департамент образования, науки и молодежной политики
Воронежской области
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ образовательное УЧРЕЖДЕНИЕ воронежской области
«ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ПРОМЫШЛЕННО-ГУМАНИТАРНЫЙ КОЛЛЕДЖ»
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
ОГСЭ.02 «История»
для специальности СПО:
11.02.13 «Твердотельная электроника»
2018 г
Рабочая программа учебного предмета разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) по специальности среднего профессионального образования 11.02.13 «Твердотельная электроника» (Приказ Минобрнауки РФ от 13 августа 2014 г. N 999)
| УТВЕРЖДЕНО Заместитель директора ВГПГК по учебной работе |
_________________ Т.Ю. Лопатина |
| «_____»___________2018 г. |
| |
Рабочая программа учебного предмета рассмотрена на заседании кафедры общеобразовательных и гуманитарных дисциплин | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора ВГПГК по научно-методической работе |
протокол № 1 от «31» 08 2018 г. Зав. кафедрой ___________________ Н.И. Трибунских | _______________ Ю.Б. Ащеулов «_____»__________ 2018 г. |
Автор - преподаватель ГБПОУ ВО «ВГПГК» Овчинникова Н.А.
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 6
3.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 11
/4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 12
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1 Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки
специалистов среднего звена (ППСCЗ) в соответствии с ФГОС по специальности СПО:
11.02.13 «Твердотельная электроника» (Приказ Минобрнауки РФ от 13 августа 2014 г. N 999).
1.2 Место учебной дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена (ППСЗ).
Учебная дисциплины ОГСЭ.02. «ИСТОРИЯ» входит в общий гуманитарный и социально-экономический учебный цикл.
Учебная дисциплина ОГСЭ.02. «История» направлена на формирование общих компетенций:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебного предмета.
Обучающиеся в ходе изучения материала должны
уметь:
ориентироваться в современной экономической, политической и культурной ситуациях в России и мире;
выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социально-экономических, политических и культурных проблем;
знать:
основные направления развития ключевых регионов мира на рубеже веков (XX-XXI вв.);
сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце XX- начале XXI в.;
основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) политического и экономического развития ведущих государств и регионов мира;
назначение ООН, НАТО, ЕС и других организаций и основные направления их деятельности;
о роли науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций;
содержание и назначение важнейших правовых актов мирового и регионального значения.
1.4 Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:
11.02.13 «Твердотельная электроника»
максимальной учебной нагрузки 58 часов,
в том числе обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 48 часов,
самостоятельной работы обучающегося 10 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
ТТ |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 58 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 48 |
в том числе: | |
лабораторные работы | |
практические занятия | |
контрольные работы | |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 10 |
в том числе: | |
реферат | 4 |
внеаудиторная самостоятельная работа | 6 |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета | |
2.2. Тематический план и содержание учебного предмета ОГСЭ.02 «ИСТОРИЯ»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 5 |
| | ТТ | |
Раздел 1 СССР (Россия) в системе международных отношений 1945-1985 гг. | Содержание учебного материала | 16 | 2 |
Тема 1. Биполярный мир: конфронтация, партнерство, интеграция | Холодная война (сущность, причины). Раскол Европы. Отношения Запад – Восток. Доктрина Трумэна. Доктрина Брежнева. Создание системы союзов и военных блоков. Военный конфликты. Разрядка международной напряженности: от конфронтации к соперничеству и партнерству. Хельсинский заключительный акт. Договоры ОСВ-1, ОСВ-2, ПРО. | | |
Тема 1.2. Евроатлантические страны и Япония. 1945-1985 гг. | США: путь сверхдержавы, экономическое и политическое развитие, демократы и республиканцы. Общественные движения, Внешняя политика США: концепция, практика. Страны Западной Европы на пути к стабильности и социальному обществу. Бурные 1960-е. Западно-европейская интеграция: сферы, формы достижения и проблемы. | | |
Тема 1.3. Развитие и формирование мировой системы социализма | Страны ЦЮВЕ: выбор пути, опыт и противоречия социалистического развития. СЭВ. ОВД. | | |
Тема 1.4. Страны Латинской Америки, Азии и Африки. 1945-1985 гг. | Народы Азии, Африки и Латинской Америки во второй половине XX в. Освобождение от колониальной и полуколониальной зависимости. Роль СССР в крушении колониальной системы империализма. Новые индустриальные страны Латинской Америки, Юго-Восточной Азии. Проблемы и успехи модернизации. Традиционализм и фундаментализм. | | |
Тема 1.5. Интеграционные процессы в биполярном мире | Формирование мирового сообщества и международно-правовой системы ООН. Становление молодежного, антивоенного, экологического, феминистского движения. Транснационализация мировой экономики. Возникновение ТНК, ТНБ. ТНК-экология. Интеграционные процессы в Европе, Азии, Африке, Латинской Америке и глобализация. Создание транснациональных институтов: ЕЭС, АСЕАН, НАФТА. Формирование единого информационного пространства. | | |
| | |
| | |
