1. Цели освоения дисциплины
Цель изучения дисциплины – получение студентами теоретических знаний и практических навыков, которые позволяют применять методы и средства защиты от опасностей технических систем и технологических процессов, обеспечивать безопасные условия труда в профессиональной деятельности, анализировать травмоопасные и вредные факторы в профессиональной деятельности, использовать экобиозащитную технику.
2. Место дисциплины в структуре ППССЗ
Программа учебной дисциплины ОП.08 «Охрана труда» относится к общепрофессиональному циклу профессиональной подготовки по специальности 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»».
Изучение дисциплины «Охрана труда» базируется на знаниях таких дисциплин как «Математика», «Физика», «Основы безопасности жизнедеятельности», «Безопасность жизнедеятельности», «Правовое обеспечение профессиональной деятельности».
Структура дисциплины:
- Общие вопросы охраны труда;
- Опасные и вредные производственные факторы;
- Обеспечение безопасности труда при эксплуатации транспортных средств;
- Пожарная безопасность и пожарная профилактика;
- Медицинская помощь пострадавшим на производстве.
Осваивается на третьем курсе (5 семестр).
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
уметь:
-применять методы и средства защиты от опасностей технических систем и технологических процессов;
-обеспечивать безопасные условия труда в профессиональной деятельности;
- анализировать травмоопасные и вредные факторы в профессиональной деятельности;
- использовать экобиозащитную технику;
знать:
- воздействие негативных факторов на человека;
- правовые, нормативные и организационные основы охраны труда в организации.
Демонстрировать способность и готовность применять полученные знания на практике.
В результате освоения дисциплины формируются компетенции:
Шифр ком-петенции | Расшифровка приобретаемой компетенции |
ОК 1 | Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. |
ОК 2 | Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. |
ОК 3 | Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. |
ОК 4 | Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. |
ОК 5 | Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. |
ОК 6 | Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. |
ОК 7 | Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий. |
ОК 8 | Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. |
ОК 9 | Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. |
ПК 1.1 | Организовывать и проводить работы по техническому обслуживанию и ремонту автотранспорта |
ПК 1.2 | Осуществлять технический контроль при хранении, эксплуатации, техническом обслуживании и ремонте автотранспорта |
ПК 1.3 | Разрабатывать технологические процессы ремонта узлов и деталей |
ПК 2.1 | Планировать и организовывать работы по техническому обслуживанию и ремонту автотранспорта |
ПК 2.3 | Организовывать безопасное ведение работ при техническом обслуживании и ремонте автотранспорта |
4. Структура и содержание дисциплины
4.1. Распределение трудоёмкости дисциплины (в часах) по видам нагрузки обучающегося и по разделам дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины составляет 94 часа.
Форма промежуточной аттестации по дисциплине: зачет в 5 семестре.
№ | Разделы и темы дисциплины | Семестр | Неделя | Виды и часы аудиторной работы, их трудоемкость (в часах) | Само-стояте-льная работа | Текущие формы контроля |
Лекции оч/заоч | Практи- ческие занятия | Лабораторные работы |
1 | Общие вопросы охраны труда | 5 | 1-4 | 6 | 8 | 0 | 8 | Устный опрос Практическая работа №1, №2,№3, №4 Контрольная работа тест №1 |
2 | Опасные и вредные производственные факторы | 5 | 5-8 | 8 | 8 | 0 | 8 | Устный опрос Практическая работа №5, №6 |
3 | Обеспечение безопасности труда при эксплуатации транспортных средств | 5 | 9-12 | 10 | 8 | 0 | 6 | Устный опрос Практическая работа № 7,8 Контрольная работа № 2, № 3 |
4 | Пожарная безопасность и пожарная профилактика | 5 | 13-14 | 4 | 4 | 0 | 4 | Устный опрос Практическая работа №9 |
5 | Медицинская помощь пострадавшим на производстве | 5 | 15-16 | 4 | 4 | 0 | 4 | Устный опрос Практическая работа № 10 |
| Итого | | | 32 | 32 | 0 | 30 | |
4.2. Содержание дисциплины
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены) | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 1. Общие вопросы охраны труда. | | 6/8 | |
Тема 1.1 Система стандартов безопасности труда | Содержание учебного материала | 2 |
1 | Значение и место системы стандартов безопасности труда в улучшении условий труда. | 1 |
2 | Структура обозначения стандартов безопасности труда. | 1 |
Практическое занятие 1 Ознакомление с федеральными законами и нормативно-технической документацией. | 2 | |
Самостоятельная работа записать основные документы входящие в систему ССБТ (3-4 наименования), работа с литературой и конспектом лекции, оформление отчета | 2 |
Тема 1.2 Организация работы по охране труда | Содержание учебного материала | 2 |
1 | Охрана труда на АТП. | 1 |
2 | Порядок проведение инструктажей | 1 |
3 | Государственный и ведомственный надзор за охраной труда | 2 |
Практическое занятие 2 Порядок оформления и проведения инструктажей | 2 | |
Самостоятельная работа Записать основные задачи контрольной проверки Государственной инспекции труда; работа с литературой и конспектом лекции, оформление отчета | 2 |
Тема 1.3 Предупреждение производственного травматизма | Содержание учебного материала | 1 |
1 | Организация проведения расследования несчастных случаев на производстве. | |
2 | «Положение о расследовании и учете НС на производстве» | |
3 | Первоочередные меры при НС. | |
Практическое занятие 3 Изучение средств индивидуальной защиты | 2 | |
Самостоятельная работа Проанализировать статистику НС на автотранспортных предприятиях; работа с литературой и конспектом лекции, оформление отчета | 2 | |
Содержание учебного материала | 1 | |
1 | Основные причины производственного травматизма | 1 |
2 | Классификация НС | 1 |
3 | Возмещение по НС на производстве | 2 |
Практическое занятие 4 Оформление актов по расследованию несчастных случаев на производстве. | 2 | |
Самостоятельная работа Используя конспект лекций или другой источник найти и записать причинно-следственную связь НС ; работа с литературой и конспектом лекции, оформление отчета | 1 |
Раздел 2. Опасные и вредные производственный факторы | | 8/8 | |
Тема 2.1 Нормализация условий труда и санитарно-гигиеническое обеспечение производства | Содержание учебного материала | 1 | |
1 | Метеоусловия на рабочем месте | 1 |
2 | Основные показатели микроклимата | 1 |
3 | Классификация производственных вредностей на РМ | 2 |
Самостоятельная работа Записать основные загрязнители участков, цехов АТП; работа с литературой и конспектом лекции | 1 | |
Содержание учебного материала | 1 | |
1 | Предельно-допустимая концентрация вредных веществ | 1 |
2 | Производственное освещение | 1 |
3 | Нормы освещения | 2 |
Самостоятельная работа работа с литературой и конспектом лекции | 1 | |
Содержание учебного материала | 2 |
1 | Шум, вибрация. | 1 |
2 | Методы борьбы с шумом и вибрацией | |
3 | Средства индивидуальной защиты | |
Содержание учебного материала | 1 | |
1 | Виды излучений на рабочем месте | |
2 | Влияние излучений на человека | |
3 | Пути улучшения условий труда на рабочих местах | |
Практическое занятие 5 Средства измерения и контроля освещения. | 2 | |
Самостоятельная работа Изучить и записать виды приборов по определению показателей микроклимата; работа с литературой и конспектом лекции, оформление отчета | 2 | |
Тема 2.2 Механические средства защиты от вредных и опасных производственных факторов | Содержание учебного материала | 1 | 2 |
1 | Средства индивидуальной защиты в зависимости от условий труда | |
2 | Средства коллективной защиты на рабочих местах | |
Практическое занятие 6 Изучение средств защиты органов дыхания. | 2 | |
Самостоятельная работа работа с литературой и конспектом лекции, оформление отчета | 2 | |
