Программа соответствует образовательному минимуму содержания основных образовательных программ и требованиям к уровню подготовки учащихся, позволяет работать без перегрузок в классе с детьми разного уровня обучения и интереса к физике. Она позволяет сформировать у учащихся достаточно широкое представление о физической картине мира.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и дает распределение учебных часов по разделам курса 10 класса с учетом межпредметных связей, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор опытов, демонстрируемых учителем в классе и лабораторных, выполняемых учащимися.
Учебная программа 10 класса рассчитана на102 часа, по 3 часа в неделю.
Физика – фундаментальная наука о природе. Научный метод познания.
Методы научного исследования физических явлений. Эксперимент и теория в процессе познания природы. Погрешности измерения физических величин. Научные гипотезы. Модели физических явлений. Физические законы и теории. Границы применимости физических законов. Физическая картина мира. Открытия в физике – основа прогресса в технике и технологии производства.
Система отсчета. Скалярные и векторные физические величины. Механическое движение и его виды. Относительность механического движения. Мгновенная скорость. Ускорение. Равноускоренное движение. Движение по окружности с постоянной по модулю скоростью. Принцип относительности Галилея.
Масса и сила. Законы динамики. Способы измерения сил. Инерциальные системы отсчета. Закон всемирного тяготения.
Закон сохранения импульса. Кинетическая энергия и работа. Потенциальная энергия тела в гравитационном поле. Потенциальная энергия упруго деформированного тела. Закон сохранения механической энергии
- переход потенциальной энергии в кинетическую и обратно.
Молекулярно – кинетическая теория строения вещества и ее экспериментальные основания.
Абсолютная температура. Уравнение состояния идеального газа.
Связь средней кинетической энергии теплового движения молекул с абсолютной температурой.
Строение жидкостей и твердых тел.
Внутренняя энергия. Работа и теплопередача как способы изменения внутренней энергии. Первый закон термодинамики. Принципы действия тепловых машин. Проблемы теплоэнергетики и охрана окружающей среды.
Опытная проверка закона Гей - Люссака.
- измерение давления газа с изменением температуры при постоянном объеме.
- устройство гигрометра и психрометра .
- кристаллические и аморфные тела.
- модели тепловых двигателей.
Элементарный электрический заряд. Закон сохранения электрического заряда. Закон Кулона. Электрическое поле. Разность потенциалов. Источники постоянного тока. Электродвижущая сила. Закон Ома для полной электрической цепи. Электрический ток в металлах, электролитах, газах и вакууме. Полупроводники.
Изучение последовательного и параллельного соединения проводников.
№ урока | Раздел | Тема урока | Кол-во часов | Требования к уровню подготовки обучающихся | Дата по плану | Дата по факту |
1 | Научный метод познания природы ( 1 час) | Что изучает физика. Физические явления. Наблюдения и опыты. Повторение за 9 класс | 2 | Знать/понимать смысл понятий: «физическое явление», «гипотеза», «закон», «теория»; уметь отличать гипотезы от научных теорий Знать/понимать сущность моделирования физических явлений и процессов | 01.09.22 05.09.22 | |
2 | МЕХАНИКА 31час | Механическое движение, виды движений, его характеристики | 1 | Знать различные виды механического движения, знать/понимать смысл физических величин: «координата», «скорость», «ускорение» Уметь назвать основные признаки, отличающие поступательное, вращательное и плоское движение | 06.09.22 | |
3 | Равномерное движение тел. Скорость. Уравнение равномерного движения. Решение задач. | 1 | Знать уравнения зависимости скорости и координаты от времени при прямолинейном равнопеременном движении | 08.09.22 | |
4 | Графики равномерного прямолинейного движения. Решение задач. | 1 | Уметь читать и анализировать графики зависимости скорости и координаты от времени, уметь составлять уравнения по приведенным графикам | 12.09.22 | |
