СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа дисциплины "Охрана труда" для специальности 23.02.03

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа дисциплины "Охрана труда" для специальности 23.02.03

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа дисциплины "Охрана труда" для специальности 23.02.03»


1. Цели освоения дисциплины


Цель изучения дисциплины – получение студентами теоретических знаний и практических навыков, которые позволяют применять методы и средства защиты от опасностей технических систем и технологических процессов, обеспечивать безопасные условия труда в профессиональной деятельности, анализировать травмоопасные и вредные факторы в профессиональной деятельности, использовать экобиозащитную технику.



2. Место дисциплины в структуре ППССЗ

Программа учебной дисциплины ОП.08 «Охрана труда» относится к общепрофессиональному циклу профессиональной подготовки по специальности 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»».

Изучение дисциплины «Охрана труда» базируется на знаниях таких дисциплин как «Математика», «Физика», «Основы безопасности жизнедеятельности», «Безопасность жизнедеятельности», «Правовое обеспечение профессиональной деятельности».



Структура дисциплины:

- Общие вопросы охраны труда;

- Опасные и вредные производственные факторы;

- Обеспечение безопасности труда при эксплуатации транспортных средств;

- Пожарная безопасность и пожарная профилактика;

- Медицинская помощь пострадавшим на производстве.


Осваивается на третьем курсе (5 семестр).


3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины


В результате освоения дисциплины обучающийся должен

уметь:

-применять методы и средства защиты от опасностей технических систем и технологических процессов;

-обеспечивать безопасные условия труда в профессиональной деятельности;

- анализировать травмоопасные и вредные факторы в профессиональной деятельности;

- использовать экобиозащитную технику;

знать:

- воздействие негативных факторов на человека;

- правовые, нормативные и организационные основы охраны труда в организации.


Демонстрировать способность и готовность применять полученные знания на практике.









В результате освоения дисциплины формируются компетенции:


Шифр ком-петенции

Расшифровка приобретаемой компетенции

ОК 1

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3

Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5

Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6

Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7

Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

ОК 8

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9

Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

ПК 1.1

Организовывать и проводить работы по техническому обслуживанию и ремонту автотранспорта

ПК 1.2

Осуществлять технический контроль при хранении, эксплуатации, техническом обслуживании и ремонте автотранспорта

ПК 1.3

Разрабатывать технологические процессы ремонта узлов и деталей

ПК 2.1

Планировать и организовывать работы по техническому обслуживанию и ремонту автотранспорта

ПК 2.3

Организовывать безопасное ведение работ при техническом обслуживании и ремонте автотранспорта






4. Структура и содержание дисциплины


4.1. Распределение трудоёмкости дисциплины (в часах) по видам нагрузки обучающегося и по разделам дисциплины


Общая трудоемкость дисциплины составляет 94 часа.

Форма промежуточной аттестации по дисциплине: зачет в 5 семестре.




Разделы и темы дисциплины

Семестр

Неделя

Виды и часы аудиторной работы, их трудоемкость (в часах)

Само-стояте-льная работа

Текущие формы контроля

Лекции

оч/заоч

Практи-

ческие занятия

Лабораторные работы

1

Общие вопросы охраны труда

5

1-4

6

8

0

8

Устный опрос


Практическая работа №1, №2,№3, №4

Контрольная работа

тест №1

2

Опасные и вредные производственные факторы

5

5-8

8

8

0

8

Устный опрос


Практическая работа №5, №6


3

Обеспечение безопасности труда при эксплуатации транспортных средств

5

9-12

10

8

0

6

Устный опрос

Практическая работа № 7,8

Контрольная работа

№ 2, № 3

4

Пожарная безопасность и пожарная профилактика


5

13-14

4

4

0

4

Устный опрос

Практическая работа №9

5

Медицинская помощь пострадавшим на производстве

5

15-16

4

4

0

4

Устный опрос

Практическая работа № 10


Итого



32

32

0

30



4.2. Содержание дисциплины



Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1.

Общие вопросы охраны труда.


6/8


Тема 1.1

Система стандартов безопасности труда


Содержание учебного материала

2

1

Значение и место системы стандартов безопасности труда в улучшении условий труда.

1

2

Структура обозначения стандартов безопасности труда.

1

Практическое занятие 1

Ознакомление с федеральными законами и нормативно-технической документацией.

2


Самостоятельная работа

записать основные документы входящие в систему ССБТ (3-4 наименования), работа с литературой и конспектом лекции, оформление отчета

2

Тема 1.2 Организация работы по охране труда

Содержание учебного материала

2

1

Охрана труда на АТП.

1

2

Порядок проведение инструктажей

1

3

Государственный и ведомственный надзор за охраной труда

2

Практическое занятие 2

Порядок оформления и проведения инструктажей

2


Самостоятельная работа

Записать основные задачи контрольной проверки Государственной инспекции труда; работа с литературой и конспектом лекции, оформление отчета

2

Тема 1.3 Предупреждение производственного травматизма

Содержание учебного материала

1




1

Организация проведения расследования несчастных случаев на производстве.


2

«Положение о расследовании и учете НС на производстве»


3

Первоочередные меры при НС.


Практическое занятие 3

Изучение средств индивидуальной защиты

2


Самостоятельная работа

Проанализировать статистику НС на автотранспортных предприятиях; работа с литературой и конспектом лекции, оформление отчета

2


Содержание учебного материала



1


1

Основные причины производственного травматизма

1

2

Классификация НС

1

3

Возмещение по НС на производстве

2

Практическое занятие 4

Оформление актов по расследованию несчастных случаев на производстве.

2


Самостоятельная работа

Используя конспект лекций или другой источник найти и записать причинно-следственную связь НС ; работа с литературой и конспектом лекции, оформление отчета

1

Раздел 2.

Опасные и вредные производственный факторы


8/8


Тема 2.1

Нормализация условий труда и санитарно-гигиеническое обеспечение производства

Содержание учебного материала

1


1

Метеоусловия на рабочем месте

1

2

Основные показатели микроклимата

1

3

Классификация производственных вредностей на РМ

2

Самостоятельная работа

Записать основные загрязнители участков, цехов АТП; работа с литературой и конспектом лекции

1


Содержание учебного материала

1


1

Предельно-допустимая концентрация вредных веществ

1

2

Производственное освещение

1

3

Нормы освещения

2

Самостоятельная работа

работа с литературой и конспектом лекции

1


Содержание учебного материала

2

1

Шум, вибрация.

1

2

Методы борьбы с шумом и вибрацией


3

Средства индивидуальной защиты


Содержание учебного материала

1


1

Виды излучений на рабочем месте


2

Влияние излучений на человека


3

Пути улучшения условий труда на рабочих местах


Практическое занятие 5

Средства измерения и контроля освещения.

2


Самостоятельная работа

Изучить и записать виды приборов по определению показателей микроклимата; работа с литературой и конспектом лекции, оформление отчета

2


Тема 2.2

Механические средства защиты от вредных и опасных производственных факторов








Содержание учебного материала

1

2

1

Средства индивидуальной защиты в зависимости от условий труда


2

Средства коллективной защиты на рабочих местах


Практическое занятие 6

Изучение средств защиты органов дыхания.

2


Самостоятельная работа

работа с литературой и конспектом лекции, оформление отчета

2


Содержание учебного материала

2


1

Порядок выдачи и утилизации СИЗ работников предприятия.

1

2

СКЗ на участках и цехах.

1

3

Информационные знаки

2

Самостоятельная работа

работа с литературой и конспектом лекции

2


Раздел 3.

