1. Пояснительная записка
Рабочая программа является модифицированной авторской программы опубликованной на сайте http://proteacher.ru/2015/01/04/fakultativ_matematika_9_klass_1420369770_79109.doc
Рабочая программа факультатива по подготовке к ГИА ориентирована на учащихся 9 классов .
1.1.Общая характеристика занятий
Цель занятий направлена на подготовку учащихся к государственной (итоговой) аттестации по математике в 9 классе.
Основной особенностью этих занятий является отработка заданий по всем разделам курса математики основной школы: арифметике, алгебре, статистике и теории вероятностей, геометрии.
Так как ГИА отличается от традиционных экзаменов, то помимо дополнительной математической подготовки, требуется научить учащегося работать с тестами, заполнять правильно бланки ответов.
Учащиеся, выбравшие данный факультатив, во время уроков работают по учебнику А.Г.Мордковича «Алгебра 9» и изучают алгебру по программе для общеобразовательных учреждений 3 часа в неделю.
Занятия проводятся в форме обзорных лекций, на которых сообщаются теоретические факты, и практикумов по решению задач.
При работе будут использованы приемы парной, групповой деятельности для осуществления элементов самооценки, взаимооценки, умение работать с математической литературой и выделять главное.
Структура курса
Курс факультатива по подготовке к ГИА в 9 классе проводятся из расчета 1 час в неделю, всего 34 занятия.
Составленное календарно-тематическое планирование соответствует содержанию программ основного общего образования по математике и обеспечивает выполнение требований государственного стандарта математического образования.
1.2. Обязательный минимум содержания
Приближенные значения. Округление чисел. Стандартный вид числа
Отношения. Пропорции
Проценты
Арифметические действия. сравнение чисел
Числовые подстановки в буквенные выражения. Формулы
Буквенные выражения
Степень с целым показателем
Многочлены. Преобразование выражений
Алгебраические дроби. Преобразования рациональных выражений
Квадратные корни
Линейные и квадратные уравнения
Системы двух уравнений с двумя неизвестными
Составление математической модели по условию текстовой задачи
Неравенство с одной переменной и системы неравенств
Решение квадратных неравенств. Неравенства, содержащие переменную под знаком модуля. Системы неравенств
Числовые последовательности. Арифметическая и геометрическая прогрессии
Исследование функции и построение графика
Представление данных в виде таблиц, диаграмм и графиков
Алгебраические уравнения и системы нелинейных уравнений
Решение иррациональных уравнений, содержащих неизвестное под знаком модуля
Текстовые задачи
Задачи, содержащие параметр
Элементы комбинаторики, статистики и теории вероятностей
Геометрия
2. Результаты обучения
Результаты обучения задают систему итоговых результатов обучения, которых должны достигать все учащиеся, оканчивающие основную школу, и достижение которых является обязательным условием положительной аттестации ученика за курс основной школы.
В результате изучения факультативного курса учащиеся должны
знать:
- действия с дробями, рациональными и действительными числами;
- алгоритмы решения задач;
- основные определения, теоремы, аксиомы;
- действия с буквенными выражениями, с алгебраическими дробями;
- методы решения неравенств и уравнений;
уметь:
- выполнять вычисления и преобразования;
- выполнять преобразования алгебраических выражений;
- решать уравнения, неравенства и их системы;
- строить и читать графики функций;
- выполнять действия с геометрическими фигурами;
- применять формулы для арифметической и геометрической прогрессий.
3.СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Числа и выражения – 1ч
Преобразование выражений – 1ч
Уравнения – 4ч
Квадратные корни – 1ч
Системы уравнений – 3ч
Неравенства – 2ч
Системы неравенств – 2ч
Функции и графики – 4ч
Текстовые задачи – 4ч
Арифметическая и геометрическая прогрессии – 2ч
Уравнения и неравенства с модулем – 1ч
Уравнения и неравенства с параметром – 1ч
Элементы статистики и теории вероятности - 2ч
Геометрические задачи:
Треугольник – 1ч
Четырехугольник – 1ч
Окружность – 1ч
Тригонометрия – 1ч
Движения на плоскости – 1ч
Векторы на плоскости – 1ч
4.Список литературы
Математика. 9кл. Подготовка к ГИА-2013, алгебра, геометрия, теория вероятностей и статистики под ред. Лысенко Ф.Ф, Кулабухова С.Ю_2016.
