Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа села Верхнеиткулово
муниципального района Ишимбайский район
Республики Башкортостан
Рассмотрено на заседании ШМО учителей Руководитель ШМО __________/ Абдрахманова Н.А./ Протокол № 3 от 29.08.2019 г. | Согласовано Заместитель директора по УВР МБОУ СОШ села Верхнеиткулово _________/Абдрахманова Н.А./ « _31_ » _08._2019 г. | Утверждаю Директор МБОУ СОШ села Верхнеиткулово _________/Багаутдинов Д.С/ Приказ № 250 от _31.08.2019_ г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ДЛЯ КРУЖКА НА ТЕМУ: «Основы потребительских знаний»
Предмет___обществознание______________
Класс_____7, 8, 9, 10, 11_________
Уровень образования____основное__общее____________
Срок реализации ____2019-2020____________________
Ф.И.О учителя___Поляков Руслан Гаффарович_____________________________
Год______2019________________________
Пояснительная записка.
Рабочая программа разработана на основе примерной программы основного общего образования по экономике и авторской программы П. В. Крючковой, соответствующей Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования и допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации.
Цель создания программы — ввести в школах преподавание основ потребительского поведения. Важнейшие задачи нового предмета, которые необходимо решать преподавателям, определяются следующим образом:
научить школьников находить и анализировать информацию, предназначенную для потребителей;
научить школьников принимать осознанные решения при выборе и приобретении товаров и услуг с учетом собственной системы ценностей, оценок полезности товаров, количества и качества альтернативных вариантов выбора, экологических характеристик товаров, личного бюджетного ограничения;
дать учащимся общее представление о существующих денежных инструментах, обучить их планировать свой бюджет;
сформировать установки грамотного поведения в различных рыночных ситуациях;
просветить учащихся относительно их прав и обязанностей как потребителей, познакомить их с существующей в России системой защиты прав потребителей;
сформировать общие представления о роли человека в экономической и социальной системах, а также о возможности воздействовать на хозяйствующие субъекты и государственные органы с целью повернуть их «лицом к потребителю».
Общая характеристика учебного предмета
Программа рассчитана на учащихся 9-х классов, так как в этом возрасте дети уже начали активно выступать в качестве потребителей, но устойчивые стереотипы потребительского поведения у них еще не сформировались. Поэтому у учителя есть возможность помочь учащимся стать сознательными потребителями, научить их грамотно действовать на рынке.
Для контроля знаний учащихся предлагается использовать мини-тесты (на знание основных понятий), устные опросы и, главное, задачи и игровые ситуации, предполагающие действия в реальных потребительских ситуациях. Образцы вопросов и задач даны в методическом пособии
«Основы потребительских знаний». Специфика предмета такова, что в большинстве случаев не предполагается единственный ответ на поставленный вопрос, учитель должен оценивать способность ученика думать в заданном программой направлении, мыслить критически. Для решения задач и ответов на вопросы требуются знания математики в рамках семи классов средней школы и материалов данного курса.
Разработчики данной программы считают, что курс «Основы потребительских знаний» предполагает гораздо большую работу, нежели простая передача информации. Задача учителя - формировать определенный образ мышления, который затем трансформируется в образ действия на рынке. Поэтому не менее половины времени предполагается отвести на активные методы обучения: деловые игры (в том числе имитация поведения в реальных потребительских ситуациях), практические задания, конкурсы, диспуты и т. п. При наличии в школе технических возможностей используется обучающая компьютерная игра.
В предлагаемом учебно-тематическом плане курса перечисляются основные разделы, а также конкретные темы занятий. Программа рассчитана в среднем на 34 часа, т. е. один час в неделю в течение учебного года.
Основная цель программы состоит в формировании устойчивого позитивного отношения учеников к основному закону Российской Федерации и другим законам страны, в овладении правовыми ценностями, в приобретении способности соблюдать законы страны, права и обязанности граждан.
Главные задачи программы:
1. Повышение правовой культуры и грамотности учащихся для их безболезненной интеграции в современное общество.
2. Развивать и корректировать умение анализировать и оценивать факты, явления и события, иметь собственное суждение о действиях и роли граждан, государства, оперировать полученными знаниями, самостоятельно извлекать их из текста Конституции РФ и, в последующем, из других источников права, использовать их для иллюстрации фактов, для доказательств.