Самостоятельная работа обучающихся. Работа с конспектом лекции, литературой, Интернет-ресурсами. Подготовить эссе по темам: От «горячей» войны к «холодной». Мир, расколотый надвое. Анализ ситуации в мире после войны. Кто развязал «холодную войну»? Истоки «холодной войны». Противники (создание военных блоков). Горячие точки «холодной войны». Размышления о предотвращении трагических последствий войны. 3. Подготовка презентаций по теме: "Социально-экономическое развитие стран в 50-80 гг." (СССР, США, Азия, Африка, Латинская Америка). 4. Подготовка рефератов по темам: Отцы холодной войны План Маршала. Шарль де Голль: политический портрет. Гельмут Коль: политический портрет. Андрей Андреевич Громыко: политический портрет. Фашистский переворот в Чили. СЭВ: попытка экономической интеграции. Маргарет Тэтчер: политический портрет. Рейгономика. | 4 | 3 |
Раздел II. Основные направления развития ключевых регионов мира. 1985-2012 гг. | Содержание учебного материала | 18 | 2 |
Тема 2.1. Крушение биполярного мира. Гибель супердержавы | Кризис мировой системы социализма. Перестройка в СССР и новое политическое мышление. Отказ от конфронтации. «Бархатные» революции в странах Восточной Европы. Объединение Германии. Распад соц.лагеря. Вывод советских войск из Афганистана. Завершение «холодной» войны: итоги и уроки. Распад СССР – геополитическая катастрофа конца XX в. | | |
Тема 2.2. Национально-государственные интересы России как нового субъекта международных отношений в условиях новой геополитической ситуации | 2.2.1. Россия – правопреемница СССР. Современная доктрина внешней политики РФ. 2.2.2. Россия на постсоветском пространстве. Создание СНГ. Проблемы интеграции военной, экономической, политической, культурной в рамках СНГ. Исламские и тюркские факторы. Проблемы НАТО. Роль России в локальных военных конфликтах (Приднестровье, Карабах, Таджикистан, Абхазия, Южная Осетия и др.). Защита русскоязычного населения в ряде республик бывшего СССР. Россия и страны Балтии. Россия и Украина. Россия и Белоруссия. Проблемы Калининграда. Присоединение Крыма. Итоги и тенденции внешней политики России в отношении ближнего зарубежья. | | |
Тема 2.3. Россия и страны Запада. | 2.3.1. Страны Запада на рубеже XX-XXI вв.: экономическое, социально-политическое развитие, интеграционные процессы. 2.3.2. Россия и страны Европы. Проблемы интеграции в Европейское сообщество. Россия и единое образовательное пространство. Болонский процесс и модернизация высшего профессионального образования. Чемпионат рабочих специальностей по стандартам WorldSkills: история создания, основные задачи, участие России в соревнованиях с 2012 г. | | |
Тема 2.4. Россия и страны Азии, Латинской Америки, Африки | 2.4.1. Страны Азии, Африки и Латинской Америки: социально-экономическое развитие, политические режимы, региональная интеграция. 2.4.2. Россия и страны Азии, Африки, Латинской Америки: проблемы взаимоотношений. | | |
Самостоятельная работа обучающихся 1. Работа с конспектом лекции, литературой, Интернет-ресурсами. 2. Подготовить презентации по теме: «Сущность и типология международных конфликтов», «Распад СССР». 3. Составить хронологические таблицы: ««Холодная война»: итоги и уроки», «Крушение биполярного мира». 4. Примерная тематика реферативных работ М.С. Горбачев: политический портрет. Лех Валенса: политический портрет. Чеченская война. Распад СССР: версии и оценки. Борис Ельцин: политический портрет. В.В. Путин: политический портрет. Распад СССР: геополитическая катастрофа конца XX в. СНГ: проблемы интеграции 9. Россия и международная безопасность. | 4 | 3 |
Раздел III. Глобальные проблемы современности | Содержание учебного материала | 14 | 2 |
Тема 3.1. Мировые интеграционные процессы | 3.1.1. Основы функционирования мировой экономики. Кризис традиционных отраслей. Глобализация и рост взаимосвязи стран мира. Перспективы становления нового миропорядка. 3.1.2. Глобальные угрозы в XXI веке. Конфликты из-за ресурсов. Технологии будущего. Социальная дифференциация в масштабе планеты и рост политических рисков. Новая мировая иерархия и международный терроризм. Неравномерность развития стран Севера и Юга. 3.1.3. Страны «третьего мира»: успехи и трудности развития. Конфликт традиционного уклада и модернизационных тенденций. Рост фундаменталистских настроений. Борьба за перераспределение ролей в мировой экономике. 3.1.4. Международные организации и их роль в урегулировании глобальных процессов. ООН и его роль в современной международной системе. Влияние ОБСЕ на проблемы международной безопасности. | | |
Самостоятельная работа обучающихся. 1. Работа с конспектом лекции, литературой, Интернет-ресурсами. 2. Подготовить презентации по теме: «Глобальные угрозы в XXI веке», «Североатлантический блок НАТО», «Страны «третьего мира»: успехи и трудности развития». 3. Составить хронологические таблицы: «Угрозы XXI века», «Международные организации и их роль в урегулировании глобальных процессов». 4. Примерная тематика реферативных работ: 1. Лига Арабских государств. 2. МВФ и экономическая глобализация. 3. Альтер-глобализация. 4. Массовая культура как проявление культурной глобализации. 5. Культурный аспект глобализации. 6. Глобализация СМИ. 7. Евразийская интеграция: проблемы и перспективы. 8. Глобалистская элита: кто они? | 2 | 3 |
| Зачет | | |
| Всего | 58 | |
3.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета по социально- экономи ческим дисциплинам
Оборудование учебного кабинета;
- рабочие места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-наглядных пособий по Истории
Технические средства обучения:
- интерактивная доска с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор.