Обеспечении безопасности труда при эксплуатации транспортных средств


10/8


Тема 3.1

Безопасность оборудования при ремонте и эксплуатации ТС

Содержание учебного материала

2


1

Техническое освидетельствование и регистрация ТС


2

Права, обязанности и ответственность должностных лиц за безопасное производство работ.


3

ТБ при ремонте ТС


Самостоятельная работа

Изучить виды ДТП на производстве, используя знания смежных дисциплин; работа с литературой и конспектом лекции, оформление отчета

1


Тема 3.2

Требования безопасности при эксплуатации установок под давлением

Содержание учебного материала

2


1

Техническое освидетельствование и регистрация сосудов под давлением


2

Безопасность компрессорных установок


3

Хранение, перевозка газовых баллонов


Самостоятельная работа

работа с литературой и конспектом лекции

1


Тема 3.3

Требования безопасности труда при погрузочно-разгрузочных работах

Содержание учебного материала

2


1

Погрузочно-загрузочные работы с применением ГПМ


2

Регистрация и прохождение ТО ГПМ


3

Требования к ГПМ на автотранспортных предприятиях


Практическое занятие 7

Заполнение наряда –допуска на производство работ с повышенной опасностью.

4


Самостоятельная работа

работа с литературой и конспектом лекции, оформление отчета

1



Содержание учебного материала

2


1

Требования к погрузочно-разгрузочным площадкам


2

Нормы предельно-допустимых нагрузок при подъеме и перемещении тяжестей вручную


3

Погрузочно-загрузочные работы с применением ТС


Самостоятельная работа

работа с литературой и конспектом лекции

1


Тема 3.4

Электробезопасность на автотранспорте


Содержание учебного материала

1


1

Свойства и особенности электрического тока


2

Действие электрического тока на организм человека


3

Ситуации при которых действие эл. тока на организм человека велико


Практическое занятие 8

Электробезопасность при поражении электрическим током


4


Самостоятельная работа

работа с литературой и конспектом лекции

2



Содержание учебного материала

1


1

Факторы, влияющие на тяжесть поражения электротоком


2

Организационные и технические мероприятия по обеспечению электобезопасности.


3

Требования к электротехническому персоналу.


Самостоятельная работа

работа с литературой и конспектом лекции

1


Раздел 4.

Пожарная безопасность и пожарная профилактика


4/4


Тема 4.1

Требования пожарной безопасности


Содержание учебного материала

2


1

Виды горения.


2

Пожарная безопасность производственных объектов.


3

Должностные лица, ответственные за пожарную безопасность.


Самостоятельная работа

работа с литературой и конспектом лекции, оформление отчета

2


Тема 4.2

Защита объектов от пожара


Содержание учебного материала

2


1

Нормы обеспечения пожарным инвентарем.


2

Виды огнетушителей. Достоинства и недостатки.


Практические занятия 9

Изучение устройства первичных средств пожаротушения и правил пользования ими.


4


Самостоятельная работа

работа с литературой и конспектом лекции, оформление отчета

2

Раздел 5

Первая медицинская помощь пострадавшим на производстве


4


Тема 5.1

Оказание первой помощи пострадавшим

Содержание учебного материала

2


1

Основная цель первой помощи пострадавшему.

2

Основные особенности при оказании медицинской помощи

Самостоятельная работа

работа с литературой и конспектом лекции

2



Содержание учебного материала

2







4





1

Схемы оказания первой помощи при электротравмах, химических ожогах

2

Схемы оказания первой помощи при падении с высоты

3

Схемы оказания первой помощи при ожогах, обморожениях

Практическое занятие 10

Изучение способов оказания первой помощи пострадавшему.

Самостоятельная работа

Составить схему оказания доврачебной помощи при ДТП; работа с литературой и конспектом лекции, оформление отчета

2

ВСЕГО

94




Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. –ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)




4.3. Структура и содержание самостоятельной работы дисциплины



Раздел дисциплины

Виды самостоятельной работы

Трудоемкость (в часах)


Формы контроля самостоятельной работы

1

Общие вопросы охраны труда


Подготовка к устному опросу

1

Устный опрос

Выполнение отчетов

практической работы


4

Практическая работа

№1,№2,№3,№4

Подготовка к контрольной работе № 1

2

Контрольная работа

№ 1

2

Опасные и вредные производственные факторы


Подготовка к устному опросу

2

Устный опрос

Выполнение отчетов

практической работы

4

Практическая работа

№ 5,№ 6

3

Обеспечение безопасности труда при эксплуатации транспортных средств и оборудования


Подготовка к устному опросу

1

Устный опрос

Выполнение отчетов практической работы

2

Практическая работа

№ 7,8

Подготовка к контрольной работе № 2, № 3

2

Контрольная работа №

2, № 3

4

Пожарная безопасность и пожарная профилактика

Подготовка к устному опросу

4

Устный опрос

Выполнение отчетов практической работы

2

Практическая работа

№ 9

5

Первая помощь пострадавшим на производстве


Подготовка к устному опросу, зачету

4

Устный опрос, зачет

Выполнение отчетов практической работы

2

Практическая работа

№ 10

ИТОГО

30



5. Образовательные технологии


Практические занятия проводятся с использованием активных методов: работа в малых группах, решение кейсов (анализ реальных проблемных ситуаций, имевших место в соответствующей области профессиональной деятельности, и поиск вариантов лучших решений), деловых игр, проблемное обучение (стимулирование студентов к самостоятельному приобретению знаний, необходимых для решения конкретной проблемы). Самостоятельная работа студента предполагает изучение студентами нового материала до его изучения в ходе аудиторных занятий, выполнение практических и ситуационных заданий, решение задач. Выполнение заданий требует использования не только учебников и пособий, но и информации, содержащейся в периодических изданиях, Интернете.

На лекциях:

- информационная и презентационная лекция.

На семинарах (практических занятиях):

- тематические опросы, беседы и дискуссии;

- индивидуальные тематические презентационные выступления с переводом теоретической информации в схематическую и образно-схематическую форму;

- решение ситуационных задач;

- коллективное выполнение заданий в подгруппах для обобщения тематического теоретического материала в схемах, таблицах, кроссвордах.


Занятия, проводимые в активной и интерактивной формах

Номер темы

Наименование темы

Форма проведения занятия

Объем в часах


Тема 1

Общие вопросы охраны труда


Практика-исследование, лекция с разбором конкретных ситуаций,

4

Тема 2

Опасные и вредные производственные факторы

Практика-исследование, лекция с разбором конкретных ситуаций,

4

Тема 3

Обеспечение безопасности труда при эксплуатации транспортных средств и оборудования


Практика-исследование, лекция с разбором конкретных ситуаций,

4

Тема 4

Пожарная безопасность и пожарная профилактика

Практика-исследование, лекция с разбором конкретных ситуаций,

метод работы в подгруппах


4

Тема 5

Медицинская помощь пострадавшим на производстве


Творческое задание, эвристическая беседа, лекция с разбором конкретных ситуаций,

метод работы в подгруппах


4

Всего по дисциплине

20



6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы обучающихся


Текущий контроль

Тема 1. Общие вопросы охраны труда

Устный опрос

(ОК 1 –ОК 9; ПК 1.1 – ПК 1.3; ПК 2.1 ; ПК 2.3)

  1. Основные положения законодательства об охране труда.

  2. Ответственность за нарушение требований охраны труда.

  3. Основные направления государственной политики в области охраны труда

  4. Экономические аспекты охраны труда.

5. Основные обязанности работодателя в сфере охраны труда.

6.Служба охраны труда и ее функции в организации.

7.Организация контроля за состоянием охраны труда в организации.

8. Оценка деятельности по выполнению требований охраны труда в организации.



