Министерство образования и науки РФ
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Таловская средняя школа» Пенжинского района
Согласовано Заместитель директора по учебной работе: ___________ Рагозина М.М. «___» _______________ 2020 г | Утверждаю Директор МКОУ «Таловская СШ»: _____________ Хусаинова А.С. Приказ № ______ «___» ______________ 2020 г |
Рабочая программа
учебного предмета
«Физика»
для 7 класса
Учитель: Цыбенова Д.С.,
высшая категория
с. Таловка, 2020 г
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по физике для 7 класса составлена на основе ФГОС, ООП ООО и примерных программ по учебным предметам. Физика 7-9 классы. Естествознание. 5 класс. Стандарты второго поколения. М.: Просвещение, 2010 г. автор Перышкин А.В.
На изучение предмета «Физика» в 7 классе отводится 2 часа в неделю.
Количество часов в год - 68
Основными видами организации учебного процесса является урок.
Формы организации учебного процесса: индивидуальная, групповая, коллективная, лабораторные и практические работы, практикумы.
Виды и формы контроля:
Виды контроля | Содержание | Методы |
Вводный | Уровень знаний школьников, общая эрудиция. | Тестирование, беседа, анкетирование, наблюдение |
Текущий | Освоение учебного материала по теме, учебной единице. | Диагностические задания: опросы, практические работы, тестирование. |
Коррекция | Ликвидация пробелов. | Повторные тесты, индивидуальные консультации. |
Итоговый | Контроль выполнения поставленных задач. | Представление продукта на разных уровнях. |
Учебник: А.В. Перышкин «Физика 7» - М: «Дрофа» - 2017
Содержание учебного предмета «Физика»
Физика и физические методы изучения природы
Физика — наука о природе. Физические тела и явления. Физический эксперимент. Моделирование явлений и объектов природы. Наблюдение и описание физических явлений. Физические величины и их измерение. Точность и погрешность измерений. Международная система единиц. Физические законы и закономерности. Физика и техника. Научный метод познания. Роль физики в формировании естественно научной грамотности.
Механические явления. Кинематика
Механическое движение. Траектория. Путь — скалярная величина. Скорость — векторная величина. Относительность механического движения. Физические величины необходимые для описания движения и взаимосвязь между ними (путь, скорость, время движения). Равномерное прямолинейное движение.
Динамика.
Инерция. Инертность тел. Взаимодействие тел. Масса — скалярная величина. Плотность вещества. Сила — векторная величина.
Сила упругости. Сила трения. Сила тяжести. Закон всемирного тяготения. Центр тяжести.
Давление. Атмосферное давление. Закон Паскаля. Закон Архимеда. Условие плавания тел. Условия равновесия твердых тел
Законы сохранения импульса и механической энергии.
Кинетическая энергия. Работа. Потенциальная энергия. Мощность. Закон сохранения механической энергии. Простые механизмы. Коэффициент полезного действия (КПД). Возобновляемые источники энергии.
Строение и свойства вещества
Строение вещества. Опыты, доказывающие атомное строение вещества. Агрегатные состояния вещества. Свойства газов, жидкостей и твёрдых тел.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
• формирование познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
• убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;
• самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
• готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями
• мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;
• формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.
Метапредметные результаты:
• овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;
• понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;
• формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;
• приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников, и новых информационных технологий для решения познавательных задач;
• развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
• освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;
• формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.
Предметные результаты:
Ученик научится:
соблюдать правила безопасности и охраны труда при работе с учебным и лабораторным оборудованием;
понимать смысл основных физических терминов: физическое тело, физическое явление, физическая величина, единицы измерения;
распознавать проблемы, которые можно решить при помощи физических методов; анализировать отдельные этапы проведения исследований и интерпретировать результаты наблюдений и опытов;
ставить опыты по исследованию физических явлений или физических свойств тел без использования прямых измерений; при этом формулировать проблему/задачу учебного эксперимента; собирать установку из предложенного оборудования; проводить опыт и формулировать выводы.
