СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа дополнительного образования "Искусство рассказа" 5-8 классы

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа дополнительного образования "Искусство рассказа" 5-8 классы»

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Министерство образования Тульской области‌‌


Управление образования, культуры, молодёжной политики и спорта

администрации муниципального образования Белевский район‌​


МОУ «Новодолецкая ООШ»






РАССМОТРЕНО

на заседании педагогического совета

Протокол №1

от «28» августа 2023 г.


СОГЛАСОВАНО

Советом

МОУ «Новодолецкая ООШ»

Протокол №1

от «28» августа 2023 г.


УТВЕРЖДЕНО

приказом №124

от «28» августа 2023 г.

Директор:______Л.П.Аниканова










РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


дополнительного образования «Искусство рассказа»

для обучающихся 5 – 8 классов













д.Зубково‌ - 2023‌


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

           Целью данной программы является развитие у обучающихся ораторского искусства. В процессе обучения усваиваются важные идеи: о связи языка и действительности, языка и мышления, о значении культуры речевого поведения в жизни; развивается творческое представление обучающегося, его индивидуальность.

Программой предусмотрены выступления обучающихся в концертных программах в роли ведущих, дикторов, чтецов.

Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи.

Обучающие:

-         познакомить обучающихся с историей и современными направлениями развития культуры речи;

-         способствовать    овладению различными  техниками ораторского искусства.

Развивающие:

-         развивать природные задатки обучающихся, их творческий потенциал, фантазию, наблюдательность;

-         развивать образное и пространственное мышление, память, воображение, внимание;

-         развивать положительные эмоции и волевые качества;

Воспитательные:

-         приобщать обучающихся к системе культурных ценностей, отражающих богатство общечеловеческой культуры;

-         побуждать к овладению основами нравственного поведения и нормами гуманистической морали: доброты, взаимопонимания, милосердия, веры в созидательные способности человека, терпимости по отношению к людям, интеллигентности.

-         воспитывать уважительное отношение между членами коллектива в совместной творческой деятельности.

Прогнозируемые результаты

Обучающиеся должны знать:

-         основные термины, связанные с лексикой;

-         откуда пришли к нам некоторые известные слова и выражения;

-         некоторые термины и понятия;

-         некоторые пословицы, поговорки, загадки;

Обучающиеся должны уметь:

-         правильно употреблять изученные слова в речи;

-         подбирать синонимы и антонимы;

-         различать слова-паронимы, омоформы, архаизмы и неологизмы.

Программа  рассчитана на 1час в неделю - 34 часа в году. 

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА

 

Личностные результаты:

1) формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;

2) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;

4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

5) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;

6) овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу; 

7) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

8) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;

10) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

 

Метапредметные результаты:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

2) освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) использование знаково-символических средств представления информации о книгах;

6) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

7) использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;

8) овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;

9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;

10) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

11) умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;

12) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

 

Предметные результаты:

1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;

3) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;

4) использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;

6) умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;

7) умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение;

8) развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта.

ПЕДАГОГИ

Аблогина Галина Николаевна – учитель русского языка и литературы высшей категории, 42 года стаж педагогической деятельности.

РАСПИСАНИЕ

15.00.- 16.00.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ


 

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

(общекультурный (базовый) уровень, 1 год обучения  –  34 часа)


Название темы

Количество часов

 

 

Всего

Теория

Практика

1.

Вступительное занятие

1

1

-

2.

Культура речи

4

2

2

3.

Техника речи

5

-

5

4.

Актерское мастерство

5

-

5

5.

Логическое чтение (пауза, ударение), подтекст

5

-

5

6.

Культура речевого поведения

5

2

3

7.

Художественное чтение

7.1. Работа над репертуаром (на русском, украинском языках);

7.2. Работа над произведениями фольклора

(русского, украинского)

7.3. Работа над басней, сказкой

4

 

      1

1

2

-

-

-

-

4

 

1

1

2

8.

Участие в культурно-массовых мероприятиях, экскурсии, воспитательные мероприятия и др.

4

-

4

9.

Итоговое занятие

1

-

1


Всего:

34

5

29


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ


1.       Вступительное занятие. (1 час)

Теоретические занятия: Цели и задачи работы творческого коллектива. Правила поведения и правила техники безопасности.

2.       Культура речи. (4 часа)

Теоретические занятия (2): виды общения:

-   контактное и дистанционное общение, телефонный разговор, переписка;

-   непосредственный обычный разговор, беседа, доклад;

-   опосредованное (передача информации по радио, телевидению); - устное и письменное, диалогическое и монологическое.

Устная и письменная речь. Понятие о монологе, диалоге. Основные критерии культуры речи – грамотность, богатство, выразительность.  Тембр. Мимика. Жесты. Интонация. Рифма. Опорные слова. Объяснение незнакомых слов.

Практические занятия (2): построение текста. Выбор обращения. Составление рассказа.

3. Техника речи. (5 часов) Практические занятия:

-         Дыхание. Голос.

-         Дикция.

-         Артикуляция.

-         Нормы русского литературного языка (орфоэпия).

- Нормы ударения (акцентология).

4. Актерское мастерство. (5 часов) Практические занятия:

-         Скороговорки на подтекст.

