СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по русскому языку для 3 класса УМК "Школа России"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку для 3 класса УМК "Школа России"»

Аннотация к рабочей программе по предмету «Русский язык»


Настоящая рабочая программа по предмету «Русский язык» для обучающихся 3 класса МКОУ «Глушковская средняя общеобразовательная школа» на 2019-2020 учебный год составлена на основе нормативных документов и методических рекомендаций:

  • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования: (утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «6» октября 2009 г. № 373 );

  • Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;

  • Основной образовательной программы начального общего образования МКОУ «Глушковская средняя общеобразовательная школа» 2016-2020 г.;

  • Примерных программ по учебным предметам. В 2 ч., М.: «Просвещение» 2010 г;

  • Планируемых результатов начального общего образования;

  • Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2019/2020 учебный год;

  • Учебно-методического комплекта «Школа России» издательства «Просвещение»: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий «Русский язык» 3 класс: учебник для общеобразовательных организаций, М.: «Просвещение», 2019 г;

В.П. Канакина. Русский язык. Рабочая тетрадь.3 класс, ч.1,2., М.: «Просвещение», 2019 г.

∙ Авторской программы В.П. Канакиной , В.Г. Горецкого, «Русский язык. 1-4 классы» (УМК «Школа России»);

  • Учебного плана образовательного учреждения на 2019/2020 учебный год.

  • Локального акта образовательного учреждения (об утверждении структуры рабочей программы.).


Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.

Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности.

Изучение русского языка в начальных классах – первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающий готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию.

Цель изучения предмета «Русский язык» в 3-ем классе:

- ознакомление обучающихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления обучающихся ;

- формирование коммуникативной компетенции обучающихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.



Программа предмета «Русский язык» направлена на реализацию основных задач:

- развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и «чувства языка»;

- овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, оставлять несложные монологические высказывания;

-формировать у младших школьников первоначальные представления о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;


- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты;

- пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь;

-формировать у младших школьников первоначальные представления о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;

Описание места учебного предмета в учебном плане.

На изучение учебного предмета «Русский язык» в 3 классе отводится 136 часов за учебный год (4 часа в неделю, 34 учебные недели.).

Планируемые результаты освоения учебного предмета .


Данная программа обеспечивает достижение обучающимися третьего класса следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

B третьем классе учитель продолжает создавать условия для достижения обучающимися следующих личностных результатов  изучения предмета «Русский язык»:


1) формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, c учётом устойчивых познавательных интересов, a также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

3) формирование отношения к родному русскому языку как к духовной, культурно-исторической ценности, чувства сопричастности к сохранению его чистоты, выразительности, ёмкости, восприятия языка как средства и условия общения;

4) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

5) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

б) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве co сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

7) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера;

8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

9) развитие навыков сотрудничества co взрослыми и сверстниками в учебном процессе и других социальных ситуациях.



B третьем классе учитель продолжает создавать условия для достижения обучающимися следующих метапредметных результатов изучения предмета «Русский язык».


Регулятивные УУД:

-  принимать и сохранять цель и учебную задачу; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

- овладевать способами решения учебной задачи, выбирать один из них для решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном, словесно-образном и словесно-логическом уровнях; проявлять познавательную инициативу;

-  планировать (в сотрудничестве с учителем и самостоятельно) свои действия для решения задачи;

-  учитывать правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения;

- выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, справочном материале учебника — в памятках);

-выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме;

- контролировать процесс и результаты своей деятельности с учебным материалом, вносить необходимые коррективы;

-  оценивать свои достижения, определять трудности, осознавать причины успеха и неуспеха и способы преодоления трудностей;

Познавательные УУД:

-  осознавать познавательную задачу, решать её (под руководством учителя или самостоятельно);

-  самостоятельно находить в учебнике, учебных пособиях и учебной справочной литературе (с использованием ресурсов библиотеки и Интернета) необходимую информацию и использовать её для выполнения учебных заданий;

-  понимать информацию, представленную в изобразительной, графической форме; переводить её в словесную форму;

- использовать такие виды чтения, как ознакомительное, изучающее, поисковое; осознавать цель чтения;

-  воспринимать смысл читаемых текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов (художественного и познавательного); передавать устно или письменно содержание текста;

-анализировать и оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста, определять место и роль иллюстративного ряда в тексте;

-  осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; выступать перед аудиторией одноклассников с небольшими сообщениями, используя иллюстративный материал (плакаты, презентацию);

- использовать знаково-символические средства (в том числе модели, схемы, таблицы) для решения учебных и практических задач; создавать и преобразовывать модели и схемы для решения лингвистических задач;

-  пользоваться словарями и справочным материалом учебника;

-  анализировать изучаемые языковые объекты с выделением их существенных и несущественных признаков;

- осуществлять синтез как составление целого из их частей;

-  овладевать общими способами решения конкретных лингвистических задач;

-  ориентироваться на возможность решения отдельных лингвистических задач разными способами; выбирать наиболее эффективный способ решения лингвистической задачи;

-  находить языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий;

-  осуществлять анализ, синтез, сравнение, сопоставление, классификацию, обобщение языкового материала как по заданным критериям, так и по самостоятельно выделенным основаниям;

-  осуществлять подведение фактов языка под понятие на основе выделения комплекса существенных признаков и их синтеза;

- составлять простейшие инструкции, определяющие последовательность действий при решении лингвистической задачи;

-  строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их.

