Пояснительная записка
Рабочая программа учебного курса география для 8 класса VIII вида составлена на основе:
- Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004г. № 1089);
- Обязательного минимума содержания основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 19.05.1998г. № 1276);
- Учебного плана МБОУ «Шипуновская средняя общеобразовательная школа №1» (утвержден приказом директора школы 30.08.2016г. №128);
- Годового календарного графика школы (утвержден приказом директора школы 30.08.2016г. №128);
- Положения о рабочей программе МБОУ Шипуновской средней общеобразовательной школы №1 (утверждено приказом директора школы 21.05.2014г. №119А);
- Основной образовательной программы МБОУ Шипуновской средней общеобразовательной школы №1 (утверждена приказом директора школы 27.08.2014г. №155);
- Федерального перечня учебников на 2014-2015 учебный год (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 30.03.2014г. № 253);
- Положения о промежуточной и итоговой аттестации учащихся МБОУ Шипуновской средней общеобразовательной школы №1 (утверждено приказом директора школы 21.05.2014г. №119А);
- Примерной программы по географии основного общего образования;
- Авторской Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 5-9 классы .
В.В.Воронкова 2010год.
Изучение географии нашей страны, а также материков и океанов в специальной (коррекционной) школе VIII вида расширяет представления детей с нарушением интеллекта об окружающем мире. География дает благодатный материал для патриотического, эстетического и экологического воспитания учащихся.
Географический материал в силу своего содержания обладает значительными возможностями для развития и коррекции познавательной деятельности умственно отсталых детей: они учатся анализировать, сравнивать изучаемые объекты и явления, понимать причинно- следственные зависимости. Работа с картой учит абстрагироваться, развивает воображение учащихся. Систематическая словарная работа на уроках географии расширяет лексический запас детей со сниженным интеллектом, помогает им правильно употреблять новые слова в связной речи.
Курс 8 класса отводится на изучение Мирового океана, Африки, Австралии, Антарктиды, Северной , Южной Америки и государств Евразии. Учащиеся знакомятся не только с природой различных континентов, но и с населением, особенностями хозяйственной деятельности, бытом, культурой людей, отдельными государствами. Знакомятся с природными условиями материка, на котором они живут.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника:
Лифанова Т. М., Соломина Е. Н. География Материков и океанов: 8 кл.: учеб. для спец. (коррекц.) образоват. учреждений VIII вида – М.: Просвещение, 2004 г.
Результаты обучения представлены в требованиях к уровню подготовки и задают систему итоговых результатов обучения, которых должны достигать все учащиеся, оканчивающие основную школу, и достижение которых является обязательным условием положительной аттестации ученика.
Учебно-тематический план
Раздел. Тема. | Количество часов в рабочей программе |
Введение (1ч.) | 1 |
Тема 1.Мировой океан | 1 |
Тема 2. Африка | 2 |
Тема 3. Австралия | 3 |
Тема 4. Антарктида | 2 |
Америка (19 часов) | |
Открытие Америки | |
Тема 5. Северная Америка | 3 |
Тема 6. Южная Америка | 4 |
Тема 7. Евразия | 1 |
Итого: | 17 |
ЦЕЛИ :
развивать и корректировать познавательную деятельность умственно отсталых детей;
• учить анализировать, сравнивать изучаемые объекты и явления, понимать причинно - следственные зависимости;
• используя символические пособия, какими являются план и географическая карта, учить абстрагироваться, развивать воображение обучающегося;
• расширять лексический запас ребёнка со сниженным интеллектом, помогать ему правильно употреблять новые слова в связной речи
ЗАДАЧИ:
дать элементарные, но научные и систематические сведения о природе мира, своего края и России;
• показать особенности взаимодействия человека и природы;
• помочь усвоить правила поведения в природе.
• осуществлять патриотическое, интернациональное, эстетическое и экологическое воспитание учащихся.
Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:
— познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;
— сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;
— ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах ИНТЕРНЕТ, статистических материалах;
— соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.
Место предмета в базисном учебном плане
На изучение курса в 8 классе отводится 17 час, из расчета 0,5 часа в неделю.
