СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа дополнительного образовательного курса "Экология и мы".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель программы «Экология и мы» – формирование основ экологической грамотности обучающихся начальной школы через вовлечение в интеллектуальное и игровое творчество естественнонаучной (экологической)  тематики.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа дополнительного образовательного курса "Экология и мы".»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО КУРСА

«ЭКОЛОГИЯ И МЫ»


КЛАСС

СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ

2020 – 2021 учебный год

СОСТАВИТЕЛИ

Ткачева Любовь Викторовна, учитель начальных классов первой квалификационной категории









































Новосибирск

2019

  1. Пояснительная записка


Рабочая программа дополнительного образовательного курса «Экология и мы» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, с использованием

  • авторской программы – «Моя первая экология» В.А.Самкова (Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы/под ред.Н.Ф.Виноградовой. .  М.: Вентана-Граф, 2011. - 192 с.  (Начальная школа XXI века).

  • авторской дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы естественнонаучной направленности «Экологический марафон» для детей 7-17-ти лет. Автор: Чернухин Олег Алексеевич, начальник отдела краеведения, экологии и туризма.

Программа является частью Комплексной программы дополнительного образования младших школьников "Юный лицеист".

Изучение курса «Экология и мы» в 1-4 классах проводится с целью осуществления естественнонаучного направления образования в начальной школе.

Курс позволяет обеспечить требуемый уровень подготовки школьников, предусмотренный государственным стандартом, а также позволяет осуществлять при этом такую подготовку, которая является достаточной для изучения предметов естественнонаучного цикла на повышенном уровне.

Изучение курса «Экология и мы» создает условия для формирования ценностного отношения младших школьников к природе, воспитания основ экологической ответственности как важнейшего компонента экологической культуры.

Содержание курса «Экология и мы» строится на основе деятельностного подхода, который подразумевает активную самостоятельную деятельность обучающихся по поиску, отбору и анализу информации естественнонаучной и экологической тематики.

Особенностью настоящей программы является вовлечение детей в интеллектуальную и игровую деятельность естественнонаучной (экологической) тематики с использованием дистанционных технологий.

Темы курса можно использовать в качестве тем для углубленной проектно-исследовательской работы учащихся, с дальнейшим представлением результатов на Конкурсе исследовательских проектов «Мое первое открытие» и других конкурсах и конференциях.

Цель программы «Экология и мы» – формирование основ экологической грамотности обучающихся начальной школы через вовлечение в интеллектуальное и игровое творчество естественнонаучной (экологической) тематики.

Задачи:

  1. Сформировать экологические компетенции: ценностное отношение младших школьников к природе, представление о природных сообществах и их взаимосвязях, усвоение знаний о взаимоотношении человека и природы.

  2. Сформировать исследовательские компетенции: умение работать с различными источниками информации (учебной, научно-популярной, научной литературой, интернет-ресурсами); умения делать обобщения и выводы по материалам творческих и интеллектуальных игр.

  3. Сформировать коммуникативные компетенции: умение работать в команде; желание делиться освоенным опытом;

Формы проведения занятий: интерактивная игра, экскурсия, практическая работа, проектные задачи, диспут, экологические акции.


Программа рассчитана на 4 года обучения и составляет 135 часов (1 час./нед.).

В 1 классе – 33 часа, во 2 классе – 34 часа, в 3 классе – 34 часа, в 4 классе – 34 часа в год.

  1. Планируемые результаты:

В результате освоения программы курса «Экология и мы» формируются предметные, личностные, познавательные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия, соответствующие требованиям ФГОС НОО:


Предметные результаты:

  1. Знание основ экологии, знание основ здорового образа жизни, навыки безопасного поведения в природной и городской среде и др. (Результативность участия в интеллектуальных и творческих конкурсах, результативность участия в олимпиадах по окружающему миру, готовность воспитанников принимать участие в природоохранной деятельности).

Метапредметные результаты:

  1. Повышение мотивации к получению новых знаний экологической и естественнонаучной направленности. (Участие в районных и городских экологических конкурсах: «Юниорчики» (ДДТ «Юниор»), «Край родной – любимый и загадочный» (СЮН).