Практическое занятие 1

(ОК 1 –ОК 9; ПК 1.1 – ПК 1.3; ПК 2.1 ; ПК 2.3)

Ознакомление с федеральными законами и нормативно-технической документацией.

Практическое занятие 2

(ОК 1 –ОК 9; ПК 1.1 – ПК 1.3; ПК 2.1 ; ПК 2.3)

Порядок оформления и проведения инструктажей.

Практическое занятие 3

(ОК 1 –ОК 9; ПК 1.1 – ПК 1.3; ПК 2.1 ; ПК 2.3)

Изучение средств индивидуальной защиты

Практическое занятие 4

(ОК 1 –ОК 9; ПК 1.1 – ПК 1.3; ПК 2.1 ; ПК 2.3)

Оформление актов по расследованию несчастных случаев на производстве.

Контрольная работа № 1


(ОК 1 –ОК 9; ПК 1.1 – ПК 1.3; ПК 2.1 ; ПК 2.3)

Тема: Производственная безопасность и производственная санитария.

Вариант 1

1. Дать определение термину охрана труда.

2. Как проявляется острое профессиональное отравление

3. Что называется занулением. 

4. Что считается опасными факторами пожара (ОФП).

5. Написать формулу и расшифровать показатель частоты травматизма. 

6. Что является причинами несчастных случаев.

Вариант 2

1. Дать определение безопасности труда.

2. Обосновать причины хронических профессиональных отравлений.

3. Что называется изоляцией. 

4. Перечислить, описать и обосновать виды инструктажей.

5. Написать формулу и расшифровать показателя тяжести травматизма. 

6.Что показывает величина силы тока, написать расчётную формулу. 

Вариант 3

1. Что называется опасной зоной.

2. Что называется шумом.

3. Что называется пожаром. 

4. Что указывается в акте формы Н-1. Срок его хранения.

5. Как характеризуется удельный показатель травматизма, написать расчётную

формулу.

6. Что относится к микроклимату производственных помещений.

Вариант 4

1. Что называется травмой. 

2. Что означает фибрилляция.

3. Что называется зоной задымления. 

4. Как характеризуется показатель нетрудоспособности, написать расчётную

формулу. 

5. Как устанавливается ПДК (предельно допустимая концентрация).

6. К каким видам поражения приводит действие электрического тока на

человека.

Вариант 5

1. Что называется несчастным случаем на производстве.

2. Что называется защитным заземлением. 

3. Что называется зоной горения. 

4. Вредные вещества – это …

5. Перечислить и классифицировать виды освещения производственных

помещений.

6. Действие электрического тока на человека.

Вариант 6

  1. Профессиональные заболевания – это ….

  2. Дать определение электробезопасности. 

  3. Дать определение средствам индивидуальной защиты. 

  4. Какой несчастный случай подлежит расследованию и составлению акта

  5. формы Н-1.

  6. Какова последовательность действий при несчастном случае.

  7. Перечислить основные причины пожаров.


Тема 2. Опасные и вредные производственные факторы


(ОК 1 –ОК 9; ПК 1.1 – ПК 1.3; ПК 2.1 ; ПК 2.3)

1.Условия труда. Основные требования и оценка безопасных условий труда (привести примеры).

2.Основы обеспечения безопасных и комфортных условий труда (разъяснить на примере отрасли).

3. Режимы труда и отдыха (можно на примере личного опыта при прохождении учебной или производственной практики на предприятиях города).

4. Обеспечение безопасности при воздействии шума и вибрации (привести примеры).

5. Электрический ток, его действие на организм человека и способы зашиты от него.

6. Защита от излучений (перечислить и разъяснить на примере отрасли).

7. Вредные вещества в воздухе рабочей зоны (перечислить и разъяснить на примере отрасли).

8.Обеспечение комфортного микроклимата производственных помещений.

9. Производственное освещение. Светотехнические характеристики.


Практическое занятие 5

(ОК 1 –ОК 9; ПК 1.1 – ПК 1.3; ПК 2.1 ; ПК 2.3)

Средства измерения и контроля освещения.

Практическое занятие 6

(ОК 1 –ОК 9; ПК 1.1 – ПК 1.3; ПК 2.1 ; ПК 2.3)

Изучение средств защиты органов дыхания.


Тема 3. Обеспечение безопасности труда при эксплуатации транспортных средств и оборудования


Устный опрос

(ОК 1 –ОК 9; ПК 1.1 – ПК 1.3; ПК 2.1 ; ПК 2.3)


1. Основы обеспечения безопасных и комфортных условий труда (разъяснить на примере отрасли).

2. Обеспечение безопасности при воздействии шума и вибрации (привести примеры).

3. Электрический ток, его действие на организм человека и способы зашиты от него.

4. Защита от излучений (перечислить и разъяснить на примере отрасли).

5. Обеспечение комфортного микроклимата производственных помещений.


Практическое занятие 7

(ОК 1 –ОК 9; ПК 1.1 – ПК 1.3; ПК 2.1 ; ПК 2.3)

Заполнение наряда –допуска на производство работ с повышенной опасностью.

Практическое занятие 8

(ОК 1 –ОК 9; ПК 1.1 – ПК 1.3; ПК 2.1 ; ПК 2.3)

Контрольная работа № 2


«Электоробезопасность»


(ОК 1 –ОК 9; ПК 1.1 – ПК 1.3; ПК 2.1 ; ПК 2.3)

Вариант 1


Вопрос №1. Перечислите неблагоприятные последствия которые могут наступить вследствие поражения электрическим током (основные).

Вопрос №2. Перечислите факторы, определяющие исход поражения человека электрическим током.

Вопрос №3. Укажите значение напряжения которое можно признать полностью безопасным для персонала и работать без снятия напряжения, не применяя средства защиты.

Вопрос №4. Перечислите факторы состояния человека, существенно увеличивающие вероятность смертельного поражения человека электрическим током, приведите примеры.

Вопрос №5. Перечислите пути протекания тока через тело человека и охарактеризуйте их по степени опасности поражения электрическим током.

Вопрос №6. Шаговое напряжение: в чем его опасность и перечислить меры защиты.

Вариант 2

Вопрос №1. Защита проводов?

Вопрос №2. Опишите к чему может привести неисправная изоляция на проводниках.

Вопрос №3. Перечислите признаки неисправности штепсельного соединения (узла вилка-розетка)?

Вопрос №4. Расскажите правила обращения с осветительными приборами.

Вопрос №5. Расскажите правила обращения с электронагревательными приборами.

Вопрос №6. Расскажите правила обращения с электроприборами в помещениях с повышенной опасностью. Как Вы понимаете, какие помещения имеют признаки повышенной опасности поражения человека электротоком.



Контрольная работа № 3

(ОК 1 –ОК 9; ПК 1.1 – ПК 1.3; ПК 2.1 ; ПК 2.3)

Каждый вопрос имеет один или несколько правильных ответов. Выберите верный,

заполнив таблицу.

1. Основные классы факторов, действующих на производстве:

а) вредный;

б) опасный;

в) несчастный случай.

2. К физическим опасным и вредным факторам относятся:

а) микроорганизмы;

б) повышенный уровень вибраций;

в) пониженная температура в рабочем помещении.

3. Психофизиологические факторы — это:

а) умственное переутомление;

б) недостаточная освещенность;

в) монотонность труда.

4. По степени воздействия на человека вредные вещества подразделяются:

а) чрезвычайно опасные

б) высокоопасные

в) малоопасные

5. Наличие опасных факторов при работе на оборудовании может привести:

а) к поражению электрическим током;

б) к порезам рук;

в) к излучениям.

6. К средствам коллективной защиты относятся:

а) противошумовые шлемы;

б) оградительные устройства;

в) знаки безопасности.

