Организация-разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Воронежской области «Воронежский государственный промышленно-гуманитарный колледж» (ВГПГК).
Трибунских Н. И., преподаватель ВГПГК
Лесных Л. П., преподаватель ВГПГК
3. условия реализации УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ. 22
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 24
Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) в соответствии с ФГОС по специальностям СПО:
Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) в соответствии с ФГОС по специальностям СПО:
Основу рабочей программы составляет содержание, согласованное с требованиями федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования базового уровня.
В содержание интегрированного курса программы включен материал по основам философии, экономики, социологии, политологии и права.
Особое место в программе занимают сведения о современном российском обществе, об актуальных проблемах развития мирового сообщества на современном этапе, о роли морали, религии, науки и образования в жизни человеческого общества, чертах и признаках современной цивилизации. Особенностью данной программы является повышенное внимание к изучению ключевых тем и понятий социальных дисциплин, а также вопросов, тесно связанных с повседневной жизнью.
Содержание программы направлено на формирование у обучающихся знаний прикладного характера, необходимых для выполнения основных социальных ролей, организации взаимодействия с окружающими людьми и социальными институтами. Важное значение придается формированию базовых социальных компетенций, функциональной общегражданской грамотности.
В результате освоения курса у обучающихся закладываются целостные представления о человеке и обществе, деятельности человека в различных сферах, экономической системе общества, о социальных нормах, регулирующих жизнедеятельность гражданина.
обязательной аудиторной учебной нагрузки 139 часов, самостоятельная работа студентов 70 часов.
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Обществознание»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены) | Объем часов | Уровень усвоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Тема 1. Введение. | Содержание учебного материала | 2 | |
1.1 | Социальные науки. Специфика объекта их изучения. Методы исследования. Значимость социального знания. Место обществознания в системе наук. | 2 |
Лабораторные работы | | |
Практические занятия | | |
Контрольные работы | | |
Самостоятельная работа обучающихся | | |
Раздел 1. Общество и человек | 22 | |
Тема 2. Общество как сложная система | Содержание учебного материала | | |
1.1 | Общество как совместная жизнедеятельность людей. Представление об обществе как сложной динамичной системе. Подсистемы и элементы общества. Общество: традиционное, индустриальное, постиндустриальное (информационное). Специфика общественных отношений. Основные институты общества, их функции. | 4 | 2 |
Тема 3. Общество и природа | 1.2 | Общество и природа. Значение техногенных революций: аграрной, индустриальной, информационной. Противоречивость воздействия людей на природную среду. | 2 | 2 |
Тема 4. Человек как продукт эволюции | 1.3 | Человек как результат биологической и социальной эволюции. Отличие человека от животного. Предки человека. Биологическая эволюция человека. Роль труда в антропогенезе. Происхождение мышления и речи. Социогенез. Культурогенез. Бинарная природа человека. Проблемы природы и культуры. | 2 | 2 |
Тема 5. Человек, индивид, личность. | 1.4. | Философские представления о социальных качествах человека. Человек, индивид, личность. Индивидуальность. Индивидуальные черты человека. Сущность и основные факторы развития личности. Роль биологических факторов в развитии личности. Влияние среды на человека. Образование, или целенаправленное формирование личности. | 2 | 2 |
Тема 6. Деятельность и мышление. Виды деятельности. | 1.5. | Деятельность и мышление. Виды деятельности. Отличие деятельности человека от поведения животного. Творчество. Формирование характера, учет особенностей характера в общении и профессиональной деятельности. Потребности, способности и интересы. Социализация личности. Самосознание и социальное поведение. Ценности и нормы. Цель и смысл человеческой жизни. | 4 | 3 |