5 | Скорость при неравномерном движении. Мгновенная скорость. Сложение скоростей. | 1 | Уметь решать задачи на определение скорости тела и его координаты в любой момент времени по заданным начальным условиям. Знать/понимать смысл понятий: «частота и период обращения», «центростремительное ускорение» | 13.09.22 | |
№ урока | Раздел | Тема урока | Кол-во часов | Требования к уровню подготовки обучающихся | Дата по плану | Дата по факту |
6 | | Прямолинейное равноускоренное движение | 1 | Уметь находить проекции векторов скорости и ускорения на координатные оси, составлять уравнения движения в проекциях Уметь решать графические задачи, задачи на одновременное движение двух тел Уметь решать задачи на определение высоты и дальности полета, времени движения для тел, брошенных под углом к горизонту | 15.09.22 | |
7 | | Решение задач на движение с постоянным ускорением. | 1 | Творчески-репродуктивный метод, фронтальная работа Ускорение. Уравнения скорости и перемещения при прямолинейном равноускоренном движении Уметь решать задачи на определение скорости и центростремительного ускорения точки при равномерном движении по окружности | 19.09.22 | |
8 | | Движение тел. Поступательное движение. Материальная точка. | 1 | Знать и понимать смысл физических понятий «механическое движение», «материальная точка», «поступательное движение» | 20.09.22 | |
9 | | Решение задач по теме « Кинематика» | 1 | Уметь решать задачи на определение скорости тела и его координаты в любой момент времени по заданным начальным условиям. | 22.09.22 | |
10 | | Контрольная работа №1 « Кинематика» | 1 | Уметь применять полученные знания при решении задач | 26.09.22 | |
11 | | Анализ контрольной работы. Решение задач | 1 | Уметь применять полученные знания при решении задач | 27.09.22 | |
12 | | Взаимодействие тел в природе. Первый закон Ньютона. | 1 | Знать и понимать смысл понятий «инерциальная и неинерциальная система отсчета». Знать первый закон Ньютона, границы его применимости. Уметь применять 1 закон Ньютона к объяснению явлений и процессов в природе и технике. | 29.09.22 | |
13-14 | | Понятие силы, как меры взаимодействия тел. | 2 | Знать/понимать смысл понятий « взаимодействие», «инертность», «инерция». Знать/понимать смысл величин «сила», «ускорение» Уметь иллюстрировать точки приложения сил и их направление. | 03.10.22 04.10.22 | |
№ урока | Раздел | Тема урока | Кол-во часов | Требования к уровню подготовки обучающихся | Дата по плану | Дата по факту |
15 | | Принцип относительности Галилея | 1 | Знать/понимать смысл понятий: «инерциальная и неинерциальная система отсчета», смысл принципа относительности Галилея | 06.10.22 | |
16 | Явление тяготения. Гравитационные силы. | 1 | Знать/понимать смысл прямой и обратной задач механики; знать историю открытия закона всемирного тяготения. Знать/понимать смысл понятий: «всемирное тяготение», «сила тяжести»; смысл величин: «постоянная всемирного тяготения», «ускорение свободного падения» | 10.10.22 | |
17 | Закон всемирного тяготения | 1 | Знать историю открытия закона всемирного тяготения. Знать/понимать смысл величин «постоянная всемирного тяготения» Знать/понимать формулу для вычисления ускорения свободного падения на разных планетах и на разной высоте над поверхностью | 11.10.22 | |
18 | Первая космическая скорость. Вес тела. Невесомость и перегрузки. | 1 | Знать/понимать смысл физической величины «сила тяжести». Знать/понимать смысл физической величины «вес тела» и физических явлений – невесомость и перегрузки. | 13.10.22 | |
19-20 | Силы упругости и силы трения | 2 | Знать /понимать смысл понятий: «упругость», «деформация», «трение», смысл величин «жесткость», коэффициент трения», закон Гука, законы трения. Уметь описывать и объяснять устройство и принцип действия динамометра, уметь опытным путем определять жесткость пружины и коэффициент трения. | 17.10.22 18.10.22 | |
