СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа дополнительного образования детей. Кружок "Мастерица"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа дополнительного образования детей кружка "Мастерица" направлена на развитие творческих способностей детей в плане рукоделия

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа дополнительного образования детей. Кружок "Мастерица"»

Пояснительная записка

Рабочая программа общеобразовательного дополнительного образования кружка «Мастерица» составлена на основе Дополнительной общеобразовательной программы - дополнительной общеразвивающей программы на 2014-2015 учебный год и Положения о дополнительном образовании детей МКОУ «Веселовская средняя общеобразовательная школа»

Направленность данной общеобразовательной программы дополнительного образования детей - художественная

Новизна программы заключается  в том, что эта программа дает возможность не только изучить различные техники и способы использования бисера, лент, природных материалов, но и применить их комплексно на предметах одежды и в предметном дизайне.

Актуальность программы кружка «Мастерица» заключается в том, что современный социальный заказ на образование обусловлен задачами художественного образования школьников, которые выдвигаются в концепции модернизации российского образования (Мин. обр. РФ от 29.11.01). В ней подчеркивается важность художественного образования, использования познавательных и воспитательных возможностей предметов художественно-эстетической направленности, формирующих у обучающихся творческие способности, чувство прекрасного, эстетический вкус, нравственность. Актуальность программы обусловлена большой востребованностью программы среди учащихся, что особенно важно для сохранения культурной и исторической самобытности России, национальных традиций, незыблемых нравственных ценностей народа.

Педагогическая целесообразность дополнительной общеобразовательной программы  кружка «Мастерица» заключается в том, что учащимся предоставляется: мера педагогического вмешательства, разумная достаточность; самостоятельность и возможность для самовыражения. Программа предполагает работу над индивидуальными и коллективными изделиями на занятиях как одну из форм развития интереса  в художественном обучении детей с различными начальными данными (моторика, художественный вкус и др.). Каждый учащийся любого уровня подготовки и способностей  в процессе обучения чувствует себя важным звеном общей цепи (системы), от которого зависит исполнение коллективной работы в целом. Доля ответственности каждого учащегося в этом процессе очень значима, и учащийся, осознавая эту значимость, старается исполнить свою часть работы достойно, что способствует формированию чувства ответственности и значимости каждого участника школьного коллектива.

Учащийся сам ответственен за выполнение всех поставленных творческих задач, и в его руках находится решение процесса создания готового изделия с использованием различных техник.

Таким образом, педагогическую целесообразность образовательной программы мы видим в формировании у учащегося чувства ответственности в исполнении своей индивидуальной функции в коллективном процессе (коллективные работы), с одной стороны, и формировании самодостаточного проявления всего творческого потенциала в работе с использованием всех изученных техник (бисероплетения, лозоплетения, работе с природными материалами, вышивании лентами) при выполнении индивидуальных изделий.

Цель настоящей программы:

  • художественное и экологическое воспитание детей.

  • активизация познавательной и творческой деятельности; подготовка к самостоятельной жизни в современном мире и дальнейшему профессиональному самоопределению.

Задачи:

Образовательные – углубление и расширение знаний об истории и развитии бисероплетения, вышивания, лозоплетения, формирование знаний по основам композиции, цветоведения и материаловедения, освоение техник декоративно-прикладного творчества.

Воспитательные – привитие интереса к культуре своей Родины, к истокам народного творчества, воспитание эстетического отношения к действительности, трудолюбия, аккуратности, усидчивости, терпения, умения довести начатое дело до конца, взаимопомощи при выполнении работы, экономичного отношения к используемым материалам, привитие основ культуры труда.

Развивающие – развитие моторных навыков, образного мышления, внимания, фантазии, творческих способностей, формирование эстетического и художественного вкуса.

