Пояснительная записка
Данная рабочая программа по географии разработана в соответствии с
Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2012 года « Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ;
Приказами Министерства образования и науки Российской Федерации
-от 17.12.2010 года №1897 « Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
- 31.12.2015 г. №1577 « О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17декабря 2010 г. №1897»;
Уставом Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Пржевальская средняя школа Демидовского района Смоленской области;
Основной образовательной программой основного общего образования ОУ (ФГОС)
УМК
Учебник: Пятунин В.Б., Таможняя Е.А. География. 8 класс. Природа и Население. – М.: Вентана-Граф, 2010.
Атлас и контурные карты:
Атлас: География России. Природа и население. 8 класс. Изд-во ДИК Дрофа, 2010.
Контурные карты: России. Природа и население. 8 класс. Изд-во ДИК Дрофа, 2010.
Методические пособия для учителя:
Пятунин В.Б., Таможняя Е.А. География. Примерное поурочное планирование. – М.: Вентана-Граф, 2009.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Предметная компетенция:
-использовать основные средства и методы получения географической информации и осознания предмета изучения географии России
- находить информацию (в сети Интернет, энциклопедиях, справочниках);
- Личностная компетенция:
- осознание ценности географического знания как важнейшего компонента научной картины мира;
- формирование устойчивых установок социально- ответственного поведения в географической среде- среде обитания всего живого, в том числе и человека;
Метапредметная компетенция:
- вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу;
- организовывать свою жизнь в соответствии с общественно - значимыми представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия и культуры, социального взаимодействия;
Территория России
Предметная компетенция:
- определять часовые пояса, поясное время, виды и типы границ;
- формировать представления об административно- территориальном устройстве России; истории освоения и изучения территории России; геологических эрах, тектонических структурах; внутренних водах, растительном и животном мире; природных зонах России;природно - хозяйственных зонах; уровнях ПТК, физико - географических районах России;
- выявлять факторы, определяющие климат России; почвообразования, свойства почв;
- устанавливать взаимосвязь между ГП и другими компонентами природы;
Личностная компетенция:
- освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в процессе учения;
- осознание ценности географического знания как важнейшего компонента научной картины мира;
- формирование уважительного отношения к мнению других.
Метапредметная компетенция:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- получить основные пространственные знания о своей стране, для осознания её относительно других стран мира;
- знание основных природных процессов, происходящих на территории страны, для выбора своего места жительства;
- анализировать полученную информацию;
- целесообразность антропогенного вмешательства в естественную среду;
Природа России
Предметная компетенция:
- формировать представление о природных ресурсах и природно - ресурсном потенциале страны;
Личностная компетенция:
- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях;
- освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в процессе учения;
- развитие интереса культуре разных народов, толерантного отношения к людям другой расовой принадлежности;
Метапредметная компетенция:
-формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
- объяснять влияние природного фактора на развитие общества;
- прогнозировать объем пополнения и истощения ресурсов;
- освоение форм рефлексии (самоконтроля, самоанализа, саморегуляции, самооценки)
Население России
Предметная компетенция:
- формировать представления о возрастном и половом составе населения, средней продолжительности жизни; народах, языковых семьях и группах, основных религиях; урбанизации, городских агломерациях;
- различать виды миграций, трудовые ресурсы, экономически активное население, занятость;
- владеть информацией о численности населения России, факторах, на неё влияющих;
Личностная компетенция:
- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях;
- освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в процессе учения;
- развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.
Метапредметная компетенция:
-формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
- описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
- находить в разных источниках и анализировать информацию;
- ориентироваться в социальных процессах, явлениях;
- владение простейшей экономической и социальной грамотностью для адаптации в социуме
- организовывать свою жизнь в соответствии с общественно- значимыми представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия и культуры, социального взаимодействия;
Природный фактор в развитии России
Предметная компетенция:
- формировать представления об основных типах природопользования; рациональном природопользовании и воспроизводстве природных ресурсов
- давать оценку природно- ресурсному потенциалу страны, его хозяйственную оценку и значение для развития экономики;
- объяснять особенности размещения и потребления разных видов природных ресурсов на территории страны.
