Комитет по образованию Администрации Топчихинского района
Алтайского края
Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования «Топчихинский Детско - юношеский центр»
Принята на заседании педагогического совета от «31» августа 2021 г. Протокол № 1 | | Утверждаю: Директор МКУ ДО «Топчихинский Детско-юношеский центр» __________Е.В.Башлыкова «31» августа 2021 г. |
Рабочая программа
дополнительной общеобразовательной
(общеразвивающей) программы «Я рисую»
Возраст обучающихся 7 - 15 лет.
Срок реализации 3 года.
Автор - составитель:
Исупова Олеся Геннадьевна,
педагог дополнительного образования
Топчиха, 2021
Пояснительная записка
Направленность ДООП: художественная. Нормативные правовые основы разработки ДООП:
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».
Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 г. № 1726-р).
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
Приказ Минпросвещения России от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности
по дополнительным общеобразовательным программам».
Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».
Приказ Главного управления образования и молодежной политики Алтайского края от 19.03.2015 № 535 «Об утверждении методических рекомендаций по разработке дополнительных общеобразовательных (общеразвивающих) программ».
Актуальность: Особое место в развитии личности ребенка занимает искусство, способное развивать чувство прекрасного, формировать высокие эстетические вкусы, умение понимать и ценить произведения искусства, памятники истории и архитектуры, красоту и богатство природы. Занятия изобразительным искусством выступают как действенное средство развития творческого воображения и зрительной памяти, пространственных представлений, художественных способностей, изобразительных умений и навыков, волевых свойств, качеств личности ребенка, его индивидуальности. Изобразительное искусство является важнейшим средством нравственного и эстетического воспитания детей, поэтому данная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования является актуальной. Адресат ДООП:
программа рассчитана на обучающихся 7 - 15 лет.
Форма обучения: очная. Особенности организации образовательной деятельности:
разновозрастная группа.
Цель: создание условий для развития личности ребенка средствами искусства, получения опыта художественно-творческой деятельности. Задачи: Личностные:
способствовать формированию общественной активности личности, гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме;
развивать нравственные и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре;
воспитать эмоциональную отзывчивость и культуру восприятия произведений изобразительного искусства.
Метапредметные:
содействовать развитию мотивации к художественному творчеству;
содействовать развитию потребностей в самосовершенствовании, самостоятельности и аккуратности в практической деятельности и в жизни в целом;
способствовать формированию эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру через художественное творчество, восприятию духовного опыта человечества – как основу приобретения личностного опыта и самосозидания;
Образовательные:
способствовать развитию творческих способностей (фантазии, воображения, образного мышления, используя игру цвета и фактуры, нестандартных приемов и решений) в области изобразительного искусства;
развивать познавательный интерес к жизни и творчеству великих русских художников;
помогать освоению практических приемов и навыков изобразительного мастерства (рисунка, живописи и композиции);
формировать устойчивый интерес к изобразительному искусству, способность воспринимать его исторические и национальные особенности;
формировать умения по изодеятельности в части исполнения творческого продукта разнообразными формами изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению, по воображению);
формировать элементарные умения, навыки, способы художественной деятельности.
Ожидаемые результаты реализации программы. В ходе реализации программы обучающиеся получат теоретические знания основ изобразительной деятельности, познакомятся с произведениями искусства, что будет способствовать развитию личности ребенка, воспитанию эстетического вкуса, любви к своей Родине и народу, а также по средствам практических занятий получат опыт художественно-творческой деятельности.
