Зам. дир. по УВР:_______С.Н.Мандрыгина Директор школы:_________О.А.Губарева
«____»___________2024 г. «____»___________2024 г.
Руководитель МО:_________ В.В. Темникова
«____»________________2024 г.
Протокол №__от «__» _______ 2024 г.
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 3
II. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ……………………………………………...6
III. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ………………………………………..8
IV. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 11
V. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС……………………………26
VI. ПРИЛОЖЕНИЕ 1………………………………………………………..28
VII. ПРИЛОЖЕНИЕ 2………………………………………………………..30
Рабочая программа коррекционного курса «Развитие психомотрики и сенсорных процессов» (на тему «Формирование познавательной деятельности у обучающихся с нарушением интеллекта») (далее Рабочая программа) составлена на основе:
- Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 17 июля 2024 г. N 495 «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных адаптированных образовательных программ»;
- ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. N 1599), предъявляемыми к структуре, условиям реализации и планируемыми результатами освоения АООП;
- Адаптированной основной общеобразовательной программы для обучающихся с нарушением интеллекта ГКОУ « Головинщинская школа- интернат» .
Рабочая программа является обязательной частью учебного плана. В соответствии с учебным планом Рабочая программа в 5 классе рассчитана на 34 учебные недели и составляет 68 часов в год (2 часа в неделю).
Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа определяет цель и основные направления работы.
Предложенная тема «Формирование познавательной деятельности у обучающихся с нарушениями интеллекта» направлена на формирование психических новообразований как предыдущего, так и настоящего возрастного периода с учетом развития индивидуальных познавательных возможностей каждого обучающегося.
формирование личностных мотивов к самостоятельному выполнению познавательных действий и решению познавательных задач;
раскрытие творческих возможностей с учетом индивидуальных предпочтений обучающихся в познании окружающего социального и предметного мира;
формирование речевых высказываний детей, обогащение словарного запаса с опорой на чувственный и практический опыт, на основе усвоения новых знаний и формирования умений.
Коррекционные занятия «Формирование познавательной деятельности у обучающихся с нарушением интеллекта» направлены на чувственное познание, включающее ощущение, восприятие, представления, и на рациональное познание – понятие, суждение, умозаключение.
Познавательные действия встроены в общий ход жизни человека, в деятельность и в общение с другими людьми. Различные формы психической деятельности, обеспечивающие познание, деятельность и общение представляют собой психические процессы.
Коррекционные занятия по формированию познавательной деятельности у обучающихся с нарушением интеллекта осуществляются при использовании различных методов:
Следовательно, в результате использования разнообразных методов для активизации познавательных процессов, создается базовая предпосылка для овладения обучающимися новыми знаниями учебных предметов: чтением, письмом, математическими представлениями и другими.
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными) компетенциями, может быть представлена в условных единицах:
Оценка образовательных достижений освоения программы коррекционной работы осуществляется экспертной группой и может выражаться в уровневой шкале:
Результат продвижения обучающихся в развитии определяется на основе входного и промежуточного тестирования (Приложение 1, 2).
4. | Развитие согласованности движений на разные группы мышц (по инструкции педагога) | 1 | Развитие согласованности действий и движений разных частей тела. Задания: «Деревце», «Узкая тропинка», «Прихлопы» «Прыгунки» | Выполняют задания с помощью учителя | Выполняют большинство заданий самостоятельно |
5. | Обучение целенаправленным действиям по двух- и трехзвенной инструкции педагога | 1 | Развитие целенаправленных действий по двух- и трехзвенной инструкции педагога. Задания: «Два шага вперед — поворот направо — один шаг назад» и т. д. | Выполняют задания с помощью учителя | Выполняют большинство заданий самостоятельно |
6. | Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением | 1 | Развитие координации руки и глаза. Задания: «Дом», «Апельсин», «Белка» «Наша семья» | Выполняют задания с помощью учителя | Выполняют большинство заданий самостоятельно |