Содержание учебного материала | 2 | |
1 | Порядок выдачи и утилизации СИЗ работников предприятия. | 1 |
2 | СКЗ на участках и цехах. | 1 |
3 | Информационные знаки | 2 |
Самостоятельная работа работа с литературой и конспектом лекции | 2 | |
Раздел 3. Обеспечении безопасности труда при эксплуатации транспортных средств | | 10/8 | |
Тема 3.1 Безопасность оборудования при ремонте и эксплуатации ТС | Содержание учебного материала | 2 | |
1 | Техническое освидетельствование и регистрация ТС | |
2 | Права, обязанности и ответственность должностных лиц за безопасное производство работ. | |
3 | ТБ при ремонте ТС | |
Самостоятельная работа Изучить виды ДТП на производстве, используя знания смежных дисциплин; работа с литературой и конспектом лекции, оформление отчета | 1 | |
Тема 3.2 Требования безопасности при эксплуатации установок под давлением | Содержание учебного материала | 2 | |
1 | Техническое освидетельствование и регистрация сосудов под давлением | |
2 | Безопасность компрессорных установок | |
3 | Хранение, перевозка газовых баллонов | |
Самостоятельная работа работа с литературой и конспектом лекции | 1 | |
Тема 3.3 Требования безопасности труда при погрузочно-разгрузочных работах | Содержание учебного материала | 2 | |
1 | Погрузочно-загрузочные работы с применением ГПМ | |
2 | Регистрация и прохождение ТО ГПМ | |
3 | Требования к ГПМ на автотранспортных предприятиях | |
Практическое занятие 7 Заполнение наряда –допуска на производство работ с повышенной опасностью. | 4 | |
Самостоятельная работа работа с литературой и конспектом лекции, оформление отчета | 1 | |
| Содержание учебного материала | 2 | |
1 | Требования к погрузочно-разгрузочным площадкам | |
2 | Нормы предельно-допустимых нагрузок при подъеме и перемещении тяжестей вручную | |
3 | Погрузочно-загрузочные работы с применением ТС | |
Самостоятельная работа работа с литературой и конспектом лекции | 1 | |
Тема 3.4 Электробезопасность на автотранспорте | Содержание учебного материала | 1 | |
1 | Свойства и особенности электрического тока | |
2 | Действие электрического тока на организм человека | |
3 | Ситуации при которых действие эл. тока на организм человека велико | |
Практическое занятие 8 Электробезопасность при поражении электрическим током | 4 | |
Самостоятельная работа работа с литературой и конспектом лекции | 2 | |
| Содержание учебного материала | 1 | |
1 | Факторы, влияющие на тяжесть поражения электротоком | |
2 | Организационные и технические мероприятия по обеспечению электобезопасности. | |
3 | Требования к электротехническому персоналу. | |
Самостоятельная работа работа с литературой и конспектом лекции | 1 | |
Раздел 4. Пожарная безопасность и пожарная профилактика | | 4/4 | |
Тема 4.1 Требования пожарной безопасности | Содержание учебного материала | 2 | |
1 | Виды горения. | |
2 | Пожарная безопасность производственных объектов. | |
3 | Должностные лица, ответственные за пожарную безопасность. | |
Самостоятельная работа работа с литературой и конспектом лекции, оформление отчета | 2 | |
Тема 4.2 Защита объектов от пожара | Содержание учебного материала | 2 | |
1 | Нормы обеспечения пожарным инвентарем. | |
2 | Виды огнетушителей. Достоинства и недостатки. | |
Практические занятия 9 Изучение устройства первичных средств пожаротушения и правил пользования ими. | 4 | |
Самостоятельная работа работа с литературой и конспектом лекции, оформление отчета | 2 |
Раздел 5 Первая медицинская помощь пострадавшим на производстве | | 4 | |
Тема 5.1 Оказание первой помощи пострадавшим | Содержание учебного материала | 2 | |
1 | Основная цель первой помощи пострадавшему. |
2 | Основные особенности при оказании медицинской помощи |
Самостоятельная работа работа с литературой и конспектом лекции | 2 | |
| Содержание учебного материала | 2 4 | |
1 | Схемы оказания первой помощи при электротравмах, химических ожогах |
2 | Схемы оказания первой помощи при падении с высоты |
3 | Схемы оказания первой помощи при ожогах, обморожениях |
Практическое занятие 10 Изучение способов оказания первой помощи пострадавшему. |
Самостоятельная работа Составить схему оказания доврачебной помощи при ДТП; работа с литературой и конспектом лекции, оформление отчета | 2 |
ВСЕГО | 94 | |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. –ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
4.3. Структура и содержание самостоятельной работы дисциплины
№ | Раздел дисциплины | Виды самостоятельной работы | Трудоемкость (в часах) | Формы контроля самостоятельной работы |
1 | Общие вопросы охраны труда | Подготовка к устному опросу | 1 | Устный опрос |
Выполнение отчетов практической работы | 4 | Практическая работа №1,№2,№3,№4 |
Подготовка к контрольной работе № 1 | 2 | Контрольная работа № 1 |
2 | Опасные и вредные производственные факторы | Подготовка к устному опросу | 2 | Устный опрос |
Выполнение отчетов практической работы | 4 | Практическая работа № 5,№ 6 |
3 | Обеспечение безопасности труда при эксплуатации транспортных средств и оборудования | Подготовка к устному опросу | 1 | Устный опрос |
Выполнение отчетов практической работы | 2 | Практическая работа № 7,8 |
Подготовка к контрольной работе № 2, № 3 | 2 | Контрольная работа № 2, № 3 |
4 | Пожарная безопасность и пожарная профилактика | Подготовка к устному опросу | 4 | Устный опрос |
Выполнение отчетов практической работы | 2 | Практическая работа № 9 |
5 | Первая помощь пострадавшим на производстве | Подготовка к устному опросу, зачету | 4 | Устный опрос, зачет |
Выполнение отчетов практической работы | 2 | Практическая работа № 10 |
ИТОГО | 30 | |
5. Образовательные технологии
Практические занятия проводятся с использованием активных методов: работа в малых группах, решение кейсов (анализ реальных проблемных ситуаций, имевших место в соответствующей области профессиональной деятельности, и поиск вариантов лучших решений), деловых игр, проблемное обучение (стимулирование студентов к самостоятельному приобретению знаний, необходимых для решения конкретной проблемы). Самостоятельная работа студента предполагает изучение студентами нового материала до его изучения в ходе аудиторных занятий, выполнение практических и ситуационных заданий, решение задач. Выполнение заданий требует использования не только учебников и пособий, но и информации, содержащейся в периодических изданиях, Интернете.
На лекциях:
- информационная и презентационная лекция.
На семинарах (практических занятиях):
- тематические опросы, беседы и дискуссии;
- индивидуальные тематические презентационные выступления с переводом теоретической информации в схематическую и образно-схематическую форму;
- решение ситуационных задач;
- коллективное выполнение заданий в подгруппах для обобщения тематического теоретического материала в схемах, таблицах, кроссвордах.
Занятия, проводимые в активной и интерактивной формах
Номер темы | Наименование темы | Форма проведения занятия | Объем в часах |
Тема 1 | Общие вопросы охраны труда | Практика-исследование, лекция с разбором конкретных ситуаций, | 4 |
Тема 2 | Опасные и вредные производственные факторы | Практика-исследование, лекция с разбором конкретных ситуаций, | 4 |
Тема 3 | Обеспечение безопасности труда при эксплуатации транспортных средств и оборудования | Практика-исследование, лекция с разбором конкретных ситуаций, | 4 |
Тема 4 | Пожарная безопасность и пожарная профилактика | Практика-исследование, лекция с разбором конкретных ситуаций, метод работы в подгруппах | 4 |
Тема 5 | Медицинская помощь пострадавшим на производстве | Творческое задание, эвристическая беседа, лекция с разбором конкретных ситуаций, метод работы в подгруппах | 4 |
Всего по дисциплине | 20 |
6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы обучающихся
Текущий контроль
Тема 1. Общие вопросы охраны труда
Устный опрос
(ОК 1 –ОК 9; ПК 1.1 – ПК 1.3; ПК 2.1 ; ПК 2.3)
Основные положения законодательства об охране труда.
