СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
рабочая программа для воспитателя коррекционной школы.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Паспорт рабочей программы
1.1 Актуальность рабочей программы воспитательной работы в школ
1.2 Место программы воспитательной работы в структуре основной образовательной программы школы
1.3 Цели и задачи программы
1.4 Предполагаемые результаты работы по программе
2. Пояснительная записка к программе воспитательной работы
2.1Анализ воспитательной работы за 2017-2018 учебный год
2.2 Характеристика группы
2.3 Индивидуальные характеристики воспитанников
2.4 Определение ожидаемых проблем в текущем учебном году
2.5 Цели и задачи воспитательной работы на новый 2018/2019 уч.год
3. Структура и содержание воспитательной работы
3.1 Направления работы
3.3 Виды деятельности и формы работы с детьми
3.3 работа с детьми группы «риска»
3.4Практическая деятельность по отработке навыков самообслуживающего и общественно-полезного труда
3.5Организация режимных моментов
3.6Работа с родителями
4. Условия реализации воспитательной работы
4.1Требования к минимальному материально-техническому
обеспечению
4.2 Принципы реализации программы
4.3 Предполагаемый результат
4.4 Информационное обеспечение воспитательной работы
5. Контроль и оценка результатов воспитательной работы
6. Рабочая неделя воспитательских групп
7. Календарно-тематическое планирование
8. Программа своего направления, кружка
Литература
1. Паспорт программы воспитательной работы
1.1 Актуальность рабочей программы воспитательной работы в школе обусловлена ведущей тенденцией современного образования, заключающейся в переходе к реализации ФГОС, в котором говорится о качественном обновлении содержания воспитательной работы, повышении требований со стороны общества и родителей к воспитанию детей, их социализации, культуры жизни. Мы должны подготовить детей с ограниченными возможностями здоровья к самостоятельной, продуктивной жизни в современном обществе, научить их обеспечивать свои потребности в соответствии с нормами морали, нравственности и Государственными законами РФ.
Актуальность программы заключается в том, что в процессе её реализации создаются условия для понимания воспитанником того, что жизнь человека, его ум и здоровье - это превеликая ценность на земле, и, что счастье его самого, родных, близких и окружающих людей в первую очередь зависит от желания постоянно работать над собой, стать образованным, духовно - воспитанным и трудолюбивым.
Данная программа адаптирована для каждодневной воспитательной деятельности, причём все материалы соотнесены с актуальными требованиями общества и школы-интерната, с реалиями сегодняшнего дня.
1.2 Место программы воспитательной работы в структуре основной образовательной программы школы
Программа воспитательной работы является частью основной образовательной программы школы-интерната. Работа осуществляется во вторую половину дня, после возвращения детей с уроков, с учетом их индивидуальных возможностей, опорой на зону ближайшего развития каждого воспитанника.
1.3 Цели и задачи программы
Цель данной программы - состоит в обеспечении целостного подхода к воспитанию и развитию личности воспитанника, в создании основы для сознательного, обдуманного управления развитием с учётом возрастных изменений; создание максимально благоприятных условий для раскрытия способностей каждой отдельной личности.
Задачи программы:
1. Развивать умение общаться и сотрудничать.
2. Создавать условия для развития творческих способностей детей.
3. Создавать условия для поддержания здоровья воспитанников.
4. Формировать самостоятельность, расширять возможности для
развития трудовых, художественно-эстетических умений.
5. Развивать эмоциональную и волевую сферы.
6. Изучать личностные качества воспитанников.
7. Повышение педагогической и психологической культуры
родителей через совместную деятельность.
1.4Предполагаемые результаты работы по программе
Решение задач, обозначенных в программе, способствует овладению воспитанниками следующими компетенциями:
· Понимание необходимости учебной деятельности.
· Овладение навыками общения в коллективной деятельности школьников.
· Умение сделать самостоятельный выбор в пользу нравственного образа жизни.
· Гуманистическое мировоззрение.
· Морально-этические знания и убеждения.
· Стремление к самосовершенствованию и воплощению духовных ценностей в жизненной практике.
· Ценностное отношения к Родине.
· Осознание чувства гордости за свою страну, гражданской ответственности, уважения к государственной символике, Конституции, законам и нормам общественной жизни.
· Способность к профессиональному самоопределению и труду.
· Осознание общественной и личной значимости труда, перспектив своего личного участия в нём.
· Овладение профессиональными трудовыми умениями и навыками (пошив одежды, вышивание, столярное дело).
· Трудовая коллективная деятельность, потребность трудиться.
· Трудовые навыки по уходу за собой, своим жилищем.
· Потребность в здоровом образе жизни.
· Понимание и принятие культуры здоровья, потребности в занятиях физической культурой и спортом.
· Овладение коммуникативными моделями поведения в наиболее типичных ситуациях (школа, улица, игровая площадка и т.д.).
· Навыки социальной и личной компетенции, позволяющие противостоять приобщению к употреблению ПАВ и раннему началу сексуальной жизни в условиях давления социального окружения.
· Умение отстоять собственное мнение, считаться с мнением окружающих.
2. Пояснительная записка к программе воспитательной работы
Актуальность данной программы состоит в том, что на современном этапе специального образования для работы в коррекционных школах VIII вида нет программ по воспитательной работе с детьми с нарушением интеллекта.
В настоящее время в России идет становление новой системы образования и воспитания. Это сопровождается существенными изменениями в практике учебно-воспитательного процесса.
Важнейшей составляющей педагогического процесса становится личностно-ориентированное воспитание, при котором происходит развитие и саморазвитие личностных качеств учащихся, становление воспитанников как личности с учетом индивидуальных особенностей. В современных условиях активизируется воспитательная функция образовательного учреждения в самых разных направлениях: гуманистическом, социальном, диагностическом, коррекционном и других. Предметом гуманистической педагогики является воспитание человека – гуманной личности, способной жить и творить в демократическом обществе.
Индивидуальный подход в воспитании предполагает организацию педагогических воздействий с учетом особенностей и уровня воспитанности ребенка, а также условий его жизнедеятельности.
Важная роль отводится в духовному воспитанию личности, становлению нравственного облика Человека, воспитанию гражданственности и национального самосознания.
Основой организации воспитательной работы в условиях коррекционной школы-интерната является понятие о «социализации» вхождение ребенка в социальную среду, усвоение им социального опыта, освоение и приобретение системы социальных связей. Ориентируясь на положение Л.С.Выготского о том, что «ребенок усваивает только тот опыт, который был им воспринят», в процессе социализации можно выделить два аспекта:
∙ в условиях интернатных учреждений, где семья заменена учреждением;
∙ в условиях «социального сиротства»;
∙ в ситуации ограниченной социальной активности, недостаточного включения ребенка в различные виды практической деятельности;
∙ в условиях ограниченных сфер реализации усвоенных социальных норм и социального опыта.
