РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
для детей с РАС, вариант 8.4
«Окружающий природный мир»
1 дополнительный класс
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы для детей с РАС в соответствии с ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ.
Цели образовательно-коррекционной работы с учетом специфики учебного предмета:
Изучение курса «Окружающий природный мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
– формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
– формирование бережного отношения к богатствам природы и общества, навыков экологически и нравственно обоснованного поведения в природной и социальной среде
– духовно-нравственное развитие и воспитание личности.
Общая характеристика учебного предмета:
Учебный курс «Окружающий природный мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за её стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, во внеурочной деятельности.
В программе выделяются следующие основные задачи:
- формировать первоначальные представления о природе, объектах и явлениях живой и неживой природы;
- создавать условия для возникновения речевой активности детей и использования усвоенного речевого материала в быту, на уроках-занятиях, в играх, в самообслуживании и в повседневной жизни;
- обеспечивать необходимую мотивацию речи посредством создания ситуаций общения, поддерживать стремление к общению;
- формировать и расширять словарный запас, связанный с содержанием эмоционального, бытового, предметного, игрового, трудового опыта;
- учить задавать вопросы, строить простейшие сообщения и побуждения (то есть пользоваться различными типами коммуникативных высказываний);
- знакомить с функциональными свойствами объектов в процессе наблюдения и практического экспериментирования;
- формировать представления о явлениях природы, сезонных и суточных изменениях (лето, осень, зима, весна, день, ночь);
- формировать элементарные экологические представления (люди, растения и животные; строение тела, способ передвижения, питание);
- развивать сенсорно-перцептивные способности учащихся: учить выделять знакомые объекты из фона зрительно, тактильно и на вкус (исходя из целесообразности и безопасности);
- закреплять полученные представления в процессе различных видов доступной учащимся социально-бытовой деятельности;
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане
На изучение курса отведено 66 часов, 2 часа в неделю, 33 учебные недели.
Личностные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета
В соответствии с требованиями ФГОС для детей, обучающихся по варианту 8.4, результативность обучения каждого ребенка оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения образовательных программ представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся.
Планируемые результаты изучения учебного курса
Физические характеристики персональной идентификации:
- определяет свои внешние данные (цвет глаз, волос, рост и т.д.);
- определяет состояние своего здоровья;
Гендерная идентичность
- определяет свою половую принадлежность (без обоснования);
Возрастная идентификация
- определяет свою возрастную группу (ребенок, подросток, юноша), с помощью определяет принадлежность к определенной возрастной группе близких родственников и знакомых.
«Чувства, желания, взгляды»
различает эмоции людей на картинках;
- показывает эмоции людей по инструкции с опорой на картинки.
«Социальные навыки»
- учится устанавливать и поддерживать контакты;
- пользуется речевыми и жестовыми формами взаимодействия для установления контактов, разрешения конфликтов;
- использует элементарные формы речевого этикета;
- охотно участвует в совместной деятельности (сюжетно-ролевых играх, инсценировках, хоровом пении, танцах и др., в создании совместных панно, рисунков, аппликаций, конструкций и поделок и т. п.);
Мотивационно – личностный блок
- принимает новые знания (на начальном уровне);
- отзывается на просьбы о помощи.
Биологический уровень
- формирование социально-приемлемого поведения по информированию окружающих о дискомфорте, вызванном внешними факторами (температурный режим, освещение и. т.д.)
- формирование социально-приемлемого поведения по информированию окружающих об изменениях в организме (заболевание, ограниченность некоторых функций и т.д.)
Осознает себя в следующих социальных ролях:
- формирует представление о себе, как об участнике семейно – бытовых отношений;
Развитие мотивов учебной деятельности:
- проявляет мотивацию благополучия (желает заслужить одобрение, получить хорошие отметки);
- стремление к формированию мотивации к обучению через социальную похвалу.
