Рассмотрено На заседании ШМО Протокол №____ «___»______20__г. | Согласовано Заместитель директора __________ подпись «___»______20__г. | Утверждаю Директор МАОУ СОШ № 12 г. Ишима __________ подпись «___»______20__г. |
Рабочая программа
элективного (предметного) курса по математике
на 2017 - 2018 г.
Класс 6А,Б
Учитель Ваккер Е.В.
Количество часов: всего 17 час; в неделю 1 час.
Календарно-тематического планирования
№/п | Количество часов | Тема | Основные понятия | Ключевые компетентности | ЗУН соответствующие содержанию КИМ Г(И)А | Контроль | Дата |
1-2 | 2 | Сложные задачи на движение | Виды движения по суше: встречное, в одном направлении, в противоположном направлении, вдогонку. Особенности каждого вида движения. Связь трех компонентов задачи (скорость, время, расстояние) при каждом виде движения. | Регулятивные УУД адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы Познавательные УУД осуществлять сравнение, классификацию Коммуникативные УУД Аргументировать свою точку зрения | Используя формулу пути решать задачи на сближение или удаление объектов движения. Выполнять арифметические действия. | Тест | |
3-4 | 2 | Задачи на движение по реке | Виды движения по воде: по течению, против течения, в стоячей воде. | Регулятивные УУД уметь реализовывать свои знания Познавательные УУД устанавливать причинно-следственные связи Коммуникативные УУД работать в группе, устанавливать рабочие отношения | Вычислять скорость движения по течению реки, против течения реки. Определять в чем различие: движения по шоссе и по реке. | Тест | |
5-6 | 2 | Решение текстовых задач на зависимость между компонентами. | Выделение взаимосвязей данных и искомых величин в задаче. Название компонентов и результатов арифметических действий. Задачи на время. Задачи на работу. Задачи на производительность труда. Задачи на «бассейн». Задачи на планирование. | Регулятивные УУД навыки самоконтроля Познавательные УУД составлять схемы и математические модели при решении задач осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий Коммуникативные УУД отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий | Определять объем выполненной работы. Находить временя, затраченное на выполнение объема работы. Уметь решать задачи на «бассейн», наполняемый разными трубами одновременно, задачи на планирование. | Тест | |
7-8 | 2 | Задачи на процентное отношение | Проценты. Нахождение процента от числа. Решение задач на нахождение части числа и числа по части. Решение текстовых задач по теме «Процентные вычисления в жизненных ситуациях». | Познавательные УУД строить схемы и модели для решения задач Коммуникативные УУД владеть устной и письменной речью Регулятивные УУД самостоятельно выполнять действия на основе учёта выделенных учителем ориентиров | Читать и записывать процентное отношение; Находить часть числа и число по его части. | Тест | |
9-10 | 2 | Задачи на последовательное повышение и понижение цены | Последовательное снижение (повышение) цены товара. | Регулятивные УУД Оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. Познавательные УУД проводить сравнение и классификацию по заданным критериям. Коммуникативные УУД контролировать действие партнера | Уметь составлять математическую модель зависимости цен. | Тест | |
11-12 | 2 | Задачи на смеси и сплавы | Задачи на смеси, растворы, сплавы. Задачи на последовательное выпаривание и высушивание. | Регулятивные УУД учитывать правило в планировании и контроле способа решения Познавательные УУД использовать поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. Коммуникативные УУД учитывать разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве | Уметь решать задачи химического содержания составлением математической модели | Тест | |
13-14 | 2 | Задачи на прямую и обратную пропорциональность | Прямая и обратная пропорциональности. Решение текстовых задач по теме «Пропорциональные отношения в жизни». | Регулятивные УУД осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату Познавательные УУД проводить сравнение и классификацию по заданным критериям. Коммуникативные УУД договариваться о совместной деятельности, приходят к общему решению, в том числе в ситуации столкновения интересов. | Уметь объяснять практическую значимость понятий прямой и обратной пропорциональности величин; решают задачи на пропорциональные величины с помощью пропорции | Тест | |
15-17 | 3 | Задачи математических олимпиад | Решение логических задач. Задачи со спичками. Задачи на сравнение. | Познавательные УУД выделять характерные причинно-следственные связи Регулятивные УУД уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей Коммуникативные УУД строить монологическое контекстное высказывание | Уметь комбинировать известные алгоритмы для решения занимательных и олимпиадных задач | Домашняя олимпиадная работа | |
Пояснительная записка
Нормативно-правовой основой рабочей программы элективного курса по математике являются:
Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. №1897 (в редакции от 29.12.2014) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
Учебный план МАОУ СОШ№8 г. Ишима, утверждённый приказом директора от 29.05.2015 №392 од;
Положение об элективных (предметных) курсах в муниципальном автономном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа №8 г. Ишима», утверждённое приказом по школе от 12.11.2014 №558 од
Данная программа призвана помочь учащимся развить умения и навыки в решении задач, научить грамотному подходу к решению текстовых задач. Курс содержит различные виды арифметических задач. С их помощью учащиеся получают опыт работы с величинами, постигают взаимосвязи между ними, получают опыт применения математики к решению практических задач.