7. На сколько групп подразделяются опасные и вредные производственные

факторы по природе действия на организм человека:

а) Три.

б) Пять.

в) Четыре.

8. Для предохранения от СОЖ применяют:

а) пасты для защиты кожи рук;

б) щитки;

в) наушники.

9. Рукавицы (перчатки) используют:

а) для защиты рук от воздействия СОЖ;

б) при установке заготовки;

в) во время работы на станке.

10. К средствам защиты от поражения электрическим током относятся:

а) звукоизолирующие устройства;

б) устройства защитного заземления;

в) знаки безопасности.

11. Воздействие опасных факторов при шлифовании может привести к:

а) поражению глаз частицами абразива;

б) ранению при разрыве круга;

в) поражению электрическим током.

12. Недостаточная освещенность:

а) приводит к ухудшению зрения;

б) способствует травмам;

в) затрудняет восприятие звуковых предупредительных сигналов.

Эталон правильных ответов



№ вопроса Правильные ответы

а б в

1 + +

2 + +

3 + +

4 + + +

5 + +

6 + +

7 +

8 + +

9 +

10 +

11 + + +

12 + +


Критерии оценки:

0 – 14 баллов «2»

14 – 18 баллов «3»

18 – 21 балл «4»

22 – 23 балла «5»



Тема 4

Пожарная безопасность и пожарная профилактика

(ОК 1 –ОК 9; ПК 1.1 – ПК 1.3; ПК 2.1 ; ПК 2.3)

Устный опрос

  1. Основы обеспечения пожаробезопасности

Практическое занятие 9

Изучение устройства первичных средств пожаротушения и правил пользования ими

(ОК 1 –ОК 9; ПК 1.1 – ПК 1.3; ПК 2.1 ; ПК 2.3)



Тема 5

Медицинская помощь пострадавшим на производстве

(ОК 1 –ОК 9; ПК 1.1 – ПК 1.3; ПК 2.1 ; ПК 2.3)

Устный опрос

1. Оказание первой помощи пострадавшим.

Практическое занятие 10

Изучение способов оказания первой помощи пострадавшему.

(ОК 1 –ОК 9; ПК 1.1 – ПК 1.3; ПК 2.1 ; ПК 2.3)



Вопросы к зачету


  1. Основные положения законодательства об охране труда (перечислить, привести пример и пояснить).

(ОК 1 –ОК 9; ПК 1.1 – ПК 1.3; ПК 2.1 ; ПК 2.3)

  1. Ответственность за нарушение требований охраны труда(перечислить виды ответственности руководителей и работников, привести примеры).

(ОК 1 –ОК 9; ПК 1.1 – ПК 1.3; ПК 2.1 ; ПК 2.3)

  1. Основные направления государственной политики в области охраны труда (перечислить и разъяснить на примере отрасли).

(ОК 1 –ОК 9; ПК 1.1 – ПК 1.3; ПК 2.1 ; ПК 2.3)

  1. Обязанности работодателя и работника в области охраны труда. Права работника на охрану труда (привести примеры).

(ОК 1 –ОК 9; ПК 1.1 – ПК 1.3; ПК 2.1 ; ПК 2.3)

  1. Расследование и учёт несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

(ОК 1 –ОК 9; ПК 1.1 – ПК 1.3; ПК 2.1 ; ПК 2.3)

  1. Социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (привести примеры).

(ОК 1 –ОК 9; ПК 1.1 – ПК 1.3; ПК 2.1 ; ПК 2.3)

  1. Дополнительные гарантии при выполнении тяжелых работ и работе вредными и опасными условиями труда (привести примеры).

(ОК 1 –ОК 9; ПК 1.1 – ПК 1.3; ПК 2.1 ; ПК 2.3)

  1. Особенности регулирования труда подростков (можно на примере личного опыта при прохождении учебной или производственной практики на предприятиях города).

(ОК 1 –ОК 9; ПК 1.1 – ПК 1.3; ПК 2.1 ; ПК 2.3)

  1. Охрана труда женщин (привести примеры).

(ОК 1 –ОК 9; ПК 1.1 – ПК 1.3; ПК 2.1 ; ПК 2.3)

  1. Организация охраны труда на предприятии города (привести примеры из личного опыта при прохождении учебной или производственной практики на предприятиях).

(ОК 1 –ОК 9; ПК 1.1 – ПК 1.3; ПК 2.1 ; ПК 2.3)

11.Условия труда. Основные требования и оценка безопасных условий труда (привести примеры).

(ОК 1 –ОК 9; ПК 1.1 – ПК 1.3; ПК 2.1 ; ПК 2.3)

12.Основы обеспечения безопасных и комфортных условий труда (разъяснить на примере отрасли).

(ОК 1 –ОК 9; ПК 1.1 – ПК 1.3; ПК 2.1 ; ПК 2.3)

13. Режимы труда и отдыха (можно на примере личного опыта при прохождении учебной или производственной практики на предприятиях города).

(ОК 1 –ОК 9; ПК 1.1 – ПК 1.3; ПК 2.1 ; ПК 2.3)

14. Обеспечение безопасности при воздействии шума и вибрации (привести примеры).

(ОК 1 –ОК 9; ПК 1.1 – ПК 1.3; ПК 2.1 ; ПК 2.3)

15. Электрический ток, его действие на организм человека и способы зашиты от него.

(ОК 1 –ОК 9; ПК 1.1 – ПК 1.3; ПК 2.1 ; ПК 2.3)

16. Защита от излучений (перечислить и разъяснить на примере отрасли).

(ОК 1 –ОК 9; ПК 1.1 – ПК 1.3; ПК 2.1 ; ПК 2.3)

17. Вредные вещества в воздухе рабочей зоны (перечислить и разъяснить на примере отрасли).

(ОК 1 –ОК 9; ПК 1.1 – ПК 1.3; ПК 2.1 ; ПК 2.3)

18.Обеспечение комфортного микроклимата производственных помещений.

(ОК 1 –ОК 9; ПК 1.1 – ПК 1.3; ПК 2.1 ; ПК 2.3)

19. Производственное освещение. Светотехнические характеристики.

(ОК 1 –ОК 9; ПК 1.1 – ПК 1.3; ПК 2.1 ; ПК 2.3)

20.Основы обеспечения пожаробезопасности. (ОК 1 –ОК 9; ПК 1.1 – ПК 1.3; ПК 2.1 ; ПК 2.3)

21. Оказание первой помощи пострадавшим.

(ОК 1 –ОК 9; ПК 1.1 – ПК 1.3; ПК 2.1 ; ПК 2.3)

22. Экономические аспекты охраны труда.

(ОК 1 –ОК 9; ПК 1.1 – ПК 1.3; ПК 2.1 ; ПК 2.3)

23. Основные обязанности работодателя в сфере охраны труда.

(ОК 1 –ОК 9; ПК 1.1 – ПК 1.3; ПК 2.1 ; ПК 2.3)

24. Служба охраны труда и ее функции в организации.

(ОК 1 –ОК 9; ПК 1.1 – ПК 1.3; ПК 2.1 ; ПК 2.3)

25. Организация контроля за состоянием охраны труда в организации.

(ОК 1 –ОК 9; ПК 1.1 – ПК 1.3; ПК 2.1 ; ПК 2.3)

26. Оценка деятельности по выполнению требований охраны труда в организации.

(ОК 1 –ОК 9; ПК 1.1 – ПК 1.3; ПК 2.1 ; ПК 2.3)


  1. Регламент дисциплины.


