Рабочая программа элективного курса "Решение генетических и цитологических задач", 10 класс

Категория: Биология

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа элективного курса "Решение генетических и цитологических задач", 10 класс»

Пояснительная записка

Рабочая программа элективного курса «Решение генетических и цитологических задач» рассчитана на 62 часа, разработана для учащихся 10 класса. Темы «Генетика» и «Цитология»— наиболее интересные и сложные в общей биологии. Эти темы изучаются и в 9, и в 10 классах, но достаточного количества часов на решение задач в программе не предусмотрено, поэтому без дополнительных занятий научить школьников решать их невозможно, а это предусмотрено стандартом биологического образования и входит в состав КИМов ЕГЭ (задания №3, №6, №27, №28).

Курс опирается на знания и умения учащихся, полученные при изучении биологии. В процессе занятий предполагается закрепление учащимися опыта поиска информации, совершенствование умений делать доклады, сообщения, закрепление навыка решения генетических задач различных уровней сложности, возникновение стойкого интереса к одной из самых перспективных биологических наук — генетике.

Использование этих задач развивает логическое мышление, позволяет учащимся добиваться получения качественных, углубленных знаний, дает возможность самоконтроля и самовоспитания. Программа построена с учетом основных принципов педагогики сотрудничества и сотворчества, является образовательно-развивающей и направлена на гуманизацию и индивидуализацию педагогического процесса. Курс включает теоретические занятия и практическое решение задач.

Целью данного курса является развитие у учащихся умения и навыков решения задач по основным разделам классической генетики через:          

  • краткое повторение материала, изученного по теме «Генетика»;

  • выявление и ликвидацию пробелов в знаниях учащихся по теме и умениях решать задачи, положенные по школьной программе;

  • обучения учащихся решению задач по генетике повышенной сложности; 

    Задачи курса:

образовательные:

  • формирование умений и навыков решения генетических задач;

  • отработка навыков применения генетических законов;

  • обеспечение высокой степени готовности учащихся к ЕГЭ, поступлению в ВУЗы;

удовлетворение интересов учащихся, увлекающихся генетикой и цитологией;

развивающие:

  • развитие логического мышления учащихся;

воспитательные:

  • воспитание и формирование здорового образа жизни.


После прохождения курса учащиеся должны знать:

  • основные понятия, термины и законы генетики принцип комплементарности суть процессов транскрипции и трансляции;

  • генетическую символику.
    Учащиеся должны уметь:

  • правильно оформлять условия, решения и ответы генетических и цитологических задач;

  • решать типичные задачи;

  • логически рассуждать и обосновывать выводы.

    Прогнозируемые результаты обучения и способы их проверки.

В результате обучения школьники должны:

  • расширить знания об основных генетических законах;

  • овладеть специальной генетической терминологией;

  • научиться решать задачи повышенной сложности;

  • уметь применять различные генетические законы при решении задач:

  • уметь прогнозировать вероятность передачи по наследству различных генетических нарушений;

  • уметь готовить доклады по теоретическому материалу.

Оценивание учащихся:

на протяжении курса не предусматривается и основной мотивацией является познавательный интерес и успешность ученика при изучении материала повышений сложности. Поэтому на последних занятиях целесообразно провести зачетные работы по решению всех изученных типов задач, по результатам которых оценить в форме «зачтено», «не зачтено».

Контроль:

ученик получает «зачет» по итогам:

  • теста «Генетические термины»;

  • выполнения заданий тестового контроля № 1 и № 2; -         

  • выполнения итоговой диагностики: решение генетических задач всех видов;

  • выполнения итоговой диагностики: решение цитологических задач всех видов;

  • защиты проектной работы с презентацией «Составление генетических задач».

Программа рассчитана на 62 часа, целесообразно проведение курса как закрепляющего, после изучения тем на уроках биологии. Периодичность занятий — 2 раза в неделю.
Литература для учащихся:

1.         Богданова Т. Л., Солодова Е. А. Справочное пособие для старшеклассников и поступающих в ВУЗы.-М.: АСТ- ПРЕСС ШКОЛА,2009.-816с.

2.         Захаров В. Б. Общая биология: Учебник для 10–11 классов общеобразовательных учебных заведений. — М.: Дрофа, 2002. — 624с.

3.         Киреева Н. М. Биология для поступающих в ВУЗы. Способы решения задач по генетике. — Волгоград: Учитель, 2003. — 50с.