Изучение данного курса актуально в связи с тем, что рассмотрение вопроса решения текстовых задач не выделено в отдельные блоки учебного материала. Решение задач встречается в разных темах, но не указываются основные общие способы их решения, как правило, не выделяются одинаковые взаимосвязи между компонентами задачи. К тому же, недостаточно внимания уделяется решению задач на проценты, которые рассматриваются в 5 классе и затем встречаются в экзаменационных работах за курс основной и средней (полной) общей школы.
Арифметические способы решения текстовых задач позволяют развивать умение анализировать задачные ситуации, строить план решения с учётом взаимосвязей между известными и неизвестными величинами (с учётом типа задачи), истолковывать результат каждого действия в рамках условия задачи, проверять правильность решения с помощью обратной задачи, то есть формулировать и развивать важные общеучебные умения.
Использование алгоритмов, таблиц, рисунков, общих приемов дает возможность ликвидировать у большей части учащихся страх перед текстовой задачей, научить распознавать типы задач и правильно выбирать прием решения. Курс является дополнением школьного учебника по математике для 6 класса, направлен на формирование и развитие у учащихся умения решать текстовые задачи. Данный курс направлен на расширение знаний учащихся, повышения уровня математической подготовки, на развитие умения составлять задачи, имеющие практическое значение.
Цели обучения.
Развитие логического и алгоритмического мышления.
Создание ситуации « погружения» в нетрадиционные задачи.
Выработка навыков устной монологической речи.
Создание ситуации эффективной групповой учебной деятельности.
Повышение уровня умения решать текстовые задачи,
Развитие мышления и математических способностей учащихся,
Расширение знаний учащихся.
Задачи курса.
Развитие устойчивого интереса учащихся к математике;
Расширение и углубление знаний учащихся по программному материалу;
Развитие у учащихся умения самостоятельно и творчески работать с учебной и научно- популярной литературой;
Расширение и углубление представлений учащихся о практическом значении математике в различных областях и отраслях;
Расширение знаний учащихся о культурно-исторической ценности математики; разностороннее развитие личности;
Осуществление индивидуализации и дифференциации; научить решать задачи любой сложности;
Помочь оценить ученику свои возможности и способности с точки зрения образовательной перспективы.
Основные принципы отбора материала:
Принцип доступности;
Принцип дифференцированности;
Принцип активности (разные виды деятельности: интеллектуальная, эмоциональная, игры);
Принцип наглядности.
Методы и приемы обучения.
Укрупнение дидактических единиц в обучении математике.
Знакомство с историческим материалом по всем изучаемым темам.
Иллюстративно-наглядный метод, как основной метод всех занятий.
Индивидуальная и дифференцированная работа с учащимися.
Дидактические игры.
Формы контроля уровня достижений обучающихся осуществляются через тестовые работы, решения КИМов ОГЭ и ЕГЭ, а также выполнение олимпиадных заданий.
Планируемые результаты изучения учебного курса
Личностные результаты
Личностные универсальные учебные действия
• ориентация в системе требований при обучении математике;
• позитивное, эмоциональное восприятие математических объектов, рассуждений, решений задач, рассматриваемых проблем.
Ученик получит возможность для формирования:
• выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к изучению математики;
• умение выбирать желаемый уровень математических результатов;
• адекватной позитивной самооценки и Я-концепции.