3.2. Информационное обеспечение обучения:
Перечень рекомендуемых учебных изданий, интернет-ресурсов, дополнительной литературы.
Основные источники:
1. История: учеб. пособие для СПО / под ред. П. С. Самыгина. - 18-е изд., пер. и доп. - Ростов н/Д: Феникс, 2015. - 474 с.
2. Артемов, В. В. История для профессий и специальностей технического, естественно-научного, социально-экономического профилей. В 2 ч.: учебник для НПО и СПО / В. В. Артемов, Ю. Н. Лубченков. - М.: Академия, 2014. - 304 с.
3. История России: учебник для вузов / А. С. Орлов, В. А. Георгиев, Н. Г. Георгиева, Т. А. Сивохина. - 4-е изд., пер. и доп. - М.: Проспект, 2015.
Дополнительная литература:
Богатуров А.Д., Аверков В.В. История международных отношений. 1945-2008: Учеб. пособие для студентов вузов. - М.: Аспект Пресс, 2015.
Глебов И.Н. Международное право: учебник. - М.: Дрофа, 2015.
Загладин Н.В. Всеобщая история. - М.: Русское слово, 2016.
Куда идет Россия / Сост.: С.Г. Кара-Мурза, С.А. Батчиков, С.Ю. Глазьев. - М.: Эксмо: Алгоритм, 2016.
Маринченко А.В. Геополитика: учеб. пособие. - М.: ИНФРА-М, 2015.
Мировая экономика и международный бизнес / Под общ. ред. В.В.Полякова, Р.К.Щенина. - М.: КНОРУС, 2014.
Интернет-ресурсы:
Библиотека военно-исторической литературы на сайте: http://militera.lib.ru/index.html.
Журнал «Россия в глобальной политике» на сайте: http://www.globalaffairs.ru.
Исторический портал: http://www.hrono.ru.
Официальный сайт Совета безопасности России: http://www.scrf.gov.ru
Портал МИД России http://www.mid.ru.
Портал Правительства России: http://government.ru
Портал Президента России: http://kremlin.ru
Публикации научно-образовательного форума по международным отношениям на сайте: http://www.obraforum.ru/pubs.htm.
Текст Конституции России на сайте: http://www.constitution.ru.
3.3. Виды самостоятельных работ:
- работа с источниками исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания);
- анализ исторической информации, представленной в различных знаковых источниках (текстах, картах, таблицах, схемах, аудиовизуальный ряд);
- составление и заполнение схем с опорой на материал источника или учебника;
- подготовка и представление презентаций;
- изложение и аргументация собственных суждений о международных событиях и явлениях общественной жизни в России.
/4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Умения: |
- ориентироваться в современной экономической, политической и культурной ситуации в России и мире; | Индивидуальные задания |
- выявлять взаимосвязь российских, региональных, мировых социально-экономических, политических и культурных проблем;. | Исследовательская работа |
Знания: |
Основные исторические понятия и термины | Тестирование |
- основные направления развития ключевых регионов мира на рубеже веков (ХХ и ХХ1 вв); | Домашняя работа |
- сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце ХХ-в начале ХХIв.; | Домашняя работа |
- основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) политического и экономического развития ведущих государств и регионов мира; | Домашняя работа |
- назначение ООН, НАТО, ЕС и других организаций и основные направления их деятельности; | Тестовый контроль |
- о роли науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций; | Тестовый контроль |
- содержание и назначение важнейших правовых и законодательных актов мирового и регионального значения. | Тестовый контроль |
Оценка индивидуальных образовательных достижений по результатам текущего контроля и промежуточной аттестации производится в соответствии с универсальной шкалой (таблица).
Процент результативности (правильных ответов) | Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений |
балл (отметка) | вербальный аналог |
90 ÷ 100 | 5 | отлично |
80 ÷ 89 | 4 | хорошо |
70 ÷ 79 | 3 | удовлетворительно |
менее 70 | 2 | не удовлетворительно |