ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
При разработке рабочей программы по предмету «Изобразительная деятельность» для обучающегося с ограниченными возможностями здоровья использованы следующие нормативно-правовые и инструктивно-методические документы:
Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа
образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями);
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
30.08.2013 г. № 1015 «Об утверждении порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по основным
образовательным программам – образовательным программам начального
общего, основного общего и среднего общего образования»;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
20.09.2013 г. № 1082 «Об утверждении положения о психолого-медико-
педагогической комиссии».
Приказ Министерства образования и науки РФ от 31.04.2014 г. за № 253
«Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к
использованию при реализации, имеющих государственную аккредитацию
образовательных программ начального общего, основного общего, среднего, общего»;
Положение о психолого-медико-педагогической комиссии,
утвержденное Приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 20.09.2013 г. № 1082.
Изобразительная деятельность занимает важное место в работе с обучающимися, имеющими интеллектуальные нарушения. Вместе с формированием умений и навыков изобразительной деятельности у детей воспитывается эмоциональное отношение к миру, развивается восприятие, воображение, память, зрительно-двигательная координация. На занятиях по аппликации, лепке, рисованию они могут выразить себя как личность доступными для них способами, проявить интерес к деятельности или к предмету изображения, осуществить выбор изобразительных средств. Многообразие используемых в изобразительной деятельности материалов и техник позволяет включить в эти виды деятельности всех без исключения учащихся. Разнообразие используемых техник делает работы детей выразительнее, богаче по содержанию.
Учебный предмет «Изобразительная деятельность» входит в образовательную область «Искусство» и является инвариантной частью учебного плана, согласно которому на его изучение в 6 классе отводится 0,5 часа в неделю, 34 занятия в год.
ЦЕЛЬ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ:
формирование умений изображать предметы и объекты окружающей действительности художественными средствами.
ДЛЯ ДОСТИЖЕНИЯ ДАННОЙ ЦЕЛИ ПОСТАВЛЕНЫ СЛЕДУЮЩИЕ ЗАДАЧИ:
Формирование положительного отношения ребенка к занятиям;
Развитие собственной активности ребенка;
Формирование устойчивой мотивации к выполнению заданий;
Формирование и развитие целенаправленных действий;
Развитие планирования и контроля деятельности;
Развитие способности применять полученные знания для решения новых аналогичных задач.
Наряду с вышеуказанными задачами на уроках Изобразительной деятельности решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников:
развитие тактильных ощущений кистей рук и расширение тактильного опыта;
развитие зрительного восприятия;
развитие зрительного и слухового внимания;
развитие вербальных и невербальных коммуникативных навыков;
формирование и развитие реципрокной координации;
развитие пространственных представлений;
развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА:
«Изобразительная деятельность» представлено следующими разделами: «Лепка», «Рисование», «Аппликация».
Во время занятий изобразительной деятельностью необходимо вызывать у обучающихся положительную эмоциональную реакцию, поддерживать и стимулировать творческие проявления, развивать их самостоятельность. Дети учится уважительно относиться к своим работам, оформляя их в рамы, участвуя в выставках, творческих показах. Им важно видеть и знать, что результаты их творческой деятельности полезны и нужны другим людям. Это делает жизнь учеников с интеллектуальными нарушениями интереснее и ярче, способствует их самореализации, формирует чувство собственного достоинства. Сформированные на занятиях изобразительной деятельности умения и навыки могут использоваться в дальнейшем в трудовой деятельности, например, изготовлении полиграфических и керамических изделий, изделий в технике батик.
При обучении учитывается неоднородность состава класса (группы) и осуществляется индивидуальный подход к учащимся.