Ответственность за собственное здоровье, безопасность и жизнь
- формирование причинно-следственных связей в отношении собственного поведения;
Ответственность за собственные вещи
- осознает ответственность, связанную с сохранностью его вещей: одежды, игрушек, мебели в собственной комнате;
Экологическая ответственность
- не мусорит на улице;
- не ломает деревья;
Формирование эстетических потребностей, ценностей, чувств:
- воспринимает и наблюдает за окружающими предметами и явлениями, рассматривает или прослушивает произведений искусства;
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками:
- принимает участие в коллективных делах и играх;
- принимать и оказывать помощь.
Планируемые предметные результаты:
узнавать изученные объекты и явления неживой и живой природы;
• сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;
• использовать различные источники для получения разного рода информации, опираясь на сохранные анализаторы;
• понимать необходимость соблюдения правил безопасного поведения на улице, в лесу;
• контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
• осознавать свою неразрывную связь с природой;
• проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договорённости и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками участвовать в коллективной коммуникативной деятельности;
• определять общую цель в совместной деятельности и пути её достижения, договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Планируемые результаты сформированности базовых учебных действий
Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся:
- входить и выходить из учебного помещения со звонком;
- ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения), пользоваться учебной мебелью;
- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);
- организовывать рабочее место;
- принимать цели и произвольно включаться в деятельность;
- следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
- передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения
Формирование учебного поведения:
1) направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание):
- фиксирует взгляд на звучащей игрушке;
- фиксирует взгляд на яркой игрушке;
- фиксирует взгляд на движущей игрушке;
- переключает взгляд с одного предмета на другой;
- фиксирует взгляд на лице педагога с использованием утрированной мимики;
- фиксирует взгляд на лице педагога с использованием голоса;
- фиксирует взгляд на изображении;
- фиксирует взгляд на экране монитора.
2) умение выполнять инструкции педагога:
- понимает жестовую инструкцию;
- понимает инструкцию по инструкционным картам;
- понимает инструкцию по пиктограммам;
- выполняет стереотипную инструкцию (отрабатываемая с конкретным учеником на данном этапе обучения).
3) использование по назначению учебных материалов:
- бумаги; цветной бумаги; пластилина, карандаша
4) умение выполнять действия по образцу и по подражанию:
- выполняет действие способом рука – в - руке;
- подражает действиям, выполняемы педагогом;
- последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога;
- выполняет действия с опорой на картинный план с помощью педагога.
Формирование умения выполнять задание:
1) в течение определенного периода времени:
- способен удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 3-4 мин.
2) от начала до конца:
- при организующей, направляющей помощи способен выполнить посильное задание от начала до конца.
3) с заданными качественными параметрами:
- ориентируется в качественных параметрах задания в соответствии с содержанием программы обучения по предмету, коррекционному курсу.
Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д:
- ориентируется в режиме дня, расписании уроков с помощью педагога;
выстраивает алгоритм предстоящей деятельности (словесный или наглядный план) с помощью педагога.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
№ | Наименование разделов ,тем программ | Кол-во часов по разделу |
Золотая осень |
| Человек и природа | 1 |
| «Осень, в гости просим!» Беседа, рассмотрение картин | 2 |
| Одежда и обувь человека осенью. Одень куклу на прогулку | 2 |
