.
Рабочая программа дошкольного образования, адаптированная для детей с нарушением зрения
«Лечебная физическая культура»
Инструктор лечебной физической культуры
К.О.Чичова
Калининград 2017 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Государственное бюджетное учреждение Калининградской области «Школа – интернат», содержит структурное подразделение детский сад компенсирующего вида (далее - ДС) осуществляет образовательную деятельность по адаптированной основной образовательной программе дошкольного образования для детей с нарушением зрения (далее – АООП ДО).
Нормативно-управленческий документ, регламентирующий деятельность ДС. Согласно Федеральному закону от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» ст.2, ч.10 АООП определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования для детей дошкольного возраста: содержание образования, продолжительность пребывания в ДС, режим работы, объём, предельную наполняемость групп, планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования, условия организации обучения и воспитания детей с учетом психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности каждого.
Статья 31 Федерального закона N 329-ФЗ от 04.12.2007 "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" спорт инвалидов (адаптивный спорт) направлен на социальную адаптацию и физическую реабилитацию инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Движение основная форма активности человека, его взаимодействия с внешней средой. В основе двигательной деятельности лежат процессы координации (управление движениями). Они осуществляются в результате сложного взаимодействия различных отделов ЦНС на основе как врожденных, так и выработанных связей, с участием многих рецепторных систем. Сущностью координации движений является, такая, организация процессов возбуждения в мышечном аппарате, которая обеспечивает выполнение двигательной задачи. Одним из числа наиболее эффективных и действенных средств двигательной реабилитации для детей с нарушением зрения является ЛФК (лечебная физическая культура). Основным средством ЛФК является естественное биологическое свойство человека- движение. Лечебная физкультура способствует развитию способностей ребенка к контролю движений, позволяет улучшить координацию. Для оказания тренирующего и лечебного действия занятие должно быть организованным и целенаправленным в виде дозированного комплекса физических упражнений. В занятиях необходимы системность, правильный подбор, определённые последовательность и расстановка физических упражнений в однократном занятии. Определяющим критерием разработки эффективных средств и методов является их доступность и посильность усвоения в соответствии возрастным периодам развития, состояния здоровья и физической подготовленности ребенка.
Программа создана с целью привлечение детей с нарушением зрения к регулярным занятиям лечебной физической культурой, укрепление здоровья, развитие жизненно важных двигательных умений и навыков, овладение общеразвивающими и корригирующими физическими упражнениями, умением их использовать в режиме дня, отдыха и досуга; воспитание познавательной активности, интереса и инициативы на занятиях физическими упражнениями, культуры общения в учебной и игровой деятельности. На каждом занятии решается, как правило, комплекс взаимосвязанных задач: образовательных, оздоровительных и воспитательных.
ЛФК является обязательной дисциплиной в коррекционной педагогике. Это единственный предмет, сфокусированный на уважении ребенка к собственному телу, развитии двигательных способностей, приобретении необходимых знаний, понимании необходимости систематических занятий физическими упражнениями, что служит основой для повышения уверенности в себе, самооценки, формирования положительной мотивации к здоровому образу жизни.
Цель:
коррекция физического и психического развития детей с учетом индивидуальных особенностей развития;
развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации);
накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями);
формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.
Задачи:
Коррекционно-оздоровительные:
сохранение, укрепление и охрана здоровья детей;
повышение умственной и физической работоспособности, предупреждение утомления;
профилактика, коррекция и развитие сенсорных способностей;
профилактика с сопутствующими нарушениями: искривлением и ограничением подвижности позвоночника и предупреждение вторичных физических отклонений;
обеспечение физического совершенствования умений и навыков в основных видах движений;
развитие равновесия и вестибулярной устойчивости;
обучение комплексам физических упражнений с оздоровительной и корригирующей направленностью, простейшим способам контроля за физической нагрузкой;
укрепление ослабленных мышц, развитие силы мышц, гибкости, верхних, нижних конечностей, туловища и шеи;
повышение функциональных возможностей кардиореспираторной системы и обменных процессов организма к физической нагрузке.