Лепка
Различение пластичных материалов и их свойств; различение инструментов и приспособлений для работы с пластичными материалами. Разминание пластилина, теста, глины; раскатывание теста, глины скалкой. Отрывание кусочка материала от целого куска; откручивание кусочка материала от целого куска; отщипывание кусочка материала от целого куска; отрезание кусочка материала стекой. Размазывание материала: размазывание пластилина (по шаблону, внутри контура). Катание колбаски (на доске, в руках), катание шарика (на доске, в руках); получение формы путем выдавливания формочкой; вырезание заданной формы по шаблону стекой. Сгибание колбаски в кольцо; закручивание колбаски в жгутик; переплетение колбасок; проделывание отверстия в детали; расплющивание материала (на доске, между ладонями, между пальцами); скручивание колбаски, лепешки, полоски; защипывание краев детали. Соединение деталей изделия разными способами (прижатием, примазыванием, прищипыванием). Лепка предмета, состоящего из одной части и нескольких частей. Оформление изделия (выполнение отпечатка, нанесение на изделие декоративного материала, дополнение изделия мелкими деталями, нанесение на изделие рисунка). Декоративная лепка изделия с нанесением орнамента (растительного, геометрического). Лепка нескольких предметов (объектов), объединённых сюжетом.
Ведущий принцип построения уроков – коммуникативный.
Для развития регулирующей и исполнительской функции речи ведётся работа по формированию и отработке предварительного замысла и его реализации с помощью символических средств: пиктограмм, карточек со словами.
Аппликация
Различение разных видов бумаги среди других материалов. Различение инструментов и приспособлений, используемых для изготовления аппликации. Сминание бумаги. Разрывание бумаги заданной формы, размера. Сгибание листа бумаги (пополам, вчетверо, по диагонали). Скручивание листа бумаги. Намазывание поверхности клеем (всей поверхности, части поверхности). Выкалывание шилом по контуру. Разрезание бумаги ножницами (выполнение надреза, разрезание листа бумаги). Вырезание по контуру. Сборка изображения объекта из нескольких деталей. Конструирование объекта из бумаги (заготовка отдельных деталей, соединение деталей между собой). Соблюдение последовательности действий при изготовлении предметной аппликации (заготовка деталей, сборка изображения объекта, намазывание деталей клеем, приклеивание деталей к фону). Соблюдение последовательности действий при изготовлении декоративной аппликации (заготовка деталей, сборка орнамента способом чередования объектов, намазывание деталей клеем, приклеивание деталей к фону). Соблюдение последовательности действий при изготовлении сюжетной аппликации (придумывание сюжета, составление эскиза сюжета аппликации, заготовка деталей, сборка изображения, намазывание деталей клеем, приклеивание деталей к фону).
Рисование
Различение материалов и инструментов, используемых для рисования. Оставление графического следа на бумаге, доске, стекле. Рисование карандашом. Соблюдение последовательности действий при работе с красками (опустить кисть в баночку с водой, снять лишнюю воду с кисти, обмакнуть ворс кисти в краску, снять лишнюю краску о край баночки, рисование на листе бумаги, опустить кисть в воду и т.д.). Рисование кистью (прием касания, прием примакивания, прием наращивания массы). Выбор цвета для рисования. Получение цвета краски путем смешивания красок других цветов. Рисование точек. Рисование линий (вертикальные, горизонтальные, наклонные). Соединение точек. Рисование геометрической фигуры (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник). Закрашивание (внутри контура, заполнение всей поверхности внутри контура). Заполнение контура точками. Штриховка (слева направо, сверху вниз, по диагонали, двойная штриховка). Рисование контура предмета (по контурным линиям, по опорным точкам, по трафарету, по шаблону, по представлению). Дорисовывание (части предмета, отдельных деталей предмета, с использованием осевой симметрии). Рисование предмета (объекта) с 247 натуры. Рисование элементов орнамента (растительные, геометрические). Дополнение готового орнамента отдельными элементами (растительные, геометрические). Рисование орнамента из растительных и геометрических форм (в полосе, в круге, в квадрате). Дополнение сюжетного рисунка отдельными предметами (объектами), связанными между собой по смыслу. Расположение объектов на поверхности листа при рисовании сюжетного рисунка. Рисование приближенного и удаленного объекта. Подбор цвета в соответствии с сюжетом рисунка. Рисование сюжетного рисунка (по образцу - срисовывание готового сюжетного рисунка, из предложенных объектов, по представлению). Рисование с использованием нетрадиционных техник (монотипия, «по - сырому», рисование с солью, граттаж, «под батик»).
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ:
индивидуальные, групповые, коллективные (фронтальные). Ведущей формой работы учителя с учащимися на уроке является фронтальная работа при осуществлении дифференцированного и индивидуального подхода. Применяются следующие методы обучения: демонстрация, наблюдение, объяснение, сравнение, упражнение, беседа, работа с учебником, самостоятельная работа и др. В силу разнородности состава класса освоение содержания осуществляется на доступном для каждого ребёнка уровне. Используются словесный, наглядный, практический методы обучения.
Практическая полезность курса обусловлена тем, что предполагает формирование умений пользоваться полученными знаниями для решения соответствующих возрасту житейских задач. У детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью не развита познавательная деятельность, все мыслительные операции (анализ, синтез, сравнения, обобщения), имеются значительные пробелы в элементарных знаниях. Они затрудняются самостоятельно использовать имеющиеся у них знания. Перенос полученных знаний и умений, их применение в несколько изменившихся условиях, самостоятельный анализ ситуации, выбор решения даже простых жизненных задач - все это составляет трудность для детей данной категории. Поэтому важно не только дать этим детям определенную сумму знаний, но и выработать у них умение действовать в конкретных жизненных ситуациях, придать знаниям бытовую, ситуационную приспособленность.
При обучении используются следующие принципы: принцип коррекционно-речевой направленности, воспитывающий и развивающий принципы, принцип доступности обучения, принцип систематичности и последовательности, принцип наглядности в обучении, принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и т.д. Программа построена на основе концентрического принципа размещения материала. Концентризм создаёт условия для постоянного повторения ранее усвоенного материала и разъединения сложных грамматических понятий и умений на составляющие элементы, где каждый отрабатывается отдельно. В результате постепенно увеличивается число связей, лежащих в основе понятия, расширяется языковая и речевая база для обработки умений и навыков.
В образовании детей с ОВЗ особое значение придается практической стороне специального образования - развитию жизненной компетенции. Компонент жизненной компетенции рассматривается как овладение знаниями и навыками, уже сейчас необходимыми обучающимся в обыденной жизни. Формируемая жизненная компетенция обеспечивает развитие отношений с окружением в настоящем.
При организации процесса обучения в рамках данной программы предполагается применение образовательных здоровьесберегающих информационно – коммуникативных, игровых и саморазвития (М. Монтессори) технологий.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
освоение доступной социальной роли обучающейся, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах;
развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выход из спорных ситуаций;
основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определённому полу, осознание себя как «Я»;
социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
Предметные
фиксировать взгляд на предмете;
брать рисуемый предмет (игрушку, образец) в руку и рассматривать его;
повторять движения руками и кистями, показанные учителем (сжимание, разжимание и др.);
производить действия с использованием указательного и соотносящего жестов, при назывании учителем предметов и объектов;
различать и узнавать инструменты и материалы, используемые на уроке;
наносить на лист пятна, мазки и штрихи (красками, мелками, карандашами и пр.);
адекватно и эмоционально реагировать на демонстрируемые предметы и объекты;
идентификация и простейшая группировка по образцу (совместно с учителем);
рисовать пальчиками и ладошкой (используя пальчиковую краску);
выполнять простейшие действия с природными материалами (раскладывать, сортировать, катать и др.);
выполнять действия с бумагой разной фактуры (сжимать, рвать, разглаживать, смачивать водой и др.);
брать в руки пластилин и совершать простейшие движения (сминать, раскатывать, размазывать и др.
Учебные действия и умения.
1. Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся.
- входить и выходить из учебного помещения со звонком;
- ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения), пользоваться учебной мебелью;
- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);
- организовывать рабочее место;
- принимать цели и произвольно включаться в деятельность;
- следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
- передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения.