7. | Совершенствование точности мелких движений рук | 1 | Развитие произвольных, координированных движений пальцев и кистей рук. Упражнения: «Завязывание, развязывание, шнуровка, застегивание». | Выполняют задания с помощью учителя | Выполняют большинство заданий самостоятельно |
8. | Обводка контуров предметных изображений, штриховка в разных направлениях | 1 | Обведение по трафарету (внешнему и внутреннему), штриховка. Задания ««Графические ряды», «Контуры». | Обводят по внешнему трафарету, штрихуют в одном направлении. | Обводят по внешнему и внутреннему трафарету, штрихуют в разных направлениях. |
9. | Рисование бордюров по образцу | 1 | Рисование бордюров по образцу. Упражнения: «Четвертый лишний», «Перепутанные дорожки», «Разминка для ума». | Рисуют бордюры по образцу с помощью учителя | Рисуют бордюры по образцу самостоятельно |
10. | Графический диктант (зрительный и на слух) | 2 | Выполнение графических диктантов. Упражнения «Муха», «Будь внимателен», «Дорисовка» | Выполняют графические диктанты с помощью учителя | Выполняют графические диктанты самостоятельно |
11. | Вырезание ножницами из бумаги по контуру предметных изображений | 2 | Вырезание ножницами из бумаги по контуру предметных изображений. Упражнения «Вырезание листьев из цветной бумаги по шаблону», «Оформление букета в вазе» | Вырезают ножницами из бумаги по контуру предметные изображения с помощью учителя | Вырезают ножницами из бумаги по контуру предметные изображения самостоятельно |
12. | Работа в технике объемной и рваной аппликации | 1 | Выполнение «объемной» и «рваной» аппликации. Упражнение «Чудо-дерево» | Выполняют аппликации с помощью учителя. | Выполняют аппликации самостоятельно. |
Тактильно-двигательное восприятие -5 часов |
13. | Определение предметов на ощупь, выделение разных свойств и качеств (мягкие и жесткие, крупные и мелкие предметы) | 1 | Определение на ощупь предметов с разными свойствами. Дидактическая игра «Чудесный мешочек» | Выполняют задания с помощью учителя | Выполняют большинство заданий самостоятельно |
14. | Восприятие поверхности на ощупь (гладкая, шершавая, колючая, пушистая). | 2 | Дифференцировка поверх-ностей на ощупь. Дидактическая игра «Что бывает ... (пушистое)» и т.д. | Выполняют задания с помощью учителя | Выполняют большинство заданий самостоятельно |
15. | Работа с пластилином и глиной (раскатывание, скатывание, вдавливание). | 1 | Лепка из пластилина «Овощи» | Выполняют задания с помощью учителя | Выполняют большинство заданий самостоятельно |
16. | Игры с сюжетной мозаикой | 1 | Игры с сюжетной мозаикой | Выполняют задания с помощью учителя | Выполняют большинство заданий самостоятельно |
Кинестетическое и кинетическое развитие - 2часа |
17. | Формирование ощущений от статических и динамических поз различных частей тела (глаза, рот, пальцы), вербализация собственных ощущений | 1 | Развитие понимания ощущения от выполняемых действий. Упражнения «Как говорят части тела?», «Быстро», «Делай наоборот», «Вопросы», «Запрещенное движение» | Выполняют задания с помощью учителя | Выполняют большинство заданий самостоятельно |
18. | Выразительность движений (имитация повадок животных, инсценирование) | 1 | Изучение повадок зверей. Имитация зверей, показан-ных на изображении. Угадывание животных по фигурке, имитация их повадок. Имитация громкости поступи животного. | Имитируют и угадывают повадки зверей, показанных на картинке, с помощью учителя. | Имитируют и угадывают повадки зверей, показанных на картинке, самостоятельно. |
Восприятие формы, величины, цвета, конструирование предметов – 14 часов |
19. | Сравнение и обозначение словом формы предметов (3—4 предмета) | 1 | Закрепление и систематизация представлений о геометрических фигурах. Упражнение «Раскрась верно», игра «Зеркальное рисование», дидактическая игра «Найди свой домик». | Сравнивают и обозначают словом формы 2 предметов. | Сравнивают и обозначают словом формы предметов (3—4 предмета) |
20. | Понятие «овал». Упражнения в сравнении круга и овала | 1 | Нахождение овала среди других фигур. Упражнения «Получение овала», «Среди фигур найди овалы» | Выполняют задания с помощью учителя | Выполняют большинство заданий самостоятельно |
21. | Комбинирование разных форм из геометрического конструктора по инструкции | 1 | Соотнесение свойства предметов с ранее усвоенными эталонами формы, величины, цвета Упражнения «Орнамент», «Забор», «Танграм» | Соотносят свойства предметов с ранее усвоенными эталонами формы, величины, цвета с помощью учителя | Соотносят свойства предметов с ранее усвоенными эталонами формы, величины, цвета самостоятельно |