Все это значительно затрудняет процесс эффективности становления личности ребенка. Кроме этого имеется ряд личных факторов, которые также отрицательно сказываются на усвоении детьми социального опыта. К ним относятся:
∙ у большинства воспитанников есть отклонения в состоянии здоровья и психологическом развитии;
∙ односторонность, бедность мотивационной сферы; агрессивность, стремление обвинять в своих бедах окружающих; неумение и нежелание признать свою вину;
∙ неразвитость механизмов управления своим поведением в соответствии с меняющимися обстоятельствами, формирование различного рода «защитных образований», когда вместо умения самому справиться с трудной ситуацией возникает аффективное реагирование, обида, перекладывание ответственности на других;
∙ «…тяга к бродяжничеству и побегам как нереализованная потребность в жизненном пространстве для психологического обособления, для того, чтобы побыть одному, подумать»;
∙ иждивенческая позиция («нам должны», «дайте»), отсутствие бережливости и ответственности;
∙ «перегруженность» отрицательным опытом, негативными ценностями и образцами поведения.
Все эти черты – своего рода защита ребенка от ребенка от мира взрослых, неумелая попытка школьника противостоять тем ситуациям, в которые он попадает. При условии правильно организованной воспитательной работы можно избежать появление многих отрицательных наслоений в личности ребенка.
Данная программа поможет вооружить воспитателей конкретными методическими рекомендациями, которые они могут использовать в качестве «отправной точки» своего творческого моделирования по воспитательной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Перечень тем программы не является обязательным. Воспитатель, исходя из материально-технической базы школы и уровня подготовленности учащихся, вправе заменить темы.
2.1 Анализ воспитательной работы за 2017-2018 учебный год
Всего в группе 16 человек. Из них 4 девочкии и 12 мальчиков.
Вся воспитательная работа проводилась согласно календарно-тематического планирования.:
1.Знание – познавательное направление
2. «Социально-организованная деятельность по формированию житейских умений и навыков»
3.«Умники и умницы» - трудовое
4.«Карусель»- эстетическое
5«Родничок» - экологическое воспитание
6«Отечество»- патриотическое воспитание
7«Школа здоровья»- здоровье-сберегающее
8«Между девочками и мальчиками»
9 «Культура и мы»- культурное
Кружковая деятельность «Тестопластика»
Особое внимание уделялось таким факторам как соблюдение общего режима дня, обучение элементарным приёмам здорового образа жизни, а также соблюдение гигиенических условий в классе. -солнечные и воздушные ванны (оздоровительный час на свежем воздухе);
На каждую четверть ставились цели и задачи, которые решались совместно с воспитанниками группы и достигли определенных результатов.
Коллектив группы не сплочён . Ведётся работа по сплочению коллектива, но все еще случаются стычки между воспитанниками 8 класса: недоброжелательная обстановка в классе объясняется желанием наябедничать, показать «какой я хороший, а тот другой – плохой», не умением сдерживать свои эмоции, контролировать свою речь, поведение, привычкой брать желаемое криками, силой (Заикин А., Ткаченко З.). К концу года наблюдалось ухудшение поведения Заикина А. и Минашкина В.
Часто нарушал режим школы Гурьянов С.( курил на территории школы, уходил из школы самовольно)
Самоуправление в классе сформировано на низком уровне, т. к. явного лидера в группе не наблюдается.
Учащиеся вполне ответственно подходят к трудовым делам и поручениям, к организациям мероприятий, общешкольных праздников и конкурсов.
Свои творческие способности и активность проявили воспитанники : Ткаченко З., Чубаркин К., Сочуков С., проявила творческие способности ялылова Д..
16.05.18г. состоялся Смотр Художественной Самодеятельности для учащихся с 1 по 12 классов, посвященный «Детство».
Воспитанники принимали активное участие в следующих мероприятиях: « Золотая осень», «Международный женский день», «День защитников Отечества», « День победы», « Вечер памяти», « День земли», « Спортивная зарница», « Зелёный марафон»
17.05.18г. была организованна выставка поделок.
В связи с этим, по окончании срока реализации программы у детей были выявлены индивидуальные умственные, творческие и физические способности, развита разносторонняя личность через участие в общественной жизни школы, занятиях, спортивно-оздоровительных праздниках; воспитаны нравственные, общечеловеческие и этические нормы; сознательная дисциплина.
В следующем учебном году предстоит продолжить работу для достижения высоких результатов всех поставленных целей.
2.2 Характеристика группы
В группе 12 мальчиков и 4 девочки.
Отношения между обучающимися характеризуется как вполне благополучное. Отдельных групп внутри коллектива не наблюдается .В группе есть учащиеся, которые претендуют на лидерство: Заикин А., Ткаченко З.
Учащиеся понимают и принимают статус «ученика» и «учителя». Взаимодействие с классным руководителем и воспитателями строят на доверии и уважении.
Учащиеся не всегда самокритичны в отношении своей деятельности. Часто у детей наблюдается завышенная самооценка : Ткаченко З., Заикин А., Сочуков С.
Взаимоотношения между мальчиками и девочками носят ситуативный характер. Не всегда наблюдается сплочённость группы в коллективной деятельности.
Отношения в коллективе устанавливаются при непосредственном контакте, взаимодействии, общении и не зависят от ценности групповой деятельности. Наблюдается проявления взаимовыручки и взаимопомощи между обучающимися.
Так же у учащихся наблюдается большой познавательный потенциал , высокий уровень познавательной активности. Обучающиеся обладают способностью анализировать, обобщать, делать самостоятельные выводы. Ученики сообразительны, могут проявлять творчество в умственной деятельности. Владеют навыками самообслуживания.
Группа принимает активное участие во всех внеклассных и школьных мероприятиях. По мере своих сил каждый ученик старается принять участие в делах коллектива.
Необходимо:
- продолжить работу по формированию и сплочению коллектива, выработке единых ценностных норм и правил, которые бы принимали и осуществляли все члены группы.
-формировать познавательную активность, учебную мотивацию, формировать адекватную самооценку.
2.3 Характеристика на каждого воспитанника группы
Ф. И. О. обучающихся | Сведения об обучающихся |
Ткаченко Зураб | Мальчик способный в учёбе, общительный, имеет много друзей в группе и школе, в общении предпочитает старших учеников, активно занимается спортивной деятельностью. К учёбе отношение поменялось за прошедший год : мальчик стал выполнять задания не качественно, торопясь, перестал стараться. В общении со взрослыми наблюдается неуважение. Навыками самообслуживания обладает. |
Трошин Максим | Мальчик очень невнимательный, часто делает ошибки, нуждается в постоянном контроле деятельности, активно принимает участие в изобразительной деятельности ,отлично выполняет дежурство по классу и школе, ухаживает за цветами, но часто бросает начатое, не доводит до конца работу. Навыками самообслуживания обладает. |
Чубаркин Константин | Мальчик быстро раздражается, часто кричит и бурно выражает свои эмоции, наблюдается плаксивость , часто жалуется на других учеников. Принимает активное участие в жизни класса и группы, к учёбе относится очень старательно, задания выполняет аккуратно. Хорошо выполняет дежурство по классу , в столовой, по школе. Навыками самообслуживания обладает. |
Эльмурзаева Елизавета | Девочка спокойная, проявляет уважение к старшим, выполняет все поручения, редко обращается за помощью ,в жизни группы не активна. Навыками самообслуживания обладает. |
Силаев Сергей | Мальчик поддерживает дружные отношения со всеми детьми, но часто наблюдается отстранённость от жизни группы, неохотно принимает участие в групповых делах , но часто выполняет творческие работы дома и приносит их на выставку в класс. К поручениям относиться спокойно, но не всегда выполняет их качественно. Навыками самообслуживания обладает. |
Гурьянов Сергей | Мальчик эмоциональный, может уйти с территории школы, редко охотно выполняет поручения, часто затевает ссоры, после чего прячется от воспитателя ,но осознает свою вину и просит прощения у ученика, которого обидел. Может быть агрессивным, часто выражается нецензурной бранью. Навыками самообслуживания обладает. |
.