Таблица 1
Календарно-тематический план
1 год обучения
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Дата |
Всего | Теория | Практика |
1 | Введение | 6 | 6 | | 1 группа | 2 группа | 3 группа |
1 | Знакомство с курсом обучения. Требования по безопасности труда и пожарной безопасности на занятиях. | 3 | 3 | 0 | | | |
2 | Оборудование и материалы, необходимые для занятий. Стартовый мониторинг. | 3 | 3 | 0 | | | |
2 | Рисование с натуры | 63 | 21 | 42 | | | |
3 4 5 | История развития рисунка у разных народов. История развития рисунка у разных народов. История развития рисунка у разных народов. | 3 3 3 | 1 1 1 | 2 2 2 | | | |
6 7 | Рисование с натуры простых по очертанию и строению объектов, расположенных фронтально. Город. Рисование с натуры простых по очертанию и строению объектов, расположенных фронтально. Город. | 3 3 | 1 1 | 2 2 | | | |
8 9 10 | Рисование с натуры простых по очертанию и строению объектов, расположенных в профиль. Рисование с натуры простых по очертанию и строению объектов, расположенных в профиль. Рисование с натуры простых по очертанию и строению объектов, расположенных в профиль. | 3 3 3 | 1 1 1 | 2 2 2 | | | |
11 12 | Рисование с натуры простых по очертанию и строению объектов, расположенных в профиль. Башня. Рисование с натуры простых по очертанию и строению объектов, расположенных в профиль. Башня. | 3 3 | 1 1 | 2 2 | | | |
13 14 15 | Выдающиеся художники русской школы рисунка. Выдающиеся художники русской школы рисунка. Выдающиеся художники русской школы рисунка. | 3 3 3 | 1 1 1 | 2 2 2 | | | |
16 17 | Передача в рисунках формы, очертаний и цвета, изображаемых предметов. Дождь. Передача в рисунках формы, очертаний и цвета, изображаемых предметов. Дождь. | 3 3 | 1 1 | 2 2 | | | |
18 19 20 | Передача в рисунках формы, очертаний и цвета, изображаемых предметов. Передача в рисунках формы, очертаний и цвета, изображаемых предметов. Передача в рисунках формы, очертаний и цвета, изображаемых предметов. | 3 3 3 | 1 1 1 | 2 2 2 | | | |
21 22 | Передача в рисунках формы, очертаний и цвета, изображаемых предметов. Снег. Передача в рисунках формы, очертаний и цвета, изображаемых предметов. Снег. | 3 3 | 1 1 | 2 2 | | | |
23 | Закрепление раздела. Текущий контроль. | 3 | 1 | 2 | | | |
3 | Рисование на темы и иллюстрирование | 51 | 17 | 34 | | | |
24 25 26 | Роль и способы передачи смысловой связи между предметами в изобразительном искусстве. Роль и способы передачи смысловой связи между предметами в изобразительном искусстве. Роль и способы передачи смысловой связи между предметами в изобразительном искусстве. | 3 3 3 | 1 1 1 | 2 2 2 | | | |
27 28 | Рисование на основе наблюдений. Осень - зима. Рисование на основе наблюдений. Осень - зима. | 3 3 | 1 1 | 2 2 | | | |
29 30 31 | Рисование по представлению. Зимний двор. Рисование по представлению. Зимний двор. Рисование по представлению. Зимний двор. | 3 3 3 | 1 1 1 | 2 2 2 | | | |
32 33 | Рисование по представлению. Утро в лесу. Рисование по представлению. Утро в лесу. | 3 3 | 1 1 | 2 2 | | | |
34 35 36 | Иллюстрирование сказок. "Гадкий утенок" Иллюстрирование сказок. "Гадкий утенок" Иллюстрирование сказок. "Гадкий утенок" | 3 3 3 | 1 1 1 | 2 2 2 | | | |
37 38 | Иллюстрирование сказок. "Царевна лягушка" Иллюстрирование сказок. "Царевна лягушка" | 3 3 | 1 1 | 2 2 | | | |
39 | Закрепление раздела. Текущий контроль. | 3 | 1 | 2 | | | |
40 | Полугодовой контроль. Подготовка выставочных и конкурсных работ. | 3 | 1 | 2 | | | |
4 | Декоративно-прикладное творчество. | 45 | 15 | 30 | | | |
41 42 | Декоративно прикладное творчество у разных народов. Рисование узоров с образца. Декоративно прикладное творчество у разных народов. Рисование узоров с образца. | 3 3 | 1 1 | 2 2 | | | |
43 44 | Декоративно прикладное творчество русского народа. Рисование узоров декоративных элементов с образца. Хохлома. Декоративно прикладное творчество русского народа. Рисование узоров декоративных элементов с образца. Хохлома | 3 3 | 1 1 | 2 2 | | | |
45 46 | Рисование узоров декоративных элементов с образца. Гжель. Рисование узоров декоративных элементов с образца. Гжель. | 3 3 | 1 1 | 2 2 | | | |
