СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа для 10-11 классов по предмету "МХК"

Категория: МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по предмету "Международнная художественная культура" включает пояснительную записку и календарно-тематическое планирование, ориентирована на учащихся 10-11-х , разработана на основе приказа № 483 от 27.12.2016г., примерной программы для образовательных учреждений Луганской Народной Республики по предмету «Мировая художественная культура» для 10-11 классов базового уровня, составленной на основе государственного образовательного стандарта.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа для 10-11 классов по предмету "МХК"»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«КРАСНОКУТСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА I-III ст.»

ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ



УТВЕРЖДАЮ:

Директор _____________ О.С. Дацько

«_____»_________20___г.







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По МХК

Базовый уровень

10 - 11 классы















Составитель: С.В. Русева.









2018 год

Рабочая программа по предмету «Мировая художественная культура»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Общая характеристика учебного предмета


Рабочая программа по предмету «Мировая художественная культура» ориентирована на учащихся 10-11-х , разработана на основе приказа № 483 от 27.12.2016г., примерной программы для образовательных учреждений Луганской Народной Республики по предмету «Мировая художественная культура» для 10-11 классов базового уровня, составленной на основе государственного образовательного стандарта.

Общая характеристика учебного предмета

Курс мировой художественной культуры систематизирует знания о культуре и искусстве, полученные в образовательных учреждениях, реализующих программы начального и основного общего образования на уроках изобразительного искусства, музыки, литературы и истории. Формирует целостное представление о мировой художественной культуре, логике её развития в исторической перспективе, о её месте в жизни общества и каждого

человека. Изучение мировой художественной культуры развивает толерантное отношение к миру как единству многообразия, а восприятие собственной национальной культуры сквозь призму культуры мировой позволяет более качественно оценить её потенциал, уникальность и значимость. Проблемное поле отечественной и мировой художественной культуры как обобщённого опыта всего человечества предоставляет учащимся неисчерпаемый «строительный материал» для самоидентификации и выстраивания собственного вектора развития, а также для более чёткого осознания своей национальной и культурной принадлежности.

Развивающий потенциал курса мировой художественной культуры

напрямую связан с мировоззренческим характером самого предмета, на материале которого моделируются разные исторические и региональные системы мировосприятия, запечатлённые в ярких образах. Принимая во внимание специфику предмета, его непосредственного выхода на творческую составляющую человеческой деятельности, в программе упор сделан на деятельные формы обучения, в частности на развитие восприятия (функцию – активный зритель/слушатель) и интерпретаторских способностей (функцию - исполнитель). Учащихся на основе актуализации их личного эмоционального, эстетического и социокультурного опыта владеют элементарными приёмами

анализа произведений искусства. В связи с этим в программе в рубриках «опыт

творческой деятельности» приводится примерный перечень возможных творческих заданий по соответствующим темам.

В содержательном плане программа следует логике исторической линейности (от культуры первобытного мира до культуры ХХ века). В целях

оптимизации нагрузки программа строится на принципах выделения культурных доминант эпохи, стиля, национальной школы. На примере одного - двух произведений или комплексов показаны характерные черты целых эпох и культурных ареалов. Культура родного края рассматривается в неразрывной

связи с культурой мировой, что даёт возможность по достоинству оценить её масштаб и общекультурную значимость.

Программа содержит примерный объём знаний за два года (Х-ХI классы) обучения и в соответствии с этим поделена на две части. В курс Х класса включены следующие темы: «Художественная культура первобытного мира», «Художественная культура Древнего мира», «Художественная культура Средних веков» и «Художественная культура Ренессанса». В курс ХI класса входят темы: «Художественная культура Нового времени» и «Художественная культура конца ХIХ - ХХ веков». Через оба курса сквозной линией проходит тема «Культурные традиции родного края», которая предполагает изучение регионального варианта культуры, в том числе историко-этнографическое и краеведческое исследование местных объектов культуры, народных традиций и обычаев. В рамках проектной деятельности, с соответствующей фиксацией и презентацией результатов (зарисовки, фото- и видеосъёмка, запись фольклора и «устных историй», создание музея школы, сайта и т. д.), этот раздел реализуется за счёт регионального компонента или компонента образовательного учреждения. Учитывая мировоззренческий и интегративный характер дисциплины, рекомендуется использовать как традиционную урочную, так и внеурочные виды деятельности, рассчитанные на расширение кругозора учащихся.