21 | Решение задач: силы в механике | 1 | Знать /понимать смысл законов Ньютона, уметь применять их для объяснения механических явлений и процессов. Уметь находить равнодействующую нескольких сил. Приводить примеры опытов, иллюстрирующих границы применимости законов Ньютона. | 20.10.22 | |
№ урока | Раздел | Тема урока | Кол-во часов | Требования к уровню подготовки обучающихся | Дата по плану | Дата по факту |
22 | | Контрольная работа: «Силы в механике» | 1 | Уметь решать задачи по разделу Механика | 01.11.22 | |
23-24 | Законы сохранения в механике | 2 | Знать/понимать смысл величин «импульс тела», «импульс силы», уметь вычислять изменение импульса тела в случае прямолинейного движения. Уметь вычислять изменение импульса тела при ударе о поверхность. Знать/понимать смысл закона сохранения импульса. | 03.11.22 07.11.22 | |
25 | Реактивное движение | 1 | Уметь приводить примеры практического использования закона сохранения импульса. Знать достижения отечественной космонавтики. Уметь применять знания на практике. | 08.11.22 | |
26 | Работа силы. Мощность. | 1 | Знать/понимать смысл величин «работа», «механическая энергия», уметь вычислять работу, потенциальную и кинетическую энергию тела. | 10.11.22 | |
27 | Закон сохранения энергии в механике | 1 | Знать и понимать смысл понятий «энергии», виды энергии и закона сохранения энергии. Знать границы применимости закона сохранения энергии | 14.11.22 | |
28 | Лабораторная работа № 1 « Изучение закона сохранения механической энергии» | 1 | Уметь описывать и объяснять процессы изменения кинетической и потенциальной энергии тела при совершении работы; делать выводы на основе экспериментальных данных. Знать формулировку закона сохранения механической энергии. Работать с оборудованием и уметь измерять. | 15.11.22 | |
29-31 | | Обобщение на законы сохранения в механике. Решение задач | 3 | Знать/понимать смысл законов динамики, всемирного тяготения, законов сохранения. Знать вклад российских ученых и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие механики, уметь описывать и объяснять движение небесных тел и ИСЗ | 17.11.22 21.11.22 22.11.22 | |
№ урока | Раздел | Тема урока | Кол-во часов | Требования к уровню подготовки обучающихся | Дата по плану | Дата по факту |
32 | | Контрольная работа № 2 « Динамика. Законы сохранения в механике» | 1 | Уметь применять полученные знания и умения при решении задач. | 24.11.22 | |
33 | МОЛЕКУЛЯРНАЯ ФИЗИКА, ТЕРМОДИНАМИКА 33 часа | Строение вещества. МКТ. Броуновское движение. | 1 | Знать/понимать смысл понятий: «вещество», «атом», «молекула». Знать/понимать основные положения МКТ, уметь объяснять физические явления на основе представлений о строении вещества Уметь описывать и объяснять эксперименты, лежащие в основе МКТ | 28.11.22 | |
34 | Масса молекул. Количество вещества. | 1 | Знать/понимать смысл величин «молярная масса», «количество вещества», «постоянная Авогадро» | 29.11.22 | |
35-36 | Решение задач на расчет величин, характеризующих молекулы. | 2 | Уметь решать задачи на определение числа молекул, количества вещества, массы вещества и массы одной молекулы | 01.12.22 05.12.22 | |
37 | Силы взаимодействия молекул. Строение твердых, жидких и газообразных тел | 1 | Знать/понимать строение и свойства газов, жидкостей и твердых тел. Уметь объяснять свойства газов, жидкостей и твердых тел на основе их молекулярного строения. | 06.12.22 | |
38 | Идеальный газ в МКТ. Основное уравнение МКТ. | 1 | Уметь описывать основные черты модели «идеальный газ»; уметь объяснять давление, создаваемое газом. Знать основное уравнение МКТ. Уметь объяснять зависимость давления газа от массы, концентрации и скорости движения молекул. Знать/понимать смысл «давление», его зависимость от микропараметров. | 08.12.22 | |
№ урока | Раздел | Тема урока | Кол-во часов | Требования к уровню подготовки обучающихся | Дата по плану | Дата по факту |