3. Приобщить к правовому опыту, гражданственно-нравственным ценностям современного российского общества, к правовой культуре и правым идеалам, способствовать формированию уважения к законам Отечества, активной гражданской позиции, обогащения собственного внутреннего мира.
Необходимым условием реализации этих задач является использование в ходе проведения занятий новых, активных форм работы наряду с традиционными.
Принципы преподавания программы:
- принцип единства правового обучения и воспитания является принципом воспитывающего обучения, в соответствии с которым правовое обучение организуется преимущественно во имя решения задач воспитания. Материал должен соответствовать гуманистическим идеалам отношения к человеку и личности, воспитывать учащихся в духе общечеловеческих ценностей;
- отбираемый материал должен быть актуальным по отношению к субъективному опыту учащихся, способствовать созданию на уроке благоприятного психологического климата для делового общения;
- материал должен быть интересным и доступным для изучения учащимися, стимулировать их к познавательной деятельности;
- материал должен быть достаточно сложным, чтобы в ходе его изучения происходила коррекция высших психических функций (памяти, мышления, речи и т. п. ), т. е. он должен способствовать развитию и коррекции личности учащегося;
- принцип связи с жизнью, личным опытом учащихся. Данный принцип предполагает расширение, углубление и обогащение правовых знаний учащихся.
Программа имеет интегративный характер. В центре программы — гражданин, личность человека как участника сложнейших общественно-политических процессов. Это позволяет наполнять занятия эмоционально насыщенным материалом. Поэтому последовательность тем в программе построена логически четко, с учетом психолого-педагогических особенностей учащихся 9 классов.
Данная программа дает учащимся сведения практического характера, знакомит их с социально-правовыми проблемами и способами их решения, опираясь на конкретные нормы российского законодательства. Поэтому в содержании курса рассматриваются некоторые житейские проблемы, касающиеся широких слоев населения и, в частности, самих учащихся. Рассмотрение этих проблем позволяет учащимся увидеть личностную значимость правовых знаний и лучше ориентироваться в современном законодательстве.
Реализация рабочей программы способствует:
– развитию личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
– воспитанию общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, уважения к социальным нормам, приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции РФ;
– освоению системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования и самообразования;
– овладению умениями получать и критически осмысливать социальную информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; осваивать способы познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимой для участия в жизни гражданского общества и государства;
– формированию опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности; межличностных отношений; отношений между людьми разных национальностей и вероисповеданий; в семейно-бытовой сфере, для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.
Формы и средства контроля, знаний, умений и навыков.
Основной формой контроля знаний, умений, навыков является текущий контроль знаний (тестирование), что позволяет:
определить фактический уровень знаний, умений и навыков обучающихся по предмету;
установить соответствие этого уровня требованиям Федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования;
осуществить контроль за реализацией программы учебного курса.
Основные виды проверки знаний – текущий и итоговый контроль.
Текущий контроль знаний – проверка знаний обучающихся через опросы, самостоятельные работы, тестирование и т.п. в рамках урока. Отметка за устный ответ обучающегося заносится в классный журнал в день проведения урока. Отметка за письменную самостоятельную работу, тестирование выставляется в классный журнал к следующему уроку.
Итоговый контроль проводиться по завершении главы или раздела. Формы организации учебной деятельности: практикумы, сюжетно-ролевые игры, беседы, экскурсии.
Место предмета в учебном плане
Программа создана из расчета одного учебного часа в неделю и рассчитана на 33 учебных часов в 9 классе, 1 час в неделю. Изучение учебного материала будет осуществляться за счет часов школьного компонента.
Содержание курса
I. Кто такие потребители
Тема 1. Кто такие потребители.
На первом (вводном) занятии учащиеся знакомятся с основными понятиями, связанными с проблемами потребительского поведения (потребитель, продавец, рынок, спрос, предложение, суверенитет потребителя), и учатся осознавать себя как потребителей в различных жизненных ситуациях.
Тема 2. Как мы выбираем.
