СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа элективного курса "За страницами учебник литературы" в 8 классе

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа элективного курса "За страницами учебника литературы" в 8 классе

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа элективного курса "За страницами учебник литературы" в 8 классе»




ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа элективного курса по литературе в 8 классе «За страницами учебника литературы» составлена на основе статьи из сборника «Школа как территория развития», Москва 2008 г. в рамках реализации Национальной программы поддержки и развития чтения. В рабочей программе учтены основные положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России и Программы развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования.

Сейчас, когда в стране разворачивается серьезная работа по решению данной проблемы, когда принята специальная Национальная программа поддержки и развития чтения, важно найти верные ориентиры. Задача учителя-словесника: создание условий для чтения за рамками урока. Что здесь имеется в виду? Надо дать подростку книгу, посоветовать, наконец, прочитать вместе с ним вслух. А потом поразмышлять «без оглядки на авторитеты». Провести их, ещё неопытных читателей, через книгу так, чтобы не разрушить ощущение радости от встречи с ней (книгой). Это задача не из лёгких. А подтолкнуть подростка, чтобы он пошёл дальше сам, ещё труднее. Школьный опыт общения ученика с книгой в современных условиях сложно сделать абсолютно значимым. Но двигаться в этом направлении просто необходимо.

Отсюда проблемный вопрос: как можно интересно организовать детское чтение за рамками урока? «Чтение – это искусство». Чтение – это борьба за духовную встречу. И тому, кто никогда этого не переживал, всегда будет казаться, что от него требуют невозможного. По чтению можно узнавать и определять человека. Ибо каждый из нас есть то, что он читает; и каждый человек есть то, как он читает; и все мы становимся незаметно тем, что мы вычитываем из прочтённого, - как бы букетом собранных нами в чтении цветов. Таким образом, чтение – это диалог между человеком и книгой, требующий усердия, работы ума и сердца. Но зато он даёт незабываемые впечатления и знания. Книги делают человека лучше, а это одно из основных условий, чуть ли ни единственная задача искусства.

Цель – создание условий для общения подростков с книгой через желание «учиться удивляться».

Задачи: привить детям любовь к книге, воспитывать талантливых читателей, обладающих широким кругозором и читательской самостоятельностью, компьютерной грамотностью, развивать творческие способности учащихся.


На основании требований Государственного образовательного стандарта программа курса предполагает реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы. Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся

Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития литературных процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к ценностям национальной и мировой культуры, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности, патриотизма, любви к своему краю.

Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система занятий курса сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Это поможет ученику адаптироваться в мире, где объем информации растет в геометрической прогрессии, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем, от готовности к конструктивному взаимодействию с людьми.

Для изучения отобраны произведения, представляющие собой этико-правовое ядро учебно-методического комплекса, расширяющие кругозор учащихся, способствующие их социализации. Выбор осуществлен в соответствии с возрастными особенностями учащихся 8 класса и с учетом художественной ценности произведений, в соответствии с принципами реалистичности и полноты содержательного аспекта программы.

В результате освоения программы обучащиеся должны достичь определённых уровней личностных, метапредметных, предметных результатов.

Планируемые результаты

Результаты первого уровня (получение обучающимися социально значимых знаний): приобретение школьниками знаний об основных общечеловеческих ценностях; о роли гуманных правил в жизни человеческого общества; о деятельном сострадании, милосердии, ответственности, уважении достоинства; о существовании разнообразных правил и обычаев, которые регулируют взаимоотношения людей; о том, что соблюдение определенных правил способствует защите людей; о взаимном уважении достоинства вне зависимости от различий как основы правил, по которым  должны строиться о сострадании, уважении достоинства других людей, лежащих как в основе гуманных поступков людей, так и в основе правил, направленных  на защиту человека. Результаты второго уровня (развитие социально значимых отношений школьников): развитие ценностных отношений школьника к своему Отечеству, ее истории и культуре, населяющим ее народам; к Земле, природе и биологическому разнообразию жизни; к Знаниям, науке и исследовательской деятельности; к Миру, сотрудничеству; к Человеку, к людям, к человеческой жизни вообще.