К особенностям дополнительной образовательной программы кружка «Мастерица» можно отнести то, что она разработана на основе типовых программ, с учётом учебных стандартов общеобразовательных школ России, программы образовательной области “Технология”, в которой совсем не уделяется внимания такому виду декоративно-прикладного искусства, как бисероплетение, вышивание лентами, плетение из лозы. Настоящая программа не дублирует ни одну из вышеперечисленных программ и, являясь существенным дополнением в решении важнейших развивающих, воспитательных и образовательных задач педагогики, призвана научить детей не только репродуктивным путём осваивать сложные трудоёмкие приёмы и различные техники , но и побудить творческую деятельность, направленную на постановку и решение проблемных ситуаций при выполнении работы. В программе прослеживаются межпредметные связи с другими образовательными областями. Так, изучая основы материаловедения учащиеся пользуются знаниями, полученными на уроках природоведения, естествознания, физики, химии. При выполнении схем бисероплетения, эскизов изделий, работе над композицией применяются знания из областей черчения, рисования, математики.

Возраст обучающихся – 11-16 лет.

Срок реализации программы: дополнительная образовательная программа кружка « Мастерица» рассчитана на 1 год обучения.

Всего часов- 68; 2часа в неделю

Занятия проходят во внеурочное время. Продолжительность занятия- 45 минут.




Этапы реализации программы

В реализации программы определяются следующие этапы:

1ая четверть( работа с природными материалами)- участие в ежегодной школьной выставке «Природа и мы»и районной выставке «Юннат»

2ая четверть (бисероплетение) - участие в рождественской районной выставке

3-4ая четверть (вышивание лентами, плетение из лозы, газет)- участие в районных и областных выставках декоративно - прикладного творчества.

Основной дидактический принцип программы: обучение в предметно- практической деятельности.

В процессе реализации программы используются разнообразные методы обучения: объяснительно-иллюстративный, рассказ, беседы, работа с книгой, демонстрация, упражнение, практические работы репродуктивного и творческого характера, проекты.

Ожидаемые результаты:

В конце изучения курса « Мастерица» обучающиеся должны знать правила техники безопасности, основы композиции и цветоведения, классификацию и свойства бисера и текстильных материалов, основные приёмы бисероплетения, лозоплетения, вышивания; условные обозначения, последовательность изготовления изделий из бисера, природных поделочных материалов, бросовых материалов (газет, журналов) правила ухода и хранения изделий из бисера, поделочных материалов;

уметь гармонично сочетать цвета при выполнении изделий, составлять композиции согласно правилам, классифицировать бисер по форме и цветовым характеристикам, правильно пользоваться ножницами, иглами, булавками, чётко выполнять основные приёмы бисероплетени и вышивания, свободно пользоваться описаниями и схемами из журналов и альбомов по рукоделию, инструкционно-технологическими картами и составлять рабочие рисунки самостоятельно, изготавливать украшения, заколки для волос, салфетки, панно, цветы на основе изученных приёмов, выполнять отдельные элементы и сборку изделий, прикреплять застёжки к украшениям, рассчитывать плотность плетения, хранить изделия из бисера, поделочные природные материалы согласно правилам.

Способы определения результативности:

Изделие выполнено качественно, если оно отвечает следующим критериям:

  1. Конструктивные параметры (соответствие схемам и конструкции изделия; прочность, надежность; удобство использования).

  2. Технологические критерии (соответствие этапам выполнения; оригинальность применения и сочетание материалов; соблюдение правил техники безопасности).

  3. Эстетические критерии (композиционная завершенность; дизайн изделия; использование традиций народной культуры).

  4. Экономические критерии (потребность в изделии; экономическое обоснование; рекомендации к использованию; возможность массового производства).

  5. Информационные критерии (стандартность проектной документации; использование дополнительной информации)

Формы подведения итогов:

Педагогический контроль знаний, умений и навыков учащихся осуществляется в ходе выполнения практических работ, проектов, участия в творческих конкурсах и декоративно- прикладных выставках различного уровня.



Учебно-тематический план программы «Мастерица»

темы.


Тема занятия

Всего часов:

В том числе:

Теория

Практ.

