СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа для учащихся 9 класса ОВЗ 8 вида по предмету МУЗЫКА

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Адаптированная рабочая программа по музыке разработана для учащихся 9 класса VIII вида                  и  составлена на основе базисного учебного плана для специальных (коррекционных) учреждений VIII вида и программы Евтушенко И.В. (сборник «Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида») и  Положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных предметов, индивидуальных и групповых коррекционных занятий  в МАОУ «????? СОШ». 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа для учащихся 9 класса ОВЗ 8 вида по предмету МУЗЫКА»

Пояснительная записка.

Адаптированная рабочая программа по музыке разработана для учащихся 9 класса VIII вида и составлена на основе базисного учебного плана для специальных (коррекционных) учреждений VIII вида и программы Евтушенко И.В. (сборник «Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида») и Положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных предметов, индивидуальных и групповых коррекционных занятий в МАОУ «??????? СОШ».

Фио ученика с 1 класса, согласно решению областной ПМПК обучаются по специальной коррекционной программе школы 8 вида. Физическое развитие их соответствует возрасту. Сенсорные системы в норме. Общая ориентация в окружающем мире и запас бытовых знаний неудовлетворительны, не соответствуют норме. На контакт идут не всегда, замкнуты, малообщительны. Познавательный интерес выражен слабо, уровень учебной мотивации низкий. Внеучебные интересы не выражены. Среднепродуктивное, среднеустойчивое внимание, низкий уровень произвольного внимания.

Преобладающий тип памяти - зрительный. Тип запоминания не выражен. Азамат и Алия практически не запоминают тексты, факты, определения. Процесс припоминания происходит при помощи наводящих вопросов.

Рабочая программа составлена с учетом особенностей познавательной деятельности учащегося, уровня его общего и речевого развития, подготовки к усвоению учебного материала, специфических отклонений в развитии, требующих индивидуальной коррекции.
На изучение данного курса согласно федеральному базисному плану для специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида в 9 классе отводится 17часов. (0,5 часа в неделю). Рабочая программа ориентирована на использование учебника: Г.П.Сергеева, И.Э.Кашекова, Е.Д.Критская "Искусство: 8-9 классы: учебник для общеобразовательных учреждений" – М.: «Просвещение», 2012г.

Музыкальное воспитание и обучение является неотъемлемой частью учебного процесса в специальном (коррекционном) образовательном учреждении VIII вида.

Музыка формирует вкусы, воспитывает представление о прекрасном, способствует эмоциональному познанию окружающей действительности, нормализует многие психические процессы, является эффективным средством преодоления невротических расстройств, свойственных учащимся специальных учреждений.

Общая характеристика предмета, образовательная область

Предмет «Музыка» входит в состав предметной области «Искусство». Музыкальное образование (воспитание, обучение и развитие) в основной школе способствуют формированию у учащихся эстетического чувства, сознания, потребностей, вкуса, ощущения и осознания красоты и гармонии в музыкальном искусстве и жизни. Общение подростков с музыкой открывает возможность для духовного становления личности и ее творческого самовыражения. Изучение предмета «Музыка» направлено на расширение опыта эмоционально-ценностного отношения подростков к произведениям искусства, опыта их музыкально-творческой деятельности, на углубление знаний, умений и навыков, приобретенных в начальной школе в процессе занятий музыкой. Особое значение в основной школе приобретает развитие индивидуально-личностного эмоционально-ценностного отношения учащихся к музыке, музыкального мышления, формирование представления о музыке как виде искусстве, раскрытие целостной музыкальной картины мира, воспитание потребности в музыкальном самообразовании.

Цель: освоение знаний о музыке, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и совре­менном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; о воздействии музыки на человека; о ее взаимосвязи с другими вида­ми искусства и жизнью;

Задачи: приобщение к музыке как эмоциональному, нравственно-эстетическому феномену, осознание через музыку жизненных явлений, овладение культурой отношений, запечатленной в произведениях искусства, раскрывающих духовный опыт поколений;

Актуальность программы заключается в формировании у школьников музыкальной культуры, как важной и неотъемлемой части всей их духовной культуры.

Ведущим источником этого является сам музыкальный материал, а средством усвоения – тематический материал, который рассматривается как система «ключевых» знаний о музыке, носящих обобщенный, проблемный и универсальный характер.

Формы и виды творческой деятельности на уроках – коллективные, групповые и индивидуальные в их сочетании: слушание музыки, хоровое и сольное пение, движение и ритмические упражнения, игра на элементарных иструментах. В старших классах виды деятельности усложняются. Кардинальное значение приобретает художественный анализ музыкальных произведений, посредством устных и письменных рассуждений, викторин, тестов, иллюстраций, составлением таблиц, презентаций и т.д.

