СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа дополнительного образования

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа нацелена на использование игр и игровых технологий во внеурочное время.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа дополнительного образования»



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Хмелитская средняя общеобразовательная школа

Вяземского района Смоленской области












Программа

внеурочной деятельности

«Подвижные игры»



2017/2018 учебный год

Учитель: Иванков С.И.













Возраст: 6-8 лет

Срок реализации: 1 год

Руководитель: Иванков С.И.

с. Хмелита

Год разработки программы: 2017 г.



Пояснительная записка

Образовательный процесс в условиях меняющегося современною мира постоянно усложняется и требует от учащихся большого умственного и нервно-психического напряжения. Доказано, что успешность адаптации к школе обеспечивается, помимо других важных факторов, определенным уровнем физиологической зрелости детей, что предполагает хорошее здоровье и физическое развитие, оптимальное состояние центральной нервной системы и функций организма, достаточно высокий уровень сформированности двигательных навыков и развития физических качеств. Это дает возможность выдерживать значительные психофизические нагрузки, связанные с новым — школьным режимом и новыми условиями жизнедеятельности.

Однако невысокий уровень здоровья и общего физического развития многих детей, поступающих в первый класс, а также дальнейшее его снижение в процессе обучения представляют сегодня серьезную проблем) для образовательной практики.

К окончанию школы у большинства учеников уже существуют те или иные хронические заболевания; в целом же лишь 10% из них можно считать практически здоровыми. Поэтому образовательный процесс оздоровительной направленности должен обратить пристальное внимание к тем возможностям игры, которыми она располагает с точки зрения адаптации младших школьников к новому режиму психофизической активности, регуляции и нормирования их интеллектуальной, эмоциональной и физической нагрузки, сохранения и укрепления здоровья. А также предупреждения и устранения недостатков в физическом развитии.

Игра - является неотъемлемым компонентом оздоровительной среды. Она способна в значительной степени обогатить и закрепить двигательный опыт детей и минимизировать те негативные моменты, которые имелись в их

предшествующем физическом развитии или продолжают существовать в реальной жизни.

Игра для ребенка — важный момент его развития. Играя, ребенок познает мир, определяет себя в этом мире свою роль в семье, в коллективе. Играть для детей - это, прежде всего, двигаться, действовать. Игры вносят в душу ребенка веселье и радость и одновременно содействуют укреплению его организма. В активных играх в полной мере проявляются инициатива ребенка, его творческие способности. За игрой ребенок приобретает множество неоценимых качеств: ловкость, наблюдательность, фантазию, память. Игра стимулирует и самые разные способности: умение сравнивать, комбинировать, размышлять, анализировать.

В детской игре воображение не только ярко проявляется, но и развивается более эффективно, чем в других видах деятельности. Играя, ребенок создает новые образы, а самое главное, — причудливо комбинирует старые. Чтобы понять внутренний мир ребенка, нужно изучить язык игры. В игре дети «говорят» с помощью игрушек, игровых действий, сюжета, ролей. По мнению некоторых ученых, у игры есть особый символический язык, который нуждается в специальном толковании.

Играя, ребенок легче устанавливает связь с миром взрослых и с миром вообще, у него появляются навыки внутреннего диалога, необходимого для продуктивного мышления.

В игре развивается самосознание детей — то, как он относится к самому себе, кем он себя считает, как себя называет.

В школе и дома, выполняя учебные задания, современные дети большей частью сидят, и это сидение есть не что иное, как некая своеобразная форма комфорта, который вступает в конфликт с естественным инстинктом игрового движения.

Для обозначения большой группы игр, ведущая цель которых физическое развитие и оздоровление детей, используется преимущественно

термин «подвижные игры». Я.А. Коменский в письме Городской управе Амстердама (1657 г.) называет семь основных условий подвижной игры:

- движение,

- физическая раскованность и свобода,

- общественный характер, «ибо забава исходит из общества, к которому стремится человек»,

- состязательность, которая приводит к «колебанию духа между надеждой и страхом»,

- наличие правил, так как без них «игроки разбегаются или пускаются в ссоры и драки, так, что нарушением правил игра противоречит сама себе»,

- легкость, которую приобретает каждый ее участник,

- ограниченность во времени — «у каждой игры должен быть свой конец, так как чрезмерно затянувшаяся игра надоедает».

