СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 17.07.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа элективного (предметного) курса по математике.

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа элективного (предметного) курса по математике для учащихся 6 класса. Основная цель данной программы -  помочь учащимся развить умения и навыки в решении задач, научить грамотному подходу к решению текстовых задач.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа элективного (предметного) курса по математике.»


Рассмотрено

На заседании ШМО

Протокол №____

«___»______20__г.

Согласовано


Заместитель директора

__________ подпись «___»______20__г.


Утверждаю

Директор МАОУ СОШ № 12 г. Ишима

__________ подпись «___»______20__г.




Рабочая программа


элективного (предметного) курса по математике

на 2017 - 2018 г.












Класс 6А,Б

Учитель Ваккер Е.В.

Количество часов: всего 17 час; в неделю 1 час.




Календарно-тематического планирования


№/п

Количество часов

Тема

Основные понятия

Ключевые компетентности

ЗУН соответствующие содержанию КИМ Г(И)А

Контроль

Дата

1-2

2

Сложные задачи на движение

Виды движения по суше: встречное, в одном направлении, в противоположном направлении, вдогонку. Особенности каждого вида движения. Связь трех компонентов задачи (скорость, время, расстояние) при каждом виде движения.


Регулятивные УУД

адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы Познавательные УУД

осуществлять сравнение, классификацию

Коммуникативные УУД

Аргументировать свою точку зрения

Используя формулу пути решать задачи на сближение или удаление объектов движения. Выполнять арифметические действия.


Тест


3-4

2

Задачи на движение по реке

Виды движения по воде: по течению, против течения, в стоячей воде.

Регулятивные УУД

уметь реализовывать свои знания Познавательные УУД

устанавливать причинно-следственные связи

Коммуникативные УУД

работать в группе, устанавливать рабочие отношения

Вычислять скорость движения по течению реки, против течения реки.

Определять в чем различие: движения по шоссе и по реке.


Тест


5-6

2

Решение текстовых задач на зависимость между компонентами.

Выделение взаимосвязей данных и искомых величин в задаче.

Название компонентов и результатов арифметических действий.

Задачи на время. Задачи на работу. Задачи на производительность труда. Задачи на «бассейн». Задачи на планирование.

Регулятивные УУД

навыки самоконтроля

Познавательные УУД

составлять схемы и математические модели при решении задач

осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий

Коммуникативные УУД

отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий

Определять объем выполненной работы. Находить временя, затраченное на выполнение объема работы. Уметь решать задачи на «бассейн», наполняемый разными трубами одновременно, задачи на планирование.


Тест


7-8

2

Задачи на процентное отношение

Проценты. Нахождение процента от числа. Решение задач на нахождение части числа и числа по части. Решение текстовых задач по теме «Процентные вычисления в жизненных ситуациях».


Познавательные УУД

строить схемы и модели для решения задач

Коммуникативные УУД

владеть устной и письменной речью

Регулятивные УУД

самостоятельно выполнять действия на основе учёта выделенных учителем ориентиров

Читать и записывать процентное отношение; Находить часть числа и число по его части.


Тест


9-10

2

Задачи на последовательное повышение и понижение цены

Последовательное снижение (повышение) цены товара.

Регулятивные УУД

Оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.

Познавательные УУД

проводить сравнение и классификацию по заданным критериям.

Коммуникативные УУД

контролировать действие партнера

Уметь составлять математическую модель зависимости цен.


Тест


11-12

2

Задачи на смеси и сплавы

Задачи на смеси, растворы, сплавы. Задачи на последовательное выпаривание и высушивание.

Регулятивные УУД

учитывать правило в планировании и контроле способа решения

Познавательные УУД

использовать поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.

Коммуникативные УУД

учитывать разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве

Уметь решать задачи химического содержания составлением математической модели


Тест


13-14

2

Задачи на прямую и обратную пропорциональность

Прямая и обратная пропорциональности. Решение текстовых задач по теме «Пропорциональные отношения в жизни».


Регулятивные УУД

осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату

Познавательные УУД

проводить сравнение и классификацию по заданным критериям.

Коммуникативные УУД договариваться о совместной деятельности, приходят к общему решению, в том числе в ситуации столкновения интересов.

Уметь объяснять практическую значимость понятий прямой и обратной пропорциональности величин; решают задачи на пропорциональные величины с помощью пропорции


Тест


15-17

3

Задачи математических олимпиад

Решение логических задач. Задачи со спичками. Задачи на сравнение.