Тема 7. Познание и знание. Истина и ее критерии | 1.6. | Познание мира: чувственное и рациональное, истинное и ложное. Проблема познаваемости мира. Понятие истины, ее критерии. Виды человеческих знаний. Мировоззрение. Типы мировоззрения. Основные особенности научного мышления. | 4 | 2 |
Тема 8. Свобода как условие самореализации личности. | 1.7. | Философское понятие свободы. Свобода и необходимость. Выбор и ответственность за его последствия. Свобода как условие самореализации личности. Свобода человека и ее ограничители (внутренние – со стороны самого человека и внешние – со стороны общества). Выбор и ответственность за его последствия. Гражданские качества личности. | 2 | 2 |
Тема 9. Особенности современного мира. Проблемы глобализации. | 1.8. | Особенности современного мира. Процессы глобализации. Антиглобализм, его причины и проявления. Современные войны, их опасность для человечества. Терроризм как важнейшая угроза современной цивилизации. Социальные и гуманитарные аспекты глобальных проблем. | 2 | 2 |
| Лабораторные работы | | |
| Практические занятия | | |
| Контрольные работы | | |
| Самостоятельная работа обучающихся 1. Написание эссе на тему «Цель и смысл человеческой жизни». 2. Подготовка выступлений для дискуссий по следующим темам: Свобода как условие самореализации личности. Веротерпимость как важное условие гражданского мира и межнационального согласия. Роль самопознания в жизни человека. 3. Составить и заполнить таблицу «Типы общества» и «Сферы общества» 4. Исследование на тему «Общество как форма совместной жизнедеятельности людей (на примере любой большой социальной группы). 5. Типы общественных отношений (на примере любой большой социальной группы). 6. Деление общества на «своих» и «чужих»: причины и последствия. | 12 | |
Раздел 2. Общество как мир культуры | 10 | |
Тема 10. Духовная культура личности и общества. | Содержание учебного материала | 2 | |
2.1 | Понятие о культуре. Духовная культура личности и общества, ее значение в общественной жизни. Культура народная, массовая и элитарная. Экранная культура – продукт информационного общества. Особенности молодежной субкультуры. Проблемы духовного кризиса и духовного поиска в молодежной среде. Формирование ценностных установок, идеалов, нравственных ориентиров. Взаимодействие и взаимосвязь различных культур. Культура общения, труда, учебы, поведения в обществе. Этикет. Учреждения культуры. Государственные гарантии свободы доступа к культурным ценностям. | 2 |
Тема 11. Наука в современном мире. | 2.2. | Наука. Естественные и социально-гуманитарные науки. Значимость труда ученого, его особенности. Свобода научного поиска. Ответственность ученого перед обществом. | 2 | 2 |
Тема 12. Образование как способ передачи знаний и опыта. | 2.3. | Образование как способ передачи знаний и опыта. Роль образования в жизни современного человека и общества. Система образования в Российской Федерации. Государственные гарантии в получении образования. Профессиональное образование. Дополнительные образовательные услуги, порядок их предоставления. | 2 | 2 |
Тема 13. Мораль. Религия и религиозные организации. | 2.4. | Мораль. Основные принципы и нормы морали. Гуманизм. Добро и зло. Долг и совесть. Моральный выбор. Моральный самоконтроль личности. Моральный идеал. Религия как феномен культуры. Мировые религии. Религия и церковь в современном мире. Свобода совести. Религиозные объединения Российской Федерации. | 2 | 2 |
Тема 14. Искусство | 2.5. | Искусство, его формы и основные направления. Роль искусства в жизни людей. Виды искусств. | 2 | 2 |
| Лабораторные работы | | |
Практические занятия | | |
Контрольные работы | | |
Самостоятельная работа обучающихся: 1. Работа с конспектом лекции, литературой, Интернет-ресурсами. 2. Подготовка докладов на темы: «Роль образования в жизни современного человека и общества (на примере выбранной профессии)», «Религия как феномен культуры (на примере любой религии на выбор)», «Использование достижений научно-технического прогресса (на примере колледжа)». 3. Проведение исследования на тему: «Читательские интересы студентов колледжа». | 7 | |