39-41 | | Решение задач МКТ | 3 | Уметь применять полученные знания для решения задач, указывать причинно-следственные связи между физическими величинами | 12.12.22 13.12.22 15.12.22 | |
42 | Температура. Тепловое равновесие | 1 | Знать/понимать смысл понятия: «абсолютная температура»; смысл постоянной Больцмана. Уметь вычислять среднюю кинетическую энергию молекул при известной температуре | 19.12.22 | |
43 | Абсолютная температура. Температура – мера средней кинетической энергии движения молекул | 1 | Знать/понимать смысл понятия «абсолютная температура», постоянной Больцмана, связь между абсолютной температурой газа и средней кинетической энергией движения молекул. Уметь вычислять среднюю кинетическую энергию молекул при известной температуре. | 20.12.22 | |
44-47 | Контрольная работа Уравнение состояния идеального газа. Газовые законы. | 4 | Знать уравнение состояния идеального газа. Уметь выводить уравнение состояния идеального газа в форме, полученной Менделеевым, и в форме, полученной Клайпероном Знать/понимать смысл законов Бойля – Мариотта, Гей-Люссака и Шарля | 22.12.22 26.12.22 27.12.22 29.12.22 | |
48-50 | Решение задач на изопроцессы. | 3 | Уметь определять параметры газа в изопроцессах, уметь определять вид процесса по графику. Уметь рассчитывать параметры газа для циклических процессов, решать экспериментальные и графические задачи | 16.01.23 17.01.23 19.01.23 | |
51 | Лабораторная работа № 2 « Опытная проверка закона Гей – Люссака» | 1 | Уметь экспериментально обосновывать закона Гей – Люссака» | 23.01.23 | |
№ урока | Раздел | Тема урока | Кол-во часов | Требования к уровню подготовки обучающихся | Дата по плану | Дата по факту |
52-53 | | Насыщенный пар. Зависимость давления насыщенного пара от температуры. Кипение и испарение жидкостей. | 2 | Знать/понимать смысл понятий: «кипение», «испарение», «парообразование»; смысл величин: «относительная влажность», «парциальное давление» Уметь описывать и объяснять свойства насыщенного и ненасыщенного пара | 24.01.23 26.01.23 | |
54 | Свойства поверхности жидкостей. Капиллярные явления .Влажность воздуха и ее измерение. | 1 | Уметь измерять относительную влажность воздуха. Уметь решать экспериментальные и творческие задачи, связанные с относительной влажностью воздуха Знать/понимать смысл понятия: «поверхностное натяжение», уметь приводить примеры проявления капиллярных явлений и их практического применения Уметь измерять коэффициент поверхностного натяжения жидкости | 30.01.23 | |
55 | Кристаллические и аморфные тела | 1 | Знать/понимать различие строения и свойств кристаллических и аморфных тел. Знать/понимать закон Гука в интегральной и дифференциальной форме, знать зависимость жесткости тела от размеров и рода вещества | 31.01.23 | |
56-57 | Внутренняя энергия. Работа в термодинамике | 2 | Знать/понимать смысл величины: «внутренняя» энергия. Знать формулу для вычисления внутренней энергии. Знать/понимать смысл понятий: «количество теплоты», «работа». Уметь вычислять работу газа при изобарном расширении/сжатии уметь вычислять работу газа в циклических процессах | 02.02.23 06.02.23 | |
58-59 | Количество теплоты. Удельная теплоемкость | 2 | Знать/понимать смысл понятий «количество теплоты», «удельная теплоемкость» | 07.02.23 09.02.23 | |
60 | Первый закон термодинамики. Решение задач | 1 | Знать/понимать смысл первого закона термодинамики. Уметь решать задачи с вычислением количества теплоты, работы и изменения внутренней энергии газа. Знать/понимать формулировку первого закона термодинамики для изопроцессов | 13.02.23 | |
№ урока | Раздел | Тема урока | Кол-во часов | Требования к уровню подготовки обучающихся | Дата по плану | Дата по факту |
61 | | Необратимость процессов в природе. Решение задач. Второй закон термодинамики. | 1 | Уметь решать задачи на определение работы, количества теплоты и изменения внутренней энергии газа в изопроцессах, в циклических процессах Знать/понимать смысл понятия «адиабатный процесс»; знать формулировку первого закона термодинамики для адиабатного процесса Знать/понимать смысл второго закона термодинамики Знать/понимать смысл понятий «обратимые и необратимые процессы», , уметь объяснять причины повышения/понижения температуры газа при адиабатном сжатии/расширении | 14.02.23 | |