Коммуникативные УУД:

 -  выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения, соблюдая нормы литературного языка и нормы «хорошей» речи (ясность, точность, содержательность, последовательность выражения мысли и др.);

-  ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; понимать зависимость характера речи от задач и ситуации общения;

- участвовать в диалоге, общей беседе, совместной деятельности (в парах и группах), договариваться с партнёрами о способах решения учебной задачи, приходить к общему решению, осуществлять взаимоконтроль;

-  задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

-  контролировать действия партнёра, оказывать в сотрудничестве необходимую помощь;

-  учитывать разные мнения и интересы и высказывать своё собственное мнение (позицию), аргументировать его;

-  оценивать мысли, советы, предложения других людей, принимать их во внимание и пытаться учитывать в своей деятельности;

-  строить монологическое высказывание с учётом поставленной коммуникативной задачи;

-  применять приобретённые коммуникативные умения в практике свободного общения.

Предметные результаты

-  осознание значимости русского языка как государственного языка нашей страны, Российской Федерации, языка межнационального общения;

-  представление о языке как об основном средстве человеческого общения и явлении национальной культуры, о роли родного языка в жизни человека и общества;

-  формирование позитивного эмоционально-оценочного отношения к русскому языку, понимание значимости хорошего владения русским языком, стремления к его грамотному использованию;

- понимание значимости правильной и «хорошей» устной и письменной речи как показателя общей культуры человека; проявление собственного уровня культуры;

-  приобретение опыта ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для решения коммуникативных задач;

- овладение изучаемыми нормами русского языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные), правилами культуры речевого поведения (в объёме курса); использование этих норм для успешного решения коммуникативных задач в ситуациях учебной языковой деятельности и бытового общения; формирование сознательного отношения к качеству своей речи, контроля за ней;

- овладение основными понятиями и правилами (в объёме изучаемого курса) из области фонетики, графики, лексики, морфемики, грамматики, орфографии, а также умениями находить, опознавать, характеризовать, сравнивать, классифицировать основные единицы языка (звуки, буквы, слова, предложения, тексты); использовать эти знания и умения для решения познавательных, практических и коммуникативных задач;

-  овладение основами грамотного письма (в объёме изучаемого курса), основными орфографическими и пунктуационными умениями; применение правил орфографии и пунктуации в процессе выполнения письменных работ.

 

Предметные результаты освоения основных содержательных линий программы

Развитие речи


Обучающийся научится:

- участвовать в устном общении на уроке (слушать собеседников, говорить на обсуждаемую тему, соблюдать основные правила речевого поведения); выражать собственное мнение, обосновывать его с учётом ситуации общения;

-сознавать ситуацию общения: с какой целью, с кем и где происходит общение; выбирать адекватные языковые и неязыковые средства в соответствии с конкретной ситуацией общения;

- применять речевой этикет в ситуациях учебного и речевого общения, в том числе при обращении с помощью средств ИКТ; соблюдать правила вежливости при общении с людьми, плохо владеющими русским языком;

- анализировать свою и чужую речь при слушании себя и речи товарищей (при ответах на поставленный учителем вопрос, при устном или письменном высказывании) с точки зрения правильности, точности, ясности содержания;

- строить предложения для решения определённой речевой задачи, для завершения текста, для передачи основной мысли текста, для выражения своего отношения к чему-либо;

- понимать содержание читаемого текста, замечать в нём незнакомые слова, находить в нём новую для себя информацию для решения познавательной или коммуникативной задачи;

- понимать тему и главную мысль текста, подбирать к тексту заголовок по его теме или главной мысли, находить части текста, определять их последовательность, озаглавливать части текста;

-восстанавливать последовательность частей или последовательность предложений в тексте повествовательного характера;

-распознавать тексты разных типов: описание, повествование, рассуждение;

- замечать в художественном тексте языковые средства, создающие его выразительность;

- знакомство с жанрами объявления, письма;

-строить монологическое высказывание на определённую тему, по результатам наблюдений за фактами и явлениями языка.


Обучающийся получит возможность научиться:



- определять последовательность частей текста, составлять план текста, составлять собственные тексты по предложенным и самостоятельно составленным планам;

- пользоваться самостоятельно памяткой для подготовки и написания письменного изложения обучающимся;

- письменно (после коллективной подготовки) подробно или выборочно передавать содержание повествовательного текста, предъявленного на основе зрительного восприятия; сохранять основные особенности текста-образца; грамотно записывать текст; соблюдать требование каллиграфии при письме;

- составлять под руководством учителя небольшие повествовательный и описательный тексты на близкую жизненному опыту детей тему, по рисунку, репродукциям картин художников (в «Картинной галерее» учебника) и опорным словам, на тему выбранной учениками пословицы или поговорки;

- использовать в монологическом высказывании разные типы речи: описание, рассуждение, повествование;

-пользоваться специальной, справочной литературой, словарями, журналами, Интернетом при создании собственных речевых произведений на заданную или самостоятельно выбранную тему;

- находить и исправлять в предъявленных предложениях, текстах нарушения правильности, точности, богатства речи;

- проверять правильность своей письменной речи, исправлять допущенные орфографические и пунктуационные ошибки.


Фонетика, орфоэпия, графика


Обучающийся научится:

- характеризовать звуки русского языка: гласный — согласный, гласный ударный — безударный, согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный, согласный глухой — звонкий, парный — непарный (в объёме изученного);

- определять функцию разделительного твёрдого знака (ъ) в словах;

- устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах типа мороз, ключ, коньки, в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я (ёлка, поют), в словах с разделительными ь, ъ знаками (вьюга, съел), в словах с непроизносимыми согласными;

- осуществлять звуко-буквенный анализ доступных по составу слов;

- произносить звуки и сочетания звуков в соответствии с нормами литературного языка (круг слов определён словарём произношения в учебнике);


- использовать знание алфавита для упорядочивания слов и при работе со словарями

-применять знания фонетического материала при использовании правил правописания;

- пользоваться при письме небуквенными графическими средствами: пробелом между словами, знаком переноса, абзаца.


Обучающийся получит возможность научиться:

- осуществлять звуко-буквенный разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму;

- оценивать правильность проведения звуко-буквенного анализа слова;

- соблюдать нормы русского языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме орфоэпического словаря учебника);

- пользоваться орфоэпическим словарём при определении правильного произношения слова (или обращаться за помощью к другим орфоэпическим словарям русского языка или к учителю, родителям и др.).


Лексика


Обучающийся научится:

- находить в предложении и тексте незнакомое слово, определять его значение по тексту или толковому словарю; спрашивать о значении слова учителя;

- наблюдать над употреблением синонимов и антонимов в речи, подбирать синонимы и антонимы к словам разных частей речи, уточнять их значение;

- иметь представление об омонимах; приобретать опыт различения в предложениях и текстах омонимов;

- иметь представление о фразеологизмах (устойчивых сочетаниях слов); приобретать опыт различения в предложениях и текстах фразеологизмов;

- наблюдать за использованием фразеологизмов в упражнениях учебника, осознавать их значение в тексте и разговорной речи;

-распознавать слова, употреблённые в прямом и переносном значении (простые случаи);

- иметь представление о некоторых устаревших словах и их использовании в речи;

- пользоваться словарями при решении языковых и речевых задач.


Обучающийся получит возможность научиться:

- осознавать, что понимание значения слова — одно из условий умелого его использования в устной и письменной речи;

- замечать в художественном тексте слова, употреблённые в переносном значении, а также эмоционально-оценочные слова, сравнения, олицетворения (без терминологии);

- оценивать уместность использования слов в тексте;

- подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;

- выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативных задач;

- размышлять над этимологией некоторых слов-названий;

- приобретать опыт редактирования употреблённых в предложении (тексте) слов.


Состав слова (морфемика)


Обучающийся научится:

- владеть опознавательными признаками однокоренных слов;

- различать однокоренные слова и различные формы одного и того же слова;

- различать однокоренные слова и слова с омонимичными корнями, однокоренные слова и синонимы;

- находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, основу (простые случаи), корень, приставку, суффикс;



-выделять нулевое окончание;

- подбирать слова с заданной морфемой;

- образовывать слова с помощью приставки (или суффикса), осознавать значение новых слов.


Обучающийся получит возможность научиться:

- находить корень в однокоренных словах с чередованием согласных в корне;

- различать изменяемые и неизменяемые слова;

- узнавать сложные слова (типа вездеход, вертолёт и др.), выделять в них корни; находить

соединительные гласные в сложных словах;

-сравнивать, классифицировать слова по их составу;

 соотносить слова с предъявляемыми к ним моделям, выбирать из предложенных слов слово, соответствующее заданной модели, составлять модель заданного слова;

 осознавать значения, вносимые в слово суффиксами и приставками (простые случаи);

 наблюдать над способами образования слов при помощи приставки (или суффикса);

 разбирать по составу слова с однозначно выделяемыми морфемами в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом, оценивать правильность проведения разбора по составу;

 подбирать однокоренные слова и формы одного и того же слова с целью проверки изучаемых орфограмм в корне слова, использовать графический образ изучаемых приставок и суффиксов для правописания слов с этими приставками и суффиксами. Морфология Обучающийся научится:

 распознавать части речи на основе усвоенных признаков (в объёме программы);  распознавать имена существительные; находить начальную форму имени существительного; определять грамматические признаки (род, число, падеж); изменять имена существительные по числам и падежам;

 распознавать имена прилагательные; определять зависимость имени прилагательного от формы имени существительного; находить начальную форму имени прилагательного; определять грамматические признаки (род, число, падеж); изменять имена прилагательные по числам, родам (в единственном числе), падежам (первое представление);

 распознавать глаголы; определять начальную (неопределённую) форму глаголов (первое представление), различать глаголы, отвечающие на вопросы что делать? и что сделать?; определять грамматические признаки глагола — форму времени, число, род (в прошедшем времени);

 распознавать личные местоимения (в начальной форме), определять грамматические признаки: лицо, число, род (у местоимений 3-го лица); использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов;

 узнавать имена числительные (общее представление); распознавать количественные и порядковые имена числительные;

 устанавливать отличие предлогов от приставок, значение частицы не.

