СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа дополнительного образования курса внеурочной деятельности «В мире живой природы»

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа дополнительного образования курса внеурочной деятельности «В мире живой природы»»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Рыжковская средняя школа»

Кардымовского района Смоленской области





Согласовано Принято Утверждено

Зам. директора Педагогический совет Директор школы

по ВР протокол №_______ _________ С.С. Мухина

_________ Е.В. Чирикова приказ № ____

«____» ___________2020 от «____» ________2020 от «____» ________2020





Рабочая программа

дополнительного образования

курса внеурочной деятельности

«В мире живой природы»

общеинтеллектуальной направленности

для 5 – 8 классов











Составитель:

Баранова Ольга Алексеевна

учитель биологии и химии первой квалификационной категории



Пояснительная записка

Дополнительная образовательная программа общеинтеллектуальной направленности «В мире живой природы», составлена для обучающихся 5 – 8 классов на 2020-2021 учебный год на основании:

  1. Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

  2. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (2010г.).

  3. Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Рыжковская средняя школа».

  4. Учебного плана МБОУ «Рыжковская средняя школа» на 2020-2021 учебный год.

Цель:

- активизация познавательной деятельности обучающихся, развитие интереса к биологии и расширение биологического кругозора.

Задачи:

- расширять кругозор обучающихся, что является необходимым для любого культурного человека;

- способствовать популяризации у обучающихся биологических знаний;

- способствовать участию школьников в олимпиадах и конкурсах (интеллектуальных, творческих) биологического направления;

- развивать навыки работы с биологическими объектами;

- способствовать формированию приемов, умений и навыков по организации поисковой и исследовательской деятельности, самостоятельной познавательной деятельности и проведения опытов;

- развивать учебную мотивацию школьников на выбор профессии.


В программе используются следующие формы организации образовательного процесса: игра, коллективные и индивидуальные исследования, дискуссия, викторина, чтение биологической научно – популярной литературы, создание презентаций, выполнение экспериментальных работ (лабораторных и практических), творческая работа над проектами, творческие мастерские, экскурсии, просмотр видеофильмов


Общая характеристика курса

Программа кружка «В мире живой природы» имеет биолого-экологическое направление. Данная программа опирается на программу воспитания и социализации обучающихся в части формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни.

Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Обучающиеся включаются в исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятий, структурировать материал и др. Учащиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие её виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в группе, представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т. д.

Актуальность программы заключается в формировании мотивации к целенаправленной познавательной деятельности и саморазвитию, а также личностному самоопределению обучающихся. Несмотря на то, что вопросы профориентации не являются главной целью биологического кружка, разнообразная деятельность, запланированная на занятиях, возможно, поможет юным биологам определиться с выбором своей будущей профессии.

Рассмотрение вопросов в том числе экологии родного края - это повод привлечь внимание школьников к экологическим проблемам окружающей среды. Организация обсуждения школьниками данных проблем дает возможность педагогу влиять на формирование их отношений к природе и к самому себе как к базовым ценностям современного общества, а также воспитывать в них чувство бережного отношения к окружающему миру.

В основе программы лежит два главных вида деятельности обучающихся – это теоретическая и практическая деятельность ребят.

Работа кружка по предлагаемой программе предполагает ведение наблюдений и практической работы. Для понимания обучающимися сущности биологических явлений в программу введены лабораторные работы, экскурсии, демонстрации опытов, проведение наблюдений. Все это дает возможность направленно воздействовать на личность обучающегося: тренировать память, развивать наблюдательность, мышление, обучать приемам самостоятельной учебной деятельности, способствовать развитию любознательности и интереса к предмету.


Место курса в учебном плане

Срок реализации рабочей программы – 1 год. В соответствии с учебным планом МБОУ «Рыжковская средняя школа» на 2020 – 2021 учебный год на изучение данного курса отводится – 2 часа в неделю, что за год составляет 68 часов.


Дрофа, 2014. –107 с.

«Химия. Вводный курс. 7 класс», М: Дрофа, 2007. –205 с.

Учебно-методическое обеспечение:

  1. Брем  А. Э. Жизнь животных: в 3 т. / А. Э. Брем. - Москва. Терра -Terra,2008.