62-63 | Принцип действия и КПД тепловых двигателей | 2 | Знать/понимать устройство и принцип действия теплового двигателя, формулу для вычисления КПД Уметь описывать и объяснять протекание процессов в цикле Карно Знать/понимать основные виды тепловых двигателей: ДВС, паровая и газовая турбины, реактивный двигатель | 16.02.23 20.02.23 | |
64-65 | Обобщающий урок по разделу : « Молекулярная физика. Термодинамика» | 2 | Знать/понимать роль тепловых двигателей в техническом прогрессе, значение тепловых двигателей для экономических процессов, влияние экономических и экологических требований на совершенствование тепловых машин, основные направления НТП в этой сфере. Знать имена российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на создание и совершенствование тепловых машин. Уметь использовать различные источники информации для подготовки докладов и рефератов по данной теме | 21.02.23 27.02.23 | |
66 | Контрольная работа № 3 « Молекулярная физика. Основы термодинамики. | 1 | Знать/понимать первый и второй законы термодинамики; уметь вычислять работу газа, количество теплоты, изменение внутренней энергии, КПД тепловых двигателей, силу поверхностного натяжения, относительную влажность воздуха. Знать/понимать строение и свойства газов, жидкостей и твердых тел, уметь объяснять физические явления и процессы с применением основных положений МКТ | 28.02.23 | |
№ урока | Раздел | Тема урока | Кол-во часов | Требования к уровню подготовки обучающихся | Дата по плану | Дата по факту |
67 | ОСНОВЫ ЭЛЕКТРОДИНАМИКИ 37 ЧАСОВ | Электродинамика. Строение атома. Электрон. Электрический заряд и элементарные частицы | 1 | Знать/понимать смысл физических величин: «электрический заряд», «элементарный электрический заряд»; знать смысл закона сохранения заряда Уметь объяснять процесс электризации тел | 02.03.23 | |
68 | Закон сохранения электрического заряда. Закон Кулона. | 1 | Знать/понимать смысл закона Кулона, уметь вычислять силу кулоновского взаимодействия Уметь решать задачи на определение условий равновесия системы двух и более заряженных тел | 06.03.23 | |
69-71 | Решение задач ( закон сохранения электрического заряда и закон Кулона) | 3 | Знать и понимать применять при решении задач закон сохранения электрического заряда, закон Кулона | 07.03.23 09.03.23 13.03.23 | |
72 | Электрическое поле. Напряженность электрического поля. Принцип суперпозиции полей. Решение задач. | 1 | Знать/понимать смысл величины «напряженность», уметь вычислять напряженность поля точечного заряда и бесконечной заряженной плоскости. Уметь применять принцип суперпозиции электрических полей для расчета напряженности | 14.03.23 | |
73 | Силовые линии электрического поля. Решение задач. | 1 | Знать смысл понятия напряженности силовых линий электрического поля. | 16.03.23 | |
74-76 | Решение задач Контрольная работа | 3 | Уметь применять полученные знания и навыки при решении экспериментальных , графических, качественных и расчетных задач. | 20.03.23 21.03.23 23.03.23 | |
77-78 | Потенциальная энергия заряженного тела в однородном электростатическом поле | 2 | Знать/понимать смысл физических величин: «потенциал», «работа электрического поля»; уметь вычислять потенциал поля точечного заряда и бесконечной заряженной плоскости Уметь применять принцип суперпозиции электрических полей для расчета потенциала | 03.04.23 04.04.23 | |
№ урока | Раздел | Тема урока | Кол-во часов | Требования к уровню подготовки обучающихся | Дата по плану | Дата по факту |
79-80 | | Потенциал электростатического поля. Разность потенциалов. Связь между напряженностью поля и напряжением. | 2 | Знать/понимать смысл физических величин «потенциал», «работа электрического поля». Уметь вычислять работу поля и потенциал поля точечного заряда. | 06.04.23 10.04.23 | |
