РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО КУРСА
«ЭКОЛОГИЯ И МЫ»
КЛАСС | 4А |
СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ | 2020 – 2021 учебный год |
СОСТАВИТЕЛИ | Ткачева Любовь Викторовна, учитель начальных классов первой квалификационной категории |
Новосибирск
2019
Пояснительная записка
Рабочая программа дополнительного образовательного курса «Экология и мы» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, с использованием
авторской программы – «Моя первая экология» В.А.Самкова (Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы/под ред.Н.Ф.Виноградовой. . М.: Вентана-Граф, 2011. - 192 с. (Начальная школа XXI века).
авторской дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы естественнонаучной направленности «Экологический марафон» для детей 7-17-ти лет. Автор: Чернухин Олег Алексеевич, начальник отдела краеведения, экологии и туризма.
Программа является частью Комплексной программы дополнительного образования младших школьников "Юный лицеист".
Изучение курса «Экология и мы» в 1-4 классах проводится с целью осуществления естественнонаучного направления образования в начальной школе.
Курс позволяет обеспечить требуемый уровень подготовки школьников, предусмотренный государственным стандартом, а также позволяет осуществлять при этом такую подготовку, которая является достаточной для изучения предметов естественнонаучного цикла на повышенном уровне.
Изучение курса «Экология и мы» создает условия для формирования ценностного отношения младших школьников к природе, воспитания основ экологической ответственности как важнейшего компонента экологической культуры.
Содержание курса «Экология и мы» строится на основе деятельностного подхода, который подразумевает активную самостоятельную деятельность обучающихся по поиску, отбору и анализу информации естественнонаучной и экологической тематики.
Особенностью настоящей программы является вовлечение детей в интеллектуальную и игровую деятельность естественнонаучной (экологической) тематики с использованием дистанционных технологий.
Темы курса можно использовать в качестве тем для углубленной проектно-исследовательской работы учащихся, с дальнейшим представлением результатов на Конкурсе исследовательских проектов «Мое первое открытие» и других конкурсах и конференциях.
Цель программы «Экология и мы» – формирование основ экологической грамотности обучающихся начальной школы через вовлечение в интеллектуальное и игровое творчество естественнонаучной (экологической) тематики.
Задачи:
Сформировать экологические компетенции: ценностное отношение младших школьников к природе, представление о природных сообществах и их взаимосвязях, усвоение знаний о взаимоотношении человека и природы.
Сформировать исследовательские компетенции: умение работать с различными источниками информации (учебной, научно-популярной, научной литературой, интернет-ресурсами); умения делать обобщения и выводы по материалам творческих и интеллектуальных игр.
Сформировать коммуникативные компетенции: умение работать в команде; желание делиться освоенным опытом;
Формы проведения занятий: интерактивная игра, экскурсия, практическая работа, проектные задачи, диспут, экологические акции.
Программа рассчитана на 4 года обучения и составляет 135 часов (1 час./нед.).
В 1 классе – 33 часа, во 2 классе – 34 часа, в 3 классе – 34 часа, в 4 классе – 34 часа в год.
Планируемые результаты:
В результате освоения программы курса «Экология и мы» формируются предметные, личностные, познавательные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия, соответствующие требованиям ФГОС НОО:
Предметные результаты:
Знание основ экологии, знание основ здорового образа жизни, навыки безопасного поведения в природной и городской среде и др. (Результативность участия в интеллектуальных и творческих конкурсах, результативность участия в олимпиадах по окружающему миру, готовность воспитанников принимать участие в природоохранной деятельности).
Метапредметные результаты:
Повышение мотивации к получению новых знаний экологической и естественнонаучной направленности. (Участие в районных и городских экологических конкурсах: «Юниорчики» (ДДТ «Юниор»), «Край родной – любимый и загадочный» (СЮН).
Овладение навыками работы в команде. Умение вести диалог, отстаивать свою точку зрения. (Наблюдения в процессе познавательной игры)
Овладение основами исследовательской деятельности. (Проверяется в ходе проектной деятельности)
Формы контроля:
Очные этапы конкурса «Юниорчики», конкурсы СЮН.
Результативность участия в предметных олимпиадах разного уровня.
Конкурс исследовательских проектов «Мое первое открытие»
Содержание учебного курса
4 класс
Изучение природы. 2 ч.