2.4 Определение ожидаемых проблем в текущем учебном году
Воспитанники коррекционной школы-интерната развиваются в условиях деформированного процесса социализации. Это затрудняет процесс становления личности детей. Мониторинги и результаты обработки карт наблюдений за детьми вскрыли следующие проблемы:
|
ПРОБЛЕМЫ | ПРЕДПОЛАГАЕМОЕ РЕШЕНИЕ |
Дети часто бывают, вспыльчивы, обижаются на замечания, не умеют прощать друзей. | Проводить еженедельно специальные занятия по личностному развитию детей, индивидуальные беседы с детьми, разговор «по душам» в присутствии родителей воспитанника. (Контроль за поведением Вани Б., Акмала, Антона, Саши П., Кати Б.). |
Здоровье детей. | В течение года проводить мероприятия по укреплению здоровья, утреннюю зарядку, организовать посещение спортивных секций и ЛФК. Организовать специальные беседы во время клубного часа. |
Изменение интересов и склонностей детей, их трудовых возможностей. | В работе учитывать индивидуальные и возрастные особенности детей, опираясь на зону их ближайшего развития. (Особое внимание Кате Б., Антону, Вике, Акмалу). |
Вредные привычки. | Дима К. имеет склонность к курению и употреблению спиртного. Нужно постараться уберечь детей от этих пагубных пристрастий. |
Качественный уход за телом и одеждой. | В течение года знакомить детей с приемами самообслуживающего труда, прививать необходимые навыки и умения, включать эту работу во все виды деятельности с целью отработки навыков. (Контроль за Владом, Олей Козновой, Сашей Петровым). |
Детям необходима помощь психолога.
| Наладить связь с психологом, делать записи о проблемах детей в дневнике наблюдений, обеспечить посещение занятий психолога, проводить психотренинги и психогимнастики. |
Многие воспитанники нуждаются в коррекции речи и звукопроизношения.
| Организовать работу по развитию монологической и диалогической речи детей, обеспечить посещение логопедических занятий и выполнение заданий логопеда. (Индивидуальная работа с Сашей, Лерой, Антоном). |
2.5 Цели и задачи воспитательной работы
Цель воспитательной работы в группе:
Формирование социально адаптированной личности посредством создания единого реабилитационно-развивающего пространства, с учетом ограниченных возможностей каждого воспитанника и его индивидуальных особенностей.
Задачи:
• способствовать формированию образцов поведения и эталонов жизни, отвечающих нормам морали и нормам поведении принятым в обществе,
• способствовать созданию позитивных межличностных отношений, коммуникативных навыков;
• воспитывать добросовестное отношения к учебе;
• воспитывать сознательную дисциплину;
• осуществлять правовое обучение и воспитание;
• формировать негативное отношение к вредным привычкам;
• формировать разносторонние интересы воспитанников через участие в общественной жизни школы, кружках, спортивных секциях.
3 Структура и содержание воспитательной работы
3.1 Направления работы
|
Направление. | Содержание работы
|
Личностное развитие. | Диагностика уровня воспитанности, самооценка черт характера. Формирование навыков общения в коллективной деятельности школьников, как основы новой социальной ситуации развития. Отработка норм поведения в обществе. Формирование ценностного отношения к Родине, уважения к Государственной символике, законам и нормам общественной жизни.
|
Охрана здоровья. | Формирование культуры здоровья, здорового образа жизни. Формирование санитарно-гигиенических навыков, развитие ответственности за свое здоровье. Формирование элементов физического совершенствования тела. Воспитание потребности в физических упражнениях. Профилактика употребления психоактивных веществ. |
Творческое воображение. | Формирование механизмов творческого восприятия, мышления. Развитие механизмов творческого продуктивного общения, умений принять других. Коррекция эмоциональной сферы воспитанников, снятие эмоциональной зажатости, напряжения, чтоб тем самым способствовать развитию способностей детей.
|
Трудовое воспитание. | Отработка навыков учебного поведения. Знакомство с новыми навыками самообслуживания. Формирование навыков трудовой коллективной деятельности, потребности трудиться. Воспитание человека – труженика. Развитие системы трудовых навыков по уходу за собой, своим жилищем.
|
Основы социализации. | Отработка коммуникативных моделей поведения в наиболее типичных ситуациях (школа, улица, игровая площадка и т.д.). Осмысление себя как гражданина общества.
|
Основы гражданского самосознания. | Знакомство с источниками национальной культуры. Начальные понятия о правовом поведении. Начальное экономическое просвещение.
|
3.2 Виды деятельности и формы работы с детьми в новом учебном году
- занятия, клубные часы, экскурсии, индивидуальные беседы;
- посещение кружков, спортивных секций, участие во всех возможных видах школьных спортивных мероприятий;
- практическая деятельность по гигиене тела, утренняя гимнастика, профилактические беседы о вреде алкоголя и курения;
- участие в школьной театрализации, конкурсах чтецов, общешкольных праздниках;
- организация и проведение развлечений и культурного отдыха детей, посещение кинотеатра, просмотр телепередач;
- занятия по ручному труду;
- самообслуживающий труд;
- беседы о труде людей, дежурство;
- генеральная уборка группы;
- коллективный труд (в школьном дворе), индивидуальные трудовые поручения;
- экскурсии на предприятия;
- сюжетно-ролевые игры, игры-театрализации;
- посещение библиотеки и помощь в ремонте книг;
- общешкольные мероприятия;
- специальные занятия (с логопедом и психологом);
- посещение школьного музея и городского;
- беседы с детьми с приглашением работников полиции, ГИБДД, МЧС, тематические экскурсии;
- беседы с родителями о правовом поведении детей.
В сетку воспитательных мероприятий мы ввели этические беседы «Мое место в жизни», где в простой непринужденной форме будут проходить откровенные диалоги с детьми на разрешение различных жизненных проблем. В уютной домашней обстановке будем совместно решать вопросы поведения детей в различных жизненных ситуациях, разбирать конкретные случаи из жизни и оценивать поведение участников.
