ПРИЛОЖЕНИЕ К НОО
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 5 им. Ю. А. Гарнаева
с углубленным изучением отдельных предметов
Утверждаю Директор МОУ школы № 5 им. Ю.А. Гарнаева ________________ А.В.Бубнова Приказ № ___ от _____________ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (КУРСУ)
ПО ОБЩЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ
«РИТОРИКА»
3 «Б» КЛАСС
НА 2019 -2020 УЧЕБНЫЙ ГОД
Черепкова Оксана Анатольевна
Учитель начальных классов
2019
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «Риторика» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования, утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009г. № 373 с изменениями), требованиями Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 31.12.2014 г., с изм. от 02.05.2015 г.) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 31.03.2015 г.), Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015г. № 1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 декабря 2009г. № 373», требованиями Примерной основной образовательной программы начального общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15), требованиями Концепции духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России, а также планируемыми результатами начального общего образования.
Рабочая программа по риторике составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ № 373 от 06.10.2009, на основе авторской программы авторского комплекта учебно-методических пособий курса «Речь» Т.Н.Соколовой для учащихся 1-4 классов (Школа развития речи: Курс «Речь»: Рабочие тетради для детей: в 2-х частях/Т.Н.Соколова. – М.: Издательство РОСТ, 2013. – 64 с.: ил. – (Юным умникам и умницам) и рекомендаций для учителей начальных классов.
Цели и задачи:
создание условий для более прочного и сознательного усвоения детьми изученного материала по развитию речи на уроках,
совершенствования навыков лингвистического анализа,
повышения уровня языкового развития,
воспитания познавательного интереса к родному языку,
для решения проблем интеллектуального развития младших школьников.
Программа курса реализуется в рамках общеинтеллектуального направления внеурочной деятельности школы и представляет собой систему интеллектуально-развивающих занятий для обучающихся начальных классов (6,5-10 лет).
Занятия выстроены следующим образом:
активизация мыслительной деятельности учащихся, подготовка к выполнению заданий основной части;
основная часть – выполнение заданий проблемно-поискового и творческого характера;
занимательные задания (игровые формы деятельности).
Место предмета в учебном плане.
Программа для 3 класса рассчитана на 34 часа: 1 час в неделю. По учебному плану школы – 34 часа. С учетом календаря праздничных дат, расписанием учебных занятий школы, годового учебного графика программа будет пройдена за 33 ч. Программа будет пройдена за счет уплотнения и обобщения учебного материала и часов, выделенных на повторение. Таким образом, программа будет пройдена полностью.
Язык – это средство общения людей, орудие формирования и выражения мыслей и чувств, средство усвоения новой информации, новых знаний. Но для того, чтобы эффективно воздействовать на разум и чувства, носитель данного языка должен хорошо владеть им, то есть обладать речевой культурой. Владение словом – инструментом общения, мышления – это первооснова интеллекта ребенка. Мышление не может развиваться без языкового материала. Начальный школьный период – одна из наиболее важных ступеней в овладении речью.
Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Вот почему так важно создавать условия для речевой деятельности детей.
Планируемые результаты по предмету «Риторика».
Изучение курса формирует следующие универсальные учебные действия:
Коммуникативные.
Ученик научится:
вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное);
договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;
участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;
строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;
выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью;
быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе.
оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевых ситуаций;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
владеть монологической и диалогической формами речи.
Познавательные.
Ученик научится:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы;
моделировать различные языковые единицы (слово, предложение);
использовать на доступном уровне логические приемы мышления (анализ, сравнение, классификацию, обобщение)
выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов.
вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
пользоваться словарями, справочниками;
строить рассуждения.
Личностные.
Ученик научится:
ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей (на уровне, соответствующем возрасту);
осознание роли речи в общении людей;
понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств; внимание к мелодичности народной звучащей речи;
устойчивой учебно-познавательной мотивации учения, интереса к изучению курса развития речи.
чувство прекрасного – уметь чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию речи;
интерес к изучению языка.
Регулятивные.
Ученик научится:
адекватно воспринимать оценку учителя;
вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу;
в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Требования к уровню подготовки обучающихся.