Образовательные:
формирование у детей начальных представлений о здоровье сберегающей, здоровье формирующей деятельности: знание о нормах здорового образа жизни, элементарных культурно-гигиенических навыков и привычек;
формирование первых представлений о видах спорта;
формирование потребности в ежедневной двигательной деятельности;
преодоление недостатков, возникающих на фоне зрительной патологии при овладении движениями (скованности, малоподвижности, неуверенности, боязни пространства и др.);
развитие инициативы, самостоятельности и творчества в двигательной активности, способности к самоконтролю, самооценке при выполнении движений;
развитие интереса к участию в подвижных играх и
физических упражнениях, активности в самостоятельной двигательной деятельности.
Воспитательные:
воспитание в детях чувства уверенности в себе, в своих силах и возможностях
воспитание у детей уравновешенной эмоционально-чувственной сферы
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
Слабовидящие дети сильно отличаются друг от друга по состоянию зрения, работоспособности, утомляемости и скорости усвоения материала. В значительной степени это обусловлено характером поражения зрения, происхождением дефекта и личными особенностями детей. Слепота и слабовидение затрудняют пространственную ориентировку и ведут к значительному снижению двигательной активности, что отрицательно влияет на формирование детского организма.
Для детей с нарушениями зрения характерны отставания в показателях жизненной емкости легких, в состояниях сердечно-сосудистой системы, в уровне развития физических качеств, а также в сфере овладения двигательными умениями и навыками, отмечается повышенная эмоциональная ранимость, обидчивость, конфликтность, напряженность, неспособность к пониманию эмоционального состояния партнера по общению и адекватному самовыражению.
Поведению детей с нарушениями зрения в большинстве случаев недостает гибкости и спонтанности, отсутствуют, или слабо развиты неречевые формы общения. Эти нарушения приводят к замедлению темпа развития и к длительному пребыванию ребенка на качественно более низком уровне психического развития по сравнению с нормально видящим.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
Программа лечебной физической культуры является частью Программы коррекционной работы АООП ДО ГБУ КО «Школа-интернат». Программа по лечебной физической культуре обобщает и систематизирует теоретические и практические сведения, позволяющие рационально строить коррекционный процесс, получать положительные сдвиги в развитии организма, формировать и корректировать в соответствии с возрастными и физическими особенностями правильное выполнение двигательных умений и навыков (двигательных качеств).
В программу включены следующие разделы:
Общеразвивающие, коррекционно- развивающие упражнения:
построение в шеренгу и колонну; выполнение основной стойки по команде «Смирно!»; выполнение команд «Вольно!», «Равняйсь!», «Шагом марш!», «На месте стой!»; повороты на месте налево и направо по командам «Налево!» и «Направо!»;
дыхательные упражнения: задания с продолжительным выдохом и глубоким вдохом, диафрагмальное, грудное и брюшное дыхания. Изменение длительности вдоха и выдоха, правильное дыхание при выполнении простейших упражнений по инструкции инструктора;
упражнения на развитие координационных способностей, стимулирующие вестибулярный аппарат: равновесия на одной или двух ногах с продвижением вперед или шагом, бегом, прыжками, различные виды лазания, упражнения с прямолинейными и угловыми ускорениями, упражнения с большими (фитболы) и малыми мячами;
упражнения на развитие мелкой и крупной моторики: с малыми мячами разными наполнителями и поверхностями, пальчиковые игры;
профилактика, коррекция и развитие сенсорных способностей;
упражнения на развитие силы разных групп мышц: с предметами и без из положения стоя, сидя, лежа, стоя на коленях.
упражнения для профилактики плоскостопия: стоя на носках опускаться на пятки и снова подняться, хождение на высоких носочках, хождение на пяточках, «Гуси-гуси» (ходьба в полуприсяди) и т.д..
ритмические упражнения: ходьба с хлопками. Ускорение и замедление ходьбы. Остановка движения с прекращением звучания музыки.
Элементарные движения с музыкальным сопровождением и в различном темпе.
Двигательные умения и навыки: ходьба, бег, прыжки, броски, передачи, ловля мяча, лазание, перелазание, ползание, перекаты, упоры (присев, лежа, согнувшись, лежа сзади); седы (на пятках, углом); группировка из положения лежа и раскачивание в плотной группировке (с помощью); перекаты назад из седа в группировке и обратно (с помощью); перекаты из упора присев назад и боком.
