СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа "Экологические основы природопользования" для специальности 15.02.09

Категория: Экология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "Экологические основы природопользования" для специальности 15.02.09»


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ

«МОНЧЕГОРСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»



УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора

по учебно-методической работе

____________ Н. Н. Тугаринова

_____ ___________ 20___ г.


_________________________

_____ ___________ 20___ г.








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


Общеобразовательной дисциплины

ЕН.03 Экологические основы природопользования

По специальности/профессии

15.02.09. Аддитивные технологии



Форма обучения

Очная

Курс

2

Профиль

Технологический

Уровень обучения

Базовый











Мончегорск, 2021



Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по специальности 15.02.09. Аддитивные технологии, утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 22.12.2015 № 1506.







Разработчик (составитель): Юдина Екатерина Викторовна, преподаватель ГАПОУ МО «МонПК»

____________________ Юдина Е. В.

подпись И.О. Фамилия


РАССМОТРЕНА

На заседании цикловой комиссии Математических и общих естественнонаучных дисциплин

Протокол № ______ от ______________ 2021 г.

Председатель _________________ Курляндчик И. Н.

подпись И.О. Фамилия









Рабочая программа рекомендована к переутверждению на _____-_____ учебный год ____________________________

с изменениями (без изменений)

(лист с внесенными изменениями прикладывается к рабочей программе).

РАССМОТРЕНА

На заседании цикловой комиссии __________________________________

Протокол № ____ от ______________ 20___ г.

Председатель _________________ __________________

подпись И.О. Фамилия







СОДЕРЖАНИЕ



  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ…………….4


  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ………………………………………………………………………6


  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ………………………..10


  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ……………………………………………………………………..11








































1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«Экологические основы природопользования»


1.1. Область применения рабочей программы

Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 15.02.09. Аддитивные технологии


1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: Дисциплина «Экологические основы природопользования» входит в математический и общий естественнонаучный цикл дисциплин.


1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:


Цель дисциплины: выявление  особенностей взаимоотношения человека и окружающей природной среды на современном этапе.


Задачи дисциплины: формирование системы знаний о рациональном природопользовании, путях достижения устойчивого экологического развития, функционировании и совершенствовании хозяйственного механизма природопользования, адекватного рыночной экономике.


В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен

уметь:

- анализировать и прогнозировать экологические последствия различных видов производственной деятельности;

- анализировать причины возникновения экологических аварий и катастроф;

- использовать в профессиональной деятельности представления о взаимосвязи организмов и среды обитания;

- соблюдать в профессиональной деятельности регламенты экологической безопасности;

- использовать необходимые нормативно-правовые документы.


знать:

- виды и классификацию природных ресурсов, условия устойчивого состояния экосистем;

- задачи охраны окружающей среды, природоресурсный потенциал и охраняемые природные территории РФ;

- основные источники и масштабы образования отходов производства;

- основные источники техногенного воздействия на окружающую среду;

- принципы размещения производств различного типа;

- правовые основы, правила и нормы природопользования, мониторинга окружающей среды, экологического контроля и экологического регулирования;

- принципы и правила международного сотрудничества в области природопользования и охраны окружающей среды.


1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося – 48 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 32 часа;

самостоятельной работы обучающегося – 16 час.




Требования к результатам освоения программы подготовки

специалистов среднего звена


Техник-технолог должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:


ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе, эффективно общаться с коллегами, руководством, подчиненными.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях смены технологий в профессиональной деятельности.



























2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

48

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

32

в том числе:


лабораторные и практические занятия

-

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

16

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета






























2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины «Экологические основы природопользования»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия,

самостоятельная работа обучающихся

Объем

часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Введение в экологические основы природопользования. Экология как научная основа природопользования.

Содержание учебного материала



Предмет природопользования, связь с экологией, основные задачи, история развития.

2

1-2

Раздел 1. Природоохранный потенциал

8/6


Тема 1.1. Антропогенное воздействие на природу на разных этапах развития человеческого общества.

Содержание учебного материала

2

1-2

Экологические связи человечества в доисторическое время. Овладение огнем. Преимущества орудийной охоты. Экологические связи человечества в историческое время. Культурные растения и домашние животные. Совершенствование сельского хозяйства. Появление и развитие промышленности, формирование техносферы. Экологические аспекты развития коммуникаций: транспорт, информационные связи. Кочевой и оседлый образ жизни людей, их экологические особенности. Крупномасштабные миграции и их экологические последствия. Экологические последствия возникновения и развития системы государств.

Самостоятельная работа

2

3

Заполнить таблицу «Этапы развития взаимоотношений между обществом и природой в истории цивилизации»

Тема 1.2. Определение экологического кризиса и экологической катастрофы.

Содержание учебного материала

2

1-2

Определение экологического кризиса. Основные причины экологического кризиса. Прогнозирование. Определение экологической катастрофы. Причины и виды катастроф.