Контрольной формой результативности являются обобщающие уроки, запланированные в конце каждой четверти и каждого года обучения, цель которых выявить уровень сформированности музыкальной культуры учащихся по следующим показателям: уровень интереса к музыке, степень усвоения тематического содержания программы, исполнительский уровень, степень проявления творческой деятельности. Программа рассчитана (с учетом знаний и физического здоровья учащихся и выбранным направлением в обучении) на общеобразовательный уровень. Логика изложения и содержание программы полностью соответствуют требованиям фе­дерального компонента государственного стандарта среднего общего образования, поэтому в программу не внесено изменений.

Основными формами контроля знаний, умений и навыков учащихся 9 класса являются: художественный анализ и оценка учебно-творческих работ, устный опрос, исполнение музыкального материала (коллективное и индивидуальное).

В качестве форм промежуточного контроля основными формами контроля знаний, умений и навыков учащихся являются: музыкальные викторины, анализ музыкальных произведений на определение эмоционального содержания; итоговый контроль выполняется в виде тестирования

Количество часов, на которое рассчитана программа.

Программа основного общего образования по музыке составлена в соответствии с количеством часов, указанным в Базисном учебном плане образовательных учреждений общего образования, Р рассчитана на 0,5 час в неделю, 17 часов в год.

Содержание курса

Тема раздела

Кол-во часов

1.

Образ человека в мировой музыкальной культуре

8 ч

2.

Традиции и новаторство в музыкальном искусстве прошлое, настоящее, будущее

9ч.

Рабочая программа ориентирована на использование учебника: Г.П.Сергеева, И.Э.Кашекова, Е.Д.Критская "Искусство: 8-9 классы: учебник для общеобразовательных учреждений" – М.: «Просвещение», 2012г.

Содержание обучения ориентировано на целенаправленную организацию и планомерное формирование музыкальной учебной деятельности, способствующей личностному, коммуникативному, познавательному и социальному развитию растущего человека. Предмет «Музыка», развивая умение учиться, призван формировать у школьников современную картину мира. Курс нацелен на изучение многообразных взаимодействий музыки с жизнью, природой обычаями, литературой, живописью, историей, психологией музыкального восприятия, а также с другими видами и предметами художественной и познавательной деятельности. Содержание программы базируется на нравственно-эстетическом, интонационно образном, жанрово-стилевом постижении школьниками основных пластов музыкального искусства (фольклор, музыка религиозных традиций, золотой фонд классической музыки, сочинение современных композиторов) их взаимодействие с произведениями других видов искусства.

Приоритетное - введение ребенка в мир музыки через интонации, темы и образы отечественного музыкального искусства, произведения которого рассматриваются в постоянных связях и отношениях с произведениями мировой музыкальной культуры.

Воспитание любви к своей культуре, к своему народу и настроенности на восприятие иных культур обеспечивает осознание ценности своей собственной культуры, развивает самосознание ребенка, а также интерес и уважение к культуре других народов мира.

К основным методическим принципам программы относятся принцип увлеченности (в основе лежит эмоциональное восприятие музыки, развитие личностного отношения ребенка к явлениям музыкального искусства, его творческое самовыражение, активное включение в процесс художественно-образного музицирования).

Принцип триединства деятельности композитора- исполнителя-слушателя ориентирует на развитие музыкального мышления школьников во всех формах общения с музыкой.

Принцип «тождества и контраста», сходства и различия реализуется в процессе выявления интонационных, жанровых, стилистических связей музыкальных произведений и освоения музыкального языка. Принцип интонационности как ведущий принцип, регулирует процесс развития музыкальной культуры. Принцип диалога культур предполагает знакомство учащихся с народной и профессиональной музыкой других национальностей на основе ее сопоставления и выявления общности жизненного содержания, нравственно-эстетической проблематики, различия стилей, музыкального языка, творческого почерка представителей разных эпох культур.

Все принципы ориентированы на социализацию учащихся в формировании их эмоционально-ценностного отношения к музыкальному искусству. Виды музыкальной деятельности на уроках разнообразны и направлены на полноценное общение школьников с высокохудожественной музыкой в современных условиях распространения поп-культуры в средствах массовой информации.