 узнавать союзы и, а, но и понимать их роль в предложении;

 подбирать примеры слов и форм разных частей речи; наблюдать их употребление в тексте и устной речи, правильно употреблять в речи части речи и их формы.

Обучающийся получит возможность научиться:

 производить морфологический разбор изучаемых самостоятельных частей речи (в объёме программы), пользуясь алгоритмом разбора в учебнике;

 наблюдать над словообразованием частей речи;

 замечать в устной и письменной речи речевые ошибки и недочёты в употреблении изучаемых форм частей речи.


Синтаксис

Обучающийся научится:

 различать предложение, словосочетание и слово;

 выделять предложения из потока устной и письменной речи, оформлять их границы;

 определять вид предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные) и по интонации (восклицательные и невосклицательные), правильно интонировать эти предложения; составлять такие предложения;

 различать понятия «члены предложения» и «части речи»;

 находить главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения (без деления на виды);  устанавливать при помощи вопросов связь между словами в предложении; отражать её в схеме;

 соотносить предложения со схемами, выбирать предложение, соответствующее схеме;

 различать распространённые и нераспространённые предложения, составлять такие предложения;

 отличать основу предложения от словосочетания; выделять в предложении словосочетания;

 разбирать предложение по членам предложения: находить грамматическую основу (подлежащее и сказуемое), ставить вопросы к второстепенным членам предложения, определять, какие из них поясняют подлежащее или сказуемое, или другие второстепенные члены, выделять из предложения словосочетания.


Обучающийся получит возможность научиться:

 устанавливать в словосочетании связь главного слова с зависимым при помощи вопросов;

 выделять в предложении основу и словосочетания;

 находить в предложении обращение (в начале, в середине, в конце);

 опознавать простое и сложное предложения, определять части сложного предложения;

 выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам, синтаксический), оценивать правильность разбора.

Орфография и пунктуация

Обучающийся научится:

— применять ранее изученные правила правописания, а также:

 непроизносимые согласные;

 разделительный твёрдый знак (ъ);

 непроверяемые гласные и согласные в корне слова, в том числе с удвоенными согласными (перечень см. в словаре учебника);

 гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках и суффиксах;

 мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (речь, брошь, мышь);  безударные родовые окончания имён прилагательных;

 раздельное написание предлогов и слитное написание приставок;

 раздельное написание частицы не с глаголами;

— подбирать примеры с определённой орфограммой;

— обнаруживать орфограммы по освоенным опознавательным признакам в указанных учителем словах (в объёме изучаемого курса);

— определять разновидности орфограмм и соотносить их с изученными правилами;

— применять разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, использование орфографического словаря;

— безошибочно списывать текст с доски и учебника (объёмом 65—70 слов);

— писать под диктовку текст (объёмом 55—60 слов) в соответствии с изученными правилами правописания;


— проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.

Обучающийся получит возможность научиться:

— применять правила правописания:

 соединительные о и е в сложных словах (самолёт, вездеход);

 е и и в суффиксах имён существительных (ключик — ключика, замочек — замочка);

 запятая при обращении;

 запятая между частями в сложном предложении;

 безударные родовые окончания имён прилагательных, глаголов в прошедшем времени; — при составлении собственных текстов использовать помощь взрослого или словарь, пропуск орфограммы.


Содержание учебного предмета.


Язык и речь- (2 ч).

Виды речи. Речь, её назначение. Речь — отражение культуры человека.

Язык, его назначение и его выбор в соответствии с целями и условиями общения.

Формирование представлений о языке как основе национального самосознания


Текст, предложение, словосочетание - (10 ч).

Признаки текста: смысловая связь предложений в тексте, законченность, тема, основная мысль.

Построение текста: вступление, основная часть, заключение.

Типы текстов: повествование, описание, рассуждение. Предложения по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные) и по интонации (восклицательные и невосклицательные)

Знаки препинания в конце предложений.

 Подлежащее и сказуемое — главные члены предложения. Второстепенные члены. Связь слов в предложении. Распространенные и нераспространенные предложения. Словосочетание. Связь слов в словосочетании. Главное и зависимое слово в словосочетании.

