ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа элективного курса по литературе в 8 классе «За страницами учебника литературы» составлена на основе статьи из сборника «Школа как территория развития», Москва 2008 г. в рамках реализации Национальной программы поддержки и развития чтения. В рабочей программе учтены основные положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России и Программы развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования.
Сейчас, когда в стране разворачивается серьезная работа по решению данной проблемы, когда принята специальная Национальная программа поддержки и развития чтения, важно найти верные ориентиры. Задача учителя-словесника: создание условий для чтения за рамками урока. Что здесь имеется в виду? Надо дать подростку книгу, посоветовать, наконец, прочитать вместе с ним вслух. А потом поразмышлять «без оглядки на авторитеты». Провести их, ещё неопытных читателей, через книгу так, чтобы не разрушить ощущение радости от встречи с ней (книгой). Это задача не из лёгких. А подтолкнуть подростка, чтобы он пошёл дальше сам, ещё труднее. Школьный опыт общения ученика с книгой в современных условиях сложно сделать абсолютно значимым. Но двигаться в этом направлении просто необходимо.
Отсюда проблемный вопрос: как можно интересно организовать детское чтение за рамками урока? «Чтение – это искусство». Чтение – это борьба за духовную встречу. И тому, кто никогда этого не переживал, всегда будет казаться, что от него требуют невозможного. По чтению можно узнавать и определять человека. Ибо каждый из нас есть то, что он читает; и каждый человек есть то, как он читает; и все мы становимся незаметно тем, что мы вычитываем из прочтённого, - как бы букетом собранных нами в чтении цветов. Таким образом, чтение – это диалог между человеком и книгой, требующий усердия, работы ума и сердца. Но зато он даёт незабываемые впечатления и знания. Книги делают человека лучше, а это одно из основных условий, чуть ли ни единственная задача искусства.
Цель – создание условий для общения подростков с книгой через желание «учиться удивляться».
Задачи: привить детям любовь к книге, воспитывать талантливых читателей, обладающих широким кругозором и читательской самостоятельностью, компьютерной грамотностью, развивать творческие способности учащихся.
На основании требований Государственного образовательного стандарта программа курса предполагает реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы. Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся
Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития литературных процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к ценностям национальной и мировой культуры, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности, патриотизма, любви к своему краю.
Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система занятий курса сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Это поможет ученику адаптироваться в мире, где объем информации растет в геометрической прогрессии, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем, от готовности к конструктивному взаимодействию с людьми.
Для изучения отобраны произведения, представляющие собой этико-правовое ядро учебно-методического комплекса, расширяющие кругозор учащихся, способствующие их социализации. Выбор осуществлен в соответствии с возрастными особенностями учащихся 8 класса и с учетом художественной ценности произведений, в соответствии с принципами реалистичности и полноты содержательного аспекта программы.
В результате освоения программы обучащиеся должны достичь определённых уровней личностных, метапредметных, предметных результатов.
Планируемые результаты
Результаты первого уровня (получение обучающимися социально значимых знаний): приобретение школьниками знаний об основных общечеловеческих ценностях; о роли гуманных правил в жизни человеческого общества; о деятельном сострадании, милосердии, ответственности, уважении достоинства; о существовании разнообразных правил и обычаев, которые регулируют взаимоотношения людей; о том, что соблюдение определенных правил способствует защите людей; о взаимном уважении достоинства вне зависимости от различий как основы правил, по которым должны строиться о сострадании, уважении достоинства других людей, лежащих как в основе гуманных поступков людей, так и в основе правил, направленных на защиту человека. Результаты второго уровня (развитие социально значимых отношений школьников): развитие ценностных отношений школьника к своему Отечеству, ее истории и культуре, населяющим ее народам; к Земле, природе и биологическому разнообразию жизни; к Знаниям, науке и исследовательской деятельности; к Миру, сотрудничеству; к Человеку, к людям, к человеческой жизни вообще.
