Программа факультатива «БЕЗОПАСНОСТЬ. ru»
Пояснительная записка
Данная программа базового уровня направлена на формирование и развитие у обучающихся культуры безопасного поведения в процессе жизнедеятельности, навыков действовать грамотно в опасных экстремальных и чрезвычайных ситуациях, воспитание гармоничной личности. Программа имеет социально-педагогическую направленность, поскольку всеми доступными формами вооружает юного гражданина важнейшими морально-психологическими качествами, а также знаниями и умениями, необходимыми каждому человеку.
Нормативно-правовое обеспечение дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «БЕЗОПАСНОСТЬ. ru»
- Федеральный Закон от 29 декабря 2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказ Минобрнауки России от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществлении образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 4.09.2014 г. № 1726-р «Концепция развития дополнительного образования детей»;
- Санитарно-эпидемиологические правила и нормы СанПин 2.4.4.3172-14 от 4 июля 2014 г № 41;
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 г. № 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;
- Устав МБОУ СОШ Лермонтовского сельского поселения.
Актуальность программы.
Формирование культуры безопасной жизнедеятельности в подростковом возрасте - важнейшая составная часть процесса формирования их общей культуры. Необходимость создания и ведения факультатива «БЕЗОПАСНОСТЬ. ru» обусловлена огромным образовательным значением, так как проблема безопасного поведения подростков актуальна и имеет острую социальную значимость. Родителей, педагогов тревожит проблема безопасного поведения детей на улице, дома, в местах массового скопления людей. Важно, чтобы просвещение и практическое обучение подростков было своевременным, необходимо вовремя сформировать ответственность за своё поведение жизнь и здоровье.
Педагогическая целесообразность данной программы заключается в организованном и непрерывном процессе педагогического воздействия на сознание, чувства, волю, психику и физическое развитие обучающихся, а комплексная работа, используемые формы, методы и средства в ходе образовательного процесса значительно расширяют кругозор обучающихся, позволяют подростку усилить свою ориентацию на развитие интересов и способностей, сформировать ответственность за своё поведение и здоровье.
Направления деятельности:
опасные и чрезвычайные ситуации и безопасность человека ;
начальная военная подготовка;
гражданская подготовка;
предметно-практическая деятельность;
основы медицинских знании
Формы организации занятий:
- Групповые;
- Индивидуальные;
Форма проведения занятий:
- беседа;
- практическая работа;
- игры на сплочение коллектива и развитие доверительных отношений
- просмотр видео фильмов (художественных, документальные)
- диспуты, уроки мужества, круглые столы;
- проведение Вахты Памяти, акций;
- участие в викторинах, соревнованиях, конкурсах;
- коллективные творческие дела.
Методы:
- Словесный – (объяснение, беседа, рассказ);
- Наглядный – (показ педагогом определенных действий);
- Практический – (выполнение определенных действий, упражнений, тренинг, участие в соревнованиях и мероприятиях).
Цель программы:
Формирование активной гражданской позиции и культуры безопасного поведения подростков в процессе их интеллектуального, духовно-нравственного и физического развития.
Задачи:
Повысить интерес к предмету ОБЖ;
Воспитать силу воли, мужества, стойкости, гражданственности;
Развить физические качества, навыки дисциплины, самоорганизации и умения действовать в сложных и экстремальных ситуациях;
Ожидаемые результаты:
Обучающийся научится:
действовать правильно в различных опасных и чрезвычайных ситуациях характера и в условиях вынужденной автономии в природе;
использовать правильно и по назначению первичные средства тушения пожара, огнетушитель
адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать при обнаружении неизвестного предмета, возможной угрозе взрыва (при взрыве) взрывного устройства;
соблюдать правила безопасного поведения на дорогах, выстраивать личные безопасные маршруты;
использовать при необходимости средства индивидуальной и коллективной защиты, изготавливать при
необходимости самостоятельно простейшие СЗ;
выполнять основные строевые приемы и действия;
выполнять полную сборку, разборку АК-74 и снаряжать магазин к АК;
применять приемы и правила стрельбы из пневматической винтовки;
соблюдать меры безопасности на занятиях с оружием и при проведении учебных стрельб;
Применять различные способы и соблюдать порядок во время оказания первой доврачебной помощи
Обучающийся получит возможность научится:
ориентироваться в причинах возникновения, признаках опасных или ЧС, возможных последствиях и алгоритмах действий, соответствующих ситуации;
применять в жизни, в случае возникновения опасных или чрезвычайных ситуаций полученные: знания, умения,
навыки;
Занятия факультатива проводятся 1 час в неделю.