Игровые упражнения и подвижные игры: «У медведя во бору», «Раки», «Тройка», «Бой петухов», «Совушка», «Салки-догонялки», «Альпинисты», «Змейка», «Не урони мешочек», зеркальное выполнение движения. и др.
Форма проведения занятий опосредована индивидуальными особенностями психофизического развития, занятия организуются в индивидуальной и групповой форме. Продолжительность занятий – 20-25 минут, режим – три раза в неделю.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА
способен проявлять потребность в двигательной активности;
способен взаимодействовать со сверстниками в процессе совместной деятельности;
способен выполнять игровые действия и упражнения из подвижных игр разной функциональной направленности в разных видах адаптивных игр;
способен владеть навыками выполнения разнообразных физических упражнений для развития физических качеств;
выполняет дыхательную гимнастику (диафрагмальное, брюшное, грудное);
выполняет упражнения по коррекции и профилактике нарушения зрения и осанки (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости);
развил качества равновесия, координации движений;
выполняет легкоатлетические упражнения (бег, прыжки, метания и броски мяча разного веса и диаметра);
выполняет акробатические упражнения (стойки, перекаты, ползания);
выполняет гимнастические упражнения на спортивных снарядах (перекладина, шведская стенка);
выполняет организующие строевые команды и приемы;
реагирует на сигналы: «Ползи», «Лови», «Замри», «Стой», «Равняйсь!», «Шагом марш!», и др.;
Формы контроля
Для определения динамики эффективности ЛФК и уровня физического развития воспитанников необходимо использовать мониторинговые исследования: методы педагогического наблюдения, медицинский контроль, методы стимулирования и мотивации.
При педагогических наблюдениях, которые осуществляются в течение всего курса, отмечаются основные знания, умения, навыки, приобретенные воспитанниками в период обучения.
К методу стимулирования мотивов интереса относятся: игровые упражнения и подвижные игры, соревнования, ситуации успеха и поощрения.
Контроль включает контрольные тесты, которые позволяют оценить динамику развития физических качеств воспитанников, проводимые 2 раза в год:
- оценка подвижности позвоночника вперед
- оценка подвижности позвоночника назад
- оценка боковой подвижности позвоночника
- оценка выносливости мышц спины
- оценка выносливости мышц боковых поверхностей
- оценка выносливости мышц рюшной стенки
При повторении и закреплении воспитанниками материала используются формы контроля: показ упражнений, беседы с родителями, осуществление контроля и взаимного контроля.
Эффективность оздоровления, уровень состояния здоровья обучающихся помогает определить «психолого-медико-педагогическая комиссия». Данные осмотра заносятся в медицинскую карту.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА
Сентябрь
Дни недели | Программное содержание |
1 неделя | Формирование основных положений и движений головы, туловища, верхних и нижних конечностей. Упражнения на формирование правильной осанки. Игра «У медведя во бору». Дыхательные упражнения. |
2 неделя | Осваивание навыка ходить и бегать легко и ритмично, согласовывая движения рук и ног. Упражнения на растягивания мышц туловища, верхних и нижних конечностей. Дыхательные упражнения. Упражнения с гимнастическими мячами и фитболами. |
3 неделя | Осваивание команд построение в шеренгу и колонну, выполнение команд: «Смирно!», «Вольно!», «Равняйсь!». Осваивание умения ползать, пролезать, подлезать, перелезать через предметы. Осваивание сигналов: «Ползи», «Замри». Игра «Альпинисты». Зеркальное выполнение движений. |
4 неделя | Упражнения на развитие мелкой и крупной моторики с мячами разного диаметра и разной поверхности. Упражнения на профилактику, коррекцию и развитие сенсорных способностей. Обучение гимнастики для глаз. |
Октябрь
Дни недели | Программное содержание |
1 неделя | Упражнения для профилактики плоскостопия. Освоение сигналов «Стой», «Шагом марш!». Осваивание команд построение в шеренгу и колонну выполнение команд: «На месте стой!», «Налево!», «Направо!». Упражнения на расслабление мышц туловища, верхних и нижних конечностей. |
