МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ
«МОНЧЕГОРСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
УТВЕРЖДАЮ
Заместитель директора
по учебно-методической работе
____________ Н. Н. Тугаринова
_____ ___________ 20___ г.
_________________________
_____ ___________ 20___ г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Общеобразовательной дисциплины | ЕН.03 Экологические основы природопользования |
По специальности/профессии | 15.02.09. Аддитивные технологии |
| |
Форма обучения | Очная |
Курс | 2 |
Профиль | Технологический |
Уровень обучения | Базовый |
Мончегорск, 2021
Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по специальности 15.02.09. Аддитивные технологии, утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 22.12.2015 № 1506.
Разработчик (составитель): Юдина Екатерина Викторовна, преподаватель ГАПОУ МО «МонПК»
____________________ Юдина Е. В.
подпись И.О. Фамилия
РАССМОТРЕНА
На заседании цикловой комиссии Математических и общих естественнонаучных дисциплин
Протокол № ______ от ______________ 2021 г.
Председатель _________________ Курляндчик И. Н.
подпись И.О. Фамилия
Рабочая программа рекомендована к переутверждению на _____-_____ учебный год ____________________________
с изменениями (без изменений)
(лист с внесенными изменениями прикладывается к рабочей программе).
РАССМОТРЕНА
На заседании цикловой комиссии __________________________________
Протокол № ____ от ______________ 20___ г.
Председатель _________________ __________________
подпись И.О. Фамилия
СОДЕРЖАНИЕ
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ…………….4
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ………………………………………………………………………6
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ………………………..10
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ……………………………………………………………………..11
1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Экологические основы природопользования»
1.1. Область применения рабочей программы
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 15.02.09. Аддитивные технологии
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: Дисциплина «Экологические основы природопользования» входит в математический и общий естественнонаучный цикл дисциплин.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
Цель дисциплины: выявление особенностей взаимоотношения человека и окружающей природной среды на современном этапе.
Задачи дисциплины: формирование системы знаний о рациональном природопользовании, путях достижения устойчивого экологического развития, функционировании и совершенствовании хозяйственного механизма природопользования, адекватного рыночной экономике.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен
уметь:
- анализировать и прогнозировать экологические последствия различных видов производственной деятельности;
- анализировать причины возникновения экологических аварий и катастроф;
- использовать в профессиональной деятельности представления о взаимосвязи организмов и среды обитания;
- соблюдать в профессиональной деятельности регламенты экологической безопасности;
- использовать необходимые нормативно-правовые документы.
знать:
- виды и классификацию природных ресурсов, условия устойчивого состояния экосистем;
- задачи охраны окружающей среды, природоресурсный потенциал и охраняемые природные территории РФ;
- основные источники и масштабы образования отходов производства;
- основные источники техногенного воздействия на окружающую среду;
- принципы размещения производств различного типа;
- правовые основы, правила и нормы природопользования, мониторинга окружающей среды, экологического контроля и экологического регулирования;
- принципы и правила международного сотрудничества в области природопользования и охраны окружающей среды.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося – 48 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 32 часа;
самостоятельной работы обучающегося – 16 час.
Требования к результатам освоения программы подготовки
специалистов среднего звена
Техник-технолог должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе, эффективно общаться с коллегами, руководством, подчиненными.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях смены технологий в профессиональной деятельности.
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 48 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 32 |
в том числе: | |
лабораторные и практические занятия | - |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 16 |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета |
2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины «Экологические основы природопользования»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Введение в экологические основы природопользования. Экология как научная основа природопользования. | Содержание учебного материала | | |
Предмет природопользования, связь с экологией, основные задачи, история развития. | 2 | 1-2 |
Раздел 1. Природоохранный потенциал | 8/6 | |
Тема 1.1. Антропогенное воздействие на природу на разных этапах развития человеческого общества. | Содержание учебного материала | 2 | 1-2 |
Экологические связи человечества в доисторическое время. Овладение огнем. Преимущества орудийной охоты. Экологические связи человечества в историческое время. Культурные растения и домашние животные. Совершенствование сельского хозяйства. Появление и развитие промышленности, формирование техносферы. Экологические аспекты развития коммуникаций: транспорт, информационные связи. Кочевой и оседлый образ жизни людей, их экологические особенности. Крупномасштабные миграции и их экологические последствия. Экологические последствия возникновения и развития системы государств. |
