ПРИНЯТА: УТВЕРЖДЕНА:
Педагогическим советом МКОУ приказ по
«БрусовскаяСОШ» МКОУ «Брусовская СОШ»
Протокол №1 от 26августа 2020 г. от 26 августа 2020 г. №1-28
Директор школы
_____________ Костина Т.А.
Рабочая программа
элективного курса
«Подготовка к ЕГЭ. Русский язык. 11 класс»
11 класс
Гладких Надежды Николаевны
2020 – 2021 учебный год
Содержание
-
Пояснительная записка....................................................................................................3
-
Учебно-тематический план......................................................................................................4
-
Календарно-тематическое планирование...............................................................................4
-
Содержание тем учебного предмета......................................................................................6
-
Перечень учебно-методического обеспечения................................................................8
-
Пояснительная записка
Рабочая учебная программа элективного курса по русскому языку в 11 классе составлена на основе:
-примерной программы: « Русский язык 10-11 класс» Программа среднего общего образования по русскому языку, автор Н.Г.Гольцова, Москва: «Русское слово», 2014г.
- приказа Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. №1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного)общего образования».
Элективный предмет имеет практическую направленность и служит дополнением к основному курсу русского языка в 11 классе.
Рабочая программа элективного курса предназначена для подготовки учащихся к экзамену по русскому языку и составлена из расчета 1 час в неделю (35 часов в год).
Элективный курс «Подготовка к ЕГЭ. Русский язык. 11 класс» используется в качестве обобщающего учебного курса по русскому языку для учащихся 11 класса при подготовке к единому государственному экзамену (далее – ЕГЭ). Содержание курса опирается на знания, умения и навыки учащихся старших классов, сформированные в основной школе. Содержание программы предполагает расширение и углубление теоретического материала, позволяющее формирование практических навыков выполнения тестовых заданий на ЕГЭ. Вместе с тем курс даёт выпускникам средней школы целостное представление о богатстве русского языка, помогает использовать в повседневной практике нормативную устную и письменную речь.
ЦЕЛИ КУРСА: освоение учащимися 11 класса норм русского литературного языка, подготовка старшеклассников к выполнению заданий экзаменационной работы на более высоком качественном уровне, формирование устойчивых практических навыков выполнения тестовых и коммуникативных задач на ЕГЭ, а также пользования нормированной устной и письменной речью в различных сферах дальнейшей (послешкольной) жизни. Главная цель курса – обеспечить поддержку освоения содержания учебного предмета «Русский язык» всеми выпускниками средней школы, сформировать умения и навыки выполнения тестовых и коммуникативных заданий на уровне, позволяющем и учителю, и (что самое важное) выпускникам прогнозировать положительные результаты выполнения экзаменационной работы в с учетом способностей и языковой подготовки обучающихся.
Задачи курса:
- изучение нормативных и методических документов Минобрнауки, материалов по организации и проведению ЕГЭ по русскому языку;
- совершенствование языковой грамотности учащихся, формирование умения выполнять все виды языкового анализа;
- дифференциация освоения алгоритмов выполнения тестовых и коммуникативных задач учащимися с разным уровнем языковой подготовки;
- обучение старшеклассников осознанному выбору правильных ответов при выполнении тестовых заданий;
- освоение стилистического многообразия и практического использования художественно-выразительных средств русского языка;
- совершенствование лингвистической компетенции выпускников при выполнении части С экзаменационной работы.
Элективный курс обеспечивает к концу его изучения овладение следующими умениями:
- умение оценивать речь с точки зрения языковых норм русского литературного языка (орфоэпических, лексических, словообразовательных, морфологических, синтаксических);
- умение применять знания по фонетике, лексике, морфемике, словообразованию, морфологии и синтаксису в практике правописания;
- умение соблюдать в речевой практике основные синтаксические нормы русского литературного языка;
- умение адекватно понимать информацию (основную и дополнительную, явную и скрытую) письменного сообщения (текста, микротекста);
- умение понимать и интерпретировать содержание исходного текста;
- умение создавать связное высказывание, выражая в нем собственное мнение по прочитанному тексту;
- умение аргументировать собственное мнение и последовательно излагать свои мысли;
- умение оформлять письменную речь в соответствии с грамматическими и пунктуационными нормами литературного языка и соответствующими требованиями к письменной экзаменационной работе.