В сферу исполнительской деятельности учащихся входят:

  • Хоровое, ансамблевое и сольное пение

  • Пластическое интонирование

  • Музыкально-ритмические движения

  • Импровизации (вокальные, ритмические, инструментальные, пластические)

  • Инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов, музыкальных пьес программного характера, фольклорных образцов музыкального искусства

  • Освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи

  • Размышления о музыке

  • Художественные импровизации

  • Самостоятельная, индивидуальная и коллективная исследовательская деятельность

Рабочая программа по музыке для 9 класса предполагает определенную специфику межпред­метных связей, которые просматриваются через взаимодействия музыки: - с литературой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой; - русским языком (воспитание культуры речи через чтение и воспроизведение текста, формирование культуры анализа текста; - историей; - биологией (многократное акцентирование связи музыки с окружающим миром, природой).

Изучение музыки направлено на достижение следующих целей:

становление музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры;

развитие музыкальности; музыкального слуха, певческого голоса, музыкальной памяти, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения;

освоение музыки и знаний о музыке, ее интонационно-образ-ной природе, жанровом и стилевом многообразии, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; о воздействии музыки на человека; о ее взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью;

овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: слушании музыки, пении (в том числе с ориентацией на нотную запись), инструментальном музицировании, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений;

воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке; устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности к самостоятельному общению с высокохудожественной музыкой и музыкальному самообразованию; слушательской и исполнительской культуры учащихся.

Обязательный минимум содержания основных образовательных программ

Основы музыкальной культуры

Музыка как вид искусства. Интонационно-образная, жанровая, стилевая основа музыки. Интонация как носитель смысла в музыке. Разнообразие вокальной, вокально-инструментальной, камерно-инструментальной, симфонической и театральной музыки. Возможности воплощения музыкального образа и его развития в различных музыкальных формах (двухчастной и трехчастной, вариации, рондо музыкальных формах (двухчастной и трехчастной, вариации, рондо). Характерные черты русской и западноевропейской музыки различных исторических эпох, национальных школ, стилевых направлений, индивидуального творчества выдающихся композиторов прошлого и современности.

Исполнение музыки как искусство интерпретации. Певческие голоса; хоры; оркестры.

Народное музыкальное творчество. Фольклор как часть общей культуры народа. Особенности восприятия музыкального фольклора своего народа. Специфика русской народной музыкальной культуры и ее основные жанры.

Русская музыка от эпохи средневековья до рубежа XIX – ХХ веков.

Музыкальная культура XIX века: формирование русской классической школы Народно-песенные истоки русской профессиональной музыки. Способы обращения композиторов к народной музыке. Драматизм, героика, психологизм, картинность, народно-эпическая образность как характерные особенности русской классической школы.

Жанры музыки: камерная инструментальная (прелюдия, ноктюрн и др.) и вокальная музыка (романс); концерт; симфония; опера, балет. Стилевые особенности русской классической музыкальной школы и их претворение в творчестве М.И.Глинки, М.П. Мусоргского, А.П.Бородина, Н.А.Римского-Корсакова, П.И.Чайковского, С.В.Рахманинова.

Отечественное и зарубежное музыкальное искусство ХХ века. Стилевое направление музыки – импрессионизм. Знакомство с наиболее яркими произведениями отечественных композиторов академической направленности (И.Ф.Стравинский, С.С.Прокофьев), и зарубежных композиторов (К.Дебюсси, М.Равель). Творчество отечественных композиторов-песенников.

Представления о музыкальной жизни России и других стран. Выдающиеся российские исполнители: Ф.И.Шаляпин, А.В.Свешников и др.

Всемирно известные театры оперы и балета: Большой театр (Россия, Москва), Мариинский театр (Россия, С.-Петербург); Ла Скала (Италия, Милан).

Музыка в формировании духовной культуры личности

Предназначение музыкального искусства и его возможности в духовном совершенствовании личности. Специфика музыки и ее место в ряду других видов искусства. Родство художественных образов разных искусств. Общность тем, специфика выразительных средств разных искусств (звучаний, линий, красок). Музыка в театре и кино.

Опыт музыкально-творческой деятельности

Развитие музыкального восприятия и овладение практическими умениями и навыками в музыкальной деятельности.

Слушание музыки. Личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие и оценка изучаемых образцов народного музыкального творчества, профессионального музыкального искусства различных исторических эпох и стилей. Сравнение исполнительских трактовок. Выявление связей музыки с другими искусствами, историей, жизнью.

Пение. Хоровое, ансамблевое и сольное пение. Исполнение образцов вокальной классической музыки, народных и современных песен с сопровождением и без сопровождения. Вокализация основных тем инструментальных произведений; в поисках вариантов их исполнительской трактовки. Обогащение опыта вокальной импровизации.