Результаты третьего уровня (приобретение школьниками опыта социально значимого действия): обучающийся может приобрести опыт публичного выступления по проблемным вопросам; опыт организации совместной деятельности с другими детьми

Личностные результаты:воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России;

  • усвоение гуманистических принципов;

  • формирование начального уровня целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

  • формирование основ осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

  • освоение основных социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;

  • развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

  • формирование предпосылок для осознания значения семьи в жизни человека и общества, принятия ценности семейной жизни, уважительного и заботливого отношения к членам своей семьи;

  • развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера

Метапредметные результаты:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей;

  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять элементарный контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  • умение определять понятия, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;

  • умение планировать и регулировать свою деятельность;

  • владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью; смысловым чтением;

  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

  • иметь представление об этических нормах и гуманистических ценностях (ценность человеческой жизни, деятельное сострадание, уважение человеческого достоинства, ответственность за последствия совершенного, выбор средств для достижения цели); понимать связь литературных произведений с эпохой их написания;

  • знать основные приемы анализа произведений художественного характера; способы выражения в художественном и публицистическом тексте авторской позиции;

  • уметь выявлять в художественном произведении авторскую позицию по нравственным, этическим, социальным проблемам и выражать своё отношение к ней;

  • уметь сопоставлять жизненный материал и художественный сюжет произведения;

  • анализировать проблемные ситуации и давать им оценку с позиций правовых и этических норм.









































СОДЕРЖАНИЕ КУРСА


Введение – 1 час

Раздел «Искусство быть читателем» (4 часа)

Значение выразительного (художественного) чтения в жизни человека. Средства речи: голос, его свойства (тембр, сила, гибкость, диапазон, выносливость, полётность).       Интонация - главное средство выразительности  речи. Темп речи, мелодичность речи.     Логическое ударение. Сила голоса (понижение или повышение). Значение и функции  паузы, ее разновидности (логическая, психологическая, физиологическая) .Значение их практического использования. Эмоционально-образная выразительность речи.   Требования, которые предъявляет искусство чтения к дыханию, дикции, орфоэпии. Упражнения по орфоэпии и дикции (возможно использование устной народной поэзии).

Для чтения и обсуждения:

В.Гроссман «Рассказик о счастье» (из книги «Несколько печальных дней»). Анализ миниатюры как предмет исследования. Проблема понимания счастья. Выявление подтекстовой информации (работа с образами, словом, тропами).


Раздел «Христианская этика и нравственность» - 4 часа

Притча как литературный жанр. Разнообразие тематики и проблематики. Общественно значимый философский подтекст.

Для чтения и обсуждения:

Притчи: «В больнице»; «Кольцо Соломона»; «О счастье»; «Обиды и радости»; «Притча о гвоздях»; «Слепой и прохожий»; «Тройное сито»; «Три типа слушателей».

Творческая мастерская

Конкурс риторов «На лучшую притчу». Конкурс творчества «Я могу написать свою притчу», «Перед зеркалом»; «Часы и жизнь» и т.п.


Раздел «В мире интересных книг». - 25 часов


Произведения для работы по проблеме красоты, чести, достоинства

Расширение культурных горизонтов. Изучение и анализ художественных произведений авторов. Концептуальный уровень текста. Проблема подлинной и мнимой красоты человека, проблема ложного героизма, проблема чести и сохранения человеческого достоинства. Художественная деталь как важная подтекстовая и концептуальная информация в содержании художественного произведения.

Для чтения и обсуждения:

Б.Васильев. Рассказы «Уродина», «Холодно, холодно»; «Мир восклицательный знак» и др. (на выбор).

О.Генри. Новеллы «Пока ждёт автомобиль»; «Погребок и роза»

К.Паустовский. Рассказы «Старый повар»; «Старик в станционном буфете»

Творческая мастерская

Составляем «Читательские карты»

Произведения для работы по проблеме детства, милосердия и сострадания

Расширение культурных горизонтов. Изучение и анализ художественных произведений авторов. Концептуальный уровень текста. Проблемы влияния впечатлений детства на жизнь человека, проблема милосердия и сострадания, проблема человеческого счастья.

Для чтения и обсуждения:

А.Приставкин. Повесть «Ночевала тучка золотая»

В.Железников. Повесть «Чучело»

Творческая мастерская

Диалог с текстом. Конкурс умных читателей: как общение с книгой… обогатило меня?

Театр действий. Творческая защита групп: инсценировка самой важной сцены (с обоснованием).