Познавательные УУД

выделять характерные причинно-следственные связи

Регулятивные УУД

уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им

прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей

Коммуникативные УУД

строить монологическое контекстное высказывание

Уметь комбинировать известные алгоритмы для решения занимательных и олимпиадных задач


Домашняя олимпиадная работа






Пояснительная записка


Нормативно-правовой основой рабочей программы элективного курса по математике являются:

  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. №1897 (в редакции от 29.12.2014) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;

  • Учебный план МАОУ СОШ№8 г. Ишима, утверждённый приказом директора от 29.05.2015 №392 од;

  • Положение об элективных (предметных) курсах в муниципальном автономном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа №8 г. Ишима», утверждённое приказом по школе от 12.11.2014 №558 од


Данная программа призвана помочь учащимся развить умения и навыки в решении задач, научить грамотному подходу к решению текстовых задач. Курс содержит различные виды арифметических задач. С их помощью учащиеся получают опыт работы с величинами, постигают взаимосвязи между ними, получают опыт применения математики к решению практических задач.

Изучение данного курса актуально в связи с тем, что рассмотрение вопроса решения текстовых задач не выделено в отдельные блоки учебного материала. Решение задач встречается в разных темах, но не указываются основные общие способы их решения, как правило, не выделяются одинаковые взаимосвязи между компонентами задачи. К тому же, недостаточно внимания уделяется решению задач на проценты, которые рассматриваются в 5 классе и затем встречаются в экзаменационных работах за курс основной и средней (полной) общей школы.

Арифметические способы решения текстовых задач позволяют развивать умение анализировать задачные ситуации, строить план решения с учётом взаимосвязей между известными и неизвестными величинами (с учётом типа задачи), истолковывать результат каждого действия в рамках условия задачи, проверять правильность решения с помощью обратной задачи, то есть формулировать и развивать важные общеучебные умения.

Использование алгоритмов, таблиц, рисунков, общих приемов дает возможность ликвидировать у большей части учащихся страх перед текстовой задачей, научить распознавать типы задач и правильно выбирать прием решения. Курс является дополнением школьного учебника по математике для 6 класса, направлен на формирование и развитие у учащихся умения решать текстовые задачи. Данный курс направлен на расширение знаний учащихся, повышения уровня математической подготовки, на развитие умения составлять задачи, имеющие практическое значение.

Цели обучения.

  1. Развитие логического и алгоритмического мышления.

  2. Создание ситуации « погружения» в нетрадиционные задачи.

  3. Выработка навыков устной монологической речи.

  4. Создание ситуации эффективной групповой учебной деятельности.

  5. Повышение уровня умения решать текстовые задачи,

  6. Развитие мышления и математических способностей учащихся,

  7. Расширение знаний учащихся.


Задачи курса.

  1. Развитие устойчивого интереса учащихся к математике;

  2. Расширение и углубление знаний учащихся по программному материалу;

  3. Развитие у учащихся умения самостоятельно и творчески работать с учебной и научно- популярной литературой;

  4. Расширение и углубление представлений учащихся о практическом значении математике в различных областях и отраслях;

  5. Расширение знаний учащихся о культурно-исторической ценности математики; разностороннее развитие личности;

  6. Осуществление индивидуализации и дифференциации; научить решать задачи любой сложности;

  7. Помочь оценить ученику свои возможности и способности с точки зрения образовательной перспективы.


Основные принципы отбора материала:

  1. Принцип доступности;

  2. Принцип дифференцированности;

  3. Принцип активности (разные виды деятельности: интеллектуальная, эмоциональная, игры);

  4. Принцип наглядности.


Методы и приемы обучения.

  1. Укрупнение дидактических единиц в обучении математике.

  2. Знакомство с историческим материалом по всем изучаемым темам.

  3. Иллюстративно-наглядный метод, как основной метод всех занятий.

  4. Индивидуальная и дифференцированная работа с учащимися.

  5. Дидактические игры.


Формы контроля уровня достижений обучающихся осуществляются через тестовые работы, решения КИМов ОГЭ и ЕГЭ, а также выполнение олимпиадных заданий.

Планируемые результаты изучения учебного курса

Личностные результаты

Личностные универсальные учебные действия

• ориентация в системе требований при обучении математике;

• позитивное, эмоциональное восприятие математических объектов, рассуждений, решений задач, рассматриваемых проблем.

Ученик получит возможность для формирования:

• выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к изучению математики;

• умение выбирать желаемый уровень математических результатов;

• адекватной позитивной самооценки и Я-концепции.