47 48 | Рисование узоров декоративных элементов с образца. Городец. Рисование узоров декоративных элементов с образца. Городец. | 3 3 | 1 1 | 2 2 | | | |
49 50 | Рисование узоров декоративных элементов в полосе. Рисование узоров декоративных элементов в полосе. | 3 3 | 1 1 | 2 2 | | | |
51 52 | Рисование узоров декоративных элементов в квадрате. Рисование узоров декоративных элементов в квадрате. | 3 3 | 1 1 | 2 2 | | | |
53 54 | Рисование узоров декоративных элементов в круге. Рисование узоров декоративных элементов в круге. | 3 3 | 1 1 | 2 2 | | | |
55 | Закрепление раздела. Текущий контроль. | 3 | 1 | 2 | | | |
5 | Лепка | 30 | 11 | 19 | | | |
56 57 | Природные особенности глины и пластилина. Правила лепки. Природные особенности глины и пластилина. Правила лепки. | 3 3 | 1 1 | 2 2 | | | |
58 59 | Правила лепки. Лепка простых по форме листьев, фруктов, овощей. Правила лепки. Лепка простых по форме листьев, фруктов, овощей. | 3 3 | 1 1 | 2 2 | | | |
60 61 | Правила лепки. Лепка домика из пластилина. Правила лепки. Лепка домика из пластилина. | 3 3 | 1 1 | 2 2 | | | |
62 63 64 | Правила лепки. Лепка птиц и животных. Правила лепки. Лепка птиц и животных. Правила лепки. Лепка птиц и животных. | 3 3 3 | 1 1 1 | 2 2 2 | | | |
65 | Закрепление раздела. Текущий контроль. | 3 | 2 | 1 | | | |
6 | Оформительская деятельность | 18 | 7 | 11 | | | |
66 67 | Правила оформления выставочных работ. Оформление своих рисунков. Правила оформления выставочных работ. Оформление своих рисунков. | 3 3 | 1 1 | 2 2 | | | |
68 69 70 | Декоративное оформление различных предметов. Роспись декоративной тарелки. Декоративное оформление различных предметов. Роспись декоративной тарелки. Декоративное оформление различных предметов. Роспись декоративной тарелки. | 3 3 3 | 1 1 1 | 2 2 2 | | | |
71 | Закрепление раздела. Текущий контроль. | 3 | 2 | 1 | | | |
7 | Итоговые занятия | 3 | 1 | 2 | | | |
72 | Итоговый контроль. Творческая работа на выставку. | 3 | 1 | 2 | | | |
| ИТОГО | 216 | 78 | 138 | | | |
Таблица 2
Результаты 1 года обучения
Знать | |
Уметь | правильно сидеть за столом, мольбертом, держать лист бумаги и карандаш; свободно работать карандашом без напряжения проводить линии в нужных направлениях, не вращая при этом лист бумаги; передавать в рисунке простейшую форму, общее пространственное положение, основной цвет предметов; правильно работать акварельными красками; разводить и смешивать краски, ровно закрывать ими нужную поверхность; выполнять простейшие узоры в полосе, круге из декоративных форм растительного мира; применять приемы рисования кистью элементов декоративных изображений; узнавать изображенные на картине или иллюстрации предметы, явления, действия; пользоваться простейшими приемами лепки (пластилин, глина). |
Владеть | |
Список литературы
Заболотская И.А Образовательная программа по изобразительному искусству «Юный художник»/ «Внешкольник», 2007г, №1.
Абрамова М.А. Беседы и дидактические игры на уроках по изобразительному искусству: 1-4кл / М.А. Абрамова. – М.: ВЛАДОС, 2003.
Буткевич Л.М. История орнамента: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л.М. Буткевич. – М.: ВЛАДОС, 2003.
Вакуленко Е.Г. Народное декоративно-прикладное искусство: теория, история, практика / Е.Г. Вакуленко. – Ростов н/Д: Феникс, 2007.
Варавва Л.В. Декоративно-прикладное искусство. Современная энциклопедия / Л.В. Варавва. – Ростов н/Д., 2007.
Жемчугова П.П. Изобразительное искусство / П.П. Жемчугова. – СПб.: «Литера», 2006.
Живой мир искусства: программа полихудожественного развития школьников 1-4 классов. – М., 1998.
Комарова Т.С. как научить ребенка рисовать Т.С. Комарова. – М.: Столетие, 1998.
Кузин В.С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальных классах: учеб.пособие для учащихся пед. уч-щ. / В.С. Кузин. – М.: Просвещение, 1984.
Кузин В.С. Методика преподавания изобразительного искусства в 1-3 классах: Пособие для учителя / В.С. Кузин. – М.: Просвещение, 1979.
Кузин В.С. Изобразительное искусство. 1кл.: книга для учителя / В.С. Кузин. – М.: Дрофа, 2004.
Кузин В.С., Кубышкина В.И. Изобразительное искусство (1-4 классы) / В.С. Кузин. – М., 2005.
Неменская Л.А. Под ред. Неменского Б.М. Искусство и ты. 2 класс. – М., 2005.