Зачет нацелен на комплексную проверку освоения дисциплины. Зачет проводится в устной форме по вопросам по всем темам курса. Обучающемуся даётся время на подготовку. Оценивается владение материалом, его системное освоение, способность применять нужные знания, навыки и умения при анализе проблемных ситуаций.


Компетенции

Планируемые результаты обучения

Критерии оценивания результатов обучения (баллы)

2

3

4

5

ОК-1

Знать:

- воздействие негативных факторов на человека;

- правовые, нормативные и организационные основы охраны труда в организации.


Не знает

Допускает грубые ошибки

Демонстрирует частичные знания без грубых ошибок

Знает достаточно в базовом объёме

Демонстрирует высокий уровень знаний

Уметь :

- применять методы и средства защиты от опасностей технических систем и технологических процессов;

- обеспечивать безопасные условия труда в профессиональной деятельности;

- анализировать травмоопасные и вредные факторы в профессиональной деятельности;

- использовать экобиозащитную технику;


Не умеет

Демонстрирует частичные умения, допуская грубые ошибки

Демонстрирует частичные умения без грубых ошибок

Умеет применять знания на практике в базовом объёме

Демонстрирует высокий уровень умений

ОК-2


Знать:

- воздействие негативных факторов на человека;

- правовые, нормативные и организационные основы охраны труда в организации.


Не знает

Допускает грубые ошибки

Демонстрирует частичные знания без грубых ошибок

Знает достаточно в базовом объёме

Демонстрирует высокий уровень знаний

Уметь :

- применять методы и средства защиты от опасностей технических систем и технологических процессов;

- обеспечивать безопасные условия труда в профессиональной деятельности;

- анализировать травмоопасные и вредные факторы в профессиональной деятельности;

- использовать экобиозащитную технику;


Не умеет

Демонстрирует частичные умения, допуская грубые ошибки

Демонстрирует частичные умения без грубых ошибок

Умеет применять знания на практике в базовом объёме

Демонстрирует высокий уровень умений

ОК- 3

Знать:

- воздействие негативных факторов на человека;

- правовые, нормативные и организационные основы охраны труда в организации.


Не знает

Допускает грубые ошибки

Демонстрирует частичные знания без грубых ошибок

Знает достаточно в базовом объёме

Демонстрирует высокий уровень знаний

Уметь :

- применять методы и средства защиты от опасностей технических систем и технологических процессов;

- обеспечивать безопасные условия труда в профессиональной деятельности;

- анализировать травмоопасные и вредные факторы в профессиональной деятельности;

- использовать экобиозащитную технику;


Не умеет

Демонстрирует частичные умения, допуская грубые ошибки

Демонстрирует частичные умения без грубых ошибок

Умеет применять знания на практике в базовом объёме

Демонстрирует высокий уровень умений

ОК- 4

Знать:

- воздействие негативных факторов на человека;

- правовые, нормативные и организационные основы охраны труда в организации.


Не знает

Допускает грубые ошибки

Демонстрирует частичные знания без грубых ошибок

Знает достаточно в базовом объёме

Демонстрирует высокий уровень знаний

Уметь :

- применять методы и средства защиты от опасностей технических систем и технологических процессов;

- обеспечивать безопасные условия труда в профессиональной деятельности;

- анализировать травмоопасные и вредные факторы в профессиональной деятельности;

- использовать экобиозащитную технику;


Не умеет

Демонстрирует частичные умения, допуская грубые ошибки

Демонстрирует частичные умения без грубых ошибок

Умеет применять знания на практике в базовом объёме

Демонстрирует высокий уровень умений

ОК- 5

Знать:

- воздействие негативных факторов на человека;

- правовые, нормативные и организационные основы охраны труда в организации.


Не знает

Допускает грубые ошибки

Демонстрирует частичные знания без грубых ошибок

Знает достаточно в базовом объёме

Демонстрирует высокий уровень знаний

Уметь :

- применять методы и средства защиты от опасностей технических систем и технологических процессов;

- обеспечивать безопасные условия труда в профессиональной деятельности;

- анализировать травмоопасные и вредные факторы в профессиональной деятельности;

- использовать экобиозащитную технику;


Не умеет

Демонстрирует частичные умения, допуская грубые ошибки

Демонстрирует частичные умения без грубых ошибок

Умеет применять знания на практике в базовом объёме

Демонстрирует высокий уровень умений

ОК- 6

Знать:

- воздействие негативных факторов на человека;

- правовые, нормативные и организационные основы охраны труда в организации.


Не знает

Допускает грубые ошибки

Демонстрирует частичные знания без грубых ошибок

Знает достаточно в базовом объёме

Демонстрирует высокий уровень знаний

Уметь :

- применять методы и средства защиты от опасностей технических систем и технологических процессов;

- обеспечивать безопасные условия труда в профессиональной деятельности;

- анализировать травмоопасные и вредные факторы в профессиональной деятельности;

- использовать экобиозащитную технику;


Не умеет

Демонстрирует частичные умения, допуская грубые ошибки

Демонстрирует частичные умения без грубых ошибок

Умеет применять знания на практике в базовом объёме

Демонстрирует высокий уровень умений

ОК- 7

Знать:

- воздействие негативных факторов на человека;

- правовые, нормативные и организационные основы охраны труда в организации.


Не знает

Допускает грубые ошибки

Демонстрирует частичные знания без грубых ошибок

Знает достаточно в базовом объёме

Демонстрирует высокий уровень знаний

Уметь :

- применять методы и средства защиты от опасностей технических систем и технологических процессов;

- обеспечивать безопасные условия труда в профессиональной деятельности;

- анализировать травмоопасные и вредные факторы в профессиональной деятельности;

- использовать экобиозащитную технику;


Не умеет

Демонстрирует частичные умения, допуская грубые ошибки

Демонстрирует частичные умения без грубых ошибок

Умеет применять знания на практике в базовом объёме

Демонстрирует высокий уровень умений

ОК- 8

Знать:

- воздействие негативных факторов на человека;

- правовые, нормативные и организационные основы охраны труда в организации.


Не знает

Допускает грубые ошибки

Демонстрирует частичные знания без грубых ошибок

Знает достаточно в базовом объёме

Демонстрирует высокий уровень знаний

Уметь :

- применять методы и средства защиты от опасностей технических систем и технологических процессов;

- обеспечивать безопасные условия труда в профессиональной деятельности;

- анализировать травмоопасные и вредные факторы в профессиональной деятельности;

- использовать экобиозащитную технику;


Не умеет

Демонстрирует частичные умения, допуская грубые ошибки

Демонстрирует частичные умения без грубых ошибок

Умеет применять знания на практике в базовом объёме

Демонстрирует высокий уровень умений

ОК- 9

Знать:

- воздействие негативных факторов на человека;

- правовые, нормативные и организационные основы охраны труда в организации.


Не знает

Допускает грубые ошибки

Демонстрирует частичные знания без грубых ошибок

Знает достаточно в базовом объёме

Демонстрирует высокий уровень знаний

Уметь :

- применять методы и средства защиты от опасностей технических систем и технологических процессов;

- обеспечивать безопасные условия труда в профессиональной деятельности;

- анализировать травмоопасные и вредные факторы в профессиональной деятельности;

- использовать экобиозащитную технику;


Не умеет

Демонстрирует частичные умения, допуская грубые ошибки

Демонстрирует частичные умения без грубых ошибок

Умеет применять знания на практике в базовом объёме

Демонстрирует высокий уровень умений

ПК- 1.1

Знать:

- воздействие негативных факторов на человека;

- правовые, нормативные и организационные основы охраны труда в организации.