Основные межпредметные связи осуществляются на уроках музыки,

изобразительного искусства, литературы, истории, иностранного языка, частично на уроках естественнонаучного цикла.

Цели

Изучение мировой художественной культуры на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

· развитие чувств, эмоций, образно-ассоциативного мышления и художественно-творческих способностей;

· воспитание художественно-эстетического вкуса; потребности в освоении ценностей мировой культуры;

· освоение знаний о стилях и направлениях в мировой художественной культуре, их характерных особенностях; о вершинах художественного творчества в отечественной и зарубежной культуре;

· овладение умением анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственное суждение;

· использование приобретенных знаний и умений для расширения кругозора, осознанного формирования собственной культурной среды.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом отношении приоритетными для учебного предмета «Мировая художественная культура» на этапе среднего (полного)

общего образования являются:

- умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность;

- устанавливать несложные реальные связи и зависимости;

- оценивать, сопоставлять и классифицировать феномены культуры и искусства;

- осуществлять поиск и критический отбор нужной информации в источниках различного типа (в том числе и созданных в иной знаковой системе

- «языки» разных видов искусств);

- использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для оформления творческих работ;

- владеть основными формами публичных выступлений;

- понимать ценность художественного образования как средства развития культуры личности;

- определять собственное отношение к произведениям классики и современного искусства;

- осознавать свою культурную принадлежность.

Результаты обучения

Результаты изучения курса «Мировая художественная культура» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию личностно ориентированного, деятельностного и практикоориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

«Ученик научится» включает требования к учебному материалу, который

усваивается и воспроизводится учащимися.

«Ученик получит возможность научиться» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: соотносить изученные произведения с определённой эпохой, стилем, направлением, устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусств, пользоваться различными источниками информации, выполняя учебные и творческие задания.

В результате освоения курса мировой художественной культуры формируются основы эстетических потребностей, развивается толерантное отношение к миру, развиваются навыки оценки и критического освоения классического наследия и современной культуры, что весьма необходимо для

успешной адаптации в современном мире, выбора индивидуального направления культурного развития, организации личного досуга и самостоятельного художественного творчества.





ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения мировой художественной культуры ученик

должен:

Ученик научится определять:

· основные виды и жанры искусства;

· изученные направления и стили мировой художественной культуры;

· шедевры мировой художественной культуры;

· особенности языка различных видов искусства.

Ученик получит возможность научиться:

· узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением.

· устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства;

· пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре;

· пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре

· выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения)

· использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: выбора путей своего культурного развития;

· организации личного и коллективного досуга;

· выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства;

· самостоятельного художественного творчества;

· понимания взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной деятельности, в основе которых лежат знанияпо данному учебному предмету.

Место предмета в учебном плане

Класс

10

11

Количество недельных часов

1

1

Количество годовых часов

34

34















СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА

10 класс


Тема курса

Кол-во часов по программе

Кол-во часов по планированию

1. Художественная культура первобытного мира.

2. Художественная культура Древнего мира.

3. Художественная культура Средних веков.

4. Художественная культура Ренессанса.

9 ч.



11 ч.

9 ч.



5 ч.


9 ч.



11 ч.

9ч.



5 ч.




Всего:

34 ч.

34 ч.



11 класс


Тема курса

Кол-во часов по программе

Кол-во часов по планированию

1. Художественная культура Нового времени

18 ч.

18 ч.

2. Художественная культура конца 19-20 века.

16 ч.

16 ч.

Всего:

34 ч.

34 ч.

















Календарно-тематическое планирование по мировой художественной культуре


10 класс


№ урока

Тема урока

Кол-во часов

Элементы содержания

План.

Факт.

1

2

3

4

5

6

7

Тема 1: Художественная культура первобытного мира. (9 ч.)

1.

1.

Истоки искусства.

1

Первобытная наскальная живопись.



2.

2.

Роль

мифа в культуре.

2

Миф - основа ранних представлений о мире, религии, искусстве.



3.

3.

Древние образы и символы. Первобытная магия.

1

Мировое дерево, Богиня - мать, Дорога

и др.




4.

4.

Первобытная магия.

2

Ритуал - основа синтеза слова, музыки, танца,

изображения, пантомимы, костюма (татуировки), архитектурного окружения и предметной среды.



5.

5.

