СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа дополнительного образования "Мир рукоделия"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа дополнительного образования "Мир рукоделия"»


Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная программа «Мир рукоделия» разработана на основе следующих нормативно-методических материалов:

  1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273- ФЗ;

  2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ от17.12.2010г № 1897);

  3. Концепция развития дополнительного образования детей (распоряжение Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 г. N 1726-р);

  4. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (приказ Министерства образования и науки от 29.08.2013 г. N 1008);

  5. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015г №09-3242 «О направлении рекомендаций о проектировании дополнительных общеразвивающих программ»

  6. СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (утверждено постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41)

  7. Программа дополнительного образования и внеурочной деятельности (приказ №136/2 от 31.08.2017);

  8. Учебный план дополнительного образования, внеурочной и кружковой деятельности на 2020-2021 учебный год.

Актуальность

Программа «Мир рукоделия» актуальна, поскольку даёт возможность каждому учащемуся проявлять и реализовать свои творческие способности в процессе обучения различными видами декоративно - прикладного искусства. Вводит ребенка в удивительный мир творчества, и с помощью таких  видов художественного творчества, как, вышивка, вязание , работа с фетром и войлоком, цветы из гофрированной бумаги, бумажных салфеток, поделки из природных материалов, дает возможность поверить в себя, в свои способности. Программа предусматривает развитие у обучающихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности.

Данная программа является модифицированной.

Программа имеет художественную направленность, декоративно - прикладное направление.

Новизна

Новизна программы состоит в том, что она комплексная и в содержании включено знакомство с вариантами использования различных видов декоративно - прикладного искусства: вышивка, вязание на крючке, цветы из гофрированной бумаги, изделия из фетра и войлока т.д.

Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что дополнительная общеобразовательная программа способствует развитию индивидуальных творческих способностей, эстетического вкуса, позволяет научиться видеть прекрасное в окружающем, ценить наследие народного творчества.

Отличительные особенности дополнительной образовательной программы

1.Тематические блоки программы расположены в определённой системе: от простых к более сложным; каждый блок имеет свою логическую структуру.

2. Предложенный вариативный учебный план позволяет учитывать различную степень подготовки обучающихся, индивидуальные особенности, направленность интересов.

3.Содержание позволяет максимально разнообразить творческую деятельность учащихся, в результате не наступает переутомление, интерес к делу не угасает.

4.Популяризирует по этнокультуре (дети получают информацию о художественных промыслах России, Республики Алтай)

5. Занятия программы объединяют знания предметов школьной программы: математики, геометрии, природоведения, литературы, изобразительного искусства ,дают возможность развитию познавательной сферы и развития творческого потенциала каждого ребёнка.

Цель :Развитие творческой активности и самореализации личности ребенка посредством знакомства с разными видами рукоделия и изготовления изделий.

Задачи:

-ознакомить обучающихся с основами знаний в области декоративно-прикладного искусства: вышивка, вязание на крючке, цветы из гофрированной бумаги, изделия из фетра и войлока;

-развивать изобразительные способности, художественный вкус, творческое воображение;

- ознакомить с основами проектировочной деятельности;

-сформировать умения и навыки в практической творческой деятельности;

-научить работать с разными материалами;

-выработать навык работы с книгой, с Интернет-ресурсами;

- развить индивидуальную творческо-поисковую деятельность, умение оценивать свою работу, корректировать деятельность с целью исправления недочетов;

-организовать творческого общения в процессе обучения, воспитать умение работать в коллективе. 

Программа рассчитана на 1год обучения для детей 8 до 14лет.

Количество детей в группе 10 человек.

Режим занятий: занятия группы проходят два раза в неделю- пн, вт. по 2 часа с десятиминутным перерывом.

Общее количество часов составляет: 144часа.

Форма обучения: групповые занятия.

Формы занятий:

1.     тематические (изучение или повторение одной учебной темы);

2.     интегрированные (изучение одной учебной темы с использованием двух видов творческой деятельности);

3.     контрольные (проверка уровня подготовки детей).


Ожидаемые результаты :

В результате обучения по данной программе обучающиеся:

– научатся различным приемам работы с бумагой, природным материалом, цветными нитками и пряжей т.д.

– научатся следовать устным, видео инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий;

– будут создавать композиции с изделиями;

– разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию;

– овладеют навыками культуры труда;

– улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.

- получат знания о месте и роли декоративно - прикладного искусства в жизни человека;

- узнают об народных промыслах родного народа.


Проверка результатов обучения имеет текущий и итоговый характер.

Формы подведения итогов: выставки, смотры, конкурсы, викторины, праздники, встречи.