Для реализации этого содержания  обучающиеся 3 класса должны знать:

- типы текстов по цели высказывания и интонации

-  члены предложения: главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные;

уметь:

  • определять тему и основную мысль текста;

  • делить текст на части, соблюдать красную строку;

  • устанавливать связь между частями текста;

  • устанавливать связь между предложениями в каждой части текста;

  • озаглавливать текст с опорой на тему или его основную мысль;

  • устанавливать по вопросам связь между словами в предложении, вычленять словосочетания;

  • распознавать главное и зависимое слово в словосочетании;

  • производить синтаксический разбор предложений: определять их вид по цели высказывания и по интонации, выделять главные и второстепенные члены предложения, устанавливать связь между ними по вопросам;


Слово в языке и речи - (18 ч).

 Слово и его лексическое значение. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Синонимы. Антонимы. Омонимы (общее представление). Словосочетание как сложное название предмета. Устойчивые сочетания слов (фразеологизмы) (общее представление). Упражнение в распознавании изученных лексических групп слов в речи, выборе наиболее точного слова для выражения мысли. Работа со словарями учебника.

Имя существительное, местоимение, имя прилагательное, глагол. Имя числительное как часть речи (общее представление).

 Слово и слог. Гласные звуки. Буквы, обозначающие гласные звуки. Правописание слов с безударными гласными в корне слова и ударными гласными после шипящих. Согласные звуки. Буквы, обозначающие согласные звуки. Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком в корне слова. Мягкий знак (Ь) как показатель мягкости согласного звука. Разделительный (Ь) мягкий знак. Упражнение в правописании слов с изученными орфограммами. Перенос слов.                                                                       

Развитие речи. Подробное изложение с языковым анализом текста.



Состав слова- (14 ч).

Основа и окончание слова. Общее понятие о значимых частях слова — корне, приставке, суффиксе, окончании. Наблюдения над изменением формы слова с помощью окончаний и образованием слов с помощью приставок и суффиксов. Однокоренные слова и формы одного и того же слова (сопоставление). Распознавание орфограмм в разных частях слова и особенности проверки их написания. Способы проверки орфограмм в корне слова (сопоставление). Правописание парных звонких и глухих согласных. Распознавание орфограмм в разных частях слова и особенности проверки их написания. Способы проверки орфограмм в корне слова (сопоставление). Правописание проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова. Чередование согласных в корне слова: пеку— печь, лицо — личный, бег — бежать, верх — вершина, вязать — вяжет и др. Распознавание орфограмм в разных частях слова и особенности проверки их написания. Способы проверки орфограмм в корне слова (сопоставление). Правописание непроизносимых согласных в корне слова. Приставка как значимая часть слова. Правописание гласных и согласных в приставках о-, об-(обо-), от- (ото-), до-, по-, под- (подо-), про-, за-, на-, над-, в- (во-), с- (со-), вы-, пере-. Разделительный Ъ.

Знать:

  • части слова: корень, окончание, приставку, суффикс;

  • правила проверки корневых орфограмм;

Уметь:

  • производить разбор слов по составу: находить окончание, выделять корень, приставку, суффикс, основу;

  • подбирать однокоренные слова разных частей речи;

  • правильно писать слова с корневыми орфограммами: парная согласная, безударная гласная, непроизносимая согласная;

  • писать слова с разделительным Ъ;

  • правильно писать гласные и согласные в приставках.

Развитие речи.

  • интонационно правильно произносить предложения.


Правописание частей слова - (23 ч).

Общее представление o правописании слов c орфограммами в значимых частях слава.

Формирование умений ставить перед собой орфографическую задачу, определять пути её решения, решать её в соответствии c изученным правилом.

Формирование умений планировать учебные действия при решении орфографической задачи. Правописание слов c безударными гласными в корне.

Слова старославянского происхождения и их «следы» в русском языке.

Формирование уважительного отношения к истории языка.

Правописание слов c парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласными в корне.

Правописание слов c непроизносимыми согласными в корне.

Правописание слов c удвоенными согласными.

Правописание суффиксов и приставок.

Правописание приставок и предлогов.

Правописание слов c разделительным твёрдым знаком (ъ).

Знать:

 правила проверки корневых орфограмм;

Уметь:

 правильно писать слова с корневыми орфограммами: парная согласная, безударная гласная, непроизносимая согласная;

 писать слова с разделительным Ъ;

Развитие речи. Составление текста по репродукции картины. Изложение повествовательного деформированного текста по самостоятельно составленному плану. Составление объявления.


Части речи- (62 ч).

Части речи: имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол, предлог, частица не, союз (общее представление).

Имя существительное - (27 ч.)

Значение и употребление имён существительных в речи.

Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.

Представление об устаревших словах в русском языке.

Собственные и нарицательные имена существительные.

Правописание имён собственных.

Изменение имён существительных по числам.

Имена существительные, имеющие форму одного числа (салазки, мёд).

Имена существительные общего рода (первое представление).

Формирование навыка культуры речи: норм согласования (серая мышь, вкусная карамель, листва облетела и др.).

Мягкий знак (ь) после шипящих на конце имён существительных женского рода (рожь, тишь, вещь). Изменение имён существительных по падежам.

Определение падежа, в котором употреблено имя существительное.

Неизменяемые имена существительные.

Именительный падеж. Родительный падеж. Дательный падеж.

Винительный падеж. Творительный падеж.

Предложный падеж. Начальная форма имени существительного.