Опыт прошлого года показал, что из-за загруженности детей в учебное время не всегда удается полноценно организовать день здоровья каждую неделю. Мероприятия, посвященные формированию здорового образа, жизни будут организованы в течение всей недели (ЛФК, зарядка, воздушные ванны и т.п.), а один раз в неделю этому будет уделено время или на занятии, или на клубном часе (беседы, минутки здоровья), а общешкольный день здоровья будет проводиться в четверг на последней неделе перед каникулами. Также мы планируем провести в марте ежегодный праздник; «Мы за здоровый образ жизни».
По-прежнему пятница останется днем обучения навыкам само обслуживающего труда, где будут организованно проходить генеральные уборки спален и групповой комнаты и субботники по уборке школьного двора, дети будут учиться готовить себе одежду к бане, чистую одежду для уроков и смену постельного белья.
По-прежнему каждым воспитателем будут проводиться специальные коррекционно-развивающие занятия с усложнением для детей старшей подгруппы, с учетом индивидуальных возможностей детей и их зоны ближайшего развития. Итоговые занятия запланированы в конце каждой учебной четверти.
Работа в группе должна способствовать решению основной задачи воспитательной работы: способствовать формированию образцов поведения и эталонов жизни, отвечающих нормам морали и нормам поведении принятым в обществе.
3.3 Работа с детьми «группы риска»
Гурьнов Сергей
Минашкин Владислав
Сочуков Сергей
Целью работы с трудными детьми это предоставление подросткам возможности осознать важность приобретения ими социальных навыков; расширение ролевого репертуара детей, обеспечивающего улучшение коммуникации и способствующего безопасности процесса социального экспериментирования, свойственного подростковому возрасту; актуализация процесса социального самоопределения; создание условий формирования позитивного самоотношения.
Свободное время — умение разумно и интересно, с пользой для себя и окружающих проводить свой досуг — острая проблема детей «группы риска». С одной стороны, досуговая деятельность привлекает учащихся нерегламентированностью, добровольностью видов и форм деятельности, широкими возможностями для самодеятельности, неформальным характером отношений. Количество свободного времени у «трудного» ребенка вырастает в неделю приблизительно до 50 часов, а в день — до 8 часов. Мы сократили это количество часов до минимума. С другой стороны, наблюдается неумение «трудного» ребенка рационально использовать свое свободное время, неразвитость у него умений и навыков досуговой деятельности. Необходимо заполнить эту пустоту, помочь ребенку приобрести опыт самоутверждения в полезной деятельности, умения и навыки самоорганизации, планирования своего времени, формирование интересов, умения добиваться поставленной цели.
Работа проводится по принципу «Час упустишь – век не наверстаешь» (Л.Н. Толстой). Дети должны быть максимально занятыми. Режим школы не позволяет им бездельничать. Максимальная занятость позволяет ограничить воспитанников от негативного воздействия окружающей социальной среды.
Направить деятельность на профилактическую и коррекционно-развивающую работу с детьми асоциального поведения, отвлечение от негативного влияния улицы, приобщение через отработанные педагогические технологии к здоровому образу жизни, оздоровлению и облагораживанию круга общения, создание условий для физического, психического и социального благополучия. На одном из первых мест в работе с этими детьми стоит проблема сохранения физического, психического и духовного здоровья учащихся — фундаментальной основы для полноценного и гармоничного развития личности; защиты прав и интересов ребёнка из неблагополучной семьи, оказания комплексной помощи. Профилактика асоциальных явлений предполагает целый комплекс социально-профилактических мер, которые направлены на оздоровление условий семейного, школьного воспитания, так и на индивидуальную психолого-педагогическую коррекцию личности подростка, также мер по восстановлению его социального статуса в коллективе сверстников.
3.4 Практическая деятельность по отработке навыков самообслуживающего и общественно-полезного труда- навыки, которыми должен овладеть в течении уч.года
8 класс
ЛИЧНАЯ ГИГИЕНА
Учащиеся должны знать:
типы кожи и правила ухода за кожей лица;
виды косметических средств для ухода за кожей .лица и правила пользования ими.
Учащиеся должны уметь: .
выбирать косметические средства в зависимости от цели, состояния кожи, времени года;
правильно пользоваться косметическими средствами.
ОДЕЖДА
Учащиеся должны знать:
правила стирки и сушки изделий из шерстяных и синтетических тканей;
правила и последовательность утюжки изделий;
правила пользования прачечной виды услуг;
правила подготовки вещей к сдаче в стирку;
правила пришивания меток;
правила пользования прачечной самообслуживания.
Учащиеся должны уметь:
стирать и сушить изделия из шерстяных и синтетических тканей;
утюжить блузки, рубашки, платья;
заполнять бланки для сдачи белья в прачечную.
ПИТАНИЕ
Учащиеся должны иметь представление:·
о разнообразии изделий из теста, приготовленных в домашних условиях;
о способах заготовки овощей и фруктов впрок.
Учащиеся должны знать:
способы и последовательность приготовления изделий из теста;
способы и последовательность соления и квашения овощей;
способы варки варенья из фруктов и ягод.
Учащиеся должны уметь:
готовить изделия из разных видов теста;
оформлять эти изделия;
солить овощи, варить варенье;
составлять меню завтрака, обеда и ужина, учитывая наличие продуктов и правила рационального питания.
СЕМЬЯ
Учащиеся должны знать:
правила и периодичность кормления ребенка из соски и с ложки;
правила и периодичность купания ребенка;
правила и последовательность одевания и пеленания грудного ребенка;
санитарно-гигиенические требования к содержанию детской постели, посуды, игрушек;
правила ухода за грудным ребенком.
Учащиеся должны уметь
купать, одевать, пеленать куклу; .
кормить куклу с ложки и из соски;
содержать в порядке детскую постель., посуду, игрушки.
КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ
Учащиеся должны знать:
правила поведения юноши и девушки при знакомстве, в общественных местах, дома; .
требования к внешнему виду молодых людей.
Учащиеся должны уметь:
культурно и вежливо вести себя при знакомстве, в общественных местах, дома;
выбирать косметические средства, украшения;
подбирать прическу , одежду, учитывая свой возраст, индивидуальные особенности, а также характер пред стоящего мероприятия (собрание, посещение театра, танцы, турпоход и т.д.).
ЖИЛИЩЕ
Учащиеся должны знать:
правила и периодичность уборки кухни, санузла;
моющие средства, используемые при уборке кухни, санузла;
санитарно-гигиенические требования и правила техники безопасности при уборке кухни и санузла. ,
Учащиеся должны уметь:
мыть кафельные стены, чистить раковины;
пользоваться печатными инструкциями к моющим средствам, используемым при уборке кухни и санузла.
ТРАНСПОРТ
Учащиеся должны иметь представление:
о назначении междугородного автовокзала, речного и морского порта.
Учащиеся должны знать:
основные автобусные маршруты;
основные маршруты водного транспорта.
Учащиеся должны уметь:
пользоваться расписанием;
определять стоимость проезда;
покупать билет;
обращаться за справкой.
