Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Рыжковская средняя школа»
Кардымовского района Смоленской области
Согласовано Принято Утверждено
Зам. директора Педагогический совет Директор школы
по ВР протокол №_______ _________ С.С. Мухина
_________ Е.В. Чирикова приказ № ____
«____» ___________2020 от «____» ________2020 от «____» ________2020
Рабочая программа
дополнительного образования
курса внеурочной деятельности
«В мире живой природы»
общеинтеллектуальной направленности
для 5 – 8 классов
Составитель:
Баранова Ольга Алексеевна
учитель биологии и химии первой квалификационной категории
Пояснительная записка
Дополнительная образовательная программа общеинтеллектуальной направленности «В мире живой природы», составлена для обучающихся 5 – 8 классов на 2020-2021 учебный год на основании:
Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (2010г.).
Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Рыжковская средняя школа».
Учебного плана МБОУ «Рыжковская средняя школа» на 2020-2021 учебный год.
Цель:
- активизация познавательной деятельности обучающихся, развитие интереса к биологии и расширение биологического кругозора.
Задачи:
- расширять кругозор обучающихся, что является необходимым для любого культурного человека;
- способствовать популяризации у обучающихся биологических знаний;
- способствовать участию школьников в олимпиадах и конкурсах (интеллектуальных, творческих) биологического направления;
- развивать навыки работы с биологическими объектами;
- способствовать формированию приемов, умений и навыков по организации поисковой и исследовательской деятельности, самостоятельной познавательной деятельности и проведения опытов;
- развивать учебную мотивацию школьников на выбор профессии.
В программе используются следующие формы организации образовательного процесса: игра, коллективные и индивидуальные исследования, дискуссия, викторина, чтение биологической научно – популярной литературы, создание презентаций, выполнение экспериментальных работ (лабораторных и практических), творческая работа над проектами, творческие мастерские, экскурсии, просмотр видеофильмов
Общая характеристика курса
Программа кружка «В мире живой природы» имеет биолого-экологическое направление. Данная программа опирается на программу воспитания и социализации обучающихся в части формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни.
Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Обучающиеся включаются в исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятий, структурировать материал и др. Учащиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие её виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в группе, представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т. д.
Актуальность программы заключается в формировании мотивации к целенаправленной познавательной деятельности и саморазвитию, а также личностному самоопределению обучающихся. Несмотря на то, что вопросы профориентации не являются главной целью биологического кружка, разнообразная деятельность, запланированная на занятиях, возможно, поможет юным биологам определиться с выбором своей будущей профессии.
Рассмотрение вопросов в том числе экологии родного края - это повод привлечь внимание школьников к экологическим проблемам окружающей среды. Организация обсуждения школьниками данных проблем дает возможность педагогу влиять на формирование их отношений к природе и к самому себе как к базовым ценностям современного общества, а также воспитывать в них чувство бережного отношения к окружающему миру.
В основе программы лежит два главных вида деятельности обучающихся – это теоретическая и практическая деятельность ребят.
Работа кружка по предлагаемой программе предполагает ведение наблюдений и практической работы. Для понимания обучающимися сущности биологических явлений в программу введены лабораторные работы, экскурсии, демонстрации опытов, проведение наблюдений. Все это дает возможность направленно воздействовать на личность обучающегося: тренировать память, развивать наблюдательность, мышление, обучать приемам самостоятельной учебной деятельности, способствовать развитию любознательности и интереса к предмету.
Место курса в учебном плане
Срок реализации рабочей программы – 1 год. В соответствии с учебным планом МБОУ «Рыжковская средняя школа» на 2020 – 2021 учебный год на изучение данного курса отводится – 2 часа в неделю, что за год составляет 68 часов.
Дрофа, 2014. –107 с.
«Химия. Вводный курс. 7 класс», М: Дрофа, 2007. –205 с.
Учебно-методическое обеспечение:
Брем А. Э. Жизнь животных: в 3 т. / А. Э. Брем. - Москва. Терра -Terra,2008.
Демьянков Е.Н., Никишов А.И. Биология. Мир животных. Задачи, дополнительные материалы. 7 класс. – М.: «Владос», 2004.