Морфологический разбор имени существительного.

Имя прилагательное - (15 ч.)

Лексическое значение имён прилагательных.

Обогащение словарного запаса именами прилагательными.

Связь имени прилагательного c именем существительным.

Роль имён прилагательных в тексте.

Синтаксическая функция имени прилагательного в предложении.

Изменение имён прилагательных по родам в единственном числе.

Зависимость рода имени прилагательного от формы рода имени существительного.

Родовые окончания имён прилагательных (-ый, -ой, -ая, -яя).

Изменение имён прилагательных по числам.

Зависимость формы числа имени прилагательного от формы числа имени существительного. Изменение имён прилагательных, кроме имён прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин, по падежам (первое представление). Зависимость падежа имени прилагательного от формы падежа имени существительного.

Начальная форма имени прилагательного.

Морфологический разбор имени прилагательного.

Местоимение - (4 ч.)

Личные местоимения 1-го, 2-го, 3-го лица.

Личные местоимения единственного и множественного числа.

Род местоимений 3-го лица единственного числа.

Изменение личных местоимений 3-го лица в единственном числе по родам.

Морфологический разбор местоимений.

Глагол- (15 ч.)

Значение и употребление в речи.

Изменение глаголов по числам.

Начальная (неопределённая) форма глагола. Глагольные вопросы что делать? и что сделать?

Изменение глаголов по временам. Род глаголов в прошедшем времени. Родовые окончания глаголов (-a, -o).

Правописание частицы не c глаголами. Морфологический разбор глагола.

Развитие речи. Подробное изложение по самостоятельно составленному плану, по опорным словам. Письмо по памяти.

Составление устного рассказа по серии картин. Сочинение по репродукции картины.

Составление текста-описания растения в научном стиле.

Сопоставление содержания и выразительных средств в искусствоведческом тексте и в репродукции картины. Составление текста-описания o животном по личным наблюдениям.

Составление сочинения-отзыва по репродукции картины.

Составление письма.

Составление текста по сюжетным рисункам.

Составление предложений c нарушенным порядком слов.

Знать:

 части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол, предлог;

Уметь:

 -распознавать части речи, их грамматические признаки (род, число, падеж имен существительных, род и число имен прилагательных, время и число глаголов);

 изменять имена существительные по числам;

 склонять в единственном числе имена существительные с ударными окончаниями;

 изменять имя прилагательное по родам и числам в соответствии с родом и числом существительного;

 изменять глагол по временам(простые случаи) и в прошедшем времени — по

Повторение изученного за год- (7 ч.)

Текст и предложение. Повествовательные, побудительные, вопросительные предложения. Состав слова. Правописание звонких, глухих, непроизносимых, двойных согласных, безударных гласных в корне слова. Разделительные ъ и ь. Части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол. 


Слова с непроверяемым написанием для изучения в 3 классе

Аккуратно, альбом, берег, вместе, вокруг, восемь, воскресенье, восток, вторник, гвоздика, герой, горох, желать, животное, завтрак, заря, здравствуй, интересный, картофель, квартира, килограмм, коллектив, коллекция, комната, компьютер, Красная площадь, Кремль, кровать, лагерь, лестница, овёс, овощи, огород, огурец, однажды, одуванчик, около, орех, песок, пирог, погода, помидор, понедельник, пороша, потом, поэт, праздник, приветливо, пшеница, пятница, ракета, растение, ромашка, рябина, самолёт, север, сирень, солдат, солома, среда, столица, трактор, трамвай, ужин, четверг, четыре, чёрный, чувство, шоссе.

Критерии и нормы оценки знаний обучающихся


Проверка орфографических и пунктуационных умений

(диктант)

Оценка «5» – нет ошибок и исправлений; работа написана аккуратно в соответствии с требованиями каллиграфии (возможно одно исправление графического характера).

Оценка «4» – допущено 1 - 2 орфографические ошибки; работа выполнена чисто, но есть небольшие отклонения от каллиграфических норм.

Оценка «3» – допущено 3 - 5 орфографических ошибок, работа написана небрежно.

Оценка «2» – допущено более 5 орфографических ошибок, работа написана неряшливо.

Ошибкой в диктанте следует считать:

-нарушение правил орфографии при написании слов;

-пропуск и искажение букв в словах;

-замену слов;

-отсутствие знаков препинания в пределах программы данного класса;

-неправильное написание слов, которые не проверяются правилом (изучаются в каждом классе).


За ошибку не считаются:

-ошибки на разделы орфографии и пунктуации, которые не изучались ранее;

-единичный пропуск точки в конце предложения, если первое слово следующего предложения написано с заглавной буквы;

-единичный случай замены одного слова без искажения смысла;

-неправильное написание одного слова (при наличии в работе нескольких таких слов) на одно и то же правило.

За одну ошибку в диктанте считаются:

-два исправления;

-две пунктуационные ошибки;

-повторение ошибок в одном и том же слове;

-2 негрубые ошибки.