Ответственность за нарушение требований охраны труда.
Основные направления государственной политики в области охраны труда
Экономические аспекты охраны труда.
5. Основные обязанности работодателя в сфере охраны труда.
6.Служба охраны труда и ее функции в организации.
7.Организация контроля за состоянием охраны труда в организации.
8. Оценка деятельности по выполнению требований охраны труда в организации.
Практическое занятие 1
(ОК 1 –ОК 9; ПК 1.1 – ПК 1.3; ПК 2.1 ; ПК 2.3)
Ознакомление с федеральными законами и нормативно-технической документацией.
Практическое занятие 2
(ОК 1 –ОК 9; ПК 1.1 – ПК 1.3; ПК 2.1 ; ПК 2.3)
Порядок оформления и проведения инструктажей.
Практическое занятие 3
(ОК 1 –ОК 9; ПК 1.1 – ПК 1.3; ПК 2.1 ; ПК 2.3)
Изучение средств индивидуальной защиты
Практическое занятие 4
(ОК 1 –ОК 9; ПК 1.1 – ПК 1.3; ПК 2.1 ; ПК 2.3)
Оформление актов по расследованию несчастных случаев на производстве.
Контрольная работа № 1
(ОК 1 –ОК 9; ПК 1.1 – ПК 1.3; ПК 2.1 ; ПК 2.3)
Тема: Производственная безопасность и производственная санитария.
Вариант 1
1. Дать определение термину охрана труда.
2. Как проявляется острое профессиональное отравление
3. Что называется занулением.
4. Что считается опасными факторами пожара (ОФП).
5. Написать формулу и расшифровать показатель частоты травматизма.
6. Что является причинами несчастных случаев.
Вариант 2
1. Дать определение безопасности труда.
2. Обосновать причины хронических профессиональных отравлений.
3. Что называется изоляцией.
4. Перечислить, описать и обосновать виды инструктажей.
5. Написать формулу и расшифровать показателя тяжести травматизма.
6.Что показывает величина силы тока, написать расчётную формулу.
Вариант 3
1. Что называется опасной зоной.
2. Что называется шумом.
3. Что называется пожаром.
4. Что указывается в акте формы Н-1. Срок его хранения.
5. Как характеризуется удельный показатель травматизма, написать расчётную
формулу.
6. Что относится к микроклимату производственных помещений.
Вариант 4
1. Что называется травмой.
2. Что означает фибрилляция.
3. Что называется зоной задымления.
4. Как характеризуется показатель нетрудоспособности, написать расчётную
формулу.
5. Как устанавливается ПДК (предельно допустимая концентрация).
6. К каким видам поражения приводит действие электрического тока на
человека.
Вариант 5
1. Что называется несчастным случаем на производстве.
2. Что называется защитным заземлением.
3. Что называется зоной горения.
4. Вредные вещества – это …
5. Перечислить и классифицировать виды освещения производственных
помещений.
6. Действие электрического тока на человека.
Вариант 6
Профессиональные заболевания – это ….
Дать определение электробезопасности.
Дать определение средствам индивидуальной защиты.
Какой несчастный случай подлежит расследованию и составлению акта
формы Н-1.
Какова последовательность действий при несчастном случае.
Перечислить основные причины пожаров.
Тема 2. Опасные и вредные производственные факторы
(ОК 1 –ОК 9; ПК 1.1 – ПК 1.3; ПК 2.1 ; ПК 2.3)
1.Условия труда. Основные требования и оценка безопасных условий труда (привести примеры).
2.Основы обеспечения безопасных и комфортных условий труда (разъяснить на примере отрасли).
3. Режимы труда и отдыха (можно на примере личного опыта при прохождении учебной или производственной практики на предприятиях города).
4. Обеспечение безопасности при воздействии шума и вибрации (привести примеры).
5. Электрический ток, его действие на организм человека и способы зашиты от него.
6. Защита от излучений (перечислить и разъяснить на примере отрасли).
7. Вредные вещества в воздухе рабочей зоны (перечислить и разъяснить на примере отрасли).
8.Обеспечение комфортного микроклимата производственных помещений.
9. Производственное освещение. Светотехнические характеристики.
Практическое занятие 5
(ОК 1 –ОК 9; ПК 1.1 – ПК 1.3; ПК 2.1 ; ПК 2.3)
Средства измерения и контроля освещения.
Практическое занятие 6
(ОК 1 –ОК 9; ПК 1.1 – ПК 1.3; ПК 2.1 ; ПК 2.3)
Изучение средств защиты органов дыхания.
Тема 3. Обеспечение безопасности труда при эксплуатации транспортных средств и оборудования
Устный опрос
(ОК 1 –ОК 9; ПК 1.1 – ПК 1.3; ПК 2.1 ; ПК 2.3)
1. Основы обеспечения безопасных и комфортных условий труда (разъяснить на примере отрасли).
2. Обеспечение безопасности при воздействии шума и вибрации (привести примеры).
3. Электрический ток, его действие на организм человека и способы зашиты от него.
4. Защита от излучений (перечислить и разъяснить на примере отрасли).
5. Обеспечение комфортного микроклимата производственных помещений.
Практическое занятие 7
(ОК 1 –ОК 9; ПК 1.1 – ПК 1.3; ПК 2.1 ; ПК 2.3)
Заполнение наряда –допуска на производство работ с повышенной опасностью.
Практическое занятие 8
(ОК 1 –ОК 9; ПК 1.1 – ПК 1.3; ПК 2.1 ; ПК 2.3)
Контрольная работа № 2
«Электоробезопасность»
(ОК 1 –ОК 9; ПК 1.1 – ПК 1.3; ПК 2.1 ; ПК 2.3)
Вариант 1
Вопрос №1. Перечислите неблагоприятные последствия которые могут наступить вследствие поражения электрическим током (основные).
Вопрос №2. Перечислите факторы, определяющие исход поражения человека электрическим током.
Вопрос №3. Укажите значение напряжения которое можно признать полностью безопасным для персонала и работать без снятия напряжения, не применяя средства защиты.
Вопрос №4. Перечислите факторы состояния человека, существенно увеличивающие вероятность смертельного поражения человека электрическим током, приведите примеры.
Вопрос №5. Перечислите пути протекания тока через тело человека и охарактеризуйте их по степени опасности поражения электрическим током.
Вопрос №6. Шаговое напряжение: в чем его опасность и перечислить меры защиты.
Вариант 2
Вопрос №1. Защита проводов?
Вопрос №2. Опишите к чему может привести неисправная изоляция на проводниках.
Вопрос №3. Перечислите признаки неисправности штепсельного соединения (узла вилка-розетка)?
Вопрос №4. Расскажите правила обращения с осветительными приборами.
Вопрос №5. Расскажите правила обращения с электронагревательными приборами.
Вопрос №6. Расскажите правила обращения с электроприборами в помещениях с повышенной опасностью. Как Вы понимаете, какие помещения имеют признаки повышенной опасности поражения человека электротоком.
Контрольная работа № 3
(ОК 1 –ОК 9; ПК 1.1 – ПК 1.3; ПК 2.1 ; ПК 2.3)
Каждый вопрос имеет один или несколько правильных ответов. Выберите верный,
заполнив таблицу.
