СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Факультативного курса «Русская словесность»для 9 класса

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Факультативного курса «Русская словесность»для 9 класса

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Факультативного курса «Русская словесность»для 9 класса»

5




МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ГОРОДА НОВОСИБИРСКА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 71»


«Согласовано»

Зам. директора по УВР________________

«____»____________2016 г.


«Рассмотрено на ШМО»

Протокол № _______ от

«____»____________2016 г.


«Утверждаю»

Директор МБОУ СОШ№ 71

_____________А.А. Серафимов

Приказ №___ от «___»____2016 г.










РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Факультативного курса «Русская словесность»

для 9 класса















Составитель:

Антропова Г.А.,

учитель русского языка и

литературы









Рабочая программа факультативного курса

по русскому языку для 9 класса

«Русская словесность»

Составлена на основе Федерального компонента государственного общего образования с изменениями и дополнениями от: 3 июня 2008 г., 31 августа, 19 октября 2009 г., 10 ноября 2011 г., 24, 31 января 2012 г., 23 июня 2015 г.; учебного плана школы на 2016 – 2017 учебный год; программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений. 5-11 классы (элективные курсы)/[авт.-сост. С.И.Львова]. - 3-е изд.,стер.,-М.:Мнемозина,2009.

Пояснительная записка

Данный курс берет за основу знакомство с изобразительными возможностями русского языка в разных его проявлениях. Под этим углом зрения на занятиях рассматривается известный учащимся лингвистический материал, углубляются сведения по фонетике, лексике, словообразованию, грамматике и правописанию.

Курс предусматривает целенаправленное наблюдение за использованием разных языковых средств в лучших образцах художественной литературы, где наиболее полно проявляется изобразительно-выразительная сила русского языка. Многоаспектная языковая работа с литературными текстами позволит не только совершенствовать важнейшие речевые умения, но и сформировать элементарные навыки лингвистического анализа и выразительного чтения художественного произведения.

Программа предполагает максимальное включение школьников в разнообразную по содержанию и форме творческую деятельность: от элементарного анализа текста до создания самостоятельного высказывания с использованием уже изученных языковых художественных приемов.

Курс рассчитан на 17 часов, 1 час в неделю в течение одного полугодия.



Содержание учебного материала

Морфологические средства выразительности русской речи(10ч)

Имя существительное(1ч)

Экспрессивная функция частей речи в художественных произведениях разных писателей.

Изобразительно-выразительное использование имени существительного в художественной речи.

Обыгрывание внутренней формы фамилий литературных героев как средство художественной характеристики.

Имя прилагательное(2ч)

Образная функция имен прилагательных в произведениях писателей разных литературных направлений.

Употребление относительных, притяжательных и качественных прилагательных в переносном значении как средство речевой экспрессии.

Эпитет и языковые средства его создания; постоянные эпитеты.

Имя числительное(1ч)

Экспрессивная роль числительных в художественном тексте. Употребление числительных-символов(3,7,40,100) в произведениях устного народного творчества и литературных текстах.

Местоимение(1ч)

Экспрессивная роль местоимения в художественном тексте. Стилистическое использование устаревших местоимений.

Синонимика местоимений разных разрядов и экспрессивное их использование.

Глагол и его формы(2ч)

Экспрессивная роль глагола в художественном тексте. Употребление глагола в переносном значении; олицетворение как поэтический троп и языковые средства его создания. Использование усеченных глаголов в художественном тексте (прыг в траву).

Грамматические категории глагола как источник выразительности речи: категории времени, наклонения, вида, лица. Употребление глаголов одного времени (наклонения) в значении другого как изобразительный прием. Соединение форм прошедшего времени и настоящего в предложении с целью придания живости повествованию (пришла и говорю, прибежал и видит).

Семантико-стилистические особенности употребления инфинитива, причастия и деепричастия в художественных текстах.

