СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа элективного курса "Основы выбора профессии"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Профессиональное самоопределение обучающихся является одним из наиболее важных направлений психолого-педагогической деятельности в образовательном учреждении. Работа по профессиональному самоопределению осуществляется в форме поэтапного и непрерывного формирования общих и профессиональных компетенций на основе личных возможностей и потребностей. В этой связи все более актуальными становятся вопросы оказания помощи обучающимся в выборе профессии, в поиске ресурсов для самостоятельного формирования собственного образовательно-профессионального формата, а также  обучение способам использования этих ресурсов.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа элективного курса "Основы выбора профессии"»

МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 3»

Утверждаю

Согласовано

Рассмотрено

директор МАОУ СОШ №3

зам. директора по УВР

на заседании МО

___________________

_____________________

протокол № ______

"_____"_______20___ г.

"_____"_______20____ г.

"_____"_______20___ г.









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

элективного курса "Основы выбора профессии" для 9 класса

уровень базовый


срок реализации 2018 – 2019 учебный год








Разработчик программы: Сунфу Татьяна Ивановна,

учитель технологии первой квалификационной категории
























Пояснительная записка



Профессиональное самоопределение обучающихся является одним из наиболее важных направлений психолого-педагогической деятельности в образовательном учреждении. Работа по профессиональному самоопределению осуществляется в форме поэтапного и непрерывного формирования общих и профессиональных компетенций на основе личных возможностей и потребностей. В этой связи все более актуальными становятся вопросы оказания помощи обучающимся в выборе профессии, в поиске ресурсов для самостоятельного формирования собственного образовательно-профессионального формата, а также обучение способам использования этих ресурсов.

Программа элективного курса "Основы выбора профессиии" разработана в соответствии с основными направлениями государственной политики в области воспитания и образования, на основе:

- Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ;

- Положения о рабочей программе МАОУ СОШ №3;

- Учебного плана МАОУ СОШ №3.


Каждому ученику на определенных этапах обучения в школе приходится принимать решения, анализируя возможные варианты выбора. Как помочь подростку почувствовать себя успешным? От чего зависит успех в жизни? Как помочь ученику добиться успеха на важном, но очень сложном этапе выбора профиля обучения, будущей профессии? Ведь первая серьезная жизненная проблема, с которой сталкиваются старшеклассники, - это выбор будущей профессии. Вопрос «Кем я буду?» задает себе каждый ученик. Правильно сделанный подростком выбор – это начало пути к успеху, к самореализации, к психологическому и материальному благополучию в будущем.

С целью организации помощи учащимся в выборе профиля обучения и в профессиональном самоопределении и была разработана данная программа.

Цель курса: оказать эффективную психолого-педагогическую поддержку в осознанном самостоятельном выборе учащимися 9-х классов профиля обучения, профессиональном самоопределении после окончания основной школы.

Задачи:

- способствовать осознанию подростками собственных жизненных целей, ценностей и ценностей труда;

- познакомить учащихся с возможными вариантами выбора образовательного маршрута;

- изучить интересы, потребности и склонности учащихся 9 класса;

- изучить возможности учащихся 9 класса: способность к общению и саморегуляции, тип интеллекта, достижения в учебной и внеучебной деятельности;

- соотносить интересы, потребности и склонности с возможностями в процессе совместной работы;

- информировать учащихся 9 класса о различных учебных заведениях;

- способствовать формированию и развитию навыков самостоятельного и осознанного принятия решения;

- обеспечивать подростков средствами самопознания, психологическими методиками и диагностическим инвентарем.

Основными инструментами данной программы являются: диагностические материалы (анкеты, тесты, опросные листы), портфолио ученика, где отражается работа по определению собственных целей, пошаговое продвижение к ним, а также фиксируются значимые для ученика успехи и достижения; дневник «Я выбираю», который помогает ребенку проанализировать совместно с учителем собственные интересы, склонности, потребности и соотнести их с имеющимися возможностями; на основе полученной информации, рассмотрев все возможные варианты, принять правильное самостоятельное решение.

Учебный курс «Основы выбора профессии» проходит несколько этапов.

Информационный этап.

На этом этапе осуществляется:

- максимально полное информирование учащихся о возможных вариантах образовательного маршрута после окончания 9 класса средней школы;

- информирование о методиках, как правильно выбрать профессию;

- даются в доступной форме профессиограммы наиболее популярных среди учащихся профессий; - знакомство учащихся с содержанием понятий «интересы», «потребности», «способности».

2. Диагностический этап.

На этом этапе осуществляется:

- изучение интересов, потребностей и склонностей:

  • карта интересов;

  • диагностика свойств личности.

  • диагностика возможностей:

  • анализ результатов успеваемости;

  • проведение экспресс - диагностики (определение типа интеллекта).

- знакомство с различными профессиональными учебными заведениями города, типами, спецификой и уровнями преподавания, вариантами получения высшего образования в форме бесед, работа со справочниками.

Курс рассчитан на 17 часов.

3. Аналитический этап

На этом этапе происходит обработка результатов диагностики и первичный анализ результатов, соотнесение интересов, склонностей и возможностей каждого учащегося, соотнесение свойств личности каждого учащегося с типами профессий, анализ результатов работы каждого учащегося в рамках программы..

Учитель и учащийся анализируют все полученные результаты диагностики и соотносят их с возможными вариантами выбора.


  1. Обобщающий этап

На данном этапе происходит определение основного и запасных вариантов с использованием алгоритма «Сильные и слабые стороны выбора», выработка конкретных шагов на ближайшее будущее по сбору информации для окончательного принятия решения по выбору образовательного маршрута.

При необходимости осуществляется дополнительная диагностика учащихся и обсуждение полученных результатов.

Планируемые результаты освоения курса

Предполагаемым результатом реализации программ должно стать овладение учащимися навыками самопознания, состоятельного самостоятельного решения.

В ходе работы учащиеся должны научиться критически анализировать сложившиеся ситуации и искать оптимальные пути решения проблем и трудностей разнопланового характера.

У учащихся должно происходить постепенное формирование внутренней готовности к осознанному и самостоятельному построению, корректировке и реализации перспектив своего развития (профессионального, жизненного и личностного).

Предусматриваются следующие методы работы:

- Учебная дискуссия;

- Деловые игры;

- Использование проблемных методов обучения, проблемное изложение;

- Встречи со специалистами.

Содержание курса

Выбор профессии – первые шаги 7 часов.

    1. Вводное занятие. «Знакомство». Анкета «Знакомство». Игра «Что мы знаем друг о друге».

    2. Как выбрать профессию. Что такое профессия?

    3. Профессия. Специальность. Квалификация.

    4. Анкета «Готов ли ты к выбору профессии?»

    5. Классификация профессий. Типы. Классы. Формула выбора профессии. Хочу. Могу. Надо.



6. Что влияет на выбор профессии? Мнения окружающих. Способности. Интересы.

Оценка своих способностей и предрасположенностей. 7 часов.

  1. Тест «Я предпочту» Климова Е.А.(5 типов профессий).



  1. Карта «Мои интересы».



  1. Анкетирование «Тест Холланда» (определение типа личности).



  1. Методика поиска профессии. 7 этапов принятия решения.



  1. Ошибки при выборе профессии. Аксиомы профессионального самоопределения.



  1. Основные отличия разных профессий. Технологические, экономические, педагогические, медицинские характеристики профессий.



  1. Деловая игра «Кем быть?»

Знакомство с профессиями. Успешное трудоустройство. 3 часа.

  1. Психологические типы профессий. Карта «Я могу». Карта «Мои интеллектуальные возможности».

  2. Новые профессии и исчезающие. Характеристика профессий. Востребованные профессии. Темперамент и выбор профессии. Виды темпераментов. Профориентационная игра «Человек – профессия».

  3. Интересы и выбор профессии. Карта «Мои интересы». Склонности и профессиональная направленность. Профессиональный тип личности. Краткая характеристика профессий и требований к ним. Как достичь успеха в профессии – секреты успеха. Запасные варианты.



Тематическое планирование

Дата

урока

Количество часов на раздел, тему

Тема раздела, урока

план

факт

Выбор профессии – первые шаги (7 часов).





1- 2


2

Вводное занятие. Анкета «Знакомство». Игра «Что мы знаем друг о друге».





3


1

Как выбрать профессию. Что такое профессия? Профессия. Специальность. Квалификация.





4


1

Анкетирование. «Готов ли ты к выбору профессии?»





5


1

Классификация профессий. Типы. Классы. Формула выбора профессии. Хочу. Могу. Надо.





6

1

Что влияет на выбор профессии? Мнения окружающих. Способности. Интересы.

Оценка своих способностей и предрасположенностей ( 7 часов).




7

1

Тест «Я предпочту» Климова Е.А.(5 типов профессий).




8

1

Карта «Мои интересы».




9

1

Анкетирование «Тест Холланда» (определение типа личности).





10

1

Поиск профессии. 7 этапов принятия решения.




11

1

Ошибки при выборе профессии. Аксиомы профессионального самоопределения.





12

1

Основные отличия разных профессий. Технологические, экономические, педагогические, медицинские характеристики профессий.




13

1

Деловая игра «Кем быть?»


Знакомство с профессиями. Успешное трудоустройство ( 3 часа).





14


1

Психологические типы профессий. Карта «Я могу». Карта «Мои интеллектуальные возможности».





15


1

Новые профессии и исчезающие. Характеристика профессий. Востребованные профессии. Темперамент и выбор профессии. Виды темпераментов. Профориентационная игра «Человек – профессия».





16 - 17


1

Интересы и выбор профессии. Карта «Мои интересы». Склонности и профессиональная направленность. Профессиональный тип личности. Краткая характеристика профессий и требований к ним. Как достичь успеха в профессии – секреты успеха. Запасные варианты.


Итого



17 часов