Количество учебных часов – 34
Условия реализации программы:
- программа факультатива «БЕЗОПАСНОСТЬ. ru» реализуется в кабинетах для проектной деятельности и информатики центра «Точка роста, на плацу, в спортзале или спортивной площадке;
- имеется оружейная комната
Материально-техническое обеспечение:
- Медиа зона;
- ОЗК — 2 шт.;
- Противогазы учебные — 15 шт.;
- Респираторы – 10 шт.;
- Винтовки пневматические — 3шт.;
- Учебные приборы ВПХР, ДП-5Б;
- Учебный автомат Калашникова – 2 шт.;
- Набор «Первая медицинская помощь»;
- Набор имитаторов травм и поражений «ZARNITZA»;
- Наборы перевязочных материалов, кровоостанавливающих жгутов - 3 уп.;
- Лестничные шины – 2 шт.;
- Тренажер-манекен для отработки приемов удаления инородного тела из верхних дыхательных путей;
- Тренажер -манекен для отработки сердечно-легочной реанимации
- Медицинская сумка;
- Носилки;
- Пулеулавливатели – 2шт;
- Наборы обмундирования: костюмы, ремни, береты, перчатки, аксельбанты в количестве 10 шт.
Дидактический материал:
- Плакаты по огневой подготовке;
- Плакаты по строевой подготовке;
- Плакаты по медицинской подготовке;
- Плакаты по гражданской обороне;
- Учебные видеофильмы;
- Презентации по темам
КАЛЕНДАРНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
№ | Темы занятий. | Количество час. |
теории. | практики. |
1 | Вводное занятие | 1 | |
Раздел 1 Пожарная безопасность (7 часов) |
2 | Пожары в зданиях | 1 | |
3 | Первичные средства пожаротушения. Правила использования огнетушителей. | 1 | |
4 | Способы тушения пожаров | | 1 |
5 | Занятие -практикум "Твои действия при пожаре". | | 1 |
6 | Занятие - практикум "Эвакуация из горящего здания". | | 1 |
7 | Экскурсия в пожарную часть «Знакомство с мастерством пожарного дела» | | 1 |
Раздел 2 Безопасность на дорогах (5 часов) |
8 | Правила дорожного движения, их история. | 1 | |
9 | Дорожные разметки, знаки. Классификация дорожных знаков. | 1 | |
10 | Причины дорожно-транспортных происшествий | 1 | |
11 | Велосипедист-водитель транспортного средства. ПДД для велосипедистов. | 1 | |
12 | Наш безопасный путь в школу. Составление безопасных маршрутов. | | 1 |
Раздел 3 Безопасность личности, общества, государства (17 часов) |
13 | Оповещение населения об угрозе возникновения ЧС. Алгоритм действий | | 1 |
14 | Средства индивидуальной защиты населения и правила их использования | | 1 |
15 | Сдача нормативов по одеванию СИЗ органов дыхания и кожи | | 1 |
16 | Средства коллективной защиты населения. Классификация и правила поведения укрываемых | 1 | |
17 | Действия населения при возникновении ЧС природного характера | 1 | |
18 | Действия населения при возникновении ЧС техногенного характера | 1 | |
19 | Действия населения при возникновении ЧС социального характера. Терроризм и экстремизм | 1 | |
20 | Признаки взрывных устройств и алгоритм действий при обнаружении подозрительных предметов. Правила поведения в толпе | | 1 |
21 | Основы военной службы. Огневая подготовка: АК 47 и 74 | | 1 |
22 | Основы военной службы. Стрельба из ПВ по мишеням | | 1 |
23 | Основы военной службы. Снаряжение магазинов к АК-74 | | 1 |
24 | Ручные гранаты | 1 | |
25 | Метание ручных гранат | | 1 |
26 | Сдача нормативов по огневой подготовке | | 1 |
27 | Основы военной службы. Строевая подготовка одиночная и в составе отделения на месте | | 1 |
28 | Основы военной службы. Строевая подготовка одиночная и в составе отделения в движении | | 1 |
29 | Основы военной службы. Сдача нормативов по строевой подготовке | | 1 |
Раздел 4 Безопасность в природе (5 часов) |
30 | Безопасный отдых на природе | 1 | |
31 | Безопасное поведение на водоемах | 1 | |
32 | Оказание помощи терпящим бедствие на воде, проведение ПРП (работа с манекеном) | | 1 |
33 | Автономия. Автономное существование. Способы ориентирования в пространстве | 1 | |
34 | Игра на местности «Мастер» | | 1 |
ИТОГО 34 часов | 15 | 19 |