МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Тульской области
Управление образования, культуры, молодёжной политики и спорта
администрации муниципального образования Белевский район
МОУ «Новодолецкая ООШ»
РАССМОТРЕНО на заседании педагогического совета Протокол №1 от «28» августа 2023 г. | СОГЛАСОВАНО Советом МОУ «Новодолецкая ООШ» Протокол №1 от «28» августа 2023 г. | УТВЕРЖДЕНО приказом №124 от «28» августа 2023 г. Директор:______Л.П.Аниканова |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
дополнительного образования «Искусство рассказа»
для обучающихся 5 – 8 классов
д.Зубково - 2023
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Целью данной программы является развитие у обучающихся ораторского искусства. В процессе обучения усваиваются важные идеи: о связи языка и действительности, языка и мышления, о значении культуры речевого поведения в жизни; развивается творческое представление обучающегося, его индивидуальность.
Программой предусмотрены выступления обучающихся в концертных программах в роли ведущих, дикторов, чтецов.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи.
Обучающие:
- познакомить обучающихся с историей и современными направлениями развития культуры речи;
- способствовать овладению различными техниками ораторского искусства.
Развивающие:
- развивать природные задатки обучающихся, их творческий потенциал, фантазию, наблюдательность;
- развивать образное и пространственное мышление, память, воображение, внимание;
- развивать положительные эмоции и волевые качества;
Воспитательные:
- приобщать обучающихся к системе культурных ценностей, отражающих богатство общечеловеческой культуры;
- побуждать к овладению основами нравственного поведения и нормами гуманистической морали: доброты, взаимопонимания, милосердия, веры в созидательные способности человека, терпимости по отношению к людям, интеллигентности.
- воспитывать уважительное отношение между членами коллектива в совместной творческой деятельности.
Прогнозируемые результаты
Обучающиеся должны знать:
- основные термины, связанные с лексикой;
- откуда пришли к нам некоторые известные слова и выражения;
- некоторые термины и понятия;
- некоторые пословицы, поговорки, загадки;
Обучающиеся должны уметь:
- правильно употреблять изученные слова в речи;
- подбирать синонимы и антонимы;
- различать слова-паронимы, омоформы, архаизмы и неологизмы.
Программа рассчитана на 1час в неделю - 34 часа в году.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
Личностные результаты:
1) формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;
2) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;
4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
5) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;
6) овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;
7) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
8) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;
10) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) использование знаково-символических средств представления информации о книгах;
6) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
7) использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
8) овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;
12) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
Предметные результаты:
1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;
3) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
4) использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;
6) умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;
7) умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение;
8) развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта.
ПЕДАГОГИ
Аблогина Галина Николаевна – учитель русского языка и литературы высшей категории, 42 года стаж педагогической деятельности.
РАСПИСАНИЕ
15.00.- 16.00.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
(общекультурный (базовый) уровень, 1 год обучения – 34 часа)
№ | Название темы | Количество часов |
| | Всего | Теория | Практика |
1. | Вступительное занятие | 1 | 1 | - |
2. | Культура речи | 4 | 2 | 2 |
3. | Техника речи | 5 | - | 5 |
4. | Актерское мастерство | 5 | - | 5 |
5. | Логическое чтение (пауза, ударение), подтекст | 5 | - | 5 |
6. | Культура речевого поведения | 5 | 2 | 3 |
7. | Художественное чтение 7.1. Работа над репертуаром (на русском, украинском языках); 7.2. Работа над произведениями фольклора (русского, украинского) 7.3. Работа над басней, сказкой | 4 1 1 2 | - - - - | 4 1 1 2 |
8. | Участие в культурно-массовых мероприятиях, экскурсии, воспитательные мероприятия и др. | 4 | - | 4 |
9. | Итоговое занятие | 1 | - | 1 |
| Всего: | 34 | 5 | 29 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1. Вступительное занятие. (1 час)
Теоретические занятия: Цели и задачи работы творческого коллектива. Правила поведения и правила техники безопасности.
2. Культура речи. (4 часа)
Теоретические занятия (2): виды общения:
- контактное и дистанционное общение, телефонный разговор, переписка;
- непосредственный обычный разговор, беседа, доклад;
- опосредованное (передача информации по радио, телевидению); - устное и письменное, диалогическое и монологическое.
Устная и письменная речь. Понятие о монологе, диалоге. Основные критерии культуры речи – грамотность, богатство, выразительность. Тембр. Мимика. Жесты. Интонация. Рифма. Опорные слова. Объяснение незнакомых слов.
Практические занятия (2): построение текста. Выбор обращения. Составление рассказа.
3. Техника речи. (5 часов) Практические занятия:
- Дыхание. Голос.
- Дикция.
- Артикуляция.
- Нормы русского литературного языка (орфоэпия).
- Нормы ударения (акцентология).
4. Актерское мастерство. (5 часов) Практические занятия:
- Скороговорки на подтекст.