Негрубыми ошибками считаются следующие:

-повторение одной и той же буквы в слове;

-недописанное слово;

-перенос слова, одна часть которого написана на одной строке, а вторая опущена;

-дважды записанное одно и то же слово в предложении.


Грамматическое задание

Для проверки степени понимания учащимися изучаемых грамматических явлений, умения производить простейший языковой анализ слов и предложений проводится выполнение грамматических заданий. Задания данного вида могут проводиться отдельно от контрольного диктанта и контрольного списывания или проводиться после диктанта (не более 4 видов грамматических разборов). В таком случае выставляются 2 отметки: за диктант и задание по отдельности.

Оценка «5» - выполнено без ошибок.

Оценка «4» - правильно выполнено не менее 3/4 заданий.

Оценка «3» - правильно выполнено не менее 1/2 заданий.

Оценка «2» - правильно выполнено менее 1/2 заданий.


Словарный диктант

Оценка «5» - выполнено без ошибок и исправлений.

Оценка «4» - допущена 1- 2 ошибки или 1 ошибка и 1-2 исправления.

Оценка «3» - допущены 2- 3 ошибки и 1 исправление.

Оценка «2» - допущено 4 и более ошибок.


Контрольное списывание

Контрольное списывание – способ проверки усвоенных орфографических и пунктуационных правил, сформированности умений и навыков.

Оценка «5» - выполнено без ошибок и исправлений.

Оценка «4» - допущены 1-2 исправления или 1 ошибка.

Оценка «3» - допущены 3-5 исправлений или 2 - 3 ошибки.

Оценка «2» - допущено 6 и более исправлений или 4 и более ошибок.




Тематический план с указанием количества часов

на освоение каждой темы


№ п/п

Наименование разделов

Кол-во часов

1

Язык и речь.

2

2

Текст. Предложение. Словосочетание.

10

3

Слово в языке и речи.

18

4

Состав слова.

14

5

Правописание частей слова

23

7

Части речи.

62

8

Повторение.

7


Итого:

136






№ п/п

Разделы и темы уроков

Кол-во часов

№ урока

Дата прохождения темы урока

Примечание


Раздел 1. Язык и речь.

2 ч




1

Наша речь. Виды речи.

1

1



2

Наш язык.

1

2




Раздел 2. Текст. Предложение. Словосочетание.

10 ч




3

Текст. Типы текстов.

1

1



4

Предложение. Виды предложений по цели высказывания.

1

2



5

Виды предложений по интонации.

1

3



6

Предложения с обращением.

1

4



7

Главные и второстепенные члены предложения.

1

5



8

Главные и второстепенные члены предложения.

1

6



9

Простое и сложное предложение.

1

7



10

Простое и сложное предложение.

1

8



11

Словосочетание.

1

9



12

Административная (входная ) контрольная работа.

1

10




Раздел 3. Слово в языке и речи.

18 ч.




13

Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова.

1

1



14

Синонимы и антонимы.

1

2



15

Омонимы.

1

3



16

Слово и словосочетание.

1

4



17

Фразеологизмы.

1

5



18

Развитие речи. Обучающее изложение по вопросам.

1

6



19

Части речи.

1

7



20

Имя существительное.

1

8



21

Имя прилагательное.

1

9



22

Глагол.

1

10



23

Что такое имя числительное?

1

11



24

Однокоренные слова.

1

12



25

Звуки и буквы. Гласные звуки.

1

13



26

Звуки и буквы. Согласные звуки.

1

14



27

Звонкие и глухие согласные звуки. Разделительный мягкий знак.

1

15



28

Развитие речи. Обучающее изложение по вопросам.

1

16



29

Обобщение изученного. Проект «Рассказ о слове».

1

17



30

Контрольный диктант № 1 по теме «Слово в языке и речи».

1

18




Раздел 4. Состав слова.

14 ч.




31

Анализ диктанта и работа над ошибками. Что такое корень слова? Как найти в слове корень?

1

1



32

Сложные слова.

1

2



33

Что такое окончание? Как найти в слове окончание?

1

3



34

Окончание слова.

1

4



35

Что такое приставка? Как найти в слове приставку?

1

5



36

Значения приставок.

1

6



37

Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс?

1

7



38

Значения суффиксов.

1

8



39

Развитие речи. Сочинение по картине А.А. Рылова «В голубом просторе».

1

9



40

Что такое основа слова?

1

10



41

Обобщение изученного о составе слова.

1

11



42

Контрольный диктант № 2 по теме «Состав слова».

1

12



43

Развитие речи. Обучающее изложение по составленному плану.

1

13



44

Проект «Семья слов»

1

14




Раздел 5. Правописание частей слова.

23 ч.




45

В каких значимых частях слова есть орфограммы. Правописание слов с безударными гласными.

1

1



46

Правописание слов с безударными гласными в корне.

1

2



47

Правописание слов с безударными гласными в корне.

1

3



48

Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне.

1

4



49

Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне.

1

5



50

Развитие речи. Обучающее изложение по коллективно составленному плану.

1

6



51

Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне слова.

1

7



52

Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне слова.

1

8



53

Правописание слов с удвоенными согласными.

