Пояснительная записка
Рабочая программа по биологии для консультаций в рамках государственной итоговой аттестации выпускников 9 класса составлена на основе следующих документов:
Обязательный минимум содержания основного общего образования по биологии
(приложение к Приказу Министерства образования России от 19.05.1998г № 1236)
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования (приказ
Минобразования России от 05.03.2004г № 1089).
Рабочая программа включает 4 раздела:
пояснительную записку;
учебно-тематическое планирование;
требования к уровню подготовки обучающихся по данной программе;
перечень учебно-методического обеспечения.
Цель:
Задачи:
отработка и закрепление знаний базового уровня
повышение качества знаний учащихся
обеспечение благоприятных условий для успешной сдачи ГИА
Рабочая программа по консультации предусматривает системное повторение основных вопросов, изучаемых в курсе биологии 6-9 классов, и направлена на достижение следующих целей:
освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов;
человеке как биосоциальном существе;
о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;
овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма;
использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска;
работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками;
проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
-воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей, культуры поведения в
природе, использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными,
-заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим, оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей,
-для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.
Важным направлением рабочей программы является систематическая работа с тестовыми заданиями, отработка демоверсий предыдущих лет.
На учебно-тематическое планирование рабочей программы для консультаций отведено 35 часов (1 час в неделю).
Календарно-тематическое планирование элективного курса «Подготовка к ОГЭ»
№ | Тема занятия | Часы | Форма занятия | Форма контроля | Дата |
| 1 Биология как наука. Методы биологии (1) |
1 | 1.1 Роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей. Методы изучения живых объектов. | 1 | Лекция, семинар | решенный вариант КИМ тесты | |
| 2. Признаки живых организмов (3) | | | | |
2 | 2.1 Клеточное строение организмов. Гены и хромосомы. Нарушения в строении и функционировании клеток – одна из причин заболеваний организмов. Вирусы – неклеточ-ные формы жизни | 1 | Лекция, практикум | решенный вариант КИМ тесты | |
3-4 | 2.2. Признаки организмов. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Ткани, органы, системы органов растений и животных | 2 | Лекция, практикум | решенный вариант КИМ тесты | |
| 3.Система, многообразие и эволюция живой природы (7) |
5 | 3.1 Царство Бактерии. Роль бактерий в природе, жизни человека и собственной деятельности. Бактерии –возбудители заболеваний растений, животных, человека | 1 | Лекция, практикум | решенный вариант КИМ тесты | |
6 | 3.2 Царство Грибы. Роль грибов в природе, жизни человека и деятельности. Роль лишайников в природе, жизни человека и собственной деятельности | 1 | Лекция, практикум | решенный вариант КИМ тесты | |
7-8 | 3.3 Царство Растения. Роль растений в природе, жизни человека и собственной деятельности | 2 | Лекция, практикум | решенный вариант КИМ тесты | |
9-10 | 3.4 Царство Животные. Роль животных в природе, жизни человека | 2 | Лекция, практикум | решенный вариант КИМ тесты | |
11 | 3.5 Учение об эволюции Ч. Дарвина. Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы и результата эволюции | 1 | Лекция | тесты | |
| 4. Человек и его здоровье ( 21 ) |
12 | 4.1 Сходство человека с животными и отличие от них. Общий план строения и процессы жизнедеятельности человека | 1 | Лекция | тесты | |
13-14 | 4.2 Нейро -гуморальная регуляция Нервная система. Рефлекс. Рефлекторная дуга. Железы внутренней секреции. Гормоны | 2 | Лекция | тесты | |
15-16 | 4.3 Питание. Система пищеварения. Роль ферментов | 2 | Лекция, практикум | решенный вариант КИМ тесты | |
17 | 4.4 Дыхание. Система дыхания | 1 | Лекция, практикум | решенный вариант КИМ тесты | |
18-19 | 4.5 Внутренняя среда организма: кровь, лимфа, тканевая жидкость. Группы крови. Иммунитет | 2 | Лекция, практикум | решенный вариант КИМ тесты | |
20 | 4.6 Транспорт веществ. Кровеносная и лимфатическая системы | 1 | Лекция, практикум | решенный вариант КИМ тесты | |
21 | 4.7 Обмен веществ и превращение энергии. Витамины | 1 | Лекция, практикум | решенный вариант КИМ тесты | |
22 | 4.8 Выделение. | 1 | Лекция, практикум | решенный вариант КИМ тесты | |
23 | 4.9 Покровы тела и их функции | 1 | Лекция, практикум | решенный вариант КИМ тесты | |
24-25 | 4.10 Размножение и развитие организма человека. Наследственные болезни, их причины и предупреждение | 2 | Лекция, практикум | решенный вариант КИМ тесты | |
26 | 4.11 Опора и движение. Опорно-двигательный аппарат | 1 | Лекция | тесты | |
27-28 | 4.12 Органы чувств, их роль в жизни человека | 2 | Лекция | тесты | |
29-30 | 4.13 Психология и поведение человека. Высшая нервная деятельность Условные и безусловные рефлексы, их биологическое значение. Познавательная деятельность мозга. Сон, его значение. | 2 | Лекция | тесты | |
31 | 4.14 Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил и здорового образа жизни. Переливание крови. Профилактические прививки. Укрепление здоровья. | 1 | Лекция | тесты | |
32 | 4.15 Приемы оказания первой доврачебной помощи: при отравлении; спасении утопающего; кровотечениях; травмах опорно-двигательного аппарата; ожогах; обморожениях; повреждении зрения | 1 | Лекция | тесты | |
| 5.Взаимосвязи организмов и окружающей среды (3) |
33 | 5.1 Влияние экологических факторов на организмы. Приспособления организмов к различным экологическим факторам. Популяция. Взаимодействия разных видов (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм). Сезонные изменения в живой природе | 1 | Лекция, практикум | решенный вариант КИМ тесты | |
34 | 5.2 Экосистемная организация живой природы. Роль производителей, потребителей и разрушителей органических веществ в экосистемах и круговороте веществ в природе. Пищевые связи в экосистеме. Цепи питания. Особенности агроэкосистем. | 1 | Лекция, практикум | решенный вариант КИМ тесты | |
35 | 5.3 Биосфера – глобальная экосистема. Роль человека в биосфере. Экологические проблемы, их влияние на собственную жизнь и жизнь других людей. Последствия деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы | 1 | Лекция, семинар | решенный вариант КИМ тесты | |
| Итого: | 35 | | | |
Перечень учебно-методического обеспечения:
КИМы «Подготовка к ОГЭ», биология.
КИМы « Я сдам ОГЭ»
Г.И. Лернер. Новый полный справочник для подготовки к ОГЭ
Интернет – ресурсы для подготовки к государственной итоговой аттестации:
www.fipi.ru
http://4ege.ru/biologi/
http://www.alleng.ru/
http://bio.1september.ru/
http://school-collection.edu.ru/
http://fcior.edu.ru/
http://bio.reshuege.ru/
http://bio-faq.ru/33ubrominimum.html
Требования к уровню подготовки выпускников, обучающихся по данной программе:
В результате обучения биологии выпускник 9 класса научится
ЗНАТЬ/ПОНИМАТЬ
признаки биологических объектов:
живых организмов (растений, животных, грибов и бактерий);
генов, хромосом, клеток; популяций, экосистем, агроэкосистем, биосферы;
сущность биологических процессов:
обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость;
круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах; особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения.
УМЕТЬ:
-объяснять:
роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика;
родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп);
роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды;
роль биологического разнообразия в сохранении биосферы;
родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния
окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления
наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;
изучать биологические объекты и процессы: описывать и объяснять результаты опытов; описывать биологические объекты;
распознавать и описывать: на рисунках (фотографиях) основные части и органоиды клетки;
на рисунках (фотографиях органы и системы органов человека;
на рисунках (фотографиях) органы цветковых растений;
растения разных отделов;
на рисунках (фотографиях) органы и системы органов животных;
животных отдельных типов и классов; культурные растения и домашних животных.
-выявлять:
изменчивость организмов,
приспособления организмов к среде обитания,
типы взаимодействия разных видов в экосистеме;
-сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
-определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
-анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах;
-проводить самостоятельный поиск биологической информации:
находить в научно-популярном тексте необходимую биологическую информацию о живых организмах, процессах и явлениях;
работать с терминами и понятиями
-оказания первой помощи при отравлениях ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах,
спасении утопающего;
рациональной организации труда и отдыха,
соблюдения правил поведения в окружающей среде;