Самостоятельная работа | 2 | 3 |
Заполнить таблицу «Этапы развития взаимоотношений между обществом и природой в истории цивилизации» |
Тема 1.2. Определение экологического кризиса и экологической катастрофы. | Содержание учебного материала | 2 | 1-2 |
Определение экологического кризиса. Основные причины экологического кризиса. Прогнозирование. Определение экологической катастрофы. Причины и виды катастроф. |
Тема 1.3. Анализ и прогнозирование экологических последствий воздействия на окружающую среду. Экологический след | Содержание учебного материала | 2 | 1-2 |
Признаки экологического кризиса. Глобальные проблемы экологии: разрушение озонового слоя, истощение энергетических ресурсов, «парниковый» эффект и др. Пути их решения. Экологический риск: понятие, факторы экологического риска, концепция экологической безопасности и снижения риска, меры по снижению экологического риска. Проблема оптимизации взаимоотношений общества и природы. |
Раздел 2. Природные ресурсы и рациональное природопользование | 14/6 | |
Тема 2.1. Природные ресурсы и их классификация. Современное состояние атмосферных, водных, почвенных ресурсов и недр. | Содержание учебного материала | 2 | 1-2 |
Природные ресурсы и их классификация. Состав и баланс газов в атмосфере, и их нарушения. Естественные и искусственные источники загрязнения атмосферы. Состояние воздушной среды в крупных городах и промышленных центрах. Смог. Меры по охране атмосферного воздуха: утилизация отходов, очистные сооружения на предприятиях, безотходная технология. Минеральные и энергетические природные ресурсы и использование их человеком. Проблема исчерпаемости полезных ископаемых. Истощение энергетических ресурсов. Рациональное использование и охрана недр. Использование новых источников энергии, металлосберегающих производств, синтетических материалов. Охрана окружающей среды при разработке полезных ископаемых. Значение почвы и ее плодородия для человека. Современное состояние почвенных ресурсов. Роль живых организмов и культуры земледелия в поддержании плодородия почв. Причины истощения и разрушения почв. Ускоренная водная и ветровая эрозия почв, их распространение и причины возникновения. Растительность как важнейший природный ресурс планеты. Роль леса в народном хозяйстве. Современное состояние лесных ресурсов. Причины и последствия сокращения лесов. Круговорот воды на планете. Дефицит пресной воды и его причины: возрастание расхода воды на орошение и нужды промышленности, нерациональное использование водных ресурсов и загрязнение водоемов. |
Самостоятельная работа | 2 | 3 |
Заполнить схему в тетради «Классификация природных ресурсов» |
Тема 2.2. Изучение антропогенного воздействия на природные экосистемы атмосферы и гидросферы | Содержание учебного материала | 2 | 1-2 |
Основные меры по рациональному использованию и охране вод: бережное расходование, предупреждение загрязнений. Очистные сооружения. Использование оборотных вод в промышленности. |
Тема 2.3. Изучение антропогенного воздействия на природные экосистемы литосферы, растительного и животного мира | Содержание учебного материала | 2 | 1-2 |
Меры предупреждения и борьбы с ускоренной эрозией почв. Рациональное использование и охрана земель. Рациональное использование, охрана и воспроизводство лугов. Охрана и рациональное использование других растительных сообществ: лесов, болот. Охрана хозяйственно ценных и редких видов растений. Прямое и косвенное воздействие человека на животных, их последствия. Причины вымирания животных в настоящее время: перепромысел, отравление ядохимикатами, изменение местообитаний, беспокойство. Рациональное использование и охрана промысловых животных: рыб, птиц, млекопитающих. |
Самостоятельная работа | 6 | 3 |
Подготовить презентацию по одной из глобальных проблем человечества: «Парниковый эффект», «Кислотные дожди», «Классический и фотохимический смоги» и т.д |
Раздел 3. Загрязнение окружающей среды токсичными и радиоактивными веществами | 4/4 | |
Тема 3.1. Общая характеристика загрязнений биосферы естественного и антропогенного происхождения. | Содержание учебного материала | 2 | 3 |
Загрязнение биосферы. Антропогенное и естественное загрязнение. Прямое и косвенное воздействие на человека загрязнений биосферы. Основные загрязнители, их классификация. Основные пути миграции и накопления в биосфере токсичных и радиоактивных веществ. “Зеленая” революция и её последствия. Значение и экологическая роль применения удобрений и пестицидов. Способы ликвидации последствий заражения окружающей среды токсичными и радиоактивными веществами. Понятие экологического риска. Степени загрязнения, понятия – ПДК, биоаккумуляция. |
.Тема 3.2. Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды на здоровье человека | Содержание учебного материала | 2 | 1-2 |
Характер вредного воздействия загрязнителей на здоровье человека. |
Раздел 4. Государственные и общественные мероприятия по предотвращению разрушающих воздействий на природу. Природоохранный надзор. | 12/6 | |
Тема 4.1. Аспекты охраны природы, ее принципы и правила. Особо охраняемые природные территории (ООПТ) | Содержание учебного материала | 2 | 1-2 |
История Российского природоохранного законодательства. Нормативные акты по рациональному природопользованию окружающей среды. Природные памятники ЮНЕСКО. Органы управления и надзора по охране окружающей среды, их цели и задачи. Особо охраняемые природные территории России и региона, их защита от неблагоприятных антропогенных воздействий. Красная книга. |
Самостоятельная работа | 3 | 3 |
Подготовить сообщение: «История Российского природоохранного законодательства». |
Тема 4.2. Экологический мониторинг | Содержание учебного материала | 2 | 1-2 |
Основные задачи мониторинга окружающей среды. Мониторинг источников и факторов антропогенных воздействий. Контактные методы ведения мониторинга и дистанционное зондирование. |
Самостоятельная работа | 3 | 3 |
Подготовить сообщение: «Новые эколого-экономические подходы к природоохранной деятельности» |
Тема 4.3. Основы законодательства РФ в области охраны ОС и природопользования. Общие экологические требования к производственной деятельности. | Новые эколого-экономические подходы в природоохранной деятельности. Органы управления и надзора по охране природы. Их цели и задачи. Экологическое просвещение. | 2 | 1-2 |
Раздел 5. Юридическая и экономическая ответственность за экологические правонарушения | 6/6 | |
Тема 5.1. Экологический контроль и ответственность за экологические правонарушения | Юридическая и экономическая ответственность за нарушение экологического состояния природных систем. Понятие об экологической оценке деятельности производств и предприятий. Эколого-экономическая эффективность природоохранных мероприятий. Плата за природные ресурсы. Плата за загрязнение окружающей природной среды. Стандарты, нормативы и лимиты. | 2 | 1-2 |
Тема 5.2. Анализ производственных ситуаций с применением основных Федеральных природоохранных законов Российской Федерации. | Экологическая оценка производств и предприятий | 2 | 1-2 |
Тема 5.3. Международное сотрудничество в решении проблем природопользования | История международного природоохранного движения. Природоохранные конвенции и межгосударственные соглашения. Роль международных организаций в охране природы Участие России в деятельности международных природоохранных организаций; международные соглашения конвенции, договоры. Создание в рамках ООН в 1983 году независимой международной комиссии по охране окружающей среды. | 2 | 1-2 |
Зачетное занятие | | 2 | 3 |
3. условия реализации программы дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально - техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета.
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-наглядных пособий
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением,
- Интерактивная доска с проектором.
3.2. Информационное обеспечение обучения. Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Константинов В. М. Экологические основы природопользования: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования – 19-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2018. – 240с.
Дополнительные источники:
Арустамов Э.А., Левакова И.В., Баркалова Н.В. «Экологические основы природопользования»: 5-е изд. перераб. и доп., М.: Издательский Дом «Дашков и К», 2008-320с.
Блинов Л.Н., Перфилова И.Л., Юмашева Л.В. Экологические основы природопользования: учебник / Н.Л. Блинов, И.Л. Перфилова, Л.В. Юмашев – М.: Дрофа, 2010
Гальперин М.В. Экологические основы природопользования: учебник для студентов учреждений сред. проф. образования / М.В. Гальперин. 2-е изд. - М., 2007
Колесников С.И. «Экологические основы природопользования». Учебник. Изд-во «Дашков и К», 2008-304с.
Трушина Т.П. Экологические основы природопользования: учебник / Т.П. Трушина – изд.5-е – Ростов н/Д: Феникс, 2010. – 414с.
Экология: учеб. для студ. учреждений сред. проф. образования [ Я. В. Котелевская, И. В. Куко , П. М. Скворцов, Е. В. Титов] ; под ред. Е. В. Титова. – 7-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2019. – 208 с.: ил., [8] с. цв. вкл.
Интернет ресурсы:
BIODAT - [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.biodat.ru/
Журнал «Экология и жизнь» - [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.ecolife.ru/index.shtml
4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Освоенные умения: | |
- анализировать и прогнозировать экологические последствия различных видов производственной деятельности; - анализировать причины возникновения экологических аварий и катастроф; - использовать в профессиональной деятельности представления о взаимосвязи организмов и среды обитания; - соблюдать в профессиональной деятельности регламенты экологической безопасности; - использовать необходимые нормативно-правовые документы. | - Тестирование по темам - устные опросы - творческие работы - сравнительные и синхронистические таблицы - самостоятельные внеаудиторные работы - индивидуальные задания - письменные опросы - подготовка рефератов и докладов - ситуационные задачи. |
Освоенные знания: | |
- виды и классификацию природных ресурсов, условия устойчивого состояния экосистем; - задачи охраны окружающей среды, природоресурсный потенциал и охраняемые природные территории РФ; - основные источники и масштабы образования отходов производства; - основные источники техногенного воздействия на окружающую среду; - принципы размещения производств различного типа; - правовые основы, правила и нормы природопользования, мониторинга окружающей среды, экологического контроля и экологического регулирования; - принципы и правила международного сотрудничества в области природопользования и охраны окружающей среды. | - Тестирование по темам - устные опросы - творческие работы - сравнительные и синхронистические таблицы - самостоятельные внеаудиторные работы - индивидуальные задания - письменные опросы - подготовка рефератов и докладов - ситуационные задачи. |