СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа дошкольного образования, адаптированная для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата «Лечебная физическая культура»

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной программе описана психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением опроно-двигательного аппарата, содержание коррекционного курса, формы контроля, тематическое планирование коррекционного курса, материально-техническаое обеспечение и  приложения, в каждом из которых описаны особенности занятий с сопутствующими мед. диагнозами.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа дошкольного образования, адаптированная для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата «Лечебная физическая культура»»





Рабочая программа дошкольного образования, адаптированная для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата

«Лечебная физическая культура»























Инструктор лечебной физической культуры

К.О.Чичова





Калининград 2017 год


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Государственное бюджетное учреждение Калининградской области «Школа – интернат», содержит структурное подразделение детский сад компенсирующего вида (далее - ДС) осуществляет образовательную деятельность по адаптированной основной образовательной программе дошкольного образования для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (далее – АООП ДО).

Нормативно-управленческий документ, регламентирующий деятельность ДС. Согласно Федеральному закону от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» ст.2, ч.10 АООП определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования для детей дошкольного возраста: содержание образования, продолжительность пребывания в ДС, режим работы, объём, предельную наполняемость групп, планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования, условия организации обучения и воспитания детей с учетом психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности каждого.

Статья 31 Федерального закона N 329-ФЗ от 04.12.2007 "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" спорт инвалидов (адаптивный спорт) направлен на социальную адаптацию и физическую реабилитацию инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Движение ­ основная форма активности человека, его взаимодействия с внешней средой. В основе двигательной деятельности лежат процессы координации (управление движениями). Они осуществляются в результате сложного взаимодействия различных отделов ЦНС на основе как врожденных, так и выработанных связей, с участием многих рецепторных систем. Сущностью координации движений является, такая, организация процессов возбуждения в мышечном аппарате, которая обеспечивает выполнение двигательной задачи. Одним из числа наиболее эффективных и действенных средств двигательной реабилитации для детей с ДЦП является ЛФК (лечебная физическая культура). Основным средством ЛФК является естественное биологическое свойство человека- движение. Лечебная физкультура способствует развитию способностей ребенка к контролю движений, позволяет улучшить координацию. Для оказания тренирующего и лечебного действия занятие должно быть организованным и целенаправленным в виде дозированного комплекса физических упражнений. В занятиях необходимы системность, правильный подбор, определённые последовательность и расстановка физических упражнений в однократном занятии. Определяющим критерием разработки эффективных средств и методов являетсяих доступность и посильность усвоения в соответствии возрастным периодам развития и физическо  подготовленности  ребенка. 

Программа создана с целью привлечение детей с ограниченными возможностями (ДЦП) к регулярным занятиям лечебной физической культурой, укрепление здоровья, развитие жизненно важных двигательных умений и навыков, овладение общеразвивающими и корригирующими физическими упражнениями, умением их использовать в режиме дня, отдыха и досуга; воспитание познавательной активности, интереса и инициативы на занятиях физическими упражнениями, культуры общения в учебной и игровой деятельности. На каждом занятии решается, как правило, комплекс взаимосвязанных задач: образовательных, оздоровительных и воспитательных. 

Цель:

  • коррекция физического и психического развития детей с учетом индивидуальных особенностей развития;

  • повышение двигательной активности;

  • развитие основных двигательных навыков по средствам лечебной физической культуры.


В процессе работы по программе, в соответствии с принципами специального образования, решаются следующие задачи.


Задачи:

Коррекционно-оздоровительные:

  • сохранение, укрепление и охрана здоровья детей;

  • повышение физической работоспособности, предупреждение утомления;

  • обучение комплексам физических упражнений с оздоровительной и корригирующей направленностью;

  • коррекция нарушения опорно-двигательного аппарата;

  • укрепление ослабленных мышц, развитие силы мышц верхних, нижних конечностей, туловища и шеи;

  • развитие равновесия, координации и согласования движений верхних и нижних конечностей;

  • профилактика с сопутствующими нарушениями: ограничением подвижности позвоночника, тугоподвижности в суставах;

  • совершенствование опорной функции верхних и нижних конечностей;

  • повышение функциональных возможностей кардиореспираторной системы и обменных процессов организма к физической нагрузке.