ТОРГОВЛЯ
Учащиеся должны иметь представление
о назначении специализированных магазинов.
Учащиеся должны знать:
ассортимент товаров в различных специализированных магазинах;
стоимость основных продовольственных и промышленных товаров.
Учащиеся должны уметь:
выбирать покупку с учетом различных условий;
подсчитывать стоимость покупок;
культурно вести себя в магазине.
СРЕДСТВА СВЯЗИ
Учащиеся должны знать:
правила пользования городским телефоном-автоматом и домашним телефоном;
правила пользования телефонным справочником;
номера телефонов срочного вызова (пожарной службы, аварийных служб, милиции и т.д.);
функции и виды междугородной телефонной связи; правила пользования автоматической телефонной связью;
тарифы на телефонные разговоры в дневное и вечернее время, выходные дни, зависимость оплаты от дальности расстояния;
порядок заказа междугородного телефонного разговора;
порядок заказа разговора в кредит.
Учащиеся должны уметь:
объяснить причину звонка по телефону срочного вызова;
получать· по телефону справки, узнавать время;
культурно разговаривать по телефону.
МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ
Учащиеся должны знать:
правила и приемы оказания первой помощи при несчастных случаях (правила обработки пораженного при ожогах участка кожи, промывания желудка при отравлении; меры, принимаемые при обмораживании разных степеней, при солнечных и тепловых ударах);
виды глистных заболеваний и меры их предупреждения.
Учащиеся должны уметь:
оказывать первую помощь при ожогах, обмораживании;
оказывать первую помощь утопающему.
УЧРЕЖДЕНИЯ, ОРГАНИЗАЦИИ И ПРЕДПРИЯТИЯ
Учащиеся должны знать:
куда обращаться за помощью в случае необходимости;
адрес местной администрации;
функции отдела по учету и распределению жилплощади, отдела социального обеспечения, отдела народного образования, комиссии по делам несовершеннолетних, отдела по трудоустройству.
ЭКОНОМИКА ДОМАШНЕГО ХОЗЯЙСТВА
Учащиеся должны знать:
основные статьи расхода в семье, правила учета расходов; размер квартиры, тарифы на электричество, газ; порядок и периодичность оплаты жилплощади и коммунальных услуг;
размер и порядок внесения платы за телефон; порядок планирования покупок, стоимость одежды, обуви, мебели и др.
Учащиеся должны уметь:
подсчитывать расходы, планировать расходы на день, на две педели с учетом бюджета семьи;
снимать показатели счетчика и подсчитывать стоимость израсходованной электроэнергии, газа, заполнять квитанции
планировать крупные покупки.
9 класс
ЛИЧНАЯ ГИГИЕНА
Учащиеся должны иметь представление:
о необходимости поддержании физического здоровья;
О современных спортивных увлечениях: фитнесе, шейпинге, бодибилдинге, бесконтактных единоборствах, ритмической гимнастике и Т.п.;
О вреде курение для курящих и окружающих;
о социальных последствиях, к которым приводит дурные привычки.
Учащиеся должны знать
о вредном воздействии алкоголя и наркотиков и курении на организм человека.
ОДЕЖДА И ОБУВЬ
Учащиеся должны иметь представление:
о стиле одежды и моде; о средствах выражения индивидуальности;
о воздействии средств для выведения пятен на различные виды тканей.
Учащиеся должны знать:
размеры одежды и обуви, гарантийные сроки носки, правила возврата покупок;
способы обновления одежды с помощью мелких деталей;
средства для выведения пятен в домашних условиях;
общие правила выведения жирных, фруктовых пятен, пятен от масляной 'краски, крови, молока, мороженого, шоколада; кофе, следов от горячего утюга и др.;
санитар но-гигиенические требования и правила техники безопасности при работе со средствами для выведения пятен .
Учащиеся должны уметь:
подбирать одежду и обувь в соответствии с индиви-
дуальными особенностями и размером;
определять стиль одежды;
пользоваться журналом мод;
рационально выбирать товары, учитывая их назначение и собственные возможности;
выводить пятна различными способами и средствами.
ПИТАНИЕ
Учащиеся должны иметь представление
о диетическом питании.
Учащиеся должны знать:
способы приготовления национальных блюд;
правила сервировки праздничного стола;
меню ребенка ясельного возраста.
Учащиеся должны уметь:
готовить национальные блюда;
сервировать праздничный стол;
готовить отдельные блюда для детей ясельного
возраста;
готовить отдельные диетические блюда.
СЕМЬЯ
Учащиеся должны иметь представления:
о порядке и условиях заключения и расторжения брака;
об основах семейных отношений, семейных традициях, организации досуга и отдыха в семье;
о морально-этических нормах взаимоотношений в семье, об обязанностях членов семьи, связанн заботой о детях;
о распределении хозяйственно-бытовых обязанностей между членами семьи.
Учащиеся должны уметь
анализировать различные семейные ситуации и давать им правильную оценку.
КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ
Учащиеся. должны знать:
требования культуры поведения, нормы морали и этики в современном обществе;
нормы поведения с соседями по коммунальной квартире и по площадке (приветствие, взаимоуважение,
взаимопомощь); ,
правила приема гостей (правила поведения хозяев при встрече, расставании, во время визита).
Учащиеся должны уметь:
встречать гостей, вежливо вести себя во время приема гостей;
анализировать поступки людей и давать им правильную оценку;
соблюдать морально-этические нормы в семье и обществе.
ЖИЛИЩЕ
Учащиеся должны знать:
правила расстановки мебели в квартире (с учетом размера и особенностей площади, назначения комнат, наличия мебели);
требования к подбору занавесей, светильников и других деталей интерьера; правила сохранения жилищного фонда.
Учащиеся должны уметь:
расставлять мебель в квартире (на макете);
подбирать детали интерьера.
ТРАНСПОРТ
Учащиеся должны иметь представление .
о назначении авиатранспорта.
Учащиеся должны знать:
основные маршруты самолетов;
службы аэровокзала
порядок приобретения и возврата билетов;
правила посадки в самолет.'
Учащиеся должны уметь:
ориентироваться в расписании;
определять маршрут и выбирать транспортные средства.
ТОРГОВЛЯ
Учащиеся должны иметь представление
о назначении ярмарки, рынка, их отличия от магазина комиссионной торговли, скупки, уцененной , торговли.
Учащиеся должны знать:
отделы рынка;
цены на-отдельные товары;
отличия цен на ярмарке рынке и в магазинах;
правила сдачи вещей в скупку, комиссионный магазин;
правила получения денег за проданные вещи.
Учащиеся должны уметь:
выбирать покупки в соответствии со своими потребностями и возможностями;
вежливо обращаться к 'продавцу;
подсчитывать стоимость покупок.
СРЕДСТВА СВЯЗИ
Учащиеся должны знать:
современные виды связи;
виды денежных переводов, их стоимость.
Учащиеся должны уметь:
заполнять бланки почтового и телеграфного переводов, оформлять квитанцию по оплате телефонных услуг.
МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ
Учащиеся должны иметь представление
о кишечных инфекционных заболеваниях, воздушно-капельных инфекциях, путях распространения инфекций.
Учащиеся должны знать:
меры по предупреждению инфекционных заболеваний;
правила ухода за больными;
условия освобождения от работы (по болезни, для ухода за больным).'
Учащиеся должны уметь:
одевать, умывать, кормить больного (взрослого, ребенка);
измерять температуру;
ставить горчичники (на куклу);
перестилать постель лежачего больного.
УЧРЕЖДЕНИЯ, ОРГАНИЗАЦИИ И ПРЕДПРИЯТИЯ
Учащиеся должны иметь представление
о назначении предприятий бытового обслуживания.
Учащиеся должны знать:
местонахождение предприятий бытового обслуживания;
виды оказываемых ими услуг;
правила пользования услугами предприятий бытового обслуживания;
профессии работников предприятий.
Учащиеся должны уметь
обращаться с вопросами, просьбами к работникам предприятий бытового обслуживания.
ЭКОНОМИКА ДОМАШНЕГО ХОЗЯЙСТВА
Учащиеся должны иметь представление:
о значении и характере культурных потребностей; • о значении экономии в домашнем хозяйстве;
О значении кредита, страхования.
Учащиеся должны знать:
правила экономии (учет реальных возможностей, контроль расходов, перелицовка и реставрация вещей, экономия электроэнергии и т.д.);
виды и цели сбережений;
порядок помещения денег в сберкассу;
виды кредита, порядок его оформления;
виды страхования.
Учащиеся должны уметь:
планировать и подсчитывать расходы на культурныe и текущие потребности;
соблюдать правила экономии;
заполнять ордер на получение и~ внесение денег в сберкассу.
ПРОФОРИЕНТАЦИЯ И ТРУДОУСТРОЙСТВО
Учащиеся должны знать:
отвечают ли личностные данные требованиям выбранной профессии;
учреждения и отделы по трудоустройству;
местонахождение и названия предприятий, где требуются работники по специальностям, изучаемым в школе;
виды документов, необходимых для поступления на работу;
правила перехода на другую работу;
перечень основных деловых бумаг и требования к их написанию.
Учащиеся должны уметь:
соотносить выбранную профессию со своими возможностями;
заполнять анкету;
писать заявление, автобиографию; .
составлять заявки на материалы, инструменты;
писать расписку, докладную записку;
обращаться. в отделы кадров учреждений для устройства на работу.
3.5 Организация режимных моментов
Вторая половина дня.
Беседа с классным руководителем, какие проблемы были у детей на уроках, как прошел учебный день.
14.30 Прием детей.
Задачи: переодеть детей в домашнюю одежду и отвести умыться. Следить, чтобы дети правильно и чисто вымыли руки и обязательно пользовались индивидуальным полотенцем для рук.
14.40 Обед.
Задачи: учить детей правильно сервировать стол, называть те блюда, которые приготовлены на обед, кушать аккуратно, не разговаривать во время еды, убирать за собой посуду, вытирать стол, подметать под столом.
15.00 Воспитатель идёт с детьми на улицу или в спортзал. Проводит игры, спортивный час, прогулку. Индивидуальная работа с детьми. Кружки, секции.
16.30. Полдник.
17.00. Самоподготовка
18.30. Воспитательский час (занятия, беседы, ручной труд, рукоделие, формирование навыков самообслуживающего труда).
19.00. Ужин.
Задачи: контролировать выполнение санитарно - гигиенических правил, правил приёма пищи, сервировки стола и уборки за собой посуды.
19.30. прогулка, вечерняя линейка
20.00 Подготовка ко сну, вечерний туалет.
21.00 Передача детей помощнику воспитателя. Сон.
3.6 Работа с родителями
Цель:
Формирование активной позиции родителей в социальной адаптации детей и выборе их профессии.
Задачи:
· консультировать родителей по вопросам, касающимся проживания детей в школе-интернате (бытовые вопросы);
· консультировать родителей в отношении семейного воспитания детей;
· оказать помощь в решении проблем, касающихся норм поведения в школе-интернате, соблюдение режима работы школы.
Формы работы:
4. Условия реализации программы воспитательной работы
4.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация рабочей программы воспитательной работы требует наличия групп для пребывания детей, спальных помещений, столовой, медицинского кабинета, спортивного зала, актового зала, оборудованного места для прогулок с детьми в школьном дворе.
4.2 Принципы реализации программы.
Принцип личностно – ориентированного воспитания – создание условий для развития индивидуальности учащегося, его свободной воли в выборе средств и путей самоопределения. Организация педагогической поддержки учащегося в овладении навыками самоанализа, самопознания, самоопределения и самосовершенствования.
Принцип гуманистической направленности – обеспечение доверительных отношений между участниками воспитательного процесса, воспитание чувства уважения к окружающим.
Принцип социального взаимодействия – сотрудничество, сотворчество всех участников воспитательного процесса, расширение сферы общения учащихся, создание условий для конструктивных процессов профессионального самоопределения, формирования навыков социальной адаптации.
Принцип компетентностного подхода – создание условий для проявления и развития личности учащегося в различных видах деятельности. В процессе познавательной, творческой, коммуникативной деятельности учащийся овладевает определенными компетенциями.
Принцип открытости - школьники планируют жизнь в группе совместно с воспитателем , внося свои коррективы в предложения взрослого с учетом своих интересов, потребностей и желаний.
Принцип гуманности. Создание доброжелательной атмосферы, способствующей ориентации ребёнка на положительные действия и поступки. Обеспечение гарантий защищённости, создание условий для свободного развития, самореализации самоактуализации.
Принцип творчества. Новые решения традиционных дел, поиск новых вариантов организации познавательной, спортивной, трудовой, предметно – практической деятельности, изменение ролевой позиции при подготовке дел.
Деятельностный принцип. Способствует развитию мотивации личности к познанию и творчеству, самореализации и самоопределению.
Принцип индивидуальности. Отражение уникальности, неповторимости человека в сочетании, соединении его индивидуальных, личностных и субъективных проявлений.
Принцип педагогической поддержки. Помощь каждому ребёнку в личностном самоопределении. Поддержка может быть реализована на основе единства деятельности и гуманных взаимоотношений.
Сроки реализации программы: программа рассчитана на учебный год.
4.3 Предполагаемый результат
Предполагаемым результатом данной воспитательной программы является постоянное участие родителей в учебно-воспитательном процессе; осознание норм социального поведения; снижение уровня конфликтности, агрессивности и правонарушений школьников; улучшение состояния здоровья детей; повышение мотивации к обучению; формирование у детей навыков самостоятельности: самоанализа, самооценки, самоуправления.
Средствами воспитания являются деятельность, общение и отношения, которые подчинены правилам, обязанностям и правам, закрепленными Уставом школы.
К концу учебного года у детей должно быть:
1. Сформировано осознанное принятие ценностей здорового образа жизни и регуляции поведения в соответствии с ним.
2. Желание и умение учиться.