2. Формирование учебного поведения:
- направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание):
- умение выполнять инструкции педагога:
- использование по назначению учебных материалов:
- умение выполнять действия по образцу и по подражанию:
3. Формирование умения выполнять задание:
1) в течение определенного периода времени:
- способен удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 3-4 мин.
2) от начала до конца:
- при организующей, направляющей помощи способен выполнить посильное задание от начала до конца.
3) с заданными качественными параметрами:
- ориентируется в качественных параметрах задания
4. Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д.
- ориентируется в режиме дня, расписании уроков с помощью педагога;
- выстраивает алгоритм предстоящей деятельности (словесный или наглядный план) с помощью педагога.
КОНТРОЛЬ УСВОЕНИЯ ЗНАНИЙ
Основными критериями оценки планируемых результатов являются соответствие / несоответствие науке и практике; прочность усвоения (полнота и надежность). Чем больше верно выполненных заданий к общему объему, тем выше показатель надежности полученных результатов.
Результаты, продемонстрированные учеником, соотносятся с оценками следующим образом:
Оценочное суждение | Баллы | Содержание |
Усвоил | 11-8 | Знает хорошо, может применить на практике самостоятельно. |
| 7-5 | Знает, усваивает и применяет с помощью. |
| 4-2 | Знает фрагментарно, усваивает с трудом, помощь принимает частично. |
Не усвоил | 1 | Не знает, не усваивает, помощь не принимает |
Контроль предметных ЗУН предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета обучающимся и не подразумевает его сравнение с другими детьми.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Дата урока | Тема урока | Кол-во часов |
План | Факт |
Аппликация.(8ч.) |
1 | | | Урок-знакомство. Что лежит на столе? | 1 |
2 | | | Открытка другу. | 1 |
3 | | | Яркие кусочки бумаги. | 1 |
4 | | | Аппликация: «Разноцветный дождик». | 1 |
5 | | | Геометрическая композиция. | 1 |
6 | | | Композиция: «Листопад». | 1 |
7 | | | Панно: «Осенний ковер» | 1 |
8 | | | Аппликация из кругов: «Веселая гусеница» | 1 |
Рисование.1.(4ч.) |
9 | | | Вводный урок. Знакомство с красками. | 1 |
10 | | | Осенние листья. | 1 |
11 | | | Рисование пальчиками: «Осеннее дерево». | 1 |
12 | | | Рисование пальчиками: «Воздушные шарики». | 1 |
Лепка(7ч) |
13 | | | Я люблю пластилин! | 1 |
14 | | | «Кусочки пластилина на бумаге» | 1 |
15 | | | Пластилиновое панно. | 1 |
16 | | | Размазывание пластилина по пластику.. | 1 |
17 | | | Декорирование пластилином. | 1 |
18 | | | Фигурки из пластилина. | 1 |
19 | | | «Пластилиновая гусеница» | 1 |
20 | | | Пластилиновый зоопарк. | 1 |
Рисование.2. |
21 | | | Рисуем пальчиками: «Весеннее дерево». | 1 |
22 | | | Рисуем ватными палочками. | 1 |
23 | | | Рисуем ромашку. | 1 |
24 | | | Цветные карандаши. | 1 |
Аппликация.2. |
25 | | | Геометрическая аппликация: «Микки-Маус». | 1 |
26 | | | Лебедь из ваты. | 1 |
27 | | | Макаронная картинка. | 1 |
28 | | | Дерево из рваной бумаги. | 1 |
29 | | | Открытка к 1 мая. | 1 |
30 | | | Аппликация из трафаретов: «Лесные жители». | 1 |
31 | | | Открытка: «День Победы» | 1 |
Рисование.3. |
32 | | | Рисуем пальчиками: «Летнее дерево». | 1 |
33 | | | Рисуем ватными палочками | 1 |
34 | | | «Метод тычка»: Букет цветов. | 1 |
35 | | | Здравствуй, лето! Рисование картин. | 1 |