СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 18.07.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа "Домоводство"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по предмету "Домоводство"

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "Домоводство"»

Государственное общеобразовательное учреждение

Ярославской области

«Ярославская школа-интернат №9»



СОГЛАСОВАНО:


заведующий учебной частью,

Ржевская Людмила Алексеевна


_____________

«___» сентября 2019 г.

УТВЕРЖДЕНО:


директор ГОУ ЯО

«Ярославская школа-интернат №9»,

Саватеева Анна Львовна

____________

Приказ от «___» сентября 2019 г.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному предмету

«Домоводство»

(для обучающихся I группы 3б и 4б классов)




Составитель программы:

учитель начальных классов,

Никифорова Наталия Романовна






Ярославль, 2019

Содержание


  1. Пояснительная записка (общие цели образования с учётом специфики учебного предмета);

  2. Общая характеристика учебного предмета с учётом особенностей его освоения обучающимися;

  3. Место учебного предмета в учебном плане;

  4. Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета;

  5. Содержание учебного предмета;

  6. Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности;

  7. Тематическое планирование.


































1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

(общие цели образования с учётом специфики учебного предмета)


Данная рабочая программа разработана согласно следующим нормативно-правовым документам:

  • Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ);

  • Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее — ФГОС УО (ИН));

  • Адаптированная основная образовательная программа общего образования (далее - АООП), разработанная на основе ФГОС УО (ИН) (вариант 2) в государственном общеобразовательном учреждении Ярославской области «Ярославская школа-интернат №9» (далее — ГОУ ЯО «Ярославская школа-интернат №9»);

  • Устав ГОУ ЯО «Ярославская школа-интернат №9».

  • Учебный план ГОУ ЯО «Ярославская школа-интернат №9».

Обучение ребенка с умственной отсталостью ведению домашнего хозяйства является важным направлением подготовки к самостоятельной жизни. Благодаря занятиям по домоводству реализуется возможность посильного участия ребенка в работе по дому, воспитывается потребность устраивать свой быт в соответствии с общепринятыми нормами и правилами. Овладение простейшими хозяйственно – бытовыми навыками не только снижает зависимость ребёнка от окружающих, но и укрепляет его уверенность в своих силах.

Цель уроков по домоводству в 3 и 4 классе (вариант II) - развитие личности, формирование общей культуры, соответствующей общепринятым нравственным и социокультурным ценностям, формирование необходимых для самореализации и жизни в обществе практических представлений, умений и навыков, позволяющих достичь обучающемуся максимально возможной самостоятельности в выполнении хозяйственно-бытовой деятельности.

Основные задачи:

  • учиться обращаться с хозяйственным инвентарем

  • освоить действия по приготовлению пищи

  • осуществлению покупок

  • уборке помещения и территории

  • уходу за вещами, которые в последующем сможет применять как в быту, так и в последующей трудовой деятельности.

Виды и формы организации учебного процесса

Основной формой работы по предмету «Домоводство» является урок - занятие.

Виды деятельности: дидактическая игра, опрос, практические упражнения, экскурсия, беседа, сюжетно – ролевая игра, решение ситуационных задач.

Программа обеспечена следующим методическим комплектом:

  1. Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

  2. Бгажнокова И. М. программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 1-4 классы. М: Просвещение,
    2013 г.

  3. Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, под редакцией Л.Б.Баряевой и Н.Н.Яковлевой;

  4. Интернет-ресурсы (по выбору учителя).


2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА С УЧЁТОМ ОСОБЕННОСТЕЙ ЕГО ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ


Учебный предмет «Домоводство» включён в федеральный компонент образовательной области «Технология» учебного плана для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Программа по домоводству соответствует задачам трудового обучения и социального воспитания. Содержание этого предмета позволяет поэтапно формировать навыки по ведению домашнего хозяйства во всех его компонентах. Практически применять интеллектуальные умения из других учебных предметов, закладывать основы экономического хозяйствования в семье, а также овладеть комплексом прикладных умений (стирка, глажение, ремонт, кулинария). Учебные и воспитательные задачи на занятиях по домоводству должны решаться в конкретных видах деятельности самих учащихся, организованных учителем на доступных и понятных для них заданиях и упражнениях.

3. МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Программа предназначена для обучения I группы обучающихся 3б и 4б классов и рассчитана на 2 часа в неделю, продолжительность учебного года составляет 34 недели (68 часов в год).



4. ЛИЧНОСТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, (вариант 2) результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения образовательных программ представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся. Предполагается, что к концу обучения (3 класс) по предмету «Домоводство» обучающиеся по возможности будут:

  • проявлять интерес к объектам, созданным и используемым человеком;

  • иметь представления о предметах посуды, мебели, продуктах питания, уборочного инвентаря, бытовой техники;

  • уметь соблюдать элементарные правила безопасного использования предметов в быту;

  • иметь представления о социальных ролях людей;

  • овладеют умением выполнять доступные бытовые поручения (обязанности), связанные с выполнением повседневных дел дома;

  • уметь выполнять доступные бытовые виды работ: уборка, стирка, чистка одежды, обуви, сервировка стола, др.;

Личностные результаты

Включают овладение обучающейся социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико–ориентированных
задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений обучающейся в различных средах:

  • основы персональной идентичности, осознание себя как «Я»;

  • работа в коллективе (ученик – ученик);

  • слушание и понимание инструкции педагога;

  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

  • обращение за помощью и принятие помощи педагога.