Учебно – тематический план

Наименование разделов и тем

Общее кол-во часов

В том числе

теоретических

практических

1

Введение в программу

Содержание курса

Правила внутреннего распорядка и ТБ(инструктаж)


1


2

Работа с природным материалом


4




Выбор сюжета и материала поделки



1



Экскурсия и сбор материала



2


Работа над панно «Осенний букет»




2

3

Цветы из гофрированной бумаги


6




Освоение техники



1



Изготовление различных цветов




1


Изготовление листьев




2


Работа над букетом




2

4

Поделки из фетра и войлока

16




Освоение техники



1

3


Работа над поделкой




4


Работа над панно




8

5

Цветы из бумажных салфеток


12




Изготовление различных цветов




4


Работа над панно



8

6

Вышивка


4




История вышивки-1ч



1



Виды ручных швов-3ч




3


Тамбурный шов


23




Алтайский национальный орнамент-1ч



1



Вышивка тамбурным швом-2ч




2


Подготовка и выбор полотна для работы-2ч



1

1


Оформление панно вышивкой- 10ч




10


Подушка декоративная с алтайским орнаментом- 8ч




8


Вышивка крестиком






Народная вышивка, ее применение



1



Вышивание крестиков по горизонтали, вертикали, расположение через один




2


Выполнение образцов




3


Схематическое изображение узора. Орнамент



1

1


Вышивание рисунка по схеме. Подбор рисунка, канвы, ниток-2ч



1

1


Вышивание по схеме-10ч




10


Изготовление изделий-10ч




10

7

Вязание крючком


48




Основные приемы вязания крючком



1

1


Упражнения вязания столбика и воздушных петель




2


Вязание узорчатого полотна




4


Вязание цветка



10


Вязание листьев



10


Оформление работ. Панно «Цветы»




2


Изготовление цветочного букета



10


Вязание игрушки




8

8.


Итоговое занятие, подготовка к выставке

4





Календарно- тематическое планирование

Наименование разделов и тем

Общее кол-во часов

Дата проведения

По плану

фактически

1

Введение в программу

Содержание курса

Правила внутреннего распорядка и ТБ(инструктаж)


1


2

Работа с природным материалом


4




Выбор сюжета и материала поделки



1



Экскурсия и сбор материала



2


Работа над панно «Осенний букет»




2

3

Поделки из фетра и войлока

6




Освоение техники



1



Работа над поделкой




1


Работа над панно




2





2

4

Цветы из гофрированной бумаги


16




Освоение техники



1

3


Изготовление различных цветов




4


Изготовление листьев




4


Работа над букетом




4

5

Цветы из бумажных салфеток


12




Изготовление различных цветов




4


Изготовление листьев



4


Работа над панно




4

6

Вышивка


4




История вышивки-1ч



1



Виды ручных швов-3ч




3


Тамбурный шов


23




Алтайский национальный орнамент-1ч



1



Вышивка тамбурным швом-2ч




2


Подготовка и выбор полотна для работы-2ч



1

1


Оформление сумки вышивкой- 10ч




10


Подушка декоративная с алтайским орнаментом- 8ч




8


Вышивка крестиком






Народная вышивка, ее применение



1



Вышивание крестиков по горизонтали, вертикали, расположение через один




2


Выполнение образцов




3


Схематическое изображение узора. Орнамент



1

1


Вышивание рисунка по схеме. Подбор рисунка, канвы, ниток-2ч



1

1


Вышивание по схеме-10ч




10


Изготовление изделий-10ч




10

7

Вязание крючком


48




Основные приемы вязания крючком



1

1


Упражнения вязания столбика и воздушных петель




2


Вязание узорчатого полотна




4


Вязание цветка



10


Вязание листьев



10


Оформление работ. Панно «Цветы»




2


Изготовление цветочного букета



10


Вязание игрушки




8

8.


Итоговое занятие, подготовка к выставке

4

















Содержание программы

1. Введение в программу

Вводное занятие (1ч.)

Цели и задачи обучения. Перспективы творческого роста. Знакомство с искусством декоративно-прикладного творчества.

Правила внутреннего распорядка и ТБ(инструктаж)

Форма проведения занятия: теоретическое, практическое, игровое.

Приемы и методы: наглядный, иллюстрированный.

Дидактический материал: образцы изделий. Литература искусства декоративно-прикладного творчества.

Форма подведения итогов: беседа


2. Работа с природным материалом

Экскурсии (сбор природного материала).

Теория: Беседа на тему: «Природа моего края»

Практика: Экскурсии в лес, парк с целью сбора природного материала, работа над панно «Осенний букет»

Форма проведения занятия: теоретическое, практическое, игровое.

Приемы и методы: словесный, наглядный, беседа, игровой.

Дидактический материал: иллюстрации с изображением природного материала.

Форма подведения итогов: беседа, оформление панно«Осенний букет»


3. Работа с фетром и войлоком

Теория: Знакомство с историей возникновения фетра и войлока

Форма проведения занятия: занятие по усвоению новых знаний.

Приемы и методы: наглядный, словесный, вербальный.

Дидактический материал: фотографии, презентации, образцы видов фетра и войлока.