Раздел 3. Правовое регулирование общественных отношений | 26 | |
Тема 15. Право в системе социальных норм. | Содержание учебного материала | 2 | |
3.1. | Юриспруденция как общественная наука. Цели и задачи изучения права в современном обществе. Право в системе социальных норм. Правовые и моральные нормы. Система права: основные институты, отрасли права. Частное и публичное право. | 2 |
Тема 16. Основные формы права. | 3.2. | Основные формы права. Нормативные правовые акты и их характеристика. Порядок принятия и вступления в силу законов в РФ. Действие нормативных правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц. | 2 | 2 |
Тема 17. Правовые отношения и их структура. Правонарушения. | 3.3. | Правовые отношения и их структура. Правомерное и противоправное поведение. Виды противоправных поступков. Юридическая ответственность и ее задачи. | 2 | 2 |
Тема 18. Конституционное право как отрасль российского права. | 3.4. | Конституционное право как отрасль российского права. Основы конституционного строя Российской Федерации. Система государственных органов Российской Федерации. Законодательная власть. Исполнительная власть. Институт президентства. Местное самоуправление. Правоохранительные органы РФ. | 4 | 2 |
Тема 19. Основные конституционные права и обязанности граждан России. | 3.5. | Понятие гражданства. Порядок приобретения и прекращения гражданства в РФ. Основные конституционные права и обязанности граждан в России. Право граждан РФ участвовать в управлении делами государства. Формы и процедуры избирательного процесса. Право на благоприятную окружающую среду. Гарантии и способы защиты экологических прав граждан. Юридическая ответственность за экологические правонарушения. Обязанность защиты Отечества. Основания отсрочки от военной службы. Право на альтернативную гражданскую службу. Права и обязанности налогоплательщика. | 4 | 2 |
Тема 20. Гражданское право и гражданские правоотношения. | 3.6. | Отрасли российского права. Гражданское право и гражданские правоотношения. Физические лица. Юридические лица. Гражданско-правовые договоры. Правовое регулирование предпринимательской деятельности. Имущественные права. Право собственности на движимые и недвижимые вещи, деньги, ценные бумаги. Право на интеллектуальную собственность. Основания приобретения права собственности: купля-продажа, мена, наследование, дарение. Личные неимущественные права граждан: честь, достоинство, имя. Способы защиты имущественных и неимущественных прав. Защита прав потребителей. | 2 | 2 |
Тема 21. Семейное право и семейные правоотношения. | 3.7. | Семейное право и семейные правоотношения. Понятие семейных правоотношений. Порядок, условия заключения и расторжения брака. Права и обязанности супругов. Брачный договор. Правовые отношения родителей и детей. Опека и попечительство. Правовое регулирование образования. Порядок приема в образовательные учреждения профессионального образования. Порядок оказания платных образовательных услуг. | 2 | 2 |
Тема 22. Трудовое право и трудовые правоотношения. | 3.8. | Понятие трудовых правоотношений. Занятость и трудоустройство. Органы трудоустройства. Порядок приема на работу. Трудовой договор: понятие и виды, порядок заключения и расторжения. Правовое регулирование трудовой деятельности несовершеннолетних. Коллективный договор. Роль профсоюзов в трудовых правоотношениях. Трудовые споры и порядок их разрешения. Заработная плата. Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения. | 2 | 3 |
Тема 23. Процессуальное право | 3.9. | Споры и порядок их рассмотрения. Особенности административной юрисдикции. Гражданский процесс: основные правила и принципы. Особенности уголовного процесса. Суд присяжных. Конституционное судопроизводство. | 4 | 3 |
Тема 24. Международная защита прав человека | 3.10. | Международное право. Международное гуманитарное право. Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени. | 2 | 2 |