Музыкально-пластическое движение. Обогащение опыта индивидуально-личностного воплощения музыкального образа пластическими средствами, в том числе танцевальными.

Драматизация музыкальных произведений. Создание художественного замысла и воплощение эмоционально-образного содержания музыки сценическими средствами. Поиск вариантов сценического воплощения музыкального произведения.

Музыка и современные технологии. Поиск музыкальных произведений в сети Интернет.

Формирование ИКТ - компетентности обучающихся. В результате изучения предмета на ступени основного общего образования продолжается формирование навыков, необходимых для жизни и работы в современном высокотехнологичном обществе. Обучающиеся знакомятся с различными средствами ИКТ, освоят общие безопасные и эргономичные принципы работы с ними; осознают возможности различных средств ИКТ для использования в обучении, развития собственной познавательной деятельности и общей культуры. Они приобретут навыки обработки и поиска информации при помощи средств ИКТ; научатся вводить различные виды информации в компьютер: звук, изображение, цифровые данные; создавать, редактировать, сохранять и передавать информацию. Выпускники научатся оценивать потребность в дополнительной информации для решения учебных задач и самостоятельной познавательной деятельности; определять возможные источники её получения; критически относиться к информации и к выбору источника информации. Они научатся планировать, проектировать и моделировать процессы в простых учебных и практических ситуациях. В результате использования средств и инструментов ИКТ и ИКТ-ресурсов для решения разнообразных учебно-познавательных и учебно-практических задач у обучающихся будут формироваться и развиваться необходимые универсальные учебные действия и специальные учебные умения, что заложит основу успешной учебной деятельности.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ. В результате изучения музыки ученик должен

знать/понимать

  • специфику музыки как вида искусства;

  • значение музыки в художественной культуре и ее роль в синтетических видах творчества;

  • возможности музыкального искусства в отражении вечных проблем жизни;

  • основные жанры народной и профессиональной музыки;

  • многообразие музыкальных образов и способов их развития;

  • основные формы музыки;

  • характерные черты и образцы творчества крупнейших русских и зарубежных композиторов;

  • виды оркестров, названия наиболее известных инструментов;

  • имена выдающихся композиторов и музыкантов-исполнителей;

уметь

  • эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения;

  • узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной классики, образцы народного музыкального творчества, произведения современных композиторов;

  • выразительно исполнять несколько народных песен, песен композиторов-классиков и современных композиторов.

  • выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний об интонационной природе музыки, музыкальных жанрах, стилевых направлениях, образной сфере музыки и музыкальной драматургии;

  • распознавать на слух и воспроизводить знакомые мелодии изученных произведений инструментальных и вокальных жанров;

  • различать звучание отдельных музыкальных инструментов, виды хора и оркестра;

  • устанавливать взаимосвязи между разными видами искусства на уровне общности идей, тем, художественных образов;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • певческого и инструментального музицирования дома, в кругу друзей и сверстников, на внеклассных и внешкольных музыкальных занятиях, школьных праздниках;

  • размышления о музыке и ее анализа, выражения собственной позиции относительно прослушанной музыки;


Тематический план предусматривает разные варианты дидактико-технологического обеспечения учебного процесса. В частности: в 9 классах (базовый уровень) дидактико-технологическое оснащение включает ПК, медиатеку и т. п.

Устные проверки знаний проводятся в форме собеседования. Письменные проверки знаний проводятся в форме проверочных работ, тестов, сочинений, сообщений.

Учебный процесс выстроен таким образом, что при работе с ученицей используется наглядно – образный метод обучения, предусмотрена коррекционная работа на каждом уроке, направленная на развитие мелкой моторики, внимания, памяти, мышления и других познавательных процессов. Особое внимание обращается на социализацию. Обучение строится на основе алгоритмов, инструкций, выполнение заданий предусматривает помощь учителя.

1.Развитие основных мыслительных операций: развитие навыков группировки и классификации (реализуется, например, при изучении инструментов оркестра (симфонического, народного, духового), при обобщении конкретных музыкальных произведений, классификация композиторов по стране проживания (Глинка, Чайковский – русские, Штраус, Моцарт – австрийские).

2.Развитие слухового внимания, памяти и формирование звукового анализа учащихся происходит на этапе урока – слушание.

3.Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы осуществляется в процессе пения по ролям, работой над выразительным, эмоциональным исполнением музыкальных произведений.