1. Основные классы факторов, действующих на производстве:
а) вредный;
б) опасный;
в) несчастный случай.
2. К физическим опасным и вредным факторам относятся:
а) микроорганизмы;
б) повышенный уровень вибраций;
в) пониженная температура в рабочем помещении.
3. Психофизиологические факторы — это:
а) умственное переутомление;
б) недостаточная освещенность;
в) монотонность труда.
4. По степени воздействия на человека вредные вещества подразделяются:
а) чрезвычайно опасные
б) высокоопасные
в) малоопасные
5. Наличие опасных факторов при работе на оборудовании может привести:
а) к поражению электрическим током;
б) к порезам рук;
в) к излучениям.
6. К средствам коллективной защиты относятся:
а) противошумовые шлемы;
б) оградительные устройства;
в) знаки безопасности.
7. На сколько групп подразделяются опасные и вредные производственные
факторы по природе действия на организм человека:
а) Три.
б) Пять.
в) Четыре.
8. Для предохранения от СОЖ применяют:
а) пасты для защиты кожи рук;
б) щитки;
в) наушники.
9. Рукавицы (перчатки) используют:
а) для защиты рук от воздействия СОЖ;
б) при установке заготовки;
в) во время работы на станке.
10. К средствам защиты от поражения электрическим током относятся:
а) звукоизолирующие устройства;
б) устройства защитного заземления;
в) знаки безопасности.
11. Воздействие опасных факторов при шлифовании может привести к:
а) поражению глаз частицами абразива;
б) ранению при разрыве круга;
в) поражению электрическим током.
12. Недостаточная освещенность:
а) приводит к ухудшению зрения;
б) способствует травмам;
в) затрудняет восприятие звуковых предупредительных сигналов.
Эталон правильных ответов
№ вопроса Правильные ответы
а б в
1 + +
2 + +
3 + +
4 + + +
5 + +
6 + +
7 +
8 + +
9 +
10 +
11 + + +
12 + +
Критерии оценки:
0 – 14 баллов «2»
14 – 18 баллов «3»
18 – 21 балл «4»
22 – 23 балла «5»
Тема 4
Пожарная безопасность и пожарная профилактика
(ОК 1 –ОК 9; ПК 1.1 – ПК 1.3; ПК 2.1 ; ПК 2.3)
Устный опрос
Основы обеспечения пожаробезопасности
Практическое занятие 9
Изучение устройства первичных средств пожаротушения и правил пользования ими
(ОК 1 –ОК 9; ПК 1.1 – ПК 1.3; ПК 2.1 ; ПК 2.3)
Тема 5
Медицинская помощь пострадавшим на производстве
(ОК 1 –ОК 9; ПК 1.1 – ПК 1.3; ПК 2.1 ; ПК 2.3)
Устный опрос
1. Оказание первой помощи пострадавшим.
Практическое занятие 10
Изучение способов оказания первой помощи пострадавшему.
(ОК 1 –ОК 9; ПК 1.1 – ПК 1.3; ПК 2.1 ; ПК 2.3)
Вопросы к зачету
Основные положения законодательства об охране труда (перечислить, привести пример и пояснить).
(ОК 1 –ОК 9; ПК 1.1 – ПК 1.3; ПК 2.1 ; ПК 2.3)
Ответственность за нарушение требований охраны труда(перечислить виды ответственности руководителей и работников, привести примеры).
(ОК 1 –ОК 9; ПК 1.1 – ПК 1.3; ПК 2.1 ; ПК 2.3)
Основные направления государственной политики в области охраны труда (перечислить и разъяснить на примере отрасли).
(ОК 1 –ОК 9; ПК 1.1 – ПК 1.3; ПК 2.1 ; ПК 2.3)
Обязанности работодателя и работника в области охраны труда. Права работника на охрану труда (привести примеры).
(ОК 1 –ОК 9; ПК 1.1 – ПК 1.3; ПК 2.1 ; ПК 2.3)
Расследование и учёт несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
(ОК 1 –ОК 9; ПК 1.1 – ПК 1.3; ПК 2.1 ; ПК 2.3)
Социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (привести примеры).
(ОК 1 –ОК 9; ПК 1.1 – ПК 1.3; ПК 2.1 ; ПК 2.3)
Дополнительные гарантии при выполнении тяжелых работ и работе вредными и опасными условиями труда (привести примеры).
(ОК 1 –ОК 9; ПК 1.1 – ПК 1.3; ПК 2.1 ; ПК 2.3)
Особенности регулирования труда подростков (можно на примере личного опыта при прохождении учебной или производственной практики на предприятиях города).
(ОК 1 –ОК 9; ПК 1.1 – ПК 1.3; ПК 2.1 ; ПК 2.3)
Охрана труда женщин (привести примеры).
(ОК 1 –ОК 9; ПК 1.1 – ПК 1.3; ПК 2.1 ; ПК 2.3)
Организация охраны труда на предприятии города (привести примеры из личного опыта при прохождении учебной или производственной практики на предприятиях).
(ОК 1 –ОК 9; ПК 1.1 – ПК 1.3; ПК 2.1 ; ПК 2.3)
11.Условия труда. Основные требования и оценка безопасных условий труда (привести примеры).
(ОК 1 –ОК 9; ПК 1.1 – ПК 1.3; ПК 2.1 ; ПК 2.3)
12.Основы обеспечения безопасных и комфортных условий труда (разъяснить на примере отрасли).
(ОК 1 –ОК 9; ПК 1.1 – ПК 1.3; ПК 2.1 ; ПК 2.3)
13. Режимы труда и отдыха (можно на примере личного опыта при прохождении учебной или производственной практики на предприятиях города).
(ОК 1 –ОК 9; ПК 1.1 – ПК 1.3; ПК 2.1 ; ПК 2.3)
14. Обеспечение безопасности при воздействии шума и вибрации (привести примеры).
(ОК 1 –ОК 9; ПК 1.1 – ПК 1.3; ПК 2.1 ; ПК 2.3)
15. Электрический ток, его действие на организм человека и способы зашиты от него.
(ОК 1 –ОК 9; ПК 1.1 – ПК 1.3; ПК 2.1 ; ПК 2.3)
16. Защита от излучений (перечислить и разъяснить на примере отрасли).
(ОК 1 –ОК 9; ПК 1.1 – ПК 1.3; ПК 2.1 ; ПК 2.3)
17. Вредные вещества в воздухе рабочей зоны (перечислить и разъяснить на примере отрасли).
(ОК 1 –ОК 9; ПК 1.1 – ПК 1.3; ПК 2.1 ; ПК 2.3)
18.Обеспечение комфортного микроклимата производственных помещений.
(ОК 1 –ОК 9; ПК 1.1 – ПК 1.3; ПК 2.1 ; ПК 2.3)
19. Производственное освещение. Светотехнические характеристики.
(ОК 1 –ОК 9; ПК 1.1 – ПК 1.3; ПК 2.1 ; ПК 2.3)
20.Основы обеспечения пожаробезопасности. (ОК 1 –ОК 9; ПК 1.1 – ПК 1.3; ПК 2.1 ; ПК 2.3)
21. Оказание первой помощи пострадавшим.
(ОК 1 –ОК 9; ПК 1.1 – ПК 1.3; ПК 2.1 ; ПК 2.3)
22. Экономические аспекты охраны труда.
(ОК 1 –ОК 9; ПК 1.1 – ПК 1.3; ПК 2.1 ; ПК 2.3)
23. Основные обязанности работодателя в сфере охраны труда.
(ОК 1 –ОК 9; ПК 1.1 – ПК 1.3; ПК 2.1 ; ПК 2.3)
24. Служба охраны труда и ее функции в организации.