- Этюды на творческое представление.
- Этюды с элементами игры на развитие актерского мастерства.
5. Логическое чтение (пауза, ударение), подтекст. (5 часов)
Практические занятия: выразительное чтение.
6. Культура речевого поведения. (5 часов)
Теоретические занятия (2): употребление речевого этикета общения. Способы обращения к знакомому и незнакомому адресату. Понятие «адресат» и «адресант».
Практические занятия (3): формы приветствия, пожелания, прощения, благодарности, одобрения, сочувствия, просьбы.
7. Художественное чтение. (4 часа)
- Работа над репертуаром.
- Работа над фольклором.
- Работа над басней, сказкой.
8. Участие в культурно-массовых мероприятиях, экскурсии, воспитательные мероприятия и др. (4 часа).
Практические занятия: участие в конкурсах чтецов, экскурсии в театр, филармонию.
9. Итоговое занятие (1 час).
Практическое занятие: конкурс чтецов
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Тема урока | |
1. | Вступительное занятие. (1 час) Теоретические занятия: Цели и задачи работы творческого коллектива. Правила поведения и правила техники безопасности. | |
2. 3. | Культура речи. (4 часа) Теоретические занятия (2): виды общения: контактное и дистанционное общение, телефонный разговор, переписка; непосредственный обычный разговор, беседа, доклад; опосредованное (передача информации по радио, телевидению); устное и письменное, диалогическое и монологическое. | |
4. 5. | Практические занятия (2): построение текста. Выбор обращения. Составление рассказа. | |
6. | Техника речи. (5 часов) Практические занятия Дыхание. Голос. | |
7. | Дикция. | |
8. | Артикуляция | |
9. | Нормы русского литературного языка (орфоэпия). | |
10. | Нормы ударения (акцентология). | |
11. | Актерское мастерство. (5 часов) Практические занятия: Скороговорки на подтекст. | |
12. 13. | Этюды на творческое представление. | |
14. 15. | Этюды с элементами игры на развитие актерского мастерства. | |
16. | Логическое чтение (пауза, ударение), подтекст. (5 часов) Практические занятия: выразительное чтение. | |
17. 18. | Выразительное чтение | |
19. 20. | Выразительное чтение | . |
21. 22. | Культура речевого поведения. (5 часов) Теоретические занятия (2): употребление речевого этикета общения. Способы обращения к знакомому и незнакомому адресату. Понятие «адресат» и «адресант». | |
23. 24. 25. | Практические занятия (3): формы приветствия, пожелания, прощения, благодарности, одобрения, сочувствия, просьбы. | |
26. | Художественное чтение. (4 часа) Работа над репертуаром | |
27. | Работа над фольклором | |
28. 29. | Работа над басней, сказкой | |
30. 31. 32. 33. | Участие в культурно-массовых мероприятиях, экскурсии, воспитательные мероприятия и др. (4 часа). Практические занятия: участие в конкурсах чтецов, заочные экскурсии в театр, филармонию. | |
34. | Итоговое занятие (1 час). Практическое занятие: конкурс чтецов | |
РЕКОМЕНДОВАННЫЙ РЕПЕРТУАР
1. Произведения устного народного творчества:
- Пословицы.
- Поговорки.
- Скороговорки.
- Частушки.
- Прибаутки.
- Загадки.
- Считалочки.
- Песни.
- Сказки.
2. Произведения русских писателей:
- А. Барто. Стихотворения.
- И. Гурина. Стихи и сказки.
- С. Маршак. Стихотворения.
- А. Пушкин. Стихотворения и поэмы.
- Р. Рождественский. Поэмы.
- А. Фет. Стихотворения.
- Д. Хармс. Стихотворения.
- И. Крылов. Басни.
- И. Дмитриев. Басни.
- П. Глазовой. Басни.
- Л. Глибов. Басни.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Вербовская Н.П., Головина О.М., Уранова В.В. Искусство речи. - М., 1977.
2. Вижанкова Т. М. Развитие устной монологической речи // Начальная школа. №4,1991.
3. Григорьева Н. М. Учимся сочинять загадки // Начальная школа. №4, 2003.
4. Елизарова Е. М. К тайнам слова. Занимательная лексика. Кружковая работа по русскому языку: Издательство «Учитель». – Белгород, 2007.
5. Иванова Н. В. Возможности и специфика применения в начальной школе проектного метода // Начальная школа. №2, 2004.
6. Ладыженская Т.А., Сорокина В.И., Никольская Р.И. Детская риторика 1 - 2 класс. - М., 1994.
7. Леонарди Е.И. Дикция и орфоэпия. - М., 1967.
8. Ляшко Б. Как надо и как не надо говорить в эфире: Учебное пособие. - М.: Институт истории и социальных проблем телевидения, 1999.
9. Митяш В. Проектная деятельность младших школьников. – М., 2004.
10. Петрова А.И. Сценическая речь. - М., 1981.