  •  коррекция общей и мелкой моторики;

Образовательные:

  • формирование у детей начальных представлений о здоровом образе жизни;

  • формирование потребности в ежедневной двигательной деятельности;
    развитие инициативы, самостоятельности и творчества в двигательной активности, способности к самоконтролю, самооценке при выполнении движений;

  • развитие интереса к физическим упражнениям.

Воспитательные:

  • воспитание в детях чувства уверенности в себе, в своих силах и возможностях.



ХАРАКТЕРИСКИКА ОСОБЕННОСТЕЙ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

ДЦП представляет собой паралич центральной нервной системы, возникающий вследствие поражения одного или нескольких отделов мозга. При ДЦП нарушается тонус мышц, что в дальнейшем приводит к формированию патологических двигательных реакций, затруднению в удерживании равновесия и противодействии силе тяжести. В дальнейшем это также приводит к формированию контрактур и деформаций конечностей, а также патологическому изменению со стороны других жизненно важных органов и систем.

Основным проявлением двигательных нарушений у детей с ДЦП бывает неустойчивая ходьба, неумение самостоятельно спускаться и подниматься по лестнице без помощи взрослого, дети затрудняются одеться, раздеться, зашнуровать ботинки, застегнуть пуговицу и молнию.

Отмечается нарушение координации движения: ходят на широко расставленных ногах, походка их крайне неустойчива, а при испуге или волнении могут упасть. Навыки самообслуживания у них чаще всего недостаточно сформированы, предметно-практическая деятельность крайне ограничена. Иногда у детей отмечается повышенное слюноотделение. Эти дети быстро устают, особенно во время активных действий, и поэтому нуждаются в частых паузах.

Выполнение упражнений на занятиях по лечебной физической культуре затруднено за счет того, что дети не могут воспроизвести правильно исходные положения, сохранить устойчивость в статической позе, выполнить упражнения с нужной амплитудой, осуществить движения слитно и в нужном темпе, согласовать движения рук, туловища и ног. Отмечаются трудности при выполнении упражнений с различными предметами: затруднен захват и удержание предметов различной формы. Появляется нарушение дыхания: оно становится поверхностным, аритмичным. Кроме того, отмечается сильное снижение активности, инертность, трудность привлечения к целенаправленной деятельности, высокая отвлекаемость и т.д.

СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА

Программа по лечебной физической культуре обобщает и систематизирует теоретические и практические сведения, позволяющие рационально строить коррекционный процесс, получать положительные сдвиги в развитии организма, формировать и корректировать в соответствии с возрастными и физическими особенностями правильное выполнение двигательных умений и навыков (двигательных качеств).

В программу включены следующие разделы:

1. Общеразвивающие, коррекционно- развивающие упражнения:

- упражнения на развитие координационных способностей, стимулирующие вестибулярный аппарат: вставание на четвереньки, ползание в этом положении, вставание на колени, затем на ноги. Движения рук и ног с перекрестной координацией, одновременные и однонаправленные движения рукой и ногой (при помощи инструктора). Упражнения с большими и малыми мячами;

- упражнения на развитие силы разных групп мышц: сгибание-разгибание рук, ног в упоре, поднимание ног из положения лежа на спине, отталкивание от пола в прыжках на двух ногах на месте и с продвижением вперед (при помощи инструктора), отталкивание от опоры;

- упражнения для подвижности стоп и опороспособности: сгибание и разгибание пальцев ног, стопы, смыкание и размыкание стоп;

- упражнения на развитие моторики: с малыми мячами разными наполнителями и поверхностями, пальчиковые игры;

- упражнения для развития подвижности суставов (медленные круговые движения крупных и мелких суставах верхних, нижних конечностей и туловища)

- дыхательные упражнения: задания с продолжительным выдохом и глубоким вдохом, грудное и брюшное дыхания. Изменение длительности вдоха и выдоха, правильное дыхание при выполнении простейших упражнений по инструкции инструктора;

2. Двигательные умения и навыки: ходьба (с опорой и при помощи инструктора), броски, передачи, ловля мяча, лазание, перелазание, ползание, перекаты;

3. Игровые упражнения и подвижные игры: «Как я одеваюсь», «Как я причёсываюсь», «Как я раздеваюсь», «Запрещенное движение», «Кто быстрей ударит в бубен», «Дотолкай мешок», «Докати мячи», «Метко в цель», «Кто дальше бросит».

Форма проведения занятий опосредована индивидуальными особенностями психофизического развития, занятия организуются в индивидуальной и групповой форме. Продолжительность занятий – 20-25 минут, режим – три раза в неделю.


