СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа дошкольного образования, адаптированная для детей с нарушением зрения «Лечебная физическая культура»

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной программе описана психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением зрения, содержание учебного курса, формы контроля, тематическое планирование коррекционного курса, материально-техническаое обеспечение и  приложения, в каждом из которых описаны особенности занятий с сопутствующими мед. диагнозами.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа дошкольного образования, адаптированная для детей с нарушением зрения «Лечебная физическая культура»»

.





Рабочая программа дошкольного образования, адаптированная для детей с нарушением зрения

«Лечебная физическая культура»




















Инструктор лечебной физической культуры

К.О.Чичова










Калининград 2017 год


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА



Государственное бюджетное учреждение Калининградской области «Школа – интернат», содержит структурное подразделение детский сад компенсирующего вида (далее - ДС) осуществляет образовательную деятельность по адаптированной основной образовательной программе дошкольного образования для детей с нарушением зрения (далее – АООП ДО).

Нормативно-управленческий документ, регламентирующий деятельность ДС. Согласно Федеральному закону от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» ст.2, ч.10 АООП определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования для детей дошкольного возраста: содержание образования, продолжительность пребывания в ДС, режим работы, объём, предельную наполняемость групп, планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования, условия организации обучения и воспитания детей с учетом психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности каждого.

Статья 31 Федерального закона N 329-ФЗ от 04.12.2007 "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" спорт инвалидов (адаптивный спорт) направлен на социальную адаптацию и физическую реабилитацию инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Движение ­ основная форма активности человека, его взаимодействия с внешней средой. В основе двигательной деятельности лежат процессы координации (управление движениями). Они осуществляются в результате сложного взаимодействия различных отделов ЦНС на основе как врожденных, так и выработанных связей, с участием многих рецепторных систем. Сущностью координации движений является, такая, организация процессов возбуждения в мышечном аппарате, которая обеспечивает выполнение двигательной задачи. Одним из числа наиболее эффективных и действенных средств двигательной реабилитации для детей с нарушением зрения является ЛФК (лечебная физическая культура). Основным средством ЛФК является естественное биологическое свойство человека- движение. Лечебная физкультура способствует развитию способностей ребенка к контролю движений, позволяет улучшить координацию. Для оказания тренирующего и лечебного действия занятие должно быть организованным и целенаправленным в виде дозированного комплекса физических упражнений. В занятиях необходимы системность, правильный подбор, определённые последовательность и расстановка физических упражнений в однократном занятии. Определяющим критерием разработки эффективных средств и методов является их доступность и посильность усвоения в соответствии возрастным периодам развития, состояния здоровья и физической подготовленности ребенка.

Программа создана с целью привлечение детей с нарушением зрения к регулярным занятиям лечебной физической культурой, укрепление здоровья, развитие жизненно важных двигательных умений и навыков, овладение общеразвивающими и корригирующими физическими упражнениями, умением их использовать в режиме дня, отдыха и досуга; воспитание познавательной активности, интереса и инициативы на занятиях физическими упражнениями, культуры общения в учебной и игровой деятельности. На каждом занятии решается, как правило, комплекс взаимосвязанных задач: образовательных, оздоровительных и воспитательных. 

ЛФК является обязательной дисциплиной в коррекционной педагогике. Это единственный предмет, сфокусированный на уважении ребенка к собственному телу, развитии двигательных способностей, приобретении необходимых знаний, понимании необходимости систематических занятий физическими упражнениями, что служит основой для повышения уверенности в себе, самооценки, формирования положительной мотивации к здоровому образу жизни.

Цель:

  • коррекция физического и психического развития детей с учетом индивидуальных особенностей развития;

  • развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации);

  • накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями);

  • формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.