В ходе изучения этой темы учащиеся должны усвоить понятия «потребности» и «полезность», научиться различать виды потребностей: жизненно необходимые, духовные, материальные, потребности самореализации и т. п. Особое внимание уделяется индивидуальному характеру потребностей и соответственно потребительских предпочтений. Рассматривается роль цен и бюджетного ограничения в потребительском выборе, а также неценовые факторы потребительского выбора (в том числе риск). Вводится понятие «альтернативной стоимости». Предполагается деловая игра.
Тема 3. Как продаются товары.
Тема предполагает знакомство с правами и обязанностями продавца и покупателя, изучение цепочки, по которой товар доходит от производителя до потребителя, знакомство с разными формами торговли (оптовая и розничная, торговля в кредит, товары по почте и т. п.). Особое внимание уделяется знакомству с торговыми уловками, честными и не очень: различными скидками и распродажами, лотереями, торговлей по схеме «пирамида» и т. п. Учащиеся должны уметь распознавать их и противостоять им. Предполагается деловая игра.
II. Информация и потребитель
Тема 4. Источники информации для потребителя.
Тема посвящена проблеме, какая информация нужна потребителям и где ее найти. Учащиеся должны узнать, из каких источников можно получить сведения о товарах и услугах, как проанализировать полученную информацию и использовать ее при выборе товара или услуги. Предполагается деловая игра, демонстрирующая важность информации и сложность ее передачи.
Тема 5. Что читать на этикетке товара.
В ходе изучения этой темы учащиеся знакомятся со значениями некоторых важнейших символов на упаковках товаров, учатся выбирать товар, ориентируясь на эти символы.
Тема 6. Потребительское тестирование.
Учащиеся знакомятся с понятиями сертификации и сравнительных потребительских испытаний. Учащиеся должны научиться анализировать публикации результатов сравнительных испытаний и делать выбор на их основе. В ходе практического занятия учащиеся должны освоить азы составления методик сравнительных испытаний и научиться вырабатывать собственные критерии оценки товара.
Тема 7. Реклама и её регулирование.
Занятия, посвященные рекламе, должны дать учащимся представление о роли рекламы в жизни общества, познакомить с основными рекламными приемами. Главное же — научиться противостоять воздействию рекламы, критически относиться к ней и при этом использовать как источник потребительской информации. Отдельно рассматриваются проблемы государственного регулирования рекламы и роль социальной рекламы в жизни общества.
III. Деньги и потребитель
Тема 8. Наши расходы.
В ходе изучения темы учащиеся знакомятся с понятием бюджета, узнают об основных направлениях расходования средств. Начиная с этой темы при наличии технических возможностей учащиеся учатся планировать свой личный бюджет при помощи компьютерной игры.
Тема 9. Валюта.
С этой темы учащиеся начинают знакомство с различными инструментами финансового рынка, с которыми они встречаются еще встретятся в жизни. В теме рассматриваются понятия «валюта», «обменный курс», рассказывается об основных правилах валютообменных операций.
Тема 10. Жизнь в долг.
Учащиеся знакомятся с проблемами долгов и кредита: как получить кредит, о чем нужно помнить, когда берешь в долг, и т. п.
Тема 11. Как сохранить и приумножить свой доход.
В ходе изучения темы рассматриваются различные виды инвестиций под процент. Учащиеся должны научиться сравнивать и выбирать различные финансовые услуги и финансовые учреждения исходя из критериев доходности и надежности, а также собственных целей. Отдельно рассматриваются понятия простого и сложного процента и методы их исчисления.
Тема 12. Как покупать дешевле.
Учащиеся знакомятся с различными системами скидок, в том числе с дисконтными картами и дисконтными системами.
Тема 13. Пластиковые карты.
Тема знакомит учащихся с понятием «электронных денег», с принципами работы дебетовых и кредитных карт.
IV. Как себя вести
Тема 14. Наши права.
В теме рассматриваются основные права потребителей, предусмотренные российским законодательством, и законы, в которых зафиксированы эти права.
Тема 15. В магазине.
В ходе изучения этой темы учащиеся должны приобрести навыки грамотного потребительского поведения при покупке товаров в магазинах.
Тема 16. В службе быта.
Учащиеся осваивают «правила безопасности» при пользовании услугами службы быта.
Тема 17. На транспорте.