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА

  • проявлят потребность в двигательной активности; 

  • способен взаимодействовать со сверстниками в процессе совместной деятельности;

  • способен выполнять игровые действия и упражнения из подвижных игр разной функциональной направленности в разных видах адаптивных игр; 

  • владеет навыками выполнения разнообразных физических упражнений для развития физических качеств (силы, координации, выносливость)

  1. выполняет дыхательную гимнастику (диафрагмальное, брюшное, грудное)

  2. выполняет упражнения по коррекции и профилактике нарушения зрения;

  3. выполняет переходы из положения лежа в положение сидя, лежа на животе, стоя на коленях и четвереньках;

  4. выполняет акробатические упражнения (кувырки, перекаты, ползание, лазание, перелазание);

  5. выполняет легкоатлетические упражнения (прыжки с помощью инструктора, метания и броски мяча разного размера);

  6. освоил чувство опоры на двух ногах (в сопровождении);

  7. развил качества равновесия, координации движений;

  • реагирует на сигналы: «Ползи», «Лови», «Замри», «Стой» и др.;


Формы контроля

Для определения динамики эффективности ЛФК и уровня физического развития воспитанников необходимо использовать мониторинговые исследования: методы педагогического наблюдения, тестирование, медицинский контроль, методы стимулирования и мотивации.

При педагогических наблюдениях, которые осуществляются в течение всего курса, отмечаются основные знания, умения, навыки, приобретенные воспитанниками в период обучения.

К методу стимулирования мотивов интереса относятся: игровые упражнения и подвижные игры, соревнования, ситуации успеха и поощрения.

Контроль включает контрольные тесты, которые позволяют оценить динамику развития физических качеств воспитанников, проводимые 2 раза в год. Мониторинг обучающихся с ДЦП разделен на 7 групп показателей, в зависимости от того, какие мышцы задействованы в формировании и сложности выполнения движения.

Группы показателей сформированности двигательных навыков:

  • показатели наличия тонических рефлексов;

  • двигательные навыки нижних конечностей;

  • ползание;

  • двигательные навыки верхних конечностей;

  • положение сидя;

  • ходьба;

  • передвижение в пространстве.

При повторении и закреплении воспитанниками материала используются формы контроля:  показ упражнений, беседы с родителями, осуществление контроля и взаимного контроля.

Эффективность оздоровления, уровень состояния здоровья обучающихся помогает определить «психолого-медико-педагогическая комиссия». Данные осмотра заносятся в медицинскую карту.


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА

Сентябрь

Дни недели

Программное содержание

1 неделя

  1. Формирование основных положений и движений головы, туловища, верхних и нижних конечностей

  2. Дыхательные упражнения

  3. Упражнения на расслабление мышц


2 неделя

  1. Дыхательные упражнения

  2. Упражнения на растягивания мышц туловища и верхних конечностей

  3. Упражнения с малыми мячами твердой поверхности

3 неделя

  1. Упражнения для развития плечевых и локтевых суставов

  2. Упражнения на расслабление мышц туловища и нижних конечностей

  3. Упражнения с малыми массажными мячами - «Ежик»


4 неделя

  1. Упражнения для подвижности стоп и мышц стоп

  2. Упражнения на освоение сигналов «ползи», «стой», «замри»

  3. Упражнения с большими мячами мягкой поверхности


Октябрь

Дни недели

Программное содержание

1 неделя

  1. Упражнения для подвижности мелких суставов

  2. Упражнения на освоение сигналов «лови», «бросай», «кати»

  3. Упражнения для опороспособности рук

2 неделя

  1. Упражнения для подвижности тазобедренных и коленных суставов

  2. Упражнения на координацию

  3. Перекаты и броски малого мяча

3 неделя

  1. Упражнения на развитие силы мышц верхних конечностей

  2. Упражнения на равновесие

  3. Броски и ловля большого мяча

4 неделя

  1. Упражнения на развитие силы мышц нижних конечностей

  2. Обучение и закрепление гимнастики для глаз

  3. Игра «Кто дальше бросит»




Ноябрь

Дни недели

Программное содержание

1 неделя

  1. Упражнения на развитие силы мышц туловища

  2. Осваивание навыков метания мяча

  3. Игра «Метко в цель»

2 неделя

  1. Упражнения на укрепление мышц живота и спины

  2. Осваивания навыков лазания и ползания

  3. Игра «Как я одеваюсь»


  1. неделя

  1. Упражнения для подвижности стоп

  2. Упражнения для улучшения равновесия с использованием фитбола

  3. Осваивание навыка поворотов туловища (переворачивания со спины на живот и с живота на спину)

Декабрь

Дни недели

Программное содержание

1 неделя

  1. Упражнения на освоение сигналов ползи», «замри», «стой»

  2. Прыжки, ходьба с поддержкой. Растягивание мышц нижних конечностей.