22. | Сравнение и обозначение словом величины разных предметов по двум параметрам (длинный и широкий, узкий и короткий и т. д.) | 1 | Дифференцировка предме-тов по величине. Нахождение предметов: длинные и короткие; высокие и низкие; большие и маленькие; широкие и узкие. Упражнения «Кто какого роста», «Сложи дощечки», «Сосчитай и сделай», «Ленточки» | Дифференцируют и находят предметы с помощью учителя. | Дифференцируют и находят предметы самостоятельно. |
23. | Дидактическая игра «Часть и целое» | 1 | Соотнесение предметов и их частей. Дидактическая игра «Часть и целое» | Соотносят предметы и их части с помощью учителя. | Соотносят предметы и их части самостоятельно. |
24. | Составление сериационных рядов по величине из 4—5 предметов | 2 | Дальнейшее знакомство детей со свойствами предметов, обучение навыкам составления сериа-ционных рядов. Упражнения «Сравни предметы по высоте», «Продолжи ряд», «Раскраски» | Составляют сериационные ряды по величине из 2—3 предметов. | Составляют сериационные ряды по величине из 4—5 предметов. |
25. | Группировка предметов по самостоятельно выделенному признаку | 1 | Применение на практике ранее полученные знаний о цвете, геометрических формах. Упражнения «Раскрась картинку», «Грибной ряд», «Сгруппируй фигуры» | Группируют предметы по самостоятельно выделенному признаку с помощью учителя. | Группируют предметы по самостоятельно выделенному признаку. |
26. | Цветовой спектр. Цвета теплые и холодные | 1 | Дальнейшее знакомство детей с теплыми и холодными цветами и их оттенками. Дидактическая игра «Теплые и холодные цвета» | Выполняют задания с помощью учителя | Выполняют большинство заданий самостоятельно |
27. | Составление сериационного ряда из 4—5 кругов разной насыщенности одного цвета | 1 | Дифференциация оттенков одного и того же цвета, составление сериационных рядов в зависимости от изменения тона. Дидактическая игра «Подбери заплатку», упражнения «Окраска воды», «Резиночки», «Цветные карточки» | Дифференцируют оттенки одного и того же цвета с помощью учителя | Дифференцируют оттенки одного и того же цвета, составляют сериационные ряды в зависимости от изменения тона самостоятельно |
28. | Дидактическая игра «Цветик-семицветик» | 1 | Закрепление знания детей о цветах, их применении. Дидактическая игра «Цветик-семицветик» | Выполняют задания с помощью учителя | Выполняют большинство заданий самостоятельно |
29. | Узнавание предмета по его отдельным частям. Дорисовывание незаконченных изображений знакомых предметов | 1 | Дифференцировка целых предметов и предметов с недостающей частью (деталью). Упражнения «Чего не хватает?», «Мастерская по ремонту» | Соотносят целые предметы и предметы с недостающей частью с помощью учителя | Соотносят целые предметы и предметы с недостающей частью самостоятельно |
30. | Составление предмета или целостной конструкции из мелких деталей | 2 | Развитие умения узнавать знакомые формы на рисунке-образце, самостоятельно определять, форму, цвет, величину, количество необходимых деталей, собирать по образцу предметы. Работа с геометрическим конструктором | С помощью учителя узнают знакомые формы на рисунке-образце, определяют, форму, цвет, величину, количество необходимых деталей, собирают по образцу предметы | Узнают знакомые формы на рисунке-образце, самостоятельно определяют, форму, цвет, величину, количество необходимых деталей, собирают по образцу предметы |
Развитие зрительного восприятия - 6 часов |
31. | Совершенствование зрительно-двигательной координации рук и глаз. Рисование бордюров по наглядному образцу | 1 | Развитие навыка точной и четкой координации в системе «глаз – рука». Упражнения «Да» и «Нет» - не говорить», «Дорожки», «Четвертый лишний» | Выполняют задания с помощью учителя | Выполняют большинство заданий самостоятельно |
32. | Нахождение отличительных и общих признаков на наглядном материале | 1 | Нахождение отличий и общих признаков предметов. Игры: «Зашум-ленные буквы», «Необыч-ные предметы» | Находят отличия и общие признаки предметов с помощью учителя. | Находят отличия и общие признаки предметов самостоятельно. |
33. | Сравнение трех предметов, отличающихся незначительными качествами или свойствами | 1 | Дифференцировка предме-тов по разным признакам. Дидактическая игра «Что изменилось» | Дифференцируют предметы с помощью учителя. | Дифференцируют предметы самостоятельно. |
34. | Тренировка зрительной памяти | 1 | Развитие зрительной памяти посредством дидактичес-кой игры «Что измени-лось?» | Выполняют задания с помощью учителя | Выполняют большинство заданий самостоятельно |
35. | Дидактическая игра «Повтори узор» («Сделай так же») | 1 | Выполнение действий по показу и образцу. Дидактические игры «Повтори узор», «Сделай так же» | Выполняют задания с помощью учителя | Выполняют большинство заданий самостоятельно |
36. | Упражнения для профилактики и коррекции зрения | 1 | | Выполняют задания с помощью учителя | Выполняют большинство заданий самостоятельно |
Восприятие особых свойств предметов - 5 часов |
37. | Развитие осязания (теплее — холоднее), словесное обозначение. Определение контрастных температур предметов (грелка, утюг, чайник) | 1 | Обозначение словами собственных ощущений, дифференцировка понятий «горячий», «теплый», «холодный». Практическая работа | Дифференцируют понятия «горячий», «теплый», «холодный». | Обозначают словами собственные ощущения, дифференцируют понятия «горячий», «теплый», «холодный». |
38. | Различение пищевых запахов и вкусов, их словесное обозначение | 1 | Развитие умения познавать признак запаха и классифицировать объекты. Дидактическая игра «Узнай на вкус» | Дифференцируют пищевые запахи и вкусы. | Дифференцируют пищевые запахи и вкусы, классифицируют объекты. |
39. | Определение различных свойств веществ (твердость, сыпучесть, вязкость, растворимость) | 1 | Закрепление у учащихся понятия о том, что такое вещество, определение его свойств (твердое, сыпучее, вязкое, растворимое). Дифференцировка веществ. Практическая работа | Определяют свойства веществ с помощью учителя. | Определяют свойства веществ самостоятельно. |
40. | Развитие дифференцированных ощущений чувства тяжести (тяжелее — легче). Взвешивание на ладони, определение веса на глаз | 2 | Закрепление понятия о том, что различные предметы и материалы имеют свой вес Практическая работа | Выполняют задания с помощью учителя | Выполняют большинство заданий самостоятельно |
Развитие слухового восприятия - 7 часов |
41. | Определение направления звука в пространстве (справа — слева — спереди — сзади). | 1 | Определение направления звука. Дидактическая игра «Догадайся, откуда звук» | Определяют направление звука с помощью учителя. | Определяют направление звука самостоятельно. |
42. | Выполнение действий по звуковому сигналу (поворот головы на определенный звук). | 2 | Выполнение действий по звуковому сигналу. Дидактическая игра «Прерванная песня» | Выполняют действие по звуковому сигналу с помощью учителя. | Выполняют действие по звуковому сигналу самостоятельно. |
43. | Различение музыкальных и речевых звуков по высоте тона | 1 | Дифференцировка звуков по длительности, громкости и тональности. Прослушивание музыкальных инструментов | Дифференцируют звуки по длительности, громкости и тональности с помощью учителя. | Дифференцируют звуки по длительности, громкости и тональности самостоятельно. |
44. | Различение мелодий по темпу, прослушивание музыкальных отрывков | 1 | Закрепление и обобщение знания учащихся о ладе, тембре, регистре. Закрепление понятия темп, как средством музыкальной выразительности. Упражнения «Высокий и низкий звук», «Быстро и медленно», «Простукай ритм» | Выполняют задания с помощью учителя | Выполняют большинство заданий самостоятельно |
45. | Развитие чувства ритма | 2 | Развитие чувства ритма, координации движений, зрительной, музыкальной, ритмической памяти. Дидактическая игра «Мы — барабанщики» | Выполняют задания с помощью учителя | Выполняют большинство заданий самостоятельно |
Восприятие пространства - 7 часов |
46. | Ориентировка в пространстве (в помещении и на улице), вербализация пространственных отношений с использованием предлогов | 1 | Развитие пространственной ориентации. Упражнение «Что дальше, что ближе к нам в комнате?» | Ориентируются в пространстве с помощью учителя. | Ориентируются в пространстве самостоятельно. |
47. | Развитие пространственного праксиса, словесный отчет о выполнении задания | 1 | Дифференцировка звуковых сигналов . Дидактическая игра «Куда пойдешь, то и найдешь» | Различают звуковые сигналы с помощью учителя | Различают звуковые сигналы, дают словестный отчет о выполнении задания. |
48. | Моделирование пространственного расположения мебели в комнате | 1 | Развитие умения ориентироваться по элементарному плану, правильно определять взаимное расположение предметов в пространстве. Дидактическая игра «Обставим комнату» | Ориентируются по элементарному плану с помощью учителя. | Ориентируются по элементарному плану, правильно определяют взаимное расположение предметов в пространстве. |
49. | Деление листа на глаз, на две и четыре равные части | 1 | Развитие представления о способах деления предмета на равные части путем последовательного складывания плоских предметов пополам. Практическое занятие | Деления предмет на равные части путем последовательного складывания плоских предметов пополам с помощью учителя. | Деления предмет на равные части путем последовательного складывания плоских предметов пополам самостоятельно. |