1

Введение

1

1



2

Работа с природными материалами

17

4

13


3

Бисероплетение

21

2

19


4

Вышивание лентами

16

5

11


5

Плетение из лозы, газет

13

3

10



Всего часов:

68

15

53

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Вводное занятие (1 час)

Знакомство с произведениями народных художественных промыслов, традиционного крестьянского искусства и современного декоративного искусства. Техника безопасности при работе с природными и текстильными материалами.


Работа с природными материалами (17 час)

Дары леса. Заготовка природного материала. Сушка собранного материала. Правила хранения высушенного материала. Поздравительная открытка из сухоцветов. Рамка для фото из косточек культурных растений и шишек хвойных.

Панно « Сельский пейзаж» из сухих трав, коры и мха. Композиции из веток и сухоцветов для интерьера. Декорирование сосудов косточками сливы и вишни.

Кашпо для цветов из веток и шишек. Анализ выполненных изделий.


Бисероплетение (21час)

История создания бисероплетения. Правила безопасного обращения с иглами и ножницами. Материалы и основные приёмы. Низание бисером. Выполнение простых цепочек. Техника выполнения витого шнура. Изготовление браслета.

Выполнение объёмных украшений. Колье «Розы». Сборка элементов колье.

Техника « Квадратный стежок». Имитация ткачества. Панно. Мозаичное плетение. Плетёный пояс с кистями. Вышивание бисером. Брошь « Птичка». Выкладка по воску, клею. Аппликация из бисера.


Вышивание лентами (16 часов)

История развития. Правила безопасного обращения с иглами и ножницами. Материалы и инструменты. Ассортимент изделий. Основные швы. Панно « Цветочный хоровод». Шов « Маргаритка». Роза-паутинка. Шов верёвочка.

Ленточные швы: прямой и обратный. Винтажные розы: Способы выполнения.

Заколка для волос. Швы узелки и рококо. Панно «Мимоза».


Плетение из лозы, газет (13 часов)

Истоки лозоплетения. Традиции. Подготовка материала. Правила безопасного обращения с инструментами. Виды плетения: простое и послойное.

Хлебница простым плетением. Ажурная ваза. Корзинка для мелочей. Квадратное плетение. Шкатулка для рукоделия. Комбинированное плетение.

Анализ выполненных работ. Отбор изделий на выставку декоративно-прикладного творчества.


Учебно-методическое обеспечение



Тема занятия

Оборудование, инвентарь, технические средства обучения.

Введение

Компьютер, проектор.


Работа с природными материалами

Пресс - папки для гербария, коробки с сыпучими веществами для объёмного засушивания, коробки для хранения природного материала.

Бисероплетение

Компьютер, проектор, схемы бисероплетения, пяльцы, рамы для панно.

Вышивание лентами

Компьютер, проектор, рамы для панно, пяльцы.

Плетение из лозы, газет

Лоза или старые газеты, формы для плетения, краска акриловая, лак, кисти для окрашивания.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Аполозова Л.М. Бисероплетение. – М., 1997.

  2. Артамонова Е. Украшения и сувениры из бисера. – М., 1993.

  3. Бабина Н.Ф. Развитие творческого мышления учащихся при решении кроссвордов. – Воронеж 2000.

  4. Белякова Н. Пасхальные яйца. – СПб., 2000.

  5. Берлина Н.А. Игрушечки. – М., 2000.

  6. Богданов В.В., Попова С.Н. Истории обыкновенных вещей. – М., 1992.

  7. Божко Л. Бисер. – М., 2000.

  8. Божко Л. Бисер, уроки мастерства. – М., 2002.

  9. Бондарева Н. А. Рукоделие из бисера. – Ростов-на-Дону, 2000.

  10. Гадаева Ю. Бисероплетение: ожерелья и заколки. – СПб., 2000.

  11. Гадаева Ю. Бисероплетение: флора и фауна. – СПб., 2000.

  12. Гадаева Ю. Бисероплетение: цепочки и фенечки. – СПб., 2000.

  13. Ди Ван Никерк,Объёмная вышивка.: самая полная энциклопедия.-М., « Аст Пресс»

  14. Исакова Э. Ю., Стародуб К.И., Ткаченко Т. Б. Сказочный мир бисера. Плетение на леске. – Ростов-на- Дону 2004.