(ОК 1 –ОК 9; ПК 1.1 – ПК 1.3; ПК 2.1 ; ПК 2.3)
25. Организация контроля за состоянием охраны труда в организации.
(ОК 1 –ОК 9; ПК 1.1 – ПК 1.3; ПК 2.1 ; ПК 2.3)
26. Оценка деятельности по выполнению требований охраны труда в организации.
(ОК 1 –ОК 9; ПК 1.1 – ПК 1.3; ПК 2.1 ; ПК 2.3)
Регламент дисциплины.
Зачет нацелен на комплексную проверку освоения дисциплины. Зачет проводится в устной форме по вопросам по всем темам курса. Обучающемуся даётся время на подготовку. Оценивается владение материалом, его системное освоение, способность применять нужные знания, навыки и умения при анализе проблемных ситуаций.
Компетенции | Планируемые результаты обучения | Критерии оценивания результатов обучения (баллы) |
2 | 3 | 4 | 5 |
ОК-1 | Знать: - воздействие негативных факторов на человека; - правовые, нормативные и организационные основы охраны труда в организации. | Не знает Допускает грубые ошибки | Демонстрирует частичные знания без грубых ошибок | Знает достаточно в базовом объёме | Демонстрирует высокий уровень знаний |
Уметь : - применять методы и средства защиты от опасностей технических систем и технологических процессов; - обеспечивать безопасные условия труда в профессиональной деятельности; - анализировать травмоопасные и вредные факторы в профессиональной деятельности; - использовать экобиозащитную технику; | Не умеет Демонстрирует частичные умения, допуская грубые ошибки | Демонстрирует частичные умения без грубых ошибок | Умеет применять знания на практике в базовом объёме | Демонстрирует высокий уровень умений |
ОК-2 | Знать: - воздействие негативных факторов на человека; - правовые, нормативные и организационные основы охраны труда в организации. | Не знает Допускает грубые ошибки | Демонстрирует частичные знания без грубых ошибок | Знает достаточно в базовом объёме | Демонстрирует высокий уровень знаний |
Уметь : - применять методы и средства защиты от опасностей технических систем и технологических процессов; - обеспечивать безопасные условия труда в профессиональной деятельности; - анализировать травмоопасные и вредные факторы в профессиональной деятельности; - использовать экобиозащитную технику; | Не умеет Демонстрирует частичные умения, допуская грубые ошибки | Демонстрирует частичные умения без грубых ошибок | Умеет применять знания на практике в базовом объёме | Демонстрирует высокий уровень умений |
ОК- 3 | Знать: - воздействие негативных факторов на человека; - правовые, нормативные и организационные основы охраны труда в организации. | Не знает Допускает грубые ошибки | Демонстрирует частичные знания без грубых ошибок | Знает достаточно в базовом объёме | Демонстрирует высокий уровень знаний |
Уметь : - применять методы и средства защиты от опасностей технических систем и технологических процессов; - обеспечивать безопасные условия труда в профессиональной деятельности; - анализировать травмоопасные и вредные факторы в профессиональной деятельности; - использовать экобиозащитную технику; | Не умеет Демонстрирует частичные умения, допуская грубые ошибки | Демонстрирует частичные умения без грубых ошибок | Умеет применять знания на практике в базовом объёме | Демонстрирует высокий уровень умений |
ОК- 4 | Знать: - воздействие негативных факторов на человека; - правовые, нормативные и организационные основы охраны труда в организации. | Не знает Допускает грубые ошибки | Демонстрирует частичные знания без грубых ошибок | Знает достаточно в базовом объёме | Демонстрирует высокий уровень знаний |
Уметь : - применять методы и средства защиты от опасностей технических систем и технологических процессов; - обеспечивать безопасные условия труда в профессиональной деятельности; - анализировать травмоопасные и вредные факторы в профессиональной деятельности; - использовать экобиозащитную технику; | Не умеет Демонстрирует частичные умения, допуская грубые ошибки | Демонстрирует частичные умения без грубых ошибок | Умеет применять знания на практике в базовом объёме | Демонстрирует высокий уровень умений |
ОК- 5 | Знать: - воздействие негативных факторов на человека; - правовые, нормативные и организационные основы охраны труда в организации. | Не знает Допускает грубые ошибки | Демонстрирует частичные знания без грубых ошибок | Знает достаточно в базовом объёме | Демонстрирует высокий уровень знаний |
Уметь : - применять методы и средства защиты от опасностей технических систем и технологических процессов; - обеспечивать безопасные условия труда в профессиональной деятельности; - анализировать травмоопасные и вредные факторы в профессиональной деятельности; - использовать экобиозащитную технику; | Не умеет Демонстрирует частичные умения, допуская грубые ошибки | Демонстрирует частичные умения без грубых ошибок | Умеет применять знания на практике в базовом объёме | Демонстрирует высокий уровень умений |
ОК- 6 | Знать: - воздействие негативных факторов на человека; - правовые, нормативные и организационные основы охраны труда в организации. | Не знает Допускает грубые ошибки | Демонстрирует частичные знания без грубых ошибок | Знает достаточно в базовом объёме | Демонстрирует высокий уровень знаний |
Уметь : - применять методы и средства защиты от опасностей технических систем и технологических процессов; - обеспечивать безопасные условия труда в профессиональной деятельности; - анализировать травмоопасные и вредные факторы в профессиональной деятельности; - использовать экобиозащитную технику; | Не умеет Демонстрирует частичные умения, допуская грубые ошибки | Демонстрирует частичные умения без грубых ошибок | Умеет применять знания на практике в базовом объёме | Демонстрирует высокий уровень умений |
ОК- 7 | Знать: - воздействие негативных факторов на человека; - правовые, нормативные и организационные основы охраны труда в организации. | Не знает Допускает грубые ошибки | Демонстрирует частичные знания без грубых ошибок | Знает достаточно в базовом объёме | Демонстрирует высокий уровень знаний |
Уметь : - применять методы и средства защиты от опасностей технических систем и технологических процессов; - обеспечивать безопасные условия труда в профессиональной деятельности; - анализировать травмоопасные и вредные факторы в профессиональной деятельности; - использовать экобиозащитную технику; | Не умеет Демонстрирует частичные умения, допуская грубые ошибки | Демонстрирует частичные умения без грубых ошибок | Умеет применять знания на практике в базовом объёме | Демонстрирует высокий уровень умений |
ОК- 8 | Знать: - воздействие негативных факторов на человека; - правовые, нормативные и организационные основы охраны труда в организации. | Не знает Допускает грубые ошибки | Демонстрирует частичные знания без грубых ошибок | Знает достаточно в базовом объёме | Демонстрирует высокий уровень знаний |
Уметь : - применять методы и средства защиты от опасностей технических систем и технологических процессов; - обеспечивать безопасные условия труда в профессиональной деятельности; - анализировать травмоопасные и вредные факторы в профессиональной деятельности; - использовать экобиозащитную технику; | Не умеет Демонстрирует частичные умения, допуская грубые ошибки | Демонстрирует частичные умения без грубых ошибок | Умеет применять знания на практике в базовом объёме | Демонстрирует высокий уровень умений |
ОК- 9 | Знать: - воздействие негативных факторов на человека; - правовые, нормативные и организационные основы охраны труда в организации. | Не знает Допускает грубые ошибки | Демонстрирует частичные знания без грубых ошибок | Знает достаточно в базовом объёме | Демонстрирует высокий уровень знаний |
Уметь : - применять методы и средства защиты от опасностей технических систем и технологических процессов; - обеспечивать безопасные условия труда в профессиональной деятельности; - анализировать травмоопасные и вредные факторы в профессиональной деятельности; - использовать экобиозащитную технику; | Не умеет Демонстрирует частичные умения, допуская грубые ошибки | Демонстрирует частичные умения без грубых ошибок | Умеет применять знания на практике в базовом объёме | Демонстрирует высокий уровень умений |