| Лабораторные работы | | |
Практические занятия | | |
Контрольные работы | | |
Самостоятельная работа обучающихся Самостоятельная работа обучающихся: 1. Работа с конспектом лекции, литературой, Интернет-ресурсами. 2. Выполнение рефератов. Примерная тематика: Понятие, сущность и признаки права. Характеристика правовых принципов. Функции права: сущность и содержание. Классификация социальных норм и их содержательные характеристики. Формы права и их характеристика. Источники права. Норма права: понятие, сущность, признаки. Классификация правовых норм и их содержательные особенности. Международное право как особая отрасль права. Правовые отношения: понятие, содержание, структура. Правомерное поведение: сущность, признаки и виды. Правонарушение: понятие, состав и признаки. Виды правонарушений и их характеристика. Юридическая ответственность: понятие, сущность, основания и виды. Гражданское право: понятие сущность и источники. Содержание гражданских правоотношений. Правоспособность физических лиц. Признаки юридических лиц и виды. Право собственности как институт гражданского права. Формы (виды) собственности и их характеристика. Обязательства как институт гражданского права. Их виды и характеристика. Договорное право как институт гражданского права. Наследственное право: понятие, виды и содержание. Семейный кодекс: права и обязанности супругов. Семейный кодекс: права и обязанности детей. Трудовой договор как институт трудового права. Понятие, виды и характеристика дисциплинарных взысканий и поощрений за труд. Административное право: понятие, сущность и цели. Уголовная ответственность: понятие и категории преступлений. Виды уголовных наказаний и их характеристика. Обстоятельства, исключающие уголовные наказания и их характеристика. Экологическое право: понятие и принципы. Правовое государство: понятие и сущность. Этапы становления. Признаки. Конституция России – структура и содержание. | 18 | |
Раздел 4. Экономика | 40 | |
Тема 25. Экономика как наука. Главные вопросы экономики. | Содержание учебного материала | 2 | |
4.1. | Экономика как наука и хозяйство. Главные вопросы экономики. Потребности. Выбор и альтернативная стоимость. Ограниченность ресурсов. Факторы производства. | 2 |
Тема 26. Типы экономических систем. | 4.2. | Разделение труда, специализация и обмен. Типы экономических систем: традиционная, централизованная (командная) и рыночная экономика. | 2 | 2 |
Тема 27. Экономический рост и развитие. | | Экономическая деятельность и ее измерители. Понятие ВВП. Экономический рост и развитие. Факторы экономического роста. Экономические циклы. | 2 | 2 |
Тема 28. Рынок. Спрос и предложение. Конкуренция. | 4.3. | Рынок и рыночные структуры. Конкуренция и монополия. Спрос. Факторы спроса. Предложение. Факторы предложения. Рыночное равновесие. Фондовый рынок. Акции, облигации и другие ценные бумаги. | 4 | 2 |
Тема 29. Роль фирм в экономике. | 4.4. | Факторы производства и факторные доходы. Постоянные и переменные издержки. Экономические и бухгалтерские издержки и прибыль. Налоги, уплачиваемые предприятиями. | 2 | 2 |
Тема 30. Бизнес в экономике. | 4.5. | Основные организационно-правовые формы (ИП, ООО, АО и т.д.) и правовой режим предпринимательской деятельности. Вокруг бизнеса. Источники финансирования бизнеса. Основные принципы менеджмента. Основы маркетинга. | 4 | 2 |
Тема 31. Роль государства в экономике | 4.6. | Частные и общественные блага. Внешние эффекты. Функции государства в экономике. Типы экономической политики. Методы государственного регулирования экономики. Цели регулирования экономики. | 4 | 2 |
Тема 32. Государственный бюджет | 4.7. | Государственный бюджет. Расходы бюджета. Доходы бюджета. Бюджетный дефицит. Государственный долг. | 2 | 2 |
Тема 33. Налоговая система. | 4.8. | Налоги. Виды налогов. Функции налогов. Виды налогообложения. Основы налоговой политики государства. | 4 | 2 |
Тема 34. Финансы в экономике | 4.9. | Деньги. Функции Денег. Инфляция. Виды, причины и последствия инфляции. Антиинфляционные меры. Основы денежной политики государства Процент. Банковская система. Роль центрального банка. Основные операции коммерческих банков. Другие финансовые институты: паевые и пенсионные фонды, страховые компании. | 4 | 2 |