-         Этюды на творческое представление.

-         Этюды с элементами игры на развитие актерского мастерства.

5.     Логическое чтение (пауза, ударение), подтекст. (5 часов) 

Практические занятия: выразительное чтение.


6.     Культура речевого поведения. (5 часов)

Теоретические занятия (2): употребление речевого этикета общения. Способы обращения к знакомому и незнакомому адресату. Понятие «адресат» и «адресант».

Практические занятия (3): формы приветствия, пожелания, прощения, благодарности, одобрения, сочувствия, просьбы.

7.     Художественное чтение. (4 часа)

-         Работа над репертуаром.

-         Работа над фольклором.

-    Работа над басней, сказкой.

 

8.     Участие в культурно-массовых мероприятиях, экскурсии, воспитательные мероприятия и др. (4 часа).

Практические занятия: участие в конкурсах чтецов, экскурсии в театр, филармонию.

9.     Итоговое занятие (1 час).

Практическое занятие: конкурс чтецов


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 

Тема урока

 

 

1.

 Вступительное занятие. (1 час)

Теоретические занятия: Цели и задачи работы творческого коллектива. Правила поведения и правила техники безопасности.

 

 

2.

3.

 Культура речи. (4 часа)

Теоретические занятия (2): виды общения:

контактное и дистанционное общение, телефонный разговор, переписка; непосредственный обычный разговор, беседа, доклад;

опосредованное (передача информации по радио, телевидению); устное и письменное, диалогическое и монологическое.

 

 

4.

5.

 Практические занятия (2): построение текста. Выбор обращения. Составление рассказа.


 

6.

 Техника речи. (5 часов)       Практические занятия Дыхание. Голос.

 

7.

 Дикция.

 

8.

 Артикуляция

 

 

9.

 Нормы русского литературного языка (орфоэпия).

 

10.

Нормы ударения (акцентология).

 

11.

 Актерское мастерство. (5 часов) Практические занятия:

Скороговорки на подтекст.

 

12.

13.

 Этюды на творческое представление.

 

14.

15.

Этюды с элементами игры на развитие актерского мастерства.

 

16.

Логическое чтение (пауза, ударение), подтекст. (5 часов) 

Практические занятия: выразительное чтение.

 

17.

18.

 Выразительное чтение

 

19.

20.

 Выразительное чтение

 .

 

21.

22.

 Культура речевого поведения. (5 часов)

Теоретические занятия (2): употребление речевого этикета общения. Способы обращения к знакомому и незнакомому адресату. Понятие «адресат» и «адресант».

 

23.

24. 25.

Практические занятия (3): формы приветствия, пожелания, прощения, благодарности, одобрения, сочувствия, просьбы.

 

26.

  Художественное чтение. (4 часа)

Работа над репертуаром

 

27.

 Работа над фольклором

 

28.

29.

 Работа над басней, сказкой

 

30.

31.

32.

33.

 Участие в культурно-массовых мероприятиях, экскурсии, воспитательные мероприятия и др. (4 часа).


Практические занятия: участие в конкурсах чтецов, заочные экскурсии в театр, филармонию.

 

34.

 Итоговое занятие (1 час).

Практическое занятие: конкурс чтецов

 

 

 

 

 


РЕКОМЕНДОВАННЫЙ РЕПЕРТУАР

1.     Произведения устного народного творчества:

-   Пословицы.

-   Поговорки.

-   Скороговорки.

-   Частушки.

-   Прибаутки.

-   Загадки.

-   Считалочки.

-   Песни.

-   Сказки.

2.     Произведения русских писателей:

-   А. Барто. Стихотворения.

-   И. Гурина. Стихи и сказки.

-   С. Маршак. Стихотворения.

-   А. Пушкин. Стихотворения и поэмы.

-   Р. Рождественский. Поэмы.

-   А. Фет. Стихотворения.

-   Д. Хармс. Стихотворения.

-   И. Крылов. Басни.

-   И. Дмитриев. Басни.

-   П. Глазовой. Басни.

-   Л. Глибов. Басни.





СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.       Вербовская Н.П., Головина О.М., Уранова В.В. Искусство речи. - М., 1977.

2.       Вижанкова Т. М. Развитие устной монологической речи // Начальная школа. №4,1991.

3.       Григорьева Н. М. Учимся сочинять загадки // Начальная школа. №4, 2003.

4.       Елизарова Е. М. К тайнам слова. Занимательная лексика. Кружковая работа по русскому языку: Издательство «Учитель». – Белгород, 2007.

5.       Иванова Н. В. Возможности и специфика применения в начальной школе проектного метода // Начальная школа. №2, 2004.

6.       Ладыженская Т.А., Сорокина В.И., Никольская Р.И. Детская риторика 1 - 2 класс. - М., 1994.

7.       Леонарди Е.И. Дикция и орфоэпия. - М., 1967.

8.       Ляшко Б. Как надо и как не надо говорить в эфире: Учебное пособие. - М.: Институт истории и социальных проблем телевидения, 1999.

9.       Митяш В. Проектная деятельность младших школьников. – М., 2004.

10.   Петрова А.И. Сценическая речь. - М., 1981.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!