Задачи:

Коррекционно-оздоровительные:

  • сохранение, укрепление и охрана здоровья детей;

  • повышение умственной и физической работоспособности, предупреждение утомления;

  • профилактика, коррекция и развитие сенсорных способностей;

  • профилактика с сопутствующими нарушениями: искривлением и ограничением подвижности позвоночника и предупреждение вторичных физических отклонений;

  • обеспечение физического совершенствования умений и навыков в основных видах движений;

  • развитие равновесия и вестибулярной устойчивости;

  • обучение комплексам физических упражнений с оздоровительной и корригирующей направленностью, простейшим способам контроля за физической нагрузкой;

  • укрепление ослабленных мышц, развитие силы мышц, гибкости, верхних, нижних конечностей, туловища и шеи;

  • повышение функциональных возможностей кардиореспираторной системы и обменных процессов организма к физической нагрузке.

Образовательные:

  • формирование у детей начальных представлений о здоровье сберегающей, здоровье формирующей деятельности: знание о нормах здорового образа жизни, элементарных культурно-гигиенических навыков и привычек;

  • формирование первых представлений о видах спорта;

  • формирование потребности в ежедневной двигательной деятельности;

  • преодоление недостатков, возникающих на фоне зрительной патологии при овладении движениями (скованности, малоподвижности, неуверенности, боязни пространства и др.);

  • развитие инициативы, самостоятельности и творчества в двигательной активности, способности к самоконтролю, самооценке при выполнении движений;

  • развитие интереса к участию в подвижных играх и 
    физических упражнениях, активности в самостоятельной двигательной деятельности.

Воспитательные:

  • воспитание в детях чувства уверенности в себе, в своих силах и возможностях

  • воспитание у детей уравновешенной эмоционально-чувственной сферы



ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

Слабовидящие дети сильно отличаются друг от друга по состоянию зрения, работоспособности, утомляемости и скорости усвоения материала. В значительной степени это обусловлено характером поражения зрения, происхождением дефекта и личными особенностями детей. Слепота и слабовидение затрудняют пространственную ориентировку и ведут к значительному снижению двигательной активности, что отрицательно влияет на формирование детского организма.

Для детей с нарушениями зрения характерны отставания в показателях жизненной емкости легких, в состояниях сердечно-сосудистой системы, в уровне развития физических качеств, а также в сфере овладения двигательными умениями и навыками, отмечается повышенная эмоциональная ранимость, обидчивость, конфликтность, напряженность, неспособность к пониманию эмоционального состояния партнера по общению и адекватному самовыражению.

Поведению детей с нарушениями зрения в большинстве случаев недостает гибкости и спонтанности, отсутствуют, или слабо развиты неречевые формы общения. Эти нарушения приводят к замедлению темпа развития и к длительному пребыванию ребенка на качественно более низком уровне психического развития по сравнению с нормально видящим.



СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА


Программа лечебной физической культуры является частью Программы коррекционной работы АООП ДО ГБУ КО «Школа-интернат». Программа по лечебной физической культуре обобщает и систематизирует теоретические и практические сведения, позволяющие рационально строить коррекционный процесс, получать положительные сдвиги в развитии организма, формировать и корректировать в соответствии с возрастными и физическими особенностями правильное выполнение двигательных умений и навыков (двигательных качеств).

В программу включены следующие разделы:

  1. Общеразвивающие, коррекционно- развивающие упражнения:

  • построение в шеренгу и колонну; выполнение основной стойки по команде «Смирно!»; выполнение команд «Вольно!», «Равняйсь!», «Шагом марш!», «На месте стой!»; повороты на месте налево и направо по командам «Налево!» и «Направо!»;

  • дыхательные упражнения: задания с продолжительным выдохом и глубоким вдохом, диафрагмальное, грудное и брюшное дыхания. Изменение длительности вдоха и выдоха, правильное дыхание при выполнении простейших упражнений по инструкции инструктора;

  • упражнения на развитие координационных способностей, стимулирующие вестибулярный аппарат: равновесия на одной или двух ногах с продвижением вперед или шагом, бегом, прыжками, различные виды лазания, упражнения с прямолинейными и угловыми ускорениями, упражнения с большими (фитболы) и малыми мячами;

  • упражнения на развитие мелкой и крупной моторики: с малыми мячами разными наполнителями и поверхностями, пальчиковые игры;

  • профилактика, коррекция и развитие сенсорных способностей;

  • упражнения на развитие силы разных групп мышц: с предметами и без из положения стоя, сидя, лежа, стоя на коленях.