  3. Игра «Запрещенное движение»

2 неделя

  1. Обучение и закрепление пальчиковой гимнастики

  2. Упражнения с малыми массажными мячами - «Ежик»

  3. Игра «Кто быстрей ударит в бубен»

3 неделя

  1. Упражнения на развитие крупной моторики

  2. Упражнения с большими мячами мягкой поверхности

  3. Игра «Как я причёсываюсь»

4 неделя

  1. Дыхательные упражнения

  2. Осваивание и закрепление навыков вставанию на четвереньки, развитие равновесия в этом положении

  3. Игра «Дотолкай мешок»

Январь

Дни недели

Программное содержание

1 неделя

  1. Дыхательные упражнения

  2. Упражнения для развития плечевых и локтевых суставов

  3. Упражнения на растягивание мышц верхних конечностей

2 неделя


  1. Упражнения для подвижности мелких суставов

  2. Упражнения на развитие силы мышц верхних конечностей

  3. Упражнения для опороспособности рук


3 неделя

  1. Упражнение на расслабление мышц верхних конечностей и туловища

  2. Закрепление навыков метания мяча

  3. Игра «Забрось в кольцо»



4 неделя

  1. Упражнения на укрепление мышц живота и спины

  2. Осваивание и закрепление навыка вставания на колени и удержания равновесия в этом положении

  3. Игра «Как я одеваюсь», «Как я раздеваюсь»




Февраль

Дни недели

Программное содержание

  1. неделя

  1. Упражнения для подвижности тазобедренных и коленных суставов

  2. Упражнения на закрепление сигналов ползи», «замри», «стой»

  3. Упражнения с малыми мячами твердой поверхности


  1. неделя

  1. Упражнения на развитие силы мышц нижних конечностей

  2. Упражнения для подвижности стоп и укрепления мышц стоп

  3. Прыжки, ходьба с поддержкой. Растягивание мышц нижних конечностей.

3 неделя

  1. Дыхательные упражнения

  2. Упражнения на растягивание мышц нижних конечностей

  3. Упражнения на расслабление мышц нижних конечностей и туловища

4 неделя

  1. Упражнения на закрепление сигналов «лови», «бросай», «кати»

  2. Упражнения с большими мячами мягкой поверхности

  3. Игра «Перебрось-поймай»

Март

Дни недели

Программное содержание

  1. неделя

  1. Упражнения на развитие мелкой моторики и крупной моторики

  2. Закрепление гимнастики для глаз и пальчиковой гимнастики

  3. Дыхательные упражнения

  1. неделя

  1. Упражнения на координацию и равновесие с использованием фитбола

  2. Упражнения на растягивание мыщц туловища

  3. Упражнения с малыми массажными мячами - «Ежик»


  1. неделя

  1. Упражнения на развитие силы верхних и нижних конечностей

  2. Упражнения с кольцами крупного диаметра для развития координации

  3. Игра «Мяч соседу»



  1. неделя

  1. Общеразвивающие упражнения лежа на спине и лежа на животе

  2. Осваивание навыка вставания на колени с мячом и удержания равновесия в этом положении

  3. Упражнения на расслабление мышц верхних и нижних конечностей


Апрель

Дни недели

Программное содержание

1 неделя

  1. Упражнения на освоение сигналов «ползи», «замри», «стой»

  2. Осваивание и закрепление навыков вставанию на четвереньки, развитие равновесия в этом положении

  3. Игра «Поймай бабочку». Дыхательные упражнения


2 неделя

  1. Упражнения на координацию с использованием фитбола

  2. Ходьба, прыжки с поддержкой. Растягивание мышц нижних конечностей.

