СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы «Я рисую»

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа

дополнительной общеобразовательной

(общеразвивающей) программы «Я рисую»

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы «Я рисую»»

Комитет по образованию Администрации Топчихинского района

Алтайского края

Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования «Топчихинский Детско - юношеский центр»



Принята на заседании

педагогического совета

от «31» августа 2021 г.

Протокол № 1





Утверждаю:

Директор МКУ ДО «Топчихинский

Детско-юношеский центр»

__________Е.В.Башлыкова

«31» августа 2021 г.




Рабочая программа

дополнительной общеобразовательной

(общеразвивающей) программы «Я рисую»


Возраст обучающихся 7 - 15 лет.

Срок реализации 3 года.






Автор - составитель:

Исупова Олеся Геннадьевна,

педагог дополнительного образования










Топчиха, 2021

Пояснительная записка
Направленность ДООП: художественная. Нормативные правовые основы разработки ДООП:
  • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».

  • Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 г. № 1726-р).

  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».

  • Приказ Минпросвещения России от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности
    по дополнительным общеобразовательным программам».

  • Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».

  • Приказ Главного управления образования и молодежной политики Алтайского края от 19.03.2015 № 535 «Об утверждении методических рекомендаций по разработке дополнительных общеобразовательных (общеразвивающих) программ».

  • Устав МКУ ДО «Топчихинский Детско-юношеский центр»

Актуальность: Особое место в развитии личности ребенка занимает искусство, способное развивать чувство прекрасного, формировать высокие эстетические вкусы, умение понимать и ценить произведения искусства, памятники истории и архитектуры, красоту и богатство природы. Занятия изобразительным искусством выступают как действенное средство развития творческого воображения и зрительной памяти, пространственных представлений, художественных способностей, изобразительных умений и навыков, волевых свойств, качеств личности ребенка, его индивидуальности. Изобразительное искусство является важнейшим средством нравственного и эстетического воспитания детей, поэтому данная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования является актуальной. Адресат ДООП:

программа рассчитана на обучающихся 7 - 15 лет.

Форма обучения: очная. Особенности организации образовательной деятельности:

разновозрастная группа.

Цель: создание условий для развития личности ребенка средствами искусства, получения опыта художественно-творческой деятельности. Задачи: Личностные:
  • способствовать формированию общественной активности личности, гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме;

  • развивать нравственные и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре;

  • воспитать эмоциональную отзывчивость и культуру восприятия произведений изобразительного искусства.

Метапредметные:
  • содействовать развитию мотивации к художественному творчеству;

  • содействовать развитию потребностей в самосовершенствовании, самостоятельности и аккуратности в практической деятельности и в жизни в целом;

  • способствовать формированию эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру через художественное творчество, восприятию духовного опыта человечества – как основу приобретения личностного опыта и самосозидания;

Образовательные:
  • способствовать развитию творческих способностей (фантазии, воображения, образного мышления, используя игру цвета и фактуры, нестандартных приемов и решений) в области изобразительного искусства;

  • развивать познавательный интерес к жизни и творчеству великих русских художников;

  • помогать освоению практических приемов и навыков изобразительного мастерства (рисунка, живописи и композиции);

  • формировать устойчивый интерес к изобразительному искусству, способность воспринимать его исторические и национальные особенности;

  • формировать умения по изодеятельности в части исполнения творческого продукта разнообразными формами изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению, по воображению);

  • формировать элементарные умения, навыки, способы художественной деятельности.

Ожидаемые результаты реализации программы. В ходе реализации программы обучающиеся получат теоретические знания основ изобразительной деятельности, познакомятся с произведениями искусства, что будет способствовать развитию личности ребенка, воспитанию эстетического вкуса, любви к своей Родине и народу, а также по средствам практических занятий получат опыт художественно-творческой деятельности.

Таблица 1


Календарно-тематический план

1 год обучения


п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Дата

Всего

Теория

Практика

1

Введение

6

6


1 группа

2 группа

3 группа

1

Знакомство с курсом обучения. Требования по безопасности труда и пожарной безопасности на занятиях.

3

3

0




2

Оборудование и материалы, необходимые для занятий. Стартовый мониторинг.

3

3

0




2

Рисование с натуры

63

21

42




3

4

5

История развития рисунка у разных народов.

История развития рисунка у разных народов.

История развития рисунка у разных народов.

3

3

3

1

1

1

2

2

2




6



7

Рисование с натуры простых по очертанию и строению объектов, расположенных фронтально. Город.

Рисование с натуры простых по очертанию и строению объектов, расположенных фронтально. Город.

3



3

1



1

2



2




8



9



10

Рисование с натуры простых по очертанию и строению объектов, расположенных в профиль.

Рисование с натуры простых по очертанию и строению объектов, расположенных в профиль.

Рисование с натуры простых по очертанию и строению объектов, расположенных в профиль.

3



3



3


1



1



1

2



2



2




11



12

Рисование с натуры простых по очертанию и строению объектов, расположенных в профиль. Башня.

Рисование с натуры простых по очертанию и строению объектов, расположенных в профиль. Башня.

3



3

1



1

2



2




13


14


15

Выдающиеся художники русской школы рисунка.

Выдающиеся художники русской школы рисунка.

Выдающиеся художники русской школы рисунка.

3


3


3

1


1


1

2


2


2




16


17

Передача в рисунках формы, очертаний и цвета, изображаемых предметов. Дождь.

Передача в рисунках формы, очертаний и цвета, изображаемых предметов. Дождь.

3


3

1


1

2


2




18


19


20

Передача в рисунках формы, очертаний и цвета, изображаемых предметов.

Передача в рисунках формы, очертаний и цвета, изображаемых предметов.

Передача в рисунках формы, очертаний и цвета, изображаемых предметов.

3


3


3

1


1


1

2


2


2




21


22

Передача в рисунках формы, очертаний и цвета, изображаемых предметов. Снег.

Передача в рисунках формы, очертаний и цвета, изображаемых предметов. Снег.

3


3

1


1

2


2




23

Закрепление раздела. Текущий контроль.

3

1

2




3

Рисование на темы и иллюстрирование

51

17

34




24



25



26

Роль и способы передачи смысловой связи между предметами в изобразительном искусстве.

Роль и способы передачи смысловой связи между предметами в изобразительном искусстве.

Роль и способы передачи смысловой связи между предметами в изобразительном искусстве.

3



3



3

1



1



1

2



2



2




27


28

Рисование на основе наблюдений. Осень - зима.

Рисование на основе наблюдений. Осень - зима.

3


3

1


1

2


2




29

30

31

Рисование по представлению. Зимний двор.

Рисование по представлению. Зимний двор.

Рисование по представлению. Зимний двор.

3

3

3

1

1

1

2

2

2




32

33

Рисование по представлению. Утро в лесу.

Рисование по представлению. Утро в лесу.

3

3

1

1

2

2




34

35

36

Иллюстрирование сказок. "Гадкий утенок"

Иллюстрирование сказок. "Гадкий утенок"

Иллюстрирование сказок. "Гадкий утенок"

3

3

3

1

1

1

2

2

2




37

38

Иллюстрирование сказок. "Царевна лягушка"

Иллюстрирование сказок. "Царевна лягушка"

3

3

1

1

2

2




39

Закрепление раздела. Текущий контроль.

3

1

2




40

Полугодовой контроль. Подготовка выставочных и конкурсных работ.

3

1

2




4

Декоративно-прикладное творчество.

45

15

30




41


42

Декоративно прикладное творчество у разных народов. Рисование узоров с образца.

Декоративно прикладное творчество у разных народов. Рисование узоров с образца.

3


3

1


1

2


2




43



44

Декоративно прикладное творчество русского народа. Рисование узоров декоративных элементов с образца. Хохлома.

Декоративно прикладное творчество русского народа. Рисование узоров декоративных элементов с образца. Хохлома

3



3

1



1

2



2




45


46

Рисование узоров декоративных элементов с образца. Гжель.

Рисование узоров декоративных элементов с образца. Гжель.

3


3

1


1

2


2




47


48

Рисование узоров декоративных элементов с образца. Городец.

Рисование узоров декоративных элементов с образца. Городец.

3


3

1


1

2


2




49


50

Рисование узоров декоративных элементов в полосе.

Рисование узоров декоративных элементов в полосе.

3


3

1


1

2


2




51


52

Рисование узоров декоративных элементов в квадрате.

Рисование узоров декоративных элементов в квадрате.

3


3

1


1

2


2




53


54

Рисование узоров декоративных элементов в круге.

Рисование узоров декоративных элементов в круге.

