Департамент образования и науки Брянской области
Дятьковский филиал государственного автономного профессионального
образовательного учреждения «Брянский техникум энергомашиностроения и радиоэлектроники имени Героя Советского Союза М.А. Афанасьева»
ОДОБРЕНО на заседании МО общетехнических и специальных дисциплин _________ /Осипова Ю.А./ «___» __________ 2023г. Протокол №___ | УТВЕРЖДАЮ Зам. директора по РПК ДФ ГАПОУ «Брянский техникум энергомашиностроения и радиоэлектроники» _________ /Иванов И.С./ «___» __________ 2023г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОПД 09 Менеджмент качества
Специальность 27.02.07 «Управление качеством продукции, процессов и услуг (по отраслям)»
Дятьково 2023 г.
Рабочая программа учебной дисциплины «Менеджмент качества» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (далее – ФГОС СПО), по специальности: 27.02.07 «Управление качеством продукции, процессов и услуг (по отраслям)».
Организация-разработчик: Дятьковский филиал ГАПОУ «Брянский техникум энергомашиностроения и радиоэлектроники имени Героя Советского Союза М.А. Афанасьева»
Разработчик: Лихачева Светлана Михайловна, преподаватель ДФ ГАПОУ «Брянский техникум энергомашиностроения и радиоэлектроники имени Героя Советского Союза М.А. Афанасьева»
СОДЕРЖАНИЕ
Общая характеристика рабочей программы учебной дисциплины | 4 |
Структура и содержание учебной дисциплины | 6 |
Условия реализации программы учебной дисциплины | 9 |
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины | 10 |
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИМЕРНОЙ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОПД 09 Менеджмент качества
1.1. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: Учебная дисциплина «Менеджмент качества» входит в общепрофессиональный цикл.
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
Код ПК, ОК | Умения | Знания |
ОК 01 ОК 02. ОК 03. ОК 04 ОК 09. ПК 1.4. ПК 2.2. | Рассматривать, анализировать и обобщать требования к конкретной продукции; Выбирать и применять различные методы управления качеством; Анализировать данные самоаудита предприятия; Формировать и вести документы по СМК; оценить уровень качества продукции; Применять статистические методы в контроле качества; Получать товарную информацию об основополагающих характеристиках товара из маркировки и товарно- сопроводительных документов; Правильно выявлять и эффективно искать информацию, необходимую для решения задачи и/или проблемы; Определять актуальность нормативно-правовой документации в профессиональной деятельности Владеть актуальными методами работы в профессиональной и смежных сферах. Применять этические нормы к практике деловых отношений Применять средства информационных технологий для решения профессиональных задач Использовать современное программное обеспечение Выбирать критерии и значения показателей соответствия готовой продукции, условий ее хранения и транспортировки на основании нормативной и технологической документации. Выбирать методы и способы определения и оценки значений соответствия готовой продукции, условий ее хранения и транспортировки. Планировать последовательность проведения оценки соответствия готовой продукции, условий ее хранения и транспортировки требованиям нормативных документов и технических условий документов и технических условий. Оформлять результаты оценки соответствия готовой продукции, условий ее хранения и транспортировки. Выявлять дефектную продукцию. Определять соответствие характеристик продукции/услуг требованиям нормативных документов. Оформлять документацию подтверждения соответствия согласно действующим требованиям. | Классификацию и применимость методов управления качеством; Международный и региональный опыт по разработке и внедрению систем управления качеством; Статистические методы управления качеством и регулирования технологических процессов; Совокупность системных средств и методов в управлении качеством; основы менеджмента качества; Основные понятия системы менеджмента качества; Основы и принципы мировых стандартов по системе менеджмента качества, семейства стандартов; Виды документации по СМК; Основные понятия, цели, принципы, задачи, объекты и методы управления качеством; Системы управления качеством продукции (услуг). Основные источники информации и ресурсы для решения задач и проблем в профессиональном и/или социальном контексте. Содержание актуальной нормативно- правовой документации; Методы работы в профессиональной и смежных сферах. Современная научная и профессиональная терминология Знать профессионально-этические принципы и нормы в профессиональной деятельности, правила корпоративной этики Современные средства и устройства информатизации Требования нормативных и методических документов, регламентирующие вопросы качества продукции (сырья, материалов, полуфабрикатов и комплектующих изделий) Нормативные и методические документы, регламентирующие вопросы хранения и транспортировки готовой продукции. Виды документации качества на годную и несоответствующую продукцию. Классификация, назначение и содержание нормативной документации качества РФ. Виды, классификация и содержание документов качества, применяемых в организации при производстве продукции/работ, оказанию услуг и проведении процедуры подтверждения соответствия. |
