СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Сочинение -рассуждение на основе прочитанного текста»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задачи  курса:

1.  Помочь овладеть литературно-критическими жанрами (рецензия, эссе).

2.  Закрепить и расширить знания учащихся о тексте, совершенствуя в то же время навыки конструирования текстов в жанре рецензии или эссе.

3.  Способствовать развитию письменной речи.

4.  Подготовить учащихся к выполнению задания С ЕГЭ и к написанию итогового сочинения по литературе.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Сочинение -рассуждение на основе прочитанного текста»»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа№14»141300, Московская область, город Сергиев Посад, улица Куликова, дом 16,

телефон 8(496)540-41-46; факс 8(496) 540-41-46



Утверждаю


Директор МБОУ СОШ №14______________

И. В. Горшкова


« 27 » августа 2020 года










РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


электива «Сочинение -рассуждение на основе прочитанного текста »

на 2020- 2021 учебный год

(базовый уровень)


11 «Б» класс











Составитель Муранова Елена Николаевна,

учитель русского языка и литературы высшей категории










2020 год



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

АКТУАЛЬНОСТЬ И НАЗНАЧЕНИЕ ДАННОЙ ПРОГРАММЫ ДЛЯ ОУ.

В 2020-21 учебном году МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №14» работает по образовательной программе среднего общего образования (10-11 классы) по ФГОС ООО, который предусматривает изучение элективного курса по русскому языку «Сочинение -рассуждение на основе прочитанного текста» в 11 классе в количестве 34 часов за год, т.е. 1 час в неделю. Рабочая программа модифицирована по количеству часов. За год – 34 часа (1 час в неделю – 34 учебных недели).

Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Сочинение -рассуждение на основе прочитанного текста» составлена:

• с учетом требований федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования;

• с учётом особенностей образовательного учреждения, закрепленных в основной образовательной программе НОО МБОУ СОШ №14;

• с учётом образовательных потребностей и запросов обучающихся 11 классов МБОУ СОШ №14.

Рабочая программа по русскому языку для 11 класса составлена на основе следующих документов:
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

2. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».

3. Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

4. Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы среднего общего образования.

5. Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17.05.2012 №413; (с изменениями, внесенными приказами Минобрнауки России от 29 декабря 2014 года № 1645, от 31 декабря 2015 года № 1578), на основе примерной программы «Русский язык», входящей в состав Примерной основной образовательной программы среднего общего образования (одобрена Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию, протокол заседания от 28 июня 2016 г. № 2/16-3)

Данная программа элективного курса по русскому языку в 10—11 классах общеобразовательной школы (базовый уровень) подготовлена в условиях перехода к новому стандарту образования. Программа учитывает магистральные тенденции образовательного процесса, изложенные в Проектах Фундаментального ядра содержания общего образования, Государственного стандарта общего образования для средней (полной) школы и примерной программы по русскому языку для основной школы, составленной на основе указанных документов. Кроме того, в программе учтено содержание действующей в настоящее время Примерной программы по русскому языку для средней (полной) общеобразовательной школы, традиции методической науки и накопленный отечественной школой опыт обучения русскому языку.

Программа составлена с учетом возрастных особенностей учащихся старших классов и психолого-педагогической дифференциации и реализует системно-деятельностный подход к организации образовательного процесса, в соответствии с которым воспитание и развитие качеств личности, отвечающих запросам общества на современном этапе, осуществляется на основе социального проектирования и освоения универсальных учебных действий, активизации учебно-познавательной деятельности обучающегося, его готовности к саморазвитию и самообразованию.

Поскольку данная программа составлена с опорой на материал соответствующего учебника и требования федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, тематическое и поурочное планирование - в соответствии с методическими рекомендациями авторов программы курса русского языка в 11 классе и авторов-составителей учебника, в ней учтены основные положения Программы развития и формирования УУД для общего образования, поэтому оптимально возможно её использование в работе. Главные принципы, на которых строится курс,- научность, системность, доступность. Это позволит учащихся максимально успешно овладеть ключевыми языковыми и речевыми компетенциями.

Актуальность курса заключается в расширении знаний по русскому языку с целью успешной сдачи ЕГ и итогового сочинения по литературе.

В содержании программы и требованиях к уровню подготовки обучающихся расхождений нет.

Содержание курса для 11 класса продолжает линию учебно-методических пособий по русскому языку, соответствующих современным образовательным стандартам.

Учебный курс, определенный программой, рассчитан на два года обучения в объеме 68 часов — по 34 в каждой параллели (1 час в неделю).

Именно на старшей ступени обучения используются учебники, которые были бы направлены не только на обобщение и систематизацию знаний для качественной подготовки к ЕГЭ, но и на расширение и углубление знаний по предмету, на закрепление и обогащение предметных умений и навыков, комплексного формирования универсальных учебных действий.

Курс «Сочинение -рассуждение на основе прочитанного текста» в 11 классе направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве и функционировании русского языка и помогает учащимся углубить представления о стилистике современного русского литературного языка, закрепить орфографические и пунктуационные навыки, расширить лексический запас. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения.

Построение учебного курса сориентировано на возможность применения разных форм итоговой аттестации учащихся в соответствии с законом «Об образовании», в том числе в принятой в настоящее время форме ЕГЭ.

МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ.

На изучение предмета отводится 1 час в неделю, итого 34 часа за учебный год. Количество контрольных работ- 2.

Цели курса:

1. Помочь ученикам максимально подготовиться к выполнению задания С ЕГЭ и итогового сочинения по литературе.
2. Совершенствование и развитие умения строить письменное высказывание в жанре рецензии или эссе, сочинения – рассуждения.
3. Формирование и развитие навыков грамотного и свободного владения письменной речью.
4. Совершенствование и развитие умения читать и понимать общее содержание текстов разных функциональных стилей.
5. Формирование и развитие умения находить изобразительные средства языка и объяснять их роль в тексте.
6. Совершенствование и развитие умения передавать в письменной форме свое, индивидуальное восприятие, свое понимание поставленных в тексте проблем, свои оценки фактов и явлений.

Задачи курса:

1.  Помочь овладеть литературно-критическими жанрами (рецензия, эссе).

2.  Закрепить и расширить знания учащихся о тексте, совершенствуя в то же время навыки конструирования текстов в жанре рецензии или эссе.

3.  Способствовать развитию письменной речи.

4.  Подготовить учащихся к выполнению задания С ЕГЭ и к написанию итогового сочинения по литературе.

Ожидаемые результаты можно представить в виде практических умений и навыков по самостоятельному анализу и оценке текстов разной стилистической принадлежности, в том числе специальной языковедческой тематики и проблематики и написание творческой работы по данной проблематике, что предполагает последний вид испытаний ЕГЭ.

Анализ результатов ЕГЭ (задания С ) показал, что наиболее типичные ошибки в работах выпускников связаны с неумением понимать информацию, заложенную в тексте, ясно, связно, последовательно излагать собственные мысли, аргументировано доказывать свою позицию, с недостаточным уровнем функциональной грамотности школьников по русскому языку.

Выпускники должны продемонстрировать умения:

Проводить различные виды анализа языковых единиц; языковых явлений и фактов, допускающих неоднозначную интерпретацию;

проводить лингвистический анализ деловых, публицистических, разговорных и художественных тестов; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

использовать в собственной речи разнообразные грамматические и лексические средства языка,

создавать связное высказывание, выражая в нём собственное мнение по поводу прочитанного текста; формулировать и комментировать проблему, поставленную автором текста; формулировать позицию автора, объясняя, почему согласны или не согласны с автором прочитанного текста; аргументировать своё мнение, опираясь на жизненный или читательский опыт.

Основные термины и понятия

Стили речи: публицистический, художественный, научный, разговорный.

Типы речи: описание, повествование, рассуждение.

Изобразительно-выразительные средства языка: эпитет, метафора, сравнение, аллегория.

Лексические средства: антонимы, контекстные антонимы, гипербола, индивидуально-авторские неологизмы, синонимы, контекстные синонимы,синтаксические синонимы, стилистические синонимы, метафора, метонимия, оксюморон, олицетворение, оценочная лексика, перифраза, пословицы и поговорки, фразеологизмы, цитаты, эпитет.

Синтаксические средства: авторская пунктуация, анафора, антитеза, риторические фигуры, градация, инверсия, композиционный стык, многосоюзие, парцелляция, повтор, присоединительные конструкции, синтаксический параллелизм, эпифора.

Технология организации учебного процесса

Реализация данной программы предусматривает использование личностно-ориентированного обучения, признающего ученика главной фигурой образовательного процесса.

Цели обучения реализуются в ходе активной познавательной деятельности каждого ученика при его взаимодействии с учителем и соучениками. Обучение строится на основе теоретической и практической формы работы с учащимися. Освоение курса предполагает следующую типологию уроков:

- уроки-лекции;
- уроки применения знаний на практике;
- уроки навыков (тренировочные);
- уроки комплексного применения знаний.

Преобладают групповые и индивидуальные формы работы. Основными организационными формами вовлечения учащихся в учебную деятельность являются:

- работа под руководством учителя (усвоение и закрепление теоретического материала, составление текстов в жанре рецензии, эссе);
- самостоятельная работа (написание рецензии, эссе, нахождение выразительных средств языка и объяснение их роли);
- работа в группах;
- индивидуальная работа.

Организация урока предусматривает создание благоприятных эмоционально-деловых отношений, организацию самостоятельной познавательной деятельности учащихся, направленной на развитие самостоятельности как черты личности.

Набор заданий для работы помещён в тренировочных тестах и индивидуальных карточках, распределён в соответствии с процессом и структурой ЕГЭ.

Формы итогового контроля и критерии их оценки

Контроль уровня сформированности по освоению ЗУН осуществляется на трёх уровнях:

·  текущий (коэффициент успешности выполнения заданий на каждом уроке);

·  промежуточный (проводится в форме теста в соответствии с требованиями ЕГЭ и на основе КИМов);

·  итоговый (в конце курса) проводится в форме теста в соответствии с требованиями ЕГЭ и на основе КИМов;

Особенность программы: элективный курс оценивается «зачёт» / «незачёт» (определяется в процентном соотношении: более 60 % - «зачёт», менее 60 % - «незачёт»).


Календарно-тематическое планирование.

урока

Содержание урока

Плановые сроки прохож-дения

Скорректированные сроки прохож-

дения

Первое полугодие

1

Цели и задачи элективного курса.



2

Основные признаки публицистического стиля, сфера его использования, назначения.



3

Жанры сочинений публицистического стиля: эссе и рецензия.

07.09


4

Текст, тема, основная мысль, проблема текста, авторская позиция, языковые средства, виды текста: собственно-информационно-справочный; информационно-оценочный; информационно-образно-оценочный.

Стили речи.



5

Схема понимания исходного текста. Виды информации в тексте: фактуальная, концептуальная, подтекстовая.



6

Работа над текстом при подготовке к сочинению. Отбор материала, систематизация фактического материала, планирование будущего текста



7

Проблема текста.

14.09


8

Приемы выявления проблемы.

Формулировка основной проблемы исходного текста.

21.09


9

Практическая работа. Проблема, основная проблема, способы формулировки основной проблемы. Основные группы проблем.

28.09


10

Комментарий основной проблемы текста (К2).

Типы комментариев.

05.10


11

Основные группы проблем исходного текста; условный план комментария текста; использование заданий 22 и 26 при комментировании текста.



12

Самостоятельная работа. Формулирование проблемы исходного текста и комментарий к нему.

12.10


13

Роль вступления в сочинении-рассуждении.

Виды вступлений (историко-литературное, аналитическое или проблемное, биографическое, сравнительное, публицистическое, лирическое).

19.10


14

Зачетная работа по написанию вступления. Виды вступления: лирическое размышление, ряд риторических вопросов, рассуждение о заглавии, ряд назывных предложений, цитата, именительный темы, описательное утверждение.

26.10


15

Позиция автора и способы ее выражения (К3).

09.11


16

Использование цитат в сочинении по исходному тексту.

16.11


17

Изобразительно-выразительные средства языка(авторская ирония, инверсия, градация, сравнение, контекстуальные антонимы, перифраза, синтаксический параллелизм, однородные члены предложения, фразеологизмы и т. д.), Доминирующие ИВС.

23.11


18

Языковой анализ текста как способ определения авторской позиции.

30.11


19

Использование ИВС в художественной речи. Использование разных стилей речи в художественном произведении.



20

Практикум. Языковой анализ текста, вступление, К1, К2,К3, ИВС, роль ИВС в художественной речи.

07.12


21

Логические приемы решения (индуктивный,, дедуктивный, прием сравнения, прием аналогии), структура рассуждения (тезис, аргументы, выводы).

14.12


22

Изложение собственной позиции. К4.

21.12


23

Типы аргументации.



Второе полугодие

24

Опровергающая и поддерживающая аргументация.



25


Место аргументов в композиции сочинения.



26

Типы аргументации с помощью примера, иллюстрации, образца (положительного или отрицательного);работа над примерами из художественной литературы, публицистической, научной.

28.12


27

Соответствие проблема-авторская позиция-художественная литература.



28

Речевые, логические, фактические ошибки.




29

Элементы композиции. Построение сочинения. Вступление, основная часть, заключение.

05.04


30

Роль заключения в сочинении, функции заключения (должно быть органично связано с текстом, проблемой, с предыдущим изложением, может содержать этически корректное возражение автору, может представлять собой развернутую или логически завершенную мысль). Новые формы записи заключения в сочинение (обзора всех положений, спора с воображаемыми критиками позиции автора, цитаты, яркого примера, обобщенного суждения, вывода-впечатления, яркого сравнения, подводящего итог рассуждению.

12.04


31

Экспертная оценка сочинения. Редактирование сочинения.

19.04


32

Практическая работа. Сочинение по исходному тексту.

26.04


33

Работа с образцами экзаменационных тестов.

03.05


34

Зачетная работа. Написание сочинения по исходному тексту соблюдением всех критериев оценивания

10.05




УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ, МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.

Пособия для учителя.

1. Тесты по пунктуации.1С: Репетитор.

2. Интерактивные контрольные измерительные материалы.

3. Учебник по русскому языку для старших классов / Ф.И.Греков.

Учебное пособие для учащихся.

В качестве учебного пособия на занятиях «Подготовка к ЕГЭ» используются КИМы по русскому языку ЕГЭ–2019,2020: Русский язык. Репетитор / И.П. Цыбулько,С.И.Львова.













Согласовано

на заседании ШМО учителей

русского языка и литературы

Протокол № 1

от «25» августа 2020 года

_______________(Е.Н.Муранова)

Согласовано

Зам. директора по УВР __________Лукьянова Н.В.

«26» августа 2020 года
















9