Рабочая программа дошкольного образования, адаптированная для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата
«Лечебная физическая культура»
Инструктор лечебной физической культуры
К.О.Чичова
Калининград 2017 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Государственное бюджетное учреждение Калининградской области «Школа – интернат», содержит структурное подразделение детский сад компенсирующего вида (далее - ДС) осуществляет образовательную деятельность по адаптированной основной образовательной программе дошкольного образования для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (далее – АООП ДО).
Нормативно-управленческий документ, регламентирующий деятельность ДС. Согласно Федеральному закону от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» ст.2, ч.10 АООП определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования для детей дошкольного возраста: содержание образования, продолжительность пребывания в ДС, режим работы, объём, предельную наполняемость групп, планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования, условия организации обучения и воспитания детей с учетом психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности каждого.
Статья 31 Федерального закона N 329-ФЗ от 04.12.2007 "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" спорт инвалидов (адаптивный спорт) направлен на социальную адаптацию и физическую реабилитацию инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Движение основная форма активности человека, его взаимодействия с внешней средой. В основе двигательной деятельности лежат процессы координации (управление движениями). Они осуществляются в результате сложного взаимодействия различных отделов ЦНС на основе как врожденных, так и выработанных связей, с участием многих рецепторных систем. Сущностью координации движений является, такая, организация процессов возбуждения в мышечном аппарате, которая обеспечивает выполнение двигательной задачи. Одним из числа наиболее эффективных и действенных средств двигательной реабилитации для детей с ДЦП является ЛФК (лечебная физическая культура). Основным средством ЛФК является естественное биологическое свойство человека- движение. Лечебная физкультура способствует развитию способностей ребенка к контролю движений, позволяет улучшить координацию. Для оказания тренирующего и лечебного действия занятие должно быть организованным и целенаправленным в виде дозированного комплекса физических упражнений. В занятиях необходимы системность, правильный подбор, определённые последовательность и расстановка физических упражнений в однократном занятии. Определяющим критерием разработки эффективных средств и методов являетсяих доступность и посильность усвоения в соответствии возрастным периодам развития и физическо подготовленности ребенка.
Программа создана с целью привлечение детей с ограниченными возможностями (ДЦП) к регулярным занятиям лечебной физической культурой, укрепление здоровья, развитие жизненно важных двигательных умений и навыков, овладение общеразвивающими и корригирующими физическими упражнениями, умением их использовать в режиме дня, отдыха и досуга; воспитание познавательной активности, интереса и инициативы на занятиях физическими упражнениями, культуры общения в учебной и игровой деятельности. На каждом занятии решается, как правило, комплекс взаимосвязанных задач: образовательных, оздоровительных и воспитательных.
Цель:
коррекция физического и психического развития детей с учетом индивидуальных особенностей развития;
повышение двигательной активности;
развитие основных двигательных навыков по средствам лечебной физической культуры.
В процессе работы по программе, в соответствии с принципами специального образования, решаются следующие задачи.
Задачи:
Коррекционно-оздоровительные:
сохранение, укрепление и охрана здоровья детей;
повышение физической работоспособности, предупреждение утомления;
обучение комплексам физических упражнений с оздоровительной и корригирующей направленностью;
коррекция нарушения опорно-двигательного аппарата;
укрепление ослабленных мышц, развитие силы мышц верхних, нижних конечностей, туловища и шеи;
развитие равновесия, координации и согласования движений верхних и нижних конечностей;
профилактика с сопутствующими нарушениями: ограничением подвижности позвоночника, тугоподвижности в суставах;
совершенствование опорной функции верхних и нижних конечностей;
повышение функциональных возможностей кардиореспираторной системы и обменных процессов организма к физической нагрузке.
коррекция общей и мелкой моторики;
Образовательные:
формирование у детей начальных представлений о здоровом образе жизни;
формирование потребности в ежедневной двигательной деятельности;
развитие инициативы, самостоятельности и творчества в двигательной активности, способности к самоконтролю, самооценке при выполнении движений;
развитие интереса к физическим упражнениям.