ПК- 1.1 | Знать: - воздействие негативных факторов на человека; - правовые, нормативные и организационные основы охраны труда в организации. | Не знает Допускает грубые ошибки | Демонстрирует частичные знания без грубых ошибок | Знает достаточно в базовом объёме | Демонстрирует высокий уровень знаний |
Уметь : - применять методы и средства защиты от опасностей технических систем и технологических процессов; - обеспечивать безопасные условия труда в профессиональной деятельности; - анализировать травмоопасные и вредные факторы в профессиональной деятельности; - использовать экобиозащитную технику; | Не умеет Демонстрирует частичные умения, допуская грубые ошибки | Демонстрирует частичные умения без грубых ошибок | Умеет применять знания на практике в базовом объёме | Демонстрирует высокий уровень умений |
ПК- 1.2 | Знать: - воздействие негативных факторов на человека; - правовые, нормативные и организационные основы охраны труда в организации. | Не знает Допускает грубые ошибки | Демонстрирует частичные знания без грубых ошибок | Знает достаточно в базовом объёме | Демонстрирует высокий уровень знаний |
Уметь : - применять методы и средства защиты от опасностей технических систем и технологических процессов; - обеспечивать безопасные условия труда в профессиональной деятельности; - анализировать травмоопасные и вредные факторы в профессиональной деятельности; - использовать экобиозащитную технику; | Не умеет Демонстрирует частичные умения, допуская грубые ошибки | Демонстрирует частичные умения без грубых ошибок | Умеет применять знания на практике в базовом объёме | Демонстрирует высокий уровень умений |
ПК- 1.3 | Знать: - воздействие негативных факторов на человека; - правовые, нормативные и организационные основы охраны труда в организации. | Не знает Допускает грубые ошибки | Демонстрирует частичные знания без грубых ошибок | Знает достаточно в базовом объёме | Демонстрирует высокий уровень знаний |
Уметь : - применять методы и средства защиты от опасностей технических систем и технологических процессов; - обеспечивать безопасные условия труда в профессиональной деятельности; - анализировать травмоопасные и вредные факторы в профессиональной деятельности; - использовать экобиозащитную технику; | Не умеет Демонстрирует частичные умения, допуская грубые ошибки | Демонстрирует частичные умения без грубых ошибок | Умеет применять знания на практике в базовом объёме | Демонстрирует высокий уровень умений |
ПК- 2.1 | Знать: - воздействие негативных факторов на человека; - правовые, нормативные и организационные основы охраны труда в организации. | Не знает Допускает грубые ошибки | Демонстрирует частичные знания без грубых ошибок | Знает достаточно в базовом объёме | Демонстрирует высокий уровень знаний |
Уметь : - применять методы и средства защиты от опасностей технических систем и технологических процессов; - обеспечивать безопасные условия труда в профессиональной деятельности; - анализировать травмоопасные и вредные факторы в профессиональной деятельности; - использовать экобиозащитную технику; | Не умеет Демонстрирует частичные умения, допуская грубые ошибки | Демонстрирует частичные умения без грубых ошибок | Умеет применять знания на практике в базовом объёме | Демонстрирует высокий уровень умений |
ПК- 2.3 | Знать: - воздействие негативных факторов на человека; - правовые, нормативные и организационные основы охраны труда в организации. | Не знает Допускает грубые ошибки | Демонстрирует частичные знания без грубых ошибок | Знает достаточно в базовом объёме | Демонстрирует высокий уровень знаний |
Уметь : - применять методы и средства защиты от опасностей технических систем и технологических процессов; - обеспечивать безопасные условия труда в профессиональной деятельности; - анализировать травмоопасные и вредные факторы в профессиональной деятельности; - использовать экобиозащитную технику; | Не умеет Демонстрирует частичные умения, допуская грубые ошибки | Демонстрирует частичные умения без грубых ошибок | Умеет применять знания на практике в базовом объёме | Демонстрирует высокий уровень умений |
8. Таблица соответствия компетенций, критериев оценки их освоения и оценочных средств и этапов их формирования
Шифр компетенции | Расшифровка компетенции | Показатель формирования компетенции для данной дисциплины | Оценочные средства | Этапы формирования компетенции |
ОК 1 | Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. | Знать: -воздействие негативных факторов на человека; - правовые, нормативные и организационные основы охраны труда на предприятии. | Устный опрос по темам 1.1-1.3 | 1 этап |
Уметь: - применять методы и средства защиты от опасностей технических систем; -обеспечивать безопасные условия труда в профессиональной деятельности; - анализировать травмоопасные и вредные факторы профессиональной деятельности; - использовать экобиозащитную технику. | Устный опрос по темам 1-5. Практические работы 1-9 Контрольные работы № 1-3 Вопросы к зачету №1-26 | 1 этап 2 этап 3 этап 4 этап |
ОК 2 | Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество | Знать: -воздействие негативных факторов на человека; - правовые, нормативные и организационные основы охраны труда на предприятии. | Устный опрос по темам 2.1, 2.2 | 1 этап |
Уметь: - применять методы и средства защиты от опасностей технических систем; -обеспечивать безопасные условия труда в профессиональной деятельности; - анализировать травмоопасные и вредные факторы профессиональной деятельности; - использовать экобиозащитную технику. | Практические работы 1-9 Контрольные работы № 1-3 Вопросы к зачету № 1-26 | 2 этап 3 этап 4 этап |
ОК 3 | Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. | Знать: -воздействие негативных факторов на человека; - правовые, нормативные и организационные основы охраны труда на предприятии. | Устный опрос по темам разделов 1-4 | 1 этап |
Уметь: - применять методы и средства защиты от опасностей технических систем; -обеспечивать безопасные условия труда в профессиональной деятельности; - анализировать травмоопасные и вредные факторы профессиональной деятельности; - использовать экобиозащитную технику. | Практические работы 1-9 Контрольные работы № 1-3 Вопросы к зачету №23,24,25,26 | 2 этап 3 этап 4 этап |
ОК 4 | Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. | Знать: -воздействие негативных факторов на человека; - правовые, нормативные и организационные основы охраны труда на предприятии. | Устный опрос по темам раздела 1 Практические работы 1-9 Контрольные работы № 1-3 Вопросы к зачету №1,2,3,4 | 1 этап 2 этап |
Уметь: - применять методы и средства защиты от опасностей технических систем; -обеспечивать безопасные условия труда в профессиональной деятельности; - анализировать травмоопасные и вредные факторы профессиональной деятельности; - использовать экобиозащитную технику. | 3 этап 4 этап |
ОК 5 | Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. | Знать: -воздействие негативных факторов на человека; - правовые, нормативные и организационные основы охраны труда на предприятии. | Устный опрос по темам раздела 1 Практические работы 1-9 Контрольные работы № 2-3 Вопросы к зачету №11,12,13,16 | 1 этап 2 этап 3 этап 4 этап |
Уметь: - применять методы и средства защиты от опасностей технических систем; -обеспечивать безопасные условия труда в профессиональной деятельности; - анализировать травмоопасные и вредные факторы профессиональной деятельности; - использовать экобиозащитную технику. |
ОК 6 | Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. | Знать: -воздействие негативных факторов на человека; - правовые, нормативные и организационные основы охраны труда на предприятии. | Устный опрос по темам разделов 1-5 | 1 этап |
Уметь: - применять методы и средства защиты от опасностей технических систем; -обеспечивать безопасные условия труда в профессиональной деятельности; - анализировать травмоопасные и вредные факторы профессиональной деятельности; - использовать экобиозащитную технику. | Практические работы 1-9 Контрольные работы № 1-3 Вопросы к зачету № 6,7 | 2 этап 3 этап 4 этап |