Тема 35. Занятость и безработица | 4.10. | Спрос на труд и его факторы. Предложение труда. Факторы предложения труда. Роль профсоюзов и государства на рынках труда. Человеческий капитал. Труд. Рынок труда. Виды труда. Понятие безработицы, ее причины и экономические последствия. Политика государства по снижению безработицы. | 4 | 2 |
Тема 36. Мировая экономика | 4.11. | Экономическая политика Российской Федерации. Россия в мировой экономике. Организация международной торговли. Государственная политика в области международной торговли. Курсы валют. Глобальные экономические проблемы. | 2 | 2 |
Тема 37. Экономика потребителя | 4.12. | Рациональный потребитель. Защита прав потребителя. Основные доходы и расходы семьи. Реальный и номинальный доход. Сбережения. Заработная плата. Функции зарплаты. Семейный бюджет. «Потребительская корзина». | 4 | 2 |
| Лабораторные работы | | |
Практические занятия | | |
Контрольные работы | | |
Самостоятельная работа обучающихся Самостоятельная работа обучающихся: 1. Работа с конспектом лекции, литературой, Интернет-ресурсами. 2. Составление примерного списка бюджета семьи (доходы и расходы). | 10 | |
Раздел 5. Социальные отношения | 22 | |
Тема 38. Социальные отношения. | Содержание учебного материала | 2 | |
5.1. | Социальные отношения. Понятие о социальных общностях и группах. Социальная стратификация. Социальная мобильность. | 2 |
Тема 39. Социальная роль. | 5.2. | Социальная роль. Соотношение личностного «Я» и социальной роли. Многообразие социальных ролей в юношеском возрасте. Социальные роли человека в семье и трудовом коллективе. | 2 | 2 |
Тема 40. Социальный статус и престиж. | 5.3. | Социальный статус и престиж. Престижность профессиональной деятельности. | 2 | 2 |
Тема 41. Социальные нормы. Девиантное поведение, его формы, проявления. | 5.4. | Социальный контроль. Виды социальных норм и санкций. Самоконтроль. Девиантное поведение, его формы, проявления. Профилактика негативных форм девиантного поведения среди молодежи. Опасность наркомании, алкоголизма. Социальная и личностная значимость здорового образа жизни. | 4 | 2 |
Тема 42. Социальный конфликт. | 5.5. | Социальный конфликт. Причины и истоки возникновения социальных конфликтов. Позитивное и деструктивное в конфликте. Пути разрешения социальных конфликтов. | 2 | 2 |
Тема 43. Нации и межнациональные отношения. | 5.6. | Этнические общности. Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения. Конституционные принципы национальной политики в Российской Федерации. | 2 | 2 |
Тема 44. Семья как социальная группа | 5.7. | Семья как малая социальная группа. Семья и брак. Проблема неполных семей. Современная демографическая ситуация в Российской Федерации. | 2 | 2 |
Тема 45. Гендер – социальный пол. | 5.8. | Понятие гендера. Гендерные роли и стереотипы. Гендер и социализация. Гендерный конфликт. Гендерные отношения в современном мире. | 2 | 2 |
Тема 46. Молодежь как социальная группа. | 5.9. | Молодежь как социальная группа. Проблемы современной молодежи. Особенности молодежной политики в Российской Федерации. | 2 | 2 |
Тема 47. Особенности социальной стратификации современной России. | 5.10. | Особенности социальной стратификации в современной России. Демографические, профессиональные, поселенческие и иные группы. | 2 | 3 |
| Лабораторные работы | | |
Практические занятия | | |
Контрольные работы | | |
Самостоятельная работа обучающихся. Работа с конспектом лекции, литературой, Интернет-ресурсами. Подготовить доклады на темы: Ребёнок в семье. Права ребёнка. Опасность наркомании и алкоголизма. Позитивное и деструктивное в конфликте. Этнические общности. Межнациональные отношения. Проблема неполных семей. Современная демографическая ситуация в Российской Федерации. | 12 | |
Раздел 6. Политическая жизнь общества | 17 | |
Тема 48. Понятие власти. Типы общественной власти. | Содержание учебного материала | 2 | |