| «Что нам осень принесла?» Овощи. (Огурец) Фрукты. Грибы. | 2 2 1 |
Природа осенью |
| Какие бывают растения? Части дерева (лист) (рисование, аппликации) | 2 |
| Явления природы: дождь, листопад (Составление гербария) | |
| А кто такие птички? (домашние и дикие) Перелетные и неперелетные птицы. | 2 |
| Занятия и труд людей осенью | 1 |
| Обобщающий урок «В гости к осени» | 1 |
| В мире животных | 1 |
| Сравнение зверей и птиц | 1 |
| «Здравствуй, зимушка-зима!» | 2 |
| Одежда и обувь человека зимой | 1 |
| Зимние явления природы (снег, метель, лед) | 1 |
| Зимние забавы | 2 |
| Что делают растения зимой? Елка | 1 |
| Новый год. Изготовление украшений на елку. | 3 |
| Животные и птицы зимой | 1 |
| Дикие животные. Заяц, волк. | 2 |
| Домашние животные. Кошка и собака. Уход. | 2 |
| Обобщающий урок «Зима» Что бывает зимой? | 1 |
Природа и человек |
| Природа и рукотворный мир | 1 |
| Из чего что сделано? Дерево Ткань Резина | 3 |
| Воздух и вода. Значение для человека и животных. | 2 |
| Весна, пришла! | |
| Явления природы: солнце, ветер | 1 |
| Оживает все кругом! | 2 |
| Одежда и обувь весной | 1 |
| Растения весной. Части растений (лист, ветки). Комнатные растения. Уход. | 2 |
| Животные весной | 2 |
| В гости к Мухе-Цокотухе | 2 |
| Труд людей весной | 1 |
| В саду и в огороде | 1 |
Повторение |
| Обобщающий урок "Весна пришла!" | 1 |
| Части суток. День-ночь | 2 |
| Закрепление по теме "Животные" | 2 |
| Закрепление по теме "Птицы" | 1 |
| Закрепление по теме "Растения" | 1 |
| Закрепление по теме "Явления природы" | 1 |
| Скоро лето! | 1 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Тема урока | Кол-во | Планируемые результаты |
| | | Личностные | Предметные | Базовые учебные действия |
1 четверть(16 часов) |
| Человек и природа | 1 | Проявляет интерес к окружающим предметам | Элементарные представления об объектах и явлениях окружающей природы | Понимать словесную (жестовую) инструкцию |
| «Осень, в гости просим!» Беседа, рассмотрение картин | 2 | Принятие и освоение социальной роли обучающегося | Совместно с учителем отбирать картинки с изображением осени | Выполняет действие способом рука – в - руке |
| Одежда и обувь человека осенью. Выбор нужного предмета, картинки из представленных (одеть куклу или себя на прогулку) | 2 | Проявляет собственные чувства | Показывает и берет предмет одежды, называемый учителем | Выполняет действие по инструкции совместно с учителем |
| «Что нам осень принесла?» Овощи. Фрукты. Грибы. | 2 2 1 | Готовность к сотрудничеству | Умение наблюдать за действиями педагога | Выполняет стереотипную инструкцию |
| Какие бывают растения? Части дерева (лист) (рисование, аппликации) | 2 | Интерес к совместной деятельности | Рассматривает лист, раскрашивает | Фиксировать взгляд на объекте, использовать предметы по назначению |
| Явления природы: дождь, листопад(Составление гербария) | 2 | Проявляет интерес к совместной деятельности | наблюдать изменения в природе | Фиксировать взгляд на объекте, использовать предметы по назначению. |
| А кто такие птички? (домашние и дикие) Перелетные и неперелетные птицы. | 2 1 | Готовность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками | Умение рассматривать иллюстрации | Выполняет стереотипную инструкцию |
2 четверть(16 часов) |
| Занятия и труд людей осенью | 1 | Формирование личностных качеств: трудолюбие, усидчивость | Умение рассматривать иллюстрации, развитие зрительного восприятия. | выполняет стереотипную инструкцию по подражанию. |
| Обобщающий урок "В гости к осени" | 1 | Произвольно воспринимает информацию | Проводить наблюдения | Выполняет стереотипную инструкцию |
| В мире животных | 2 | Принятие и освоение социальной роли обучающегося | Развитие восприятия при рассматривании иллюстраций | Выполняет стереотипную инструкцию |
| Сравнение зверей и птиц | 1 | Формирование личностных качеств: трудолюбие, усидчивость | Умение рассматривать картинки в книге, на мониторе | Выполняет стереотипную инструкцию |