Демьянков Е.Н. Биология. Мир растений. Задачи, дополнительные материалы. 6 класс. – М.: «Владос», 2004.
Цингер А.В. Занимательная ботаника. – Минск: «Экоперспектива», 2001.
Малашенков А.С. Внеклассная работа по биологии. 7 – 8 классы. – Волгоград: «Корифей», 2006.
Ивченко С.И. Занимательно о ботанике. – Смоленск: «Русич», 2001.
Тарасов А.К. Ботаника. Зоология. Химия. – Смоленск: «Русич», 1999.
Петров В.В. Растительный мир нашей Родины: Кн. Для учителя. – 2-е изд., доп. – М.: Просвещение, 1991.
Молис С.С., Молис С.А. Активные формы и методы обучения биологии: Животные: Кн. Для учителя: Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1988.
Биология. 5 – 11 классы: внеклассные мероприятия. – Вып. 2 / авт.-сост. Е.А. Якушкина и др. – Волгоград: Учитель, 2009.
Рохлов В., Теремов А., Петросова Р. Занимательная ботаника: Книга для учащихся, учителей и родителей. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1999.
Газета «Биология». Издательский дом «Первое сентября».
Натуральные пособия (реальные объекты живой и неживой природы)
Изобразительные наглядные пособия (рисунки, схематические рисунки, схемы, таблицы) плакаты, презентации.
компьютер, мультимедийный проектор, DVD
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА
на 2020-2021 учебный год
В процессе изучения курса «В мире живой природы» обучающиеся получат возможность развить знания по биологии (расширить и углубить).
Личностные результаты
знание основных принципов и правил отношения к живой природе;
сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам;
формирование личностных представлений о целостности природы,
формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования.
Метапредметные результаты
Регулятивные
Учащийся научится:
• определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления;
• обнаруживать и формулировать учебную проблему, выбирать тему проекта;
• составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера, выполнения проекта совместно с учителем;
• работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки.
Учащийся получит возможность научиться:
• работая по составленному плану, использовать, наряду с основными, и дополнительные средства (справочная литература, средства ИКТ);
• в ходе представления проекта учиться давать оценку его результатов;
• понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации.
Познавательные
Учащийся научится:
• предполагать, какая информация нужна;
• отбирать необходимые словари, энциклопедии, справочники, электронные диски;
• сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет);
• выбирать основания для сравнения, классификации объектов;
• устанавливать аналогии и причинно-следственные связи.
Учащийся получит возможность научиться:
• выстраивать логическую цепь рассуждений;
• представлять информацию в виде таблиц, схем, опорного конспекта, в том числе с применением средств ИКТ.
Коммуникативные
Учащийся научится:
• организовывать взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);
• предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений;
• оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ.
Учащийся получит возможность научиться:
• при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее. Учиться подтверждать аргументы фактами;
• слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
Предметные результаты
пользоваться научными методами для распознания биологических проблем; давать научное объяснение биологическим фактам, процессам, явлениям, закономерностям, их роли в жизни организмов и человека;
проводить наблюдения за живыми объектами; описывать биологические объекты, процессы и явления; ставить несложные биологические эксперименты и интерпретировать их результаты.
приобретать навыки использования научно-популярной литературы по биологии, справочных материалов (на бумажных и электронных носителях), ресурсов Интернета при выполнении учебных задач.
выделять существенные признаки биологических объектов и процессов, характерных для живых организмов;
аргументировать, приводить доказательства родства различных таксонов растений, животных;
аргументировать, приводить доказательства различий растений, животных;
осуществлять классификацию биологических объектов на основе определения их принадлежности к определенной систематической группе;
раскрывать роль биологии в практической деятельности людей; роль различных организмов в жизни человека;
выявлять примеры и раскрывать сущность приспособленности организмов к среде обитания;
различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты или их изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов;
сравнивать биологические объекты. процессы жизнедеятельности; делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток и тканей, органов и систем органов;
использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; ставить биологические эксперименты и объяснять их результаты;
знать и аргументировать основные правила поведения в природе;
анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе;
описывать и использовать приемы выращивания и размножения культурных растений и ухода за ними;
знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.