Воспитательные:
ХАРАКТЕРИСКИКА ОСОБЕННОСТЕЙ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
ДЦП представляет собой паралич центральной нервной системы, возникающий вследствие поражения одного или нескольких отделов мозга. При ДЦП нарушается тонус мышц, что в дальнейшем приводит к формированию патологических двигательных реакций, затруднению в удерживании равновесия и противодействии силе тяжести. В дальнейшем это также приводит к формированию контрактур и деформаций конечностей, а также патологическому изменению со стороны других жизненно важных органов и систем.
Основным проявлением двигательных нарушений у детей с ДЦП бывает неустойчивая ходьба, неумение самостоятельно спускаться и подниматься по лестнице без помощи взрослого, дети затрудняются одеться, раздеться, зашнуровать ботинки, застегнуть пуговицу и молнию.
Отмечается нарушение координации движения: ходят на широко расставленных ногах, походка их крайне неустойчива, а при испуге или волнении могут упасть. Навыки самообслуживания у них чаще всего недостаточно сформированы, предметно-практическая деятельность крайне ограничена. Иногда у детей отмечается повышенное слюноотделение. Эти дети быстро устают, особенно во время активных действий, и поэтому нуждаются в частых паузах.
Выполнение упражнений на занятиях по лечебной физической культуре затруднено за счет того, что дети не могут воспроизвести правильно исходные положения, сохранить устойчивость в статической позе, выполнить упражнения с нужной амплитудой, осуществить движения слитно и в нужном темпе, согласовать движения рук, туловища и ног. Отмечаются трудности при выполнении упражнений с различными предметами: затруднен захват и удержание предметов различной формы. Появляется нарушение дыхания: оно становится поверхностным, аритмичным. Кроме того, отмечается сильное снижение активности, инертность, трудность привлечения к целенаправленной деятельности, высокая отвлекаемость и т.д.
СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА
Программа по лечебной физической культуре обобщает и систематизирует теоретические и практические сведения, позволяющие рационально строить коррекционный процесс, получать положительные сдвиги в развитии организма, формировать и корректировать в соответствии с возрастными и физическими особенностями правильное выполнение двигательных умений и навыков (двигательных качеств).
В программу включены следующие разделы:
1. Общеразвивающие, коррекционно- развивающие упражнения:
- упражнения на развитие координационных способностей, стимулирующие вестибулярный аппарат: вставание на четвереньки, ползание в этом положении, вставание на колени, затем на ноги. Движения рук и ног с перекрестной координацией, одновременные и однонаправленные движения рукой и ногой (при помощи инструктора). Упражнения с большими и малыми мячами;
- упражнения на развитие силы разных групп мышц: сгибание-разгибание рук, ног в упоре, поднимание ног из положения лежа на спине, отталкивание от пола в прыжках на двух ногах на месте и с продвижением вперед (при помощи инструктора), отталкивание от опоры;
- упражнения для подвижности стоп и опороспособности: сгибание и разгибание пальцев ног, стопы, смыкание и размыкание стоп;
- упражнения на развитие моторики: с малыми мячами разными наполнителями и поверхностями, пальчиковые игры;
- упражнения для развития подвижности суставов (медленные круговые движения крупных и мелких суставах верхних, нижних конечностей и туловища)
- дыхательные упражнения: задания с продолжительным выдохом и глубоким вдохом, грудное и брюшное дыхания. Изменение длительности вдоха и выдоха, правильное дыхание при выполнении простейших упражнений по инструкции инструктора;
2. Двигательные умения и навыки: ходьба (с опорой и при помощи инструктора), броски, передачи, ловля мяча, лазание, перелазание, ползание, перекаты;
3. Игровые упражнения и подвижные игры: «Как я одеваюсь», «Как я причёсываюсь», «Как я раздеваюсь», «Запрещенное движение», «Кто быстрей ударит в бубен», «Дотолкай мешок», «Докати мячи», «Метко в цель», «Кто дальше бросит».