Тема посвящена правилам грамотного поведения на железнодорожном и воздушном транспорте, в том числе покупке билетов, перевозке багажа и т. п.
Тема 18. Отправляясь в путешествие
В ходе изучения темы учащиеся знакомятся с основными терминами, встречающимися при пользовании туристическими услугами, учатся, как правильно выбирать туристическое агентство и на что обращать внимание в договоре на оказание туристических услуг.
Тема 19. Образование.
В ходе изучения темы учащиеся узнают об особенностях платного и бесплатного образования, учатся правильно выбирать учебное заведение.
Тема 20. Этика потребительского поведения.
Изучение этой темы призвано не допустить формирования у учащихся как у потребителей «экстремистских» наклонностей. Учащиеся должны осознать, что отстаивание своих потребительских прав не должно сопровождаться унижением продавца, который так же заслуживает уважения, как и потребитель.
Тема 21. «Зеленое» потребление.
Обсуждаются вопросы взаимоотношения человека и окружающей среды, противоречивости экономических интересов отдельного человека и общества в целом. Особое внимание уделяется способам воздействия на благополучие окружающей среды через потребительское поведение.
V. Кто нас защищает
Тема 22. Самозащита потребителей.
В ходе изучения этой темы закрепляются приобретенные на предыдущих занятиях навыки поведения в «экстремальных» потребительских ситуациях. Особое внимание уделяется предотвращению конфликтов с продавцом, а также разрешению конфликтов в досудебном порядке. Также разъясняется необходимость обращения за помощью к профессионалам в особо сложных случаях.
Тема 23. Куда обратиться за помощью.
Учащиеся знакомятся с системой защиты интересов потребителей, существующей в России: государственными органами по защите прав потребителей, общественными организациями потребителей, в том числе действующими в их родном городе или районе.
Тема 24. Адвокат и суд.
В ходе изучения темы учащимся разъясняется, в каких случаях необходимо обращение к юристу и в суд. Внимание акцентируется на том, что суд — это цивилизованный способ разрешения конфликтов, достойный современного человека. Деловая игра, моделирующая судебный процесс, должна, с одной стороны, выработать у учащихся уважение к суду, а с другой — преодолеть страх перед этим органом.
Учебно тематический план
№ п/п | Наименование раздела | Количество часов |
1 | Кто такие потребители | 5 |
2 | Информация и потребитель | 5 |
3 | Деньги и потребитель | 7 |
4 | Как вести себя | 11 |
5 | Кто нас защищает | 6 |
| Итого | 34 |
УРОКИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИКТ
№ | Наименование тем | Дата проведения |
1 | Как сберечь и приумножить свой доход | 06.12-13.12 |
2 | Пластиковые карты | 27.12 |
3 | Адвокат и суд | 02.05 |
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
В результате изучения обществоведения (включая экономику и право) ученик должен
знать
основные положения и понятия, отражающие природу человека, его взаимодействие с другими людьми, функционирование и развитие общества как формы совместной деятельности людей, характерные черты и признаки основных сфер жизни общества (экономической, социальной и пр.), основные принципы и институты права, правовые и моральные нормы, регулирующие общественные отношения;
уметь
характеризовать (описывать): общество как форму жизнедеятельности людей; основные сферы общественной жизни; социальную структуру общества; социальные роли; этнические группы; межнациональные отношения; социальные конфликты; основные вызовы и угрозы ХХI века; семью как малую группу; брак; неполную семью; отношения между поколениями; понятие «образ жизни»; межличностные отношения; межличностные конфликты и пути их разрешения; отклоняющееся поведение; понятия «власть», «политический режим», «демократия»; формы участия граждан в политической жизни; особенности сферы духовной культуры; понятия «мораль», «мировоззрение», «свобода совести»; роль религии и церкви в современном обществе; виды органов государства; порядок взаимоотношения государственных органов и граждан; экономику как сферу общественной жизни, ограниченность ресурсов, разделение труда, факторы, влияющие на производительность труда, рыночный механизм, рекламу, предпринимательство и его организационно-правовые формы, основные источники доходов и статьи расходов семейного бюджета, экономические меры социальной поддержки, налоги, уплачиваемые гражданами;