81-82 | Конденсаторы. Назначение, устройство и виды | 2 | Знать/понимать смысл величины «электрическая емкость» Уметь вычислять емкость плоского конденсатора | 11.04.23 13.04.23 | |
83 | Электрический ток. Условия, необходимые для его существования. | 1 | Знать/понимать смысл понятий «электрический ток», «источник тока», условия существования электрического тока, смысл величин «сила тока», «напряжение» | 17.04.23 | |
84 | Закон Ома для участка цепи. | 1 | Знать/понимать смысл закона Ома для участка цепи, уметь определять сопротивление проводников. Знать формулу зависимости сопротивления проводника от его геометрических размеров и рода вещества, из которого он изготовлен. Знать и уметь применять при решении задач законы последовательного и параллельного соединения проводников | 18.04.23 | |
85-87 | Последовательное и параллельное соединение проводников. | 3 | Знать и уметь применять при решении задач законы последовательного и параллельного соединения проводников. | 20.04.23 24.04.23 25.04.23 | |
88-89 | Лабораторная работа № 3 « Изучение последовательного и параллельного соединения проводников» | 2 | Уметь собирать электрические цепи с последовательным и параллельным соединением проводников. Знать и уметь применять при решении задач законы последовательного и параллельного соединения проводников. | 27.04.23 01.05.23 | |
90 | Работа и мощность постоянного тока | 1 | Знать и уметь применять при решении задач формул для вычисления работы и мощности электрического тока. Уметь описывать и объяснять процессы, происходящие в проводниках при прохождении через них электрического тока | 02.05.23 | |
91 | Электродвижущая сила. Закон Ома для полной цепи. | 1 | Знать формулировку закона Ома для полной цепи. Уметь измерять ЭДС и внутреннее сопротивление источника тока. | 04.05.23 | |
№ урока | Раздел | Тема урока | Кол-во часов | Требования к уровню подготовки обучающихся | Дата по плану | Дата по факту |
92 | | Лабораторная работа № 4 « Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока» | 1 | Уметь измерять ЭДС и внутреннее сопротивление источника тока, знать формулировку закона Ома для полной цепи, планировать эксперимент, выполнять измерения и вычисления. | 08.05.23 | |
93-95 | Решение задач ( законы постоянного тока) | 3 | Уметь решать задачи с применением закона Ома для участка цепи и полной цепи; уметь определять работу и мощность электрического тока | 09.05.23 11.05.23 15.05.23 | |
96 | Контрольная работа № 4 « Электростатика. Законы постоянного тока» | 1 | Уметь решать задачи с применением закона Ома для участка цепи и полной цепи; уметь определять работу и мощность электрического тока при параллельном и последовательном соединении проводников | 16.05.23 | |
97 | Электрическая проводимость различных веществ. Зависимость сопротивления проводника от температуры. Сверхпроводимость. | 1 | Уметь объяснять природу электрического тока в металлах, знать основы электронной теории, уметь объяснять причину увеличения сопротивления металлов с ростом температуры. Знать и понимать значение сверхпроводников в современных технологиях | 18.05.23 | |
98 | Электрический ток в полупроводниках. Применение полупроводниковых приборов | 1 | Уметь описывать и объяснять условия и процесс протекания электрического заряда в полупроводниках. | 22.05.23 | |
99-100 | Электрический ток в вакууме. Электронно-лучевая трубка | 2 | Уметь описывать и объяснять условия и процесс протекания электрического заряда в вакууме. | 23.05.23 25.05.23 | |
101 | | Электрический ток в жидкостях. Закон электролиза. | 1 | Знать /понимать законы Фарадея, процесс электролиза и его техническое применение. | 29.05.23 | |
102 | | Электрический ток в газах. Несамостоятельный и самостоятельный разряды | 1 | Уметь описывать и объяснять условия и процесс протекания электрического разряда в газах. | 30.05.23 | |
Всего: | 102ч | | | |