ОК 7 | Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий. | Знать: -воздействие негативных факторов на человека; - правовые, нормативные и организационные основы охраны труда на предприятии. Уметь: - применять методы и средства защиты от опасностей технических систем; -обеспечивать безопасные условия труда в профессиональной деятельности; - анализировать травмоопасные и вредные факторы профессиональной деятельности; - использовать экобиозащитную технику. | Устный опрос по темам разделов 1-5 Практические работы 1-9 Контрольные работы № 1-3 Вопросы к зачету №1-10 | 1 этап 2 этап 3 этап 4 этап |
ОК 8 | Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. | Знать: -воздействие негативных факторов на человека; - правовые, нормативные и организационные основы охраны труда на предприятии. Уметь: - применять методы и средства защиты от опасностей технических систем; -обеспечивать безопасные условия труда в профессиональной деятельности; - анализировать травмоопасные и вредные факторы профессиональной деятельности; - использовать экобиозащитную технику. | Устный опрос по темам разделов 1;3 Практические работы 1-9 Контрольные работы № 1-3 Вопросы к зачету № 24,25,26 | 1 этап 2 этап 3 этап 4 этап |
ОК 9 | Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. | Знать: -воздействие негативных факторов на человека; - правовые, нормативные и организационные основы охраны труда на предприятии. Уметь: - применять методы и средства защиты от опасностей технических систем; -обеспечивать безопасные условия труда в профессиональной деятельности; - анализировать травмоопасные и вредные факторы профессиональной деятельности; - использовать экобиозащитную технику. | Устный опрос по темам разделов 1;3 Практические работы 1-9 Контрольные работы № 1-3 Вопросы к зачету № 13,14,15,16,17 | 1 этап 2 этап 3 этап 4 этап |
ПК 1.1 | Организовывать и проводить работы по техническому обслуживанию и ремонту автотранспорта | Знать: -воздействие негативных факторов на человека; - правовые, нормативные и организационные основы охраны труда на предприятии. | Устный опрос по темам разделов 1-5 | 1 этап |
Уметь: - применять методы и средства защиты от опасностей технических систем; -обеспечивать безопасные условия труда в профессиональной деятельности; - анализировать травмоопасные и вредные факторы профессиональной деятельности; - использовать экобиозащитную технику. | Практические работы 1-9 Контрольные работы № 1-3 Вопросы к зачету № 6,7 | 2 этап 3 этап 4 этап |
ПК 1.2 | Осуществлять технический контроль при хранении, эксплуатации, техническом обслуживании и ремонте автотранспорта | Знать: -воздействие негативных факторов на человека; - правовые, нормативные и организационные основы охраны труда на предприятии. | Устный опрос по темам разделов 1-5 | 1 этап |
Уметь: - применять методы и средства защиты от опасностей технических систем; -обеспечивать безопасные условия труда в профессиональной деятельности; - анализировать травмоопасные и вредные факторы профессиональной деятельности; - использовать экобиозащитную технику. | Практические работы 1-9 Контрольные работы № 1-3 Вопросы к зачету № 6,7 | 2 этап 3 этап 4 этап |
ПК 1.3 | Разрабатывать технологические процессы ремонта узлов и деталей | Знать: -воздействие негативных факторов на человека; - правовые, нормативные и организационные основы охраны труда на предприятии. | Устный опрос по темам разделов 1-5 | 1 этап |
Уметь: - применять методы и средства защиты от опасностей технических систем; -обеспечивать безопасные условия труда в профессиональной деятельности; - анализировать травмоопасные и вредные факторы профессиональной деятельности; - использовать экобиозащитную технику. | Практические работы 1-9 Контрольные работы № 1-3 Вопросы к зачету № 6,7 | 2 этап 3 этап 4 этап |
ПК 2.1 | Планировать и организовывать работы по техническому обслуживанию и ремонту автотранспорта | Знать: -воздействие негативных факторов на человека; - правовые, нормативные и организационные основы охраны труда на предприятии. | Устный опрос по темам разделов 1-5 Практические работы 1-9 Контрольные работы № 1-3 Вопросы к зачету № 1-26 | 1 этап 2 этап 3 этап 4 этап |
Уметь: - применять методы и средства защиты от опасностей технических систем; -обеспечивать безопасные условия труда в профессиональной деятельности; - анализировать травмоопасные и вредные факторы профессиональной деятельности; - использовать экобиозащитную технику. |
ПК 2.3 | Организовывать безопасное ведение работ при техническом обслуживании и ремонте автотранспорта | Знать: -воздействие негативных факторов на человека; - правовые, нормативные и организационные основы охраны труда на предприятии. | Устный опрос по темам разделов 1-5 | 1 этап |
| Уметь: - применять методы и средства защиты от опасностей технических систем; -обеспечивать безопасные условия труда в профессиональной деятельности; - анализировать травмоопасные и вредные факторы профессиональной деятельности; - использовать экобиозащитную технику. | Практические работы 1-9 Контрольные работы № 1-3 Вопросы к зачету № 1-26 | 2 этап 3 этап 4 этап |
9. Методические указания для обучающихся при освоении дисциплины
Работа на практических занятиях предполагает активное участие в дискуссиях и выполнение графических работ. Для подготовки к занятиям рекомендуется выделять в материале проблемные вопросы, затрагиваемые преподавателем в лекции, и группировать информацию вокруг них.
При работе с терминами необходимо обращаться к словарям, в том числе доступным в Интернете, например на сайте http://dic.academic.ru.
При подготовке обучающихся по разделу 1 «Общие вопросы охраны труда» предусмотрено выполнение практических работ .
Устный опрос по этой теме проводится в форме беседы. При подготовке используются соответствующие источники основной литературы [1, с.21, с.26, с. 434].
Практические работы выполняются студентом и проводятся после ознакомления с материалом темы. Цель практической работы - активизировать учебную деятельность путем внесения собственных приёмов работы. После того как задание будет выполнено, обсуждаются результаты и анализируются ошибки.
При оформлении работы обучающийся должен руководствоваться Методическими указаниями по оформлению выпускных квалификационных работ, курсовых работ, отчетов по практике, рефератов, контрольных работ / Составитель: Исмагилова Ф.Ф. – Набережные Челны: Изд-во Набережночелнинский институт ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет», 2015. – 24 с.
Подготовка по разделу 2 «Опасные и вредные производственные факторы» предусматривает выполнение практических работ .
Устный опрос по этой теме проводится в форме беседы. При подготовке используются соответствующие источники основной литературы [1, с.51-205].
Практические работы выполняются студентом и проводятся после ознакомления с материалом темы. Цель практической работы - активизировать учебную деятельность путем внесения собственных приёмов работы. После того как задание будет выполнено, обсуждаются результаты и анализируются ошибки.
При оформлении работы обучающийся должен руководствоваться Методическими указаниями по оформлению выпускных квалификационных работ, курсовых работ, отчетов по практике, рефератов, контрольных работ / Составитель: Исмагилова Ф.Ф. – Набережные Челны: Изд-во Набережночелнинский институт ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет», 2015. – 24 с.
При подготовке обучающихся по разделу 3 «Обеспечение безопасности труда при эксплуатации транспортных средств» предусмотрено выполнение практической работы .
Устный опрос по этой теме проводится в форме беседы. При подготовке используются соответствующие источники основной литературы [1, с.257-307].
Практические работы выполняются студентом и проводятся после ознакомления с материалом темы. Цель практической работы - активизировать учебную деятельность путем внесения собственных приёмов работы. После того как задание будет выполнено, обсуждаются результаты и анализируются ошибки.