понимать роль эксперимента в получении научной информации;
проводить прямые измерения физических величин: время, расстояние, масса тела, объем, сила, температура, атмосферное давление, влажность воздуха, напряжение, сила тока, радиационный фон (с использованием дозиметра); при этом выбирать оптимальный способ измерения и использовать простейшие методы оценки погрешностей измерений.
проводить исследование зависимостей физических величин с использованием прямых измерений: при этом конструировать установку, фиксировать результаты полученной зависимости физических величин в виде таблиц и графиков, делать выводы по результатам исследования;
проводить косвенные измерения физических величин: при выполнении измерений собирать экспериментальную установку, следуя предложенной инструкции, вычислять значение величины и анализировать полученные результаты с учетом заданной точности измерений;
анализировать ситуации практико-ориентированного характера, узнавать в них проявление изученных физических явлений или закономерностей и применять имеющиеся знания для их объяснения;
понимать принципы действия машин, приборов и технических устройств, условия их безопасного использования в повседневной жизни;
использовать при выполнении учебных задач научно-популярную литературу о физических явлениях, справочные материалы, ресурсы Интернет.
Ученик получит возможность научиться:
осознавать ценность научных исследований, роль физики в расширении представлений об окружающем мире и ее вклад в улучшение качества жизни;
использовать приемы построения физических моделей, поиска и формулировки доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе эмпирически установленных фактов;
сравнивать точность измерения физических величин по величине их относительной погрешности при проведении прямых измерений;
самостоятельно проводить косвенные измерения и исследования физических величин с использованием различных способов измерения физических величин, выбирать средства измерения с учетом необходимой точности измерений, обосновывать выбор способа измерения, адекватного поставленной задаче, проводить оценку достоверности полученных результатов;
воспринимать информацию физического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации, критически оценивать полученную информацию, анализируя ее содержание и данные об источнике информации;
создавать собственные письменные и устные сообщения о физических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников.
Лабораторные работы:
Л/р № 1 «Определение цены деления измерительного прибора»
Л/р № 2 «Измерение размеров малых тел»
Л/р № 3 «Измерение массы тела на рычажных весах»
Л/р № 4 «Измерение объёма тела»
Л/р № 5 «Определение плотности вещества твёрдого тела»
Л/р № 6 «Градуирование пружины и измерение сил динамометром».
Л/р № 7 «Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело»
Л/р № 8 «Влияние условий плавания тела в жидкости»
Л/р № 9 «Выявление условия равновесия рычага». «Золотое правило механики»
Л/р № 10 «Определение КПД при подъёме тела по наклонной плоскости»
Контрольные работы:
Контрольная работа № 1 по теме: «Механическое движение. Масса тела. Плотность вещества»
Контрольная работа № 2 по теме «Силы в природе».
Контрольная работа № 3 по теме «Давление твёрдых тел жидкостей и газов».
Контрольная работа № 4 «Работа и мощность. Энергия».
Проектная деятельность учащихся:
Проект по теме: «Инерция друг или враг?»
Проект по теме: «Фонтаны от древнего мира до наших дней»
Проект по теме: «Архимедова сила и человек на воде»
Календарно-тематическое планирование 7 класс
№ | Тема урока | Дата проведения |
План | Факт |
1 | Что изучает физика. Наблюдения и опыты | 02.09 | |
2 | Физические величины. Измерение физических величин. Точность и погрешность измерений | 05.09 | |
3 | Л/р № 1 «Определение цены деления измерительного прибора». Т/б | 9.09 | |
4 | Физика и техника | 12.09 | |
5 | Строение вещества. Молекулы. Броуновское движение | 16.09 | |
