Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №5
«Согласовано» Заместитель директора по УВР __________А.Е. Гогина «____»____________2018 г. | «Утверждаю» Директор______________ В.В. Моисеев Приказ №________от «____»_______2018г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса «Основные вопросы математики»
9 класс
1ч в неделю, 35ч в год
Учитель: Князева Ольга Юрьевна.
Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС, на основе нормативных документов:
- Закона Российской Федерации «Об образовании», ст. 32 «Компетенция и ответственность образовательного учреждения» (п.67);
- Концепции модернизации Российского образования;
- Концепции содержания непрерывного образования;
Рассмотрена на заседании методического объединения
Протокол № ___ от«____»________2018г.
- 2019 учебный год
1.Пояснительная записка
Предлагаемая рабочая программа курса по выбору предназначена для учащихся 9 класса, желающих обобщить, систематизировать и углубить свои знания по курсу математики 5–9–го классов. Письменный экзамен по математике за курс основной школы является обязательным для выпускников 9-х классов. Экзамен предполагает проверку усвоения материала на базовом и повышенном уровнях.
В процессе занятий школьники имеют возможность повторить весь необходимый теоретический материал, ликвидировать учебные пробелы и углубить свои знания по всем темам курса математики через систему разноуровневых тестовых заданий.
Программа факультатива «Основные вопросы математики» создана с целью подготовки учащихся к сдаче экзамена в новой форме итоговой аттестации в соответствии с требованиями, предъявляемыми новыми образовательными стандартами. Следует отметить, что содержание факультативного курса не выходит за рамки учебной программы по математике и направлено на усвоение основных теоретических вопросов и отработку учебных умений, предусмотренных этой программой, с учетом специфики тестовой проверки знаний.
Цели курса: Подготовить учащихся к сдаче ОГЭ в соответствии с требованиями, предъявляемыми новыми образовательными стандартами.
формирование у учащихся умения рассуждать, доказывать и осуществлять поиск решений алгебраических задач на материале алгебраического компонента 9 класса;
формирование опыта творческой деятельности, развитие мышления и математических способностей школьников.
Задачи курса:
- систематизация, обобщение и углубление учебного материала, изученного на уроках алгебры в 7–9 классах;
- развитие познавательного интереса школьников к изучению математики;
- формирование процессуальных черт их творческой деятельности;
- продолжение работы по ознакомлению учащихся с общими и частными эвристическими приемами поиска решения стандартных и нестандартных задач;
- развитие логического мышления и интуиции учащихся;
-расширение сфер ознакомления с нестандартными методами решения алгебраических задач.
- Повторить и обобщить знания по алгебре за курс основной общеобразовательной школы;
- Расширить знания по отдельным темам курса алгебра 5-9 классы; -Выработать умение пользоваться контрольно-измерительными материалами.
Место курса «Основные вопросы математики» в базисном учебном плане:
часов в год, 1 час в неделю
2.Планируемые результаты изучения курса.
Личностные результаты освоения курса:
-коммуникативной компетентности в области сотрудничества со сверстниками в образовательной деятельности;
-умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию;
-креактивность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач;
- умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности.
Метапредметные результаты освоения курса:
-умение самостоятельно планировать пути достижения целей;
-осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения задач;
-умение организовывать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками;
-овладение общими универсальными приемами и подходами к решению заданий теста.
-усвоение основных приемов мыслительного поиска.
Предметные результаты освоения курса:
-Расширение опыта самостоятельной математической деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению для решения учебно- познавательных и учебно-практических задач.
В результате изучения материалов программы обучающиеся 9 класса научатся:
-сравнивать разные приемы действий;
-выбирать удобные способы решения;
-моделировать алгоритм решения в процессе совместного обсуждения и использовать его в ходе самостоятельной работы; применять изученные способы и приёмы вычислений;
-анализировать полученные результаты;
-включаться в групповую работу, участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его;
-выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии;
-аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения;
-сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;
-контролировать свою деятельность, обнаруживать и исправлять ошибки.