К окончанию курса занятий ученик будет знать:
многозначные слова, омонимы, омоформы, омофоны, фразеологизмы;
изобразительно-выразительные средства языка: метафоры, сравнения, олицетворение, эпитеты;
стили речи: разговорный и книжный;
типы текстов;
Ученик научится:
уместно использовать изученные средства общения в устных высказываниях (жесты, мимика, телодвижения, интонацию);
выразительно читать небольшой текст по образцу;
определять степень вежливого поведения, учитывать ситуацию общения;
вступать в контакт и поддерживать его, умение благодарить, приветствовать, прощаться, используя соответствующие этикетные формы;
быть хорошим слушателем;
определять лексическое значение слова;
отличать текст как тематическое и смысловое единство от набора предложений;
редактировать предложения;
определять по заголовку, о чем говорится в тексте, выделять в тексте опорные слова;
сочинять на основе данного сюжета, используя средства выразительности.
распознавать типы текстов;
устанавливать связь предложений в тексте.
Содержание курса.
Общее понятие о культуре речи. Основные качества речи: правильность, точность, богатство. Выразительность речи. Интонация: сила, темп, тембр, мелодика речи. Монолог и диалог.
Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению произведения. Умение выразительно прочитать текст после самостоятельной подготовки.
Раздел 1. Слово.
Слово, его значение. Слова нейтральные и эмоциональные и эмоционально окрашенные. Знакомство со словарём синонимов. Изобразительно- выразительные средства языка: метафора, эпитет, сравнение, олицетворение. Умение выделять их в тексте, определять значение и назначение, использовать при создании текста в художественном стиле.
Крылатые слова. Умение определять значение устойчивого выражения, употреблять его в заданной речевой ситуации. Научные слова. Умение выделять их в тексте, объяснять значение с помощью толкового словаря, употреблять в тексте научного стиля.
Жизнь слова. Откуда берутся слова? Как живут слова? Основные источники пополнения словаря. Знакомство с элементами словообразования. Знакомство с происхождением некоторых антропонимов и топонимов. Устаревшие слова. Умение выделять их в тексте, определять значение, стилистическую принадлежность. Предложение. Умение редактировать простое предложение: исправлять порядок слов и порядок частей, заменять неудачно употреблённые слова, устранять лишние и восстанавливать недостающие слова, распространять предложения.
Раздел 2. Текст.
Тема, микротема, основная мысль текста. Опорные слова. Структура текста. План, виды плана. Стили речи: разговорный и книжный( художественный и научный). Умение определять стилистическую принадлежность текстов, составлять текст в заданном стиле. Типы текста. Повествование, описание, рассуждение. Умение составлять описание предметов и явлений, рассуждение в художественном и научном стилях. Умение составлять повествование с элементами описания. Связь между предложениями в тексте. Цепная и параллельная связи. Средства связи при цепном построении текста. Средства связи в тексте с параллельным построением. Видовременная соотнесённость глаголов, единообразие синтаксических конструкций.
Раздел 3. Культура общения.
Волшебные слова: слова приветствия, прощания, просьбы, благодарности, извинение. Умение дискутировать, вежливые слова в диалоге с учётом речевой ситуации.
Тематическое планирование.
Наименование раздела | Количество часов |
Слово. | 16 ч |
Текст. | 10 ч |
Культура общения. Повторение. | 8 ч |
Итого: 34 ч |
Приложение 1.
Календарно - тематическое планирование.