1

9



54

Правописание слов с удвоенными согласными

1

10



55

Развитие речи. Сочинение по картине В.М. Васнецова «Снегурочка».

1

11



56

Контрольный диктант № 3 по теме «Правописание корней слов».(Административный)

1

12



57

Правописание суффиксов и приставок.

1

13



58

Правописание суффиксов и приставок.

1

14



59

Контрольное списывание № 1.

1

15



60

Правописание приставок и предлогов.

1

16



61

Правописание приставок и предлогов.

1

17



62

Правописание слов с разделительным твердым знаком.

1

18



63

Разделительный твёрдый и мягкий знаки.

1

19



64

Разделительный твёрдый и мягкий знаки.

1

20



65

Разделительный твёрдый и мягкий знаки.

1

21



66

Проект «Составляем орфографический словарь».

1

22



67

Контрольный диктант № 4 по теме «Правописание частей слова».

1

23




Раздел 6. Части речи.

62 ч.




68

Анализ диктанта и работа над ошибками.Части речи.

1

1




Имя существительное (27 ч.)





69

Значение и употребление имен существительных в речи.

1

1



70

Значение и употребление имен существительных в речи.

1

2



71

Одушевленные и неодушевленные имена существительные.

1

3



72

Развитие речи. Обучающее изложение по коллективно составленному плану.

1

4



73

Собственные и нарицательные имена существительные.

1

5



74

Проект «Тайна имени»

1

6



75

Число имен существительных.

1

7



76

Число имен существительных.

1

8



77

Род имен существительных.

1

9



78

Род имен существительных.

1

10



79

Мягких знак на конце имен существительных после шипящих.

1

11



80

Мягких знак на конце имен существительных после шипящих

1

12



81

Развитие речи. Обучающее изложение по данному тексту.

1

13



82

Контрольный диктант № 5 по теме «Имя существительное».

1

14



83

Анализ диктанта и работа над ошибками. Склонение имен существительных.

1

15



84

Падеж имен существительных.

1

16



85

Развитие речи. Сочинение по картине И.Я. Билибина «Иван-царевич и лягушка-квакушка».

1

17



86

Именительный падеж.

1

18



87

Родительный падеж.

1

19



88

Дательный падеж.

1

20



89

Винительный падеж.

1

21



90

Творительный падеж.

1

22



91

Предложный падеж.

1

23



92

Развитие речи. Обучающее изложение по самостоятельно составленному плану.

1

24



93

Обобщение изученного. Проект «Зимняя страничка».

1

25



94

Развитие речи. Сочинение по картине К.Ф. Юона «Конец зимы. Полдень».

1

26



95

Контрольный диктант № 6 по теме «Правописание падежных окончаний имен существительных».

1

27




Имя прилагательное (15 ч.).





96

Анализ диктанта и работа над ошибками. Значение и употребление имен прилагательных в речи.

1

1



97

Контрольное списывание № 2.

1

2



98

Роль прилагательных в тексте.

1

3



99

Текст-описание. Отзыв по картине М.А. Врубеля «Царевна-Лебедь»

1

4



100

Род имен прилагательных.

1

5



101

Изменение имен прилагательных по родам.

1

6



102

Изменение имен прилагательных по родам.

1

7



103

Контрольный диктант № 7 по теме «Имя прилагательное».

1

8



104

Анализ диктанта и работа над ошибками. Число имен прилагательных.

1

9



105

Число имен прилагательных.

1

10



106

Изменение имен прилагательных по падежам.

1

11



107

Изменение имен прилагательных по падежам.

1

12



108

Обобщение изученного.

1

13



109

Отзыв по картине А.А. Серова «Девочка с персиками».

1

14



110

Проект «Имена прилагательные в загадках».

1

15




Местоимение (4 ч.)





111

Личные местоимения.

1

1



112

Изменение личных местоимений по родам.

1

2



113

Местоимение.

1

3



114

Развитие речи. Обучающее изложение по коллективно составленному плану.

1

4




Глагол (15 ч.).





115

Значение и употребление глаголов в речи.

1

1



116

Значение и употребление глаголов в речи.

1

2



117

Итоговая комплексная работа. Неопределенная форма глаголов.

1

3



118

Неопределенная форма глаголов

1

4



119

Число глаголов.

1

5



120

Времена глаголов.

1

6



121

Времена глаголов. 2-е лицо глаголов.

1

7



122

Изменение глаголов по временам.

1

8



123

Изменение глаголов по временам.

1

9



124

Род глаголов в прошедшем времени.

1

10



125

Правописание частицы не с глаголами.

1

11



126

Контрольное списывание № 3.

1

12



127

Обобщение изученного.

1

13



128

Обобщение изученного.

1

14



129

Административный итоговая контрольная работа.

1

15




Раздел 7. Повторение.

7 ч.




130

Части речи.


1



131

Обобщение изученного о словах. предложениях.


2



132


Правописание окончаний имен прилагательных.


3



133

Правописание приставок и предлогов.


4



134

Правописание безударных гласных.


5



135

Правописание значимых частей слов.


6



136

КВН «Знатоки русского языка».


7





22



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!