СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа для 3 класса по курсу "Риторика"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа для 3 класса по курсу "Риторика"»

ПРИЛОЖЕНИЕ К НОО


Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 5 им. Ю. А. Гарнаева

с углубленным изучением отдельных предметов


Утверждаю

Директор МОУ школы № 5

им. Ю.А. Гарнаева

________________ А.В.Бубнова

Приказ № ___ от _____________













РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (КУРСУ)

ПО ОБЩЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ

«РИТОРИКА»

3 «Б» КЛАСС


НА 2019 -2020 УЧЕБНЫЙ ГОД











Черепкова Оксана Анатольевна

Учитель начальных классов
















2019

Пояснительная записка


Рабочая программа внеурочной деятельности «Риторика» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования, утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009г. № 373 с изменениями), требованиями Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 31.12.2014 г., с изм. от 02.05.2015 г.) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 31.03.2015 г.), Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015г. № 1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 декабря 2009г. № 373», требованиями Примерной основной образовательной программы начального общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15), требованиями Концепции духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России, а также планируемыми результатами начального общего образования.

Рабочая программа по риторике составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ № 373 от 06.10.2009, на основе авторской программы авторского комплекта учебно-методических пособий курса «Речь» Т.Н.Соколовой для учащихся 1-4 классов (Школа развития речи: Курс «Речь»: Рабочие тетради для детей: в 2-х частях/Т.Н.Соколова. – М.: Издательство РОСТ, 2013. – 64 с.: ил. – (Юным умникам и умницам) и рекомендаций для учителей начальных классов.


Цели и задачи:

  • создание условий для более прочного и сознательного усвоения детьми изученного материала по развитию речи на уроках,

  • совершенствования навыков лингвистического анализа,

  • повышения уровня языкового развития,

  • воспитания познавательного интереса к родному языку,

  • для решения проблем интеллектуального развития младших школьников.

Программа курса реализуется в рамках общеинтеллектуального направления внеурочной деятельности школы и представляет собой систему интеллектуально-развивающих занятий для обучающихся начальных классов (6,5-10 лет).

Занятия выстроены следующим образом:

  • активизация мыслительной деятельности учащихся, подготовка к выполнению заданий основной части;

  • основная часть – выполнение заданий проблемно-поискового и творческого характера;

  • занимательные задания (игровые формы деятельности).

Место предмета в учебном плане.

Программа для 3 класса рассчитана на 34 часа: 1 час в неделю. По учебному плану школы – 34 часа. С учетом календаря праздничных дат, расписанием учебных занятий школы, годового учебного графика программа будет пройдена за 33 ч. Программа будет пройдена за счет уплотнения и обобщения учебного материала и часов, выделенных на повторение. Таким образом, программа будет пройдена полностью.

Язык – это средство общения людей, орудие формирования и выражения мыслей и чувств, средство усвоения новой информации, новых знаний. Но для того, чтобы эффективно воздействовать на разум и чувства, носитель данного языка должен хорошо владеть им, то есть обладать речевой культурой. Владение словом – инструментом общения, мышления – это первооснова интеллекта ребенка. Мышление не может развиваться без языкового материала. Начальный школьный период – одна из наиболее важных ступеней в овладении речью.

Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Вот почему так важно создавать условия для речевой деятельности детей.

Планируемые результаты по предмету «Риторика».

Изучение курса формирует следующие универсальные учебные действия:

Коммуникативные.

Ученик научится:

  • вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное);

  • договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;

  • участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;

  • строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;

  • выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью;

  • быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе.

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевых ситуаций;

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

  • владеть монологической и диалогической формами речи.

Познавательные.

Ученик научится:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы;

  • моделировать различные языковые единицы (слово, предложение);

  • использовать на доступном уровне логические приемы мышления (анализ, сравнение, классификацию, обобщение)

  • выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов.

  • вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;

  • пользоваться словарями, справочниками;

  • строить рассуждения.

Личностные.

Ученик научится:

  • ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей (на уровне, соответствующем возрасту);

  • осознание роли речи в общении людей;

  • понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств; внимание к мелодичности народной звучащей речи;

  • устойчивой учебно-познавательной мотивации учения, интереса к изучению курса развития речи.