  2. Демьянков Е.Н., Никишов А.И. Биология. Мир животных. Задачи, дополнительные материалы. 7 класс. – М.: «Владос», 2004.

  3. Демьянков Е.Н. Биология. Мир растений. Задачи, дополнительные материалы. 6 класс. – М.: «Владос», 2004.

  4. Цингер А.В. Занимательная ботаника. – Минск: «Экоперспектива», 2001.

  5. Малашенков А.С. Внеклассная работа по биологии. 7 – 8 классы. – Волгоград: «Корифей», 2006.

  6. Ивченко С.И. Занимательно о ботанике. – Смоленск: «Русич», 2001.

  7. Тарасов А.К. Ботаника. Зоология. Химия. – Смоленск: «Русич», 1999.

  8. Петров В.В. Растительный мир нашей Родины: Кн. Для учителя. – 2-е изд., доп. – М.: Просвещение, 1991.

  9. Молис С.С., Молис С.А. Активные формы и методы обучения биологии: Животные: Кн. Для учителя: Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1988.

  10. Биология. 5 – 11 классы: внеклассные мероприятия. – Вып. 2 / авт.-сост. Е.А. Якушкина и др. – Волгоград: Учитель, 2009.

  11. Рохлов В., Теремов А., Петросова Р. Занимательная ботаника: Книга для учащихся, учителей и родителей. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1999.

  12. Газета «Биология». Издательский дом «Первое сентября».

  • Натуральные пособия (реальные объекты живой и неживой природы)

  • Изобразительные наглядные пособия (рисунки, схематические рисунки, схемы, таблицы) плакаты, презентации.

  • компьютер, мультимедийный проектор, DVD


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА

на 2020-2021 учебный год

В процессе изучения курса «В мире живой природы» обучающиеся получат возможность развить знания по биологии (расширить и углубить).


Личностные результаты

  • знание основных принципов и правил отношения к живой природе;

  • сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам;

  • формирование личностных представлений о целостности природы,

  • формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования.


Метапредметные результаты

  1. Регулятивные

Учащийся научится:

• определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления;

• обнаруживать и формулировать учебную проблему, выбирать тему проекта;

• составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера, выполнения проекта совместно с учителем;

• работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки.

Учащийся получит возможность научиться:

работая по составленному плану, использовать, наряду с основными, и дополнительные средства (справочная литература, средства ИКТ);

в ходе представления проекта учиться давать оценку его результатов;

понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации.

  1. Познавательные

Учащийся научится:

• предполагать, какая информация нужна;

• отбирать необходимые словари, энциклопедии, справочники, электронные диски;

• сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет);

• выбирать основания для сравнения, классификации объектов;

• устанавливать аналогии и причинно-следственные связи.

Учащийся получит возможность научиться:

выстраивать логическую цепь рассуждений;

представлять информацию в виде таблиц, схем, опорного конспекта, в том числе с применением средств ИКТ.

  1. Коммуникативные

Учащийся научится:

• организовывать взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);

• предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений;

• оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ.

Учащийся получит возможность научиться:

при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее. Учиться подтверждать аргументы фактами;

слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.


Предметные результаты

  • пользоваться научными методами для распознания биологических проблем; давать научное объяснение биологическим фактам, процессам, явлениям, закономерностям, их роли в жизни организмов и человека;

  • проводить наблюдения за живыми объектами; описывать биологические объекты, процессы и явления; ставить несложные биологические эксперименты и интерпретировать их результаты.

  • приобретать навыки использования научно-популярной литературы по биологии, справочных материалов (на бумажных и электронных носителях), ресурсов Интернета при выполнении учебных задач.