Алгебра. Экспр.-репетитор для подг. к ГИА. Нестандартные задачи Сычева Г.В_2016.
ГИА 2013. Математика. 9кл. Типов. тест. задания_Ященко, Шестаков и др_2013.
Математика. 9кл. ГИА. Темат. тр. задан. Повыш. уровень_п.р. Семенко Е.А_2015.
Математика. 9кл. Подготовка к ГИА-2013. Темат. тесты_под ред. Лысенко Ф.Ф, Кулабухова С.Ю_2016
Алгебра. Сборник заданий для подготовки к ГИА в 9 классе. Кузнецов Л.В., Суворова С.Б., Бунимович Е.А.
Алгебра 9 класс. Подготовка к ГИА 2016. Под редакцией Лысенко Ф.Ф.
5.Информационно - техническое обеспечение:
Демоверсии 2016 - 2017 учебного года находятся на сайте Федерального института педагогических измерений (ФИПИ) (http://fipi.ru).
Варианты тестов, видеоуроки на сайте: sdamgia.ru
Видеоуроки, тестирование на сайте: egeigia.ru
Официальный информационный портал поддержки ГИА. Здесь можно найти информацию о проведении ГИА, о сроках сдачи ГИА и многое другое... http://www1.ege.edu.ru/content/view/763/201/
СайтА.А.Ларинаhttp://alexlarin.net/ege.html
Варианты тестов. http://www.ctege.info/content/category/15/67/48/
Тестирование http://uztest.ru/exam
Тестирование http://www.mathtest.ru/
Тестирование http://www.school-tests.ru/online-ege-math.html
6.КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 9 класс -34ч
факультатив (математика)
№п/п | ТЕМА | ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ |
1. | Числа и выражения |
2. | Преобразование выражений |
Уравнения 4 часа |
3. | Квадратные уравнения | Квадратное уравнение. Формулы корней квадратного уравнения. Теорема Виета. Уравнения, сводящиеся к квадратным. |
4. | Дробно-рациональные уравнения |
5. | Уравнения высших степеней |
6. | Уравнения с параметром |
7. | Квадратные корни |
Системы уравнений 3 часа |
8. | Графический способ решения | |
9. | Метод подстановки, метод сложения | |
10. | Метод введения новых неизвестных | |
Неравенства 2 часа |
11. | Линейные неравенства | |
12. | Квадратные неравенства | |
13,14 | Решение систем неравенств 2 часа |
Функции и графики 4 часов |
15. | Линейная функция | Функция. Область определения и область значений функции. Способы задания функции. График функции. Возрастание и убывание функции. Нули функции. Промежутки знакопостоянства функции. Описание свойств, чтение графиков. |
16. | Обратная пропорциональность |
17. | Квадратичная функция |
18. | Кусочно-линейная и кусочно–квадратичная функция |
| Текстовые задачи 4 часа |
19. | Задачи на движение | Арифметические способы решения задач. Решение задач с помощью уравнений и систем уравнений. |
20. | Задачи на работу |
21. | Задачи на проценты |
22. | Задачи на концентрацию, смеси и сплавы. |
23. | Арифметическая прогрессия |
24. | Геометрическая прогрессия |
25. | Уравнения и неравенства с модулем |
26. | Уравнения и неравенства с параметром |
27,28 | Элементы статистики и теории вероятности 2 часа |
Геометрические задачи 6 часов |
29. | Треугольники | Признаки равенства треугольников, признаки подобия треугольников равнобедренный треугольник, прямоугольный треугольник, теорема Пифагора, формулы для нахождения площади треугольника. |
30. | Четырехугольники | Параллелограмм, прямоугольник, ромб, трапеция, формулы для нахождения площади фигур. |
31. | Окружность | Центральные и вписанные углы, вписанная и описанная окружность. |
32. | Тригонометрия | Определение синуса, косинуса, тангенса острого угла прямоугольного треугольника, основное тригонометрическое тождество. |
33. | Движения на плоскости | Осевая и центральная симметрии |
34. | Векторы на плоскости | Сумма и разность векторов, скалярное произведение векторов |