Метапредметные образовательные результаты

Регулятивные универсальные учебные действия

Ученик научится:

• совместному с учителем целеполаганию в математической деятельности;

• анализировать условие задачи;

• действовать в соответствии с предложенным алгоритмом, составлять несложные алгоритмы вычислений и построений;

• применять приемы самоконтроля при решении математических задач;

• оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы на основе имеющихся шаблонов.

Ученик получит возможность научиться:

• видеть различные стратегии решения задач, осознанно выбирать способ решения;

• основам саморегуляции в математической деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Ученик научится:

• строить речевые конструкции с использованием изученной терминологии и символики, понимать смысл поставленной задачи, осуществлять перевод с естественного языка на математический и наоборот;

• осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать.

Ученик получит возможность научиться:

• задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности взаимодействия с другими;

• устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;

• отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий.

Познавательные универсальные учебные действия

Ученик научится:

• анализировать и осмысливать тексты задач, переформулировать их условия моделировать условие с помощью схем, рисунков, таблиц, реальных предметов, строить логическую цепочку рассуждений;

• формулировать простейшие свойства изучаемых математических объектов;

• с помощью учителя анализировать, систематизировать, классифицировать изучаемые математические объекты.

Ученик получит возможность научиться:

• осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.


Предметные образовательные результаты

Ученик научится:

• выполнять действия с натуральными числами и обыкновенными дробями, сочетая устные и письменные приёмы вычислений;

• решать текстовые задачи арифметическим способом.

• использовать в ходе решения задач элементарные представления, связанные с приближёнными значениями величин

  • решать простейшие уравнения на основе зависимостей между компонентами арифметических действий;

• использовать понятия и умения, связанные с пропорциональностью величин, процентами, в ходе решения математических задач и задач из смежных предметов, выполнять несложные практические расчёты;

• пользоваться основными единицами длины, массы, времени, скорости, площади, объёма; выражать более крупные единицы через более мелкие и наоборот

• выполнять устно и письменно арифметические действия над числами, находить значения числовых выражений

Ученик получит возможность научиться:

• научиться использовать приёмы, рационализирующие вычисления.

• понять, что числовые данные, которые используются для характеристики объектов окружающего мира, являются преимущественно приближёнными.

  • понимать существо понятия алгоритма

  •  понимать уравнение как важнейшую математическую модель для описания и изучения разнообразных реальных ситуаций.

  • уверенно применять аппарат уравнений для решения разнообразных задач из математики




Программно - методическое обеспечение

  1. Мерзляк А.Г.и др. Сборник задач по математике для 6 класса М.-Х: "ИЛЕКСА", 2001

  2. Шевкин А.В. Обучение решению текстовых задач в 5-6 классах.: Книга для учителя. – М.:Галс плюс, 1998. – 168 с.

  3. Задачи для внеклассной работы по математике (5-11 классы) / А.В. Мерлин, Н.И. Мерлина/ Учебное пособие, 2-е изд., испр. и доп. Чебоксары: Изд-во Чувашского университета, 2002.

  4. А.В. Фарков. Математические олимпиадные работы. 5-11 классы. – СПб.: Питер, 2010.

  5. Шарыгин И.Ф., А.В. Шевкин. Задачи на смекалку: Учебное пособие для 5-6 кл. общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2003. – 95 с.

  6. Змаева Е. Решение задач на движение/ Математика. – 2000. - №14 – С. 40 – 41.

  7. Устные задачи на движение http://komdm.ucoz.ru/index/0-11

  8. Шевкин А.В. и др. Сборник задач по математике для учащихся 5-6 классов.- М.:"Русское слово - РС" , 2001.

  9. Спивак А.В Тысяча и одна задача по математике. Книга для учащихся 5-7 классов. – М.: Просвещение,- 2-е изд., 2005

  10. Талызина Н.Ф.Формирование общих приёмов решения арифметических задач//Формирование приёмов математического мышления - М.: ТОО «Вентана --Граф», 1995

  11. Шевкин А.В. и др. Сборник задач по математике для учащихся 5-6 классов.- М.:"Русское слово - РС" , 2001.

  12. М.А. Куканов. Моделирование в решении задач - Волгоград: Учитель, 2009.

  13. Математика: интеллектуальные марафоны, турниры, бои: 5- 11 классы: книга  для учителя/ А. Д. Блинков и др., общ. Ред. И. Л. Соловейчик. – М.: Первое    сентября, 2003. – 256 с.

  14. И. Перельман «Живая математика». М. Изд. «Наука», 1974г.

  15. Ф.Ф. Лысенко «Готовься к математическим соревнованиям» г. Ростов-на-Дону 2001 г.

  16. Савин А.П. Математические миниатюры. М.: Дет. лит. 1998.






























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!