50. | Расположение предметов в вертикальном и горизонтальном полях листа | 1 | Ориентация в горизонталь-ном поле листа, разграничение правой и левой стороны, верха и низа листа. Практическое занятие | Разграничивают правую и левую стороны, верх и низ листа с помощью учителя. | Ориентируются в горизонта-льном поле листа, разграничивают правую и левую стороны, верх и низ листа самостоятельно |
51. | Ориентировка на листе бумаги разного размера, прикрепленном к доске (вертикальное расположение листа) | 1 | Закрепление понятия горизонтально, вертикально, под углом, совершенствование умения ориентироваться на листе бумаги. Практическое занятие | Ориентируются на листе бумаги с помощью учителя. | Ориентируются на листе бумаги самостоятельно. |
52. | Расположение предметов и их перемещение на поверхности парты | 1 | Определение положения предмета или объекта относительно себя (справа, слева, под, над, внутри, около, между). Дидактическая игра «Определи положение предмета» | Определяют положение предмета или объекта относительно себя с помощью учителя. | Определяют положение предмета или объекта относительно себя самостоятельно. |
Восприятие времени - 6 часов |
53. | Определение времени по часам | 1 | Закрепление умения определять время по часам. Дидактическая игра «12 месяцев» | Определяют время по часам с помощью учителя | Определяют время по часам самостоятельно |
54. | Длительность временных интервалов (1 с, 1 мин, 5 мин, 1 ч) | 1 | Ознакомление с временными интервалами в 1с, 1мин, 5минут, 1час с помощью песочных часов. Работа с графической моделью «Времена года» | Выполняют задания с помощью учителя | Выполняют большинство заданий самостоятельно |
55. | Дидактическая игра «Успей за 1, 2, 5 мин» | 1 | Закрепление знаний с временными интервалами в 1, 2, 5 минут. Игры с моделью часов | Выполняют задания с помощью учителя | Выполняют большинство заданий самостоятельно |
56. | Объемность времени (сутки, неделя, месяц, год) | 1 | Закреплять представления о времени во всей его объемности (сутки, неделя, месяц, год), а также о его существенных характеристиках (текучесть, непрерывность, необратимость). Игры с моделью часов | Выполняют задания с помощью учителя | Выполняют большинство заданий самостоятельно |
57. | Времена года, их закономерная смена | 1 | Закрепление представлений о временных изменениях в природе. Игры с моделью часов | Определяют временные изменения в природе с помощью учителя | Самостоятельно определяют временные изменения в природе |
58. | Времена года, их закономерная смена. | 1 | Закрепление представлений о сезонах года, об их последовательном чередовании, о сезонных природных изменениях. Дидактическая игра «Когда это бывает?» | Определяют время года, сезонные природные изменения с помощью учителя | Самостоятельно определяют время года, сезонные природные изменения |
Обследование познавательной деятельности - 2 часа |
59. | Обследование познавательной деятельности | 2 | Выполнение заданий на исследование уровня развития зрительной, слуховой, тактильной памяти, внимания и мыслительных операций | Проговаривают последовательность действий. Выполняют действия по двух- и трёхзвенной инструкции педагога. С помощью педагога дорисовывают незаконченные изображения. Группируют предметы по заданным признакам формы, величины или цвета. С помощью педагога составляют цветовую гамму от темного до светлого тона разных оттенков. Конструируют предметы из 2-4 деталей, геометрических фигур. Определяют на ощупь поверхность предметов. С помощью педагога классифицируют предметы и явления на основе выделенных свойств и качеств. Различают запахи и вкусовые качества. Действуют по звуковому сигналу. С помощью педагога выражают пространственные отношения с помощью предлогов. | Целенаправленно выполняют действия по трёх- и четырёхзвенной инструкции педагога. Дорисовывают незаконченные изображения. Группируют предметы по двум заданным признакам формы, величины или цвета, обозначают словом. Составляют цветовую гамму от тёмного до светлого тона разных оттенков. Конструируют предметы из 5-6 деталей, геометрических фигур. Определять на ощупь поверхность предметов, обозначают качества и свойства предметов. Зрительно дифференцируют 2-3 предмета по неярко выраженным качествам, определять их словом. Классифицируют предметы и явления на основе выделенных свойств и качеств. Различают запахи и вкусовые качества, называют их. Сравнивают предметы по тяжести на глаз, взвешивают на руке. Действуют по звуковому сигналу. Адекватно ориентируются на плоскости и в пространстве. Выражают пространственные отношения с помощью предлогов. Определяют время по часам. |
Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022г. № 1026