Форма подведения итогов: панно


4. Цветы из гофрированной бумаги

Композиции из гофрированной бумаги.

Теория: технология изготовления сложных и объемных композиций, цветовой спектр, разновидность.

Практика: выполнение сложных приемов работы в технике торцевания, составление сложных и объемных работ.

Форма проведения занятия: занятие по усвоению новых знаний, занятие художественная мастерская.

Приемы и методы: метод новых вариантов, наглядный, вербальный.

Дидактический материал: схемы, иллюстрации, литература по теме, видеоматериал.

Форма подведения итогов: мини-выставка, дизайн-анализ.

Материалы и инструменты:  гофрированная бумага, клей ПВА, ножницы, циркуль, линейка.


5. Цветы из бумажных салфеток

Теория: виды и свойства салфеток, технология изготовления, применение.

Форма проведения занятия: занятие по усвоению новых знаний.

Приемы и методы: наглядный, словесный, вербальный.

Дидактический материал: фотографии работ, видеоматериал, образцы салфеток.

Форма подведения итогов: беседа, изготовление различных цветов для над панно

Материалы и инструменты: картонбумага, салфетки, клей ПВА, ножницы, линейка, проволока.


6. Вышивка

Теория: Знакомство с историей вышивки, с видами ручных швов, с алтайским национальным орнаментом, орнаментом русского народа

Форма проведения занятия: занятие по усвоению новых знаний.

Приемы и методы: наглядный, словесный, вербальный.

Дидактический материал: фотографии, презентации, образцы ручных швов.

Форма подведения итогов: Беседа, презентация работ: сумки вышитой, подушка декоративной с алтайским орнаментом.


7. Вязание крючком

Теория: Знакомство с основными приемами вязания крючком

Форма проведения занятия: занятие по усвоению новых знаний.

Приемы и методы: наглядный, словесный, вербальный.

Дидактический материал: фотографии, презентации, образцы работ.

Форма подведения итогов: беседа, презентация работ: панно «Цветы» цветочный букет, игрушка.



















Методическое обеспечение программы

Содержание данной программы направлено на выполнение творческих работ, основой которых является индивидуальное и коллективное творчество. В основном вся практическая деятельность основана на изготовлении изделий. Обучение планируется дифференцированно с обязательным учётом состояния здоровья учащихся. Программой предусмотрено выполнение практических работ, которые способствуют формированию умений осознанно применять полученные знания на практике по изготовлению художественных ценностей из различных материалов. На учебных занятиях в процессе труда обращается внимание на соблюдение правил безопасности труда, санитарии и личной гигиены, на рациональную организацию рабочего места, бережного отношения к инструментам, оборудованию в процессе изготовления художественных изделий.


Материально-технические средства

Оборудование:

Учебный класс, соответствующий санитарно-гигиеническим и противопожарным требованиям. Столы, стулья, стеллажи для хранения образцов, ноутбук, проектор.

Материалы: Бумага писчая, гофрированная бумага, салфетки бумажные, картон, ткань, нитки, бусины, канва, атласные ленты, тесьма, мулине, шерстяные нитки, природный материал, проволока, фетр, войлок.

Инструменты: Простые карандаши, линейки, канцелярские ножи, клей ПВА , клей Момент, термоклей, ножницы, английские булавки, пяльцы, иглы для вышивки, копировальная бумага, крючки.



















Список литературы

1. Баришова М.- Узоры вышивки крестом - Праца. Издательство РПД Братислава,1984.

2.Богатеева З.А. «Чудесные поделки из бумаги». Москва «Просвещение» 1992г.

3 .Быстрицкая А. «Бумажная филигрань». 2000 г.

4. Гасюк Е. –Художественное вышивание- Киев. Головное издательство Издательского объединения Высшая школа –1989.

5.Геронимус Т. «Я все умею делать сам». «АСТ-ПРЕСС» 1998 г.

6.Гусева А.Г. «Нетканый гобелен или вышивка петлей». М., издательство «Культура и традиции», 2007

7. Жадько Е.Г. «Вазы, кашпо, декоративные бутылки». Ростов на Дону., «Феникс», 2006

8. Иванова А.А. Ручное вышивание. «Культура и традиции», 2001 г.

Еременко Т.И. «Иголка –волшебница». М., «Просвещение», 1988.

9.Панфилова Т.Ф. «Обучение детей работе с природными материалами».

Москва «Школьная Пресса» 2004 г.

10. Плотникова Т. «Техника вышивки крестом». М., «Владис», 2008.

11.Стародуб К. Ткаченко Т. «Поделки из природного материала» 2005г.

12.Черныш И. «Поделки из природного материала».


Литература для детей

1.Волина В.В. «Азбуковедение» Москва «Просвещение» 1994 г.

2.Дитрих А. Юрмин Г. «Почемучка» Москва Премьера Астрель АСТ 2000 г.

4.Иванова Г.В. «Подарочки для мамочки». ООО Издательство «Тригон» 2007