Произведения для работы по проблеме любви и дружбы в подростковой среде, взаимоотношений со взрослыми

Расширение культурных горизонтов. Изучение и анализ художественных произведений авторов. Концептуальный уровень текста. Проблемы любви и дружбы в подростковой среде, взаимоотношений со взрослыми; проблемы героизма и ответственности за свои поступки.









































ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ, ОТВОДИМЫХ НА ОСВОЕНИЕ КАЖДОЙ ТЕМЫ


Название темы (раздела)

урока

Тема урока

Введение — 1 ч

1(1)

Особенности и задачи элективного курса

«За страницами учебника литературы»

Искусство быть читателем - 4 часа

2(1)

Значение выразительного (художественного) чтения в жизни человека.


3(2)

Средства речи: голос, его свойства Послушаем свой голос. Голосовой сценарий


4(3)

В.Гроссман «Рассказик о счастье». Анализ миниатюры как предмет исследования. Проблема понимания счастья.


5(4)

Ролевая игра-диалог. «Круг нашего чтения»

Христианская этика и нравственность – 4 часа

6(1)

Христианская этика и нравственность


7(2)

Притча как литературный жанр. Разнообразие тематики и проблематики притч.


8(3)

Общественно значимый философский подтекст в содержании притч «В больнице», «Кольцо Соломона»; «О счастье»; «Обиды и радости».


9(4)

Проблематика притч «Притча о гвоздях»; «Слепой и прохожий»; «Тройное сито»; «Три типа слушателей».

В мире интересных книг – 25 часов


Произведения о красоте, чести и достоинстве- 9 часов

10(1)

Проблемы подлинной и мнимой красоты человека, ложного героизма, проблема чести и сохранения человеческого достоинства.


11(2)

Рассказ Б.Васильева «Уродина». Тема, идея произведения.


12(3)

Проблемный анализ рассказа Б.Васильева «Уродина»


13(4)

О.Генри. Новелла «Пока ждёт автомобиль»; Художественная деталь как важная подтекстовая информация в произведении


14(5)

Проблемный анализ новеллы О.Генри «Пока ждёт автомобиль»


15(6)

К.Паустовский. Рассказ «Старый повар».Тема, идея произведения.


16(7)

Проблемный анализ рассказа «Старый повар»


17(8)

К.Паустовский. Рассказ «Старик в станционном буфете»


18(9)

Проблемный анализ рассказа «Сарик в станционном буфете»

Произведения о детстве, милосердии и сострадании — 6 часов

19(1)

Проблемы влияния впечатлений детства на жизнь человека, проблема милосердия и сострадания, проблема человеческого счастья


20(2)

А. Приставкин. Повесть «Ночевала тучка золотая»

Обсуждаем книгу в плане развития сюжета (прогноз происходящих событий; героев, их поступков и характеров)


21(3)

А. Приставкин. Повесть «Ночевала тучка золотая»

Думаем: Почему? Кто? Зачем? Как? Если бы…


22(4)

Проблемный анализ повести А.Приставкина «Ночевала тучка золотая»


23(5)

Повесть В.Железникова «Чучело».


24(6)

Практическое занятие по книге В.Железникова «Чучело»

«Все мы белые вороны»

Произведения о любви и дружюе в подростковой среде, взаимоотношений совзрослыми — 9 часов

25(1)

Проблемы любви и дружбы в подростковой среде, взаимоотношений со взрослыми; проблема ответственности за свои поступки.




26(2)

Героическая тема и утверждение моральной стойкости в книге Олдриджа «Последний дюйм»


27(3)

Д.Олдридж. Рассказ «Отец и сын»


28(4)

Проблематика рассказов Олдриджа.


29(5)

А.Битов. Рассказ «Но-га». Прогнозирование событий


30(6)

Практическое занятие В чём актуальность рассказа А.Битова «Но-га»? Ключевая сцена и главный герой Зайцев. Зачем открытый финал автору?


31(7)

М.Ибрагимбеков «За всё хорошее смерть» .Тема, идея произведения.


32(8)

Проблематика повести М.Ибрагимбекова «За всё хорошее смерть»


33(9)

Нравственные уроки повести

Подведение итогов- 1 ч

34(1)

Подведение итогов «От книги к книге»














УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

РЭШ. Российская электронная школа. https://resh.edu.ru/

Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор» http://www.feb-web.ru/










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!