  3. Броски, ловля и перекаты большого и малого мяча


3 неделя

  1. Осваивание и закрепление навыков лазания, перелезания и перекатывания

  2. Общеразвивающие упражнения без предметов

  3. Игра «Слушай сигнал»

4 неделя

  1. Общеразвивающие упражнения с малыми мячами и массажными мячами «Ежик»

  2. Упражнения на расслабление и растягивание мышц туловища

  3. Игра «Самый ловкий». Дыхательные упражнения.

Май

Дни недели

Программное содержание

1 неделя

  1. Упражнения на развитие мелкой моторики. Упражнения для тренировки глазодвигательных мышц

  2. Закрепление гимнастики для глаз и пальчиковой гимнастики

  3. Игра «Капуста»

  1. неделя

  1. Упражнения на растяжку мыщц верхних и нижних конечностей. Дыхательные упражнения.

  2. Упражнения с малыми массажными мячами - «Ежик»

  3. Перекаты и броски малого мяча, Игра «Не урони»


  1. неделя

  1. Упражнения на развитие крупной моторики. Упражнения в режиме закрытых глаз.

  2. Упражнения на координацию с использованием фитбола

  3. Упражнения на равновесие, Игра «Кто быстрей возьмет предмет»



  1. неделя

  1. Закрепление навыка поворотов туловища (переворачивания со спины на живот и с живота на спину)

  2. Упражнения на координацию

  3. Закрепление навыка вставания на колени и удержания равновесия в этом положении


Июнь

Дни недели

Программное содержание

  1. неделя

  1. Дыхательные упражнения. Упражнения на расслабление туловища

  2. Закрепления навыков сидения и самостоятельного присаживания

  3. Игра «По местам»

  1. неделя

  1. Закрепление навыка вставания на четвереньки, развитие равновесия и ползания в этом положении

  2. Броски, ловля и перекаты большого и малого мяча

  3. Игра «Дотолкай мешок»

  1. неделя

  1. Закрепление навыков лазания, перелезания и перекатывания

  2. Закрепление навыков перехода в положения сидя, лежа на животе, стоя на коленях и четвереньках

  3. Игра «Летает-не летает»

  1. неделя

  1. Закрепление удержания вертикальной позы и ходьбы с поддержкой

  2. Закрепление навыка отталкивания в прыжках на двух ногах на месте с поддержкой

  3. Игра «Не оставайся на полу»


МАТЕРИАЛЬНО ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ


  • зал ЛФК;

  • спортивная площадка;

  • спортивное оборудование (инвентарь);

  • гимнастические палки, сухой бассейн, шарики для бассейна;

  • массажные мячи, мячи среднего размера, мячи малого размера, фитболы;

  • мешочки с песком;

  • платочки;

  • коврики;

  • мелкие игрушки, мягкие модули;

  • массажные коврики с различной поверхностью;

  • гимнастические маты, скамейки.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Дружинина Л. А. Коррекционная работа в детском саду для детей с нарушением зрения: Методическое пособие. - М.: Экзамен, 2006 г.

  2. Клюева М.Н. Корригирующая гимнастика для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата. Спб. : Детство-Пресс, 2007 г.

  3. Козырева О.В. Лечебна физкультура для дошкольников. – М.: Просвещение, 2003 г.

  4. Научно-практический журнал № 1(2), №2 (3), №3(4) Лечебная физкультура для дошкольников и младших школьников. М., 2005 г.

  5. Феоктистова В.А., Головина Т.П., Рудакова Л.В. и др. Обучение и коррекция развития дошкольников с нарушенным зрением: Методическое пособие. – СПб.: Образование, 2003 г.

  6. Финни Н.Р. Ребенок с церебральным параличом: Помощь, уход, развитие: Книга для родителей / Пер. с англ. Ю.В. Липес, А. В. Снеговской. — М.: Теревинф, 2001г.

  7. Черная Н.Л Нарушение опорно-двигательного аппарата у детей (диагностика, профилактика и коррекция). Ростов/н Дону: Феникс, 2007 г.

  8. Медицинский журнал MoeZrenie.com. 2014 - 2017 г.

  9. Сайт dcp.mama.ru

  10. Сайт www.proglaza.ru


ПРИЛОЖЕНИЯ


Приложение 1

Особенности занятий ЛФК при ДЦП

Основная трудность выполнения упражнений для больных с церебральным параличом заключается в том, что каждый из них имеет свою форму мышечной патологии, а также двигательную силу, что важно учитывать при выборе вида упражнений. Комплекс упражнений и их сложность устанавливается для каждого ребенка индивидуально, с учетом всех особенностей, возраста, уровнем умственного развития и течения заболевания. Физические упражнения выполняются дозированно, нагрузка увеличивается постепенно, необходимо чаще давать возможность отдыхать, продолжительность и частоту отдыха - варьировать, следя за степенью сопротивления при выполнении упражнений.