Личностная компетенция:
- осознание причастности себя к сохранению природы на локальном уровне;
- освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- формировать чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к её природе, сопричастности к её истории и культуре, в желании участвовать в делах и событиях современной российской жизни.
- самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения
- формирование бережного отношения к природным богатствам.
Метапредметная компетенция:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
II.Содержание программы
№ п/п | Наименование разделов, тем | Кол-во часов | В том числе из них: |
Практических работ |
1 | Раздел 1. Географическое положение и формирование государственной территории России. | 13 | 3 |
1.1 | Географическое положение России. | 9 | 2 |
1.2 | История заселения, освоения и исследования территории России. | 4 | 1 |
2 | Раздел 2. Природа России. | 35 | 9 |
2.1 | Рельеф, геологическое строение и минеральные ресурсы. | 6 | 1 |
2.2 | Климат и агроклиматические ресурсы. | 6 | 1 |
2.3 | Внутренние воды и водные ресурсы. | 6 | 2 |
2.4 | Почвы и почвенные ресурсы. | 3 | 1 |
2.5 | Растительный и животный мир. Биологические ресурсы. | 3 | 1 |
2.6 | Природные различия на территории России. | 11 | 3 |
3 | Раздел 3. Население России. | 10 | 3 |
4 | Раздел 4. Природный фактор развития России. | 4 | 0 |
5 | Резерв времени | 2 | 0 |
| Всего: | 68 | 15 |
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Тема урока | Количество часов | Дата по плану | Дата по факту |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Раздел 1. Географическое положение и формирование государственной территории России.(13) |
Географическое положение России.(9) |
1 | Цели и задачи изучения курса «География России». Географическое положение и его виды. | 1 | | |
2 | Размеры территории и природно-географическое положение России | 1 | | |
3 | Экономико-географическое и транспортно-географическое положение России | 1 | | |
4 | Геополитическое, этнокультурное и эколого-гео Пр.р.№1 Обозначение объектов, характеризующих географическое положение России, на контурной карте графическое положение России | 1 | | |
5 | Государственная территория России. Типы российских границ. | 1 | | |
6 | Сухопутные и морские границы России. | 1 | | |
7 | Различия во времени на территории России Пр.р.№2 Решение задач на определение поясного времени различия во времени на территории России. | 1 | | |
8 | Административно-территориальное устройство РФ. | 1 | | |
9 | Урок обобщения и повторения темы «Географическое положение России» Входящий контроль | 1 | | |
История заселения, освоения и исследования территории России.(4) |
10 | Заселение и освоение территории России в IX – XVII вв. | 1 | | |
11 | территории России в XVIII – XIX Заселение и хозяйственное освоение вв. | 1 | | |
12 | Географическое исследование территории России в XVIII – XIX вв. | 1 | | |
13 | Территориальные изменения и географическое изучение России в XX в. Пр.р.№3 Составление аннотации какого-либо из источников географической информации об истории о освоения и | 1 | | |
|
14 | Образование Смоленщины. Особенности физико-географического положения. | 1 | | |
Рельеф, геологическое строение и минеральные ресурсы.(6) |
15 | Геологическая история. | 1 | | |
16 | Развитие земной коры. Минералы и породы. | 1 | | |
17 | Рельеф и полезные ископаемые Пр работа №4выявлениеение зависимости между тектоническим строением, расположением крупных форм рельефа и размещением месторождений полезных ископаемых. | 1 | | |
18 | Зависимость рельефа от внешних геологических процессов. | 1 | | |
19 | Литосфера. Рельеф. Человек. | 1 | | |
20 | Повторение и обобщение темы. | 1 | | |