  2. Овладение навыками работы в команде. Умение вести диалог, отстаивать свою точку зрения. (Наблюдения в процессе познавательной игры)

  3. Овладение основами исследовательской деятельности. (Проверяется в ходе проектной деятельности)


Формы контроля:

  1. Очные этапы конкурса «Юниорчики», конкурсы СЮН.

  2. Результативность участия в предметных олимпиадах разного уровня.

  3. Конкурс исследовательских проектов «Мое первое открытие»



  1. Содержание учебного курса

4 класс

Изучение природы. 2 ч.

Что такое экология. Экология - наука о доме. Методы изучения природы. Наблюдения в при­роде, описание природных объектов.

Природные условия. 6 ч.

Климат и погода. Климат и сезоны года. Климат и погода нашей местности. Факторы, влияющие на изменение климата в России. Неблагоприятные и опасные природные явления. Как уменьшить влияние опасных явлений погоды на природу родного края. (2 ч.)

Сохранение чистого воздуха. Условия жизни в лесу, в городе. Лес и атмосферный воздух. Причины загрязнения воздуха. Как сделать воздух в городе чище. (2 ч.)

Вода - это жизнь. Уникальные водные объекты России. Водные ресурсы НСО. Причины загрязнения водных ресурсов. Как сделать воду чистой. (2 ч.)

Понятие о биоразнообразии. 19 ч.

Мир растений и человек. Растительный мир НСО. Причины сокращения численности и видового разнообразия растений в Сибири. Растения Красной книги НСО. Комнатные растения в доме. (2 ч.).

Грибы - отдельное царство. Грибы в НСО. Грибы ядовитые и съедобные. Плесневые грибы. Лишайники – симбиоз гриба и водоросли. (3 ч.)

Мир животных и человек. Насекомые НСО – самая многочисленная группа. Насекомые вредные и полезные. Инвазивные виды насекомых – угроза местной флоре и фауне. Почему и зачем нужно охранять насекомых. Насекомые из Красной книги НСО. (2 ч.)

Какие рыбы встречаются в водоемах НСО. Виды рыб, занесенных в красную книгу. (2 ч.)

Разнообразие земноводных в НСО. Почему надо охранять земноводных. (2 ч.)

Птицы НСО. Пе­релетные, зимующие и кочующие птицы НСО. Редкие и исчезающие виды птиц. Красная книга России, НСО. (2 ч.) Участие в акции: «Помоги птицам зимой», изготовление кормушек, скворечников.

Млекопитающие родного края. Редкие животные НСО. (2 ч.) Домашние животные. Участие в Акции «Помоги четвероногому другу».

Обитатели почвы. Дождевые черви, муравьи - инженеры экосистем (организмы, которые изменяют условия окружающей среды для других организмов механическим путем). (2 ч.)

Обитатели почвы. Почвенные бактерии. Роль бактерий в экосистеме. Батерии - химические инженеры (отвечают за протекание химических процессов и способны разлагать органическое вещество). Почва как фактор передачи возбудителей инфекционных заболеваний. Почему надо соблюдать правила личной гигиены. (2 ч.)

Человек и природа. 5 ч.

Зависимость человека от природы. Пищевые, лекарст­венные, ядовитые растения. Культурные растения. Охота и рыболовство в исто­рии людей. Природа - источник познания, здоровья и вдохновения. Отрица­тельное воздействие человека на природу. Почему надо соблюдать правила пове­дения в природе.( 3 ч.)

Проблема сокращения биоразнообразия на планете Земля.

Сохранение редких видов. Заповедники и заказники НСО, что охраняют. (2 ч.)

Экологичный образ жизни. 2 ч.

Чистый город. Мир без мусора. Безопасная модель ведения хозяйственной деятельности. Обобщение знаний. Участие в Экологических акциях: «Чистый двор», в акциях по сбору макулатуры, батареек.