Наречие(1ч)

Специфические свойства наречия, которые определяют его изобразительную функцию: близость к образной функции прилагательного и соотнесенность с другими частями речи.

Экспрессивное использование наречий разных разрядов.

Наречия сравнения (по-детски, градом) и образное использование их в художественном тексте. Использование степеней сравнения наречий и прилагательных для создания эмоционально-экспрессивной окраски.

Служебные части речи(1ч)

Роль служебных частей речи в художественных текстах.

Частица не в отрицательном сравнении. Семантическая роль противительных союзов и использование их в конструкциях художественного противопоставления.

Анализ фонетико-интонационных, пунктуационных, графико-орфографических, словообразовательных, лексических, морфологических особенностей художественного текста и выразительное его чтение.

Синтаксическое богатство русского языка(6ч)

Особенности русского синтаксиса(2ч)

Свойства русского синтаксиса, определяющие его богатство и разнообразие, безграничные возможности в передаче смысла речи и создании художественных образов: свободный порядок слов, развитая синонимика синтаксических конструкций, функционально-стилистическая закрепленность синтаксических средств.

Экспрессивное использование предложений разного типа(4ч)

Интонационное многообразие и богатство эмоциональных значений побудительных и вопросительных предложений. Лексическое и грамматическое оформление вопросительных и побудительных предложений. Особенности интонации вопросительных предложений. Риторический вопрос и его художественные функции.

Особенности интонации восклицательных предложений. Лексико-грамматические средства оформления восклицательных предложений. Наблюдение над стилистическим использованием вопросительных, побудительных и восклицательных предложений в художественных текстах.

Типы односоставных предложений. Семантико-стилистические возможности определенно-личных, неопределенно-личных и безличных предложений; использование их в художественных текстах. Выразительные возможности номинативных (назывных) предложений. Именительный представления и его эстетическая функция в художественной речи.

Семантико-грамматические свойства обобщенно-личного предложения, использование его в произведениях художественной литературы, в русских народных пословицах, поговорках, загадках.

Слова-предложения; их семантика, грамматические способы оформления и стилистическое использование в речи.

Наблюдения за употреблением в художественном тексте разных типов сложных предложений (ССП, СПП,БСП). Семантико-стилистическая роль союзов в сложных предложениях. Стилистическая окраска союзов.

Сравнение как поэтический троп и разные языковые средства его создания: сравнительные обороты, сложноподчиненные предложения с придаточным сравнения, наречия со значением сравнения и др.

Наблюдение за употреблением бессоюзных предложений в художественных текстах, в произведениях устного народного творчества.

Семантико-стилистическая функция прямой речи. Несобственно-прямая речь. Использование прямой, косвенной, несобственно-прямой речи как средства создания речевой характеристики персонажа, описания психологического состояния героя.

Стилистические фигуры речи(1ч)

Стилистические фигуры речи как синтаксические построения, обладающие повышенной экспрессией и выразительностью (бессоюзие, многосоюзие, инверсия, параллелизм, риторический вопрос и обращение, эллипсис, анафора, эпифора, антитеза, градация, умолчание и др.) Наблюдение за использованием этих стилистических фигур в художественных текстах.

Наблюдение за индивидуально-авторскими особенностями синтаксиса в произведениях русских писателей и поэтов.

Календарно-тематическое планирование


Тема занятия

1.

Морфологические средства выразительности русской речи.

Имя существительное. Стилистическое использование грамматических категорий имени существительного (число, падеж). Грамматический род и пол живых существ. Имена собственные и нарицательные; стилистическая роль собственных наименований в литературных произведениях.

2

Имя прилагательное. Употребление относительных, притяжательных и качественных прилагательных в переносном значении как средство речевой экспрессии.

3

Эпитет и языковые средства его создания; постоянные эпитеты.

4

Имя числительное. Употребление числительных-символов(3,7,40,100) в произведениях устного народного творчества и литературных текстах.