4.         Петросова Р. А. Основы генетики. Темы школьного курса. — М.: Дрофа, 2004. — 96с.

Литература для учителя:

1.         Беркинблит М. Б., Глаголев С. М., Иванова Н. П., Фридман М. В., Фуралев В. А., Чуб В. В. Методическое пособие к учебнику «Общая биология» — М.: МИРОС, 2000. — 93с.

2.         Дмитриева Т. А., Суматохин С. В., Гуленков С. И., Медведева А. А. Биология. Человек. Общая биология. Вопросы. Задания. Задачи. — М.: Дрофа, 2002. — 144с.

3.         Муртазин Г. М. Задачи и упражнения по общей биологии. Пособие для учителей. — М.: Просвещение, 2010. — 192с.

4.         Пономарева И. Н., Соломин В. П., Сидельникова Г. Д. Общая методика обучения биологии. М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 272с.

5.         Рувинский А. О., Высоцкая Л. В., Глаголев С. М. Общая биология: Учебник для 10–11 классов школ с углубленным изучением биологии. — М.: Просвещение, 1993. — 544с.  






Содержание программы.

Общее количество часов — 62.

  1. Введение. 3 часа.

Теоретический курс. Наследственность и изменчивость — свойства организмов. Генетика — наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Методы генетики. Генетическая терминология и символика. История генетических открытий.

  1. Моногибридное скрещивание. 7 часов.

Теоретический курс — 2 часа. Закономерности наследования генов при моногибридном скрещивании, установленные Г. Менделем и их цитологические основы.

Практический курс — 3 часа. Решение прямых задач на моногибридное скрещивание. Определение вероятности появления потомства с заданными признаками. Определение количества потомков с заданными признаками. Определение количества фенотипов и генотипов потомков. Решение обратных задач на моногибридное скрещивание. Решение задач на промежуточное наследование признаков. Решение задач на определение групп крови потомков и родителей по заданным условиям. Решение задач на анализирующее скрещивание. Тестовый контроль № 1 на моногибридное скрещивание (4 варианта)

  1. Дигибридное скрещивание. 7 часов.

Теоретический курс — 1 час. Закономерности наследования при дигибридном скрещивании, цитологические основы наследования, III закон Менделя.

Практический курс — 6 часов. Решение прямых задач на дигибридное скрещивание. Решение обратных задач на дигибридное скрещивание. Тестовый контроль № 2 на дигибридное скрещивание (4 варианта)

  1. Решение задач на наследование групп крови. 4 часа. Практический курс — 3 часа. Актуализация знаний по теме, решение задач.

  2. Сцепленное наследование генов. 7 часов.

Теоретический курс — 2 часа. Закономерности сцепленного наследования. Закон Моргана. Полное и неполное сцепление. Цитологические основы сцепленного наследования: в случае коньюгации хромосом без кроссинговера; в случае коньюгации и кроссинговера между двумя хроматидами; в случае коньюгации хромосом и кроссинговера между одной парой хроматид. Генетические карты. Хромосомная теория наследственности.

Практический курс — 5 часов. Решение задач на сцепленное наследование. Определение количества кроссоверных особей в потомстве. Определение вероятности возникновения различных генотипов и фенотипов потомков по расстоянию между сцепленными генами.

  1. Наследование, сцепленное с полом. 7 часов.

Теоретический курс — 1 час. Цитологические основы наследования, сцепленного с полом. Гомогаметность и гетерогаметность у различных видов живых организмов. Роль половых хромосом в жизни и развитии организмов.

Практический курс — 6часов. Решение прямых и обратных задач на сцепление признака с Х-хромосомой. Решение прямых и обратных задач на сцепление с У-хромосомой.

  1. Взаимодействие неаллельных генов. 8 часов.

Теоретический курс — 2 часа. Эпистаз: доминантный и рецессивный. Полимерия. Комплементарность.

Практический курс — 6 часов. Решение задач на все типы взаимодействия неаллельных генов.

  1. Основы цитологии. 2 часа.

Генетический код. Комплементарность. Репликация ДНК. Биосинтез белка.

  1. Решение цитологических задач всех видов. 10 часов.

Решение задач 1 типа. Решение задач 2 типа. Решение задач 3 типа. Решение задач 4 типа. Решение задач с использованием таблицы генетического кода.

