспектом лекций, решение экологических ситуаций

2


1,2,3

Тема 2.4.

Использование земельных ресурсов и методы их защиты

Содержание учебного материала

2


1

1

Состав и строение литосферы [2,5,9]

2

Почвы и их значение. Негативное воздействие на почву различных факторов [2,5,9]

3

Нормирование загрязнения почв. Основные направления защиты земельных ресурсов [2,5,9]

Лабораторные работы




Практические занятия




Контрольные работы




Самостоятельная работа обучающихся: работа с конспектом лекций, решение экологических ситуаций, решение кейсового задания «Карфаген».

2


1,2,3



1

2

3

4

5

Тема 2.5.

Основные положения урбоэкологии

Содержание учебного материала

2


1

1

Урбанизация и обострение экологического кризиса [6,8,9]

2

Экологические проблемы современных городов [6,8,9]

Лабораторные работы




Практические занятия




Контрольные работы




Самостоятельная работа обучающихся: работа с конспектом лекций, решение экологических ситуаций, подготовка презентации на тему «Экологические проблемы промышленного Донбасса и пути их решения»

2


1,2,3

Тема 2.6.

Радиоактивное загрязнение окружающей среды

Содержание учебного материала

2


1

1

Понятие радиоактивности и единицы ее измерения [2,9]

2

Источники радиации и их влияние на биосферу [2,9]

3

Влияние радиации на организм человека [2,9]

Лабораторные работы




Практические занятия




Контрольные работы




Самостоятельная работа обучающихся: работа с конспектом лекций, решение экологических ситуаций

2


1,2,3

Раздел 3.

Основы рационального природопользования




Тема 3.1.

Экономические механизмы рационального использования ресурсов

Содержание учебного материала

2


1

1

Нормативы оценки состояния окружающей среды [1,3-5,9]

2

Экономические механизмы регулирования загрязнения окружающей среды [1,3-5,9]

Лабораторные работы




Практические занятия




Контрольные работы




Самостоятельная работа обучающихся: работа с конспектом лекций, решение экологических ситуаций

2


1,2,3

Тема 3.1.

Международное сотрудничество в рамках концепции устойчивого развития

Содержание учебного материала

3


1

1

Понятие и сущность концепции устойчивого развития [5,9]

2

Международное сотрудничество в сфере охраны природы [5,9]

Лабораторные работы




Практические занятия




Контрольные работы




Самостоятельная работа обучающихся: работа с конспектом лекций, решение экологического кейса «Устойчивое развитие-миф или реальность?», подготовка к зачету.

3


1,2,3

Всего:

46

-

-

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач.)

4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению дисциплины: для реализации программы учебной дисциплины в наличии имеется учебный кабинет «Экологических основ природопользования», библиотека, читальный зал с выходом в сеть Интернет.

Оборудование учебного кабинета:

  • посадочные места по количеству обучающихся;

  • рабочее место преподавателя;

  • специализированная мебель.

Средства обучения

Дидактические:

  • образцы экологической отчетности;

  • карточки-задания;

  • тесты;

  • раздаточный материал для выполнения кейсовых заданий;

  • законодательные акты;

  • справочные нормативы ПДК, ПДВ и ПДС загрязняющих веществ;

  • методические рекомендации к выполнению практических работ.

Технические:

  • персональный компьютер или ноутбук с лицензионно-программным обеспечением;

  • мультимедиа проектор,

  • экран переносной;

  • магнитофон.

Средства телекоммуникации:

  • локальная сеть;

  • сеть Интернет;

  • электронная почта.









4.2 Информационное обеспечение обучения


Основная литература:

  1. Билявский, Г.А. Основы общей экологии: учебник / Г.А. Билявский, М.М. Падун, Р.С. Фурдуй. – 2-е изд., перераб. и доп. К.: Лыбидь, 1995. – 368 с.

  2. Гурова, Т.Ф. Основы экологии и рационального природопользования: учебник и практикум для СПО / Т.Ф. Гурова, Л.В. Назаренко. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Изд-во Юрайт, 2017. – 223 с.

  3. Задачи и вопросы по экологии: учеб. пособие / Н.А. Амирханова и др.; Уфимск. гос. авиац. техн. ун-т. – Уфа: УГАТУ, 2012. – 191 с.

  4. Кузнецов, Л.М. Экология: учебник и практикум для СПО / Л.М. Кузнецов, А.С. Николаев. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Изд-во Юрайт, 2016. – 280 с.

  5. Общая экология: практикум / Костром. гос. ун-т; сост. М.В. Сиротина [и др.]. – Кострома: КГУ, 2017. – 71 с.

  6. Павлова, Е. И. Общая экология: учебник и практикум для СПО / Е.И. Павлова, В.К. Новиков. – М.: Изд-во Юрайт, 2017. – 190 с.

  7. Прохоров, Б.Б. Общая экология человека: учебник / Б.Б. Прохоров, М.В. Черковец. – М.: ИНФРА-М, 2016. – 421 с.

  8. Устойчивое развитие: практические занятия и лекционный курс: учеб. пособие / Е.В. Борздыко, Л.Н. Анищенко; Брян. гос. ун-т им. И. Г. Петровского, Естеств.-геогр. фак. каф. географии, экологии и землеустройства. – Брянск: Изд-во Брян. гос. ун-та, 2017. – 129 с.

  9. Экология города: учеб. пособие / под ред. В.В. Денисова. – Ростов н/Д: Феникс, 2015. – 565 с.

  10. Экология: учебно-методический комплекс: [Электронный ресурс] / сост. Дариенко О.Л. – Электронные данные – Горловка: ГТДонНУ, 2015. – 1 электрон. опт. диск (CD-R); 12 см. – Систем. требования: Pentium; 32 MВ RAM; WINDOWS 98/2000/NT/XP; MS Word 2000. – Название с титул. экрана.


Дополнительная литература:

  1. Протасов, В.Ф. Экологические основы природопользования: учеб. пособие. – М.: Альфа–М; ИНФРА–М, 2012. – 304 с.

  2. Хандогина Е.К. Экологические основы природопользования: учебное пособие / Е.К. Хандогина. – М.: Форум: ИНФРА-М, 2013. – 160с.

  3. Хорошилова, Л.С. Экологическая безопасность: учебное пособие / Л.С. Хорошилова, Л.М. Табакаева, З.А. Курбатова. – Кемерово, 2004. – 311 с.

  4. Экономика и прогнозирование промышленного природопользования: учеб.-методич. комплекс / С.Г. Гулькова [и др.]. – Владивосток: Изд-во ДВГТУ, 2008. – 398 с.

  5. Ясовеев, М.Г. Экология урбанизированных территорий: пособие / М.Г. Ясовеев, Н.Л. Стреха, Д.А. Пацыкайлик; Министерство образования Республики Беларусь, Белорусский государственный педагогический университет им. Максима Танка. – Минск: [БГПУ], 2007. – 254 с. 



Интернет-ресурсы:

  1. Словарь по прикладной экологии, рациональному природопользованию и природообустройству (on-line версия). Форма доступа: msuee.ru 2.

  2. Интернет-ресурс. Основы экологии. Форма доступа: gymn415.spb.ru.

  3. Интернет-ресурс. Информационно-аналитический сайт о природе и экологии. Форма доступа: biodat.ru – BioDat.

  4. Сайт по Экологическим основам природопользования. Форма доступа: https://sites.google.com/site/osnoviekologiyi/home






























5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения всех видов занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.


Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки

результатов обучения

Студенты знают:

  • основной понятийный аппарат и концепции развития окружающей среды;

  • организационно-правовые механизмы охраны окружающей среды в рамках реализации профессиональной деятельности;

  • характеристики антропогенного воздействия на окружающую среду;

  • экологические принципы рационального использования природных ресурсов;

  • основные методы снижения техногенного воздействия на Биосферу.

Входной контроль в форме:

  • тестирования по основополагающим понятиям дисциплины.


Текущий контроль в форме:

  • устного и письменного опроса;

  • самостоятельной работы;

  • решения ситуационных задач;

  • тестирования по темам;

  • написания рефератов и творческих работ;

  • создания презентаций по выбранной тематике.


Рубежный контроль в форме:

  • письменной работы по каждому разделу дисциплины.




Итоговый контроль: в форме дифференцированного зачета



Оценка:

  • результативности работы обучающегося при выполнении заданий на учебных занятиях и самостоятельной работы.

умеют:

  • использовать экологические знания в процессе дальнейшего обучения и практической деятельности;

  • анализировать экологическую и техногенную ситуацию, связанную с определенными процессами.




14



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!