Информационный объем данного курса довольно велик, особое место в нем занимает географическая номенклатура, все это делает его довольно насыщенным.
Формы организации учебного процесса
-лекции;
-индивидуальные формы;
-практикумы;
-беседы;
-самостоятельная работа;
-географические диктанты;
- практические работы.
Содержание учебного предмета
Введение (1ч.)
1. Что изучает география материков и океанов. Материки и части света на глобусе и карте.
Океаны (1 ч.)
Атлантический океан.
Северный Ледовитый океан.
Тихий океан.
Индийский океан.
Современное изучение Мирового океана.
Африка (2 ч.)
Географическое положение.
Разнообразие рельефа, климат, реки и озера.
Растительность тропических лесов.
Животные тропических лесов.
Растительность саванн.
Животные саванн.
Растительность и животные пустынь
Население и государства: Египет, Эфиопия, Танзания, Демократическая республика Конго, Нигерия, Южно-Африканская республика
Обобщающий урок по теме «Африка»
Австралия (3 ч.)
Географическое положение.
Разнообразие рельефа, климат, реки и озера
Растительный мир
Животный мир
Население
Австралийский Союз
Океания. Остров Новая Гвинея
Антарктида (2 ч.)
Географическое положение.
Открытие Антарктиды русскими мореплавателями.
Разнообразие рельефа, климат.
Растительный и животный мир. Охрана природы.
Современные исследования Антарктиды
Обобщающий урок.
Америка (2 ч)
Открытие Америки
Северная Америка (3 ч.)
Географическое положение.
Разнообразие рельефа. Климат.
Реки и озера.
Растительный и животный мир.
Население и государства.
Соединенные Штаты Америки
Канада
Мексика, Куба
Южная Америка (4 ч.)
Географическое положение.
Разнообразие рельефа, климат
Реки и озера
Растительность тропических лесов
Животные тропического леса
Растительность саванн, степей, пустынь, горных районов
Животные саванн, степей, полупустынь, гор
Население и государства: Бразилия, Аргентина, Перу.
Евразия (1 ч.)
Географическое положение.
Очертания берегов. Моря Северного Ледовитого и Атлантического океанов.
Острова и полуострова.
Очертания берегов. Моря Тихого и Индийского океанов. Острова и полуострова.
Разнообразие рельефа. Климат. Полезные ископаемые Европы.
Разнообразие рельефа. Климат. Полезные ископаемые Азии.
Климат Евразии.
Реки и озера Европы.
Реки и озера Азии.
Растительный и животный мир Европы
Растительный и животный мир Азии
Население Евразии.
Культура и быт народов Евразии.
3. Календарно - тематический план
№п /п | Дата | Тема | Содержание урока, практические умения и навыки | | |
1. | | Материки и части света на глобусе и карте. | Что изучают в курсе географии материков и океанов. Материки и океаны на глобусе и физической карте полушарий | | |
ОКЕАНЫ (1 ч.) |
2 | | Атлантический океан. Северный Ледовитый океан. Тихий океан. Индийский океан | Атлантический океан. Хозяйственное значение Северный Ледовитый океан. Хозяйственное значение. Судоходство. Тихий океан. Хозяйственное значение. Судоходство Индийский океан. Хозяйственное значение. Судоходство | | |
АФРИКА (2 ч.) |
| | Африка. Географическое положение. Разнообразие рельефа, климат, реки и озера Природные зоны. Растительность тропических лесов. Животные тропических лесов. Растительность саванн Животные саванн | Географическое положение и очертания берегов. Острова и полуострова Разнообразие рельефа, климата и природных условий Африки. Растительность и животные тропических лесов. | | |
Растительность и животные саванн и пустынь Африки. Население Африки. Государства Африки, их столицы (Египет, Эфиопия, Танзания, ДР Конго, Нигерия, ЮАР). | | |
| | Растительный и животный мир пустынь. Население и государства Африки. Египет. Эфиопия. Танзания Демократическая Республика Конго. Нигерия Южно-Африканская республика. |
АВСТРАЛИЯ (3ч) |
| | Австралия. Географическое положение. Разнообразие рельефа, климат, реки и озера. | Географическое положение и очертания берегов. Острова. Особенности рельефа, климата. | | |