Не знает

Допускает грубые ошибки

Демонстрирует частичные знания без грубых ошибок

Знает достаточно в базовом объёме

Демонстрирует высокий уровень знаний

Уметь :

- применять методы и средства защиты от опасностей технических систем и технологических процессов;

- обеспечивать безопасные условия труда в профессиональной деятельности;

- анализировать травмоопасные и вредные факторы в профессиональной деятельности;

- использовать экобиозащитную технику;


Не умеет

Демонстрирует частичные умения, допуская грубые ошибки

Демонстрирует частичные умения без грубых ошибок

Умеет применять знания на практике в базовом объёме

Демонстрирует высокий уровень умений

ПК- 1.2

Знать:

- воздействие негативных факторов на человека;

- правовые, нормативные и организационные основы охраны труда в организации.


Не знает

Допускает грубые ошибки

Демонстрирует частичные знания без грубых ошибок

Знает достаточно в базовом объёме

Демонстрирует высокий уровень знаний

Уметь :

- применять методы и средства защиты от опасностей технических систем и технологических процессов;

- обеспечивать безопасные условия труда в профессиональной деятельности;

- анализировать травмоопасные и вредные факторы в профессиональной деятельности;

- использовать экобиозащитную технику;


Не умеет

Демонстрирует частичные умения, допуская грубые ошибки

Демонстрирует частичные умения без грубых ошибок

Умеет применять знания на практике в базовом объёме

Демонстрирует высокий уровень умений

ПК- 1.3

Знать:

- воздействие негативных факторов на человека;

- правовые, нормативные и организационные основы охраны труда в организации.


Не знает

Допускает грубые ошибки

Демонстрирует частичные знания без грубых ошибок

Знает достаточно в базовом объёме

Демонстрирует высокий уровень знаний

Уметь :

- применять методы и средства защиты от опасностей технических систем и технологических процессов;

- обеспечивать безопасные условия труда в профессиональной деятельности;

- анализировать травмоопасные и вредные факторы в профессиональной деятельности;

- использовать экобиозащитную технику;


Не умеет

Демонстрирует частичные умения, допуская грубые ошибки

Демонстрирует частичные умения без грубых ошибок

Умеет применять знания на практике в базовом объёме

Демонстрирует высокий уровень умений

ПК- 2.1

Знать:

- воздействие негативных факторов на человека;

- правовые, нормативные и организационные основы охраны труда в организации.


Не знает

Допускает грубые ошибки

Демонстрирует частичные знания без грубых ошибок

Знает достаточно в базовом объёме

Демонстрирует высокий уровень знаний

Уметь :

- применять методы и средства защиты от опасностей технических систем и технологических процессов;

- обеспечивать безопасные условия труда в профессиональной деятельности;

- анализировать травмоопасные и вредные факторы в профессиональной деятельности;

- использовать экобиозащитную технику;


Не умеет

Демонстрирует частичные умения, допуская грубые ошибки

Демонстрирует частичные умения без грубых ошибок

Умеет применять знания на практике в базовом объёме

Демонстрирует высокий уровень умений

ПК- 2.3

Знать:

- воздействие негативных факторов на человека;

- правовые, нормативные и организационные основы охраны труда в организации.


Не знает

Допускает грубые ошибки

Демонстрирует частичные знания без грубых ошибок

Знает достаточно в базовом объёме

Демонстрирует высокий уровень знаний

Уметь :

- применять методы и средства защиты от опасностей технических систем и технологических процессов;

- обеспечивать безопасные условия труда в профессиональной деятельности;

- анализировать травмоопасные и вредные факторы в профессиональной деятельности;

- использовать экобиозащитную технику;


Не умеет

Демонстрирует частичные умения, допуская грубые ошибки

Демонстрирует частичные умения без грубых ошибок

Умеет применять знания на практике в базовом объёме

Демонстрирует высокий уровень умений



8. Таблица соответствия компетенций, критериев оценки их освоения и оценочных средств и этапов их формирования


Шифр компетенции

Расшифровка компетенции

Показатель формирования компетенции для данной дисциплины

Оценочные средства

Этапы формирования компетенции

ОК 1

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

Знать:

-воздействие негативных факторов на человека;

- правовые, нормативные и организационные основы охраны труда на предприятии.

Устный опрос по темам 1.1-1.3



1 этап


Уметь:

- применять методы и средства защиты от опасностей технических систем;

-обеспечивать безопасные условия труда в профессиональной деятельности;

- анализировать травмоопасные и вредные факторы профессиональной деятельности;

- использовать экобиозащитную технику.

Устный опрос по темам 1-5.

Практические работы 1-9

Контрольные работы № 1-3


Вопросы к зачету №1-26


1 этап


2 этап


3 этап



4 этап

ОК 2




Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество

Знать:

-воздействие негативных факторов на человека;

- правовые, нормативные и организационные основы охраны труда на предприятии.

Устный опрос по темам 2.1, 2.2



1 этап


Уметь:

- применять методы и средства защиты от опасностей технических систем;

-обеспечивать безопасные условия труда в профессиональной деятельности;

- анализировать травмоопасные и вредные факторы профессиональной деятельности;

- использовать экобиозащитную технику.


Практические работы 1-9


Контрольные работы № 1-3


Вопросы к зачету № 1-26




2 этап



3 этап



4 этап

ОК 3

Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

Знать:

-воздействие негативных факторов на человека;

- правовые, нормативные и организационные основы охраны труда на предприятии.

Устный опрос по темам разделов 1-4



1 этап

Уметь:

- применять методы и средства защиты от опасностей технических систем;

-обеспечивать безопасные условия труда в профессиональной деятельности;

- анализировать травмоопасные и вредные факторы профессиональной деятельности;

- использовать экобиозащитную технику.

Практические работы 1-9

Контрольные работы № 1-3


Вопросы к зачету №23,24,25,26


2 этап


3 этап



4 этап

ОК 4




Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

Знать:

-воздействие негативных факторов на человека;

- правовые, нормативные и организационные основы охраны труда на предприятии.


Устный опрос по темам раздела 1

Практические работы 1-9

Контрольные работы № 1-3



Вопросы к зачету №1,2,3,4



1 этап



2 этап

Уметь:

- применять методы и средства защиты от опасностей технических систем;

-обеспечивать безопасные условия труда в профессиональной деятельности;

- анализировать травмоопасные и вредные факторы профессиональной деятельности;

- использовать экобиозащитную технику.

3 этап



4 этап

ОК 5

Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

Знать:

-воздействие негативных факторов на человека;

- правовые, нормативные и организационные основы охраны труда на предприятии.


Устный опрос по темам раздела 1

Практические работы 1-9


Контрольные работы № 2-3





Вопросы к зачету №11,12,13,16



1 этап



2 этап



3 этап



4 этап

Уметь:

- применять методы и средства защиты от опасностей технических систем;

-обеспечивать безопасные условия труда в профессиональной деятельности;

- анализировать травмоопасные и вредные факторы профессиональной деятельности;

- использовать экобиозащитную технику.

ОК 6

Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

Знать:

-воздействие негативных факторов на человека;

- правовые, нормативные и организационные основы охраны труда на предприятии.

Устный опрос по темам разделов 1-5


1 этап

Уметь:

- применять методы и средства защиты от опасностей технических систем;

-обеспечивать безопасные условия труда в профессиональной деятельности;

- анализировать травмоопасные и вредные факторы профессиональной деятельности;

- использовать экобиозащитную технику.

Практические работы 1-9

Контрольные работы № 1-3


Вопросы к зачету № 6,7


2 этап


3 этап



4 этап

ОК 7






Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.


Знать:

-воздействие негативных факторов на человека;

- правовые, нормативные и организационные основы охраны труда на предприятии.