объяснять: взаимосвязь общества и природы; сфер общественной жизни; многообразие социальных ролей в подростковом возрасте; сущность социальной ответственности; пути разрешения социальных конфликтов; причины и опасность международного терроризма; социальную значимость здорового образа жизни; опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества; роль политики в жизни общества; принцип разделения властей; особенности развития демократии в современном мире; опасность политического экстремизма; возможности получения общего и профессионального образования в Российской Федерации; значение науки в жизни современного общества; роль права в жизни общества и государства; взаимосвязь права и государства; способы реализации и защиты прав и свобод гражданина; особенности реализации прав несовершеннолетних в сфере гражданских, семейных, трудовых, административных и уголовных отношений; роль обмена и торговли, происхождение денег, роль конкуренции, функции фирмы в рыночной экономике, роль государства в рыночной экономике, неравенство доходов;
сравнивать (различать): понятия «солидарность», «лояльность», «толерантность»; «социальные ценности» и «социальные нормы»; формальные и неформальные группы; органы государственной власти и местного самоуправления; выборы и референдум; политические партии и движения; большие и малые социальные группы; отношения, регулируемые правом и другими социальными нормами на примерах конкретных ситуаций; виды правоотношений, правонарушений и юридической ответственности; полномочия высших органов законодательной, исполнительной и судебной власти; сферу компетенции судов, правоохранительных органов; спрос и потребности, формы собственности, формы торговли, выгоды и трудности предпринимательской деятельности, а также работы по найму, малое предпринимательство и индивидуальную трудовую деятельность, формы заработной платы, формы сбережения граждан; основные налоги, уплачиваемые гражданами;
вычислять на условных примерах: альтернативную стоимость, производительность труда, доход от банковских вкладов, доход от ценных бумаг, затраты, выручку, прибыль, индивидуальный подоходный налог, семейный бюджет; делать расчеты с использованием обменных курсов валют.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
в процессе выполнения типичных для подростка социальных ролей;
для общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
для нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
для реализации и защиты прав человека и гражданина;
для первичного анализа и использования социальной (в том числе экономической и правовой) информации;
в процессе реализации и защиты прав человека и гражданина.
Основное содержание и требования к уровню подготовки учащихся аналогично авторской программе основного общего образования по экономике для 9 класса П. В. Крючковой.
Учащиеся, прослушавшие данный курс, должны:
Знать и уметь объяснить основные экономические и юридические понятия, имеющие отношение к потребительскому поведению.
Иметь представление о способах воздействия бизнеса на потребителей (через рекламу, особые способы продажи и т. п.). Критически оценивать рекламную информацию.
Уметь искать и анализировать потребительскую информацию. Знать основные средства массовой информации, центральные и местные, в которых публикуются материалы по потребительской тематике. Уметь анализировать результаты сравнительных потребительских испытаний товара.
Уметь выбирать товар или услугу из ряда аналогичных, ориентируясь на собственные предпочтения, цену, неценовые факторы (качество, гарантии, послепродажное обслуживание и т. п.).
Уметь грамотно вести себя в типичных потребительских ситуациях: при покупке товара, пользовании услугами службы быта, на транспорте и т. д.
Уметь рационально планировать личный бюджет. Иметь представление о доходных и расходных статьях семейного бюджета. Знать основные денежные инструменты, доступные потребителю, основные правила их использования.
Знать основные права, которыми пользуются потребители по российскому законодательству.
Знать, какие организации, государственные и общественные, защищают интересы потребителя в вашем городе, в каких случаях необходимо обращаться в ту или иную организацию.
Понимать роль адвоката и суда в системе защиты прав потребителей. Усвоить основные принципы поведения при общении с адвокатом и в суде.
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Основная литература
Основы потребительских знаний: Пособие для учителя. — М.: ИИФ СПРОС-КонфОП, 1997.
Основы потребительских знаний: Учеб. для 8—9 классов средних школ. - М: ИИФ СПРОС-КонфОП, 1997.
Александрова А., Белянин А., Викторова С, Крючкова П., Трухачев С, Худенко К. Основы потребительских знаний: Пособие для учителя. - М.: КонфОП, 1994.
Нормативные документы
Закон РФ о защите прав потребителей.
Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч. 1.
Закон РФ о рекламе.
Закон РФ о сертификации.
Закон РФ об основах туристской деятельности.