5

Местоимение. Экспрессивная роль местоимения в художественном тексте. Стилистическое использование устаревших местоимений.

6


Глагол и его формы. Употребление глагола в переносном значении; олицетворение как поэтический троп и языковые средства его создания. Использование усеченных глаголов в художественном тексте (прыг в траву).

7

Грамматические категории глагола как источник выразительности речи: категории времени, наклонения, вида, лица. Семантико-стилистические особенности употребления инфинитива, причастия и деепричастия в художественных текстах.

8

Наречие. Специфические свойства наречия, которые определяют его изобразительную функцию: близость к образной функции прилагательного и соотнесенность с другими частями речи.

Экспрессивное использование наречий разных разрядов.

9

Служебные части речи. Роль служебных частей речи в художественных текстах. Частица не в отрицательном сравнении.

10

Контроль знаний по теме «Морфологические средства выразительности русской речи».

11


Синтаксическое богатство русского языка.


Особенности русского синтаксиса. Свойства русского синтаксиса: свободный порядок слов, развитая синонимика синтаксических конструкций, функционально-стилистическая закрепленность синтаксических средств.

12

Свойства русского синтаксиса: свободный порядок слов, развитая синонимика синтаксических конструкций, функционально-стилистическая закрепленность синтаксических средств.

13


Экспрессивное использование предложений разного типа.

Лексическое и грамматическое оформление вопросительных и побудительных предложений. Особенности интонации вопросительных предложений. Риторический вопрос и его художественные функции

14

Особенности интонации восклицательных предложений. Лексико-грамматические средства оформления восклицательных предложений.Семантико-стилистические возможности определенно-личных, неопределенно-личных и безличных предложений; использование их в художественных текстах.

15

Семантико-грамматические свойства обобщенно-личного предложения, использование его в произведениях художественной литературы, в устном народном творчестве. Слова-предложения; их семантика, грамматические способы оформления и стилистическое использование в речи.

Употреблением в художественном тексте разных типов сложных предложений (ССП,СПП,БСП). Семантико-стилистическая роль союзов в сложных предложениях.

16

Сравнение как поэтический троп и разные языковые средства его создания: сравнительные обороты, сложноподчиненные предложения с придаточным сравнения, наречия со значением сравнения и др. Употреблением бессоюзных предложений в художественных текстах, в произведениях устного народного творчества.

Использование прямой, косвенной, несобственно-прямой речи как средства создания речевой характеристики персонажа, описания психологического состояния героя. Контроль знаний по теме «Синтаксическое богатство русского языка».

17

Стилистические фигуры речи

Стилистические фигуры речи как синтаксические построения, обладающие повышенной экспрессией и выразительностью (бессоюзие, многосоюзие, инверсия, параллелизм, анафора, эпифора, антитеза, градация, умолчание и др.).



Литература

Для учащихся

Введенская Л.А., Колесников Н.П. от собственных имен к нарицательным.- М., 1984.

Граник Г.Г.,Бондаренко С.М. Секреты пунктуации.- М.,1986.

Егораева ГИА. Практикум по русскому языку.9 класс.-М.,Экзамен,2011,2112.

Журавлев А.П. Звук и смысл.-М,1991.

Шанский Н.М. Занимательный русский язык.В 2ч.-М.,1996.

Шанский Н.М.Художественный текст под лингвистическим микроскопом.-М.,1986.

Для учителя

Анненков Е.И. и др. Анализ художественного произведения.-М.,1988.

Бахтин М.М. Человек в мире слова.-М,1995.

Купина Н.А.Лингвистический анализ художественного текста.-М.,1980.

Купина Н.А.Филологический анализ художественного текста:Практикум-М.,2003.

Францова Н.В. Литература. Анализ эпизода. Анализ стихотворения.-М.:Экзамен,2008.

Черемисина Н.В.Русская интонация: поэзия, проза, разговорная речь.-М.,


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!