№ п.п | Наименование разделов и тем | Характеристика основных видов деятельности ученика. | Плановые сроки прохождения. | Скорректированные сроки прохождения. |
Слово (16 часов) |
1 | Многозначные слова. | Изобразительно-выразительные средства языка: метафора, эпитет, сравнение, олицетворение. Уметь определять значения и назначение, использовать при создании текста в художественном стиле. Жизнь слова. Откуда берутся слова? Как живут слова? Основные источники пополнения словаря. Определить происхождение некоторых антропонимов и топонимов. Дать объяснение устаревшим словам. | 04.09 | |
2 | Омонимы, омоформы, омофоны. | 11.09 | |
3 | Фразеологизмы. | 18.09 | |
4 | Сравнения. | 25.09 | |
5 | Олицетворение. | 02.10 | |
6 | Изобразительно-выразительные средства языка. Эпитеты. | 16.10 | |
7 | Слова нейтральные и эмоционально окрашенные. | 23.10 | |
8 | Откуда приходят слова. | 30.10 | |
9 | Этимология. | 06.11 | |
10-11 | Как тебя зовут? | 13.11 27.11 | |
12 | Наши фамилии. | 04.12 | |
13 | Топонимы. | 11.12 | |
14 | Устаревшие слова. | 18.12 | |
15 | Сочинение по картине В.М. Васнецова «Богатыри». | 25.12 | |
16 | Проверочная работа. | Проверка знаний. | 15.01.20 | |
Текст (10 часов) | |
17 | Типы текстов. | Определить типы текстов. Умение составлять описание предметов и явлений, рассуждение в художественном и научном стилях. Уметь составлять повествование с элементами описания. Различать средства связи в тексте с параллельным построением. | 22.01 | |
18 | Темы текстов. Опорные слова. | 29.01 | |
19 | Связь предложений в тексте. | 05.02 | |
20-21 | Цепная связь предложений в тексте. | 12.02 26.02 | |
22 | Параллельная связь предложений в тексте. | 04.03 | |
23 | Сочинение по картине В.Е. Маковского «Свидание». | 11.03 | |
24-25-26 | Единый временной план текста. | 18.03 25.03 01.04 | |
Культура общения (8 часов) |
27-28 | Стили речи. | Определять стили речи. Давать общее понятие о культуре речи. Умение определять стилистическую принадлежность текстов, составлять текст в заданном стиле. Умение пользоваться словарями. | 15.04 22.04 | |
29 | Культура общения. | 29.04 | |
30 | Научный стиль. | 06.05 | |
31 | Словари. | 13.05 | |
32 | Проверь себя. | 20.05 | |
33-34 | Повторение пройденного материала | | 27.05 | |
Перечень учебно-методического обеспечения для учителя:
Учебно-методические пособия:
«Речь» Т.Н. Соколовой для учащихся 1-4 классов (Школа развития речи: Курс «Речь»: Рабочие тетради для детей: в 2-х частях/Т.Н.Соколова. – М.: Издательство РОСТ, 2013. – 64 с.: ил. – (Юным умникам и умницам) и рекомендаций для учителей начальных классов.
Ветвицкий В.Г. Занимательное языкознание. – М.: Просвещение, 1988.
Голуб И.Б. Путешествие в страну слов. – М.: Владос, 1998.
Иванова В.А., Потиха З.А., Розенталь Д.Э. Занимательно о русском языке. – Л.: Просвещение, 1990.
Козловский Я.О. О словах разнообразных – одинаковых, но разных. М.: Детская литература, 1985.
Львов М.Р. Школа творческого мышления.- М.: Просвещение, 1992.
Львова С.И. Язык в речевом общении. – М.: Просвещение, 1992.
Львова С.И. Русский язык. За страницами школьного учебника.- М.: Дрофа,2002
Мережинская Е.К. Гуревич А.Ю., Зарицкий С.А. Занимательная грамматика русского языка. – Киев: 1978.
Мищенкова Л.В. Занимательный русский язык. Задания по развитию познавательных способностей. – М.: Просвещение, 2013.
Подгаецкая И.М. Воспитание у учащихся интереса к изучению русского языка. – М.: Просвещение, 1985.
Тикунова Л.И., Корепанова М.Н. Пишем сочинение по картинам русских художников. Рабочая тетрадь для детей. – М.: Просвещение, 2013.
Тикунова Л.И., Корепанова М.Н. Школа грамотеев. Русский язык: Задания и упражнения. Теория в таблицах. – М.: Просвещение, 2012.
Словари по русскому языку: орфографический, орфоэпический, толковый, фразеологический, этимологический и словообразовательный.
Репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работы.
Специфическое сопровождение (оборудование):
- классная магнитная доска,
- мультимедийный проектор,
- музыкальный центр,
- компьютер, принтер,
- портреты писателей, репродукции произведений живописи.
«СОГЛАСОВАНО» «СОГЛАСОВАНО»
Учитель МОУ школы №5 Заместитель директора по УВР
_______________________ ____________________________________
«______» _____________ «_____»_______________________________