Уметь:

- применять методы и средства защиты от опасностей технических систем;

-обеспечивать безопасные условия труда в профессиональной деятельности;

- анализировать травмоопасные и вредные факторы профессиональной деятельности;

- использовать экобиозащитную технику.

Устный опрос по темам разделов 1-5

Практические работы 1-9



Контрольные работы № 1-3



Вопросы к зачету №1-10


1 этап



2 этап




3 этап




4 этап

ОК 8

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

Знать:

-воздействие негативных факторов на человека;

- правовые, нормативные и организационные основы охраны труда на предприятии.

Уметь:

- применять методы и средства защиты от опасностей технических систем;

-обеспечивать безопасные условия труда в профессиональной деятельности;

- анализировать травмоопасные и вредные факторы профессиональной деятельности;

- использовать экобиозащитную технику.

Устный опрос по темам разделов 1;3

Практические работы 1-9



Контрольные работы № 1-3



Вопросы к зачету №

24,25,26




1 этап



2 этап




3 этап




4 этап

ОК 9

Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

Знать:

-воздействие негативных факторов на человека;

- правовые, нормативные и организационные основы охраны труда на предприятии.

Уметь:

- применять методы и средства защиты от опасностей технических систем;

-обеспечивать безопасные условия труда в профессиональной деятельности;

- анализировать травмоопасные и вредные факторы профессиональной деятельности;

- использовать экобиозащитную технику.

Устный опрос по темам разделов 1;3

Практические работы 1-9



Контрольные работы № 1-3





Вопросы к зачету №

13,14,15,16,17


1 этап



2 этап




3 этап






4 этап

ПК 1.1


Организовывать и проводить работы по техническому обслуживанию и ремонту автотранспорта

Знать:

-воздействие негативных факторов на человека;

- правовые, нормативные и организационные основы охраны труда на предприятии.

Устный опрос по темам разделов 1-5


1 этап

Уметь:

- применять методы и средства защиты от опасностей технических систем;

-обеспечивать безопасные условия труда в профессиональной деятельности;

- анализировать травмоопасные и вредные факторы профессиональной деятельности;

- использовать экобиозащитную технику.

Практические работы 1-9

Контрольные работы № 1-3


Вопросы к зачету № 6,7


2 этап


3 этап



4 этап

ПК 1.2

Осуществлять технический контроль при хранении, эксплуатации, техническом обслуживании и ремонте автотранспорта

Знать:

-воздействие негативных факторов на человека;

- правовые, нормативные и организационные основы охраны труда на предприятии.

Устный опрос по темам разделов 1-5


1 этап

Уметь:

- применять методы и средства защиты от опасностей технических систем;

-обеспечивать безопасные условия труда в профессиональной деятельности;

- анализировать травмоопасные и вредные факторы профессиональной деятельности;

- использовать экобиозащитную технику.

Практические работы 1-9

Контрольные работы № 1-3


Вопросы к зачету № 6,7


2 этап



3 этап


4 этап

ПК 1.3

Разрабатывать технологические процессы ремонта узлов и деталей

Знать:

-воздействие негативных факторов на человека;

- правовые, нормативные и организационные основы охраны труда на предприятии.

Устный опрос по темам разделов 1-5


1 этап

Уметь:

- применять методы и средства защиты от опасностей технических систем;

-обеспечивать безопасные условия труда в профессиональной деятельности;

- анализировать травмоопасные и вредные факторы профессиональной деятельности;

- использовать экобиозащитную технику.

Практические работы 1-9

Контрольные работы № 1-3


Вопросы к зачету № 6,7


2 этап



3 этап


4 этап

ПК 2.1


Планировать и организовывать работы по техническому обслуживанию и ремонту автотранспорта

Знать:

-воздействие негативных факторов на человека;

- правовые, нормативные и организационные основы охраны труда на предприятии.

Устный опрос по темам разделов 1-5

Практические работы 1-9

Контрольные работы № 1-3


Вопросы к зачету № 1-26


1 этап



2 этап



3 этап


4 этап

Уметь:

- применять методы и средства защиты от опасностей технических систем;

-обеспечивать безопасные условия труда в профессиональной деятельности;

- анализировать травмоопасные и вредные факторы профессиональной деятельности;

- использовать экобиозащитную технику.

ПК 2.3


Организовывать безопасное ведение работ при техническом обслуживании и ремонте автотранспорта


Знать:

-воздействие негативных факторов на человека;

- правовые, нормативные и организационные основы охраны труда на предприятии.

Устный опрос по темам разделов 1-5


1 этап


Уметь:

- применять методы и средства защиты от опасностей технических систем;

-обеспечивать безопасные условия труда в профессиональной деятельности;

- анализировать травмоопасные и вредные факторы профессиональной деятельности;

- использовать экобиозащитную технику.

Практические работы 1-9

Контрольные работы № 1-3


Вопросы к зачету № 1-26


2 этап



3 этап


4 этап



9. Методические указания для обучающихся при освоении дисциплины


Работа на практических занятиях предполагает активное участие в дискуссиях и выполнение графических работ. Для подготовки к занятиям рекомендуется выделять в материале проблемные вопросы, затрагиваемые преподавателем в лекции, и группировать информацию вокруг них.

При работе с терминами необходимо обращаться к словарям, в том числе доступным в Интернете, например на сайте http://dic.academic.ru.

При подготовке обучающихся по разделу 1 «Общие вопросы охраны труда» предусмотрено выполнение практических работ .

Устный опрос по этой теме проводится в форме беседы. При подготовке используются соответствующие источники основной литературы [1, с.21, с.26, с. 434].

Практические работы выполняются студентом и проводятся после ознакомления с материалом темы. Цель практической работы - активизировать учебную деятельность путем внесения собственных приёмов работы. После того как задание будет выполнено, обсуждаются результаты и анализируются ошибки.

При оформлении работы обучающийся должен руководствоваться Методическими указаниями по оформлению выпускных квалификационных работ, курсовых работ, отчетов по практике, рефератов, контрольных работ / Составитель: Исмагилова Ф.Ф. – Набережные Челны: Изд-во Набережночелнинский институт ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет», 2015. – 24 с.

Подготовка по разделу 2 «Опасные и вредные производственные факторы» предусматривает выполнение практических работ .

Устный опрос по этой теме проводится в форме беседы. При подготовке используются соответствующие источники основной литературы [1, с.51-205].

Практические работы выполняются студентом и проводятся после ознакомления с материалом темы. Цель практической работы - активизировать учебную деятельность путем внесения собственных приёмов работы. После того как задание будет выполнено, обсуждаются результаты и анализируются ошибки.

При оформлении работы обучающийся должен руководствоваться Методическими указаниями по оформлению выпускных квалификационных работ, курсовых работ, отчетов по практике, рефератов, контрольных работ / Составитель: Исмагилова Ф.Ф. – Набережные Челны: Изд-во Набережночелнинский институт ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет», 2015. – 24 с.

При подготовке обучающихся по разделу 3 «Обеспечение безопасности труда при эксплуатации транспортных средств» предусмотрено выполнение практической работы .

Устный опрос по этой теме проводится в форме беседы. При подготовке используются соответствующие источники основной литературы [1, с.257-307].

Практические работы выполняются студентом и проводятся после ознакомления с материалом темы. Цель практической работы - активизировать учебную деятельность путем внесения собственных приёмов работы. После того как задание будет выполнено, обсуждаются результаты и анализируются ошибки.

При оформлении работы обучающийся должен руководствоваться Методическими указаниями по оформлению выпускных квалификационных работ, курсовых работ, отчетов по практике, рефератов, контрольных работ / Составитель: Исмагилова Ф.Ф. – Набережные Челны: Изд-во Набережночелнинский институт ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет», 2015. – 24 с.