  • чувство прекрасного – уметь чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию речи;

  • интерес к изучению языка.

Регулятивные.

Ученик научится:

  • адекватно воспринимать оценку учителя;

  • вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу;

  • в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.

  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Требования к уровню подготовки обучающихся.

К окончанию курса занятий ученик будет знать:

  • многозначные слова, омонимы, омоформы, омофоны, фразеологизмы;

  • изобразительно-выразительные средства языка: метафоры, сравнения, олицетворение, эпитеты;

  • стили речи: разговорный и книжный;

  • типы текстов;

Ученик научится:

  • уместно использовать изученные средства общения в устных высказываниях (жесты, мимика, телодвижения, интонацию);

  • выразительно читать небольшой текст по образцу;

  • определять степень вежливого поведения, учитывать ситуацию общения;

  • вступать в контакт и поддерживать его, умение благодарить, приветствовать, прощаться, используя соответствующие этикетные формы;

  • быть хорошим слушателем;

  • определять лексическое значение слова;

  • отличать текст как тематическое и смысловое единство от набора предложений;

  • редактировать предложения;

  • определять по заголовку, о чем говорится в тексте, выделять в тексте опорные слова;

  • сочинять на основе данного сюжета, используя средства выразительности.

  • распознавать типы текстов;

  • устанавливать связь предложений в тексте.

Содержание курса.

Общее понятие о культуре речи. Основные качества речи: правильность, точность, богатство. Выразительность речи. Интонация: сила, темп, тембр, мелодика речи. Монолог и диалог.

Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению произведения. Умение выразительно прочитать текст после самостоятельной подготовки.

Раздел 1. Слово.

Слово, его значение. Слова нейтральные и эмоциональные и эмоционально окрашенные. Знакомство со словарём синонимов. Изобразительно- выразительные средства языка: метафора, эпитет, сравнение, олицетворение. Умение выделять их в тексте, определять значение и назначение, использовать при создании текста в художественном стиле.

Крылатые слова. Умение определять значение устойчивого выражения, употреблять его в заданной речевой ситуации. Научные слова. Умение выделять их в тексте, объяснять значение с помощью толкового словаря, употреблять в тексте научного стиля.

Жизнь слова. Откуда берутся слова? Как живут слова? Основные источники пополнения словаря. Знакомство с элементами словообразования. Знакомство с происхождением некоторых антропонимов и топонимов. Устаревшие слова. Умение выделять их в тексте, определять значение, стилистическую принадлежность. Предложение. Умение редактировать простое предложение: исправлять порядок слов и порядок частей, заменять неудачно употреблённые слова, устранять лишние и восстанавливать недостающие слова, распространять предложения.

Раздел 2. Текст.

Тема, микротема, основная мысль текста. Опорные слова. Структура текста. План, виды плана. Стили речи: разговорный и книжный( художественный и научный). Умение определять стилистическую принадлежность текстов, составлять текст в заданном стиле. Типы текста. Повествование, описание, рассуждение. Умение составлять описание предметов и явлений, рассуждение в художественном и научном стилях. Умение составлять повествование с элементами описания. Связь между предложениями в тексте. Цепная и параллельная связи. Средства связи при цепном построении текста. Средства связи в тексте с параллельным построением. Видовременная соотнесённость глаголов, единообразие синтаксических конструкций.

Раздел 3. Культура общения.

Волшебные слова: слова приветствия, прощания, просьбы, благодарности, извинение. Умение дискутировать, вежливые слова в диалоге с учётом речевой ситуации.



Тематическое планирование.

Наименование раздела

Количество часов

Слово.

16 ч

Текст.

10 ч

Культура общения. Повторение.

8 ч

Итого: 34 ч


Приложение 1.

Календарно - тематическое планирование.

п.п

Наименование разделов и тем

Характеристика основных видов деятельности ученика.

Плановые сроки прохождения.

Скорректированные сроки прохождения.

Слово (16 часов)


1

Многозначные слова.


Изобразительно-выразительные средства языка: метафора, эпитет, сравнение, олицетворение. Уметь определять значения и назначение, использовать при создании текста в художественном стиле.

Жизнь слова. Откуда берутся слова? Как живут слова? Основные источники пополнения словаря. Определить происхождение некоторых антропонимов и топонимов.

Дать объяснение устаревшим словам.