Содержание программы курса
№ | Название раздела | Кол-во часов | Содержание раздела |
1 | Выражения и их преобразования | 3 | Свойства степени с натуральным и целым показателями. Свойства арифметического квадратного корня. Стандартный вид числа. Формулы сокращённого умножения. Приёмы разложения на множители. |
2 | Уравнения и системы уравнений | 7 | Способы решения различных уравнений (линейных, квадратных и сводимых к ним, дробно-рациональных и уравнений высших степеней). Различные методы решения систем уравнений (графический, метод подстановки, метод сложения).Применение специальных приёмов при решении систем уравнений. |
3 | Неравенства | 5 | Способы решения различных неравенств (числовых, линейных, квадратных). Метод интервалов. Область определения выражения. Системы неравенств. |
4 | Функции их графики | 4 | Установление соответствия между графиком функции и её аналитическим заданием. Уравнения прямых, парабол, гипербол. Геометрический смысл коэффициентов для уравнений прямой и параболы.Функции, их свойства и графики (линейная, обратно-пропорциональная, квадратичная и др.) |
5 | Элементы статистики и теории вероятности | 3 | |
6 | Арифметическая и геометрическая прогрессии | 3 | Определение арифметической и геометрической прогрессий. Рекуррентная формула. Формула n-ого члена. Характеристическое свойство. Сумма n-первых членов. Комбинированные задачи |
7 | Текстовые задачи | 4 | Задачи на проценты. Задачи на «движение», на «концентрацию», на «смеси и сплавы», на «работу». Задачи геометрического содержания. |
8 | Геометрические задачи: | 6 | Признаки равенства треугольников, признаки подобия треугольников равнобедренный треугольник, прямоугольный треугольник, теорема Пифагора, формулы для нахождения площади треугольника. Параллелограмм, прямоугольник, ромб, трапеция, формулы для нахождения площади фигур. Центральные и вписанные углы, вписанная и описанная окружность. Определение синуса, косинуса, тангенса острого угла прямоугольного треугольника, основное тригонометрическое тождество. Сумма и разность векторов, скалярное произведение векторов |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ занятия | тема | дата |
по плану | фактически |
1. | Числа и выражения. | | |
2. | Преобразование выражений. | | |
3. | Квадратные корни. Преобразование выражений. | | |
4. | Уравнения. Квадратные уравнения. | | |
5. | Дробно-рациональные уравнения. | | |
6. | Уравнения высших степеней. | | |
7. | Уравнения с параметром. | | |
8. | Системы уравнений. Графический способ решения. | | |
9. | Метод подстановки, метод сложения. | | |
10. | Метод введения новых неизвестных. | | |
11. | Линейные неравенства. | | |
12. | Квадратные неравенства. | | |
13. | Метод интервалов. | | |
14. | Решение систем неравенств . | | |
15. | Решение систем неравенств. | | |
16. | Функции и графики .Линейная функция. | | |
17. | Обратная пропорциональность. | | |
18. | Квадратичная функция. | | |
19. | Кусочно-линейная и кусочно–квадратичная функция. | | |
20. | Элементы статистики и теории вероятности. | | |
21. | Элементы статистики и теории вероятности. | | |
22. | Элементы статистики и теории вероятности. | | |
23. | Арифметическая прогрессия. Геометрическая прогрессия. | | |
24. | Арифметическая прогрессия. Геометрическая прогрессия. | | |
25. | Арифметическая прогрессия. Геометрическая прогрессия. | | |
26. | Текстовые задачи. Задачи на движение. | | |
27. | Задачи на работу. | | |
28. | Задачи на проценты. | | |
29. | Задачи на концентрацию, смеси и сплавы. | | |
30. | Треугольники. | | |
31. | Четырехугольники. | | |
32. | Окружность. | | |
33. | Тригонометрия. | | |
34. | Движения на плоскости. | | |
35. | Векторы на плоскости. | | |