  15. Журнал “Школа и производство”.

  16. Зайцева Н.К. Украшения из бисера. – М., 2002.

  17. Куликова Л.Г. Короткова Л.Ю. Цветы из бисера: букеты, панно, бутоньерки. – М.: Издательский дом МСП, 2001

  18. Магина А. Изделия из бисера: Колье, серьги, игрушки. – М.–СПб.,2002.

  19. Макбуле Каптаноглу. Вышивка лентами.- Харьков. Белгород. Клуб семейного досуга., 2013.

  20. Миринаускас. К. К.Изготовление плетёных изделий., Москва, Россельхозиздат. , 1986.

  21. Петрунькина А. Фенечки из бисера. – СПб., 1998.

  22. Ткаченко Т. Б., Стародуб К.И. Сказочный мир бисера. Плетение на проволоке. – Ростов-на- Дону 2004.

  23. Фигурки из бисера. Сост. Лындина Ю. – М., 2001.

  24. Хелен Гибб. Фантазии из ленточек. Полный курс рукодельниц., Харьков, Белгород. Клуб семейного досуга., 2011.

  25. Эрдман О.М. Использование народного декоративно-прикладного искусства как носителя национальной традиции в освоении школьниками культурного наследия своего народа. // Социально-психологические проблемы ментальности. Материалы научной конференции Смоленск, 1996

Интернет – Ресурсы

http://mirbisera.blogspot.ru/

http://mirbisera.blogspot.de/2012/10/blog-post_16.html

http://ejka.ru/blog/priroda/

http://malish-nash.ru/viewtopic.php?id=2202

http://www.liveinternet.ru/users/4513657/rubric/3701365/

http://www.neva-mozaika.ru/embroider_ribbon.html









  Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

« Веселовская средняя общеобразовательная школа»

Глушковского района Курской области



СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора по ВР Директор школы

__________ Шевченко.О.В. ___________ Ладыжев.В.С.

приказ №____от_______





Рабочая программа дополнительного образования

Кружок «Мастерица»

для 5-9 класса

на 2017/2018 учебный год

(художественное направление)





Разработчик программы:

Хорунжая Людмила Владимировна,

учитель технологии

первой квалификационной категории









с. Весёлое-2017 год









  Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

« Веселовская средняя общеобразовательная школа»

Глушковского района Курской области



СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора по ВР Директор школы

__________ Шевченко.О.В. ___________ Ладыжев.В.С.

приказ №____от_______





Календарно-тематическое планирование дополнительного образования

Кружок «Мастерица»

для 5-9 класса

на 2017/2018 учебный год

(художественное направление)





Разработчик программы:

Хорунжая Людмила Владимировна,

учитель технологии

первой квалификационной категории









с. Весёлое-2017 год



Календарно-тематический план дополнительной образовательной программы « Мастерица»


занятия


Тема занятия


Основное содержание

занятия


Дата


Коррект.




Вводное занятие (1 час)




1

Знакомство с произведениями народных художественных промыслов, традиционного крестьянского искусства и современного декоративного искусства. Техника безопасности при работе с природными и текстильными материалами.

Народные художественные промыслы, традиционное крестьянское искусство, современное декоративное искусство, охрана труда.




Работа с природными материалами( 17 час)




2

Дары леса. Заготовка природного материала.

Природный материал. Правила сбора. Виды материала.



3-4

Сушка собранного материала. Правила хранения высушенного материала.

Правила сушки, хранения.



5-6

Поздравительная открытка из сухоцветов.

Композиция, эскиз, сухоцветы.



7-8

Рамка для фото из косточек культурных растений и шишек хвойных.

Основа, эскиз, лакирование.



9-10-11

Панно « Сельский пейзаж» из сухих трав, коры и мха.

Экспозиция, зарисовок, пейзаж, колорит.



12-13

Композиции из веток и сухоцветов для интерьера.

Аранжировка, фитодизайн, интерьер.