6.1. | Понятие власти. Типы общественной власти. Политические институты. Государство как политический институт. | 2 |
Тема 49. Политическая система | 6.2. | Структура и функции политической системы. Государство в политической системе. | 2 | 2 |
Тема 50. Государство. | 6.3. | Понятие государства. Признаки государства. Государственный суверенитет. Внутренние и внешние функции государства. Особенности функционального назначения современных государств. Межгосударственная интеграция, формирование надгосударственных институтов – основные особенности развития современной политической системы. | 2 | 2 |
Тема 51. Формы государства. | 6.4. | Формы государства: формы правления, территориально-государственное устройство, политический режим. Типология политических режимов. Демократия, ее основные ценности и признаки. Условия формирования демократических институтов и традиций. Особенности демократии в современных обществах. | 2 | 2 |
Тема 52. Гражданское общество и правовое государство. | 6.5. | Правовое государство, понятие и признаки. Гражданское общество и государство. Гражданские инициативы. Становление институтов гражданского общества и их деятельность в Российской Федерации. | 2 | 2 |
Тема 53. Демократические выборы. | 6.6. | Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Абсентеизм, его причины и опасность. Избирательная кампания в Российской Федерации. | 2 | 2 |
Тема 54. Политические партии и партийные системы. | 6.7. | Политическая партия: понятие, признаки и функции. Типология политических партий. Партийные системы и их отличительные черты. Политические партии и партийная система Российской Федерации. | 2 | 2 |
Тема 55. Личность и государство. | 6.8. | Личность и государство. Политический статус личности. Политическое участие и его типы. Причины и особенности экстремистских форм политического участия. Политическое лидерство. Лидеры и ведомые. Политическая элита, особенности ее формирования в современной России. | 3 | 2 |
| Лабораторные работы | | |
Практические занятия | | |
Контрольные работы | | |
Самостоятельная работа обучающихся. 1. Работа с конспектом лекции, литературой, Интернет-ресурсами. 2. Подготовить ответы на вопросы: С какой целью проводятся массовые политические акции? Какие ограничения ставит Конституция свободе проведения собраний и шествий? Почему именно эти ограничения? Распространяются ли ограничения, установленные в отношении свободы слова, на массовые политические акции? Какая связь существует между свободой проведения собраний и шествий и свободой объединений? Какую роль играют объединения в проведении митингов, демонстраций, пикетирования? Как связаны между собой свобода выражения мнения и свобода информации? В чем заключается роль свободы в демократическом обществе? Чем политические партии отличаются от общественных организаций? Охарактеризуйте роль политических партий в политической жизни общества. Почему необходимы ограничения свободы объединений? | 11 | |
Всего: | 209 | |
3. условия реализации УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета гуманитарных дисциплин.
- комплект учебно-наглядных пособий по истории.
- ПК, интерактивная доска с лицензионным программным обеспечением и мультимедиа проектор.
1. Электронный учебник: Боголюбов Л.Н. и др. Обществознание. 10-11 класс. - М.: 2014 г.:
2. Сайт «Конституция Российской Федерации»: http://www.constitution.ru/
3. Международные документы по правам человека на сайте «Права человека в России»: http://www.hro.org
4. Правовая база данных «Гарант»: http://www.garant.ru
5. Правовая база данных «Консультант-Плюс»: http://www.consultant.ru
6. Портал федеральных органов государственной власти РФ. Сайт Президента РФ, Правительства, Совета Федерации, Государственной Думы, ЦИК, высших органов судебной власти: www.gov.ru
7. М.А. Сторчевой. Основы экономики. Электронная версия учебника по вводному курсу экономики. Аннотация. Содержание по главам: http://be.economicus.ru/
8. Сайт Всероссийского Центра изучения общественного мнения
9. Левада – Центр. Крупнейший неправительственный центр изучения общественного мнения: http://www.levada.ru
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