МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 3»
Утверждаю | Согласовано | Рассмотрено |
директор МАОУ СОШ №3 | зам. директора по УВР | на заседании МО |
___________________ | _____________________ | протокол № ______ |
"_____"_______20___ г. | "_____"_______20____ г. | "_____"_______20___ г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
элективного курса "Основы выбора профессии" для 9 класса
уровень базовый
срок реализации 2018 – 2019 учебный год
Разработчик программы: Сунфу Татьяна Ивановна,
учитель технологии первой квалификационной категории
Пояснительная записка
Профессиональное самоопределение обучающихся является одним из наиболее важных направлений психолого-педагогической деятельности в образовательном учреждении. Работа по профессиональному самоопределению осуществляется в форме поэтапного и непрерывного формирования общих и профессиональных компетенций на основе личных возможностей и потребностей. В этой связи все более актуальными становятся вопросы оказания помощи обучающимся в выборе профессии, в поиске ресурсов для самостоятельного формирования собственного образовательно-профессионального формата, а также обучение способам использования этих ресурсов.
Программа элективного курса "Основы выбора профессиии" разработана в соответствии с основными направлениями государственной политики в области воспитания и образования, на основе:
- Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ;
- Положения о рабочей программе МАОУ СОШ №3;
- Учебного плана МАОУ СОШ №3.
Каждому ученику на определенных этапах обучения в школе приходится принимать решения, анализируя возможные варианты выбора. Как помочь подростку почувствовать себя успешным? От чего зависит успех в жизни? Как помочь ученику добиться успеха на важном, но очень сложном этапе выбора профиля обучения, будущей профессии? Ведь первая серьезная жизненная проблема, с которой сталкиваются старшеклассники, - это выбор будущей профессии. Вопрос «Кем я буду?» задает себе каждый ученик. Правильно сделанный подростком выбор – это начало пути к успеху, к самореализации, к психологическому и материальному благополучию в будущем.
С целью организации помощи учащимся в выборе профиля обучения и в профессиональном самоопределении и была разработана данная программа.
Цель курса: оказать эффективную психолого-педагогическую поддержку в осознанном самостоятельном выборе учащимися 9-х классов профиля обучения, профессиональном самоопределении после окончания основной школы.
Задачи:
- способствовать осознанию подростками собственных жизненных целей, ценностей и ценностей труда;
- познакомить учащихся с возможными вариантами выбора образовательного маршрута;
- изучить интересы, потребности и склонности учащихся 9 класса;
- изучить возможности учащихся 9 класса: способность к общению и саморегуляции, тип интеллекта, достижения в учебной и внеучебной деятельности;
- соотносить интересы, потребности и склонности с возможностями в процессе совместной работы;
- информировать учащихся 9 класса о различных учебных заведениях;
- способствовать формированию и развитию навыков самостоятельного и осознанного принятия решения;
- обеспечивать подростков средствами самопознания, психологическими методиками и диагностическим инвентарем.
Основными инструментами данной программы являются: диагностические материалы (анкеты, тесты, опросные листы), портфолио ученика, где отражается работа по определению собственных целей, пошаговое продвижение к ним, а также фиксируются значимые для ученика успехи и достижения; дневник «Я выбираю», который помогает ребенку проанализировать совместно с учителем собственные интересы, склонности, потребности и соотнести их с имеющимися возможностями; на основе полученной информации, рассмотрев все возможные варианты, принять правильное самостоятельное решение.
Учебный курс «Основы выбора профессии» проходит несколько этапов.
Информационный этап.
На этом этапе осуществляется:
- максимально полное информирование учащихся о возможных вариантах образовательного маршрута после окончания 9 класса средней школы;
- информирование о методиках, как правильно выбрать профессию;
- даются в доступной форме профессиограммы наиболее популярных среди учащихся профессий; - знакомство учащихся с содержанием понятий «интересы», «потребности», «способности».
2. Диагностический этап.
На этом этапе осуществляется:
- изучение интересов, потребностей и склонностей:
карта интересов;
диагностика свойств личности.
диагностика возможностей:
анализ результатов успеваемости;
проведение экспресс - диагностики (определение типа интеллекта).
- знакомство с различными профессиональными учебными заведениями города, типами, спецификой и уровнями преподавания, вариантами получения высшего образования в форме бесед, работа со справочниками.
Курс рассчитан на 17 часов.
3. Аналитический этап
На этом этапе происходит обработка результатов диагностики и первичный анализ результатов, соотнесение интересов, склонностей и возможностей каждого учащегося, соотнесение свойств личности каждого учащегося с типами профессий, анализ результатов работы каждого учащегося в рамках программы..
Учитель и учащийся анализируют все полученные результаты диагностики и соотносят их с возможными вариантами выбора.
Обобщающий этап
На данном этапе происходит определение основного и запасных вариантов с использованием алгоритма «Сильные и слабые стороны выбора», выработка конкретных шагов на ближайшее будущее по сбору информации для окончательного принятия решения по выбору образовательного маршрута.
При необходимости осуществляется дополнительная диагностика учащихся и обсуждение полученных результатов.
Планируемые результаты освоения курса
Предполагаемым результатом реализации программ должно стать овладение учащимися навыками самопознания, состоятельного самостоятельного решения.
В ходе работы учащиеся должны научиться критически анализировать сложившиеся ситуации и искать оптимальные пути решения проблем и трудностей разнопланового характера.
У учащихся должно происходить постепенное формирование внутренней готовности к осознанному и самостоятельному построению, корректировке и реализации перспектив своего развития (профессионального, жизненного и личностного).
Предусматриваются следующие методы работы:
- Учебная дискуссия;
- Деловые игры;
- Использование проблемных методов обучения, проблемное изложение;
- Встречи со специалистами.
Содержание курса
Выбор профессии – первые шаги 7 часов.
Вводное занятие. «Знакомство». Анкета «Знакомство». Игра «Что мы знаем друг о друге».
Как выбрать профессию. Что такое профессия?
Профессия. Специальность. Квалификация.
Анкета «Готов ли ты к выбору профессии?»
Классификация профессий. Типы. Классы. Формула выбора профессии. Хочу. Могу. Надо.
6. Что влияет на выбор профессии? Мнения окружающих. Способности. Интересы.
Оценка своих способностей и предрасположенностей. 7 часов.
Тест «Я предпочту» Климова Е.А.(5 типов профессий).
Карта «Мои интересы».
Анкетирование «Тест Холланда» (определение типа личности).
Методика поиска профессии. 7 этапов принятия решения.
Ошибки при выборе профессии. Аксиомы профессионального самоопределения.
Основные отличия разных профессий. Технологические, экономические, педагогические, медицинские характеристики профессий.
Деловая игра «Кем быть?»
Знакомство с профессиями. Успешное трудоустройство. 3 часа.
Психологические типы профессий. Карта «Я могу». Карта «Мои интеллектуальные возможности».
Новые профессии и исчезающие. Характеристика профессий. Востребованные профессии. Темперамент и выбор профессии. Виды темпераментов. Профориентационная игра «Человек – профессия».
Интересы и выбор профессии. Карта «Мои интересы». Склонности и профессиональная направленность. Профессиональный тип личности. Краткая характеристика профессий и требований к ним. Как достичь успеха в профессии – секреты успеха. Запасные варианты.
Тематическое планирование
Дата | № урока | Количество часов на раздел, тему | Тема раздела, урока |
план | факт |
Выбор профессии – первые шаги (7 часов). |
| | 1- 2 | 2 | Вводное занятие. Анкета «Знакомство». Игра «Что мы знаем друг о друге». |
| | 3 | 1 | Как выбрать профессию. Что такое профессия? Профессия. Специальность. Квалификация. |
| | 4 | 1 | Анкетирование. «Готов ли ты к выбору профессии?» |
| | 5 | 1 | Классификация профессий. Типы. Классы. Формула выбора профессии. Хочу. Могу. Надо. |
| | 6 | 1 | Что влияет на выбор профессии? Мнения окружающих. Способности. Интересы. |
Оценка своих способностей и предрасположенностей ( 7 часов). |
| | 7 | 1 | Тест «Я предпочту» Климова Е.А.(5 типов профессий). |
| | 8 | 1 | Карта «Мои интересы». |
| | 9 | 1 | Анкетирование «Тест Холланда» (определение типа личности). |
| | 10 | 1 | Поиск профессии. 7 этапов принятия решения. |
| | 11 | 1 | Ошибки при выборе профессии. Аксиомы профессионального самоопределения. |
| | 12 | 1 | Основные отличия разных профессий. Технологические, экономические, педагогические, медицинские характеристики профессий. |
| | 13 | 1 | Деловая игра «Кем быть?» |
Знакомство с профессиями. Успешное трудоустройство ( 3 часа). |
| | 14 | 1 | Психологические типы профессий. Карта «Я могу». Карта «Мои интеллектуальные возможности». |
| | 15 | 1 | Новые профессии и исчезающие. Характеристика профессий. Востребованные профессии. Темперамент и выбор профессии. Виды темпераментов. Профориентационная игра «Человек – профессия». |
| | 16 - 17 | 1 | Интересы и выбор профессии. Карта «Мои интересы». Склонности и профессиональная направленность. Профессиональный тип личности. Краткая характеристика профессий и требований к ним. Как достичь успеха в профессии – секреты успеха. Запасные варианты. |
Итого | | | 17 часов | |