Форма проведения занятий опосредована индивидуальными особенностями психофизического развития, занятия организуются в индивидуальной и групповой форме. Продолжительность занятий – 20-25 минут, режим – три раза в неделю.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА
проявлят потребность в двигательной активности;
способен взаимодействовать со сверстниками в процессе совместной деятельности;
способен выполнять игровые действия и упражнения из подвижных игр разной функциональной направленности в разных видах адаптивных игр;
владеет навыками выполнения разнообразных физических упражнений для развития физических качеств (силы, координации, выносливость)
выполняет дыхательную гимнастику (диафрагмальное, брюшное, грудное)
выполняет упражнения по коррекции и профилактике нарушения зрения;
выполняет переходы из положения лежа в положение сидя, лежа на животе, стоя на коленях и четвереньках;
выполняет акробатические упражнения (кувырки, перекаты, ползание, лазание, перелазание);
выполняет легкоатлетические упражнения (прыжки с помощью инструктора, метания и броски мяча разного размера);
освоил чувство опоры на двух ногах (в сопровождении);
развил качества равновесия, координации движений;
Формы контроля
Для определения динамики эффективности ЛФК и уровня физического развития воспитанников необходимо использовать мониторинговые исследования: методы педагогического наблюдения, тестирование, медицинский контроль, методы стимулирования и мотивации.
При педагогических наблюдениях, которые осуществляются в течение всего курса, отмечаются основные знания, умения, навыки, приобретенные воспитанниками в период обучения.
К методу стимулирования мотивов интереса относятся: игровые упражнения и подвижные игры, соревнования, ситуации успеха и поощрения.
Контроль включает контрольные тесты, которые позволяют оценить динамику развития физических качеств воспитанников, проводимые 2 раза в год. Мониторинг обучающихся с ДЦП разделен на 7 групп показателей, в зависимости от того, какие мышцы задействованы в формировании и сложности выполнения движения.
Группы показателей сформированности двигательных навыков:
показатели наличия тонических рефлексов;
двигательные навыки нижних конечностей;
ползание;
двигательные навыки верхних конечностей;
положение сидя;
ходьба;
передвижение в пространстве.
При повторении и закреплении воспитанниками материала используются формы контроля: показ упражнений, беседы с родителями, осуществление контроля и взаимного контроля.
Эффективность оздоровления, уровень состояния здоровья обучающихся помогает определить «психолого-медико-педагогическая комиссия». Данные осмотра заносятся в медицинскую карту.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА
Сентябрь
Дни недели | Программное содержание |
1 неделя | Формирование основных положений и движений головы, туловища, верхних и нижних конечностей Дыхательные упражнения Упражнения на расслабление мышц |
2 неделя | Дыхательные упражнения Упражнения на растягивания мышц туловища и верхних конечностей Упражнения с малыми мячами твердой поверхности |
3 неделя | Упражнения для развития плечевых и локтевых суставов Упражнения на расслабление мышц туловища и нижних конечностей Упражнения с малыми массажными мячами - «Ежик» |
4 неделя | Упражнения для подвижности стоп и мышц стоп Упражнения на освоение сигналов «ползи», «стой», «замри» Упражнения с большими мячами мягкой поверхности |
Октябрь
Дни недели | Программное содержание |
1 неделя | Упражнения для подвижности мелких суставов Упражнения на освоение сигналов «лови», «бросай», «кати» Упражнения для опороспособности рук |
2 неделя | Упражнения для подвижности тазобедренных и коленных суставов Упражнения на координацию Перекаты и броски малого мяча |
3 неделя | Упражнения на развитие силы мышц верхних конечностей Упражнения на равновесие Броски и ловля большого мяча |