Результаты третьего уровня (приобретение школьниками опыта социально значимого действия): обучающийся может приобрести опыт публичного выступления по проблемным вопросам; опыт организации совместной деятельности с другими детьми
Личностные результаты:воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России;
усвоение гуманистических принципов;
формирование начального уровня целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
формирование основ осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
освоение основных социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
формирование предпосылок для осознания значения семьи в жизни человека и общества, принятия ценности семейной жизни, уважительного и заботливого отношения к членам своей семьи;
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера
Метапредметные результаты:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять элементарный контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;
умение планировать и регулировать свою деятельность;
владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью; смысловым чтением;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
иметь представление об этических нормах и гуманистических ценностях (ценность человеческой жизни, деятельное сострадание, уважение человеческого достоинства, ответственность за последствия совершенного, выбор средств для достижения цели); понимать связь литературных произведений с эпохой их написания;
знать основные приемы анализа произведений художественного характера; способы выражения в художественном и публицистическом тексте авторской позиции;
уметь выявлять в художественном произведении авторскую позицию по нравственным, этическим, социальным проблемам и выражать своё отношение к ней;
уметь сопоставлять жизненный материал и художественный сюжет произведения;
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Введение – 1 час
Раздел «Искусство быть читателем» (4 часа)
Значение выразительного (художественного) чтения в жизни человека. Средства речи: голос, его свойства (тембр, сила, гибкость, диапазон, выносливость, полётность). Интонация - главное средство выразительности речи. Темп речи, мелодичность речи. Логическое ударение. Сила голоса (понижение или повышение). Значение и функции паузы, ее разновидности (логическая, психологическая, физиологическая) .Значение их практического использования. Эмоционально-образная выразительность речи. Требования, которые предъявляет искусство чтения к дыханию, дикции, орфоэпии. Упражнения по орфоэпии и дикции (возможно использование устной народной поэзии).
Для чтения и обсуждения:
В.Гроссман «Рассказик о счастье» (из книги «Несколько печальных дней»). Анализ миниатюры как предмет исследования. Проблема понимания счастья. Выявление подтекстовой информации (работа с образами, словом, тропами).
Раздел «Христианская этика и нравственность» - 4 часа
Притча как литературный жанр. Разнообразие тематики и проблематики. Общественно значимый философский подтекст.
Для чтения и обсуждения:
Притчи: «В больнице»; «Кольцо Соломона»; «О счастье»; «Обиды и радости»; «Притча о гвоздях»; «Слепой и прохожий»; «Тройное сито»; «Три типа слушателей».
Творческая мастерская
Конкурс риторов «На лучшую притчу». Конкурс творчества «Я могу написать свою притчу», «Перед зеркалом»; «Часы и жизнь» и т.п.
Раздел «В мире интересных книг». - 25 часов
Произведения для работы по проблеме красоты, чести, достоинства
Расширение культурных горизонтов. Изучение и анализ художественных произведений авторов. Концептуальный уровень текста. Проблема подлинной и мнимой красоты человека, проблема ложного героизма, проблема чести и сохранения человеческого достоинства. Художественная деталь как важная подтекстовая и концептуальная информация в содержании художественного произведения.
Для чтения и обсуждения:
Б.Васильев. Рассказы «Уродина», «Холодно, холодно»; «Мир восклицательный знак» и др. (на выбор).
О.Генри. Новеллы «Пока ждёт автомобиль»; «Погребок и роза»
К.Паустовский. Рассказы «Старый повар»; «Старик в станционном буфете»
Творческая мастерская
Составляем «Читательские карты»
Произведения для работы по проблеме детства, милосердия и сострадания
Расширение культурных горизонтов. Изучение и анализ художественных произведений авторов. Концептуальный уровень текста. Проблемы влияния впечатлений детства на жизнь человека, проблема милосердия и сострадания, проблема человеческого счастья.
Для чтения и обсуждения:
А.Приставкин. Повесть «Ночевала тучка золотая»
В.Железников. Повесть «Чучело»
Творческая мастерская
Диалог с текстом. Конкурс умных читателей: как общение с книгой… обогатило меня?
Театр действий. Творческая защита групп: инсценировка самой важной сцены (с обоснованием).