Говоря о влиянии игры на умственное развитие, следует отметить, что она вынуждает мыслить наиболее экономично, укрощать эмоции, мгновенно реагировать на действия соперника и партнера. Развивая привычку к волевому действию, игры создают почву для произвольного поведения, вне игровой деятельности приводя к развитию способности к элементарной самоорганизации, самоконтролю.

Игра является эффективным средством формирования личности школьника, его морально-волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир. Играя, дети усваивают жизненно необходимые двигательные привычки и умения, у них вырабатывается смелость и воля,

сообразительность. Большинство подвижных игр требует от участников быстроты. Это игры, построенные на необходимости мгновенных ответов на звуковые, зрительные, тактильные сигналы, игры с внезапными остановками, задержками и возобновлением движений, с преодолением небольших расстояний в кратчайшее время.

Постоянно изменяющая обстановка в игре, быстрый переход участников от одних движений к другим способствуют развитию ловкости.

Для воспитания силы хорошо использовать игры, требующие проявления умеренных по нагрузке, кратковременных скоростно-силовых напряжений. Игры с много кратными повторениями напряженных движений, с постоянной двигательной активностью, что вызывает значительные затраты сил и энергии, способствуют развитию выносливости. Совершенствование гибкости происходит в играх, связанных с частым изменением направления движений.

Увлекательный игровой сюжет вызывает у участников положительные эмоции и побуждает их к тому, чтобы они с неослабевающей активностью многократно проделывали те или иные приемы, проявляя необходимые волевые качества и физические способности. Для возникновения интереса к игре большое значение имеет путь к достижению игровой цели -характер и степень трудности препятствий, которые надо преодолевать для получения конкретного результата, для удовлетворения игрой. Подвижная игра, требующая творческого подхода, всегда будет интересной и привлекательной для ее участников.

Соревновательный характер коллективных подвижных игр также может активизировать действия игроков, вызывать проявление решительности, мужества и упорства для достижения цели. В подвижных играх у детей развиваются и совершенствуются основные движения, формируются такие качества, как смелость, находчивость, настойчивость, организованность.

Подвижные игры имеют большое значение в воспитании сознательной дисциплины у детей, которая является непременным условием каждой коллективной игры.

«Для успехов обучения необходимо, чтобы и ученик и учитель одинаково были бодры», — убеждал учителей И.А. Сикорский. К числу внешних условий, обеспечивающих эту бодрость и «возвышающих» умственную работоспособность он относил:

1) «свободные движения в форме игр (мышечная работа);

2) возбуждение сердца и дыхания (удовольствием, движением);

3) влияние холода на кожу (игры и прогулки на открытом воздухе);

4) чистый воздух для удаления из организма работных ядов (игры на воздухе).

Народные игры являются неотъемлемой частью интернационального, художественного и физического развития личности младших школьников. Игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Детские игры образуют фундамент развития их нравственных чувств, сознания и дальнейшего проявления их в общественно­полезной деятельности. В данной программе представлены групповые подвижные казачьи игры, дающие младшим школьникам возможность ловко двигаться, проявлять инициативу, сотрудничать с товарищами и ведущим, быть внимательным, собранным.

Цели программы кружка «Подвижные игры»:


оптимизировать двигательную активность младших школьников на переменах и во внеурочное время;

познакомить детей с разнообразием подвижных игр и возможностью использовать их при организации досуга;


Задачи:

формировать умение самостоятельно выбирать, организовывать и проводить подходящую игру с учётом особенностей участников, условий и обстоятельств;

развивать: сообразительность, речь, воображение, коммуникативные умения, внимание, ловкость, сообразительность, инициативу, быстроту реакции, и так же эмоционально-чувственную сферу;

воспитывать культуру игрового общения, ценностного отношения к подвижным играм как наследию и к проявлению здорового образа жизни, снижать негативные последствия учебной нагрузки.