2 неделя | Упражнения на освоение сигналов «Лови», «Бросай», «Кати». Осваивание умения принимать правильное исходное положение при метании, отбивать мяч о землю правой и левой рукой. Игра «Кто дальше бросит». Дыхательные упражнения. |
3 неделя | Осваивание умения отталкиваться и правильно приземляться в прыжках на двух ногах в длину и высоту, ориентироваться в пространстве. Упражнения на координацию и равновесие. Игра «Не урони». Дыхательные упражнения. |
4 неделя | Упражнения на развитие мелкой и крупной моторики с мячами разного диаметра и разной поверхности. Упражнения на профилактику, коррекцию и развитие сенсорных способностей. Обучение и закрепление гимнастики для глаз. |
Ноябрь
Дни недели | Программное содержание |
1 неделя | Осваивание умения отталкиваться и правильно приземляться в прыжках на двух ногах на месте и с продвижением вперед, ориентироваться в пространстве. Осваивание умения бросать и ловить мяч кистями рук (не прижимая к груди). Игра «Кто дальше бросит». Дыхательные упражнения. |
2 неделя | Упражнения на развитие силы мышц верхних конечностей. Осваивание двигательных навыков: перекаты, упоры присев, лежа, согнувшись. Игра «Фигуры», Игра малой подвижности «Угадай чей голосок». -
|
неделя | Упражнения на развитие мелкой и крупной моторики с мячами разного диаметра и разной поверхности. Упражнения на профилактику, коррекцию и развитие сенсорных способностей. Обучение и закрепление гимнастики для глаз. |
Декабрь
Дни недели | Программное содержание |
1 неделя | Упражнения на развитие силы и укрепления мышц туловища. Осваивание навыка поворотов туловища (переворачивания со спины на живот и с живота на спину), группировка из положения лежа и раскачивание. Игра «Как я одеваюсь». Игра «Как я причёсываюсь». |
неделя | Упражнения на развитие силы и укрепление мышц живота и спины. Осваивание двигательного навыка: перекаты из упора присев назад и боком, назад из седа в группировке и обратно (с помощью). Игра «Попрыгунчики-воробышки». Дыхательные упражнения. |
3 неделя | Упражнения на развитие силы и укрепление мышц нижних конечностей. Упражнения для улучшения равновесия и координации. Игра «Запрещенное движение». |
4 неделя | Упражнения на развитие мелкой и крупной моторики с мячами разного диаметра и разной поверхности. Упражнения на профилактику, коррекцию и развитие сенсорных способностей. Обучение и закрепление гимнастики для глаз. |
Январь
Дни недели | Программное содержание |
1 неделя | Упражнения на развитие гибкости, ловкости. Упражнения на формирование правильной осанки. Упражнения с обручами и скакалками. |
неделя | Упражнения для развития выносливости и быстроты. Упражнения на укрепление и силу мышц верхних и нижних конечностей с предметом- гимнастическая палка. Упражнение на расслабление мышц верхних и нижних конечностей. |
3 неделя | Упражнения на укрепление и силу мышц спины и живота. из положения стоя, сидя, лежа. Упражнения с гимнастическими мячами. Подражательные упражнения. Дыхательные упражнения. |
4 неделя | Упражнения на развитие мелкой и крупной моторики с мячами разного диаметра и разной поверхности. Упражнения на профилактику, коррекцию и развитие сенсорных способностей. Обучение и закрепление гимнастики для глаз. |
Февраль
Дни недели | Программное содержание |
неделя | Упражнения на укрепление и силу мышц нижних конечностей из положения стоя, сидя, лежа. Упражнения для профилактики плоскостопия. Упражнения на растягивание мышц нижних конечностей |
неделя | Комплекс упражнений на развитие силы разных групп мышц из положения стоя, сидя, лежа, стоя на коленях. Упражнения на расслабление разных групп мышц. Игра «Пингвины». Дыхательные упражнения. |
3 неделя | Упражнения на формирование правильной осанки Упражнения на координацию и равновесие Игра «Горелки». |
4 неделя | Упражнения на развитие мелкой и крупной моторики с мячами разного диаметра и разной поверхности. Упражнения на профилактику, коррекцию и развитие сенсорных способностей. Обучение и закрепление гимнастики для глаз. |
Март
Дни недели | Программное содержание |