При подготовке обучающихся по разделу 4 «Пожарная безопасность и пожарная профилактика» предусмотрено решение задач, выполнение практической работы .

Устный опрос по этой теме проводится в форме беседы. При подготовке используются соответствующие источники основной литературы [1, с.126-135].

При проведении практических работ используются современные образовательные технологии. Практические работы выполняются студентом и проводятся после ознакомления с материалом темы. После того как задание будет выполнено, обсуждаются результаты и анализируются ошибки.

При оформлении работы обучающийся должен руководствоваться Методическими указаниями по оформлению выпускных квалификационных работ, курсовых работ, отчетов по практике, рефератов, контрольных работ / Составитель: Исмагилова Ф.Ф. – Набережные Челны: Изд-во Набережночелнинский институт ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет», 2015. – 24 с.

Подготовка по разделу 5 «Первая помощь пострадавшим на производстве» проводится по конспектам лекций и источникам литературы [2, с.191].

Предусмотрено выполнение докладов в форме публичного сообщения, представляющее собой развёрнутое изложение на определённую тему, может проводится в форме мультимедийной презентации.

Целью доклада является углубленное изучение определенной темы и закрепление знаний. Основная задача - привить студентам навыки научной, творческой работы, воспитать у них самостоятельность мышления, вкус к поиску новых идей и фактов, примеров. Время выступления – 10 минут. После выступления задаются вопросы слушателей и озвучиваются ответы. Полное время выступления — не более 15 минут. При подготовке к докладу используются соответствующие источники основной литературы.

Мультимедийная презентация, как один из способов передачи информации, представляет собой сочетание компьютерной анимации, графики, видео, музыки и звукового ряда, которые организованы в единую среду. Цель презентации — донести до целевой аудитории полноценную информацию об объекте презентации в удобной форме. Время выступления – 7-10 минут.

Практические работы выполняются студентом и проводится после ознакомления с материалом темы. Цель практической работы - активизировать учебную деятельность путем внесения собственных приёмов работы. После того как задание будет выполнено, обсуждаются результаты и анализируются ошибки.

Промежуточная аттестация по этой дисциплине проводится в форме дифференцированного зачета. При подготовке к зачету необходимо опираться, прежде всего, на лекции, а также на источники, которые разбирались на занятиях в течение семестра.


10. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины


Основная литература

1. Охрана труда. Учебник/ В.А.Девясилов – М.: ФОРУМ, 2014.- 496 с.

2. Безопасность жизнедеятельности. Учебник для вузов / С.В.Белов, А.В.Ильинская,А.Ф..Козьяков и др.; Под общ. Ред. С.В.Белова, - М. : Высш.шк.,2015. -448

3. Безопасность жизнедеятельности. Безопасность технологических процессов и производств:Охрана труда: Учеб. пособие/ Кукин П.П., Лапин В.Л., Пономарев Н.Л. Сердюк Н.И- 5-е изд.Испр, и доп.. -М.: Высшая школа, 2015. -318 с.

4. Хван Т.А., Хван П.А. Безопасность жизнедеятельности. Ростов-н/Д.: Феникс, 2015.


Дополнительные источники:

1. Безопасность жизнедеятельности: Учебное пособие. Ч. 1 / под редакцией профессора Э.А.Арустамова М.: Информационно-внедренческий центр "Маркетинг" 2014. - 248с.

2. Безопасность жизнедеятельности: Учебное пособие. Ч. 2 / под редакцией профессора Э.А.Арустамова М.: Информационно-внедренческий центр "Маркетинг" 2014. -304с.

3. Русак О. Н. Краткий словарь по безопасности жизнедеятельности, СПб. Издательство"МАНЭБ", 2015 г., 230с.

4. Безопасность жизнедеятельности/ С.В.Белов, В.А.Девисилов, А.Ф.Козьяков и др. Под ред. С.В.Белова. (Учебник для студентов ссузов).. М.: Высшая школа, - 2014, -343 с.

5. Безопасность жизнедеятельности. Безопасность технологических процессов и производств (Охрана труда)/П.П. Кукин, В.Л. Лапин, Е.А.Подгорных и др. (Учебное пособие для студентов вузов, техникумов и колледжей). М.: Высшая школа 2014. - 318с.

6. Закон «Об охране и безопасности труда» ПМР

7. Положение о порядке аттестации рабочих мест по условиям труда. Министерство юстиции ПМР от 15.10.03 г

8. Положение о расследования несчастных случаев на производстве. Приказ № 433 от 04.09.01 г

9. Организация обучения безопасности труда. Государственный стандарт ПМР. 12.0.004 – 2001

10. Трудовой кодекс ПМР


Интернет-ресурсы:

. Портал Российской информационной системы охраны труда - http:// www.risot.safework.ru. Министерство труда, занятости и социальной защиты РТ - http://wwwmtsz.tatar.rul Портал Российской информационной системы охраны труда - http://www.risot.safework.ru. Трудовой кодекс российской федерации - http://www.consultant.ru/popular/tkrf/

Федеральная служба государственной статистики - http://www.gks.ru

11. Материально-техническое и программное обеспечение дисциплины



Освоение дисциплины «Охрана труда» предполагает использование следующего материально-технического обеспечения:

Оборудование учебного кабинета:

- посадочные места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

- комплект учебно-методической документации;

Технические средства обучения:

- компьютер с лицензионным программным обеспечением;

- мультимедиапроектор;

- принтер и ксерокс для создания раздаточных материалов.



Учебно-методическая литература для данной дисциплины имеется в наличии в электронно-библиотечной системе "ZNANIUM.COM", доступ к которой предоставлен обучающимся. ЭБС "ZNANIUM.COM" содержит произведения крупнейших российских учёных, руководителей государственных органов, преподавателей ведущих вузов страны, высококвалифицированных специалистов в различных сферах бизнеса. Фонд библиотеки сформирован с учетом всех изменений образовательных стандартов и включает учебники, учебные пособия, монографии, авторефераты, диссертации, энциклопедии, словари и справочники, законодательно-нормативные документы, специальные периодические издания и издания, выпускаемые издательствами вузов. В настоящее время ЭБС ZNANIUM.COM соответствует всем требованиям федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования нового поколения.

Учебно-методическая литература для данной дисциплины имеется в наличии в электронно-библиотечной системе Издательства "Лань", доступ к которой предоставлен обучающимся. ЭБС Издательства "Лань" включает в себя электронные версии книг издательства "Лань" и других ведущих издательств учебной литературы, а также электронные версии периодических изданий по естественным, техническим и гуманитарным наукам. ЭБС Издательства "Лань" обеспечивает доступ к научной, учебной литературе и научным периодическим изданиям.


12. Методы обучения для обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

В образовательном процессе используются социально-активные и рефлексивные методы обучения, технологии социокультурной реабилитации с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими обучающимися, создании комфортного психологического климата в студенческой группе.

Условия обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья:

- учебные аудитории, в которых проводятся занятия со студентами с нарушениями слуха, оборудованы мультимедийной системой (ПК и проектор), компьютерные тифлотехнологии базируются на комплексе аппаратных и программных средств, обеспечивающих преобразование компьютерной информации доступные для слабовидящих формы (укрупненный текст);

- в образовательном процессе используются социально-активные и рефлексивные методы обучения: кейс-метод, метод проектов, исследовательский метод, дискуссии в форме круглого стола, конференции, метод мозгового штурма.




Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС СПО по специальности 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта».


Автор: Тимкина И.В., преподаватель ИЭК


Рецензент: Маврин В.Г. (канд.техн.наук, доцент)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!