СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа элективного курса "Практическое речеведение"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной рабочей программе представлены пояснительная записка, аннотация, содержание программы, планируемые результаты

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа элективного курса "Практическое речеведение"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Новосибирского района Новосибирской области –

Боровская средняя школа № 84 (МБОУ – Боровская СШ № 84)

630524, Новосибирская область, Новосибирский район, с. Боровое, пер. Котовского, д.11 Тел./факс (383) 2958284 E-mail: [email protected]



СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ

решением педагогического Директор МБОУ –

Совета № 1 Боровская СШ № 84

от «30» августа 2018 года К.В. Шпартюк

Приказ № 38-ОД

от « 30 » августа 2018 г


СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора

по УВР

___________ З.Г. Пасталюк



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по элективному курсу «ПРАКТИЧЕСКОЕ РЕЧЕВЕДЕНИЕ»

10-11 класс

ФГОС ООО




Составитель:

Фриккель Елена Александровна





Рабочая программа по элективному курсу «Практическое речеведение» для 10-11 классов рассмотрена на заседании методического объединения учителей гуманитарного цикла МБОУ – Боровская СШ № 84

Протокол № 1 от «29» августа 2018г.




с. Боровое 2018


ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА


«ПРАКТИЧЕСКОЕ РЕЧЕВЕДЕНИЕ»


(Введение в ЕГЭ. Русский язык)


Аннотация к рабочей программе по элективному курсу «Практическое речеведение» для 10-11 класса

Рабочая программа по элективному курсу «Практическое речеведение» для 10 класса составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования, на основе примерной Программы общего образования по русскому языку, авторской программы по русскому языку под редакцией Н.Г.Гольцовой (М.: Просвещение, 2016) и образовательной программы и учебного плана МБОУ-Боровская СШ № 84.

Рабочая программа по русскому языку для 11 класса составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования, на основе примерной Программы общего образования по русскому языку, авторской программы по русскому языку под редакцией Н.Г.Гольцовой (М.: Просвещение, 2016) и образовательной программы и учебного плана МБОУ-Боровская СШ № 84.

На изучение данного элективного курса на базовом уровне в 10-11 классах отводится

- в 10 классе – 34 ч. (1 раз в неделю)

- в 11 классе – 33 ч. (1 раз в неделю)

Преподавание ведется по следующим учебникам:

1.Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы в двух частях. Н.Г.Гольцова, И.В.Шамшин, М.А.Мищерина. Базовый уровень. М. ООО «Русское слово» - учебник, 2018 год.


Рабочая программа включает следующие разделы:

  • содержание учебного предмета(курса);

  • планируемые результаты(курса);

  • тематическое планирование






ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Элективный курс может быть использован в качестве обобщающего учебного курса по русскому языку для учащихся 10-11 классов любого профиля при подготовке к единому государственному экзамену (далее – ЕГЭ). Содержание курса опирается на знания, умения и навыки учащихся старших классов, сформированные в основной школе. Содержание программы предполагает расширение и углубление теоретического материала, позволяющее формирование практических навыков выполнения тестовых заданий на ЕГЭ. Вместе с тем курс даёт выпускникам средней школы целостное представление о богатстве русского языка, помогает использовать в повседневной практике нормативную устную и письменную речь.


Цель курса: освоение учащимися 10-11 классов норм русского литературного языка, подготовка старшеклассников к выполнению заданий экзаменационной работы на более высоком качественном уровне, формирование устойчивых практических навыков выполнения тестовых и коммуникативных задач на ЕГЭ, а также пользования нормированной устной и письменной речью в различных сферах дальнейшей жизни.

Задачи курса:

- совершенствование языковой грамотности учащихся, формирование умения выполнять все виды языкового анализа;

- дифференциация освоения алгоритмов выполнения тестовых и коммуникативных задач учащимися с разным уровнем языковой подготовки;

- обучение старшеклассников осознанному выбору правильных ответов при выполнении тестовых заданий;

- освоение стилистического многообразия и практического использования художественно-выразительных средств русского языка;


Материал программы предполагает использование его для расширения и углубления содержания учебного предмета «Русский язык» на базовом уровне.



Формы изучения курса, которые могут быть использованы в процессе освоения,

обусловлены его практической направленностью: работа с нормативными документами, с учебными пособиями по подготовке к ЕГЭ, с тестами и текстами, тренинг, практикум, ответы на поставленные вопросы как результат самостоятельного осмысления и решения лингвистических и коммуникативных задач, мини-исследования содержания и языковых средств конкретных текстов.


Последовательность освоения содержания предлагаемого курса обусловлена в основном композиционной структурой тестовых и коммуникативных заданий экзаменационной работы и логикой изложения учебного материала в примерной программе изучения русского языка в основной и средней школе.


Проектная деятельность учащихся может быть представлена разработкой мини-исследовательских работ (разработка и представление собственных алгоритмов выполнения конкретного задания, комплекса заданий).


Программа предполагает совершенствование умений и навыков, сформированных содержанием курса изучения русского языка в 5-10 классах, акцентируя внимание прежде всего на развитии умений и навыков выполнения заданий повышенной и высокой трудности. Элективный курс обеспечивает к концу его изучения овладение следующими умениями:


- умение оценивать речь с точки зрения языковых норм русского литературного языка (орфоэпических, лексических, словообразовательных, морфологических, синтаксических);

- умение применять знания по фонетике, лексике, морфемике, словообразованию, морфологии и синтаксису в практике правописания;

- умение соблюдать в речевой практике основные синтаксические нормы русского литературного языка;

- умение адекватно понимать информацию (основную и дополнительную, явную и скрытую) письменного сообщения (текста, микротекста).