Закон РФ об образовании.
Дополнительная литература
Аникин А.В. Юность науки. - М.: Политиздат, 1985.
Бродель Ф. Структуры повседневности. - М.: Прогресс, 1986.
Бродель Ф. Игра обмена. - М.: Прогресс, 1988.
Бурстин Д. Американцы. Демократический опыт.- М.: Прогресс, 1993.
Белоусов Е., Крючкова П., Орлова Л., Сорк Д., Янин Д. Закон о защите прав потребителей с практическим комментарием. — М., 1996.
Гостюшин А. Энциклопедия экстремальных ситуаций. — М.,1996.
Липсиц И. Экономика: В 2-х кн. — М., 2000.
Макконнелл К., Брю С. Экономикс. - М.: Республика, 1992.
Потребитель в законе: самоучитель разумного потребительского поведения (библиотечка журнала «СПРОС»).- М.: Филинъ, 1995.
Хейне П. Экономический образ мышления. - М.: Дело, 1992.
Green N. Consumer Bidle. - NY, 1995.
Технические средства обучения.
Мультимедийный компьютер.
Мультимедийный проектор.
Экран проекционный.
Учебно-практическое оборудование.
Аудиторная доска с магнитной поверхностью
Специализированная учебная мебель.
Компьютерный стол.
Список используемой литературы
Методические пособия для учителя:
Боголюбов, Л. Н. Общая методика преподавания обществознания в школе / Л. Н. Боголюбов, Л. Ф. Иванова, А. Ю. Лазебникова. – М. : Дрофа, 2008.
Вакуленко, В. А. Методическое пособие по интерактивным методам преподавания права в школе. – Изд. 2-е / В. А. Вакуленко, Е. С. Королькова, И. Е. Уколова. – М. : Новый учебник, 2004.
Гордеева, В. В. Правовое воспитание : 9–11 классы : разработки организационно-деятельностных игр / В. В. Гордеева. – Волгоград : Учитель, 2007.
Лазебникова, А. Ю. Современное школьное обществознание : метод. пособие для учителя с дидакт. материалами / А. Ю. Лазебникова. – М. : Школа-Пресс, 2000.
Мавлютова, Е. А. Основы правовых знаний. 8–11 классы. Интерактивные методы преподавания права / Е. А. Мавлютова. – Волгоград : Учитель, 2009.
Путь подростка в правовом лабиринте / сост. Е. Н. Сорокина. – М. : Экстремум, 2007.
Прутченков, А. С. Свет мой, зеркальце, скажи… : метод. разработки социально-психолог. тренингов / А. С. Прутченков. – М. : Новая школа, 1996.
Прутченков, А. С. Наедине с собой. Психологические тесты и психотехнические упражнения для подростков и старшеклассников / А. С. Прутченков. – М. : Российское педагогическое агентство, 1996.
Прутченков, А. С. Школа жизни : метод. разработки социально-психолог. тренинга / А. С. Прутченков. – М. : Международная Педагогическая Академия, 1998.
Кравченко, А. И. Введение в социологию : учеб. пособие для 10–11 кл. общеобразоват. учреждений / А. И. Кравченко. – М. : Просвещение, 1996.
Кацубо, С. П. Изучаем право : практическое пособие для классных руководителей, социальных педагогов, учителей школ / С. П. Кацубо, Н. А. Сивицкая. – М. : издательство деловой и учебной литературы, 2006.
Суворова, Н. Г. Основы правовых знаний : 8–9 классы. Ч. 2. Методическое пособие для учителя. – Изд. 3-е, перераб. / Н. Г. Суворова. – М. : Новый учебник, 2007.
Дополнительная литература для учителя:
Гражданский кодекс Российской Федерации.
Кодекс об административных правонарушениях.
Конституция Российской Федерации.
Семейный кодекс РФ.
Трудовой кодекс РФ.
Александрова, И. Ю. Обществознание. Интенсивный курс / И. Ю. Александрова, В. В. Владимирова, Л. Ш. Лозовский. – М. : Айрис-Пресс, 2010.
Бахмутова, Л. С. Методика преподавания обществознания : учеб. пособие для студентов пед. высш. учеб. заведений : в 2 ч. / Л. С. Бахмутова. – М. : Гуманит. ИЦ ВЛАДОС, 2001.