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем в часах |
Объем учебной дисциплины | 48 |
в том числе: |
Теоретическое обучение | 34 |
Практические занятия | 12 |
Промежуточная аттестация: Дифференцированный зачет | 2 |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся | Объем в часах | Коды компетенций, формированию которых способствует элемент программы |
1 | 2 | 3 | 4 |
Тема 1. Сущность и основные методы управления качеством | Содержание | 8 | |
1 | Понятие качества. Основные термины, определения и аспекты управления качеством. | 2 | ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 04, ОК 09, ПК 1.4, ПК 2.2. |
2 | Показатели качества: унификации и стандартизации, экономические показатели, эргономические показатели, эстетические показатели, показатели надежности, ремонтопригодности, долговечности и другие. | 2 |
3 | Системы управления качеством продукции (услуг). Классификация и сферы приложения методов управления качеством. | 2 |
4 | Организационно-распорядительные методы. Инженерно-технологические методы. Экономические методы. Социально-психологические методы. | 2 |
Практические работы | 4 | |
1 | Показатели качества и их оценка. | 2 | ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 04, ОК 09, ПК 1.4, ПК 2.2. |
2 | Выбор и применение различных методов управления качеством. | 2 |
Тема 2. Система управления качеством на предприятии | Содержание | 14 | |
1 | Международные стандарты и их применение на российских предприятиях. Петля качества. | 2 | ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 04, ОК 09, ПК 1.4, ПК 2.2. ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 04, ОК 09, ПК 1.4, ПК 2.2. |
2 | Основные составляющие качества для потребителей. Обзор основных требований международных и национальных стандартов менеджмента | 2 |
3 | Виды документации СМК. Требования стандартов к документированию информации процессов. | 2 |
4 | Организация технического контроля на предприятии. Сущность и объекты технического контроля. | 2 |
5 | Метрологическое обеспечение и его цели. | 2 |
6 | Метод сбора количественных характеристик качества продукции. Методы количественной оценки уровня качества. | 2 |
7 | ОТК как самостоятельное структурное подразделение предприятия. | 2 |
Практические работы | 2 |
1 | Формирование пакета документации системы менеджмента качества. | 2 |
Тема 3. Оценка качества продукции | Содержание | 6 | |
1 | Получение товарной информации об основополагающих характеристиках товара из маркировки и товарно-сопроводительных документов. | 2 | ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 04, ОК 09, ПК 1.4, ПК 2.2. |
2 | Определение экономической эффективности управления затратами на обеспечение качества. | 2 |
3 | Характеристика методов оценки качества и уровня качества продукции. Применение статистических методов контроля качества и анализа причин несоответствий процессов. | 2 |
Практические работы | 6 | |
1 | Рассмотрение, анализ и обобщение требований к конкретной продукции на основании характеристик товара из маркировки и товарно-сопроводительных документов. | 2 | ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 04, ОК 09, ПК 1.4, ПК 2.2. |
2 | Нематериальные факторы в обеспечении качества и конкурентоспособности: маркировка товаров, штриховое кодирование. | 2 |
3 | Анализ затрат на качество. | 2 |
Тема 4. Система методов менеджмента | Содержание | 4 | |
1 | Планирование как процесс управления качеством. Системный подход к планам качества. Средства планирования. | 2 | ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 04, ОК 09, ПК 1.4, ПК 2.2. |
2 | Определение экономической эффективности управления затратами на обеспечение качества. | 2 |
Тема 5. Всеобщее управление качеством | Содержание | 4 | |
1 | Основные этапы формирования принципов всеобщего управления качеством (TQM). Содержание концепции всеобщего управления качеством. Комплексное и тотальное управление качеством. | 2 | ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 04, ОК 09, ПК 1.4, ПК 2.2. |
Итоговая аттестация: Дифференцированный зачет | 2 | |
Всего: | 48 | |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Для реализации программы учебной дисциплины «Менеджмент качества» требуется наличие кабинета специальных дисциплин.
Оборудование учебного кабинета:
– посадочные места по количеству обучающихся
– рабочее место преподавателя
– комплекты учебно-наглядных пособий,
Технические средства обучения:
– персональный компьютер;
– лицензионное программное обеспечение;
– комплекты учебно- методической документации;
– экран;
– методические пособия
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд имеет печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы, рекомендуемые для использования в образовательном процессе.