  • выделять существенные признаки биологических объектов и процессов, характерных для живых организмов;

  • аргументировать, приводить доказательства родства различных таксонов растений, животных;

  • аргументировать, приводить доказательства различий растений, животных;

  • осуществлять классификацию биологических объектов на основе определения их принадлежности к определенной систематической группе;

  • раскрывать роль биологии в практической деятельности людей; роль различных организмов в жизни человека;

  • выявлять примеры и раскрывать сущность приспособленности организмов к среде обитания;

  • различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты или их изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов;

  • сравнивать биологические объекты. процессы жизнедеятельности; делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

  • устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток и тканей, органов и систем органов;

  • использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; ставить биологические эксперименты и объяснять их результаты;

  • знать и аргументировать основные правила поведения в природе;

  • анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе;

  • описывать и использовать приемы выращивания и размножения культурных растений и ухода за ними;

  • знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.


Содержание курса дополнительного образования

Раздел 1. Введение - 2 ч.

Цели, задачи, формы работы кружка. Программа кружка и ее значение в подготовке к последующей теоретической и экспериментальной работе. Знакомство с оборудованием лабораторных работ. Правила поведения в лаборатории и внешкольном учреждении. Техника безопасности. Методы исследования живой природы.


Раздел 2. В мире растений - 24 часа.

Мир растений. Особенности и многообразие. Определение растений. Местообитание растений. Жизнедеятельность растений. Значение растений для жизни на Земле, для чело­века. Комнатные растения. Цветы на клумбе. Тайны мира цветов и бабочек. Легенды о цветах. Лекарственные и ядо­витые растения. Культурные растения. Овощи и фрукты. Растения Красной книги Смоленской области. Жизненные формы растений. Сезонные явления в жизни растений. Наблюдение за растениями в природе. Растения-синоптики. определение возраста растений. Вегетативное размножение растений. Как покрасить живые цветы.


Раздел 3. В мире животных - 25 часов.

Многообразие животных. Среды обитания. Особенности животных. Животный мир и его значение для человека. Усло­вия жизни диких животных. Охрана диких животных. Животные Красной книги Смоленской области. Животные-барометры. Мир одноклеточных животных. Амеба обыкновенная, инфузория – туфелька. Выращивание культуры инфузории – туфельки.

Членистоногие. Насекомые: друзья и враги. Типы размножения насекомых. Малярийный комар, божья коровка, муравьи, бабочки.

Рыбы. Земноводные. Рептилии. Ящерицы, черепахи, крокодилы, змеи. Особенности строения, их приспособленность к жизни на суше. Многообразие пресмыкающихся. Древние пресмыкающиеся – динозавры. Ядовитые и неядовитые змеи. Первая помощь при укусах змей.

Птицы, их приспособленность к полету. Происхождение птиц. Многообразие птиц. Птицы – рекордсмены. Птицы леса. Роль птиц в жизни человека. Изготовление кормушек и скворечников для птиц.

Млекопитающие, среды жизни и места обитания. Признаки млекопитающих. Значение для человека. Удивительные утконос и ехидна. Как правильно кормить ежа. Бобры. Звери леса.

Домашние животные. Жизнь домашних жи­вотных. История одомашнивания, предки домашних животных. Дружба человека и животных. Собака – друг человека. Кошки.


Раздел 4. Человек и природа - 17 часов.

Природа - наш общий дом. Понятие об экологической культуре человека. Правила поведения человека в природе. Экологические праздники и их значение для защиты природы. Заповедники и национальные парки.  История создания Красной книги. Национальный парк «Смоленское Поозерье». Программа и работа по увеличению численности зубров на Смоленщине. Биоиндикация. Организмы-индикаторы.



Тематическое планирование

п/п

Наименование раздела

Количество часов

Лабораторные работы

Практические работы

Экскурсии

1

Раздел 1. Введение

2




2

Раздел 2. В мире растений

24

7


1

3

Раздел 3. В мире животных

25

4



4

Раздел 4. Человек и природа

17


2


Итого за год

68

11

2

1










































Календарно-тематическое планирование

п/п

Название раздела и тема занятия

Дата

план

факт

РАЗДЕЛ 1. Введение (2 часа)

1.

Цели и задачи, план работы кружка. Методы исследования живой природы. Правила безопасности и меры первой медицинской помощи. Оборудование биологического кабинета



2.

Цели и задачи, план работы кружка. Методы исследования живой природы. Правила безопасности и меры первой медицинской помощи. Оборудование биологического кабинета



РАЗДЕЛ 2. В мире растений (24 часа)

3.