4.Тематическое планирование


п/п

Тема

Кол-во часов

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

1

Изучение природы

2

3

3

2

2

Условия, в которых мы живем

6

6

6

6

3

Понятие о биоразнообразии

15

15

15

19


Мир растений и человек






Мир животных и человек





4

Человек и природа

10

10

10

5

5

Экологичный образ жизни




2


Итого

33

34

34

34


  1. Методическое обеспечение программы:

Интернет-ресурсы:

  1. ЭКОКЛАСС.РФ — просветительский портал

  2. http://ecosystema.ru/

  3. http://el.nios.ru/course/view.php?id=60







Календарно-тематическое планирование

на 2020-2021 учебный год 4 класс

п/п


Тема

Кол-во часов

Дата

примечания

По плану

По факту



1 четверть







Изучение природы





Инструктаж по ТБ. Что такое экология. Методы изучения природы.

1




Наблюдения в при­роде, описание живых объектов. Практическая работа №1.

1






Условия, в которых мы живем





Климат и погода нашей местности. Факторы, влияющие на изменение климата в России.

1




Неблагоприятные и опасные природные явления.

Как уменьшить влияние опасных явлений погоды на природу родного края.

1




Условия жизни в лесу, в городе. Лес и атмосферный воздух.

1




Причины загрязнения воздуха. Как сделать воздух в городе чище.

1




Уникальные водные объекты России.

1




Водные ресурсы НСО. Причины загрязнения водных ресурсов. Как сделать воду чистой. Практическая работа №2.

1






Всего за 1 четверть


8 ч.

8 ч.




2 четверть







Понятие о биоразнообразии.







Мир растений и человек





Растительный мир НСО. Причины сокращения численности и видового разнообразия растений в Сибири.

1




Растения Красной книги НСО.

1




Грибы в НСО. Грибы ядовитые и съедобные. Плесневые грибы.

1




Лишайники – симбиоз гриба и водоросли.

1






Мир животных и человек





Насекомые НСО – самая многочисленная группа. Насекомые вредные и полезные.


1




Почему и зачем нужно охранять насекомых. Насекомые из Красной книги НСО.

1




Какие рыбы встречаются в водоемах НСО.

1




Виды рыб, занесенных в красную книгу НСО.

1




Разнообразие земноводных в НСО. Почему надо охранять земноводных.

1






Всего за 2 четверть


9 ч.

9 ч.




3 четверть





Птицы НСО. Пе­релетные, зимующие и кочующие птицы НСО.

1




Красная книга России, НСО. Участие в акции: «Помоги птицам зимой»

1




Млекопитающие родного края. Редкие животные НСО.

1




Домашние животные. Участие в Акции «Помоги четвероногому другу».

1




Почва как экосистема. Изучение состава почвы. Практическая работа № 3

1




Обитатели почвы. Дождевые черви, муравьи - инженеры экосистем.

1




Обитатели почвы. Почвенные бактерии. Роль бактерий в экосистеме.

1




Почва как фактор передачи возбудителей инфекционных заболеваний. Почему надо соблюдать правила личной гигиены.

1




Человек и природа. Пищевые, лекарст­венные, ядовитые растения. Культурные растения.

1




Зависимость человека от природы.

Охота и рыболовство в исто­рии людей.

1






Всего за 3 четверть


10 ч.

10 ч.




4 четверть





Природа - источник познания, здоровья и вдохновения. Отрица­тельное воздействие человека на природу. Почему надо соблюдать правила пове­дения в природе.

1




Проблема сокращения

биоразнообразия на планете

Земля.

Сохранение редких видов.

1




Что охраняют в заповедниках и заказниках Новосибирской области.

1




Экологичный образ жизни.

Чистый город.

1




Мир без мусора.

1




Безопасная модель ведения хозяйственной деятельности.

1




Обобщение знаний. Охранять природу - значит охранять здо­ровье. Защита проектов.

1






Всего за 4 четверть уроков


7 ч.

7 ч.




Итого


34 ч.

34 ч.






Подпись учителя ____________











Источники:

  1. Сборник программ внеурочной деятельности под ред. Виноградовой Н.Ф., М., 2011

  2. Авторская дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Экологический марафон» для детей 7-17-ти лет. Автор: Чернухин Олег Алексеевич.