Художественные комплексы Альтамиры и Стоунхенджа.

1




6.

6.

Символика геометрического орнамента.

1




7.

7.

Ямная, катакомбная, срубная культура

Луганщины.

2




8.

8.

Архаические основы фольклора.

Миф и современность.

1




Роль мифа

в массовой культуре



9.

9.

Зачет по теме.

1

Творческая мастерская.



Опыт творческой деятельности. Поиск древних образов, символов в

фольклоре, в художественной литературе, в современной жизни (мифы

политики, ТV и др.) и быте (привычки, суеверия и др).


Тема 2: Художественная культура Древнего мира. (11 ч.)

10.

1.

Особенности

художественной культуры Месопотамии: монументальность и красочность

ансамблей Вавилона

1

Зиккурат Этеменанки, ворота Иштар, дорога Процессий -

свидетельство продолжения и завершения традиций древних цивилизаций

Шумера и Аккада



11.

2.

Древний Египет - культура, ориентированная на идею

Вечной жизни после смерти.

1

Ансамбли пирамид в Гизе и храмов в Карнаке и

Луксоре (мифологическая образность пирамиды, храма и их декора). Гигантизм

и неизменность канона.



12.

3.

Трипольская культура.

1

Сакральный мир и магическое

пространство



13.

4.

Модель Вселенной Древней Индии.

1

Ступа в Санчи и храм

Кандарья Махадева в Кхаджурахо как синтез ведических, буддийских и

индуистских религиозных и художественных систем. "Скульптурное"

мышление древних индийцев.



14.

5.

Отражение мифологических представлений майя

и ацтеков в архитектуре и рельефе.

2

Комплекс в Паленке (дворец,

обсерватория, «Храм Надписей» как единый ансамбль пирамиды и мавзолея);

Теночтитлан (реконструкция столицы империи ацтеков по описаниям и

археологическим находкам).



15.

6.

Идеалы красоты Древней Греции в ансамбле афинского Акрополя.

2

Синтез

архитектуры, скульптуры, цвета, ритуального и театрального действия. Ордер.

Человек- мера всех вещей.



16.

7.

Панафинейские праздники.

1

Динамическое

воплощение во времени и пространстве мифологической, идеологической и

эстетической программы комплекса.



17.

8.

Слияние восточных и античных традиций в эллинизме. Эклектика Рима.


2

Гигантизм, экспрессия, натурализм. Культ Аполлона и Дионисия. Пергамский алтарь. Форум - центр общественной жизни. Триумфальная арка, колонна, конная статуя (Марк Аврелий), базилика, зрелищные сооружения (Колизей), храм (Пантеон) - основные архитектурные и изобразительные формы.



18.

9.

Скифская культура

1

Звериный стиль, система

мироздания в пекторали



19.

10.

Языческая культура Руси.

1

Культурные традиции тюрских племен на территории нашего края. Камнерезное половецкое искусство Луганщины.




20.

11.

Зачет по теме.

1

Тестирование.



Опыт творческой деятельности. Выявление общности и различий средневековых культур разных стран и регионов. Поиск образов средневековой культуры в искусстве последующих эпохи и их интерпретация. Участие в дискуссии «Восток глазами Запада».

Тема 4: Художественная культура Средних веков. (9 ч.)

21

1

Киевская Русь.

1

София Константинопольская - воплощение идеала божественного мироздания в восточном христианстве (воплощение догматов в архитектурной, цветовой и световой композиции, иерархии изображений, литургическом действе). Древнерусский крестово-купольный храм (архитектурная, космическая,топографическая и временная символика). Древние символы. Стилистическое многообразие воплощения единого образца: киевская (София Киевская), владимиро-суздальская (церковь Покрова на Нерли), новгородская (церковь Спаса на Ильине) и московская школы (от Спасского собора Спас - Андронниковского монастыря к храму Вознесения в Коломенском).




22.

2

Икона и иконостас.


1

Специфика символического языка и образности. Иконографические каноны (обратная перспектива) Творчество Ф. Грека (росписи церкви Спаса Преображения на Ильине в Новгороде, иконостас Благовещенского собора в Кремле) и А. Рублева ("Троица").




23.

3

Ансамбль московского Кремля.

1

Ансамбль московского Кремля – символ национального единения, образец гармонии традиционных форм и новых строительных приёмов.



24.