3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


Покупки

Основные задачи раздела: формировать понятие о местах и способах осуществления покупок.

Планирование покупок. Выбор места совершения покупок. Ориентация в расположении отделов магазина, кассы и др. Нахождение нужного товара в магазине. Складывание покупок в сумку. Соблюдение последовательности действий при расчете на кассе: выкладывание товара на ленту, оплата товара, получение чека и сдачи, складывание покупок в сумку.

Обращение с кухонным инвентарем

Основные задачи раздела: формирование умений обращения с кухонным инвентарем.

Обращение с посудой. Различение предметов посуды для сервировки стола (тарелка, стакан, кружка, ложка, вилка, нож), для приготовления пищи (кастрюля, сковорода, чайник, половник, нож). Различение чистой и грязной посуды. Очищение остатков пищи с посуды. Протирание посуды губкой. Ополаскивание посуды. Сушка посуды.

Накрывание на стол. Выбор посуды и столовых приборов. Раскладывание столовых приборов и посуды при сервировке стола.

Приготовление пищи

Основные задачи раздела: освоение простейших действий по приготовлению пищи.

Подготовка к приготовлению блюда. Знание (соблюдение) правил гигиены при приготовлении пищи. Выбор продуктов, необходимых для приготовления блюда. Выбор инвентаря, необходимого для приготовления блюда. Обработка продуктов. Мытье продуктов. Раскатывание теста. Перемешивание продуктов ложкой. Соблюдение последовательности действий при приготовлении бутерброда (без нарезания): выбор продуктов в нарезке (хлеб, колбаса, сыр), выбор кухонного инвентаря (тарелка), сборка бутерброда (хлеб сыр, хлеб колбаса).

Уход за вещами

Основные задачи раздела: формирование умений по уходу за вещами.

Ручная стирка. Наполнение емкости водой. Замачивание белья. Полоскание белья. Отжим белья. Вывешивание белья на просушку. Соблюдение последовательности действий при ручной стирке: наполнение емкости водой, замачивание белья, полоскание белья, выжимание белья, вывешивание белья на просушку.

Складывание белья и одежды. Чистка одежды. Уход за обувью. Соблюдение последовательности действий при мытье обуви (протирание обуви влажной тряпкой, протирание обуви сухой тряпкой). Просушивание обуви.

Уборка помещения

Основные задачи раздела: формирование умений по уборке помещения и обращения с уборочным инвентарем.

Уборка мебели. Уборка с поверхности стола остатков еды и мусора. Вытирание поверхности мебели.

Уборка пола. Сметание мусора на полу в определенное место. Заметание мусора на совок.

Уборка территории

Основные задачи раздела: формирование умений по уборке помещения и обращения с уборочным инвентарем.

Подметание территории. Сгребание травы и листьев. Уход за уборочным инвентарем.


СРЕДСТВА МОНИТОРИНГА И ОЦЕНКИ ДИНАМИКИ ОБУЧЕНИЯ


Уровни освоения (выполнения) действий/операций:

Активное участие - действие выполняется ребёнком:

- со значительной помощью взрослого

- с частичной помощью взрослого

- по последовательной инструкции (изображения или вербально)

  • По подражанию или по образцу

  • Самостоятельно с ошибками

  • Самостоятельно

Сформированность представлений

  1. Представление отсутствует

  1. Не выявить наличие представлений

  1. Представление на уровне:

  • Использования по прямой подсказке

  • Использования с косвенной подсказкой (изображение)

  • Самостоятельного использования


Аттестация обучающихся проводится в течение учебного года как результат освоения образовательной программы. При аттестации обучающихся, используется только качественная оценка успешности освоения учебной программы.

Во время обучения целесообразно всячески поощрять и стимулировать работу обучающихся. При обучении по программе «Домоводство» центральным результатом является появление значимых предпосылок трудовой деятельности, одной из которых является способность её осуществления не только под прямым и непосредственным руководством и контролем учителя, но и с определённой долей самостоятельности во взаимодействии с учителем и одноклассниками. В целом, оценка достижения обучающимися с умственной отсталостью предметных результатов должна базироваться на принципах индивидуального и дифференцированного подходов. Система оценки результатов отражает степень выполнения обучающимся СИПР, взаимодействие следующих компонентов:

  • что обучающийся знает и умеет на конец учебного периода,

  • что из полученных знаний и умений он применяет на практике,

  • насколько активно, адекватно и самостоятельно он их применяет.


6. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Для того чтобы обучающиеся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития успешно освоили программу по предмету Домоводство педагогу необходимо: широко использовать наглядный материал, многократное повторение изучаемых понятий, предметов и явлений, практических действий. Максимально опираться на чувственный опыт ребенка, учитывать индивидуальные особенности каждого ученика, создавать условия для включения каждого ребенка в коллективную деятельность. Приоритетным направлением в обучении является игровая практико-ориентированная деятельность. Деятельность педагога должна носить практическую направленность, позволяющую подготовить детей к доступным для них видам труда, социальной адаптации. Необходимо использовать технические средства обучения, компьютер и дидактические материалы, соблюдать охранительный режим. Необходим замедленный темп обучения.

При изучении разделов учебного предмета «Домоводство» рекомендуется использовать:

  • дидактический материал: изображения (картинки, фото, пиктограммы) предметов посуды, кухонной мебели, продуктов питания, уборочного инвентаря; альбомы с демонстрационным материалом, составленным в соответствии с изучаемыми темами учебной программы; изображения алгоритмов рецептуры и приготовления блюд, стирки белья и др.;

  • оборудование: кухонная мебель, кухонная посуда (кастрюли, тарелки, ложки, ножи, вилки, кружки и др.), тазики, уборочный инвентарь (тяпки, грабли), лейки и др.


7. Тематическое планирование


Тема


Дата


1

Что такое «домоводство»?


2

Планирование покупок.


3

Составление списка покупок с помощью карточек PECS.


4

Места совершения покупок. Выбор места совершения покупок.


5

Правила поведения в магазине.


6

Ориентация в расположении отделов магазина, кассы и др.


7

Нахождение нужного товара в магазине.


8

Складывание покупок в сумку.


9

Соблюдение последовательности действий при расчете на кассе: выкладывание товара на ленту, оплата товара, получение чека и сдачи, складывание покупок в сумку.


10

Обращение с посудой.


11

Различение предметов посуды для сервировки стола (тарелка, стакан, кружка, ложка, вилка, нож).


12

Различение посуды для приготовления пищи (кастрюля, сковорода, чайник, половник, нож).


13

Различение чистой и грязной посуды.


14

Инструктаж по технике безопасности: моющее средство для посуды.


15

Очищение остатков пищи с посуды.


16

Протирание посуды губкой.


17

Ополаскивание посуды.


18

Сушка посуды.


19

Накрывание на стол.


20

Выбор посуды и столовых приборов.


21

Раскладывание столовых приборов и посуды при сервировке стола.


22

Приготовление пищи. Правила безопасности.


23

Подготовка к приготовлению блюда.


24

Правила гигиены при приготовлении пищи.


25

Выбор продуктов, необходимых для приготовления блюда.


26

Выбор инвентаря, необходимого для приготовления блюда.


27

Обработка продуктов.


28

Мытье продуктов.


29

Раскатывание теста.


30

Перемешивание продуктов ложкой.


31

Соблюдение последовательности действий при приготовлении бутерброда (без нарезания): выбор продуктов в нарезке (хлеб, колбаса, сыр).


32

Соблюдение последовательности действий при приготовлении бутерброда (без нарезания): выбор кухонного инвентаря.


33

Соблюдение последовательности действий при приготовлении бутерброда (без нарезания): сборка бутерброда (хлеб сыр, хлеб колбаса).


34

Инструктаж по технике безопасности: работа с ножом.


35

Нарезание продуктов для приготовления бутерброда.


36

Заваривание чая.


37

Повторение изученного материала.


38

Инструктаж по технике безопасности: средства для стирки.


39

Ручная стирка. Наполнение емкости водой.


40

Ручная стирка. Замачивание белья.


41

Ручная стирка. Полоскание белья.


42

Ручная стирка. Отжим белья.


43

Ручная стирка. Вывешивание белья на просушку.


44

Ручная стирка. Соблюдение последовательности действий при ручной стирке: наполнение емкости водой, замачивание белья, полоскание белья, выжимание белья, вывешивание белья на просушку.


45

Складывание белья и одежды.


46

Чистка одежды.


47

Уход за обувью.


48

Соблюдение последовательности действий при мытье обуви (протирание обуви влажной тряпкой).


49

Соблюдение последовательности действий при мытье обуви (протирание обуви сухой тряпкой)


50

Просушивание обуви.


51

Повторение изученного материала.


52

Уборка мебели. Уборка с поверхности стола остатков еды и мусора.


53

Уборка мебели. Вытирание поверхности мебели.


54

Уборка пола. Сметание мусора на полу в определенное место.


55

Уборка пола. Заметание мусора на совок.


56

Инструктаж по технике безопасности: моющие средства для пола.


57

Мытье пола.


58

Уборка мебели. Протирание пыли.


59

Уборка. Уход за приборами, предметами.


60

Мытье парт, оттирание сложных пятен на мебели.


61

Домашние приспособления для уборки (пылесос, посудомоечная машина).


62

Выбор способа приборки в зависимости от ситуации.


63

Повторение изученного материала.


64

Уборка на территории. Правила поведения на улице.


65

Подметание территории.


66

Сгребание травы и листьев.


67

Уход за уборочным инвентарем.


68

Повторение изученного материала.


Итого: 68 часов в год





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!