  • упражнения для профилактики плоскостопия: стоя на носках опускаться на пятки и снова подняться, хождение на высоких носочках, хождение на пяточках, «Гуси-гуси» (ходьба в полуприсяди) и т.д..

  • ритмические упражнения: ходьба с хлопками. Ускорение и замедление ходьбы. Остановка движения с прекращением звучания музыки.

Элементарные движения с музыкальным сопровождением и в различном темпе.

  1. Двигательные умения и навыки: ходьба, бег, прыжки, броски, передачи, ловля мяча, лазание, перелазание, ползание, перекаты, упоры (присев, лежа, согнувшись, лежа сзади); седы (на пятках, углом); группировка из положения лежа и раскачивание в плотной группировке (с помощью); перекаты назад из седа в группировке и обратно (с помощью); перекаты из упора присев назад и боком.

  2. Игровые упражнения и подвижные игры: «У медведя во бору», «Раки», «Тройка», «Бой петухов», «Совушка», «Салки-догонялки», «Альпинисты», «Змейка», «Не урони мешочек», зеркальное выполнение движения. и др.

Форма проведения занятий опосредована индивидуальными особенностями психофизического развития, занятия организуются в индивидуальной и групповой форме. Продолжительность занятий – 20-25 минут, режим – три раза в неделю.



ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА

  • способен проявлять потребность в двигательной активности; 

  • способен взаимодействовать со сверстниками в процессе совместной деятельности;

  • способен выполнять игровые действия и упражнения из подвижных игр разной функциональной направленности  в разных видах адаптивных игр; 

  • способен владеть навыками выполнения разнообразных физических упражнений для развития физических качеств;

  1. выполняет дыхательную гимнастику (диафрагмальное, брюшное, грудное);

  2. выполняет упражнения по коррекции и профилактике нарушения зрения и осанки (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости);

  3. развил качества равновесия, координации движений;

  4. выполняет легкоатлетические упражнения (бег, прыжки, метания и броски мяча разного веса и диаметра);

  5. выполняет акробатические упражнения (стойки, перекаты, ползания);

  6. выполняет гимнастические упражнения на спортивных снарядах (перекладина, шведская стенка);

  7. выполняет организующие строевые команды и приемы;

  • реагирует на сигналы: «Ползи», «Лови», «Замри», «Стой», «Равняйсь!», «Шагом марш!», и др.;


Формы контроля

Для определения динамики эффективности ЛФК и уровня физического развития воспитанников необходимо использовать мониторинговые исследования: методы педагогического наблюдения, медицинский контроль, методы стимулирования и мотивации.

При педагогических наблюдениях, которые осуществляются в течение всего курса, отмечаются основные знания, умения, навыки, приобретенные воспитанниками в период обучения.

К методу стимулирования мотивов интереса относятся: игровые упражнения и подвижные игры, соревнования, ситуации успеха и поощрения.

Контроль включает контрольные тесты, которые позволяют оценить динамику развития физических качеств воспитанников, проводимые 2 раза в год:

  • нормативные показатели силы и выносливости мышц:

- оценка подвижности позвоночника вперед

- оценка подвижности позвоночника назад

- оценка боковой подвижности позвоночника

  • нормативные показатели подвижности позвоночника:

- оценка выносливости мышц спины

- оценка выносливости мышц боковых поверхностей

- оценка выносливости мышц рюшной стенки

При повторении  и закреплении воспитанниками материала используются формы контроля:  показ упражнений, беседы с родителями, осуществление контроля и взаимного контроля.