| | Растительный мир. Животный мир. Население | Растительность и животные Австралии. Охрана природы | | |
Население Австралии (коренное и пришлое). Города: Канберра, Сидней и Мельбурн. Океания. Путешествие в Австралию Н. Н. Миклухо-Маклая | | |
| | Австралийский Союз. Океания.Остров Новая Гвинея |
АНТАРКТИДА (2 ч.) |
| | Географическое положение. Антарктика. Разнообразие рельефа, климат. | Географическое положение. Особенности природы Антарктиды. | | |
| | Растительный и животный мир. Охрана природы Современные исследования Антарктиды |
Современные исследования Антарктиды. | | |
СЕВЕРНАЯ АМЕРИКА (3ч.) |
| | Открытие Америки. Географическое положение. Разнообразие рельефа. Климат. | Открытие Америки. Географическое положение. Рельеф. Климат. Реки и озера. Природа Северной Америки. Население и государства США. Географическое положение. Столица. Население. Канада. Мексика. Куба. Географическое положение. Столицы. | | |
| | Реки и озера. Растительный и животный мир |
| | Население и государства. Соединенные Штаты Америки . Канада. Мексика. Куба. |
ЮЖНАЯ АМЕРИКА (4 ч.) |
| | Географическое положение. Разнообразие рельефа. Климат. | Географическое положение Южной Америки. Рельеф. Климат. Реки Южной Америки. Природа Южной Америки. | | |
| | Реки и озера Растительность тропических лесов Животные тропического леса |
| | Растительность саванн степей пустынь и горных районов. Животные саванн степей полупустынь гор |
| | Население и государства. Бразилия . Аргентина. Перу | Население и государства. Бразилия, Аргентина, Перу или другие | | |
ЕВРАЗИЯ (1 ч) |
| | Евразия. Географическое положение. Разнообразие рельефа. Полезные ископаемые Европы и Азии. Климат Евразии Реки и озера Европы и Азии. Растительный и животный мир Европы и Азии. Население Евразии Культура и быт народов Евразии | Евразия. Географическое положение. Условная граница между Европой и Азией. Рельеф. Полезные ископаемые. Климат Евразии. Реки и озера Евразии. Растительность и животные Евразии. Население Евразии. Европейские государства: Великобритания, Франция. Германия. Испания. Италия. Республика Сербия и Черногория. Албания. Греция. Польша. Чехия. Словакия. Венгрия. Румыния. Болгария. Норвегия. Швеция. Финляндия. Государства Азии: Турция. Иран. Ирак. Афганистан. Монголия. Китай. Индия. Северная и Южная Корея. Вьетнам. Лаос. Другие государства Юго-Восточной Азии . Япония. | | |
Планируемые образовательные результаты
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны знать:
• Атлантический, Северный Ледовитый, Тихий, Индийский океаны и их хозяйственное значение;
• особенности географического положения, очертания берегов и природные условия каждого материка;
• государства, их положение на материке, основное население и столицы;
•особенности географического положения государств ближнего зарубежья, природные условия,
основное население и столицы этих государств.
Учащиеся должны уметь:
• определять на карте полушарий географическое положение и очертания берегов каждого материка, давать элементарное описание их природных условий;
• находить на политической карте изученные государства и столицы, переносить названия на контурную карту;
• показывать по картам океаны и материки, их части, географические объекты, указанные в программе, наносить их названия на контурную карту;
5. Контроль уровня подготовки обучающихся
Контроль за знаниями, умениями и навыками обучающихся осуществляется в ходе устных опросов, проведения тестов, контрольных работ. Тексты контрольно-измерительных материалов создаются учителем в соответствии с психофизическим особенностями ребенка. Контроль осуществляется в конце каждой четверти (промежуточный контроль). В конце года проводится итоговая контрольная работа (итоговый контроль) по изученному материалу.