Управление образования администрации МР «Тарумовский район»
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Калиновская СОШ» Республики Дагестан
РАССМОТРЕНО: СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДАЮ:
на заседании МО зам. директора по УВР директор МКОУ «КСОШ»
математики и ______/Мусаева О.И../ ______/Черников А.Г../
информатики
Руководитель МО________ Приказ №___________ от «___» сентября 2021г.
«____» сентября 2021 г.
Протокол №_________
от «___»сентября 2021 г.
для 9 класса
2021 – 2022 учебный год
Учитель: Гаджиева А.Т.
2021-2022 уч.год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа факультативного курса предназначена для обучающихся 9-х классов общеобразовательных учреждений и рассчитана на 32 часа. Она предназначена для повышения эффективности подготовки обучающихся 9 класса к государственной (итоговой) аттестации по математике за курс основной школы и предусматривает их подготовку к дальнейшему обучению в средней школе.
Основные цели курса:
диагностика проблемных зон;
эффективное выстраивание стратегии и тактики систематического повторения;
помочь приобрести опыт планирования деятельности, решения разнообразного класса задач курса, в том числе, требующих поиска путей и способов решения, ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в формате работ ГИА.
Задачи курса:
повторить и закрепить знания, умения и навыки, полученные в 5-8 и 9 классах;
развить способность самоконтроля: времени, поиска ошибок в планируемых проблемных заданиях;
сформировать спокойное, уравновешенное отношение к экзамену;
вести планомерную подготовку к экзамену;
закрепить математические знания, которые пригодятся в обычной жизни и при продолжении образования;
Основные методические особенности курса:
Подготовка по тематическому принципу, соблюдая «правила спирали» от простых типов заданий первой части до заданий со звездочкой второй части;
Работа с тематическими тестами, выстроенными в виде логически взаимосвязанной системы, где из одного вытекает другое, т.е. правильно решенное предыдущее задание готовит понимание смысла следующего; выполненный сегодня тест готовит к пониманию и правильному выполнению завтрашнего и т. д.;
Работа с тренировочными тестами в режиме «теста скорости»;
Работа с тренировочными тестами в режиме максимальной нагрузки, как по содержанию, так и по времени для всех школьников в равной мере;
Максимальное использование наличного запаса знаний, применяя различные «хитрости» и «правдоподобные рассуждения», для получения ответа простым и быстрым способом.
Методы и формы обучения:
Методы и формы обучения определяются требованиями профилизации обучения, с учетом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся, развития и саморазвития личности. В связи с этим основные приоритеты методики изучения факультативного курса:
учет индивидуальных особенностей и потребностей учащихся;
интерактивность (работа в малых группах, ролевые игры, тренинги, вне занятий - метод проектов);
личностно-деятельностный подход , большее внимание к личности учащегося, а не к целям учителя, равноправное их взаимодействие.
МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Курс факультативного занятия по математике «Практикум по решению тестовых заданий» предназначен для дополнительных занятий с учащимися в 9 классе. Данная рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.
Рабочая программа рассчитана на 33 ч. в год, 1 ч. в неделю.
Содержание курса включает в себя следующие темы:
Арифметические действия. Сравнение чисел.
Отношения. Пропорции.
Проценты.
Формулы.
Округление чисел.
Буквенные выражения.
Степень с целыми показателем.
Многочлены.
Алгебраические дроби.
Квадратные корни.
Линейные и квадратные уравнения.
Системы уравнений с двумя неизвестными.
Составление математической модели.
Неравенства с одной переменной и системы неравенств.
Числовые последовательности.
Исследование функций и построение графика.
Таблицы, диаграммы и графики.
Неравенства. Системы неравенств.
Алгебраические уравнения и системы нелинейных уравнений.
Решение иррациональных уравнений.
Тестовые задачи.
Задания, содержащие параметр.
Элементы комбинаторики, статистики и теории вероятности.
В результате изучения курса обязательного занятия ученик должен знать:
Существо понятия алгоритма; примеры алгоритмов;
Как использовать математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических задач;
Как математические определённые функции могут описывать реальные зависимости;
Как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа.