Виды деятельности на занятиях:
лекция учителя, беседа, практикум, консультация
Особенности курса:
-
Краткость изучения материала.
-
Практическая значимость.
-
Нетрадиционные формы изучения материала.
Методы и формы обучения: эвристическая беседа, проблемные задания, учебная дискуссия, выполнение творческих работ, практикумы, анализ текста, сопоставительный анализ, работа с таблицами и схемами, парная, групповая и индивидуальная работа, исследование, редактирование, стилистический анализ, проект.
Формы контроля уровня достижений учащихся
-
Текущий контроль: практическая работа, самостоятельная работа.
-
Тематический контроль: тест, задание с развернутым ответом.
-
Итоговый контроль: итоговый тест, задание с развернутым ответом.
-
Учебно-тематический план
11 класс
Содержание | Кол-во часов |
Введение. | 1 ч |
Орфоэпия. Языковые нормы. | 1 ч |
Лексика. Лексическая норма | 2ч |
Синтаксис | 7 ч |
Пунктуация | 6 ч |
Текст. Стили речи | 18 |
Итого | 34 |
-
Календарно - тематическое планирование элективного курса
«Подготовка к ЕГЭ. Русский язык. 11 класс» ( 35 часов -1 час в неделю )
№ п/п | | Тема занятия | Дата план | Дата факт |
1 | -
1 | Введение. Цели и задачи курса. Знакомство демоверсией. | 02.09 | |
-
| 2.1 | Орфоэпия. Орфоэпические нормы. ЕГЭ 4 | 09.09 | |
-
| 3.1 | Лексика. Лексические нормы. Слова – паронимы. ЕГЭ 5 | 16.09 | |
-
| 4.1 | Лексические выразительные средства. Тропы. ЕГЭ 26 | 23.09 | |
5 | 4.2 | Синтаксические средства выразительности. ЕГЭ 26 | 30.09 | |
-
| 4.3 | Изобразительно-выразительные средства языка. ЕГЭ 26 | 07.10 | |
-
| 4.4 | Морфология. Самостоятельные и служебные части речи. ЕГЭ 13, 23 | 14.10 | |
-
| 4.5 | Морфологические нормы. Грамматические ошибки, связанные с их нарушением. ЕГЭ 6 | 21.10 | |
-
| 4.6 | Синтаксические нормы. Грамматические ошибки, связанные с их нарушением. ЕГЭ 8 | 11.11 | |
-
| 4.7 | Синтаксис. Предложение. Простое, осложненное, сложное предложение. Синонимия синтаксических конструкций. ЕГЭ 16 | 18.11 | |
-
| 4.8 | Синтаксические выразительные средства. Стилистические фигуры. ЕГЭ 26 | 25.11 | |
-
| 5.1 | Пунктуация. Знаки препинания в простом предложении, осложненном однородными членами, обособленными определениями, обстоятельствами, вводными словами. ЕГЭ 17, 16 | 02.12 | |
-
| 5.2 | Пунктуация. Знаки препинания в сложносочиненном предложении. ЕГЭ 19 | 09.12 | |
-
| 5.3 | Пунктуация. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. | 16.12 | |
-
| 5.4 | Пунктуация. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении. ЕГЭ 18,19 | 23.12 | |
-
| 5.5 | Пунктуация. Знаки препинания в предложениях с разными видами связи. ЕГЭ 19, 21 | 13.01 | |
-
| 5.6 | Тестирование. | 20.01 | |
-
| 6.1 | Текст. Выделение основной и дополнительной информации в тексте. Способы и средства связи предложений в тексте. ЕГЭ 1, 20-23 | 27.01 | |
-
| 6.2 | Текст. Стили и типы речи. Задания ЕГЭ 21 | 03.02 | |
-
| 6.3 | Задание 27. Композиция сочинения. Критерии оценивания задания 27 | 10.02 | |
-
| 6.4 | Виды вступлений к сочинению | 17.02 | |
-
| 6.5 | Формулировка проблемы текста. Способы формулировки проблемы. | 24.02 | |
-
| 6.6 | Комментарий к сформулированной проблеме, связь примеров. | 03.03 | |
-
| 6.7 | Позиция автора | 10.03 | |
-
| 6.8 | Обоснование собственного мнения по проблеме | 17.03 | |
-
| 6.9 | Способы обоснования собственного мнения. | 31.03 | |
-
| 6.10 | Типы аргументов | 07.04 | |
-
| 6.11 | Создание банка данных аргументов | 14.04 | |
-
| 6.12 | Виды заключений к сочинению | 21.04 | |