4

Монастырская базилика как средоточие культурной жизни романской эпохи

1

Идеалы аскетизма, антагонизм духовного и телесного, синтез культуры религиозной и народной.



25.

5

Готический собор как образ мира.

1

Идея божественной красоты мироздания как основа синтеза каркасной конструкции, скульптуры, света и цвета (витраж), литургической драмы. Региональные школы Западной Европы (Италия, Испания, Англия и др.).



26.

6

Мусульманский образ рая в комплексе Регистана

1

Древний Самарканд. Синтез монументальной архитектурной формы и изменчивого, полихромного узора.



27.

7

Воплощение мифологических и религиозно – нравственных представлений Китая в ансамбле храма Неба в Пекине. Сплав философии и мифологии в садовом искусстве Японии.

1

Космизм. Конфуцианство, даосизм.

Дзен – буддизм, и синтоизм. Сад камней Реандзи в Киото.




28.

8

Монодический склад средневековой музыкальной культуры

1

Григорианский хорал, знаменный распев.



29.

9

Зачет по теме.

1

Творческая мастерская.



Опыт творческой деятельности. Выявление общности и различий средневековых культур разных стран и регионов. Поиск образов средневековой культуры в искусстве последующих эпохи и их интерпретация. Участие в дискуссии «Восток глазами Запада».

Тема 4: Художественная культура Ренессанса. (5 ч.)

30.

1.

Возрождение в Италии.

2

Флоренция - воплощение ренессансной идеи создания «идеального» города (Данте, Джотто, Ф. Брунеллески, Л.Б.Альберти, литературно-гуманистический кружок Лоренцо Медичи). Титаны Возрождения (Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Тициан).



31.

2.

Северное Возрождение.

2

Пантеизм - религиозно - философская основа Гентского алтаря Я.Ван Эйка. Идеи Реформации и мастерские гравюры А. Дюрера. Придворная культура французского Ренессанса - комплекс Фонтенбло.



32.

3.

Роль полифонии в развитии светских и культовых музыкальных жанров.

1




33.

4.

Театр В.Шекспира – энциклопедия человеческих страстей.

2

Историческое значение и вневременная художественная ценность идей Возрождения.




34.

5.

Зачет по теме.

1

Творческая мастерская.



Опыт творческой деятельности. Сравнительный анализ произведений разных авторов и регионов. Участие в дискуссии на тему актуальности идей Возрождения и гуманистических идеалов. Просмотр и обсуждение киноверсий произведений Шекспира.



Календарно-тематическое планирование по мировой художественной культуре


11 класс

№ урока

Тема урока

Кол-во часов

Элементы содержания

План.

Факт.

1

2

3

4

5

6

7

Тема 1: Художественная культура Нового времени. (18 ч.)

1

1

Стили и направ-ления в искус-стве Нового времени - проблема многообразия и взаимовлияния.

1




2

2

Изменение мировосприятия в эпоху барокко.

1

Гигантизм, бесконечность

пространственных перспектив, иллюзорность, патетика и экстаз как проявление

трагического и пессимистического мировосприятия.



3

3

Архитектурные ансамбли

Рима, Петербурга и его окрестностей- национальные варианты барокко.

1

Площадь Святого Петра Л. Бернини, Зимний дворец, Петергоф, Ф.-Б. Растрелли



4

4

4. Пафос грандиозности в живописи П.-П. Рубенса. Творчество Рембрандта ван

Рейна, как пример психологического реализма XVII в. в живописи.

1




5

5

Расцвет гомофонно-гармонического стиля в опере барокко

1

«Орфей» К. Монтеверди



6

6

Высший расцвет свободной полифонии

1

И.-С. Бах



7

7

«Золотой век». Классицизм - гармоничный мир дворцов и парков

Версаля.

1




8

8

Образ идеального города в классицистических и ампирных ансамблях

Парижа и Петербурга.

1




9

9

От классицизма к академизму в живописи.

1

На примере

произведений Н. Пуссена, Ж.-Л. Давида, К.П. Брюллова, А.А. Иванова.



10

10

Формирование классических жанров и принципов симфонизма в произведениях

мастеров Венской классической школы

1

В.-А. Моцарт («Дон Жуан»),

Л.Бетховен («Героическая симфония», «Лунная соната»).



11

11

Неоклассицизм.





12

12

Романтизм- бегство от действительности.