Метапредметные образовательные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
Ученик научится:
• совместному с учителем целеполаганию в математической деятельности;
• анализировать условие задачи;
• действовать в соответствии с предложенным алгоритмом, составлять несложные алгоритмы вычислений и построений;
• применять приемы самоконтроля при решении математических задач;
• оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы на основе имеющихся шаблонов.
Ученик получит возможность научиться:
• видеть различные стратегии решения задач, осознанно выбирать способ решения;
• основам саморегуляции в математической деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Ученик научится:
• строить речевые конструкции с использованием изученной терминологии и символики, понимать смысл поставленной задачи, осуществлять перевод с естественного языка на математический и наоборот;
• осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать.
Ученик получит возможность научиться:
• задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности взаимодействия с другими;
• устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;
• отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий.
Познавательные универсальные учебные действия
Ученик научится:
• анализировать и осмысливать тексты задач, переформулировать их условия моделировать условие с помощью схем, рисунков, таблиц, реальных предметов, строить логическую цепочку рассуждений;
• формулировать простейшие свойства изучаемых математических объектов;
• с помощью учителя анализировать, систематизировать, классифицировать изучаемые математические объекты.
Ученик получит возможность научиться:
• осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.
Предметные образовательные результаты
Ученик научится:
• выполнять действия с натуральными числами и обыкновенными дробями, сочетая устные и письменные приёмы вычислений;
• решать текстовые задачи арифметическим способом.
• использовать в ходе решения задач элементарные представления, связанные с приближёнными значениями величин
• использовать понятия и умения, связанные с пропорциональностью величин, процентами, в ходе решения математических задач и задач из смежных предметов, выполнять несложные практические расчёты;
• пользоваться основными единицами длины, массы, времени, скорости, площади, объёма; выражать более крупные единицы через более мелкие и наоборот
• выполнять устно и письменно арифметические действия над числами, находить значения числовых выражений
Ученик получит возможность научиться:
• научиться использовать приёмы, рационализирующие вычисления.
• понять, что числовые данные, которые используются для характеристики объектов окружающего мира, являются преимущественно приближёнными.
Программно - методическое обеспечение
Мерзляк А.Г.и др. Сборник задач по математике для 6 класса М.-Х: "ИЛЕКСА", 2001
Шевкин А.В. Обучение решению текстовых задач в 5-6 классах.: Книга для учителя. – М.:Галс плюс, 1998. – 168 с.
Задачи для внеклассной работы по математике (5-11 классы) / А.В. Мерлин, Н.И. Мерлина/ Учебное пособие, 2-е изд., испр. и доп. Чебоксары: Изд-во Чувашского университета, 2002.
А.В. Фарков. Математические олимпиадные работы. 5-11 классы. – СПб.: Питер, 2010.
Шарыгин И.Ф., А.В. Шевкин. Задачи на смекалку: Учебное пособие для 5-6 кл. общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2003. – 95 с.
Змаева Е. Решение задач на движение/ Математика. – 2000. - №14 – С. 40 – 41.
Устные задачи на движение http://komdm.ucoz.ru/index/0-11
Шевкин А.В. и др. Сборник задач по математике для учащихся 5-6 классов.- М.:"Русское слово - РС" , 2001.
Спивак А.В Тысяча и одна задача по математике. Книга для учащихся 5-7 классов. – М.: Просвещение,- 2-е изд., 2005
Талызина Н.Ф.Формирование общих приёмов решения арифметических задач//Формирование приёмов математического мышления - М.: ТОО «Вентана --Граф», 1995
Шевкин А.В. и др. Сборник задач по математике для учащихся 5-6 классов.- М.:"Русское слово - РС" , 2001.
М.А. Куканов. Моделирование в решении задач - Волгоград: Учитель, 2009.
Математика: интеллектуальные марафоны, турниры, бои: 5- 11 классы: книга для учителя/ А. Д. Блинков и др., общ. Ред. И. Л. Соловейчик. – М.: Первое сентября, 2003. – 256 с.
И. Перельман «Живая математика». М. Изд. «Наука», 1974г.
Ф.Ф. Лысенко «Готовься к математическим соревнованиям» г. Ростов-на-Дону 2001 г.
Савин А.П. Математические миниатюры. М.: Дет. лит. 1998.