Тема 1.3. Анализ и прогнозирование экологических последствий воздействия на окружающую среду. Экологический след

Содержание учебного материала

2

1-2

Признаки экологического кризиса. Глобальные проблемы экологии: разрушение озонового слоя, истощение энергетических ресурсов, «парниковый» эффект и др. Пути их решения. Экологический риск: понятие, факторы экологического риска, концепция экологической безопасности и снижения риска, меры по снижению экологического риска. Проблема оптимизации взаимоотношений общества и природы.

Раздел 2. Природные ресурсы и рациональное природопользование

14/6


Тема 2.1. Природные ресурсы и их классификация. Современное состояние атмосферных, водных, почвенных ресурсов и недр.

Содержание учебного материала

2

1-2

Природные ресурсы и их классификация. Состав и баланс газов в атмосфере, и их нарушения. Естественные и искусственные источники загрязнения атмосферы. Состояние воздушной среды в крупных городах и промышленных центрах. Смог. Меры по охране атмосферного воздуха: утилизация отходов, очистные сооружения на предприятиях, безотходная технология. Минеральные и энергетические природные ресурсы и использование их человеком. Проблема исчерпаемости полезных ископаемых. Истощение энергетических ресурсов. Рациональное использование и охрана недр. Использование новых источников энергии, металлосберегающих производств, синтетических материалов. Охрана окружающей среды при разработке полезных ископаемых. Значение почвы и ее плодородия для человека. Современное состояние почвенных ресурсов. Роль живых организмов и культуры земледелия в поддержании плодородия почв. Причины истощения и разрушения почв. Ускоренная водная и ветровая эрозия почв, их распространение и причины возникновения. Растительность как важнейший природный ресурс планеты. Роль леса в народном хозяйстве. Современное состояние лесных ресурсов. Причины и последствия сокращения лесов. Круговорот воды на планете. Дефицит пресной воды и его причины: возрастание расхода воды на орошение и нужды промышленности, нерациональное использование водных ресурсов и загрязнение водоемов.

Самостоятельная работа

2


3


Заполнить схему в тетради «Классификация природных ресурсов»

Тема 2.2. Изучение антропогенного воздействия на природные экосистемы атмосферы и гидросферы

Содержание учебного материала

2

1-2

Основные меры по рациональному использованию и охране вод: бережное расходование, предупреждение загрязнений. Очистные сооружения. Использование оборотных вод в промышленности.

Тема 2.3. Изучение антропогенного воздействия на природные экосистемы литосферы, растительного и животного мира

Содержание учебного материала

2

1-2

Меры предупреждения и борьбы с ускоренной эрозией почв. Рациональное использование и охрана земель. Рациональное использование, охрана и воспроизводство лугов. Охрана и рациональное использование других растительных сообществ: лесов, болот. Охрана хозяйственно ценных и редких видов растений. Прямое и косвенное воздействие человека на животных, их последствия. Причины вымирания животных в настоящее время: перепромысел, отравление ядохимикатами, изменение местообитаний, беспокойство. Рациональное использование и охрана промысловых животных: рыб, птиц, млекопитающих.

Самостоятельная работа

6

3

Подготовить презентацию по одной из глобальных проблем человечества: «Парниковый эффект», «Кислотные дожди», «Классический и фотохимический смоги» и т.д

Раздел 3. Загрязнение окружающей среды токсичными и радиоактивными веществами

4/4


Тема 3.1. Общая характеристика загрязнений биосферы естественного и антропогенного происхождения.

Содержание учебного материала

2

3

Загрязнение биосферы. Антропогенное и естественное загрязнение. Прямое и косвенное воздействие на человека загрязнений биосферы. Основные загрязнители, их классификация. Основные пути миграции и накопления в биосфере токсичных и радиоактивных веществ. “Зеленая” революция и её последствия. Значение и экологическая роль применения удобрений и пестицидов. Способы ликвидации последствий заражения окружающей среды токсичными и радиоактивными веществами. Понятие экологического риска. Степени загрязнения, понятия – ПДК, биоаккумуляция.

.Тема 3.2. Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды на здоровье человека

Содержание учебного материала

2

1-2

Характер вредного воздействия загрязнителей на здоровье человека.

Раздел 4. Государственные и общественные мероприятия по предотвращению разрушающих воздействий на природу. Природоохранный надзор.

12/6


Тема 4.1. Аспекты охраны природы, ее принципы и правила. Особо охраняемые природные территории (ООПТ)

Содержание учебного материала

2

1-2

История Российского природоохранного законодательства. Нормативные акты по рациональному природопользованию окружающей среды. Природные памятники ЮНЕСКО. Органы управления и надзора по охране окружающей среды, их цели и задачи. Особо охраняемые природные территории России и региона, их защита от неблагоприятных антропогенных воздействий. Красная книга.

Самостоятельная работа

3

3

Подготовить сообщение: «История Российского природоохранного законодательства».

Тема 4.2. Экологический мониторинг

Содержание учебного материала

2

1-2

Основные задачи мониторинга окружающей среды. Мониторинг источников и факторов антропогенных воздействий. Контактные методы ведения мониторинга и дистанционное зондирование.

Самостоятельная работа

3

3

Подготовить сообщение: «Новые эколого-экономические подходы к природоохранной деятельности»

Тема 4.3. Основы законодательства РФ в области охраны ОС и природопользования. Общие экологические требования к производственной деятельности.

Новые эколого-экономические подходы в природоохранной деятельности. Органы управления и надзора по охране природы. Их цели и задачи. Экологическое просвещение.

2

1-2

Раздел 5. Юридическая и экономическая ответственность за экологические правонарушения

6/6


Тема 5.1. Экологический контроль и ответственность за экологические правонарушения

Юридическая и экономическая ответственность за нарушение экологического состояния природных систем. Понятие об экологической оценке деятельности производств и предприятий. Эколого-экономическая эффективность природоохранных мероприятий. Плата за природные ресурсы. Плата за загрязнение окружающей природной среды. Стандарты, нормативы и лимиты.

2

1-2

Тема 5.2. Анализ производственных ситуаций с применением основных Федеральных природоохранных законов Российской Федерации.

Экологическая оценка производств и предприятий

2

1-2

Тема 5.3. Международное сотрудничество в решении проблем природопользования

История международного природоохранного движения. Природоохранные конвенции и межгосударственные соглашения. Роль международных организаций в охране природы Участие России в деятельности международных природоохранных организаций; международные соглашения конвенции, договоры. Создание в рамках ООН в 1983 году независимой международной комиссии по охране окружающей среды.

2

1-2

Зачетное занятие



2

3


3. условия реализации программы дисциплины


3.1. Требования к минимальному материально - техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета.


Оборудование учебного кабинета:

- посадочные места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

- комплект учебно-наглядных пособий


Технические средства обучения:

- компьютер с лицензионным программным обеспечением,

- Интерактивная доска с проектором.


3.2. Информационное обеспечение обучения. Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы


Основные источники:

  1. Константинов В. М. Экологические основы природопользования: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования – 19-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2018. – 240с.


Дополнительные источники:

  1. Арустамов Э.А., Левакова И.В., Баркалова Н.В. «Экологические основы природопользования»: 5-е изд. перераб. и доп., М.: Издательский Дом «Дашков и К», 2008-320с.

  2. Блинов Л.Н., Перфилова И.Л., Юмашева Л.В. Экологические основы природопользования: учебник / Н.Л. Блинов, И.Л. Перфилова, Л.В. Юмашев – М.: Дрофа, 2010

  3. Гальперин М.В. Экологические основы природопользования: учебник для студентов учреждений сред. проф. образования / М.В. Гальперин. 2-е изд. - М., 2007

  4. Колесников С.И. «Экологические основы природопользования». Учебник. Изд-во «Дашков и К», 2008-304с.

  5. Трушина Т.П. Экологические основы природопользования: учебник / Т.П. Трушина – изд.5-е – Ростов н/Д: Феникс, 2010. – 414с.

  1. Экология: учеб. для студ. учреждений сред. проф. образования [ Я. В. Котелевская, И. В. Куко , П. М. Скворцов, Е. В. Титов] ; под ред. Е. В. Титова. – 7-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2019. – 208 с.: ил., [8] с. цв. вкл.


Интернет ресурсы:

    1. BIODAT - [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.biodat.ru/

    2. Журнал «Экология и жизнь» - [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.ecolife.ru/index.shtml









4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины


Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.



Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Освоенные умения:


- анализировать и прогнозировать экологические последствия различных видов производственной деятельности;

- анализировать причины возникновения экологических аварий и катастроф;

- использовать в профессиональной деятельности представления о взаимосвязи организмов и среды обитания;

- соблюдать в профессиональной деятельности регламенты экологической безопасности;

- использовать необходимые нормативно-правовые документы.

- Тестирование по темам

- устные опросы

- творческие работы

- сравнительные и синхронистические таблицы

- самостоятельные внеаудиторные работы

- индивидуальные задания

- письменные опросы

- подготовка рефератов и докладов

- ситуационные задачи.

Освоенные знания:


- виды и классификацию природных ресурсов, условия устойчивого состояния экосистем;

- задачи охраны окружающей среды, природоресурсный потенциал и охраняемые природные территории РФ;

- основные источники и масштабы образования отходов производства;

- основные источники техногенного воздействия на окружающую среду;

- принципы размещения производств различного типа;

- правовые основы, правила и нормы природопользования, мониторинга окружающей среды, экологического контроля и экологического регулирования;

- принципы и правила международного сотрудничества в области природопользования и охраны окружающей среды.


- Тестирование по темам

- устные опросы

- творческие работы

- сравнительные и синхронистические таблицы

- самостоятельные внеаудиторные работы

- индивидуальные задания

- письменные опросы

- подготовка рефератов и докладов

- ситуационные задачи.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!