При оформлении работы обучающийся должен руководствоваться Методическими указаниями по оформлению выпускных квалификационных работ, курсовых работ, отчетов по практике, рефератов, контрольных работ / Составитель: Исмагилова Ф.Ф. – Набережные Челны: Изд-во Набережночелнинский институт ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет», 2015. – 24 с.
При подготовке обучающихся по разделу 4 «Пожарная безопасность и пожарная профилактика» предусмотрено решение задач, выполнение практической работы .
Устный опрос по этой теме проводится в форме беседы. При подготовке используются соответствующие источники основной литературы [1, с.126-135].
При проведении практических работ используются современные образовательные технологии. Практические работы выполняются студентом и проводятся после ознакомления с материалом темы. После того как задание будет выполнено, обсуждаются результаты и анализируются ошибки.
При оформлении работы обучающийся должен руководствоваться Методическими указаниями по оформлению выпускных квалификационных работ, курсовых работ, отчетов по практике, рефератов, контрольных работ / Составитель: Исмагилова Ф.Ф. – Набережные Челны: Изд-во Набережночелнинский институт ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет», 2015. – 24 с.
Подготовка по разделу 5 «Первая помощь пострадавшим на производстве» проводится по конспектам лекций и источникам литературы [2, с.191].
Предусмотрено выполнение докладов в форме публичного сообщения, представляющее собой развёрнутое изложение на определённую тему, может проводится в форме мультимедийной презентации.
Целью доклада является углубленное изучение определенной темы и закрепление знаний. Основная задача - привить студентам навыки научной, творческой работы, воспитать у них самостоятельность мышления, вкус к поиску новых идей и фактов, примеров. Время выступления – 10 минут. После выступления задаются вопросы слушателей и озвучиваются ответы. Полное время выступления — не более 15 минут. При подготовке к докладу используются соответствующие источники основной литературы.
Мультимедийная презентация, как один из способов передачи информации, представляет собой сочетание компьютерной анимации, графики, видео, музыки и звукового ряда, которые организованы в единую среду. Цель презентации — донести до целевой аудитории полноценную информацию об объекте презентации в удобной форме. Время выступления – 7-10 минут.
Практические работы выполняются студентом и проводится после ознакомления с материалом темы. Цель практической работы - активизировать учебную деятельность путем внесения собственных приёмов работы. После того как задание будет выполнено, обсуждаются результаты и анализируются ошибки.
Промежуточная аттестация по этой дисциплине проводится в форме дифференцированного зачета. При подготовке к зачету необходимо опираться, прежде всего, на лекции, а также на источники, которые разбирались на занятиях в течение семестра.
10. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
Основная литература
1. Охрана труда. Учебник/ В.А.Девясилов – М.: ФОРУМ, 2014.- 496 с.
2. Безопасность жизнедеятельности. Учебник для вузов / С.В.Белов, А.В.Ильинская,А.Ф..Козьяков и др.; Под общ. Ред. С.В.Белова, - М. : Высш.шк.,2015. -448
3. Безопасность жизнедеятельности. Безопасность технологических процессов и производств:Охрана труда: Учеб. пособие/ Кукин П.П., Лапин В.Л., Пономарев Н.Л. Сердюк Н.И- 5-е изд.Испр, и доп.. -М.: Высшая школа, 2015. -318 с.
4. Хван Т.А., Хван П.А. Безопасность жизнедеятельности. Ростов-н/Д.: Феникс, 2015.
Дополнительные источники:
1. Безопасность жизнедеятельности: Учебное пособие. Ч. 1 / под редакцией профессора Э.А.Арустамова М.: Информационно-внедренческий центр "Маркетинг" 2014. - 248с.
2. Безопасность жизнедеятельности: Учебное пособие. Ч. 2 / под редакцией профессора Э.А.Арустамова М.: Информационно-внедренческий центр "Маркетинг" 2014. -304с.
3. Русак О. Н. Краткий словарь по безопасности жизнедеятельности, СПб. Издательство"МАНЭБ", 2015 г., 230с.
4. Безопасность жизнедеятельности/ С.В.Белов, В.А.Девисилов, А.Ф.Козьяков и др. Под ред. С.В.Белова. (Учебник для студентов ссузов).. М.: Высшая школа, - 2014, -343 с.
5. Безопасность жизнедеятельности. Безопасность технологических процессов и производств (Охрана труда)/П.П. Кукин, В.Л. Лапин, Е.А.Подгорных и др. (Учебное пособие для студентов вузов, техникумов и колледжей). М.: Высшая школа 2014. - 318с.
6. Закон «Об охране и безопасности труда» ПМР
7. Положение о порядке аттестации рабочих мест по условиям труда. Министерство юстиции ПМР от 15.10.03 г
8. Положение о расследования несчастных случаев на производстве. Приказ № 433 от 04.09.01 г
9. Организация обучения безопасности труда. Государственный стандарт ПМР. 12.0.004 – 2001
10. Трудовой кодекс ПМР
Интернет-ресурсы:
. Портал Российской информационной системы охраны труда - http:// www.risot.safework.ru. Министерство труда, занятости и социальной защиты РТ - http://wwwmtsz.tatar.rul Портал Российской информационной системы охраны труда - http://www.risot.safework.ru. Трудовой кодекс российской федерации - http://www.consultant.ru/popular/tkrf/
Федеральная служба государственной статистики - http://www.gks.ru
11. Материально-техническое и программное обеспечение дисциплины
Освоение дисциплины «Охрана труда» предполагает использование следующего материально-технического обеспечения:
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-методической документации;
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением;
- мультимедиапроектор;
- принтер и ксерокс для создания раздаточных материалов.
Учебно-методическая литература для данной дисциплины имеется в наличии в электронно-библиотечной системе "ZNANIUM.COM", доступ к которой предоставлен обучающимся. ЭБС "ZNANIUM.COM" содержит произведения крупнейших российских учёных, руководителей государственных органов, преподавателей ведущих вузов страны, высококвалифицированных специалистов в различных сферах бизнеса. Фонд библиотеки сформирован с учетом всех изменений образовательных стандартов и включает учебники, учебные пособия, монографии, авторефераты, диссертации, энциклопедии, словари и справочники, законодательно-нормативные документы, специальные периодические издания и издания, выпускаемые издательствами вузов. В настоящее время ЭБС ZNANIUM.COM соответствует всем требованиям федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования нового поколения.
Учебно-методическая литература для данной дисциплины имеется в наличии в электронно-библиотечной системе Издательства "Лань", доступ к которой предоставлен обучающимся. ЭБС Издательства "Лань" включает в себя электронные версии книг издательства "Лань" и других ведущих издательств учебной литературы, а также электронные версии периодических изданий по естественным, техническим и гуманитарным наукам. ЭБС Издательства "Лань" обеспечивает доступ к научной, учебной литературе и научным периодическим изданиям.
12. Методы обучения для обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
В образовательном процессе используются социально-активные и рефлексивные методы обучения, технологии социокультурной реабилитации с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими обучающимися, создании комфортного психологического климата в студенческой группе.
Условия обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья:
- учебные аудитории, в которых проводятся занятия со студентами с нарушениями слуха, оборудованы мультимедийной системой (ПК и проектор), компьютерные тифлотехнологии базируются на комплексе аппаратных и программных средств, обеспечивающих преобразование компьютерной информации доступные для слабовидящих формы (укрупненный текст);
- в образовательном процессе используются социально-активные и рефлексивные методы обучения: кейс-метод, метод проектов, исследовательский метод, дискуссии в форме круглого стола, конференции, метод мозгового штурма.
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС СПО по специальности 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта».
Автор: Тимкина И.В., преподаватель ИЭК
Рецензент: Маврин В.Г. (канд.техн.наук, доцент)