неделя | Корригирующие упражнения с предметом - гимнастическая палка Упражнения для формирования правильной осанки с гимнастическими мячами. Игра «Подражание». Дыхательные упражнения |
неделя | Упражнения для профилактики плоскостопия (различные виды ходьбы) Упражнения для формирования правильной осанки с предметом обруч Игра «Солнышко», Игра «Перенос мячей», |
неделя | Упражнения на развитие гибкости с предметом-скакалка Ритмические упражнения Игра «Снайперская ходьба». |
неделя | 1.Упражнения на развитие мелкой и крупной моторики с мячами разного диаметра и разной поверхности. 2.Упражнения на профилактику, коррекцию и развитие сенсорных способностей. 3.Обучение и закрепление гимнастики для глаз. |
Апрель
Дни недели | Программное содержание |
1 неделя | Корригирующие упражнения с предметом - гимнастическая палка Упражнения для профилактики плоскостопия (с использованием инвентаря) Игра «Каравай». Дыхательные упражнения |
2 неделя | Упражнения для формирования правильной осанки с предметом обруч Упражнения на развитие гибкости с предметом-скакалка Игра «Выбей мяч» |
3 неделя | Ритмические упражнения. Комплекс упражнений на развитие силы разных групп мышц из положения стоя, сидя, лежа, стоя на коленях. Игра «Туннель». Дыхательные упражнения. |
4 неделя | Упражнения на развитие мелкой и крупной моторики с мячами разного диаметра и разной поверхности. Упражнения на профилактику, коррекцию и развитие сенсорных способностей. Обучение и закрепление гимнастики для глаз.. |
Май
Дни недели | Программное содержание |
неделя | Закрепление навыков основных положений и движений головы, туловища, верхних и нижних конечностей. Закрепление навыков умения: ползать, пролезать, подлезать, перелезать через предметы. Игра «Капуста». Игра «Салки-догонялки» |
неделя | Закрепление навыков держать правильную осанку. Закрепление навыков умения принимать правильное исходное положение при метании, отбивать мяч о землю правой и левой рукой. Игра «Летает-не летает». |
неделя | Закрепление навыков ходить и бегать легко и ритмично, согласовывая движения рук и ног. Закрепление навыков отталкиваться и правильно приземляться в прыжках на двух ногах в длину и высоту, ориентироваться в пространстве. Упражнения на равновесие, Игра «Кто быстрей возьмет предмет». |
неделя | Упражнения на развитие мелкой и крупной моторики с мячами разного диаметра и разной поверхности. Упражнения на профилактику, коррекцию и развитие сенсорных способностей. Закрепление гимнастики для глаз. |
Июнь
Дни недели | Программное содержание |
1 неделя | Закрепление навыков: перекаты, броски, ловля подбрасывание, перебрасывание меча. Закрепления навыка поворотов туловища (переворачивания со спины на живот и с живота на спину), группировка из положения лежа и раскачивание. Зеркальное выполнение движений. Игра «По местам». |
2 неделя | Закрепление навыков отталкиваться и правильно приземляться в прыжках на двух ногах на месте и с продвижением вперед, ориентироваться в пространстве. Закрепление двигательных навыков: перекаты, упоры присев, лежа, согнувшись. Игра «Карусель» |
3 неделя | Закрепление двигательного навыка: перекаты из упора присев назад и боком, назад из седа в группировке и обратно (с помощью). Закрепление навыков дыхательных упражнений. Игра «Раки». Игра «Совушка». |
4 неделя | Упражнения на развитие мелкой и крупной моторики с мячами разного диаметра и разной поверхности. Упражнения на профилактику, коррекцию и развитие сенсорных способностей. Закрепление гимнастики для глаз. |
МАТЕРИАЛЬНО ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
зал ЛФК;
спортивная площадка;
спортивное оборудование (инвентарь);
гимнастические палки,бассейн, шарики для бассейна;
массажные мячи, мячи среднего размера, мячи малого размера, фитболы;
мешочки с песком;
платочки;
коврики;
мелкие игрушки, мягкие модули;
дорожка со следочками, массажные коврики с различной поверхностью;
обручи, балансирный диск, скакалки;
гимнастические маты, шведские стенки, скамейки.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Борисова М. Тематические подвижные игры для дошкольников. М., 2015 г.