Содержание курса дополнительного образования
Раздел 1. Введение - 2 ч.
Цели, задачи, формы работы кружка. Программа кружка и ее значение в подготовке к последующей теоретической и экспериментальной работе. Знакомство с оборудованием лабораторных работ. Правила поведения в лаборатории и внешкольном учреждении. Техника безопасности. Методы исследования живой природы.
Раздел 2. В мире растений - 24 часа.
Мир растений. Особенности и многообразие. Определение растений. Местообитание растений. Жизнедеятельность растений. Значение растений для жизни на Земле, для человека. Комнатные растения. Цветы на клумбе. Тайны мира цветов и бабочек. Легенды о цветах. Лекарственные и ядовитые растения. Культурные растения. Овощи и фрукты. Растения Красной книги Смоленской области. Жизненные формы растений. Сезонные явления в жизни растений. Наблюдение за растениями в природе. Растения-синоптики. определение возраста растений. Вегетативное размножение растений. Как покрасить живые цветы.
Раздел 3. В мире животных - 25 часов.
Многообразие животных. Среды обитания. Особенности животных. Животный мир и его значение для человека. Условия жизни диких животных. Охрана диких животных. Животные Красной книги Смоленской области. Животные-барометры. Мир одноклеточных животных. Амеба обыкновенная, инфузория – туфелька. Выращивание культуры инфузории – туфельки.
Членистоногие. Насекомые: друзья и враги. Типы размножения насекомых. Малярийный комар, божья коровка, муравьи, бабочки.
Рыбы. Земноводные. Рептилии. Ящерицы, черепахи, крокодилы, змеи. Особенности строения, их приспособленность к жизни на суше. Многообразие пресмыкающихся. Древние пресмыкающиеся – динозавры. Ядовитые и неядовитые змеи. Первая помощь при укусах змей.
Птицы, их приспособленность к полету. Происхождение птиц. Многообразие птиц. Птицы – рекордсмены. Птицы леса. Роль птиц в жизни человека. Изготовление кормушек и скворечников для птиц.
Млекопитающие, среды жизни и места обитания. Признаки млекопитающих. Значение для человека. Удивительные утконос и ехидна. Как правильно кормить ежа. Бобры. Звери леса.
Домашние животные. Жизнь домашних животных. История одомашнивания, предки домашних животных. Дружба человека и животных. Собака – друг человека. Кошки.
Раздел 4. Человек и природа - 17 часов.
Природа - наш общий дом. Понятие об экологической культуре человека. Правила поведения человека в природе. Экологические праздники и их значение для защиты природы. Заповедники и национальные парки. История создания Красной книги. Национальный парк «Смоленское Поозерье». Программа и работа по увеличению численности зубров на Смоленщине. Биоиндикация. Организмы-индикаторы.
Тематическое планирование
№ п/п | Наименование раздела | Количество часов | Лабораторные работы | Практические работы | Экскурсии |
1 | Раздел 1. Введение | 2 | | | |
2 | Раздел 2. В мире растений | 24 | 7 | | 1 |
3 | Раздел 3. В мире животных | 25 | 4 | | |
4 | Раздел 4. Человек и природа | 17 | | 2 | |
Итого за год | 68 | 11 | 2 | 1 |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Название раздела и тема занятия | Дата |
план | факт |
РАЗДЕЛ 1. Введение (2 часа) |
1. | Цели и задачи, план работы кружка. Методы исследования живой природы. Правила безопасности и меры первой медицинской помощи. Оборудование биологического кабинета | | |
2. | Цели и задачи, план работы кружка. Методы исследования живой природы. Правила безопасности и меры первой медицинской помощи. Оборудование биологического кабинета | | |
РАЗДЕЛ 2. В мире растений (24 часа) |
3. | Мир растений. Особенности и многообразие | | |
4. | Лабораторная работа №1 «Кто такие? Где живут?». Определение растений | | |
5. | Лабораторная работа №2 «Тайны жизни растений» | | |
6. | Проект «Комнатные растения. Цветы на моей клумбе» | | |
7. | Проект «Комнатные растения. Цветы на моей клумбе» | | |
8. | Легенды о цветах | | |
9. | Экскурсия в природу №1 «Осенний пейзаж» | | |
10. | Творческая мастерская «Тайны мира цветов и бабочек» | | |
11. | Творческая мастерская «Тайны мира цветов и бабочек» | | |
12. | Викторина «Час цветов» | | |
13. | Игра – путешествие с культурными растениями «Родина овощей» | | |
14. | Познавательное занятие «Памятники овощам и фруктам (удивительные растения)» | | |
15. | Золотая осень: праздник урожая | | |
16. | Золотая осень: праздник урожая | | |
17. | Съедобные и ядовитые растения. | | |
18. | Съедобные и ядовитые растения. | | |
19. | Лабораторная работа №3 «Лекарственные растения» | | |
20. | Творческая мастерская «Зеленая аптека» | | |
21. | По страницам Красной книги. Растения Красной книги Смоленской области. | | |
22. | Лабораторная работа №4 «Растения Красной книги Смоленской области» | | |
23. | Растения-синоптики | | |
24. | Лабораторная работа №5 «Определение возраста деревьев» | | |
25. | Лабораторная работа №6 «Как покрасить живые цветы?» | | |
26. | Лабораторная работа №7 «Способы вегетативного размножения растений» | | |
РАЗДЕЛ 3. В мире животных (25 часов) |
27. | Мир животных. Особенности и многообразие животных | | |
28. | Мир одноклеточных животных. Лабораторная работа №8 «Выращивание культуры инфузории – туфельки» | | |
29. | Разноцветный мир бабочек | | |
30. | Виртуальное путешествие «В стране динозавров» | | |
31. | Викторина «Птичьи разговоры | | |
32. | Видеоэкскурсия «Птицы леса» | | |
33. | Поле чудес «Удивительный мир птиц» | | |
34. | Работа над проектом «Берегите птиц». Изготовление кормушек и скворечников для птиц. | | |
35. | Работа над проектом «Берегите птиц». Изготовление кормушек и скворечников для птиц | | |
36. | Акция «Покорми птиц!» | | |
37. | Лабораторная работа №9 «Определение членистоногих по рисункам и коллекциям» | | |
38. | Лабораторная работа №10 «Мир позвоночных животных. Холоднокровные животные» | | |
39. | Оформление газеты «Удивительные животные» | | |
40. | Животные-барометры | | |
41. | Лабораторная работа №11 «Мир позвоночных животных. Теплокровные животные» | | |
42. | Видеоэкскурсия «Звери леса» | | |
43. | Занимательная зоология. Хвостатая викторина | | |
44. | Домашние любимцы | | |
45. | Оформление коллажа «Братья наши меньшие» | | |
46. | Мягкие лапки, а в лапках царапки. Планирование проектной деятельности | | |
47. | Работа над проектом | | |
48. | Защита проектной работы, посвященной Всемирному Дню Кошек (1 марта) | | |
49. | По страницам Красной книги. Животные Красной книги Смоленской области. | | |
50. | Творческая мастерская «Красная книга руками детей!» | | |
51. | Творческая мастерская «Животные-рекордсмены» | | |
РАЗДЕЛ 4. Человек и природа (17 часов) |
52. | Природа - наш общий дом | | |
53. | Биологическое лото «В мире флоры и фауны» | | |
54. | Понятие об экологической культуре человека. Правила поведения человека в природе | | |
55. | Экологические праздники и их значение для защиты природы | | |
56. | Творческая мастерская «Красные числа экологического календаря» | | |
57. | Познавательно - интеллектуальная игра «Люди, звери, рыбы, птицы на Земле должны ужиться!» | | |
58. | Фильм «Заповедники и национальные парки». | | |
59. | Национальный парк «Смоленское Поозерье» | | |
60. | Видеоэкскурсия «На земле зубров» | | |
61. | Экологический турнир «В содружестве с природой» | | |
62. | Практическая работа №1 «Определение степени загрязненности воздуха» | | |
63. | Практическая работа №2 «Изучение органолептических свойств воды» | | |
64. | Организмы-индикаторы | | |
65. | Оформление газеты «В союзе с природой» | | |
66. | Проект «Человек на Земле» | | |
67. | Работа над проектом | | |
68. | Защита проекта «Человек на Земле» | | |