21 | Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые Смоленщины. | 1 | | |
Климат и агроклиматические ресурсы.(6) |
22 | Условия формирования климата. | 1 | | |
23 | Движение воздушных масс. Синоптические карты и прогноз погоды. | 1 | | |
24 | Закономерности распределения тепла и влаги. | 1 | | |
25 | Климатические пояса и типы климатаПр.р.№5 Определение по картам закономерностей распределения основных климатических показателей по территории страны. | 1 | | |
26 | Климат и человек. Адаптация человека к климату. | 1 | | |
27 | Повторение и обобщение темы. | 1 | | |
28 | Климат Смоленщины. | 1 | | |
Внутренние воды и водные ресурсы.(6) |
29 | Состав внутренних вод. Реки и их зависимость от рельефа. | 1 | | |
30 | Зависимость речной сети от климата. Пр.р.№6 Составление природно-хозяйственной характеристики реки. | 1 | | |
31 | Другие виды внутренних вод. | 1 | | |
32 | Многолетняя мерзлота. | | | |
33 | Воды и человек водные ресурсы и их оценкаПр.р.№7 Выявление экологических проблем внутренних вод своей местности. | 1 | | |
34 | Повторение и обобщение темы. | 1 | | |
35 | Внутренние воды Смоленщины. | 1 | | |
Почвы и почвенные ресурсы.(3) |
36 | Почва как особое природное образование. | 1 | | |
37 | Главные типы почв и их размещение по территории России. | 1 | | |
38 | Почвенные ресурсы. Почвы и человек. Пр.р.№8 Составление характеристики одного из зональных типов почв. | 1 | | |
Растительный и животный мир. Биологические ресурсы.(3) |
39 | Растительный и животный мир. | 1 | | |
40 | Биологические ресурсы Пр.р.№9 Установление зависимостей растительного и животного мира от других компонентов природы. | 1 | | |
41 | Повторение и обобщение тем. | 1 | | |
Природные различия на территории России.(11) |
42 | Природные комплексы. | 1 | | |
43 | Природное районирование. Природные зоны. | 1 | | |
44 | Северные безлесные природные зоны. | 1 | | |
45 | Лесные зоны. Тайга. | 1 | | |
46 | Смешанные и широколиственные леса. | 1 | | |
47 | Южные безлесные зоны. | 1 | | |
48 | Высотная поясность Пр.р.№10 Составление сравнительной характеристики двух горных районов страны. | 1 | | |
49 | Моря как крупные природные комплексы. | 1 | | |
50 | Природно-хозяйственное различие морей Пр.р.№11 Составление характеристики одного из морей России по типовому плану. | 1 | | |
51 | Особо охраняемые территории России. | 1 | | |
52 | Повторение и обобщение темы Пр.р.№12 Оценка природных условий и ресурсов природной зоны. | 1 | | |
53 | Национальный парк «Смоленское Поозерье» | 1 | | |
Раздел 3. Население России.(10) |
54 | Численность и воспроизводство населения России Пр.р.№13 Определение и сравнение показателей естественного прироста населения. | 1 | | |
55 | Половой и возрастной состав населения. Средняя продолжительность жизни. | 1 | | |
56 | Этнический состав населения Пр.р.№14 Определение крупных народов и особенностей их размещения по территории. | 1 | | |
57 | Культурно-исторические особенности народов России. География основных религий. | 1 | | |
58 | Особенности урбанизации в России. Городское население. | 1 | | |
59 | Сельские поселения. Особенности расселения сельского населения. | 1 | | |
60 | Миграции населения России. | 1 | | |
61 | Размещение населения России. Выявление закономерностей размещения населения России. | 1 | | |
62 | Занятость населения Пр.р.№15 Определение тенденций изменения доли занятых в сферах современного хозяйства. | 1 | | |
63 | Промежуточная аттестация. | 1 | | |
Раздел 4. Природный фактор развития России.(4) |
64 | Влияние природы на развитие общества. | 1 | | |
65 | Природные ресурсы. | 1 | | |
66 | Природно-ресурсный потенциал России. | 1 | | |
67 | Повторение материала | 1 | | |
68 | Итоговый урок за курс 8 класса. | 1 | | |