| "Здравствуй, зимушка-зима!" | 2 | Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности | Умение рассматривать картинки в книге, на мониторе | Проводить несложные наблюдения в окружающей среде |
| Одежда и обувь человека зимой | 2 | Формирование бережного отношения к материальным ценностям. | Умение рассматривать картинки, изображения на мониторе | Фиксировать взгляд на объекте, использовать предметы по назначению |
| Зимние явления природы (снег, метель, лед) | 1 | Формирование адекватной оценки своих достижений. | Узнавать изученные природные объекты. | Проводить несложные наблюдения в окружающей среде |
| Зимние забавы | 2 | Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. | Умение рассматривать картинки, изображения на мониторе | Подражает действиям |
| Что делают растения зимой? Ёлка | 1 | Мотивация учебной деятельности | Узнавать и выделять объект (ёлка) среди 2-3х совместно с учителем | Принимать помощь |
| Новый год Изготовление украшений на елку. | 3 | Готовность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками | Умение рассматривать иллюстрации, развитие зрительного восприятия | Фиксировать взгляд на объекте, использовать предметы по назначению |
3 четверть(18 часов) |
| Животные и птицы зимой | 1 | Адекватная мотивация учебной деятельности | Узнавать изученные объекты. | Принимать помощь, выполнять действие способом рука в руке. |
| Дикие животные. Заяц, волк. | 2 | Формирование адекватной оценки своих достижений. | Узнавать изученных животных | Выполняет стереотипную инструкцию по подражанию |
| Домашние животные. Кошка и собака. Уход. | 2 | Формирование адекватной оценки своих достижений. | Узнавать и определять объекты окружающей действительности | Выполняет стереотипную инструкцию по подражанию |
| Комнатные растения. Уход. | 1 | Мотивация учебной деятельности. | Научатся распознавать комнатные растения. | Фиксировать взгляд на объекте, использовать предметы по назначению |
| Обобщающий урок "Зима" Что бывает зимой? | 1 | Мотивация учебной деятельности | Упражнять в изображении погодных явлений по подражанию с помощью имитационных действий: | Выполняет стереотипную инструкцию |
| Природа и рукотворный мир | 2 | Мотивация учебной деятельности | Различать объекты природы и рукотворного мира | Умение вступать в контакт |
| Из чего что сделано? Дерево Ткань Резина | 3 | Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. | Развитие восприятия при рассматривании иллюстраций | Фиксировать взгляд на объекте, использовать предметы по назначению |
| Воздух и вода. Значение для человека и животных. | 2 | Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. | Усвоить, что чистый воздух и вода – одно из главных богатств Земли, которые необходимо охранять | Узнавать объекты окружающей природы. |
| Явления природы: солнце, ветер | 1 | Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. | Узнавать изученные природные объекты. | Узнавать объекты окружающей природы. |
| Оживает все кругом! (весна) | 2 | Ценностное отношение к миру. | Наблюдать за природой | Выполнять стереотипную инструкцию с помощью педагога |
| Одежда и обувь весной | 1 | Формирование бережного отношения к материальным ценностям. | Узнавать и выделять предметы одежды среди 2-3х совместно с учителем | Фиксировать взгляд на объекте, использовать предметы по назначению |
4 четверть(16 часов) |
| Растения весной. Части растений (лист, ветки) | 1 | Проявлять собственные чувства, желания, познавательную активность | Умение работать с пиктограммами по теме «растения» | Узнавать объекты окружающей природы |
| Животные весной | 2 | Проявлять интерес к природе | Различать живые объекты природы (звери) на пиктограммах | Узнавать объекты окружающей природы. |
| В гостях у Мухи- Цокотухи (насекомые) | 2 | Проявлять интерес к природе | Умение отличать насекомых от животных (узнавание) | Выполняет действие способом рука – в - руке |
| Труд людей весной | 1 | Формирование личностных качеств: трудолюбие, усидчивость | Умение рассматривать иллюстрации, развитие зрительного восприятия | Выполняет стереотипную инструкцию по подражанию |