04.09


2

Омонимы, омоформы, омофоны.


11.09


3

Фразеологизмы.


18.09


4

Сравнения.


25.09


5

Олицетворение.


02.10


6

Изобразительно-выразительные средства языка. Эпитеты.


16.10


7

Слова нейтральные и эмоционально окрашенные.


23.10


8

Откуда приходят слова.


30.10


9

Этимология.


06.11


10-11

Как тебя зовут?


13.11

27.11


12

Наши фамилии.


04.12


13

Топонимы.


11.12


14

Устаревшие слова.


18.12


15

Сочинение по картине В.М. Васнецова «Богатыри».


25.12


16

Проверочная работа.


Проверка знаний.

15.01.20


Текст (10 часов)




17

Типы текстов.


Определить типы текстов.

Умение составлять описание предметов и явлений, рассуждение в художественном и научном стилях.

Уметь составлять повествование с элементами описания.

Различать средства связи в тексте с параллельным построением.

22.01


18

Темы текстов. Опорные слова.


29.01


19

Связь предложений в тексте.


05.02


20-21

Цепная связь предложений в тексте.


12.02

26.02


22

Параллельная связь предложений в тексте.


04.03


23

Сочинение по картине В.Е. Маковского «Свидание».


11.03



24-25-26

Единый временной план текста.


18.03

25.03

01.04


Культура общения (8 часов)


27-28

Стили речи.


Определять стили речи.

Давать общее понятие о культуре речи.

Умение определять стилистическую принадлежность текстов, составлять текст в заданном стиле.

Умение пользоваться словарями.

15.04

22.04


29

Культура общения.


29.04


30

Научный стиль.


06.05


31

Словари.


13.05


32

Проверь себя.


20.05


33-34

Повторение пройденного материала


27.05




Перечень учебно-методического обеспечения для учителя:

Учебно-методические пособия:

  1. «Речь» Т.Н. Соколовой для учащихся 1-4 классов (Школа развития речи: Курс «Речь»: Рабочие тетради для детей: в 2-х частях/Т.Н.Соколова. – М.: Издательство РОСТ, 2013. – 64 с.: ил. – (Юным умникам и умницам) и рекомендаций для учителей начальных классов.

  2. Ветвицкий В.Г. Занимательное языкознание. – М.: Просвещение, 1988.

  3. Голуб И.Б. Путешествие в страну слов. – М.: Владос, 1998.

  4. Иванова В.А., Потиха З.А., Розенталь Д.Э. Занимательно о русском языке. – Л.: Просвещение, 1990.

  5. Козловский Я.О. О словах разнообразных – одинаковых, но разных. М.: Детская литература, 1985.

  6. Львов М.Р. Школа творческого мышления.- М.: Просвещение, 1992.

  7. Львова С.И. Язык в речевом общении. – М.: Просвещение, 1992.

  8. Львова С.И. Русский язык. За страницами школьного учебника.- М.: Дрофа,2002

  9. Мережинская Е.К. Гуревич А.Ю., Зарицкий С.А. Занимательная грамматика русского языка. – Киев: 1978.

  10. Мищенкова Л.В. Занимательный русский язык. Задания по развитию познавательных способностей. – М.: Просвещение, 2013.

  11. Подгаецкая И.М. Воспитание у учащихся интереса к изучению русского языка. – М.: Просвещение, 1985.

  12. Тикунова Л.И., Корепанова М.Н. Пишем сочинение по картинам русских художников. Рабочая тетрадь для детей. – М.: Просвещение, 2013.

  13. Тикунова Л.И., Корепанова М.Н. Школа грамотеев. Русский язык: Задания и упражнения. Теория в таблицах. – М.: Просвещение, 2012.

  14. Словари по русскому языку: орфографический, орфоэпический, толковый, фразеологический, этимологический и словообразовательный.

  15. Репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работы.

Специфическое сопровождение (оборудование):

- классная магнитная доска,

- мультимедийный проектор,

- музыкальный центр,

- компьютер, принтер,

- портреты писателей, репродукции произведений живописи.




«СОГЛАСОВАНО» «СОГЛАСОВАНО»

Учитель МОУ школы №5 Заместитель директора по УВР

_______________________ ____________________________________

«______» _____________ «_____»_______________________________