4.Развитие речи происходит на протяжении всех этапов урока: распевание и пении (при разучивании текстов), устный анализ слушания.

5.Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря происходит во время знакомства с музыкальным творчеством разных народов мира, с разнообразием музыкальных инструментов, биографиями композиторов.

Вся выше названная систематически проводимая работа позволяет технологизировать процесс коррекционно-развивающего обучения на уроках музыки (т.е. учитель музыки, применяющий названные методы и приемы работы может добиться аналогичного результата со своими учениками.


КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ

Музыка и пение 9 класс

Количество часов: всего 17 часов, в неделю 05часа Плановых тестов: 2.

Планирование составлено на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по музыке, реализуемой на основании учебно-методического комплекта «Искусство 8-9 класс» под редакцией Г.П. Сергеевой, И.Э. Кашековой, Е.Д. Критской.

Учебник: «Музыка. 9 класс» Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина, Е.Д. Критская - учебник для общеобразовательных учебных заведений (М., Просвещение, 2012г.)

Раздел

Количество часов

№ урока

Тема урока

Дата

Всего17

Тест. 1

Пр. работа 1


план

факт

Образ человека в мировой музыкальной культуре


1четверть



1

Значение музыки в жизни человека прошлого и настоящего





2

Музыкальная форма как процесс



3

Симфонический метод отражения противоречивости жизненных явлений



4

Народно - эпические, характерно – бытовые образы в простых и сложных жанрах музыкального искусства



5

Лирические, драматические образы в простых и сложных жанрах музыкального искусства.



6

Функции музыки в современном мире



1

7

Вкус и мода. Проверочная работа.





8

Образ человека в мировом искусстве



Традиции и новаторство в музыкальном искусстве: прошлое, настоящее, будущее.



2 четверть

9ч.



9

Музыка – целый мир.





10

Симфония венских классиков



11

Новаторство в симфонической музыке Д.Д.Шостаковича.



12

Композитор – человек, чувствующий жизненное содержание.



13

Оценка явлений музыкальной культуры.



14

Джаз дитя двух культур. Истоки симфонического джаза.



15

Рок – опера.






16

Современное музыкальное пространство. Тест.







17

Мировое значение музыкального искусства




Контрольно-измерительные материалы.

Контрольно-измерительные материалы взяты из следующих источников:

Ресурсы Интернет: 1.Образовательный портал.2.Учительский портал.

Предмет «Искусство».

9 класс. 1 четверть.

Контрольные вопросы.

1. Какие вы знаете виды искусства?

2. Какими средствами воздействует искусство?

3. Что такое композиция, форма, пропорции, ритм, цвет в искусстве? Приведите примеры.

4. Что такое художественный образ?

5. Синтез искусств - что это?

6. Какие вы знаете виды храмов?

7. Как воздействует на эмоции человека храмовый синтез искусств? (Архитектура храма, скульптура и живопись, музыка в храме, богослужение).

8. Какие виды искусства задействованы в театре и кино?

9. Вспомните, какой спектакль или кинофильм произвёл на вас сильное впечатление. Почему?

4 четверть

I. Вспомните, что означают эти вопросы?

1.Инвенция;

2.Романс;

3.Партита;

4.Сюита;

5.Токката;

6.Кантата;

II. Каково национальное происхождение следующих танцев?

1.Полька; 5.Россия;

2.Менуэт; 3.Австрия;

3.Вальс; 1.Чехия(Богемия);

4.Гопак; 2.Франция;

5.Камаринская; 4.Украина;

III Кто из русских композиторов использовал в своем творчестве следующие произведения Пушкина ?

1. « Русалка»; 3.М.П. Мусоргский

2. « Руслан и Людмила» ; 5.Н. Римский-Корсакий

3. « Борис Годунов» ; 4.П.И. Чайковский

4. «Евгений Онегин» ; 1.А.С. Даргомыожский

5. « Моцарт и Сальери» ; 2.М. Глинка

VI. Ответе на вопросы

1. Какая музыкальная форма основана на конфликте двух тем?

1.вариации ;

2.рондо;

3.сонатная форма;

4. фуга;

2 .Кто из этих композиторов написал музыку к драме Ибсена «Пер Гюнт»

1. Шопен;

2.Берлиоз;

3.Григ;

4.Шуман;

3. Кто написал вокальные циклы « Прекрасная мельничиха» и « Зимний путь»?

1.Шуберт;

2.Шуман;

3.Мендельсон;

4.Бизе.

4. Кто написал больше ста симфоний?

1.Бетховен;

2.Моцарт;

3.Гайдн;

4.Шуберт.













Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!