Цели и задачи достигаются через средства и методы обучения:

На занятиях применяются разные формы подвижных игр : сюжетно­ролевые игры (участники сами определяют цель и правила игры); игры- забавы; имитирующие игры, консультации, встречи с интересными людьми, беседы, диалоги.

В основу программы «Подвижные игры» положены следующие принципы: -принцип сознательности и активности.

-принцип наглядности

-принцип систематичности и последовательности

принцип доступности

Материально-техническая база:

Мячи: баскетбольные, волейбольные, малые;

Скакалки: коротки и длинные, гимнастические палки, шесты, толстые палки длиной 70-80 сантиметров, канат, веревка, санки, хоккейные мячи, стойка для прыжков, мешочки с песком.

Средства обучения: материал из книг, дидактические материалы, тестовый материал, средства наглядности (рисунки, открытки, и т.д.) Оборудование для демонстрации мультимедийных презентаций: компьютер, DVD, и др.

Содержание программы:

Программа кружка «Подвижные игры» рассчитана на четыре года для обучающихся в возрасте от 6,5 до 11 лет. Она составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и рассчитана на проведение 1 часа в неделю: 1 класс — 33 часа в год.

Программа кружка «Подвижные игры» состоит из двух частей:

Теоретическая часть

Введение. Знакомство с кружком и его программой.

Ценность кружка , его задачи, программа , темы.

Понятие « подвижные игры »


Понятие « Подвижные игры ». В чем суть подвижных игр. Ценность их. Какие бывают подвижные игры.

История возникновения подвижных игр


Как возникли подвижные игры. Какие народы играли. Связь с олимпийскими играми.


Место нашего проживания в регионе. Как возникли национальные игры. Отличие от простых подвижных игр. Зачем нужны национальные игры.


Техника безопасности на занятиях и соревнованиях


Техника безопасности на занятиях и соревнованиях. Для чего ее нужно помнить. Как ее применять


Правила игр и техника безопасности в играх


Правила каждой игры. Техника безопасности в каждой игре. Целесообразность применения правил.


Самостоятельный поиск игр детьми


Работа со справочной литературой. Усовершенствование правил игр. выбор разного применения тех или иных игр.

Практическая часть включает 3 раздела:


Подвижные игры без применения спортивных снарядов


1класс: Подвижные игры. Совушка. Волки во рву. Игра «Кто скорее соберется ». «Салки.», «Лягушки и цапля».. Горелки. Чехарда. Гуси - лебеди. Перемена мест. Шишки, желуди, орехи.. Два мороза. Кто дальше? Прыжки по полоскам. Лиса и куры. Зайцы, сторож и Жучка. Веселая змейка. День ночь. Мышеловка. «Карлики и великаны», «Запрещенные движения».


2 класс: Мы веселые ребята. Вызов номеров. Домики и гномики. Через ручеек. Пустое место. Кот идет. Птица без гнезда. Быстро по местам. Ловишки. Карлики и великаны. Бой петухов. Бездомный заяц. Воробушки и автомобиль. Светофор. Волк во рву . Кошки мышки. Два мороза. Возьми крепость. «Куры и лиса». «Лада».


Подвижные игры с применением спортивных снарядов 1класс:

1 класс «С мячом под дугой», Попрыгунчики - воробушки. Эстафеты. Игра «Кто быстрее перенесет кегли». Игры со скакалками. «Кто быстрее?», «Кто дальше?», «Кто умеет?» Техника безопасности на занятиях. Мяч соседу. Через кочки и пенечки. Правила игр и техника безопасности в играх. На санках с пересадкой. Снежные круги. Веселые поезда. Метко в цель. Перетягивание каната. Отобрать палочку. Выбивной. Беги и собирай. Мяч - соседу. Через кочки и пенёчки. Удочка. Не давай мяча водящему.