1

Романтический идеал и его

отображение в камерной музыке («Лесной царь» Ф. Шуберта), и опере

(«Летучий голландец» Р. Вагнера),



13

13

Романтизм в живописи.

1

Религиозная и

литературная тема у прерафаэлитов, революционный пафос Ф. Гойи и

Э.Делакруа, образ романтического героя в творчестве О. Кипренского.



14

14

Зарождение русской классической музыкальной школы

1

М.И. Глинка «Могучая

кучка»



15

15

Академизм в искусстве.

1




16

16

Социальная тематика в живописи реализма

1

Специфика французской

(Г.Курбе, О. Домье) и русской (художники - передвижники, И.Е. Репин,

В.И.Суриков) школ.



17

17

Развитие русской музыки во второй половине XIX в.

1

П.И.Чайковский



18

18

Зачет по теме.

1

Творческая мастерская.



Опыт творческой деятельности. Подготовка рефератов и эссе по

персоналиям. Сравнительный анализ художественных стилей, национальных

вариантов внутри единого стилевого направления. Участие в дискуссии о роли

художественного языка в искусстве, соотношении искусства и реальной

жизни («реализм без границ»).




Художественная культура конца XIX -- XX вв. (16 ч.)

19

1

Основные направления

в живописи конца XIX века

1

абсолютизация впечатления в импрессионизме

(К. Моне);



20

2

Постимпресси-онизм

1

Символическое мышление и экспрессия

произведений В. Гога и П. Гогена.



21

3

Синтез искусств в модерне

1

собор Святого

Семейства А. Гауди и особняки В. Орта и Ф. О. Шехтеля, Тифани



22

4

Символ и

миф в живописи и музыке

1

Цикл «Демон» М. А. Врубеля, «Прометей»

А.Н.Скрябина.



23

5

Художественные течения модернизма в живописи XX века.

1

деформация и поиск устойчивых геометрических форм в кубизме (П. Пикассо



24

6

Иррационализм подсознательного в сюрреализме.

1

С. Дали.




25

7

Русский авангард. Супрематизм,

абстракционизм.


1

К.Малевич, В.Кандинский.




26

8

Кубофутуризм.

Конструктивизм.

1

Попова, Лентулов. Башня III Интернационала В.Е. Татлина.



27

9

Псевдостили. Оп-арт. Поп-арт. Соцреализм.

1

Стремление к идеальному. Вазарели. Уорхолл.

Соцреализм.



28

10

Архитектура XX века.

1

Вилла «Савой» в Пуасси. Ле Корбюзье,

музей Гуггенхейма Ф.-Л. Райта, ансамбль города Бразилиа О.Нимейера.



29

11

Театральная культура XX века

1

Режиссерский театр К. С. Станиславского и

В. И. Немировича-Данченко и эпический театр Б. Брехта.



30

12

Стилистическая

разнородность в музыке XX века.

1

От традиционализма до авангардизма и

постмодернизма (С.С.Прокофьев, Д.Д.Шостакович, А.Г.Шнитке).

Нонкоформизм (В.Сидур)



31

13

Синтез искусств -- особенная черта культуры XX века.

1

Кинематограф

(«Броненосец Потёмкин» С.М. Эйзенштейна, «Амаркорд» Ф. Феллини), виды и

жанры телевидения, дизайн, компьютерная графика и анимация, мюзикл

(«Иисус Христос - Суперзвезда» Э. Ллойд Уэббер). Рок-музыка (Битлз -

«Жёлтая подводная лодка, Пинк Флойд - «Стена»); электро-акустическая

музыка (лазерное шоу Ж.-М. Жарра).



32

14

Массовое искусство. Аукцион Сотбис.

1

Джакометти, Пикассо, Поллак, Мунк



33

15

Новые формы и проявления

современного искусства.

1

Инстоляция, перформанс



34

16

Зачет по теме.

1

Творческая мастерская.



Опыт творческой деятельности. Посещение и обсуждение выставок,

спектаклей и др. с целью определения личной позиции в отношении

современного искусства. Подготовка сообщений, рецензий, эссе. Участие в

дискуссии о современном искусстве, его роли, специфике, и направлениях.

Культурные традиции Луганщины. Декоративно-прикладное

искусство (керамика, костюм). Архитектура. (православные храмы, стилевые

направления в градостроении). Скульптура. Монументальная живопись

(мозаика, витраж). Музыкальная гостиная.