  1. Решение занимательных задач. 3часа.

  2. Итоговое занятие. 2 часа.

Итоговая диагностика: решение генетических задач всех видов

Итоговая диагностика: решение цитологических задач всех видов

12.Защита проектной работы с презентацией «Составление генетических задач» (2 часа).



Календарно-тематическое планирование -68 часов

Тема занятия

Количество часов

Формы деятельности уч-ся

Формы контроля

теория

практикум

1. Введение (3 часа)

1

История генетических открытий. Методы генетики

1


Конспектиро-вание


2-3

Генетические термины и символы. Выполнение теста «Генетические термины»

1

1

Решение кроссворда, ответы на вопросы

Фронтальный

опрос

2.Моногибридное скрещивание (7 часов)

4-5

Закономерности наследования генов при моногибридном скрещивании

— Закон единообразия гибридов первого поколения

— Закон расщепления признаков

— Цитологические основы моногибридного скрещивания.

— Полное и неполное доминирование.

—— Анализирующее скрещивание  

2


Конспектиро-вание , ответы на вопросы

Фронтальный

опрос

6-9

Решение генетических задач на моногибридное скрещивание:

А) Алгоритм решения прямых задач Б) Алгоритм решения обратных задач

В) Решение задач  


4

Решение задач

Индивидуальный опрос

10

Тестовый контроль № 1 на моногибридное скрещивание  


1

Выполнение тестов

Проверка работ

3. Дигибридное скрещивание (7 часов)

11

Закономерности наследования при дигибридном скрещивании

1


Конспектиро-вание , ответы на вопросы

Фронтальный

опрос

12-16

Решение генетических задач на дигибридное скрещивание

А) Алгоритм решения прямых задач

Б) Алгоритм решения обратных задач

В) Решение задач  


5

Решение задач

Индивидуальный опрос

17

Тестовый контроль № 2 на дигибридное скрещивание (4 варианта)


1

Выполнение тестов

Проверка работ

4. Решение задач на наследование групп крови (4 часа)

18-21

Актуализация знаний по теме, решение задач

1

3

Решение задач

Индивидуальный опрос

5. Сцепленное наследование генов (7 часов)

22-23

Закономерности сцепленного наследования.

— Закон Моргана.

— Хромосомная теория наследственности

2


Конспектиро-вание , ответы на вопросы

Фронтальный

опрос

24-28

Решение задач на сцепленное наследование.  


5

Решение задач

Индивидуальный опрос

6. Наследование, сцепленное с полом (7 часов)

29

Цитологические основы наследования, сцепленного с полом

1


Конспектиро-вание , ответы на вопросы

Фронтальный

опрос

30-35

Решение задач на сцепление признака с Х-хромосомой. Решение задач на сцепление с У-хромосомой.


6

Решение задач

Индивидуальный опрос

7. Взаимодействие неаллельных генов (8 часов)

36-37

Эпистаз: доминантный и рецессивный. Комплементарность. Полимерия.

2


Конспектиро-вание, ответы на вопросы

Фронтальный

опрос

38-43

Решение задач на все типы взаимодействия неаллельных генов.  


6

Решение задач

Индивидуальный опрос

  1. Основы цитологии (2 часа)

44

Генетический код. Комплементарность. Репликация ДНК

1


Конспектиро-вание , ответы на вопросы

Фронтальный

опрос

45

Биосинтез белка

1


Конспектиро-вание , ответы на вопросы

Фронтальный

опрос

9.Решение цитологических задач (10)

46

Решение задач 1 типа


1

Решение задач

Индивидуальный опрос

47

Решение задач 2 типа


1

Решение задач

Индивидуальный опрос

48

Решение задач 3 типа


1

Решение задач

Индивидуальный опрос

49

Решение задач 4 типа


1

Решение задач

Индивидуальный опрос

50-55

Решени Решение задач с использованием таблицы генетического кода


6

Решение задач

Индивидуальный опрос

56-58

10.Решение занимательных задач. 3 часа

11. Итоговое занятие (2 часа)

59-

Итоговая диагностика: решение генетических задач всех видов


1

Выполнение письменной работы

Проверка работ

60

Итоговая диагностика: решение цитологических задач всех видов


1

Выполнение письменной работы

Проверка работ

61-62

 12. Защита проектной работы «Составление генетических задач» с презентацией. (2 часа)




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей