СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа факультативного курса "Риторика" 6 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа "Риторика" в 7 классе рассчитана на 35 часов

 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа факультативного курса "Риторика" 6 класс»



Пояснительная записка

Рабочая программа факультативного курса «Риторика» составлена в соответствии с учебным планом МКОУ Чернавская СОШ, годовым календарным графиком на 2018-2019 учебный год, рассчитана на 35 часов.

Предлагаемый курс направлен на формирование коммуникативных (риторических) умений. Этот практикоориентированный предмет выполняет важный социальный заказ – учит успешному общению, то есть взаимодействию людей в самых различных сферах деятельности. Это и есть основная цель элективного курса.

Эффективное общение – это результативное общение, при котором реализуется коммуникативное намерение, коммуникативная задача (интенция) как практического, так и духовного плана.

Задачи элективного курса «Риторика»:

  • формирование коммуникативных компетенций шестиклассников;

  • формирование представления о речевой культуре и ее роли в жизни людей;

  • способствование усвоению учащимися основных правил нормативной речи на разных уровнях;

  • обучение ориентироваться в ситуации общения, учитывать адресат, формулировать своё коммуникативное намерение, определять свои коммуникативные удачи и неудачи.

В рабочей программе курса риторики для 6 класса выделены три смысловых блока.

Первый блок – «Общение»- даёт представление о

  • сущности того взаимодействия между людьми, которое называется общением;

  • речевой (коммуникативной) ситуации;

  • качестве речи;

  • культуре общения, его психологических аспектах.

Сведения этого блока развивают умения школьников ориентироваться в ситуации общения, определять речевую задачу, оценивать степень её успешной реализации в общении.

Второй блок – «Речевой практикум»» – даёт возможность практики речевой деятельности по заданной теме, подразумевает отработку навыков монологической речи и диалога. Краеведческая тематика материала для публичных выступлений даёт широкую возможность для реализации национально - регионального компонента программы.

Третий блок – «Письменная речь»» – знакомит с наиболее распространенными письменными речевыми жанрами и правилами их оформления.

Так как риторика как учебный предмет имеет практическую направленность, то большая часть времени на занятиях уделяется проектной деятельности.

Используются специфические приёмы работы: риторический анализ устных и письменных текстов, речевая ситуация, риторические задачи, дыхательная и артикуляционная гимнастики, риторические (коммуникативные игры) игры.

Таким образом, преподавание элективного курса по риторике основывается на системно-деятельностном подходе как основном способе получения знаний и развития коммуникативных умений: школьники анализируют примеры общения, реализуют свои высказывания в соответствии с изученными правилами, практикуются в продолжительной монологической речи.

Планируемые результаты:

Личностные результаты:

- наличие представлений о языке как важнейшем средстве общения; появление интереса к собственному языку, стремления его усовершенствовать, наличие установки на понимание собеседника в процессе общения, достаточного объема словарного запаса для выражения речевого общения с представителями любой аудитории;

- наличие достаточного объема словарного запаса, грамматических и речевых средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения, выражения собственного мнения и собственной позиции;

-осознание важности основ риторики и культуры речи как особой формы освоения информационного пространства;

-наличие осознанного уважительного отношения к языку как к средству коммуникации, потребности в его совершенствовании.

- наличие уважительного отношения к мнению окружающих, умения его принимать и понимать.

Метапредметные результаты:

-умение понимать информацию устного и письменного сообщения;

-умение создавать в устной форме короткие тексты разных публицистических жанров

- умение извлекать информацию из различных источников СМИ, ресурсов Интернета, перерабатывать ее систематизировать;

- умение формулировать проблему, выдвигать аргументы, строить логическую цепочку рассуждения, находить доказательства, подтверждающие или опровергающие тезис;

-умение устанавливать причинно - следственные связи, строить устные и письменные рассуждения на заданную тему;

- умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, жанровых особенностей и использованных жанровых особенностей и использованных языковых средств;

-умение создавать устные и письменные тексты с учетом замысла, адресата и ситуации общения;

- умение свободно, правильно излагать собственные мысли в устной и письменной форме, адекватно выражать отношение к фактам и явлениям.

Предметные результаты:

-наличие уважительного отношения к языку как к средству коммуникации, потребности в совершенствовании собственной устной и письменной речи;

- наличие способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

- наличие достаточного объема словарного запаса, грамматических и речевых средств для выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения, выражения собственного мнения и аргументирования собственной позиции;

-наличие устойчивого интереса к риторике и культуре речи, потребности применять приобретенные знания и умения в практической деятельности в процессе выпуска печатного издания.





Введение 1ч.

Чему учит риторика. Зарождение риторики как науки. Выдающиеся ораторы истории.


Общение 8ч.


Что такое общение? Коммуникативная задача. Речевая ситуация. Общение словесное – несловесное. Великая сила голоса. Учим голос «летать». Жесты помогают общаться. Уместные и неуместные жесты. Правила для слушающего. Рефлексивное и нерефлексивное слушание. Значение установки. Приемы рефлексивного и нерефлексивного слушания. Установка на восприятие. Способы и приемы слушания. Правильная речь. Надо – нельзя. Правильно – неправильно – допустимо. Человек и нормы речи. Нормативные словари. Ортология. Хорошая речь. Богатство языка и богатство своей собственной речи. Разные виды точности, лексическое богатство речи. Как важно начать. Развернутый ответ.


Речевой практикум 19ч.


Публичное выступление. Построение основной части ответа. Доказательства, аргументы, примеры. Концовка ответа. Ключевые слова для доказательства мысли. Проектная деятельность. Самопрезентация. Формы самопрезентации. Особенности жанра интервью (обстановка, роль участников, положение участников, своеобразие языка, речевой этикет). Спор. Отличия спора от ссоры. Основные компоненты спора. Задачи спора. Правила ведения спора. Аргументация собственного мнения. Притча как речевой жанр. Композиция притчи. Мораль. Речевые ситуации притчи. Языковые особенности притчи. Персонажи притч. Введение притчи в высказывание. Небывальщины. Особенности выступления в рамках предвыборной кампании. Понятие социальной рекламы.

Письменная речь 7ч.

Аннотация. Виды аннотаций. Аннотация. Понятие о жанре. Главные и факультативные элементы аннотаций. Разновидности аннотаций. Речевая задача отзыва. Составление отзыва. Письмо. Характеристика письма. Одинаковые части письма: приветствие, вступление, основная часть, заключение, подпись, дата. Коммуникативная задача письма. Этикетные слова, выражающие благодарность. Этикетные слова, выражающие просьбу. Дневниковая запись. Что, как и зачем записывать в дневнике. Дневники писателей.

Учебно- тематический план

Содержание

Кол-во часов

Введение

1

Общение

8

Речевой практикум

19

Письменная речь

7

ИТОГО

35





Требования к уровню подготовки

В результате изучения курса ученики должны знать:

• смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; сфера и ситуация речевого общения;

• основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы;

• признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);

• основные единицы языка, их признаки;

• основные нормы русского литературного языка; нормы речевого этикета;

уметь:

• различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;

• определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;

• опознавать языковые единицы; объяснять значения слов.

• успешно общаться; ориентироваться в ситуации, уместно выбирать словесные и несловесные средства для решения определённой коммуникативной задачи.

• адекватно понимать информацию письменного и устного сообщения (цель, тему основную и дополнительную, явную и скрытую информацию);

• читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);

• извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;

• воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение,);

• создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, выступление, письмо)

• осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;

• владеть различными видами монолога и диалога;

• свободно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста; адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

• соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

• соблюдать нормы русского речевого этикета;

• осуществлять речевой самоконтроль; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

владеть компетенциями: коммуникативной, языковедческой, культуроведческой;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения родного языка в жизни человека и общества;

• развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;

• увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

• использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.

Список литературы

  • Горелов И.Н., Житников В.Ф., Зюзоко М.В., Шапова Л.А. Умеете ли вы общаться? – М.: Просвещение, 2011 г.

  • Грудицина Н.Г. Азбука общения: книга для учащихся. – М.: Просвещение, 2010 г.

  • Ладыженская Т.А. Живое слово. – М.: Педагогика, 2010 г

  • Ладыженская Г.А., Сорокина Г.К., Никольская Р.К. Детская риторика в рисунках и рассказах. – М.: Педагогика, 2013 г.

  • Львова С.И. Язык в речевом общении. – М.: Просвещение, 2012г.

  • Смелкова З.С. Азбука общения: книга для преподавателя риторики в школе. –Самара, 2012г.

  • CD-ROM Коммуникативные игры и речевые ситуации. – М.: Просвещение-МЕДИА, 2010 г

8 . Методические рекомендации для учителя. Школьная риторика 6 класс

М.: Баласс, 2010

Электронные образовательные ресурсы. Образовательные порталы

http://www.edu.ru – Образовательный портал «Российской образование»

http://www.school.edu.ru – Национальный портал «Российский общеобразовательный портал»

http://www.ict.edu.ru – специализированный портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании

http://www.valeo.edu.ru/data/index.php - Специализированный портал «Здоровье и образование»

http://www.gramota.ru – Справочно-информационный портал «Грамота.ru»

http://www.ucheba.ru - Образовательный портал «УЧЕБА»

http://www.alledu.ru – “Все образование в интернет”. Образовательный информационный портал.

http://www.college.ru – первый в России образовательный интернет-портал, включающий обучение школьников.

Ресурсы для дистанционных форм обучени

Виртуальная школа Кирилла и Мифодия – http://www.vschool.km.ru

Образовательный сайт Teachpro.ru – http://www.teachpro.ru

Обучающие сетевые олимпиады – http://www.ozo.rcsz.ru

Открытый колледж – http://www.college.ru