2 класс: Прыжки через длинную веревку. Охота на уток. Перебежки с выручкой. Мяч с четырех сторон. Салки с мячом. Метко в цель. Караси и щука. Охотники и утки. Передал - беги. За флажками. Удочка. Горячая картошка. Выбивной. Футбол. Веселые эстафеты с предметами.

1класс:

Горелочки. Пятнашки. Кто первый? Иголка, нитка и узелок. Заря. Ляпка. Снежинки, ветер и мороз. Казачья игра «Лошадки». Игра «Казачата». Отобрать палочку. Перетягивание каната. Всадники. Казачья игра «Надень папаху». Салки. Шушукали. Весёлые эстафеты. Потиг.Конники. игра-поиск - Атаманов клад.

2 класс:

Колесо. Конники. В город. Потиг. игра-поиск -Атаманов клад. Весёлые эстафеты. Шушукали. Брыль. Казачья игра «Надень папаху». Игра «Чехорда». Салки. Кувшинчик. Перетягивание пальцами. Перетягивание каната. Всадники. Салки. Кувшинчик. Цветы.


Соревнования.

Участие в проведении Дня здоровья.

Участие в проведении общешкольной игры «Зарница»

Знания и умения:


Знать:

- историю возникновения и развития подвижных и спортивных игр;

- основы техники безопасности во время занятий ;

- роль и значение регулярных занятий физическими упражнениями для укрепления здоровья человека;

- правила и последовательность выполнения упражнений, простейших комплексов для развития физических качеств и формирования правильной осанки;


- методику судейства соревнований по спортивным играм;

- характерные спортивные травмы и их предупреждение;

- правила оказания первой доврачебной помощи;

- правила спортивных игр (футбол, баскетбол, лапта);

- понятие о силе воли и спортивном характере;

Уметь:

- выполнять общеразвивающие упражнения (с предметами и без предметов) для развития основных физических качеств (силы, быстроты, гибкости, ловкости, координации и выносливости);


- осуществлять индивидуальные и групповые действия в подвижных играх ; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни ;


- активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;

- общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;

- бережно обращаться с инвентарём и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения;

- обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий подвижными играми;

- видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и передвижениях человека;

- оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами;

- управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность.

- объяснять в доступной форме правила (технику) выполнения подвижных игр, двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять;

- оказывать первую доврачебную помощь;

- анализировать технику своего бега и определять ошибки; подбирать и - проводить спортивные и подвижные игры;

- работать в составе судейских бригад школьных соревнований;

- владеть терминологией по изучению спортивных и подвижных игр;

Формы учета знаний и умений:


Учет знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности происходит путем участия в соревнованиях (школьных, районных), эстафетах, конкурсах, участие в проведении общешкольных мероприятиях: День Здоровья, игра «Зарница».

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

М. Н. Жуков « Подвижные игры », Москва АКАДЕМА, 2000 г.

М. В. Былеева, И. М. Коротков « Подвижные игры », изд. Пятое, Москва, ФИС, 1982 г.

В. И. Прокопенко «Самобытные игры нанайцев», Хабаровск, 1988 г.

И. М. Коротков « Подвижные игры в школе», Москва «Просвещение», 1979 Сборник образовательных программ для учреждений доп. образования, 1 часть, Хабаровск, 2000 г.???

М. А. Васильева «Руководство играми детей в школьных учреждениях», Москва, «Просвещение», 1986 г.

Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-4 классов общеобразовательной школы, Москва, 1992 г.

П. П. Миненко, В. И. Галкин, А. С. Дорошенко «Система физкультурно- оздоровительной обучающей деятельности в режиме учебного и продленного дня общеобразовательного учреждения», Хабаровск, 2000 г.

Е. Н. Литвинов и др. «Методика физического воспитания учащихся 1-4 классов», М; «Просвещение», 1997 г.

О. И. Адашкявичене «Спортивные игры и упражнения в детском саду», М; «Просвещение», 1992 г.

«Физическая культура в семье» (сост. А. А. Светов, Н. Д. Школьникова), 4 изд-е, М; «ФИС», 1981 г.