3


3

1


1

2


2




55

Закрепление раздела. Текущий контроль.

3

1

2




5

Лепка

30

11

19




56


57

Природные особенности глины и пластилина. Правила лепки.

Природные особенности глины и пластилина. Правила лепки.

3


3

1


1

2


2




58


59

Правила лепки. Лепка простых по форме листьев, фруктов, овощей.

Правила лепки. Лепка простых по форме листьев, фруктов, овощей.

3


3

1


1

2


2




60

61

Правила лепки. Лепка домика из пластилина.

Правила лепки. Лепка домика из пластилина.

3

3

1

1

2

2




62

63

64

Правила лепки. Лепка птиц и животных.

Правила лепки. Лепка птиц и животных.

Правила лепки. Лепка птиц и животных.

3

3

3

1

1

1

2

2

2




65

Закрепление раздела. Текущий контроль.

3

2

1




6

Оформительская деятельность

18

7

11




66


67

Правила оформления выставочных работ. Оформление своих рисунков.

Правила оформления выставочных работ. Оформление своих рисунков.

3


3

1


1

2


2




68


69


70

Декоративное оформление различных предметов. Роспись декоративной тарелки.

Декоративное оформление различных предметов. Роспись декоративной тарелки.

Декоративное оформление различных предметов. Роспись декоративной тарелки.

3


3


3

1


1


1

2


2


2




71

Закрепление раздела. Текущий контроль.

3

2

1




7

Итоговые занятия

3

1

2




72

Итоговый контроль. Творческая работа на выставку.

3

1

2





ИТОГО

216

78

138






Таблица 2

Результаты 1 года обучения


Знать

  • названия цветов;

  • элементарные правила смешения цветов.

Уметь

  • правильно сидеть за столом, мольбертом, держать лист бумаги и карандаш; свободно работать карандашом без напряжения проводить линии в нужных направлениях, не вращая при этом лист бумаги;

  • передавать в рисунке простейшую форму, общее пространственное положение, основной цвет предметов;

  • правильно работать акварельными красками;

  • разводить и смешивать краски, ровно закрывать ими нужную поверхность;

  • выполнять простейшие узоры в полосе, круге из декоративных форм растительного мира;

  • применять приемы рисования кистью элементов декоративных изображений;

  • узнавать изображенные на картине или иллюстрации предметы, явления, действия; пользоваться простейшими приемами лепки (пластилин, глина).

Владеть

  • начальным опытом самостоятельной творческой деятельности.



















Список литературы


  1. Заболотская И.А Образовательная программа по изобразительному искусству «Юный художник»/ «Внешкольник», 2007г, №1.

  2. Абрамова М.А. Беседы и дидактические игры на уроках по изобразительному искусству: 1-4кл / М.А. Абрамова. – М.: ВЛАДОС, 2003.

  3. Буткевич Л.М. История орнамента: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л.М. Буткевич. – М.: ВЛАДОС, 2003.

  4. Вакуленко Е.Г. Народное декоративно-прикладное искусство: теория, история, практика / Е.Г. Вакуленко. – Ростов н/Д: Феникс, 2007.

  5. Варавва Л.В. Декоративно-прикладное искусство. Современная энциклопедия / Л.В. Варавва. – Ростов н/Д., 2007.

  6. Жемчугова П.П. Изобразительное искусство / П.П. Жемчугова. – СПб.: «Литера», 2006.

  7. Живой мир искусства: программа полихудожественного развития школьников 1-4 классов. – М., 1998.

  8. Комарова Т.С. как научить ребенка рисовать Т.С. Комарова. – М.: Столетие, 1998.

  9. Кузин В.С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальных классах: учеб.пособие для учащихся пед. уч-щ. / В.С. Кузин. – М.: Просвещение, 1984.

  10. Кузин В.С. Методика преподавания изобразительного искусства в 1-3 классах: Пособие для учителя / В.С. Кузин. – М.: Просвещение, 1979.

  11. Кузин В.С. Изобразительное искусство. 1кл.: книга для учителя / В.С. Кузин. – М.: Дрофа, 2004.

  12. Кузин В.С., Кубышкина В.И. Изобразительное искусство (1-4 классы) / В.С. Кузин. – М., 2005.

  13. Неменская Л.А. Под ред. Неменского Б.М. Искусство и ты. 2 класс. – М., 2005.