4 неделя | Упражнения на развитие силы мышц нижних конечностей Обучение и закрепление гимнастики для глаз Игра «Кто дальше бросит» |
Ноябрь
Дни недели | Программное содержание |
1 неделя | Упражнения на развитие силы мышц туловища Осваивание навыков метания мяча Игра «Метко в цель» |
2 неделя | Упражнения на укрепление мышц живота и спины Осваивания навыков лазания и ползания Игра «Как я одеваюсь» |
неделя | Упражнения для подвижности стоп Упражнения для улучшения равновесия с использованием фитбола Осваивание навыка поворотов туловища (переворачивания со спины на живот и с живота на спину) |
Декабрь
Дни недели | Программное содержание |
1 неделя | Упражнения на освоение сигналов ползи», «замри», «стой» Прыжки, ходьба с поддержкой. Растягивание мышц нижних конечностей. Игра «Запрещенное движение» |
2 неделя | Обучение и закрепление пальчиковой гимнастики Упражнения с малыми массажными мячами - «Ежик» Игра «Кто быстрей ударит в бубен» |
3 неделя | Упражнения на развитие крупной моторики Упражнения с большими мячами мягкой поверхности Игра «Как я причёсываюсь» |
4 неделя | Дыхательные упражнения Осваивание и закрепление навыков вставанию на четвереньки, развитие равновесия в этом положении Игра «Дотолкай мешок» |
Январь
Дни недели | Программное содержание |
1 неделя | Дыхательные упражнения Упражнения для развития плечевых и локтевых суставов Упражнения на растягивание мышц верхних конечностей |
2 неделя | Упражнения для подвижности мелких суставов Упражнения на развитие силы мышц верхних конечностей Упражнения для опороспособности рук |
3 неделя | Упражнение на расслабление мышц верхних конечностей и туловища Закрепление навыков метания мяча Игра «Забрось в кольцо» |
4 неделя | Упражнения на укрепление мышц живота и спины Осваивание и закрепление навыка вставания на колени и удержания равновесия в этом положении Игра «Как я одеваюсь», «Как я раздеваюсь» |
Февраль
Дни недели | Программное содержание |
неделя | Упражнения для подвижности тазобедренных и коленных суставов Упражнения на закрепление сигналов ползи», «замри», «стой» Упражнения с малыми мячами твердой поверхности |
неделя | Упражнения на развитие силы мышц нижних конечностей Упражнения для подвижности стоп и укрепления мышц стоп Прыжки, ходьба с поддержкой. Растягивание мышц нижних конечностей. |
3 неделя | Дыхательные упражнения Упражнения на растягивание мышц нижних конечностей Упражнения на расслабление мышц нижних конечностей и туловища |
4 неделя | Упражнения на закрепление сигналов «лови», «бросай», «кати» Упражнения с большими мячами мягкой поверхности Игра «Перебрось-поймай» |
Март
Дни недели | Программное содержание |
неделя | Упражнения на развитие мелкой моторики и крупной моторики Закрепление гимнастики для глаз и пальчиковой гимнастики Дыхательные упражнения |
неделя | Упражнения на координацию и равновесие с использованием фитбола Упражнения на растягивание мыщц туловища Упражнения с малыми массажными мячами - «Ежик» |
неделя | Упражнения на развитие силы верхних и нижних конечностей Упражнения с кольцами крупного диаметра для развития координации Игра «Мяч соседу» |
неделя | Общеразвивающие упражнения лежа на спине и лежа на животе Осваивание навыка вставания на колени с мячом и удержания равновесия в этом положении Упражнения на расслабление мышц верхних и нижних конечностей |
Апрель
Дни недели | Программное содержание |
1 неделя | Упражнения на освоение сигналов «ползи», «замри», «стой» Осваивание и закрепление навыков вставанию на четвереньки, развитие равновесия в этом положении Игра «Поймай бабочку». Дыхательные упражнения |
2 неделя | Упражнения на координацию с использованием фитбола Ходьба, прыжки с поддержкой. Растягивание мышц нижних конечностей. Броски, ловля и перекаты большого и малого мяча |
3 неделя | Осваивание и закрепление навыков лазания, перелезания и перекатывания Общеразвивающие упражнения без предметов Игра «Слушай сигнал» |