14-15

Декорирование сосудов косточками сливы и вишни.

Декор, эскиз.



16-17

Кашпо для цветов из веток и шишек.

Кашпо



18

Анализ выполненных изделий.





Бисероплетение ( 21час)




19

История создания бисероплетения. Правила безопасного обращения с иглами и ножницами.

Правила Т.Б. История создания бисероплетения.



20

Материалы и основные приёмы.

Виды бисера, леска, нитки, бисерные иглы, схемы.



21-22

Низание бисером. Выполнение простых цепочек.

Низание, простая цепочка.



23-24

Техника выполнения витого шнура. Изготовление браслета.

Витые шнуры.



25-26

Выполнение объёмных украшений. Колье «Розы»

Объёмные украшения. Техника.



27

Сборка элементов колье

Правила сборки отдельных элементов.



28-29

Техника « Квадратный стежок». Имитация ткачества. Панно.

Имитация. Правила выполнения техники квадратный стежок.



30-31

Имитация ткачества. Панно.

Панно. Схема плетения.



32-33

Мозаичное плетение. Плетёный пояс с кистями.

Мозаика.



34-35

Вышивание бисером. Брошь « Птичка»

Правила вышивания бисером. Акцент.



36-39

Выкладка по воску, клею. Аппликация из бисера.

Выкладка, аппликация.




Вышивание лентами ( 16 часов)




40

История развития. Правила безопасного обращения с иглами и ножницами.

История развития. Правила безопасного обращения с иглами и ножницами.



41-42

Материалы и инструменты. Ассортимент изделий.

Ленты атласные, шелковые, репсовые, гофрированные. Игла- синель. Ткани редкого переплетения нитей.



43-44

Основные швы. Панно « Цветочный хоровод»

Швы маргаритка, верёвочка, ленточные. Роза- паутинка.



45

Шов « Маргаритка»




46

Роза-паутинка




47

Шов верёвочка




48-49

Ленточные швы: прямой и обратный




50-51

Винтажные розы: Способы выполнения

Приёмы выполнения объёмных украшений.



52-53

Заколка для волос.

Украшения для волос, правила сборки отдельных элементов.



54-55

Швы узелки и рококо. Панно «Мимоза»

Эскиз, панно.




Плетение из лозы, газет ( 13 часов)




56

Истоки лозоплетения. Традиции.

Истоки лозоплетения. Традиции.



57

Подготовка материала. Правила безопасного обращения с инструментами.

Заготовка природного материала или подготовка газет. Т. Б.



58-59

Виды плетения: Простое и послойное.

Виды плетения.



60-61

Хлебница простым плетением.

Ассортимент, простое плетение.



62-63

Ажурная ваза.

Ажурное плетение.



64-65

Корзинка для мелочей. Квадратное плетение.

Квадратное плетение.



66-67

Шкатулка для рукоделия. Комбинированное плетение

Комбинированное плетение.



68

Анализ выполненных работ. Отбор изделий на выставку декоративно-прикладного творчества





  Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

« Веселовская средняя общеобразовательная школа»

Глушковского района Курской области



СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора по ВР Директор школы

__________ Шевченко.О.В. ___________ Ладыжев.В.С.

приказ №____от_______





Календарно-тематическое планирование дополнительного образования

Кружок «Мастерица»

для 5-9 класса

на 2017/2018 учебный год

(художественное направление)





Разработчик программы:

Хорунжая Людмила Владимировна,

учитель технологии

первой квалификационной категории









с. Весёлое-2017 год






  Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

« Веселовская средняя общеобразовательная школа»

Глушковского района Курской области



СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора по ВР Директор школы

__________ Шевченко.О.В. ___________ Ладыжев.В.С.

приказ №____от_______





Рабочая программа дополнительного образования

Кружок «Мастерица»

для 5-9 класса

на 2017/2018 учебный год

(художественное направление)





Разработчик программы:

Хорунжая Людмила Владимировна,

учитель технологии

первой квалификационной категории









с. Весёлое-2017 год





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!