Эффективность оздоровления, уровень состояния здоровья обучающихся помогает определить «психолого-медико-педагогическая комиссия». Данные осмотра заносятся в медицинскую карту.



ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА


Сентябрь

Дни недели

Программное содержание

1 неделя

  1. Формирование основных положений и движений головы, туловища, верхних и нижних конечностей.

  2. Упражнения на формирование правильной осанки.

  3. Игра «У медведя во бору». Дыхательные упражнения.


2 неделя

  1. Осваивание навыка ходить и бегать легко и ритмично, согласовывая движения рук и ног.

  2. Упражнения на растягивания мышц туловища, верхних и нижних конечностей. Дыхательные упражнения.

  3. Упражнения с гимнастическими мячами и фитболами.


3 неделя

  1. Осваивание команд построение в шеренгу и колонну, выполнение команд: «Смирно!», «Вольно!», «Равняйсь!».

  2. Осваивание умения ползать, пролезать, подлезать, перелезать через предметы. Осваивание сигналов: «Ползи», «Замри».

  3. Игра «Альпинисты». Зеркальное выполнение движений.

4 неделя

  1. Упражнения на развитие мелкой и крупной моторики с мячами разного диаметра и разной поверхности.

  2. Упражнения на профилактику, коррекцию и развитие сенсорных способностей.

  3. Обучение гимнастики для глаз.


Октябрь

Дни недели

Программное содержание

1 неделя

  1. Упражнения для профилактики плоскостопия. Освоение сигналов «Стой», «Шагом марш!».

  2. Осваивание команд построение в шеренгу и колонну выполнение команд: «На месте стой!», «Налево!», «Направо!».

  3. Упражнения на расслабление мышц туловища, верхних и нижних конечностей.

2 неделя

  1. Упражнения на освоение сигналов «Лови», «Бросай», «Кати».

  2. Осваивание умения принимать правильное исходное положение при метании, отбивать мяч о землю правой и левой рукой.

  3. Игра «Кто дальше бросит». Дыхательные упражнения.


3 неделя

  1. Осваивание умения отталкиваться и правильно приземляться в прыжках на двух ногах в длину и высоту, ориентироваться в пространстве.

  2. Упражнения на координацию и равновесие.

  3. Игра «Не урони». Дыхательные упражнения.


4 неделя

  1. Упражнения на развитие мелкой и крупной моторики с мячами разного диаметра и разной поверхности.

  2. Упражнения на профилактику, коррекцию и развитие сенсорных способностей.

  3. Обучение и закрепление гимнастики для глаз.



Ноябрь

Дни недели

Программное содержание

1 неделя

  1. Осваивание умения отталкиваться и правильно приземляться в прыжках на двух ногах на месте и с продвижением вперед, ориентироваться в пространстве.

  2. Осваивание умения бросать и ловить мяч кистями рук (не прижимая к груди).

  3. Игра «Кто дальше бросит». Дыхательные упражнения.


2 неделя

  1. Упражнения на развитие силы мышц верхних конечностей.

  2. Осваивание двигательных навыков: перекаты, упоры присев, лежа, согнувшись.

  3. Игра «Фигуры», Игра малой подвижности «Угадай чей голосок».

  1. неделя

  1. Упражнения на развитие мелкой и крупной моторики с мячами разного диаметра и разной поверхности.

  2. Упражнения на профилактику, коррекцию и развитие сенсорных способностей.

  3. Обучение и закрепление гимнастики для глаз.


Декабрь

Дни недели

Программное содержание

1 неделя

  1. Упражнения на развитие силы и укрепления мышц туловища.

  2. Осваивание навыка поворотов туловища (переворачивания со спины на живот и с живота на спину), группировка из положения лежа и раскачивание.

  3. Игра «Как я одеваюсь». Игра «Как я причёсываюсь».


  1. неделя

  1. Упражнения на развитие силы и укрепление мышц живота и спины.