4 неделя | Общеразвивающие упражнения с малыми мячами и массажными мячами «Ежик» Упражнения на расслабление и растягивание мышц туловища Игра «Самый ловкий». Дыхательные упражнения. |
Май
Дни недели | Программное содержание |
1 неделя | Упражнения на развитие мелкой моторики. Упражнения для тренировки глазодвигательных мышц Закрепление гимнастики для глаз и пальчиковой гимнастики Игра «Капуста» |
неделя | Упражнения на растяжку мыщц верхних и нижних конечностей. Дыхательные упражнения. Упражнения с малыми массажными мячами - «Ежик» Перекаты и броски малого мяча, Игра «Не урони» |
неделя | Упражнения на развитие крупной моторики. Упражнения в режиме закрытых глаз. Упражнения на координацию с использованием фитбола Упражнения на равновесие, Игра «Кто быстрей возьмет предмет» |
неделя | Закрепление навыка поворотов туловища (переворачивания со спины на живот и с живота на спину) Упражнения на координацию Закрепление навыка вставания на колени и удержания равновесия в этом положении |
Июнь
Дни недели | Программное содержание |
неделя | Дыхательные упражнения. Упражнения на расслабление туловища Закрепления навыков сидения и самостоятельного присаживания Игра «По местам» |
неделя | Закрепление навыка вставания на четвереньки, развитие равновесия и ползания в этом положении Броски, ловля и перекаты большого и малого мяча Игра «Дотолкай мешок» |
неделя | Закрепление навыков лазания, перелезания и перекатывания Закрепление навыков перехода в положения сидя, лежа на животе, стоя на коленях и четвереньках Игра «Летает-не летает» |
неделя | Закрепление удержания вертикальной позы и ходьбы с поддержкой Закрепление навыка отталкивания в прыжках на двух ногах на месте с поддержкой Игра «Не оставайся на полу» |
МАТЕРИАЛЬНО ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
зал ЛФК;
спортивная площадка;
спортивное оборудование (инвентарь);
гимнастические палки, сухой бассейн, шарики для бассейна;
массажные мячи, мячи среднего размера, мячи малого размера, фитболы;
мешочки с песком;
платочки;
коврики;
мелкие игрушки, мягкие модули;
массажные коврики с различной поверхностью;
гимнастические маты, скамейки.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Дружинина Л. А. Коррекционная работа в детском саду для детей с нарушением зрения: Методическое пособие. - М.: Экзамен, 2006 г.
Клюева М.Н. Корригирующая гимнастика для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата. Спб. : Детство-Пресс, 2007 г.
Козырева О.В. Лечебна физкультура для дошкольников. – М.: Просвещение, 2003 г.
Научно-практический журнал № 1(2), №2 (3), №3(4) Лечебная физкультура для дошкольников и младших школьников. М., 2005 г.
Феоктистова В.А., Головина Т.П., Рудакова Л.В. и др. Обучение и коррекция развития дошкольников с нарушенным зрением: Методическое пособие. – СПб.: Образование, 2003 г.
Финни Н.Р. Ребенок с церебральным параличом: Помощь, уход, развитие: Книга для родителей / Пер. с англ. Ю.В. Липес, А. В. Снеговской. — М.: Теревинф, 2001г.
Черная Н.Л Нарушение опорно-двигательного аппарата у детей (диагностика, профилактика и коррекция). Ростов/н Дону: Феникс, 2007 г.
Медицинский журнал MoeZrenie.com. 2014 - 2017 г.
Сайт dcp.mama.ru
Сайт www.proglaza.ru
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Особенности занятий ЛФК при ДЦП
Основная трудность выполнения упражнений для больных с церебральным параличом заключается в том, что каждый из них имеет свою форму мышечной патологии, а также двигательную силу, что важно учитывать при выборе вида упражнений. Комплекс упражнений и их сложность устанавливается для каждого ребенка индивидуально, с учетом всех особенностей, возраста, уровнем умственного развития и течения заболевания. Физические упражнения выполняются дозированно, нагрузка увеличивается постепенно, необходимо чаще давать возможность отдыхать, продолжительность и частоту отдыха - варьировать, следя за степенью сопротивления при выполнении упражнений.