Уметь:
выполнять основные действия со степенями с целыми показателями, с многочленами с алгебраическими дробями; выполнять разложение многочленов на множители; выполнять тожественные преобразование рациональных выражений;
применять свойства арифметических квадратных корней, для вычисления знаний и преобразований числовых выражений;
решать линейные, квадратные и рациональные уравнения, сводящие к ним, системы двух линейных неравенств и нелинейные системы;
решать тестовые задачи алгебраическим методом, интерпретировать подученный результат, проводить обор решений, исходя из формировки задачи;
распознавать арифметические и геометрические прогрессии; находить значения функции, использовать приобретенные знания и умения ив практической деятельности и повседневной жизни.
Тематическое планирование элективного курса
№ | Название темы | Количество часов |
1 | Алгебраические задания базового уровня | 13 |
2 | Геометрические задачи базового уровня | 6 |
3 | Реальная математика | 6 |
4 | Задания повышенного уровня сложности | 6 |
5 | Итоговое занятие | 2 |
| Общее количество часов | 33 |
Календарно-тематическое планирование.
Факультатив «Практикум по решению тестовых заданий» 33 ч. в год, 1 ч. в неделю.
№ занятия | Тема занятия | Кол-во уроков |
1. Алгебраические задания базового уровня (13 часов) |
Вычисления (2 часа) |
1 | Обыкновенные и десятичные дроби. Стандартный вид числа. | 1 |
2 | Тренировочные варианты. | 1 |
Уравнения и неравенства (3 часа) |
3 | Линейные и квадратные уравнения. | 1 |
4 | Линейные и квадратные неравенства. Системы неравенств. | 1 |
5 | Тренировочные варианты. | 1 |
Координатная прямая. Графики (3 часа) |
6 | Графики функций и их свойства. | 1 |
7 | Графики функций и их свойства. | 1 |
8 | Тренировочные варианты. | 1 |
Алгебраические выражения(2 часа) |
9 | Многочлены. Алгебраические дроби, степени. Допустимые значения переменной. | 1 |
10 | Тренировочные варианты. | 1 |
Последовательности (2 часа) |
11 | Числовые последовательности. Прогрессии. | 1 |
12 | Тренировочные варианты. | 1 |
13 | Обобщающий тест модуля «Алгебра» базового уровня. | 1 |
Модуль 2. Геометрические задачи базового уровня (6 часов) |
Подсчет углов(2 часа) |
14 | Треугольник. Четырехугольник. Окружность. | 1 |
15 | Тренировочные варианты. | 1 |
Площади фигур (2 часа) |
16 | Четырехугольники. Треугольник. Окружность и круг. | 1 |
17 | Тренировочные варианты. | 1 |
Выбор верных утверждений(1 час) |
18 | Тренировочные задания. | 1 |
19 | Обобщающий тест модуля «Геометрия» базового уровня. | 1 |
Модуль 3. Реальная математика (6 часов) |
Графики и диаграммы. Текстовые задачи (3 часа) |
20 | Чтение графиков и диаграмм. | 1 |
21 | Текстовые задачи на практический расчет. | 1 |
22 | Тренировочные варианты. Самостоятельная работа. | 1 |
Реальная математика. Теория вероятностей (3 часа) |
23 | Решение задач практической направленности. | 1 |
24 | Элементы комбинаторики и теории вероятностей. | 1 |
25 | Обобщающий тест модуля «Реальная математика». | 1 |
Модуль 1 и 2. Задания повышенного уровня сложности (6 часов) |
26 | Преобразования алгебраических выражений. | 1 |
27-28 | Уравнения, неравенства, системы. | 2 |
29 | Исследование функции и построение графика. Задания с параметром. | 1 |
30 | Текстовые задачи. | 1 |
31 | Геометрические задачи | 1 |
Итоговое занятие (2 часа) |
32-33 | Итоговая контрольная работа | 2 |
Основные методические особенности факультатива:
Подготовка по тематическому принципу, соблюдая «правила спирали» от простых типов заданий первой части до заданий со звездочкой второй части;
Максимальное использование наличного запаса знаний, применяя различные «хитрости» и «правдоподобные рассуждения», для получения ответа простым и быстрым способом.