6 | Л/р № 2 «Измерение размеров малых тел». Т/б | 20.09 | |
7 | Диффузия в газах, жидкостях и твёрдых телах. | 23.09 | |
8 | Взаимодействие молекул. | 27.09 | |
9 | Агрегатные состояния вещества. Различие в строении твёрдых тел, жидкостей и газов. | 30.09 | |
10 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Первоначальные сведения о строении вещества» | 03.10 | |
11 | Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение. | 07.10 | |
12 | Скорость. Единицы скорости | 10.10 | |
13 | Расчёт пути и времени движения. | 14.10 | |
14 | Явление инерции. Проект по теме: «Инерция друг или враг?» | 17.10 | |
15 | Взаимодействие тел. Решение задач | 21.10 | |
16 | Масса тела. Единицы массы. Измерение массы тела на весах | 24.10 | |
17 | Л/р № 3 «Измерение массы тела на рычажных весах» Т/б | 28.10 | |
18 | Л/р № 4 «Измерение объёма тела» Т/б | 31.10 | |
19 | Плотность вещества | 11.11 | |
20 | Л/р № 5 «Определение плотности вещества твёрдого тела» Т/б | 14.11 | |
21 | Расчёт массы и объёма тела по его плотности | 18.11 | |
22 | Решение задач. Подготовка к контрольной работе | 21.11 | |
23 | К/р № 1 по теме «Механическое движение. Масса тела. Плотность вещества» | 25.11 | |
24 | Анализ к/р. Сила. Явление тяготения. Сила тяжести | 28.11 | |
25 | Сила упругости. Закон Гука | 02.12 | |
26 | Вес тела | 05.12 | |
27 | Единицы силы. Связь между силой тяжести и массой тела | 09.12 | |
28 | Динамометр. Л/р № 6 «Градуирование пружины и измерение сил динамометром». Т/б | 12.12 | |
29 | Сложение сил, направленных вдоль одной прямой | 16.12 | |
30 | Сила трения. Трение скольжения. Трение покоя Трение в природе и технике | 19.12 | |
31 | К/р № 2 по теме «Силы в природе» | 23.12 | |
32 | Анализ к/р. Давление. Единицы давления. | 26.12 | |
33 | Способы уменьшения и увеличения давления | 09.01 | |
34 | Давление газа | 13.01 | |
35 | Закон Паскаля | 16.01 | |
36 | Давление в жидкости и газе. С/р «Давление. Закон Паскаля» (15 мин) | 20.01 | |
37 | Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда | 23.01 | |
38 | Решение задач. | 27.01 | |
39 | Сообщ-ся сосуды. Проект по теме «Фонтаны от др. мира до наших дней» | 30.01 | |
40 | Вес воздуха. Атмосферное давление. Почему существует воздушная оболочка земли | 03.02 | |
41 | Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли | 06.02 | |
42 | Барометр-анероид. Атмосф-е давление на различных высотах | 10.02 | |
43 | Решение задач | 13.02 | |
44 | Манометры. С/р по теме «Давление в жидкости и газе» (15-20 мин) | 17.02 | |
45 | Поршневой жидкостный насос | 20.02 | |
46 | Гидравлический пресс | 27.02 | |
47 | Действие жидкости и газа на погруженное в них тело | 02.03 | |
48 | Архимедова сила. Проект по теме «Архимедова сила и человек на воде» | 05.03 | |
49 | Л/р № 7 «Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело» Т/б | 12.03 | |
50 | Плавание тел | 16.03 | |
51 | Решение задач | 19.03 | |
52 | Л/р № 8 «Влияние условий плавания тела в жидкости» Т/б | 30.03 | |
53 | Решение задач | 2.04 | |
54 | Плавание судов. Воздухоплавание | 6.04 | |
55 | Решение задач | 9.04 | |
56 | К/р № 3 по теме «Давление твёрдых тел, жидкостей и газов» | 13.04 | |
57 | Анализ к/р. Механическая работа | 16.04 | |
58 | Мощность. Единицы мощности | 20.04 | |
59 | Простые механизмы. Рычаг. Равновесие сил на рычаге | 23.04 | |
60 | Момент силы | 27.04 | |
61 | Рычаги в технике, быту, природе. Применение закона равновесия рычага к блоку | 30.04 | |
62 | Л/р № 9 «Выявление условия равновесия рычага». «Золотое правило механики» Т/б | 7.05 | |
63 | Коэффициент полезного действия. | 14.05 | |
64 | Л/р № 10 «Определение КПД при подъёме тела по наклонной плоскости» Т/б | 18.05 | |
65 | Энергия. Потенциальная и кинетическая энергии. | 21.05 | |
66 | К/р №4 по теме «Работа и мощность» | 25.05 | |
67 | Анализ к/р. Превращение одного вида энергии в другой. Закон сохранения полной механической энергии | 28.05 | |
68 | Повторение | | |
12