Основными мышечными нарушениями при ДЦП являются:
Напряжение мышц
Спастическое (повышенный тонус, спазм мышц) сокращение мышц
Разнообразные движения непроизвольного характера
Нарушение походки
Ограниченная подвижность
Способы и содержание упражнений для работы с детьми учитывая особенности каждого ребенка и его форму ДЦП,:
Увеличение амплитуды и диапазона мышечных движений различных частей тела
Увеличение амплитуды движений в суставах различных частях тела
Снижение гипертонуса и растягивание приводящих мышц и мышц сгибателей
Упражнения взаимного влияния для укрепления ведущих и антагонистических групп мышц
Обучение вместе с воспитателями навыкам самообслуживания, усвоению основных видов бытовой деятельности с учетом умственного развития ребенка
Динамические упражнения, пассивно-активные и активные упражнения из облегченных исходных положений (сидя,лежа), упражнения на мяче большого диаметра (фитбол)
Прежде чем перейти непосредственно к занятиям физическими упражнениями необходимо помнить, что формирование движений должно производиться в строго определенной последовательности и если ребенок еще не может принять положение на четвереньках и ползать, то необходимо начинать работу по определенному правилу: начиная с головы, затем идут руки, руки — туловище, руки — туловище — ноги, ноги и совместные двигательное действия. При этом движения руками и ногами должны выполняться сначала в крупных суставах, расположенных ближе к туловищу (плечевом и тазобедренном), затем постепенно захватывать средние суставы (локтевой и коленный) и далее смещаться к лучезапястному и голеностопному.
Приложение №2
Особенности занятий ЛФК при ДЦП с сопутствующим диагнозом - Эпилепсия.
Заболевание эпилепсией само по себе не является противопоказанием для занятий лечебной физкультурой. В настоящее время специальных упражнений для различных категорий эпилепсии при ДЦП не разработаны. Но существуют следующие правила, выполнение которых необходимо при каждом занятии ЛФК:
Занятия проводятся только в проветренном помещении
Не допускается задержка дыхания на выдохе в связи с подсознательным восприятием этого, как судороги диафрагмы
Следить, чтобы дыхание было только носом во избежание гипервентиляции легких, которая опасна усилением судорожной готовности из-за избытка кислорода в крови
Во время дозированной ходьбы дышать только носом
Общеукрепляющие упражнения проводятся только в медленном и среднем темпе
Исключается переутомление, все движения совершаются умеренно, без элементов соревнования
Приложение № 3
Особенности занятий ЛФК при ДЦП с сопутствующим диагнозом- Амавроз (слепота), Скотома (частичное выпадение поля зрения)
Учитывая специфические особенности развития незрячих детей, обязательно используются упражнения на овладение навыками пространственной ориентировки, активизацию сохранных анализаторов (слух, осязание, обоняние, мышечно-двигательное чувство). Занятия ЛФК имеют большие возможности для развития сенсомоторики и мышечно-двигательной чувствительности. Для развития мышечно-двигательного чувства, сначала выполняются упражнения с учителем (повторение 2-3 раза), затем упражнение выполняется ребенком самостоятельно. Любые физические упражнения сопровождаются их словесным описанием, стихами, счетом.
Необходимо варьировать объем нагрузки, чередуя ее с паузами для отдыха, воздержаться от длительной статической нагрузки с использование грузов и исключить упражнения высокой интенсивности, прыжки, кувырки, висы.
Приложение № 4
Особенности занятий ЛФК при ДЦП с сопутствующим диагнозом –Гидроцефалия
Рекомендовано использовать как физические упражнения, так и лечение положением. Следует помнить, что чрезмерная физическая нагрузка может вызвать повышение внутриглазного давления. Необходимо варьировать объем нагрузки, чередуя ее с паузами дляотдыха, воздержаться от длительной статической нагрузки с использование грузов и исключить упражнения высокой интенсивности, прыжки, кувырки, висы.