Мир растений. Особенности и многообразие



4.

Лабораторная работа №1 «Кто такие? Где живут?». Определение растений



5.

Лабораторная работа №2 «Тайны жизни растений»



6.

Проект «Комнатные растения. Цветы на моей клумбе»



7.

Проект «Комнатные растения. Цветы на моей клумбе»



8.

Легенды о цветах



9.

Экскурсия в природу №1 «Осенний пейзаж»



10.

Творческая мастерская «Тайны мира цветов и бабочек»



11.

Творческая мастерская «Тайны мира цветов и бабочек»



12.

Викторина «Час цветов»



13.

Игра – путешествие с культурными растениями «Родина овощей»



14.

Познавательное занятие «Памятники овощам и фруктам (удивительные растения)»



15.

Золотая осень: праздник урожая



16.

Золотая осень: праздник урожая



17.

Съедобные и ядовитые растения.



18.

Съедобные и ядовитые растения.



19.

Лабораторная работа №3 «Лекарственные растения»



20.

Творческая мастерская «Зеленая аптека»



21.

По страницам Красной книги. Растения Красной книги Смоленской области.



22.

Лабораторная работа №4 «Растения Красной книги Смоленской области»



23.

Растения-синоптики



24.

Лабораторная работа №5 «Определение возраста деревьев»



25.

Лабораторная работа №6 «Как покрасить живые цветы?»



26.

Лабораторная работа №7 «Способы вегетативного размножения растений»



РАЗДЕЛ 3. В мире животных (25 часов)

27.

Мир животных. Особенности и многообразие животных



28.

Мир одноклеточных животных. Лабораторная работа №8 «Выращивание культуры инфузории – туфельки»



29.

Разноцветный мир бабочек



30.

Виртуальное путешествие «В стране динозавров»



31.

Викторина «Птичьи разговоры



32.

Видеоэкскурсия «Птицы леса»



33.

Поле чудес «Удивительный мир птиц»



34.

Работа над проектом «Берегите птиц». Изготовление кормушек и скворечников для птиц.



35.

Работа над проектом «Берегите птиц». Изготовление кормушек и скворечников для птиц



36.

Акция «Покорми птиц!»



37.

Лабораторная работа №9 «Определение членистоногих по рисункам и коллекциям»



38.

Лабораторная работа №10 «Мир позвоночных животных. Холоднокровные животные»



39.

Оформление газеты «Удивительные животные»



40.

Животные-барометры



41.

Лабораторная работа №11 «Мир позвоночных животных. Теплокровные животные»



42.

Видеоэкскурсия «Звери леса»



43.

Занимательная зоология. Хвостатая викторина



44.

Домашние любимцы



45.

Оформление коллажа «Братья наши меньшие»



46.

Мягкие лапки, а в лапках царапки. Планирование проектной деятельности



47.

Работа над проектом



48.

Защита проектной работы, посвященной Всемирному Дню Кошек (1 марта)



49.

По страницам Красной книги. Животные Красной книги Смоленской области.



50.

Творческая мастерская «Красная книга руками детей!»



51.

Творческая мастерская «Животные-рекордсмены»



РАЗДЕЛ 4. Человек и природа (17 часов)

52.

Природа - наш общий дом



53.

Биологическое лото «В мире флоры и фауны»



54.

Понятие об экологической культуре человека. Правила поведения человека в природе



55.

Экологические праздники и их значение для защиты природы



56.

Творческая мастерская «Красные числа экологического календаря»



57.

Познавательно - интеллектуальная игра «Люди, звери, рыбы, птицы на Земле должны ужиться!»



58.

Фильм «Заповедники и национальные парки». 



59.

Национальный парк «Смоленское Поозерье»



60.

Видеоэкскурсия «На земле зубров»



61.

Экологический турнир «В содружестве с природой»



62.

Практическая работа №1 «Определение степени загрязненности воздуха»



63.

Практическая работа №2 «Изучение органолептических свойств воды»



64.

Организмы-индикаторы



65.

Оформление газеты «В союзе с природой»



66.

Проект «Человек на Земле»



67.

Работа над проектом



68.

Защита проекта «Человек на Земле»