Основными мышечными нарушениями при ДЦП являются:

  • Напряжение мышц

  • Спастическое (повышенный тонус, спазм мышц) сокращение мышц

  • Разнообразные движения непроизвольного характера

  • Нарушение походки

  • Ограниченная подвижность



Способы и содержание упражнений для работы с детьми учитывая особенности каждого ребенка и его форму ДЦП,:


  • Увеличение амплитуды и диапазона мышечных движений различных частей тела

  • Увеличение амплитуды движений в суставах различных частях тела

  • Снижение гипертонуса и растягивание приводящих мышц и мышц сгибателей

  • Упражнения взаимного влияния для укрепления ведущих и антагонистических групп мышц

  • Обучение вместе с воспитателями навыкам самообслуживания, усвоению основных видов бытовой деятельности с учетом умственного развития ребенка

  • Динамические упражнения, пассивно-активные и активные упражнения из облегченных исходных положений (сидя,лежа), упражнения на мяче большого диаметра (фитбол)


Прежде чем перейти непосредственно к занятиям физическими упражнениями необходимо помнить, что формирование движений должно производиться в строго определенной последовательности и если ребенок еще не может принять положение на четвереньках и ползать, то необходимо начинать работу по определенному правилу:  начиная с головы, затем идут руки, руки — туловище, руки — туловище — ноги, ноги и совместные двигательное действия. При этом движения руками и ногами должны выполняться сначала в крупных суставах, расположенных ближе к туловищу (плечевом и тазобедренном), затем постепенно захватывать средние суставы (локтевой и коленный) и далее смещаться к лучезапястному и голеностопному. 


Приложение №2

Особенности занятий ЛФК при ДЦП с сопутствующим диагнозом - Эпилепсия.

Заболевание эпилепсией само по себе не является противопоказанием для занятий лечебной физкультурой. В настоящее время специальных упражнений для различных категорий эпилепсии при ДЦП не разработаны. Но существуют следующие правила, выполнение которых необходимо при каждом занятии ЛФК:

  • Занятия проводятся только в проветренном помещении

  • Не допускается задержка дыхания на выдохе в связи с подсознательным восприятием этого, как судороги диафрагмы

  • Следить, чтобы дыхание было только носом во избежание гипервентиляции легких, которая опасна усилением судорожной готовности из-за избытка кислорода в крови

  • Во время дозированной ходьбы дышать только носом

  • Общеукрепляющие упражнения проводятся только в медленном и среднем темпе

  • Исключается переутомление, все движения совершаются умеренно, без элементов соревнования


Приложение № 3

Особенности занятий ЛФК при ДЦП с сопутствующим диагнозом- Амавроз (слепота), Скотома (частичное выпадение поля зрения)

Учитывая специфические особенности развития незрячих детей, обязательно используются упражнения на овладение навыками пространственной ориентировки, активизацию сохранных анализаторов (слух, осязание, обоняние, мышечно-двигательное чувство). Занятия ЛФК имеют большие возможности для развития сенсомоторики и мышечно-двигательной чувствительности. Для развития мышечно-двигательного чувства, сначала выполняются упражнения с учителем (повторение 2-3 раза), затем упражнение выполняется ребенком самостоятельно. Любые физические упражнения сопровождаются их словесным описанием, стихами, счетом.

Необходимо варьировать объем нагрузки, чередуя ее с паузами для отдыха, воздержаться от длительной статической нагрузки с использование грузов и исключить упражнения высокой интенсивности, прыжки, кувырки, висы.


Приложение № 4

Особенности занятий ЛФК при ДЦП с сопутствующим диагнозом –Гидроцефалия

Рекомендовано использовать как физические упражнения, так и лечение положением. Следует помнить, что чрезмерная физическая нагрузка может вызвать повышение внутриглазного давления. Необходимо варьировать объем нагрузки, чередуя ее с паузами дляотдыха, воздержаться от длительной статической нагрузки с использование грузов и исключить упражнения высокой интенсивности, прыжки, кувырки, висы.




















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей