Подготовка к сочинению, его написание, оценка учителем и самооценка школьником занимают одно из важных мест в системе образования. Данная работа сопутствует анализу художественного текста, его интерпретации в совместной творческой деятельности учителя и учащихся.
Понимать основные проблемы общественной жизни и закономерности историко-литературного процесса того или иного периода;
Знать основные этапы творческой биографии крупнейших писателей, своеобразие эволюции их мировоззрения, метода, стиля, принадлежности их к литературным направлениям;
Умение определять роль и место каждого автора и конкретного произведения в литературной жизни, понимать конкретно-историческое и общечеловеческое значение художественных произведений;
Хорошо знать тексты программных произведений, их литературоведческие и литературно-критические оценки;
Воспринимать целостность литературного произведения, уметь выделять и характеризовать основные компоненты его формы и содержания: при анализе конкретных художественных произведений знать тему, идейное богатство, проблематику, авторские идеалы и пафос, систему образов и средств их создания, композицию и сюжет, внесюжетные элементы, конфликт, роль заглавия, эпиграфа, художественной детали, приёмы психологического изображения, особенности художественной речи ( эпитет, сравнение, олицетворение, метафора, гипербола, аллегория, символ, гротеск, антитеза), особенности жанра;
Уметь оперировать при анализе следующими теоретико-литературоведческими понятиями и терминами: роды художественной литературы и их основные жанры; литературные направления и течения; стихотворные размеры;
Самостоятельно работать с текстом и создавать собственный грамотный текст в условиях ограниченного времени, выражать свои мысли современным языком, избегая при этом ложно-публицистических штампов и общих мест, выстраивать свой текст по определённой модели, продумывать план и композицию, отбирать фактический материал в соответствии с темой.
№ | Тема занятия | Дата план | Дата факт |
1 | Конфликт, сюжет.,композиция в литературном произведении. | 4.09 | |
2 . | Подготовка к сочинению по конфликту, сюжету или композиции. | 11.09 | |
3. | Взаимопроверка работ, написание рецензии на работу товарища… | 18.09 | |
4. | Составление планов сочинений по конфликту, сюжету,композиции..составление планов,выделениелучшего. | 25.09 | |
5. | Лирические отступления и их роль в произведениях Пушкина., Гоголя. Составление плана сочинения по лирическим отступлениям. | 2.10 | |
6. | Классицизм, сентиментализм, реализм. Сочинение о литературном направлении или его чертах в произведении. | 9.10 | |
7. | Подготовка к сочинению по литературному направлению. | 16.10 | |
8. | Нормы литературного языка | 23.10 | |
9. | Рецензия как жанр экзаменационного сочинения Требования, предъявляемые к рецензии.Возможные ошибки. Технология написания. Подготовка вопросов к рецензии. | 6.11 | |
10. | Составление плана рецензии, написание вступления,знакомство с образцами рецензии | 13.11 | |
11. | Пейзаж. Практикум анализа пейзажа Сочинение – анализ пейзажа. | 20.11 | |
12. | Составление планов по сочинениям о природе в литературном произведении. | 27.11 | |
13. | Портрет. Практикум анализа портрета. Сочинение –анализ портрета. | 4.12 | |
14. | Предупреждение речевых ошибок. | 11.12 | |
15. | Повторим анализ стихотворения. | 18.11 | |
16. | Сопоставительный анализ стихотворений. Задачи, возможные ошибки, технология написания. | 25.11 | |
17. | Написание сопоставительного анализа стихотворения. | 15.01 | |
18. | Редактирование собственных работ. | 22.01 | |
19. | Анализ цикла лирических произведений. Составление планов к сочинению – анализу поэтических циклов. | 29.01 | |
20. | Стилистические упражнения. | 5.02 | |
21. | Редактирование собственных работ. | 12.02 | |
22. | Проблемно - обобщающие темы сочинений по русской литературе ХХ века. Составление планов сочинений на данную тему. | 19.02 | |
23. | Написание вступлений к проблемно – обобщающим темам по русской литературе ХХ века. | 26.02 | |
24. | Нормы литературного языка. | 4.03 | |
25. | Разные жанры ученических сочинений. Выбор жанра в зависимости от темы. | 11.03 | |
26. | Эссе как жанр ученического сочинения. | 18.03 | |
27. | Очерк как жанр ученического сочинения. | 1.04 | |
28. | Литературно – критическая статья как жанр ученического сочинения. | 8.04 | |
29-34. | Обобщающе – повторительные уроки. Подготовка к экзаменационному сочинению. | 15.04 | |
30 | Обобщающе – повторительные уроки. Подготовка к экзаменационному сочинению. | 22.04 | |
31 | Обобщающе – повторительные уроки. Подготовка к экзаменационному сочинению. | 29.04 | |
32 | Обобщающе – повторительные уроки. Подготовка к экзаменационному сочинению. | 6.05 | |
33 | Обобщающе – повторительные уроки. Подготовка к экзаменационному сочинению. | 13.05 | |
34 | Обобщающе – повторительные уроки. Подготовка к экзаменационному сочинению. | 20.05 | |