3.2.1. Печатные издания
Абакумова, О.Г. Управление качеством: Конспект лекций / О.Г. Абакумова. - М.: А- Приор, 21 - 128 c.
Аристов, О.В. Управление качеством: Учебник / О.В. Аристов. - М.: НИЦ ИНФРА- М, 2020. - 224 c.
Базаров, Т. Ю. Управление персоналом: учебник для студ. учреждений сред.проф. образования / Т. Ю. Базаров. – 12-е изд. – М. : Издательский центр «Академия», 2020. - 224 с.
Басовский, Л.Е. Управление качеством: Учебник / Л.Е. Басовский, В.Б. Протасьев. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2020. - 253 c.
Магомедов, Ш.Ш. Управление качеством продукции: Учебник / Ш.Ш. Магомедов, Г.Е. Беспалова. - М.: Дашков и К, 2021. - 336 c
Метрология, стандартизация и сертификация в машиностроении: учебник для студ. учреждений сред.проф. образования / С. А. Зайцев, А. Н. Толстов, Д.Д. Грибанов [и др.]. – 5-е изд. – М. : Издательский центр «Академия», 2021. – 288 с.
Рожков, В.Н. Управление качеством: Учебник / В.Н. Рожков. - М.: Форум, 2020.-336 c.
Чубинский А.Н., Батырев И.М., Русаков Д.С. Основы управления качеством - СПб.: СПбГЛТУ-2021
Шевелева Н. Л. Управление качеством: современные подходы и методы: Учеб.пособие / Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 2022. – 223 с.
3.2.2. Электронные издания
Менеджмент в России и за рубежом [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.mevriz.ru/
Экономический портал [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.economicus.ru
Федеральный образовательный портал «Экономика. Социология. Менеджмент» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.ecsocman.edu.ru
Экономика организаций (предприятий) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.window.edu.ru
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и самостоятельной работы.
При планировании реализации учебной дисциплины проводится промежуточная аттестация и текущий контроль индивидуальных образовательных достижений. Текущий контроль проводится в процессе проведения практических занятий, устного опроса и выполнения обучающимися практических и лабораторных работ.
Для промежуточной аттестации, текущего и итогового контроля преподавателем создаются комплексы оценочных средств (КОС). КОС включают в себя педагогические контрольно-измерительные материалы, предназначенные для определения соответствия (или несоответствия) индивидуальных образовательных достижений основным показателям оценки результатов подготовки.
Результаты обучения | Критерии оценки | Формы и методы оценки |
Знает: Классификацию и применимость методов управления качеством; Международный и региональный опыт по разработке и внедрению систем управления качеством; Статистические методы управления качеством и регулирования технологических процессов; Совокупность системных средств и методов в управлении качеством; Основы менеджмента качества; Основные понятия системы менеджмента качества; Основы и принципы мировых стандартов по системе менеджмента качества, семейства стандартов; Виды документации по СМК; Основные понятия, цели, принципы, задачи, объекты и методы управления качеством; Системы управления качеством продукции (услуг). | 91-100% правильных ответов оценка 5 (отлично) 71-90% правильных ответов оценка 4 (хорошо) 61-70% правильных ответов оценка 3 (удовлетворительно) менее 60% правильных ответов оценка 2 (неудовлетворительно) | Текущий контроль: Экспертная оценка практических работ, тестирования и по результатам выполнения самостоятельной работы. |
Умеет: Рассматривать, анализировать и обобщать требования к конкретной продукции; Выбирать и применять различные методы управления качеством; Применять на практике полученные знания теории в области системы менеджмента качества отдельного предприятия; Анализировать данные самоанализа предприятия; Формировать и вести документы по СМК; Оценить уровень качества продукции; Применять статистические методы в контроле качества; Получать товарную информацию об основополагающих характеристиках товара из маркировки и товарно-сопроводительных документов. | 91-100% правильных решений оценка 5 (отлично) 71-90% правильных решений оценка 4 (хорошо) 61-70% правильных решений оценка 3 (удовлетворительно) менее 60% правильных решений оценка 2 (неудовлетворительно) | Текущий контроль: Экспертная оценка практических работ, контрольной работы и выполнения самостоятельной работы. Промежуточная аттестация: дифференцированный зачет |