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ



Языковые нормы. Литературный язык. Нормированность речи. Типы норм . Словари русского языка. Словарь трудностей русского языка.

Орфоэпическая норма, основные правила орфоэпии. Акцентологическая норма (нормы ударения). Причины нарушения орфоэпических и акцентологических норм. Предупреждение ошибок на орфоэпическом уровне.

Лексическая норма. Лексическое и грамматическое значения слова. Лексическое многообразие лексики русского языка: омонимы, синонимы, антонимы, паронимы; общеупотребительная лексика и лексика ограниченного употребления; заимствованная лексика, устаревшие и новые слова. Фразеологизмы. Речевые ошибки на лексическом уровне, их предупреждение.

Грамматические нормы (словообразовательная, морфологическая, синтаксическая нормы).

Словообразовательная норма. Способы словообразования. Ошибочное словообразование. Предупреждение ошибок при словообразовании и словообразовательном анализе.

Морфологические нормы. Правила и нормы образования форм слов разных частей речи. Морфологический анализ слова. Грамматические и речевые ошибки на морфологическом уровне, их предупреждение.

Синтаксические нормы. Словосочетание. Виды словосочетаний. Построение словосочетаний. Лексическая сочетаемость слов в словосочетаниях.

Предложение. Порядок слов в предложении. Виды предложений. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения, способы их выражения. Простое и сложное предложения. Интонационная норма. Нормы согласования (правила согласования слов, согласование сказуемого с подлежащим, согласование определений с определяемым словом). Нормы управления. Построение предложений с однородными членами. Построение сложноподчиненных предложений. Нормы примыкания. Правильное использование деепричастного оборота. Синтаксическая синонимия. Правила преобразования прямой речи в косвенную. Типичные ошибки при нарушении синтаксических норм, их предупреждение.


Нормы письменной речи: орфографические и пунктуационные нормы.

Орфографическая грамотность. Использование алгоритмов при освоении орфографических правил. Трудные случаи русской орфографии: правописание –Н- и –НН- в суффиксах различных частей речи; правописание корней. Правописание приставок; правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени; правописание суффиксов различных частей речи (кроме –Н-/-НН-); правописание НЕ и НИ; слитное, дефисное и раздельное написание омонимичных слов и сочетаний слов).

Пунктуационная грамотность. Использование алгоритмов при освоении пунктуационных норм. Трудные случаи пунктуации. Пунктуация в простом предложении: знаки препинания в предложениях с однородными членами, при обособленных членах (определениях, обстоятельствах); знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения. Пунктуация в сложных предложениях: в бессоюзном сложном предложении, в сложноподчинённом предложении; знаки препинания в сложном предложении с союзной и бессоюзной связью. Сложное предложение с разными видами связи.


Текст: структура, языковое оформление. Смысловая и композиционная целостность текста. Последовательность предложений в тексте. Разноаспектный анализ текста. Логико-смысловые отношения между частями микротекста. Средства связи предложений в тексте. Основная и дополнительная информация микротекста. Информационная обработка письменных текстов различных стилей и жанров.

Функционально-смысловые типы речи, их отличительные признаки. Предупреждение ошибок при определении типов речи.

Функциональные стили, их характеристика. Специфика отдельных стилей речи (произношение, словообразование, лексика и фразеология, морфология, синтаксис). Предупреждение ошибок при определении стиля текста, его фрагмента.


Изобразительно-выразительные средства языка. Выразительные средства лексики и фразеологии. Тропы, их характеристика. Стилистические фигуры.

Обобщающее повторение.







Тематическое планирование

изучения элективного курса «Практическое речеведение»


п/п

Тематика курса

кол-во часов


10 класс


1

Литературный язык. Языковые нормы. Типы норм. Словари русского языка.

1

2

Орфоэпические нормы русского языка

2

3

Лексические нормы

2

4

Словообразовательные нормы.

3

5

Грамматические нормы.

3

6

Морфологические нормы и орфография

12

7

Синтаксические нормы и пунктуация

11


Итого:

34


Тематическое планирование

изучения элективного курса «Практическое речеведение»






Тематика курса 11 класс

Количество часов

1

Стилистический и типологический анализ текста

9

2

Лингвистический анализ текста

12

3

Анализ текста

5

4

Композиция и языковое оформление сочинения

7


Итого

33




Литература для учителя


1. Методическое пособие, изд. «Экзамен», серия «ЕГЭ. Практикум».

2. Методический анализ содержания и результатов ЕГЭ по русскому языку 2018 г.

3. Д.Э.Розенталь. Справочник по орфографии и пунктуации. Издание разных лет

8. Секреты хорошей речи. И.Б.Голуб, Д.Э.Розенталь. Издания разных лет.

9. Учебные пособия серии «ЕГЭ. 100 баллов», изд. «Экзамен».



Литература для учащихся


1. Исходные тексты, комментарии, упражнения и задания к ним.

2. Учебные пособия серии «ЕГЭ. Интенсивная подготовка».

3. Учебные пособия серии «ЕГЭ. 100 баллов» и др.

4. Учебные пособия серии «ЕГЭ. Вступительные испытания».

5. Учебные пособия серии «ЕГЭ. Тестовые задания».


Учебно – методическое обеспечение


  1. Таблицы

  2. Комплекты карточек

  3. Наборы текстов для практикумов и самостоятельной работы

  4. Презентации

  5. Памятки









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!