| В саду и в огороде | 1 | Проявлять интерес к природе | Умение слушать и подражать | Узнавать знакомые объекты окружающей природы |
| Обобщающий урок "Весна пришла!" | 1 | Проявлять интерес к природе | Умение рассматривать иллюстрации, развитие зрительного восприятия | Выполняет действие способом рука – в - руке |
| Части суток. День-ночь | 2 | Доброжелательность и эмоционально – нравственная отзывчивость. | Умение рассматривать иллюстрации, развитие зрительного восприятия при выделении изучаемого объекта | выполнять стереотипную инструкцию с помощью педагога |
| Закрепление по теме "Животные" | 2 | Ценностное отношение к миру | Умение рассматривать иллюстрации, развитие зрительного восприятия | Выполняет действие способом рука – в - руке |
| Закрепление по теме "Птицы" | 1 | Ценностное отношение к миру | Умение рассматривать иллюстрации, развитие зрительного восприятия | Выполняет действие способом рука – в - руке |
| Закрепление по теме "Растения" | 1 | Ценностное отношение к миру. | Умение рассматривать иллюстрации, развитие зрительного восприятия | Выполняет действие способом рука – в - руке |
| Закрепление по теме "Явления природы" | 1 | Ценностное отношение к миру. | Умение рассматривать иллюстрации, развитие зрительного восприятия | Выполняет действие способом рука – в - руке |
| Скоро лето! | 1 | Ценностное отношение к миру. | Умение наблюдать за природой | Выполнять стереотипную инструкцию с помощью педагога |
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОМУ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ
-компьютерные обучающие игры (например, «Лунтик познает мир»)
- натуральные объекты (игрушки, одежда), муляжи, макеты.
Разрезные карточки
- "Мир животных"
-Домашние животные
-Дикие животные России
-Животные жарких стран
-Животные холодных широт
- "Мир человека":
-Продукты питания
-Посуда
-Мебель
-Одежда и обувь
-Игрушки
-Транспорт
-Музыкальные инструменты
-Электроприборы
- "Мир растений" :
-Фрукты
-Овощи
-Садовые цветы
-Ягоды
Демонстрационные карточки "Дикие животные":
Демонстрационные карточки "Птицы России" :
Демонстрационные карточки "Домашние животные":
Демонстрационные карточки "Птицы домашние и декоративные":
Демонстрационные карточки "Овощи":
Демонстрационные карточки "Насекомые":
Демонстрационные карточки "Ягоды" :
Демонстрационные карточки "Цветы":
Демонстрационные карточки "Фрукты":
Демонстрационные карточки "Зима":
Демонстрационные карточки "Весна":
Демонстрационные карточки "Лето":
Демонстрационные карточки "Осень":
Наборы кукол би – ба – бо:
«Теремок»
«Репка»
«3 поросенка»
«Курочка Ряба»
«Колобок»
Наборы кукол для пальчикового театра:
«Волк и семеро козлят»;
«Заюшкина избушка»;
«Маша и медведь»;
Бубны;
Инструмент для занятий детским музыкальным творчеством;
«Дары Фребеля»
В наборе:
разноцветные шарики и моточки с шнурами под цвет этих шариков;
перекладина, которую можно устанавливать и подвешивать к ней на веревочках цилиндр, куб, шар;
кубики, кирпичики, пирамидки, которые складываются в большой куб. Все деревянное и хранится по своим коробкам;
множество разноцветных геометрических фигурок, из которых можно складывать рисунки;
Разноцветные палочки шести размеров;
Цветные кольца и полукольца;
Деревянные цветные "таблеточки";
Деревянные бусинки и веревочки (шнуровка - бусы).
Мозаика.
Дидактические материалы М. Монтессори
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
- узнавать изученные объекты и явления неживой и живой природы;
• сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;
• использовать различные источники для получения разного рода информации, опираясь на сохранные анализаторы;
• понимать необходимость соблюдения правил безопасного поведения на улице, в лесу;
• контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
• осознавать свою неразрывную связь с природой;
• проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договорённости и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками участвовать в коллективной коммуникативной деятельности;
• определять общую цель в совместной деятельности и пути её достижения, договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.