Что такое экология. Экология - наука о доме. Методы изучения природы. Наблюдения в природе, описание природных объектов.
Природные условия. 6 ч.
Климат и погода. Климат и сезоны года. Климат и погода нашей местности. Факторы, влияющие на изменение климата в России. Неблагоприятные и опасные природные явления. Как уменьшить влияние опасных явлений погоды на природу родного края. (2 ч.)
Сохранение чистого воздуха. Условия жизни в лесу, в городе. Лес и атмосферный воздух. Причины загрязнения воздуха. Как сделать воздух в городе чище. (2 ч.)
Вода - это жизнь. Уникальные водные объекты России. Водные ресурсы НСО. Причины загрязнения водных ресурсов. Как сделать воду чистой. (2 ч.)
Понятие о биоразнообразии. 19 ч.
Мир растений и человек. Растительный мир НСО. Причины сокращения численности и видового разнообразия растений в Сибири. Растения Красной книги НСО. Комнатные растения в доме. (2 ч.).
Грибы - отдельное царство. Грибы в НСО. Грибы ядовитые и съедобные. Плесневые грибы. Лишайники – симбиоз гриба и водоросли. (3 ч.)
Мир животных и человек. Насекомые НСО – самая многочисленная группа. Насекомые вредные и полезные. Инвазивные виды насекомых – угроза местной флоре и фауне. Почему и зачем нужно охранять насекомых. Насекомые из Красной книги НСО. (2 ч.)
Какие рыбы встречаются в водоемах НСО. Виды рыб, занесенных в красную книгу. (2 ч.)
Разнообразие земноводных в НСО. Почему надо охранять земноводных. (2 ч.)
Птицы НСО. Перелетные, зимующие и кочующие птицы НСО. Редкие и исчезающие виды птиц. Красная книга России, НСО. (2 ч.) Участие в акции: «Помоги птицам зимой», изготовление кормушек, скворечников.
Млекопитающие родного края. Редкие животные НСО. (2 ч.) Домашние животные. Участие в Акции «Помоги четвероногому другу».
Обитатели почвы. Дождевые черви, муравьи - инженеры экосистем (организмы, которые изменяют условия окружающей среды для других организмов механическим путем). (2 ч.)
Обитатели почвы. Почвенные бактерии. Роль бактерий в экосистеме. Батерии - химические инженеры (отвечают за протекание химических процессов и способны разлагать органическое вещество). Почва как фактор передачи возбудителей инфекционных заболеваний. Почему надо соблюдать правила личной гигиены. (2 ч.)
Человек и природа. 5 ч.
Зависимость человека от природы. Пищевые, лекарственные, ядовитые растения. Культурные растения. Охота и рыболовство в истории людей. Природа - источник познания, здоровья и вдохновения. Отрицательное воздействие человека на природу. Почему надо соблюдать правила поведения в природе.( 3 ч.)
Проблема сокращения биоразнообразия на планете Земля.
Сохранение редких видов. Заповедники и заказники НСО, что охраняют. (2 ч.)
Экологичный образ жизни. 2 ч.
Чистый город. Мир без мусора. Безопасная модель ведения хозяйственной деятельности. Обобщение знаний. Участие в Экологических акциях: «Чистый двор», в акциях по сбору макулатуры, батареек.
4.Тематическое планирование
№ п/п | Тема | Кол-во часов |
1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс |
1 | Изучение природы | 2 | 3 | 3 | 2 |
2 | Условия, в которых мы живем | 6 | 6 | 6 | 6 |
3 | Понятие о биоразнообразии | 15 | 15 | 15 | 19 |
| Мир растений и человек | | | | |
| Мир животных и человек | | | | |
4 | Человек и природа | 10 | 10 | 10 | 5 |
5 | Экологичный образ жизни | | | | 2 |
| Итого | 33 | 34 | 34 | 34 |
Методическое обеспечение программы:
Интернет-ресурсы:
ЭКОКЛАСС.РФ — просветительский портал
http://ecosystema.ru/
http://el.nios.ru/course/view.php?id=60
Календарно-тематическое планирование
на 2020-2021 учебный год 4 класс
№ п/п | | Тема | Кол-во часов | Дата | примечания |
По плану | По факту |
| | 1 четверть | | | | |
| | Изучение природы | | | | |
| | Инструктаж по ТБ. Что такое экология. Методы изучения природы. | 1 | | | |
| | Наблюдения в природе, описание живых объектов. Практическая работа №1. | 1 | | | |
| | Условия, в которых мы живем | | | | |
| | Климат и погода нашей местности. Факторы, влияющие на изменение климата в России. | 1 | | | |
| | Неблагоприятные и опасные природные явления. Как уменьшить влияние опасных явлений погоды на природу родного края. | 1 | | | |
| | Условия жизни в лесу, в городе. Лес и атмосферный воздух. | 1 | | | |
| | Причины загрязнения воздуха. Как сделать воздух в городе чище. | 1 | | | |
| | Уникальные водные объекты России. | 1 | | | |
| | Водные ресурсы НСО. Причины загрязнения водных ресурсов. Как сделать воду чистой. Практическая работа №2. | 1 | | | |
| | Всего за 1 четверть | | 8 ч. | 8 ч. | |
| | 2 четверть | | | | |
| | Понятие о биоразнообразии. | | | | |
| | Мир растений и человек | | | | |
| | Растительный мир НСО. Причины сокращения численности и видового разнообразия растений в Сибири. | 1 | | | |
| | Растения Красной книги НСО. | 1 | | | |
| | Грибы в НСО. Грибы ядовитые и съедобные. Плесневые грибы. | 1 | | | |
| | Лишайники – симбиоз гриба и водоросли. | 1 | | | |
| | Мир животных и человек | | | | |
| | Насекомые НСО – самая многочисленная группа. Насекомые вредные и полезные. | 1 | | | |
| | Почему и зачем нужно охранять насекомых. Насекомые из Красной книги НСО. | 1 | | | |
| | Какие рыбы встречаются в водоемах НСО. | 1 | | | |
| | Виды рыб, занесенных в красную книгу НСО. | 1 | | | |
| | Разнообразие земноводных в НСО. Почему надо охранять земноводных. | 1 | | | |
| | Всего за 2 четверть | | 9 ч. | 9 ч. | |
| | 3 четверть | | | | |
| | Птицы НСО. Перелетные, зимующие и кочующие птицы НСО. | 1 | | | |
| | Красная книга России, НСО. Участие в акции: «Помоги птицам зимой» | 1 | | | |
| | Млекопитающие родного края. Редкие животные НСО. | 1 | | | |
| | Домашние животные. Участие в Акции «Помоги четвероногому другу». | 1 | | | |
| | Почва как экосистема. Изучение состава почвы. Практическая работа № 3 | 1 | | | |
| | Обитатели почвы. Дождевые черви, муравьи - инженеры экосистем. | 1 | | | |
| | Обитатели почвы. Почвенные бактерии. Роль бактерий в экосистеме. | 1 | | | |
| | Почва как фактор передачи возбудителей инфекционных заболеваний. Почему надо соблюдать правила личной гигиены. | 1 | | | |
| | Человек и природа. Пищевые, лекарственные, ядовитые растения. Культурные растения. | 1 | | | |
| | Зависимость человека от природы. Охота и рыболовство в истории людей. | 1 | | | |
| | Всего за 3 четверть | | 10 ч. | 10 ч. | |
| | 4 четверть | | | | |
| | Природа - источник познания, здоровья и вдохновения. Отрицательное воздействие человека на природу. Почему надо соблюдать правила поведения в природе. | 1 | | | |
| | Проблема сокращения биоразнообразия на планете Земля. Сохранение редких видов. | 1 | | | |
| | Что охраняют в заповедниках и заказниках Новосибирской области. | 1 | | | |
| | Экологичный образ жизни. Чистый город. | 1 | | | |
| | Мир без мусора. | 1 | | | |
| | Безопасная модель ведения хозяйственной деятельности. | 1 | | | |
| | Обобщение знаний. Охранять природу - значит охранять здоровье. Защита проектов. | 1 | | | |
| | Всего за 4 четверть уроков | | 7 ч. | 7 ч. | |
| | Итого | | 34 ч. | 34 ч. | |
Подпись учителя ____________
Источники:
Сборник программ внеурочной деятельности под ред. Виноградовой Н.Ф., М., 2011
Авторская дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Экологический марафон» для детей 7-17-ти лет. Автор: Чернухин Олег Алексеевич.