Бекешев, К. А. Обществознание : учеб. пособие / К. А. Бекешев. – М. : Проспект, 2010.
Ибрагимов, Р. Ю. Сдаем основы социологии и политологии : для средн. профессион. образования / Р. Ю. Ибрагимов [и др.]. – Ростов н/Д. : Феникс, 2005.
Лозовский, Л. Ш. Практикум по обществознанию : вопросы и ответы ; тесты с решениями / Л. Ш. Лозовский, Б. А. Райзберг. – М. : Рольф Айрис-Пресс, 2010.
Дополнительная литература для учащихся:
Домашек, Е. В. Школьный справочник по обществознанию / Е. В. Домашек. – Ростов н/Д. : Феникс, 2010.
Дыдко, С. Н. Обществознание. 8–11 классы : справ. материалы /
С. Н. Дыдко. – М. : АСТ : Астрель : ПолиграфИздат, 2010.
Иоффе, А. Н. Обществознание. 9 класс : справ. материалы / А. Н. Иоффе, О. В. Кишенкова. – М. : АСТ : Хорвест : Астрель, 2006.
Сазонова, Г. Г. Обществознание в таблицах и схемах / Г. Г. Сазонова. – М. : Виктория Плюс, 2007.
Обществознание. 9 класс : тесты и тренировочные упражнения / авт.-сост. О. А. Северина. – Волгоград : Учитель, 2008.
Лопухов, А. М. Словарь терминов и понятий по обществознанию / А. М. Лопухов. – М. : Айрис-Пресс, 2010.
Чернышева, О. А. Обществознание. 9 класс. Подготовка к ГИА-2010 / О. А. Чернышева, Р. В. Пазин. – М. : Легион, 2009.
Цифровые – образовательные ресурсы
1. Обществознание. Экспресс-подготовка к экзамену. 9-11 класс. Новая школа. М., 2003г.
2. http://school-collection.edu.ru – Сайт Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
3. http://www.alleng.ru/edu/social2.htm - Образовательные ресурсы Интернета. Обществознание.
Календарно - тематическое планирование уроков
Количество часов всего: ______, в неделю ______
Плановых контрольных работ ____, зачетов _____, тестов ____, л.р. ____ и др.
№ темы | Наименование разделов и тем | Кол-во часов | Планируемые сроки проведения урока | Фактические сроки проведения урока | Примичание |
I. Кто такие потребители (5 ч) |
| Кто такие потребители | 2 | 04.09-11.09 | | |
| Как мы выбираем | 1 | 18.09 | | |
| Как продаются товары | 2 | 25.09-02.10 | | |
II. Информация и потребитель (5 ч) |
| Источники информации для потребителей. | 1 | 09.10 | | |
| Что читать на этикетке товара | 1 | 16.10 | | |
| Потребительское тестирование | 1 | 23.10 | | |
| Реклама и ее регулирование | 2 | 06.11-13.11 | | |
III. Деньги и потребитель (7 ч) |
| Наши расходы | 1 | 20.11 | | |
| Валюта | 1 | 27.11 | | |
| Жизнь в долг | 1 | 04.12 | | |
| Как сберечь и приумножить свой доход | 2 | 11.12-18.12 | | |
| Как покупать дешевле | 1 | 25.12 | | |
| Пластиковые карты | 1 | 15.01 | | |
IV. Как вести себя (11 ч) |
| Наши права | 3 | 22.01-29.01-05.02 | | |
| В магазине | 1 | 12.02 | | |
| В службе быта | 1 | 19.02 | | |
| На транспорте | 1 | 26.02 | | |
| Отправляясь в путешествие | 1 | 04.03 | | |
| Образование | 1 | 11.03 | | |
| Этика потребительского поведения | 2 | 18.03-01.04 | | |
| «Зеленое» потребление | 1 | 08.04 | | |
V. Кто нас защищает (6 ч) |
| Самозащита потребителей | 2 | 15.04-22.04 | | |
| Куда обратиться за помощью | 1 | 29.04 | | |
| Адвокат и суд | 1 | 06.05 | | |
| Обзор пройденного материала | 2 | 13.05-20.05 | | |
Итого: | 34 | | | |