  2. Осваивание двигательного навыка: перекаты из упора присев назад и боком, назад из седа в группировке и обратно (с помощью).

  3. Игра «Попрыгунчики-воробышки». Дыхательные упражнения.

3 неделя

  1. Упражнения на развитие силы и укрепление мышц нижних конечностей.

  2. Упражнения для улучшения равновесия и координации.

  3. Игра «Запрещенное движение».


4 неделя

  1. Упражнения на развитие мелкой и крупной моторики с мячами разного диаметра и разной поверхности.

  2. Упражнения на профилактику, коррекцию и развитие сенсорных способностей.

  3. Обучение и закрепление гимнастики для глаз.


Январь

Дни недели

Программное содержание

1 неделя

  1. Упражнения на развитие гибкости, ловкости.

  2. Упражнения на формирование правильной осанки.

  3. Упражнения с обручами и скакалками.


  1. неделя

  1. Упражнения для развития выносливости и быстроты.

  2. Упражнения на укрепление и силу мышц верхних и нижних конечностей с предметом- гимнастическая палка.

  3. Упражнение на расслабление мышц верхних и нижних конечностей.


3 неделя

  1. Упражнения на укрепление и силу мышц спины и живота. из положения стоя, сидя, лежа.

  2. Упражнения с гимнастическими мячами.

  3. Подражательные упражнения. Дыхательные упражнения.

4 неделя

  1. Упражнения на развитие мелкой и крупной моторики с мячами разного диаметра и разной поверхности.

  2. Упражнения на профилактику, коррекцию и развитие сенсорных способностей.

  3. Обучение и закрепление гимнастики для глаз.


Февраль

Дни недели

Программное содержание

  1. неделя

  1. Упражнения на укрепление и силу мышц нижних конечностей из положения стоя, сидя, лежа.

  2. Упражнения для профилактики плоскостопия.

  3. Упражнения на растягивание мышц нижних конечностей


  1. неделя

  1. Комплекс упражнений на развитие силы разных групп мышц из положения стоя, сидя, лежа, стоя на коленях.

  2. Упражнения на расслабление разных групп мышц.

  3. Игра «Пингвины». Дыхательные упражнения.

3 неделя

  1. Упражнения на формирование правильной осанки

  2. Упражнения на координацию и равновесие

  3. Игра «Горелки».

4 неделя

  1. Упражнения на развитие мелкой и крупной моторики с мячами разного диаметра и разной поверхности.

  2. Упражнения на профилактику, коррекцию и развитие сенсорных способностей.

  3. Обучение и закрепление гимнастики для глаз.


Март

Дни недели

Программное содержание

  1. неделя

  1. Корригирующие упражнения с предметом - гимнастическая палка

  2. Упражнения для формирования правильной осанки с гимнастическими мячами.

  3. Игра «Подражание». Дыхательные упражнения

  1. неделя

  1. Упражнения для профилактики плоскостопия (различные виды ходьбы)

  2. Упражнения для формирования правильной осанки с предметом обруч

  3. Игра «Солнышко», Игра «Перенос мячей»,

  1. неделя

  1. Упражнения на развитие гибкости с предметом-скакалка

  2. Ритмические упражнения

  3. Игра «Снайперская ходьба».


  1. неделя

1.Упражнения на развитие мелкой и крупной моторики с мячами разного диаметра и разной поверхности.

2.Упражнения на профилактику, коррекцию и развитие сенсорных способностей.

3.Обучение и закрепление гимнастики для глаз.

Апрель

Дни недели

Программное содержание

1 неделя

  1. Корригирующие упражнения с предметом - гимнастическая палка

  2. Упражнения для профилактики плоскостопия (с использованием инвентаря)

  3. Игра «Каравай». Дыхательные упражнения

2 неделя

  1. Упражнения для формирования правильной осанки с предметом обруч

  2. Упражнения на развитие гибкости с предметом-скакалка

  3. Игра «Выбей мяч»


3 неделя

  1. Ритмические упражнения.

  2. Комплекс упражнений на развитие силы разных групп мышц из положения стоя, сидя, лежа, стоя на коленях.

  3. Игра «Туннель». Дыхательные упражнения.


4 неделя

  1. Упражнения на развитие мелкой и крупной моторики с мячами разного диаметра и разной поверхности.

  2. Упражнения на профилактику, коррекцию и развитие сенсорных способностей.

  3. Обучение и закрепление гимнастики для глаз..


Май

Дни недели

Программное содержание

  1. неделя

  1. Закрепление навыков основных положений и движений головы, туловища, верхних и нижних конечностей.

  2. Закрепление навыков умения: ползать, пролезать, подлезать, перелезать через предметы.

  3. Игра «Капуста». Игра «Салки-догонялки»

  1. неделя

  1. Закрепление навыков держать правильную осанку.

  2. Закрепление навыков умения принимать правильное исходное положение при метании, отбивать мяч о землю правой и левой рукой.

  3. Игра «Летает-не летает».

  1. неделя

  1. Закрепление навыков ходить и бегать легко и ритмично, согласовывая движения рук и ног.

  2. Закрепление навыков отталкиваться и правильно приземляться в прыжках на двух ногах в длину и высоту, ориентироваться в пространстве.

  3. Упражнения на равновесие, Игра «Кто быстрей возьмет предмет».


  1. неделя

  1. Упражнения на развитие мелкой и крупной моторики с мячами разного диаметра и разной поверхности.

  2. Упражнения на профилактику, коррекцию и развитие сенсорных способностей.

  3. Закрепление гимнастики для глаз.


Июнь

Дни недели

Программное содержание

1 неделя

  1. Закрепление навыков: перекаты, броски, ловля подбрасывание, перебрасывание меча.

  2. Закрепления навыка поворотов туловища (переворачивания со спины на живот и с живота на спину), группировка из положения лежа и раскачивание.

  3. Зеркальное выполнение движений. Игра «По местам».

2 неделя

  1. Закрепление навыков отталкиваться и правильно приземляться в прыжках на двух ногах на месте и с продвижением вперед, ориентироваться в пространстве.

  2. Закрепление двигательных навыков: перекаты, упоры присев, лежа, согнувшись.

  3. Игра «Карусель»

3 неделя

  1. Закрепление двигательного навыка: перекаты из упора присев назад и боком, назад из седа в группировке и обратно (с помощью).

  2. Закрепление навыков дыхательных упражнений.

  3. Игра «Раки». Игра «Совушка».

4 неделя

  1. Упражнения на развитие мелкой и крупной моторики с мячами разного диаметра и разной поверхности.

  2. Упражнения на профилактику, коррекцию и развитие сенсорных способностей.

  3. Закрепление гимнастики для глаз.





МАТЕРИАЛЬНО ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ


  • зал ЛФК;

  • спортивная площадка;

  • спортивное оборудование (инвентарь);

  • гимнастические палки,бассейн, шарики для бассейна;

  • массажные мячи, мячи среднего размера, мячи малого размера, фитболы;

  • мешочки с песком;

  • платочки;

  • коврики;

  • мелкие игрушки, мягкие модули;

  • дорожка со следочками, массажные коврики с различной поверхностью;

  • обручи, балансирный диск, скакалки;

  • гимнастические маты, шведские стенки, скамейки.





СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Борисова М. Тематические подвижные игры для дошкольников. М., 2015 г.

  2. Красикова И.С. Плоскостопие (профилактика и лечение). – Спб. Корона принт, 2002 г.

  3. Красикова И.С.Осанка (воспитание правильной осанки и лечение нарушений осанки). –    Спб. Корона принт, 2003 г.

  4. Козырева О.В. Лечебна физкультура для дошкольников. – М.: Просвещение, 2003 г.

  5. Маллаев Д.М. Игры для слепых и слабовидящих / Учебное пособие.- М.: Советский спорт, 2002 г.

  6. Пензулаева Л.И. Оздоровительная гимнастика для детей 3-7 лет. 2015 г.

  7. Ростомашвили Л.Н. Физические упражнения для детей с нарушением зрения. СПб, Институт специальной педагогики и психологии, 2001 г.

  8. Фильчикова, Л. И., Бернадская М. Э. Нарушения зрения у детей раннего возраста. Диагностика и коррекция: Метод. пособие / Парамей.– М.: Полиграф сервис, 2003 г.

  9. Медицинский журнал MoeZrenie.com. 2014 - 2017 г.

  10. Сайт www.proglaza.ru






ПРИЛОЖЕНИЯ


Приложение № 1

Особенности занятий ЛФК при нарушениях зрения.

Чрезмерная физическая нагрузка может привести к отслойке сетчатки, кровоизлияниям на глазном дне и прочим осложнениям. Таким образом существуют противопоказания (ограничения физических упражнений) при заболеваниях органов зрения:

  • резкие наклоны, прыжки;

  • упражнения с отягощением;

  • акробатические упражнения (кувырки через голову, стойки на голове, плечах, руках, висы вниз головой);

  • соскоки со снарядов;

  • упражнения с сотрясением тела и наклонным положением головы;

  • резким перемещением положения тела и возможными травмами головы;

  • упражнения высокой интенсивности;

  • длительные мышечные напряжения и статические упражнения;

нагрузки с большой интенсивностью в беге.


Приложение № 2

Особенности занятий ЛФК при нарушениях зрения с сопутствующим диагнозом - эпилепсия.

Заболевание эпилепсией само по себе не является противопоказанием для занятий лечебной физкультурой. В настоящее время специальных упражнений для различных категорий эпилепсии при ДЦП не разработаны. Но существуют следующие правила, выполнение которых необходимо при каждом занятии ЛФК:

  • Занятия проводятся только в проветренном помещении

  • Не допускается задержка дыхания на выдохе в связи с подсознательным восприятием этого, как судороги диафрагмы

  • Следить, чтобы дыхание было только носом во избежание гипервентиляции легких, которая опасна усилением судорожной готовности из-за избытка кислорода в крови

  • Во время дозированной ходьбы дышать только носом

  • Общеукрепляющие упражнения проводятся только в медленном и среднем темпе

  • Исключается переутомление, все движения совершаются умеренно, без элементов соревнования.



Приложение № 3


Особенности занятий ЛФК с сопутствующим диагнозом- Амавроз (слепота), Скотома (частичное выпадение поля зрения), Колобома (отсутствие участков тканей различных частей глаза и его придатков).

Учитывая специфические особенности развития незрячих детей, обязательно используются упражнения на овладение навыками пространственной ориентировки, активизацию сохранных анализаторов (слух, осязание, обоняние, мышечно-двигательное чувство). Занятия ЛФК имеют большие возможности для развития сенсомоторики и мышечно-двигательной чувствительности. Для развития мышечно-двигательного чувства, сначала выполняются упражнения с учителем (повторение 2-3 раза), затем упражнение выполняется ребенком самостоятельно. Любые физические упражнения сопровождаются их словесным описанием, стихами, счетом.

Необходимо варьировать объем нагрузки, чередуя ее с паузами для отдыха,
воздержаться от длительной статической нагрузки с использование грузов и исключить упражнения высокой интенсивности, прыжки, кувырки, висы.


Приложение № 4


Особенности занятий ЛФК с сопутствующим диагнозом – гидроцефалия.

Рекомендовано использовать как физические упражнения, так и лечение положением. Следует помнить, что чрезмерная физическая нагрузка может вызвать повышение внутриглазного давления. Необходимо варьировать объем нагрузки, чередуя ее с паузами для отдыха, воздержаться от длительной статической нагрузки с использование грузов и исключить упражнения высокой интенсивности, прыжки, кувырки, висы.