-
| 6.13 | Написание сочинения-рассуждения | 28.04 | |
-
| 6.14 | Анализ (самоанализ) сочинения-рассуждения | 05.05 | |
-
| 6.15 | Речевое оформление сочинения. | 12.05 | |
-
| 6.16 | Выполнение контрольного тестирования. | 19.05 | |
-
Содержание тем элективного курса
Введение. Нормативные и методические документы по подготовке и проведению государственной (итоговой) аттестации в форме ЕГЭ по русскому языку. Особенности ЕГЭ по русскому языку. Спецификация экзаменационной работы. Кодификатор. Демонстрационная версия. Критерии и нормы оценки тестовых заданий и сочинения.
Языковые нормы. Литературный язык. Нормированность речи. Типы норм . Словари русского языка. Словарь трудностей русского языка.
Орфоэпическая норма, основные правила орфоэпии. Акцентологическая норма (нормы ударения). Причины нарушения орфоэпических и акцентологических норм. Предупреждение ошибок на орфоэпическом уровне.
Лексическая норма. Лексическое и грамматическое значения слова. Лексическое многообразие лексики русского языка: омонимы, синонимы, антонимы, паронимы; общеупотребительная лексика и лексика ограниченного употребления; заимствованная лексика, устаревшие и новые слова. Фразеологизмы. Речевые ошибки на лексическом уровне, их предупреждение.
Грамматические нормы (словообразовательная, морфологическая, синтаксическая нормы).
Словообразовательная норма. Способы словообразования. Ошибочное словообразование. Предупреждение ошибок при словообразовании и словообразовательном анализе.
Морфологические нормы. Правила и нормы образования форм слов разных частей речи. Морфологический анализ слова. Грамматические и речевые ошибки на морфологическом уровне, их предупреждение.
Синтаксические нормы. Словосочетание. Виды словосочетаний. Построение словосочетаний. Лексическая сочетаемость слов в словосочетаниях.
Предложение. Порядок слов в предложении. Виды предложений. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения, способы их выражения. Простое и сложное предложения. Интонационная норма. Нормы согласования (правила согласования слов, согласование сказуемого с подлежащим, согласование определений с определяемым словом). Нормы управления. Построение предложений с однородными членами. Построение сложноподчиненных предложений. Нормы примыкания. Правильное использование деепричастного оборота. Синтаксическая синонимия. Правила преобразования прямой речи в косвенную. Типичные ошибки при нарушении синтаксических норм, их предупреждение.
Нормы письменной речи: орфографические и пунктуационные нормы.
Орфографическая грамотность. Использование алгоритмов при освоении орфографических правил. Трудные случаи русской орфографии: правописание –Н- и –НН- в суффиксах различных частей речи; правописание корней. Правописание приставок; правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени; правописание суффиксов различных частей речи (кроме –Н-/-НН-); правописание НЕ и НИ; слитное, дефисное и раздельное написание омонимичных слов и сочетаний слов).
Пунктуационная грамотность. Использование алгоритмов при освоении пунктуационных норм. Трудные случаи пунктуации. Пунктуация в простом предложении: знаки препинания в предложениях с однородными членами, при обособленных членах (определениях, обстоятельствах); знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения. Пунктуация в сложных предложениях: в бессоюзном сложном предложении, в сложноподчинённом предложении; знаки препинания в сложном предложении с союзной и бессоюзной связью. Сложное предложение с разными видами связи.
Текст: структура, языковое оформление. Смысловая и композиционная целостность текста. Последовательность предложений в тексте. Разноаспектный анализ текста. Логико-смысловые отношения между частями микротекста. Средства связи предложений в тексте. Основная и дополнительная информация микротекста. Информационная обработка письменных текстов различных стилей и жанров.
Функционально-смысловые типы речи, их отличительные признаки. Предупреждение ошибок при определении типов речи.
Функциональные стили, их характеристика. Специфика отдельных стилей речи (произношение, словообразование, лексика и фразеология, морфология, синтаксис). Предупреждение ошибок при определении стиля текста, его фрагмента.
Изобразительно-выразительные средства языка. Выразительные средства лексики и фразеологии. Тропы, их характеристика. Стилистические фигуры.
Коммуникативная компетенция выпускника (сочинение). Умения, проверяемые на коммуникативном уровне выполнения экзаменационной работы. Исходные тексты, их характеристика. Информационная насыщенность текстов предыдущих лет. Жанровое многообразие сочинений. Требования к письменной работе выпускника. Композиция письменной экзаменационной работы.
Формулировка проблем исходного текста. Виды проблем. Способы формулировки проблемы. Анализ текстов и проблем экзаменационных работ предыдущих лет.
Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста. Способы комментария проблемы. Письменное оформление комментария.
Авторская позиция. Отражение авторской позиции в тексте. Требования к формулировке позиции автора в письменной работе. Анализ оформления авторской позиции в письменных работах выпускников.
Аргументация собственного мнения по проблеме. Формы аргументации. Правила использования аргументов. Источники аргументации. Анализ письменных работ выпускников с точки зрения правильности и убедительности приводимых аргументов.
Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения. Логические ошибки, их характеристика и предупреждение. Абзацное членение, типичные ошибки в абзацном членении письменной работы, их предупреждение.
Точность и выразительность речи. Речевая культура. Требования к точности и выразительности речи. Грамматический строй речи. Речевые недочеты.
Фоновое оформление работы. Фактические ошибки, их предупреждение.
Этическая норма.
Анализ и редактирование образцов ученических сочинений. Редактирование собственных текстов.
Обобщающее повторение.
-
Перечень учебно-методического обеспечения
1. ЕГЭ 2019 Русский язык. Тренировочные задания /И.П.Цыбулько, С.И.Львова, В.А.Коханова, - М .:Эксмо, 2019.
2. ЕГЭ 2018 Русский язык. Репетитор/И.П.Цыбулько, С.И.Львова.-М.:Эксмо, 2018.
3.ЕГЭ 2017. Русский язык. Сборник заданий/И.П.Цыбулько, .И.Львова.-М.:Эксмо, 2017.
4. Бисеров А.Ю.ЕГЭ 2010.Русский язык. Тематические тренировочные задания.-М.:Эксмо, 2016.
5. Гостева Ю.Н. ЕГЭ Русский язык. Тематическая рабочая тетрадь ФИПИ.-М.: Издательство «Экзамен», 2010.
6. Егораева Г.Т. ЕГЭ.Практикум по русскому языку: подготовка к выполнению части 3(С): М.:Издательство «Экзамен», 201. ЕГЭ-2019.
7.Русский язык: сборник экзаменационных заданий. Федеральный банк экзаменационных материалов/ ФИПИ авторы составители: И.П. Цыбулько, В.И. Капинос, Л.И. Пучкова, А.Ю. Бисеров, Ю.Н. Гостева, В.В. Львов, И.Б. Маслова, Н.В. Соколова – М.: Эксмо, 2011
8
Культура речи: от ударения до стилистики
За страницами учебника. Русский язык....
Электронная тетрадь по русскому языку...
Русский язык 5 класс ФГОС
Электронная тетрадь по русскому языку 5...
Русский язык 10 класс ФГОС
Русский язык 8 класс ФГОС
Электронная тетрадь по русскому языку 9...
© 2020, Гладких Надежда Николаевна 1051 52
Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей
Похожие файлы