Произведения для работы по проблеме любви и дружбы в подростковой среде, взаимоотношений со взрослыми
Расширение культурных горизонтов. Изучение и анализ художественных произведений авторов. Концептуальный уровень текста. Проблемы любви и дружбы в подростковой среде, взаимоотношений со взрослыми; проблемы героизма и ответственности за свои поступки.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ, ОТВОДИМЫХ НА ОСВОЕНИЕ КАЖДОЙ ТЕМЫ
Название темы (раздела) | № урока | Тема урока |
Введение — 1 ч | 1(1) | Особенности и задачи элективного курса «За страницами учебника литературы» |
Искусство быть читателем - 4 часа | 2(1) | Значение выразительного (художественного) чтения в жизни человека. |
| 3(2) | Средства речи: голос, его свойства Послушаем свой голос. Голосовой сценарий |
| 4(3) | В.Гроссман «Рассказик о счастье». Анализ миниатюры как предмет исследования. Проблема понимания счастья. |
| 5(4) | Ролевая игра-диалог. «Круг нашего чтения» |
Христианская этика и нравственность – 4 часа | 6(1) | Христианская этика и нравственность |
| 7(2) | Притча как литературный жанр. Разнообразие тематики и проблематики притч. |
| 8(3) | Общественно значимый философский подтекст в содержании притч «В больнице», «Кольцо Соломона»; «О счастье»; «Обиды и радости». |
| 9(4) | Проблематика притч «Притча о гвоздях»; «Слепой и прохожий»; «Тройное сито»; «Три типа слушателей». |
В мире интересных книг – 25 часов Произведения о красоте, чести и достоинстве- 9 часов | 10(1) | Проблемы подлинной и мнимой красоты человека, ложного героизма, проблема чести и сохранения человеческого достоинства. |
| 11(2) | Рассказ Б.Васильева «Уродина». Тема, идея произведения. |
| 12(3) | Проблемный анализ рассказа Б.Васильева «Уродина» |
| 13(4) | О.Генри. Новелла «Пока ждёт автомобиль»; Художественная деталь как важная подтекстовая информация в произведении |
| 14(5) | Проблемный анализ новеллы О.Генри «Пока ждёт автомобиль» |
| 15(6) | К.Паустовский. Рассказ «Старый повар».Тема, идея произведения. |
| 16(7) | Проблемный анализ рассказа «Старый повар» |
| 17(8) | К.Паустовский. Рассказ «Старик в станционном буфете» |
| 18(9) | Проблемный анализ рассказа «Сарик в станционном буфете» |
Произведения о детстве, милосердии и сострадании — 6 часов | 19(1) | Проблемы влияния впечатлений детства на жизнь человека, проблема милосердия и сострадания, проблема человеческого счастья |
| 20(2) | А. Приставкин. Повесть «Ночевала тучка золотая» Обсуждаем книгу в плане развития сюжета (прогноз происходящих событий; героев, их поступков и характеров) |
| 21(3) | А. Приставкин. Повесть «Ночевала тучка золотая» Думаем: Почему? Кто? Зачем? Как? Если бы… |
| 22(4) | Проблемный анализ повести А.Приставкина «Ночевала тучка золотая» |
| 23(5) | Повесть В.Железникова «Чучело». |
| 24(6) | Практическое занятие по книге В.Железникова «Чучело» «Все мы белые вороны» |
Произведения о любви и дружюе в подростковой среде, взаимоотношений совзрослыми — 9 часов | 25(1) | Проблемы любви и дружбы в подростковой среде, взаимоотношений со взрослыми; проблема ответственности за свои поступки. |
| 26(2) | Героическая тема и утверждение моральной стойкости в книге Олдриджа «Последний дюйм» |
| 27(3) | Д.Олдридж. Рассказ «Отец и сын» |
| 28(4) | Проблематика рассказов Олдриджа. |
| 29(5) | А.Битов. Рассказ «Но-га». Прогнозирование событий |
| 30(6) | Практическое занятие В чём актуальность рассказа А.Битова «Но-га»? Ключевая сцена и главный герой Зайцев. Зачем открытый финал автору? |
| 31(7) | М.Ибрагимбеков «За всё хорошее смерть» .Тема, идея произведения. |
| 32(8) | Проблематика повести М.Ибрагимбекова «За всё хорошее смерть» |
| 33(9) | Нравственные уроки повести |
Подведение итогов- 1 ч | 34(1) | Подведение итогов «От книги к книге» |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
РЭШ. Российская электронная школа. https://resh.edu.ru/
Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор» http://www.feb-web.ru/