Красикова И.С. Плоскостопие (профилактика и лечение). – Спб. Корона принт, 2002 г.
Красикова И.С.Осанка (воспитание правильной осанки и лечение нарушений осанки). – Спб. Корона принт, 2003 г.
Козырева О.В. Лечебна физкультура для дошкольников. – М.: Просвещение, 2003 г.
Маллаев Д.М. Игры для слепых и слабовидящих / Учебное пособие.- М.: Советский спорт, 2002 г.
Пензулаева Л.И. Оздоровительная гимнастика для детей 3-7 лет. 2015 г.
Ростомашвили Л.Н. Физические упражнения для детей с нарушением зрения. СПб, Институт специальной педагогики и психологии, 2001 г.
Фильчикова, Л. И., Бернадская М. Э. Нарушения зрения у детей раннего возраста. Диагностика и коррекция: Метод. пособие / Парамей.– М.: Полиграф сервис, 2003 г.
Медицинский журнал MoeZrenie.com. 2014 - 2017 г.
Сайт www.proglaza.ru
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение № 1
Особенности занятий ЛФК при нарушениях зрения.
Чрезмерная физическая нагрузка может привести к отслойке сетчатки, кровоизлияниям на глазном дне и прочим осложнениям. Таким образом существуют противопоказания (ограничения физических упражнений) при заболеваниях органов зрения:
резкие наклоны, прыжки;
упражнения с отягощением;
акробатические упражнения (кувырки через голову, стойки на голове, плечах, руках, висы вниз головой);
соскоки со снарядов;
упражнения с сотрясением тела и наклонным положением головы;
резким перемещением положения тела и возможными травмами головы;
упражнения высокой интенсивности;
длительные мышечные напряжения и статические упражнения;
нагрузки с большой интенсивностью в беге.
Приложение № 2
Особенности занятий ЛФК при нарушениях зрения с сопутствующим диагнозом - эпилепсия.
Заболевание эпилепсией само по себе не является противопоказанием для занятий лечебной физкультурой. В настоящее время специальных упражнений для различных категорий эпилепсии при ДЦП не разработаны. Но существуют следующие правила, выполнение которых необходимо при каждом занятии ЛФК:
Занятия проводятся только в проветренном помещении
Не допускается задержка дыхания на выдохе в связи с подсознательным восприятием этого, как судороги диафрагмы
Следить, чтобы дыхание было только носом во избежание гипервентиляции легких, которая опасна усилением судорожной готовности из-за избытка кислорода в крови
Во время дозированной ходьбы дышать только носом
Общеукрепляющие упражнения проводятся только в медленном и среднем темпе
Исключается переутомление, все движения совершаются умеренно, без элементов соревнования.
Приложение № 3
Особенности занятий ЛФК с сопутствующим диагнозом- Амавроз (слепота), Скотома (частичное выпадение поля зрения), Колобома (отсутствие участков тканей различных частей глаза и его придатков).
Учитывая специфические особенности развития незрячих детей, обязательно используются упражнения на овладение навыками пространственной ориентировки, активизацию сохранных анализаторов (слух, осязание, обоняние, мышечно-двигательное чувство). Занятия ЛФК имеют большие возможности для развития сенсомоторики и мышечно-двигательной чувствительности. Для развития мышечно-двигательного чувства, сначала выполняются упражнения с учителем (повторение 2-3 раза), затем упражнение выполняется ребенком самостоятельно. Любые физические упражнения сопровождаются их словесным описанием, стихами, счетом.
Необходимо варьировать объем нагрузки, чередуя ее с паузами для отдыха,
воздержаться от длительной статической нагрузки с использование грузов и исключить упражнения высокой интенсивности, прыжки, кувырки, висы.
Приложение № 4
Особенности занятий ЛФК с сопутствующим диагнозом – гидроцефалия.
Рекомендовано использовать как физические упражнения, так и лечение положением. Следует помнить, что чрезмерная физическая нагрузка может вызвать повышение внутриглазного давления. Необходимо варьировать объем нагрузки, чередуя ее с паузами для отдыха, воздержаться от длительной статической нагрузки с использование грузов и исключить упражнения высокой интенсивности, прыжки, кувырки, висы.