3. Навыки сотрудничества в различных видах деятельности.
4. Самостоятельность и инициативность.
Воспитанники группы должны научиться:
1. Проявлять интерес к познанию.
2. Понимать и принимать необходимость приобретения знаний.
3. Уметь участвовать в различных видах совместной деятельности, а также самостоятельно организовывать совместную деятельность.
4. Иметь представление о нравственных основах человеческого поведения в реальной жизни и на материале художественных произведений.
5. Уметь использовать полученные знания в повседневной жизни.
6. Проявлять готовность следовать основным нравственным нормам (отношение к людям, объективная оценка себя и других людей).
4.4 Информационное обеспечение воспитательной работы
1. Акимушкин И. Кто без крыльев летает. - М., 1992
2. Бушуева Л. Книга добрых поздравлений. - М.: РИПОЛ клас сик, 2005.
3. Григорьева С.А., Григорьев Н.В., Крейдлин Г.Е. Словарь языка русских жестов. - М.: Вена, 2001.
4. Гридина В.Т., Завязкин О.В. Читай, рассуждай, отгадывай. - М.:БАО-ПРЕСС, 2005.
5. Дик Н.Ф. Классные часы и нестандартные уроки – Ростов на Дону: Феникс, 2004.
6. Загадки русского народа: Сборник загадок, вопросов, притч и задач.-М.:ТЕРРА, 1996.
7. Книга для девочек – Магнезия, 1998
8. Командные игры- испытания. сборник игр. -М.: Пед .общество «Россия»,2003.
9. Крутогоров Ю. Ваше имя? Робот. - М., 1979.
10. Ликум А. Все обо всем. Популярная энциклопедия для детей. -М.: Слово, 1994.
11. Сказки. / Под ред. В. Тыжнова. - М., 1991.
12. Современная энциклопедия для девочек.- Минск: Современный литератор, 1999.
13. Щалаева Г.П. Большая книга правил поведения для воспитанных детей. –М.: Эксмо, 2006.
14. Энциклопедия для детей. Личная безопасность / Глав. ред.В.А. Володин. - М.: Аванта +, 2001.
5 Контроль и оценка результатов воспитательной работы
Мониторинг результатов осуществляется по направлениям раз в полугодие, проводится анализ и в случае необходимости коррекция программы. В конце года данная работа позволит проследить динамику формирования знаний, умений, навыков воспитанников.
Отслеживание (выявление) уровня интеллектуального развития и тревожности школьников, мотивации, готовности их к обучению и мотивации успешности обучения;
1. Изучение межличностных отношений;
2. Наблюдение и составление карты здорового образа жизни;
3. Наблюдение и составление карт индивидуального развития ребенка;
4. Изучение стиля семейного воспитания и разработка практических рекомендаций для родителей.
Диагностический блок.
Эффективность реализации программы отслеживается по результатам диагностических средств
1. Анкеты.
2. Тесты.
3. Статистический учет
4. Диагностический мониторинг.
5. Анкетирование и тестовый опрос воспитанников и родителей.
· «Экспертная оценка адаптированности ребенка к школе». Диагностика по методике Чиркова В.И., Соколова О.Л., Сорокина О.В.
· «Диагностика психических механизмов: памяти, внимания, восприятия, воображения, мышления»
· «Формирование положительной групповой мотивации» В.А. Розановой.
· « Психологический климат классного коллектива» В.С. Ивашкин, В.В. Онуфриев.
· Методика А.М. Лутошкина «Какой у нас коллектив?»
· «Самооценка психических состояний» (по Айзенку)
· «Оценка агрессивности в отношениях. Тест А. Ассингера
· «Сформированность основных нравственных качеств личности» Шиловой
· «Диагностика уровня воспитанности учащихся» Шиловой
6. РАБОЧАЯ НЕДЕЛЯ ГРУППЫ
ДЕНЬ НЕДЕЛИ | ЧЕМ ЗАНИМАЕМСЯ, ТЕМАТИКА ДНЯ | ОСОБЫЕ ОТМЕТКИ |
ПОНЕДЕЛЬНИК | ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ (НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ ОСВЕДОМЛЕННОСТЬ, ФОРМИРОВАНИЕ ЧУВСТВА ГРАЖДАНСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ) «ЗНАНИЕ» | РЕЙД – СОСТОЯНИЕ САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКОГО РЕЖИМА В ШКОЛЕ, СПАЛЬНОМ КОРПУСЕ; ВНЕШНИЙ ВИД ВОСПИТАННИКОВ, ЛИЧНАЯ ГИГИЕНА |
ВТОРНИК | ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ, ПРИКЛАДНОЕ ТВОРЧЕСТВО «ЗОЛОТЫЕ РУКИ» | КЛАССНО-ГРУППОВЫЕ СОБРАНИЯ |
СРЕДА | БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВАЯ И ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ «КАРУСЕЛЬ» | ОБЩЕШКОЛЬНЫЙ ВОСПИТАТЕЛЬСКИЙ ЧАС;
ЧАС ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ;
ОБЩЕШКОЛЬНЫЕ ПРАЗДНИКИ |
ЧЕТВЕРГ | ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ И ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ И КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТИ «РОДНИЧОК» «ОТЕЧЕСТВО» | ПРАКТИКА
РАБОТА НА ЗАКРЕПЛЕННОЙ ТЕРРИТОРИИ
|
ПЯТНИЦА |
РАБОТА ПО ЗОЖ «ШКОЛА ЗДОРОВЬЯ» | ЗАСЕДАНИЕ СОВЕТА ПРОФИЛАКТИКИ, ДЕТСКОГО СОВЕТА
БЫТОВОЙ ДЕНЬ |
СУББОТА | БЫТОВОЙ ДЕНЬ ПРОГУЛКИ ПО МАРШРУТАМ. ГРУППОВЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ «КУЛЬТУРА И МЫ»
| РАБОТА НА ЗАКРЕПЛЕННОЙ ТЕРРИТОРИИ
ДИСКОТЕКА |
ВОСКРЕСЕНЬЕ | ПРОГУЛКИ ПО МАРШРУТАМ. ГРУППОВЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ «КУЛЬТУРА И МЫ» | УБОРКА СПАЛЬНОГО КОРПУСА |
ЕЖЕДНЕВНО:
19:30 – ВЕЧЕРНЯЯ ЛИНЕЙКА ДЛЯ 1-4 КЛАССОВ
19:45 – ВЕЧЕРНЯЯ ЛИНЕЙКА ДЛЯ 5-12 КЛАССОВ
ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ЧАС НА СВЕЖЕМ ВОЗДУХЕ: 15:30-16:30; 19:00-19:40
7. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ
(ВАШ календарь-сетка)
8. Кружковая работа с воспитанниками группы
«Тестопластика» - лепим из теста, способен увести детей в увлекательную страну пластики, открыть дверцу в мир творчества и мастерства. Велико образовательное и воспитательное значение лепки, особенно в плане умственного и эстетического развития ребенка.
С каждым годом становится все больше детей, которые отстают от своих сверстников в своем развитии. Человеческие руки – это тот инструмент, при помощи которого можно повлиять на общее развитие ребенка.
Состояние тонкой ручной моторики оказывает большое влияние и на развитие у ребенка речевой функции, оно важно для полноценного формирования устной речи.
Неудовлетворительный уровень развития мелкой моторики проявляется в неспособности проводить достаточно четкие и прямые линии при срисовывании образцов геометрических фигур, начертании печатных букв, в неумении точно вырезать по контуру фигуры из бумаги и многое другое.
Причин, ведущих к недостаточному развитию моторики много, но среди них можно выделить основные, наиболее распространенные, отражающие общие условия развития и воспитания современных детей. Наряду с ослабленным здоровьем и сниженным показателем общего физического развития детей, отставание в развитии моторики психологи объясняют и рядом социальных факторов. У детей нередко очень мал опыт выполнения графических заданий, рисования, несовершенна координация движений руки, низок уровень зрительно-моторной координации, пространственного восприятия и зрительной памяти.
Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания младших школьников. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения в школе. Так же, как и другие виды изобразительного искусства, лепка формирует эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного.
Лепка воспитывает усидчивость, развивает трудовые умения и навыки ребенка, мышцы пальцев и ловкость рук. Работа с тестом способствует выработке красивого почерка, учит рисованию и рукоделию.
Ребенок, начавший лепить в раннем возрасте, существенно опережает своих сверстников в освоении различных навыков. И дело здесь не в том, что он раньше начал практиковаться в лепке, а в том, что лепка рано разбудила его интеллектуальные и творческие задатки, приобретаемые ребенком благодаря лепке.
Лепить можно из глины, пластилина, воска, теста. Учитывая все достоинства и недостатки этих материалов, я предпочла бы в работе с детьми использовать соленое тесто.
Цель:
Выработка у детей художественных умений и навыков в декоративно – прикладном искусстве тестопластике.
Задачи :
Познакомить с лепкой из соленого теста, с инструментами для занятий, способами и приемами лепки, с тем, как оформить и сохранить выполненные игрушки и изделия.
Расширять кругозор детей, способствовать формированию творческого отношения к окружающей жизни и нравственных представлений
Вырабатывать художественный вкус, умение наблюдать, выделять главное, умение не только смотреть, но и видеть.
Работа детей на занятиях способствует эмоциональной разгрузке детей, развитию фантазии, аккуратности, памяти.
К концу года у детей наблюдается положительная динамика: расшириться кругозор через пространственное восприятие мира, уметь работать в группах, изучить технику работы с соленым тестом, а также умение оценивать свою работу и корректировать деятельность с целью исправления недочетов.
В момент лепки и работы с тестом тревожные, агрессивные дети успокаиваются и сосредотачиваются на рабочем процессе. Идет мощный внутренний процесс, т.к. тесто дети делают руками, развивается мелкая моторика рук.
Тестопластика подходит и для детей и для взрослых. Ее можно использовать и на совместных занятиях детей и взрослых.
Тестопластика способствует всестороннему развитию личности и является здоровьесберегающим компонентом в работе педагога
Литература для педагога
1. Аверин В.А. «Психология детей и подростков», 2-е издание, «Издательство Михайлова В.А.», Санкт-Петербург, 1998.
2. Белкина В.Н. Педагогическое регулирование взаимодействия детей со сверстниками – Монография под редакцией Рожкова М.И., ЯГПУ им.К.Д. Ушинского, Ярославль, 2000.
3. Богомолова Л. Социально-трудовая адаптация умственно отсталых детей в домах – интернатах. – М., 1988.
4. Божович Л. И. Психология личности. Изд-во МГУ. - М., 1982.
5. "Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков" под редакцией Эльконина Д. Б., Драгуновой Т.В. Просвещение, - М., 1967.
6. Власова Т.А., Певзнер М.С. Дети с отклонениями в развитии. – М., 2001.
7. Выготский Л.С., Педагогическая психология, - М., 1991.
8. Выготский Л.С.,Собрание сочинений. Т. 5. – М., 1983.
9. Кащенко В.П. "Педагогическая коррекция. Исправление недостатков характера у детей и подростков", Книга для учителя. Просвещение, - М., 1994.
10. Классный руководитель / Научно-методический журнал. Центр «Педагогический поиск» - М., 2009. - №4.
11. Классный руководитель / Научно-методический журнал. Центр «Педагогический поиск» - М., 2009. - №9.
12. Кон И. С. "Психология старшеклассника" : Пособие для учителя. Просвещение. - М., 1980.
13. Коротков К.С. Создание условий для психолого-педагогического сопровождения. /Дефектология. - М., 2006.№6, с. 79-81.
14. Коррекционная педагогика. /Под ред. Кукушкина В.С. ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ» - М., 2004.
15. Лисина М.И. "Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии", М., 1978.
16. ЛеонтьевА.Н.Формирование личности 1975.
17. Лурья Н.А. Образование как феномен культуры и фактор развития личности. Автореф. дисс. д.ф.н.- Томск, 1997. – с. 7 -28.
18. Маллер А.Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии: Практическое пособие. АРКТИ, - М., 2000.
19. Мудрик А.В. "Общение как фактор воспитания школьников", Педагогика, - М., 1984
20. Мудрик А.В. Что такое социализация? Журнал «Классный руководитель» №8, 2009., Москва, с.29 -46.
21. Мухина В.С. Проблемы социогенэза личности. Педагогические аспекты социальной психологии., Минск, 1978.
22. Никуленко Т. Г. Коррекционная педагогика: Учебное пособие. н/Д: Феникс, Ростов, 2006.
23. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития. Олигофренопедагогика. Под редакцией Пузанова Б.П. АКАДЕМИЯ, М., 2001.
24. Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе – интернате, детском доме под редакцией Мозгового В.М., АРКТИ, М., 2006.
25. Перовский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М., 1982.
26. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М., 1994.
27. "Психология современного подростка" под редакцией Д.И.Фельдштейна. Педагогика, М., 1987.
28. "Рабочая книга школьного психолога" под редакцией Дубровиной И.В., Международная педагогическая академия, М., 1995.
29. Репина Т.А. Социально – психологическая характеристика группы детского сада. М., 1998.
30. Рожков М.И., Байбородова Л.В., Воспитание учащихся: теория и методика. ЯГПУ, Ярославль, 2002.
31. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. Просвещение, – М., 1986.
32. Степанов В. Г. "Психология трудных школьников" "Академия", – М., 1997
33. Сериков Г.Н. Образование и развитие человека. – М., 2002. – с.368 – 375.
34. Усанова О.Н. Специальная психология./ Учебное пособие., Спб: Питер, изд: 1-е, 2006. – 400.
35. Шадриков В.Д. Психологический анализ деятельности. Ярославль, 1979.
36. Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. – М., 1998.
37. Эльконин Д.Б. Психология игры. М., 1978.
38. Ядов В.А. Методология и методика социологического исследования. Тарту. 1969.